Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные приемы создания «живого» художественного фона.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Характерной особенностью современного художественного фона является его динамичность. И причиной тому не только появление движущихся рисунков («мультяшек»). Динамичность определяется в основном возможностями самого предмета - фонирующего флажка - и спецификой действий большой массы участников. Прежде, чем познакомиться со специальными приемами, обеспечивающими динамичность художественного фона, отметим исходные позиции фонирующего флажка: ù Закрытый флажок держится двумя руками за середины каждого древка. Большой палец захватывает древко изнутри, а четыре других пальца - снаружи. Древки соединены между собой (флаг закрыт) и удерживаются верхними концами на уровне подбородка участника. ù Открытый флажок должен быть натянут. Удерживается он двумя руками за середины древок под некоторым углом к участнику. При этом верхний край флажка должен находиться на уровне глаз (не закрывая обзор), а нижний - несколько выдвинут вперед. Угол наклона флажка зависит от крутизны трибуны. К основным приемам, которыми пользуется режиссер при создании современного художественного фона, относятся: 1. Прием «Оживление». Основан на возможности производить флажком колебательные движения. Левой рукой натянутый флажок держится неподвижно, а правой производятся многократные быстрые движения древком вперед-назад. Этот прием позволяет как бы «оживить» рисунок или отдельную его деталь. Например, на экране - «горящий факел» на голубом фоне. Если участники, изображающие пламя факела, будут делать колебательные движения флажками, а остальные держать флажки неподвижно, то создается впечатление «горения» огня, а рисунок в целом становится более объемным и контрастным. 2. Прием «Вставание». Применяется для выделения рисунка или его детали на общем фоне экрана. Например, на экране появляется слово «МИР» голубого цвета на белом фоне. Участники, открывая голубые флажки, встают и держат их стоя, в то время как участники с белыми
флажками продолжают сидеть. При использовании этого приема слово «МИР» выглядит выпуклым, объемным. 3. Прием «Вспышка». Применяется при повторении какого-либо слова лозунга для его выделения и усиления воздействия. Выполняется быстрым закрыванием флажка и мгновенным резким его раскрыванием. Например, если демонстрируется двухкадровый лозунг «Героям - Слава!», то второе слово (кадр) может быть показано «вспышкой» еще два раза, что будет читаться: «Героям - Слава! Слава! Слава!». 4. Прием «Перевертка». В нем используется наличие двух разных по цвету сторон фонирующего флажка. Например, показывается эмблема труда «Серп и молот» желтого цвета на красном фоне. Если по команде режиссера все участники одновременно перевернут флажки, то произойдет смена цветов - эмблема станет красной, а фон желтым. Перевертка флажка делается пальцами рук. Указательные пальцы одновременно переносятся на другую сторону древок, т.е. вовнутрь, а большими пальцами, перенося их наружу, производится перевертка флажка движением верхнего края флага по направлению от себя. 5. Прием «Залив». В рассмотренных выше приемах участники действовали одновременно: по сигналу режиссера открывали флажки (показывали рисунок) или делали перевертку (изменяли цвета рисунка). В приеме «Залив» используется возможность выполнения упражнений большой массой участников разновременно - поочередно или с некоторым отставанием, т.е. по принципу поточных упражнений. При использовании данного приема появление рисунка или замена одного цвета другим происходят постепенно. «Залив» может выполняться, начиная с левого края экрана, а также справа, сверху, снизу, к центру, от центра, из любой точки или в любую точку рисунка. Режиссер, подавая команду на выполнение этого приема, предварительно указывает начало и направление движения «Залива» по экрану фону. 6. Прием «Блик». Основой этого приема также является перевертка, т.е. использование двух цветов флажка. Однако характер перевертки здесь иной - она выполняется не полностью, т.к. оборотная сторона флажка (другой цвет) показывается на очень короткое время, а затем флажок снова возвращается в исходное положение. Техника работы с флажком здесь отличается от обычной перевертки. «Блик» выполняется не пальцами, а кистями рук, что позволяет быстрее возвратить флажок в исходное положение. При этом движение флажка производится только на себя, а не от себя, как при перевертке. Движение «Блика» по экрану фона можно создать практически из любой его точки, как при «Заливе». Однако, если для выполнения «Залива» достаточно одной команды на его начало, то
