Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные приемы создания «живого» художественного фона.

Поиск

Характерной особенностью современного художественного фона яв­ляется его динамичность. И причиной тому не только появление движу­щихся рисунков («мультяшек»). Динамичность определяется в основном возможностями самого предмета - фонирующего флажка - и специфи­кой действий большой массы участников.

Прежде, чем познакомиться со специальными приемами, обеспечи­вающими динамичность художественного фона, отметим исходные по­зиции фонирующего флажка:

ù Закрытый флажок держится двумя руками за середины каждого древка. Большой палец захватывает древко изнутри, а четыре других паль­ца - снаружи. Древки соединены между собой (флаг закрыт) и удержива­ются верхними концами на уровне подбородка участника.

ù Открытый флажок должен быть натянут. Удерживается он двумя руками за середины древок под некоторым углом к участнику. При этом верхний край флажка должен находиться на уровне глаз (не закрывая обзор), а нижний - несколько выдвинут вперед. Угол наклона флажка зависит от крутизны трибуны.

К основным приемам, которыми пользуется режиссер при создании современного художественного фона, относятся:

1. Прием «Оживление». Основан на возможности производить флаж­ком колебательные движения. Левой рукой натянутый флажок держится неподвижно, а правой производятся многократные быстрые движения древком вперед-назад. Этот прием позволяет как бы «оживить» рисунок или отдельную его деталь. Например, на экране - «горящий факел» на голубом фоне. Если участники, изображающие пламя факела, будут де­лать колебательные движения флажками, а остальные держать флажки неподвижно, то создается впечатление «горения» огня, а рисунок в це­лом становится более объемным и контрастным.

2. Прием «Вставание». Применяется для выделения рисунка или его детали на общем фоне экрана. Например, на экране появляется слово «МИР» голубого цвета на белом фоне. Участники, открывая голубые флажки, встают и держат их стоя, в то время как участники с белыми

 

флажками продолжают сидеть. При использовании этого приема слово «МИР» выглядит выпуклым, объемным.

3. Прием «Вспышка». Применяется при повторении какого-либо слова лозунга для его выделения и усиления воздействия. Выполняется быстрым закрыванием флажка и мгновенным резким его раскрыванием. Например, если демонстрируется двухкадровый лозунг «Героям - Сла­ва!», то второе слово (кадр) может быть показано «вспышкой» еще два раза, что будет читаться: «Героям - Слава! Слава! Слава!».

4. Прием «Перевертка». В нем используется наличие двух разных по цвету сторон фонирующего флажка. Например, показывается эмбле­ма труда «Серп и молот» желтого цвета на красном фоне. Если по коман­де режиссера все участники одновременно перевернут флажки, то про­изойдет смена цветов - эмблема станет красной, а фон желтым. Пере­вертка флажка делается пальцами рук. Указательные пальцы одновре­менно переносятся на другую сторону древок, т.е. вовнутрь, а большими пальцами, перенося их наружу, производится перевертка флажка движе­нием верхнего края флага по направлению от себя.

5. Прием «Залив». В рассмотренных выше приемах участники дей­ствовали одновременно: по сигналу режиссера открывали флажки (по­казывали рисунок) или делали перевертку (изменяли цвета рисунка). В приеме «Залив» используется возможность выполнения упражнений боль­шой массой участников разновременно - поочередно или с некоторым отставанием, т.е. по принципу поточных упражнений. При использова­нии данного приема появление рисунка или замена одного цвета другим происходят постепенно. «Залив» может выполняться, начиная с левого края экрана, а также справа, сверху, снизу, к центру, от центра, из любой точки или в любую точку рисунка. Режиссер, подавая команду на выпол­нение этого приема, предварительно указывает начало и направление движения «Залива» по экрану фону.

6. Прием «Блик». Основой этого приема также является перевертка, т.е. использование двух цветов флажка. Однако характер перевертки здесь иной - она выполняется не полностью, т.к. оборотная сторона флажка (другой цвет) показывается на очень короткое время, а затем флажок снова возвращается в исходное положение. Техника работы с флажком здесь отличается от обычной перевертки. «Блик» выполняется не пальцами, а кистями рук, что позволяет быстрее возвратить флажок в исходное поло­жение. При этом движение флажка производится только на себя, а не от себя, как при перевертке. Движение «Блика» по экрану фона можно со­здать практически из любой его точки, как при «Заливе». Однако, если для выполнения «Залива» достаточно одной команды на его начало, то

 

«Блик» от начала и до конца организуется режиссером и выполняется уча­стниками на его счет как поточное упражнение.

