Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика репетиционной работыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Требования к режиссеру, проводящему репетиции Для каждого жанра зрелищного искусства характерна своя методика репетиционной работы, определяющаяся особенностями и возможностями его главного героя. Актер театра в ходе репетиций работает над перевоплощением в своего героя, доводя свои слова, жесты, действия, взаимодействия с партнерами до той степени естественности и правдивости, при которой зритель начинает верить в реальность происходящего на сцене. Цирковой артист создает свой номер и шлифует его до совершенства, демонстрируя возможности человека в исполнении уникальных трюков. Артист балета работает над полной передачей в танце всех нюансов музыки и драматургии балета. В жанре массовых спортивно-художественных представлений главный герой совершенно особый, отличный от всех жанров зрелищного искусства. Это коллективный герой, который постепенно создается режиссером-постановщиком в процессе репетиционной работы, формируясь из большого числа неорганизованных участников. Причем, этот герой - масса - существует для зрителей только тогда, когда вся масса участников действует настолько четко и согласованно, что воспринимается как единое целое. Только в этом случае коллективный герой может изменением своей формы (рисунка построения) и содержанием своих действий выразить и донести до зрителя как идеи отдельных эпизодов, так и главную идею представления в целом. Ошибка любого из участников массового выступления неизбежно приковывает к себе внимание зрителей, из-за чего эффект массы, как единого героя, сразу же исчезает, нарушая целостность восприятия представления. Отсюда понятно, насколько важна в данном жанре эффективная методика репетиционной работы, и какие трудные задачи стоят перед режиссерско-постановочной группой в этот период. Эффективность репетиционной работы при постановке как отдельного эпизода, так и представления в целом, зависит, прежде всего, от профессиональной компетентности режиссера-постановщика, включая его профессионально важные знания, умения, а также личностные качества.
К режиссеру-постановщику в жанре массовых спортивно-художественных представлений предъявляются следующие требования: ù уметь управлять огромной массой участников; ù знать гимнастическую терминологию и умело пользоваться ею, особенно, при разучивании массовых упражнений; ù в совершенстве владеть современной методикой разучивания и совершенствования физических упражнений; ù понимать и уметь обучать культуре движений, которая наиболее четко представлена в гимнастике (не случайно, многие известные постановщики массовых спортивно-художественных представлений - Н.П.Серый, А.А.Губанов, Я.Б.Теверовский, Б.Н.Петров, В.А.Губанов, А. Л.Дружков и др. - так или иначе связаны с гимнастикой); ù репетируя любой фрагмент представления с огромной массой участников, постоянно «держать в голове» общий замысел постановки, т.е. ясно «видеть» конечный результат и пути его достижения; ù в совершенстве владеть пространством больших площадей, чувствовать масштаб пространственного решения постановки; ù тщательно готовиться к проведению каждой репетиции, обращая особое внимание на разработку таких методов и подходов, которые давали бы возможность выполнить поставленную задачу с наименьшими затратами времени и сил; ù во время репетиций все указания и распоряжения участникам формулировать четко, понятно и лаконично; ù быть настойчивым в реализации замысла, требовательным к себе и участникам, но, в то же время, во всех ситуациях сохранять спокойствие и выдержку, не повышая голос на участников, когда что-то не получается; ù чувствовать настроение массы участников и уметь его поднять, если это необходимо; ù уметь точно планировать репетиционный день, соблюдать режим, своевременно делать перерывы и заканчивать репетиции; ù своевременно инструктировать своих помощников на каждую репетицию, чтобы, в случае необходимости, получить от них реальную помощь. Именно эти знания, умения, качества позволяют режиссеру-постановщику чувствовать себя уверенно в процессе репетиций и, что особенно важно, обрести авторитет у участников. 11.2. Методика подготовки массового эпизода Традиционно массовый эпизод спортивно-художественного представления состоит из двух номеров: массового (главный номер эпизода) и встав-