«Блик» от начала и до конца организуется режиссером и выполняется участниками на его счет как поточное упражнение. 7. Прием «Машинопись». Использует возможность большой массы участников выполнять мозаичный рисунок по частям в нужной последовательности. Чаще всего этот прием применяется при написании слов, чисел. Появление букв и цифр на экране фона происходит поочередно, т.е. как бы пишется на пишущей машинке. Данный прием значительно разнообразит фон, делает его более динамичным и красочным. 8. Прием «Телетайп». Применяется также для написания текстов на экране фона. Он получил свое название в связи с прерывистым движением строчки на экране слева направо, как при печатании на ленте телетайпа. Разработка текста, построенного на использовании этого приема, практически не отличается от составления программы любого движущегося рисунка. 9. Прием «Наплыв». Применяется с целью придать особое значение рисунку или слову. Например, на экране появляется слово «МИР», которое быстро увеличивается в размерах, как бы наплывая на зрителей. Движение останавливается только тогда, когда изображение занимает весь экран. Этот прием также основан на принципе раскадровки движения. Обычно готовится 3-4 кадра, на которых слово «МИР» делается разных размеров. Быстрая смена кадров в определенной последовательности (от малого изображения к большому) создает эффект движения - увеличения рисунка на экране фона. 10. Прием «Подкладка». Применяется при исполнении различных по форме цветных калейдоскопов (движение цвета по экрану). При этом под основной флажок подкладывается другой, что позволяет использовать большее количество цветов, а не только те, что есть на основном флажке. 11. Прием «Проявление». Возникновение этого приема связано с использованием на фоне флажка квадратной формы. Впервые такой флажок был применен на праздниках открытия и закрытия Олимпийских Игр 1980 г. в Москве. Наиболее удобным оказался флажок размером 50 х 50 см. Особенность квадратного флажка в том, что он, во-первых, облегчает составление мозаичных рисунков художнику и увеличивает возможности фона, а во-вторых, что главное, позволяет участникам держать его не только двумя руками, но и одной. Удерживая флажок одной рукой на уровне глаз за древко (второе древко внизу само натягивает флажок), участник освобождает другую руку. Это дает возможность при необходимости непрерывно, не закрывая фона, показывать несколько рисунков или цветных фонов. Практически прием выполняется так: удерживая открытый флажок, например, левой рукой
на уровне глаз, участник берет правой рукой другой флажок и совмещает его с уже открытым, затем медленно опускает флажок в левой руке, открывая другой цвет, т.е. флажок в правой руке. Рисунок при этом появляется медленно, напоминая эффект проявления снимка на фотобумаге. Теперь, показывая рисунок правой рукой, участник может свободно действовать левой и т.д. 12. Прием «Волна». Выполняется медленным последовательным подниманием и опусканием флажков, начиная со средней линии фона или с флангов. Выполняется всей колонной под счет или музыку. То или другое служат ориентирами только для колонны, начинающей «Волну», а остальные участники выполняют движение, чуть отставая от ведущих. При обучении «Волне» рекомендуется захватить руками древки соседних флажков, образуя единую линию, что помогает быстрее освоить волнообразное движение. 13. Прием «Уголок». Выполняется перегибанием флажка по диагонали путем опускания его верхнего правого угла к нижнему левому с последующим возвращением в исходное положение. Оба движения выполняются по команде режиссера. Прием хорошо смотрится при прохождении парада участников, их выхода и перестроений на поле под маршевую музыку. В этом случае «Уголок» выполняется на каждый такт или полтакта марша. Указанные приемы применяются режиссером не только «в чистом виде», как они описаны выше, но и в сочетании друг с другом. Например, прием «Оживление» соединяется со «Вставанием», «Вставание» - с «Заливом», «Машинопись» - со «Вставанием» и пр. Это уже сфера творческой деятельности режиссера художественного фона. Окончательно программа фона дорабатывается на репетициях. Здесь режиссер определяет приемы показа каждого рисунка фона, уточняет всю программу в целом. Именно в процессе этой работы художественный фон формируется как выразительное средство массового спортивно-художественного представления на стадионе. Наиболее ярко здесь проявляются и творческие способности режиссера, его опыт. Участники фона в этот период окончательно уточняют и оформляют свои карточки. В них, помимо цвета флажка, для каждого номера рисунка отмечаются приемы его выполнения, а также со слов режиссера делаются пометки, касающиеся особенностей действий участников.