7. Прием «Машинопись». Использует возможность большой массы участников выполнять мозаичный рисунок по частям в нужной последо­вательности. Чаще всего этот прием применяется при написании слов, чисел. Появление букв и цифр на экране фона происходит поочередно, т.е. как бы пишется на пишущей машинке. Данный прием значительно разнообразит фон, делает его более динамичным и красочным.

8. Прием «Телетайп». Применяется также для написания текстов на экране фона. Он получил свое название в связи с прерывистым движени­ем строчки на экране слева направо, как при печатании на ленте телетай­па. Разработка текста, построенного на использовании этого приема, прак­тически не отличается от составления программы любого движущегося рисунка.

9. Прием «Наплыв». Применяется с целью придать особое значе­ние рисунку или слову. Например, на экране появляется слово «МИР», которое быстро увеличивается в размерах, как бы наплывая на зрителей. Движение останавливается только тогда, когда изображение занимает весь экран. Этот прием также основан на принципе раскадровки движения. Обычно готовится 3-4 кадра, на которых слово «МИР» делается разных размеров. Быстрая смена кадров в определенной последовательности (от малого изображения к большому) создает эффект движения - увели­чения рисунка на экране фона.

10. Прием «Подкладка». Применяется при исполнении различных по форме цветных калейдоскопов (движение цвета по экрану). При этом под основной флажок подкладывается другой, что позволяет использовать боль­шее количество цветов, а не только те, что есть на основном флажке.

11. Прием «Проявление». Возникновение этого приема связано с использованием на фоне флажка квадратной формы. Впервые такой флажок был применен на праздниках открытия и закрытия Олимпийс­ких Игр 1980 г. в Москве. Наиболее удобным оказался флажок разме­ром 50 х 50 см. Особенность квадратного флажка в том, что он, во-первых, облегчает составление мозаичных рисунков художнику и уве­личивает возможности фона, а во-вторых, что главное, позволяет учас­тникам держать его не только двумя руками, но и одной. Удерживая флажок одной рукой на уровне глаз за древко (второе древко внизу само натягивает флажок), участник освобождает другую руку. Это дает возможность при необходимости непрерывно, не закрывая фона, по­казывать несколько рисунков или цветных фонов. Практически прием выполняется так: удерживая открытый флажок, например, левой рукой

 

на уровне глаз, участник берет правой рукой другой флажок и совме­щает его с уже открытым, затем медленно опускает флажок в левой руке, открывая другой цвет, т.е. флажок в правой руке. Рисунок при этом появляется медленно, напоминая эффект проявления снимка на фотобумаге. Теперь, показывая рисунок правой рукой, участник мо­жет свободно действовать левой и т.д.

12. Прием «Волна». Выполняется медленным последовательным под­ниманием и опусканием флажков, начиная со средней линии фона или с флангов. Выполняется всей колонной под счет или музыку. То или дру­гое служат ориентирами только для колонны, начинающей «Волну», а остальные участники выполняют движение, чуть отставая от ведущих. При обучении «Волне» рекомендуется захватить руками древки сосед­них флажков, образуя единую линию, что помогает быстрее освоить вол­нообразное движение.

13. Прием «Уголок». Выполняется перегибанием флажка по диаго­нали путем опускания его верхнего правого угла к нижнему левому с последующим возвращением в исходное положение. Оба движения вы­полняются по команде режиссера. Прием хорошо смотрится при про­хождении парада участников, их выхода и перестроений на поле под мар­шевую музыку. В этом случае «Уголок» выполняется на каждый такт или полтакта марша.

Указанные приемы применяются режиссером не только «в чис­том виде», как они описаны выше, но и в сочетании друг с другом. Например, прием «Оживление» соединяется со «Вставанием», «Вста­вание» - с «Заливом», «Машинопись» - со «Вставанием» и пр. Это уже сфера творческой деятельности режиссера художественного фона.