ного с участием представителей спорта или искусства. В масштабных постановках в композицию эпизода могут включаться два вставных номера, а финал эпизода может быть усилен специальным финальным номером. Эпизод готовится по номерам. Каждый номер имеет свою репетиционную площадку. Время начала и продолжительность репетиционной работы, с отдельными номерами эпизода определяются в зависимости от содержания номера и уровня подготовленности его будущих участников. При подготовке массового эпизода наиболее трудоемкой является работа с главным героем - массой. В массовом номере масса выступает в роли солиста, и с ней нужно разучить и отрепетировать все необходимые упражнения, построения и перестроения. Это само по себе является трудной задачей. Вот почему по постановке массового номера часто судят о квалификации режиссера. Кроме того, масса обычно принимает участие и в других номерах эпизода в роли фонирующей группы, т.е. на ее действиях выстраивается композиция массового эпизода в целом. В практике отработан оптимальный алгоритм репетиционной работы с участниками массового номера, включающий следующую последовательность шагов: 1) Разучивание упражнений массового номера и входящих в него перестроений; 2) Построение рисунка для вставного номера и разучивание упражнений, которыми масса сопровождает выступление солирующей группы спортсменов или артистов. 3) Построение рисунка для финала эпизода и разучивание упражнений финала. 4) Отработка начала эпизода. Таким образом, порядок разучивания упражнений с массой в целом совпадает с композицией массового эпизода, за исключением его начала. Однако, если начало эпизода очень простое, и требует в основном хорошей строевой подготовки, то можно начать репетиционную работу именно с него, т.к. постановка шага, равнения на выходе, строевой выправки, согласованности действий участников будут способствовать формированию и сплочению массы как коллективного героя представления. Если же начало сложное и включает, например, тематическое построение, то лучше действовать строго по алгоритму, переходя к его отработке лишь после того, как участники приобретут достаточный опыт в выполнении упражнений, построений и перестроений.
ствовать каждое движение и их согласованность. Обучает же только режиссер-постановщик, чем достигается однообразие выполнения упражнения участниками. г) Основой методики разучивания упражнений является прием выполнения упражнения по разделениям, который дает возможность легко запоминать упражнение, добиваться высокого качества каждого движения и успешно работать над их согласованностью. д) Переходить к выполнению упражнения слитно, в целом можно только после того, как упражнение вполне освоено участниками и качественно выполняется по разделениям. е) Вводить музыку в репетиционный процесс следует не ранее, чем участники будут в совершенстве выполнять массовый номер под собственный счет. Рассмотрим применение приема разучивания упражнения по разделениям на примере конкретной «восьмерки» из массового номера: И.П. - основная стойка; 1 - руки в стороны; «И» - руки за голову; 2 - руки в стороны; 3 - руки вверх; «И» - руки к плечам, ладони в кулак; 4 - руки вверх; 5 - руки в стороны; 6 - упор присев; 7 - упор, стоя согнувшись; 8 - упор присев. Прежде всего, проанализируем эту «восьмерку». Для слабо подготовленных участников она является достаточно сложной, т.к. движения здесь выполняются не только на сильные доли музыкального такта, но и на слабые (в записи они идут не под номерами, а обозначаются буквой «И»). Сложность заключается в изменении ритма: там, где движение выполняется на «И», участники должны выполнить его в два раза быстрее, чем при выполнении движений на сильные доли, обозначенные в записи цифрами. Приступая к разучиванию данной «восьмерки», режиссер-постановщик должен сосредоточить внимание участников на ее первой части, где ритм исполнения движений меняется (это особенно важно, если участники сталкиваются со сменой ритма впервые). После пояснения целесообразно несколько раз под свой счет показать первые четыре счета этой