Управление фоном. Режиссер фона во время представления очень напоминает дирижера оркестра. Он, как дирижер, на протяжении всего спектакля, не отходит от своего пульта, внимательно следит и руководит действиями участников фона. Режиссер ведет фон, дирижирует им. Но, если дирижер всегда находится рядом с оркестром, то режиссер фона располагается очень далеко от участников, да и «оркестр» у него гораздо больше. Во время представления совсем не просто найти режиссера фона на стадионе. Он всегда находит себе незаметное место - на противоположной от фона трибуне, где-нибудь на галерее, а то и вовсе забирается на козырек трибуны, чтобы меньше бросаться в глаза зрителям. Главное условие при выборе места для пульта управления - хорошая взаимная видимость режиссера и участников фона. Это очень важно, т.к. связь между ними на таком большом расстоянии осуществляется визуально, с помощью зрительных сигналов. До 1977 г. такая связь вполне соответствовала уровню сложности художественного фона. Фон был менее динамичен, не использовались многие из представленных выше приемов показа рисунков, отсутствовали движущиеся рисунки и т.п. Фон не требовал от участников такой молниеносной реакции и быстроты действий, которые стали необходимы с повышением интенсивности работы. Поэтому визуальная система связи между режиссером и участниками фона обеспечивала достаточно высокую точность и надежность их совместной работы. Правда, уже тогда ощущался главный недостаток этой системы, а именно - перегруженность зрительного анализатора участников, что приводило к отдельным ошибкам. Действительно, при визуальной системе связи участнику приходится внимательно следить за сигналами режиссера, одновременно переводить взгляд на карточку-программу, отыскивать и готовить для показа флажок нужного цвета и, наконец, по сигналу открывать флажок. В таких условиях, даже при показе статических рисунков, зрение участников быстро утомляется, иони могут допускать ошибки. Тем более это возможно при показе движущихся рисунков. Зрительная (визуальная) система управления фоном, несмотря наряд очевидных недостатков, все еще применяется в практике руководства фоном преимущественно статического характера. Поэтому рассмотрим, как она действует. Тем более что отдельные ее элементы включаются и в современную систему управления фоном. Прежде всего, уточним, какую самую необходимую информацию получают участники фона во время представления:
ù они своевременно предупреждаются режиссером о готовности к выполнению очередного действия; ù получают информацию о показе необходимого рисунка и о приеме его выполнения; ù получают команду на открытие рисунков; ù получают информацию о выполнении необходимых по замыслу режиссера приемов во время показа рисунка, а также гладких цветных фонов по ходу представления; ù получают команду на закрытие рисунка. В процессе репетиций с микрофоном, режиссер, давая словесные пояснения, постепенно знакомит участников с системой визуальных сигналов передачи необходимой информации и обучает действовать по этим сигналам. Для передачи сигналов используются: ù планшеты с цифрами от 0 до 9 (размером 120 х 80 см.) для показа участникам фона номера рисунка (если рисунков более 100, то готовится три комплекта планшетов); ù копии всех фонирующих флажков и других предметов, имеющихся у участников (иногда их делают несколько больших размеров по сравнению с оригиналами, чтобы они были лучше видны участникам); ù специальный, отличающийся по цвету флаг для показа сигнала «Внимание» - флаг «Внимание»; ù специальный, отличающийся по цвету флаг для подачи команды на действие, т.е. открытие или закрытие рисунка - флаг «Старт». Режиссер готовит себе помощников для управления фоном. Обычно они по указанию режиссера показывают участникам планшеты с номерами рисунков, а один из них следит за партитурой фона. Сам режиссер должен хорошо знать сценарий и на его основе создать свой замысел художественного фона на данное представление, т.е. заранее определить время и место показа соответствующих рисунков, приемы их демонстрации, цвет, время и приемы показа гладких фонов по ходу представления. Замысел разрабатывается с учетом общего замысла представления и выражается в, так называемой, партитуре фона. Партитура фона составляется режиссером в период репетиционной работы. Она помогает ему руководить фоном во время представления. Строго определенной формы партитуры не существует. Каждый режиссер составляет ее так, как ему удобно. Как правило, партитура фона включает: ù краткое описание действия на поле и его длительность;
