Методика репетиционной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика репетиционной работы



Требования к режиссеру, проводящему репетиции

Для каждого жанра зрелищного искусства характерна своя мето­дика репетиционной работы, определяющаяся особенностями и воз­можностями его главного героя. Актер театра в ходе репетиций ра­ботает над перевоплощением в своего героя, доводя свои слова, жесты, действия, взаимодействия с партнерами до той степени есте­ственности и правдивости, при которой зритель начинает верить в реальность происходящего на сцене. Цирковой артист создает свой номер и шлифует его до совершенства, демонстрируя возможности человека в исполнении уникальных трюков. Артист балета работает над полной передачей в танце всех нюансов музыки и драматургии балета.

В жанре массовых спортивно-художественных представлений главный герой совершенно особый, отличный от всех жанров зре­лищного искусства. Это коллективный герой, который постепенно создается режиссером-постановщиком в процессе репетиционной работы, формируясь из большого числа неорганизованных участни­ков. Причем, этот герой - масса - существует для зрителей только тогда, когда вся масса участников действует настолько четко и согласованно, что воспринимается как единое целое. Только в этом случае коллективный герой может изменением своей формы (ри­сунка построения) и содержанием своих действий выразить и донес­ти до зрителя как идеи отдельных эпизодов, так и главную идею представления в целом.

Ошибка любого из участников массового выступления неизбеж­но приковывает к себе внимание зрителей, из-за чего эффект мас­сы, как единого героя, сразу же исчезает, нарушая целостность вос­приятия представления. Отсюда понятно, насколько важна в данном жанре эффективная методика репетиционной работы, и какие труд­ные задачи стоят перед режиссерско-постановочной группой в этот период.

Эффективность репетиционной работы при постановке как отдель­ного эпизода, так и представления в целом, зависит, прежде всего, от профессиональной компетентности режиссера-постановщика, включая его профессионально важные знания, умения, а также личностные ка­чества.

 

К режиссеру-постановщику в жанре массовых спортивно-художествен­ных представлений предъявляются следующие требования:

ù уметь управлять огромной массой участников;

ù знать гимнастическую терминологию и умело пользоваться ею, осо­бенно, при разучивании массовых упражнений;

ù в совершенстве владеть современной методикой разучивания и со­вершенствования физических упражнений;

ù понимать и уметь обучать культуре движений, которая наиболее чет­ко представлена в гимнастике (не случайно, многие известные поста­новщики массовых спортивно-художественных представлений - Н.П.Серый, А.А.Губанов, Я.Б.Теверовский, Б.Н.Петров, В.А.Губанов, А. Л.Дружков и др. - так или иначе связаны с гимнастикой);

ù репетируя любой фрагмент представления с огромной массой учас­тников, постоянно «держать в голове» общий замысел постановки, т.е. ясно «видеть» конечный результат и пути его достижения;

ù в совершенстве владеть пространством больших площадей, чувство­вать масштаб пространственного решения постановки;

ù тщательно готовиться к проведению каждой репетиции, обращая особое внимание на разработку таких методов и подходов, которые дава­ли бы возможность выполнить поставленную задачу с наименьшими зат­ратами времени и сил;

ù во время репетиций все указания и распоряжения участникам фор­мулировать четко, понятно и лаконично;

ù быть настойчивым в реализации замысла, требовательным к себе и участникам, но, в то же время, во всех ситуациях сохранять спокойствие и выдержку, не повышая голос на участников, когда что-то не получается;

ù чувствовать настроение массы участников и уметь его поднять, если это необходимо;

ù уметь точно планировать репетиционный день, соблюдать режим, своевременно делать перерывы и заканчивать репетиции;

ù своевременно инструктировать своих помощников на каждую репети­цию, чтобы, в случае необходимости, получить от них реальную помощь.

Именно эти знания, умения, качества позволяют режиссеру-постанов­щику чувствовать себя уверенно в процессе репетиций и, что особенно важно, обрести авторитет у участников.

11.2. Методика подготовки массового эпизода

Традиционно массовый эпизод спортивно-художественного представ­ления состоит из двух номеров: массового (главный номер эпизода) и встав-

 

ного с участием представителей спорта или искусства. В масштабных по­становках в композицию эпизода могут включаться два вставных номера, а финал эпизода может быть усилен специальным финальным номером.

Эпизод готовится по номерам. Каждый номер имеет свою репети­ционную площадку. Время начала и продолжительность репетицион­ной работы, с отдельными номерами эпизода определяются в зависи­мости от содержания номера и уровня подготовленности его будущих участников.

При подготовке массового эпизода наиболее трудоемкой является работа с главным героем - массой. В массовом номере масса выступа­ет в роли солиста, и с ней нужно разучить и отрепетировать все необхо­димые упражнения, построения и перестроения. Это само по себе яв­ляется трудной задачей. Вот почему по постановке массового номера часто судят о квалификации режиссера. Кроме того, масса обычно принимает участие и в других номерах эпизода в роли фонирующей группы, т.е. на ее действиях выстраивается композиция массового эпи­зода в целом.

В практике отработан оптимальный алгоритм репетиционной работы с участниками массового номера, включающий следующую последовательность шагов:

1) Разучивание упражнений массового номера и входящих в него пе­рестроений;

2) Построение рисунка для вставного номера и разучивание упраж­нений, которыми масса сопровождает выступление солирующей группы спортсменов или артистов.

3) Построение рисунка для финала эпизода и разучивание упражне­ний финала.