"восьмерки", акцентируя и словом (счетом), и движением требуемое изменение ритма выполнения этой части упражнения. Далее можно приступать к разучиванию первой части «восьмерки» по разделениям. Режиссер дает команду: «Смирно!» и ждет, пока участники примут основную стойку. Затем командует: «Руки в стороны. Делай - Раз!» («Делай» - предварительная команда, «Раз» - исполнительная). По команде «Раз!» участники должны зафиксировать положение руки в стороны и держать его, пока не прозвучит команда: «Отставить!» или команда на выполнение следующего движения. В это время постановщик имеет возможность исправить ошибки. Однако долго держать участников в одном положении не следует, даже если не все ошибки исправлены. Лучше повторить движение еще раз. Для этого сначала надо дать команду: «Отставить!», по которой участники должны вернуться в основную стойку, а потом повторить команду: «Руки в стороны. - Делай - Раз!» Пока участники фиксируют это положение, постановщик снова исправляет ошибки и т.п. Убедившись, что движение на первый счет выполняется правильно, режиссер командует: «Руки за голову - Делай - «И»!» Участники выполняют команду, фиксируя положение руки за голову. Снова исправляются ошибки. Для повторения этого движения режиссер дает команду «Отставить!» (участники возвращаются в положение руки в стороны), а затем повторяет основную команду. Так продолжается до тех пор, пока постановщик не пройдет с участниками всю «восьмерку». Используя этот прием, режиссер может работать одновременно и над качеством исполнения каждого движения у отдельных участников, и над их согласованностью, синхронностью у всей массы. Для этого нужно требовать, чтобы исполнительная команда заставала каждого участника в конечном положении данного движения, а не служила бы сигналом для его начала. Например, по команде «Руки в стороны - Делай - Раз!», на «Раз!» уже нужно держать руки в стороны, а не начинать движение. Это указание очень важно для согласованности действий всех участников и под счет, и, особенно, под музыку. Разучив «восьмерку» по разделениям, постановщик переходит к выполнению ее слитно, в целом. Для этого подается команда: «Упражнение Начи - най!» («Начи-» - предварительная команда; «-най!» - исполнительная), после которой «восьмерка» выполняется целиком. В начале упражнение выполняется под счет режиссера, а затем - под счет самих участников, причем запоминание ими счета имеет очень большое значение при разучивании упражнений и постановке массового номера на музыку. Существует очень действенный методический при-
ем-выполнение упражнения под собственный счет участников вслух, хором. После многократного выполнения «восьмерки» под счет руководителя, дается команда: «Под собственный счет, упражнение Начи - най!» По этой команде все участники начинают громко считать и одновременно выполнять упражнение. Уже по тому, как участники считают, можно определить степень освоения упражнения. Если подсчет производится громко, четко, согласованно, то так же выполняются и сами движения. Значит, можно быть уверенным, что участники хорошо и твердо заучили упражнение. Вялый, неодновременный подсчет свидетельствует о недостаточном освоении упражнения. Данная методика разучивания упражнений под счет является очень эффективной для слабо подготовленных участников. До тех пор, пока они не разучат все упражнение и не научатся выполнять его под собственный счет в нужном темпе и ритме (в соответствии с характером музыкального сопровождения), не следует вводить музыку в репетиционный процесс. Опыт показывает, что раннее подключение музыки ведет к потере качества выполнения упражнений. Выполнив хотя бы один раз все упражнение массового номера на музыку, участники нередко считают, что «дело сделано». После этого возвращаться к азам методики и снова шлифовать упражнение по разделениям им уже не интересно. Поэтому со слабо подготовленными участниками не следует торопиться с введением музыки, тем более что, когда упражнение освоено под счет, опытному режиссеру достаточно всего одной-двух репетиций для того, чтобы участники вполне овладели выполнением упражнения под музыку. Подключение музыки может стать своего рода наградой участникам за отличное выполнение упражнения под счет. Этот фактор следует учитывать, т.к. музыкальное сопровождение существенно повышает эмоциональность репетиций и положительно влияет на рабочее состояние участников. Не зная методики введения музыки в репетиционный процесс, можно надолго вывести участников из рабочего состояния, вызвать у них неуверенность в своих силах и разочарование в результатах проделанной работы, что, в свою очередь, неизбежно скажется на авторитете постановщика. Алгоритм введения музыки в репетиции массового номера включает следующие шаги: 1. Участники, сидя на своих точках, прослушивают музыку массового номера. Предварительно режиссер объясняет, что это за музыка, из каких частей она состоит. 2. Музыка включается еще раз. Теперь постановщик под музыку громко ведет подсчет, на который участники выполняли упражнение.