ù номер рисунка и его название; ù момент открытия рисунка; ù приемы открытия рисунка; ù приемы демонстрации рисунка; ù момент закрытия рисунка в соответствии с действиями на поле. В партитуру вписываются все рисунки, а также действия участников фона (аплодисменты, скандирование лозунгов, выполнение простых упражнений и т.п.), если это предусмотрено сценарием представления. Гладкие цветные фоны, как правило, не имеют своего номера и не вносятся в карточку участника. Однако в партитуре они всегда находят отражение. Показывают их участники по особым сигналам режиссера. Ниже представлены некоторые сложившиеся в практике зрительные сигналы управления фоном: ù Если режиссер поднимает вверх флаг «Внимание» и делает им несколько взмахов влево - вправо, то это сигнал «Внимание - приготовиться!». Участники фона должны внимательно смотреть в сторону командного пульта и ждать следующего сигнала. ù На режиссерском пульте появились планшеты с цифрами, обозначающими номер определенного рисунка. Участники находят в своей карточке соответствующий номер и готовят нужный цвет флажка. Флажок закрытым ставят в исходную позицию (нужным цветом от себя). Далее внимательно смотрят на режиссера, ожидая следующего сигнала. ù Режиссер поднимает флаг «Старт» вверх, а затем резко делает им отмашку вниз. Это сигнал на открытие рисунка. Участники все одновременно быстро открывают флажки, и на фоне появляется рисунок. Если режиссер решил открыть рисунок, используя прием «Залив», например, в направлении по экрану справа налево, то он должен, прежде чем дать отмашку флагом «Старт», показать сигнал на выполнение данного приема. Обычно это делается так: держа одну руку вверху с поднятым флагом «Старт», другой рукой он делает движение слева направо, указывая тем самым место начала и направление «Залива» на экране. По отмашке флагом «Старт» участники начинают выполнять прием с правого фланга, т.е. последовательно открывать флажки для показа рисунка. Аналогично режиссер может дать сигнал на выполнение приема «Залив» с другого фланга, а также сверху вниз или снизу вверх, из любого угла экрана. Для этого необходимо заранее договориться с участниками об условном сигнале. ù Режиссер решил открыть гладкий цветной фон, например, красного цвета. Для этого он должен, прежде всего, сосредоточить на себе внимание участников, т.е. поднять флаг «Внимание». Затем нужно взять фони-рующий флажок и открыть его в сторону участников на красный цвет. На данный сигнал участники должны подготовить данный цвет к показу и открыть его по отмашке флагом «Старт». ù Режиссер на открытом уже участниками фона рисунке, например, «красная звезда» на голубом фоне, решил сделать изображение объемным и более выразительным, Для этого он сначала вновь сосредотачивает внимание участников на себе, а затем открывает в сторону участников флажок красного цвета и делает им колебательные движения. Участники, держащие красные флажки, т.е. образующие звезду, их повторяют. Так передается сигнал на выполнение приема «Оживление». Аналогично разрабатываются сигналы и на выполнение других приемов. Например, сигналом для выполнения приема «Перевертка» может служить переворачивание планшетов с цифрами на другую (пустую) сторону и т.п. ù Чтобы закрыть рисунок, режиссер быстро поднимает флаг «Старт» и делает им несколько движений влево - вправо, привлекая внимание участников, а затем дает отмашку на закрытие рисунка. Невозможно описать все сигналы, применяемые режиссером для управления фоном. Здесь главное понять принцип образования сигналов и способов их передачи. Как видно, система управления фоном, основанная только на зрительной связи «режиссер - участники», очень громоздкая, и требует огромного напряжения внимания участников на протяжении всего представления. Но главное - она не позволяет раскрыть всех возможностей фона, ограничивает режиссера в воплощении его замысла. При такой системе управления почти невозможно показать на экране движущиеся рисунки, а также отдельные очень эффектные приемы, способствующие увеличению динамичности фона. Эта система не гарантирует высокого качества выполнения рисунков и конкретных приемов. В настоящее время, особенно при проведении масштабных представлений, используется усовершенствованная система управления фоном, которую называют смешанной. В ней для связи «режиссер - участники» используется не только зрение, но и слух. Причем основным здесь является именно слуховое восприятие участниками команд режиссера, а зрение служит лишь дополнительным каналом связи. Поэтому другое название этой системы управления фоном - звуковая (аудиальная) система. Данная система существенно облегчает работу участников и режиссера. Участники меньше устают, а, следовательно, меньше допускают ошибок. Режиссер же, имея постоянную связь с фоном по радио (микрофон), может по ходу представления давать любые указания участникам.