Окончательно программа фона дорабатывается на репетициях. Здесь режиссер определяет приемы показа каждого рисунка фона, уточняет всю программу в целом. Именно в процессе этой работы художественный фон формируется как выразительное средство мас­сового спортивно-художественного представления на стадионе. Наи­более ярко здесь проявляются и творческие способности режиссера, его опыт.

Участники фона в этот период окончательно уточняют и оформля­ют свои карточки. В них, помимо цвета флажка, для каждого номера рисунка отмечаются приемы его выполнения, а также со слов режис­сера делаются пометки, касающиеся особенностей действий участ­ников.

 

Управление фоном.

Режиссер фона во время представления очень напоминает дирижера оркестра. Он, как дирижер, на протяжении всего спектакля, не отходит от своего пульта, внимательно следит и руководит действиями участников фона. Режиссер ведет фон, дирижирует им. Но, если дирижер всегда нахо­дится рядом с оркестром, то режиссер фона располагается очень далеко от участников, да и «оркестр» у него гораздо больше.

Во время представления совсем не просто найти режиссера фона на стадионе. Он всегда находит себе незаметное место - на противополож­ной от фона трибуне, где-нибудь на галерее, а то и вовсе забирается на козырек трибуны, чтобы меньше бросаться в глаза зрителям. Главное условие при выборе места для пульта управления - хорошая взаим­ная видимость режиссера и участников фона. Это очень важно, т.к. связь между ними на таком большом расстоянии осуществляется визу­ально, с помощью зрительных сигналов.

До 1977 г. такая связь вполне соответствовала уровню сложности худо­жественного фона. Фон был менее динамичен, не использовались многие из представленных выше приемов показа рисунков, отсутствовали движу­щиеся рисунки и т.п. Фон не требовал от участников такой молниеносной реакции и быстроты действий, которые стали необходимы с повышением интенсивности работы. Поэтому визуальная система связи между режиссе­ром и участниками фона обеспечивала достаточно высокую точность и надежность их совместной работы. Правда, уже тогда ощущался главный недостаток этой системы, а именно - перегруженность зрительного анали­затора участников, что приводило к отдельным ошибкам.

Действительно, при визуальной системе связи участнику приходится внимательно следить за сигналами режиссера, одновременно переводить взгляд на карточку-программу, отыскивать и готовить для показа флажок нужного цвета и, наконец, по сигналу открывать флажок. В таких усло­виях, даже при показе статических рисунков, зрение участников быстро утомляется, иони могут допускать ошибки. Тем более это возможно при показе движущихся рисунков.

Зрительная (визуальная) система управления фоном, несмотря наряд очевидных недостатков, все еще применяется в практике руковод­ства фоном преимущественно статического характера. Поэтому рассмот­рим, как она действует. Тем более что отдельные ее элементы включа­ются и в современную систему управления фоном.

Прежде всего, уточним, какую самую необходимую информацию по­лучают участники фона во время представления:

 

ù они своевременно предупреждаются режиссером о готовности к вы­полнению очередного действия;

ù получают информацию о показе необходимого рисунка и о приеме его выполнения;

ù получают команду на открытие рисунков;

ù получают информацию о выполнении необходимых по замыслу ре­жиссера приемов во время показа рисунка, а также гладких цветных фо­нов по ходу представления;

ù получают команду на закрытие рисунка.

В процессе репетиций с микрофоном, режиссер, давая словесные по­яснения, постепенно знакомит участников с системой визуальных сигна­лов передачи необходимой информации и обучает действовать по этим сигналам.

Для передачи сигналов используются:

ù планшеты с цифрами от 0 до 9 (размером 120 х 80 см.) для показа участникам фона номера рисунка (если рисунков более 100, то готовится три комплекта планшетов);

ù копии всех фонирующих флажков и других предметов, имеющихся у участников (иногда их делают несколько больших размеров по сравне­нию с оригиналами, чтобы они были лучше видны участникам);

ù специальный, отличающийся по цвету флаг для показа сигнала «Вни­мание» - флаг «Внимание»;

ù специальный, отличающийся по цвету флаг для подачи команды на действие, т.е. открытие или закрытие рисунка - флаг «Старт».

Режиссер готовит себе помощников для управления фоном. Обычно они по указанию режиссера показывают участникам планшеты с номе­рами рисунков, а один из них следит за партитурой фона.