3. Музыка повторяется еще один раз. Режиссер продолжает считать, но вместе с ним начинают считать и все участники. Они считают шепотом, мысленно представляя, как они выполняют под этот счет уже разученное упражнение. 4. Снова повторяется музыка. Теперь режиссер молчит. Считают только участники, причем громко, хором. Режиссер контролирует, и, если что-то звучит неправильно, помогает им точно войти в ритм музыки. Этот шаг повторяется до тех пор, пока участники полностью не освоятся с темпо-ритмическим рисунком музыки. 5. Когда предыдущий шаг успешно пройден, участники встают и занимают исходное построение для выполнения массового номера. Звучит музыка. Участники, считая вслух вместе с музыкой, выполняют упражнение. Помимо разучивания упражнений, в массовом номере обычно требуется разучить еще и перестроения из одного рисунка в другой. Чаще всего они осваиваются по ходу овладения массовым упражнением. Иногда, видя, что участники устали, режиссер может специально переключить их с разучивания упражнений на отработку построений и перестроений. Но могут быть и другие варианты. Например, если не готов реквизит (предмет для выполнения массовых упражнений), то, чтобы не терять время, следует начать репетиционную работу именно с разучивания построений и перестроений массового номера. Методика разучивания упражнений массового номера с хорошо подготовленными участниками носит свернутый характер. Если участники обладают необходимой школой и культурой движений, музыкальностью и чувством ритма, то в работе с ними нет смысла применять столь трудоемкий прием, как разучивание по разделениям. Здесь целесообразно разучивать упражнение частями - целыми «восьмерками», выполняя каждую из них сначала под счет, а затем сразу под музыку. Фактически для запоминания упражнения бывает достаточно несколько раз повторить каждую «восьмерку» под музыку. Однако, если при таком подходе у участников что-то не получается (например, нет необходимой согласованности движений), то режиссер может использовать прием выполнения упражнения по разделениям. Каждая репетиция имеет определенную структуру. Независимо от состава участников, она начинается с разминки, куда включаются отдельные движения и фрагменты из той части массового номера, которая будет репетироваться в этот день. Разминка решает задачу подготовки участников к работе. Кроме того, режиссер может использовать ее для постановки школы движений. Сразу после разминки идет повторение пройденного материала.
Если значительная часть упражнения уже готова, режиссер может поставить задачу выполнить се сразу под музыку (или счет) так, как участники выполняли бы упражнение на празднике в присутствии зрителей. Такой прием приучает к качественному выполнению упражнения с первой попытки. Если эта попытка удается, то режиссер может в порядке поощрения сразу закончить повторение пройденного и перейти к следующей части репетиции - изучению нового материала. После того, как массовый номер эпизода подготовлен, режиссер начинает готовить массу для участия во вставном номере в качестве фонирующей группы, включая: ù построение рисунка, определенного композиционно-постановочным планом эпизода; ù разучивание упражнений, которыми масса будет создавать фон для выступления участников вставного номера. Методика разучивания построений массового эпизода, в том числе, и для вставного номера, заложена в композиционно-постановочном плане, а именно: методика и последовательность построения любого тематического или нетематического рисунка на репетиции с массой точно соответствует технологии разработки этого рисунка в композиционно-постановочном плане. Например, достаточно ознакомиться со схемой разработки тематического рисунка «Солнышко» для вставного номера (см. главу 5, рис. 60), чтобы определить последовательность действий режиссера при построении рисунка на репетиции. Упражнение массы для вставного номера, где она выполняет роль фонирующей группы, как правило, очень простое. Важно лишь, чтобы участники выполняли его очень четко и согласованно. В зависимости от действий участников вставного номера, фонирующая группа может выполнять на протяжении конкретного музыкального фрагмента только одно движение, например, хлопки руками в такт музыке или простое упражнение на 2-4 счета, используя имеющиеся у них предметы. Например, в упомянутом выше построении «Солнышко», масса выполняла с фонирующим флажком красно-желтого цвета один из приемов художественного фона «Уголок» на два счета. Однако, случается, что фонирующая группа выполняет довольно сложные по своему рисунку построения и упражнения, обеспечивая образное решение массового эпизода. Примером может служить постановка фрагмента второго акта из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского на празднике закрытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В этом эпизоде фонирующая группа изображала «бушующее озеро», выполняя сложные упражнения с голубыми лентами и серебристыми гирляндами