Такая система значительно проще, мобильнее. Она позволяет режиссеру полностью воплотить в работе фона свой творческий замысел. Однако эта система управления фоном требует специального технического оснащения. Чтобы установить звуковую связь «режиссер - участники фона», делается, так называемая, подзвучка. В районе расположения фона устанавливаются динамики строго направленного звучания на определенные участки экрана, а на пульте у режиссера оборудуется микрофон. Система подзвучки организуется так, чтобы все реплики и команды режиссера были одинаково хорошо слышны всем участникам фона, но не доносились бы до зрителей. Динамики устанавливаются или по фронту расположения участников, или на флангах, а иногда и прямо среди участников. Режиссер, управляя фоном по микрофону, старается не повышать голоса и выходит в эфир только тогда, когда это необходимо. Звуковая система связи подстраховывается отдельными элементами зрительной связи. Например, номера рисунков, называемые режиссером в микрофон, часто дублируются показом планшетов с соответствующими цифрами. Это дает возможность режиссеру давать каждое указание или команду только один раз, и гарантирует точность показа нужного рисунка, учитывая, что среди участников наверняка есть люди с доминированием как зрительной, так и слуховой модальности восприятия и запоминания информации. Зрительной остается и обратная связь «участники - режиссер». Для режиссера очень важно уметь определять готовность участников к показу рисунка. Сигналом готовности, как правило, является прекращение всякого движения в исходном положении для начала действия, например, участники держат закрытый флажок в исходной позиции и внимательно смотрят на режиссера. Таким образом, работа художественного фона требует предельного внимания и от участников, и от режиссера. Здесь не нужна излишняя поспешность. Прежде, чем дать отмашку флагом или подать команду на выполнение какого-либо действия, режиссер должен быть твердо уверен, что все участники его поняли и исполнят действие так, как он задумал. Обобщая опыт режиссерской работы с фоном, можно сказать, что возможности художественного фона как выразительного средства далеко не исчерпаны. Почти в каждом крупном представлении, где используется художественный фон, идет поиск и появляются новинки. Это может быть новый прием показа рисунка, или совершенно новое действие, казалось бы, не характерное для фона, например, выполнение поточных упражнений, или превращение фона в киноэкран и т.п. Подобные «изю-
минки» в работе фона режиссер должен искать постоянно, а найдя, смело вводить в представление. Вопросы для повторения: 1. Что является основным содержанием предварительного и основного этапов подготовки художественного фона? 2. Что такое программа и партитура художественного фона? 3. Какова специфика создания мозаичных (статических и движущихся) рисунков и панно для художественного фона? 4. Каковы преимущества и недостатки каждого из трех основных способов расписывания фона вручную? 5. Какие преимущества дает использование компьютера для создания рисунков и программы художественного фона? 6. Расскажите о приемах создания «живого» художественного фона. На чем они основаны? 7. Каковы особенности зрительной и смешанной (звуковой) систем управления фоном?
Часть III ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ГЛАВА 9 ШТАБ ПОДГОТОВКИ МАССОВОГО
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.109 (0.013 с.) |