Сам режиссер должен хорошо знать сценарий и на его основе со­здать свой замысел художественного фона на данное представление, т.е. заранее определить время и место показа соответствующих ри­сунков, приемы их демонстрации, цвет, время и приемы показа глад­ких фонов по ходу представления. Замысел разрабатывается с уче­том общего замысла представления и выражается в, так называе­мой, партитуре фона.

Партитура фона составляется режиссером в период репетиционной работы. Она помогает ему руководить фоном во время представления. Строго определенной формы партитуры не существует. Каждый режис­сер составляет ее так, как ему удобно. Как правило, партитура фона включает:

ù краткое описание действия на поле и его длительность;

 

ù номер рисунка и его название;

ù момент открытия рисунка;

ù приемы открытия рисунка;

ù приемы демонстрации рисунка;

ù момент закрытия рисунка в соответствии с действиями на поле.

В партитуру вписываются все рисунки, а также действия участников фона (аплодисменты, скандирование лозунгов, выполнение простых уп­ражнений и т.п.), если это предусмотрено сценарием представления. Глад­кие цветные фоны, как правило, не имеют своего номера и не вносятся в карточку участника. Однако в партитуре они всегда находят отражение. Показывают их участники по особым сигналам режиссера.

Ниже представлены некоторые сложившиеся в практике зритель­ные сигналы управления фоном:

ù Если режиссер поднимает вверх флаг «Внимание» и делает им не­сколько взмахов влево - вправо, то это сигнал «Внимание - приготовить­ся!». Участники фона должны внимательно смотреть в сторону команд­ного пульта и ждать следующего сигнала.

ù На режиссерском пульте появились планшеты с цифрами, обознача­ющими номер определенного рисунка. Участники находят в своей кар­точке соответствующий номер и готовят нужный цвет флажка. Флажок закрытым ставят в исходную позицию (нужным цветом от себя). Далее внимательно смотрят на режиссера, ожидая следующего сигнала.

ù Режиссер поднимает флаг «Старт» вверх, а затем резко делает им от­машку вниз. Это сигнал на открытие рисунка. Участники все одновременно быстро открывают флажки, и на фоне появляется рисунок. Если режиссер решил открыть рисунок, используя прием «Залив», например, в направле­нии по экрану справа налево, то он должен, прежде чем дать отмашку фла­гом «Старт», показать сигнал на выполнение данного приема. Обычно это делается так: держа одну руку вверху с поднятым флагом «Старт», другой рукой он делает движение слева направо, указывая тем самым место начала и направление «Залива» на экране. По отмашке флагом «Старт» участники начинают выполнять прием с правого фланга, т.е. последовательно откры­вать флажки для показа рисунка. Аналогично режиссер может дать сигнал на выполнение приема «Залив» с другого фланга, а также сверху вниз или снизу вверх, из любого угла экрана. Для этого необходимо заранее догово­риться с участниками об условном сигнале.

ù Режиссер решил открыть гладкий цветной фон, например, красного цвета. Для этого он должен, прежде всего, сосредоточить на себе внима­ние участников, т.е. поднять флаг «Внимание». Затем нужно взять фони-рующий флажок и открыть его в сторону участников на красный цвет. На

данный сигнал участники должны подготовить данный цвет к показу и открыть его по отмашке флагом «Старт».

ù Режиссер на открытом уже участниками фона рисунке, например, «красная звезда» на голубом фоне, решил сделать изображение объем­ным и более выразительным, Для этого он сначала вновь сосредотачивает внимание участников на себе, а затем открывает в сторону участников флажок красного цвета и делает им колебательные движения. Участники, держащие красные флажки, т.е. образующие звезду, их повторяют. Так передается сигнал на выполнение приема «Оживление». Аналогично раз­рабатываются сигналы и на выполнение других приемов. Например, сиг­налом для выполнения приема «Перевертка» может служить переворачи­вание планшетов с цифрами на другую (пустую) сторону и т.п.

ù Чтобы закрыть рисунок, режиссер быстро поднимает флаг «Старт» и делает им несколько движений влево - вправо, привлекая внимание участников, а затем дает отмашку на закрытие рисунка.

Невозможно описать все сигналы, применяемые режиссером для уп­равления фоном. Здесь главное понять принцип образования сигналов и способов их передачи.