Методика разучивания с массой упражнений для вставного номера зависит от их сложности. Если они очень простые, то режиссер сразу под музыку показывает участникам, что они должны делать. Если упражнения сложные, то применяется та же методика, что и при разучивании упражнений массового номера. Подготовка отдельных номеров эпизода Работа над массовым номером должна продолжаться постоянно, даже когда участники разучивают упражнения других номеров программы эпизода. Для этого отводится не менее одного часа в день, где идет совершенствование качества движений, согласованности действий и равнения участников. При этом режиссер может работать и над отдельными частями массового номера, и над номером в целом, под музыку или без музыки. Его главная задача - исправить ошибки участников. Сложность этого периода заключается в том, что участники обычно думают, будто бы, выполняя упражнение под музыку, они не допускают ошибок. Нередко, по их мнению, режиссер страхует себя, заставляя многократно повторять уже заученный массовый номер. Подобное отношение неизбежно сказывается на мотивации участников репетиции: снижается рабочее настроение, упражнение выполняется не в полную силу. Поэтому в этот период репетиционной работы большое значение приобретает соревновательный метод. Он повышает эмоциональность репетиций, активизирует участников, заставляет их быть более собранными, а главное - выполнять упражнения в полную силу. Не следует, однако злоупотреблять этим методом. Зачастую, увлекшись соревнованием, например, между отдельными колоннами участников, режиссер упускает решение главной задачи - формирование номера в целом. Опыт показывает, что соревнование на лучшее выполнение упражнения целесообразно проводить между двумя половинами участников массового номера. Причем, упражнение они должны выполнять по очереди: одна группа выполняет, а другая наблюдает и одновременно отдыхает. Подобные соревнования лучше всего проводить в конце каждого часа тренировки или по окончании репетиции. Основными критериями в соревновании между группами участников должны быть основные требования режиссера: высокое качество и синхронность исполнения, согласованность движений с музыкой. Что касается вставных номеров в программе массового эпизода, то
они могут быть выбраны режиссером уже готовыми. В этом случае они включаются в репетиционную работу только тогда, когда масса готова их принять, т.е. четко выполняет все фонирующие действия для данного номера. Совершенствование вставного номера происходит вместе с массой, выполняющей роль фонирующей группы. Однако, довольно часто вставные номера, входящие в композицию массового эпизода, готовятся специально по заказу режиссера-постановщика эпизода или главного режиссера. В этом случае продолжительность подготовки номера зависит от его сложности, состава участников и их квалификации. Такой номер требует своей репетиционной площадки со всем необходимым оборудованием. Например, на репетиционной площадке для подготовки вставного номера с участием сильнейших акробатов страны, выполнявших сложные упражнения на площадках, поднятых с помощью лестниц на пятиметровую высоту (выступление Вооруженных сил на III Спартакиаде, 1963 г.), были оборудованы: деревянные помосты высотой 2 и 3 м., а также круглая площадка диаметром 3 м. на высоте 5 м. со страхующей лонжей. Лонжа крепилась за два больших дерева, между которыми и располагалась площадка. Для акробатов-прыгунов была подготовлена опилочная яма 20 х 10 м. Совершенствование данного номера происходило сначала на своей репетиционной площадке (без музыки и под музыку), а затем, по мере готовности, он вводился в общую композицию, где отрабатывалось взаимодействие его участников с участниками массового номера, работавшими с пятиметровыми лестницами. Если в программу массового эпизода включен специально подготовленный финальный номер, например, упражнения на конструкции, то он тоже сначала готовится на своей репетиционной площадке. Продолжительность постановки зависит от сложности финального номера, но чаще его подготовка начинается одновременно или несколько позже массового номера. Включение финального номера в финал эпизода возможно лишь после того, как масса полностью освоит и построение рисунка, и упражнения финала. Совершенствование финального номера должно происходить в общей композиции финала эпизода, где принимают участие и масса, и участники финального эпизода. Как отмечено в 11.2, последним обычно разучивается начало эпизода. Методика разучивания начала на репетиции совпадает с технологией разработки его в композиционно-постановочном плане и осуществляется приемом обратного действия.
Подготовка эпизода в целом Основными задачами при завершении подготовки массового эпизода являются: 1. Сведение всех номеров композиции эпизода в единое законченное действие. 2. Совершенствование основных массовых действий, частей эпизода - начала, массового номера, вставного номера, финала и ухода. 3. Отработка всей композиции в целом в нужном темпо-ритме. Сведение всех номеров эпизода в единую композицию подразумевает монтаж внутри эпизода. Переход от одной части эпизода к другой должен осуществляться организованно и быстро по музыкальному сигналу (музыка перестроения). Как правило, внутри эпизода все монтажные перестроения выполняются участниками бегом. Это делает эпизод более компактным и понятным по содержанию и темпо - ритмическому рисунку. Для отработки монтажных перестроений организуются специальные репетиции только с участниками массового номера. Они проводятся под специально изготовленную фонограмму, в которую из фонограммы всего эпизода собираются фрагменты «музыки перестроения» (начало, переход на вставной номер, построение финального рисунка). Основные части эпизода сначала репетируются отдельно. Затем участники вставных номеров приглашаются на главную репетиционную площадку, где режиссер работает с массой. Первая сводная репетиция участников массового и вставного номеров имеет ряд особенностей и развертывается в следующей последовательности: 1. Сначала демонстрируют свою партию участники массового номера: они строят конечное построение массового номера и затем под музыку перестроения выстраивают рисунок для вставного номера, а также выполняют фонирующие упражнения на музыку вставного номера. Выполнив это задание, они садятся на трибуну. 2. Участники вставного номера получают задание сориентироваться на новой для них площадке и правильно занять свои места. Затем они 1 -2 раза выполняют свою партию под музыку. 3. Режиссер объясняет участникам вставного номера, с какого места и как они должны занимать свои места на музыку перестроения. 4. Участники массового и вставного номеров вместе несколько раз выполняют данную часть композиции. Режиссер исправляет допущенные ошибки. Когда все части массового эпизода, а также переходы между ними, хорошо отрепетированы отдельно, совершенствуется вся компози-
ция массового эпизода в целом. Главная задача, которую ставит режиссер, - отработка темпо - ритмического рисунка эпизода. С каждым повторением его в целом участники все лучше и увереннее чувствуют и воспроизводят его темпо-ритм. Некоторые действия, например, выход под марш, перестроение из одной части эпизода в другую, построение финального рисунка и др., они начинают выполнять значительно быстрее, чем делали это раньше. Здесь режиссер должен найти оптимальный вариант темпо-ритмического рисунка вплоть до того, что дать указание вырезать из фонограммы ненужные длинноты в музыке эпизода. Закончив постановку эпизода, режиссер начинает со своей группой участников готовить большой финал всего представления, где обычно задействуются участники всех массовых номеров. Рисунок финала разбивается на такие части, которые могут быть полностью заполнены участниками конкретных эпизодов. Смешивать участников разных эпизодов в одной части рисунка не рекомендуется, иначе будет невозможно готовить финал по частям, т.е. на репетиционных площадках эпизодов. Постановщики эпизодов получают схему построения рисунка финала с указанием места расположения участников своего эпизода в этом рисунке, а также фонограмму и уже разработанные упражнения финала. В большом финале участники каждого эпизода обычно выполняют упражнения со своими предметами и в своих основных костюмах. Поэтому и сами упражнения разрабатываются под соответствующий предмет. В финалах масштабных представлений костюм и предмет участников отдельных эпизодов могут меняться, если это требуется для решения задач финала. Упражнения большого финала осваиваются участниками на своих репетиционных площадках, и обязательно в рисунке, предусмотренном общей схемой построения финала. Разучивает упражнения режиссер-постановщик финала последовательно с каждой группой участников, а совершенствуют режиссеры-постановщики соответствующих эпизодов. Такой подход ускоряет работу над финалом, причем, упражнения сразу разучиваются так, как они задуманы постановщиком финала. Методика разучивания упражнений финала аналогична рассмотренной выше методике разучивания упражнений отдельных частей эпизода. Окончательная отработка финала происходит на сводной репетиции представления, которую ведет главный режиссер на основной сценической площадке, где будет проходить праздник.
11.6. Особенности подготовки финальных номеров на конструкциях Для больших финалов часто готовятся специальные финальные номера, где участники выполняют упражнения на различных конструкциях типа «Ваза», «Кубок» и др., достигающих высоты 8-9 м. В связи с особым характером типичных для конструкций поточных упражнений, а также необходимостью обеспечить полную безопасность участников, к конструкциям предъявляются следующие требования: а) Участники на конструкции должны иметь возможность выполнять широкий круг разнообразных упражнений. Если конструкция будет использоваться на стадионе, то упражнение должно включать в себя движения, выполняемые с большой амплитудой, которые были бы хорошо видны зрителям на расстоянии. б) Проектируя основные параметры конструкции, следует предусмотреть возможность ее быстрого заполнения, сделав проходы для движения