Как видно, система управления фоном, основанная только на зри­тельной связи «режиссер - участники», очень громоздкая, и требует огромного напряжения внимания участников на протяжении всего представления. Но главное - она не позволяет раскрыть всех возмож­ностей фона, ограничивает режиссера в воплощении его замысла. При такой системе управления почти невозможно показать на экране дви­жущиеся рисунки, а также отдельные очень эффектные приемы, спо­собствующие увеличению динамичности фона. Эта система не га­рантирует высокого качества выполнения рисунков и конкретных при­емов.

В настоящее время, особенно при проведении масштабных пред­ставлений, используется усовершенствованная система управления фоном, которую называют смешанной. В ней для связи «режиссер - участники» используется не только зрение, но и слух. Причем ос­новным здесь является именно слуховое восприятие участниками команд режиссера, а зрение служит лишь дополнительным каналом связи. Поэтому другое название этой системы управления фоном - звуковая (аудиальная) система.

Данная система существенно облегчает работу участников и режис­сера. Участники меньше устают, а, следовательно, меньше допускают ошибок. Режиссер же, имея постоянную связь с фоном по радио (микро­фон), может по ходу представления давать любые указания участникам.

 

Такая система значительно проще, мобильнее. Она позволяет режиссеру полностью воплотить в работе фона свой творческий замысел.

Однако эта система управления фоном требует специального техни­ческого оснащения. Чтобы установить звуковую связь «режиссер - учас­тники фона», делается, так называемая, подзвучка. В районе расположе­ния фона устанавливаются динамики строго направленного звучания на определенные участки экрана, а на пульте у режиссера оборудуется мик­рофон. Система подзвучки организуется так, чтобы все реплики и ко­манды режиссера были одинаково хорошо слышны всем участникам фона, но не доносились бы до зрителей. Динамики устанавливаются или по фрон­ту расположения участников, или на флангах, а иногда и прямо среди уча­стников. Режиссер, управляя фоном по микрофону, старается не повы­шать голоса и выходит в эфир только тогда, когда это необходимо.

Звуковая система связи подстраховывается отдельными элементами зрительной связи. Например, номера рисунков, называемые режиссером в микрофон, часто дублируются показом планшетов с соответствующи­ми цифрами. Это дает возможность режиссеру давать каждое указание или команду только один раз, и гарантирует точность показа нужного рисунка, учитывая, что среди участников наверняка есть люди с домини­рованием как зрительной, так и слуховой модальности восприятия и за­поминания информации. Зрительной остается и обратная связь «участ­ники - режиссер».

Для режиссера очень важно уметь определять готовность участников к показу рисунка. Сигналом готовности, как правило, является прекра­щение всякого движения в исходном положении для начала действия, например, участники держат закрытый флажок в исходной позиции и внимательно смотрят на режиссера.

Таким образом, работа художественного фона требует предельно­го внимания и от участников, и от режиссера. Здесь не нужна излишняя поспешность. Прежде, чем дать отмашку флагом или подать команду на выполнение какого-либо действия, режиссер должен быть твердо уверен, что все участники его поняли и исполнят действие так, как он задумал.

Обобщая опыт режиссерской работы с фоном, можно сказать, что возможности художественного фона как выразительного средства дале­ко не исчерпаны. Почти в каждом крупном представлении, где использу­ется художественный фон, идет поиск и появляются новинки. Это может быть новый прием показа рисунка, или совершенно новое действие, ка­залось бы, не характерное для фона, например, выполнение поточных упражнений, или превращение фона в киноэкран и т.п. Подобные «изю-

 

минки» в работе фона режиссер должен искать постоянно, а найдя, смело вводить в представление.

Вопросы для повторения:

1. Что является основным содержанием предварительного и основно­го этапов подготовки художественного фона?

2. Что такое программа и партитура художественного фона?

3. Какова специфика создания мозаичных (статических и движущихся) рисунков и панно для художественного фона?

4. Каковы преимущества и недостатки каждого из трех основных спо­собов расписывания фона вручную?

5. Какие преимущества дает использование компьютера для создания рисунков и программы художественного фона?

6. Расскажите о приемах создания «живого» художественного фона. На чем они основаны?

7. Каковы особенности зрительной и смешанной (звуковой) систем уп­равления фоном?

 

Часть III

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА

ГЛАВА 9

ШТАБ ПОДГОТОВКИ МАССОВОГО



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.0 (0.013 с.)