наверх достаточно свободными, чтобы участники легко, не мешая друг другу, занимали свои места. Вместе с тем, в целях безопасности передвижений, нельзя оставлять большие пустоты, через которые участникам придется перешагивать, добираясь до своих мест. в) Если упражнение связано с висами на руках, необходимо предусмотреть удобные для хвата поручни (диаметром 26-30 мм) и страховочные петли. Этими петлями можно пользоваться и при наклонах тела назад из положения сидя, устроив при этом надежную опору для ног. г) Недопустимо, особенно в верхней части конструкции, предназначать один и тот же ее элемент для использования участниками разных ярусов. Если, например, участник нижнего яруса держится за некий поручень руками, то недопустимо, чтобы на тот же поручень опирался ногами участник верхнего яруса. Для каждого яруса должны быть предусмотрены отдельные элементы. д) При большой высоте конструкции, имеющей относительно небольшую площадь основания (типа «Кубок»), следует предусмотреть выдвижные радиальные штанги, за которые можно взяться при переноске, что предотвращает опрокидывание конструкции и позволяет привлечь к переноске большее число людей. е) Следует так рассчитать параметры конструкции, расположить на ней участников и построить их взаимодействие, чтобы во время * выполнения упражнений сама конструкция была не видна. ж) Заполнение конструкции должно идти в строгой очередности. Обычно оно начинается с верхних ярусов, но иногда бывает целесообраз-
но заполнить сначала промежуточный ярус, который обеспечит страховку участников верхних ярусов. Важно заранее определить наиболее рациональный путь заполнения каждого яруса. з) Высокую конструкцию с малой площадью основания нужно заполнять, распределяя участников равномерно по всей ее окружности, чтобы исключить опрокидывание. и) Очень внимательно нужно подойти к комплектованию верхних ярусов. Если отдельные участники, несмотря на надежную страховку, не могут преодолеть страх, или испытывают головокружение на высоте, их следует немедленно заменить, переведя на нижние ярусы. к) Разгрузка конструкции должна осуществляться без спешки, организованно, в обратной очередности по сравнению с ее заполнением. Если для всех участников планируется одно и то же, не связанное с риском, упражнение, то его можно разучивать сразу на самой конструкции под руководством одного преподавателя. Это типично, например, для относительно простой конструкции типа «Кремль». На конструкциях с кольцевыми ярусами (типа «Ваза», «Кубок» и др.) программа действий для каждого из них обычно разная. Поэтому разучивать упражнения нужно внизу, развернув круги в шеренги. Здесь для" участников каждого яруса требуется свой преподаватель. Условия разучивания упражнений вне конструкции нужно максимально приблизить к тем, которые будут на конструкции. Например, для тех, кто должен делать наклон назад из положения сидя с закрепленными ногами, можно использовать гимнастического коня или бревно, поставив их в полуметре от гимнастической стенки. Сидя лицом к стенке и закрепив ноги на том же уровне, что и на конструкции, участники могут успешно тренировать это упражнение. Первое знакомство участников верхних ярусов с конструкцией должно быть неспешным. В начале нужно дать возможность каждому ярусу поочередно забраться на конструкцию и занять исходное положение. Преподаватель должен быть вместе со своими участниками наверху. Он определяет место каждому из них, проверяет правильность крепления и одевания страховочной петли (рис. 77), пробует с ними несложные фрагменты из упражнения. Позднее, когда участники освоятся на высоте, преподаватель может перейти к наиболее сложным элементам. Их он должен попробовать с каждым участником по очереди, оказывая необходимую помощь и демонстрируя надежность страховочных средств. Параллельно с тренировкой упражнения отрабатывается и заполнение конструкции. Как бы правильно ни действовали участники при этом,
Рис. 77. Крепление рук и ног с помощью страховочной петли при выполнении упражнений на конструкциях
добиться идеальной точности и четкости обычно не удается: процесс заполнения конструкции всегда выглядит несколько беспорядочным. Поэтому очень важно отработать быстрое и безопасное заполнение конструкции. Например, после соответствующей тренировки конструкцию «Белорусская ваза» 400 участников могут заполнить всего за 45 секунд. Вопросы для повторения: 1. Назовите основные требования к режиссеру, проводящему репетиции. 2. Какова оптимальная последовательность действий режиссера в репетиционной работе с участниками массового номера? 3. В чем состоит специфика репетиционной работы со слабо подготовленными участниками массового номера? 4. Опишите суть приема разучивания упражнения по разделениям. В чем его основные достоинства? 5. Какие методические приемы может использовать режиссер-постановщик для проверки качества усвоения упражнений массой участников? 6. Какие шаги включает алгоритм введения музыки в репетицию массового номера? 7. Как разработать методику обучения участников массового номера тому или иному построению массового эпизода? 8. Каковы особенности использования соревновательного метода в процессе совершенствования массового номера? 9. Как правильно провести первую сводную репетицию участников массового и вставного номеров? 10. Каковы особенности методики разучивания и совершенствования упражнений на конструкции?
ГЛАВА 12
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.21 (0.019 с.) |