4) Отработка начала эпизода.

Таким образом, порядок разучивания упражнений с массой в це­лом совпадает с композицией массового эпизода, за исключением его начала. Однако, если начало эпизода очень простое, и требует в основном хорошей строевой подготовки, то можно начать репетици­онную работу именно с него, т.к. постановка шага, равнения на выхо­де, строевой выправки, согласованности действий участников будут способствовать формированию и сплочению массы как коллективно­го героя представления. Если же начало сложное и включает, напри­мер, тематическое построение, то лучше действовать строго по алго­ритму, переходя к его отработке лишь после того, как участники при­обретут достаточный опыт в выполнении упражнений, построений и перестроений.

 

ствовать каждое движение и их согласованность. Обучает же только ре­жиссер-постановщик, чем достигается однообразие выполнения упраж­нения участниками.

г) Основой методики разучивания упражнений является при­ем выполнения упражнения по разделениям, который дает воз­можность легко запоминать упражнение, добиваться высокого ка­чества каждого движения и успешно работать над их согласован­ностью.

д) Переходить к выполнению упражнения слитно, в целом можно толь­ко после того, как упражнение вполне освоено участниками и качествен­но выполняется по разделениям.

е) Вводить музыку в репетиционный процесс следует не ранее, чем участники будут в совершенстве выполнять массовый номер под собствен­ный счет.

Рассмотрим применение приема разучивания упражнения по разде­лениям на примере конкретной «восьмерки» из массового номера: И.П. - основная стойка;

1 - руки в стороны; «И» - руки за голову;

2 - руки в стороны;

3 - руки вверх;

«И» - руки к плечам, ладони в кулак;

4 - руки вверх;

5 - руки в стороны;

6 - упор присев;

7 - упор, стоя согнувшись;

8 - упор присев.

Прежде всего, проанализируем эту «восьмерку». Для слабо подго­товленных участников она является достаточно сложной, т.к. движения здесь выполняются не только на сильные доли музыкального такта, но и на слабые (в записи они идут не под номерами, а обозначаются буквой «И»). Сложность заключается в изменении ритма: там, где движение выполняется на «И», участники должны выполнить его в два раза быст­рее, чем при выполнении движений на сильные доли, обозначенные в записи цифрами.

Приступая к разучиванию данной «восьмерки», режиссер-постанов­щик должен сосредоточить внимание участников на ее первой части, где ритм исполнения движений меняется (это особенно важно, если участ­ники сталкиваются со сменой ритма впервые). После пояснения целесо­образно несколько раз под свой счет показать первые четыре счета этой

 

"восьмерки", акцентируя и словом (счетом), и движением требуемое из­менение ритма выполнения этой части упражнения.

Далее можно приступать к разучиванию первой части «восьмерки» по разделениям. Режиссер дает команду: «Смирно!» и ждет, пока участ­ники примут основную стойку. Затем командует: «Руки в стороны. Делай - Раз!» («Делай» - предварительная команда, «Раз» - исполнительная). По команде «Раз!» участники должны зафиксировать положение руки в стороны и держать его, пока не прозвучит команда: «Отставить!» или команда на выполнение следующего движения. В это время постанов­щик имеет возможность исправить ошибки. Однако долго держать учас­тников в одном положении не следует, даже если не все ошибки исправ­лены. Лучше повторить движение еще раз. Для этого сначала надо дать команду: «Отставить!», по которой участники должны вернуться в ос­новную стойку, а потом повторить команду: «Руки в стороны. - Делай - Раз!» Пока участники фиксируют это положение, постановщик снова исправляет ошибки и т.п.

Убедившись, что движение на первый счет выполняется правильно, режиссер командует: «Руки за голову - Делай - «И»!» Участники выпол­няют команду, фиксируя положение руки за голову. Снова исправляются ошибки. Для повторения этого движения режиссер дает команду «Отста­вить!» (участники возвращаются в положение руки в стороны), а затем повторяет основную команду. Так продолжается до тех пор, пока поста­новщик не пройдет с участниками всю «восьмерку».

Используя этот прием, режиссер может работать одновременно и над качеством исполнения каждого движения у отдельных участников, и над их согласованностью, синхронностью у всей массы. Для этого нужно требовать, чтобы исполнительная команда заставала каждого уча­стника в конечном положении данного движения, а не служила бы сигналом для его начала. Например, по команде «Руки в стороны - Делай - Раз!», на «Раз!» уже нужно держать руки в стороны, а не начи­нать движение. Это указание очень важно для согласованности действий всех участников и под счет, и, особенно, под музыку.

Разучив «восьмерку» по разделениям, постановщик переходит к вы­полнению ее слитно, в целом. Для этого подается команда: «Упражнение Начи - най!» («Начи-» - предварительная команда; «-най!» - исполни­тельная), после которой «восьмерка» выполняется целиком.

В начале упражнение выполняется под счет режиссера, а затем - под счет самих участников, причем запоминание ими счета имеет очень боль­шое значение при разучивании упражнений и постановке массового но­мера на музыку. Существует очень действенный методический при-

 

ем-выполнение упражнения под собственный счет участников вслух, хором. После многократного выполнения «восьмерки» под счет руково­дителя, дается команда: «Под собственный счет, упражнение Начи - най!» По этой команде все участники начинают громко считать и одновременно выполнять упражнение. Уже по тому, как участники считают, можно оп­ределить степень освоения упражнения. Если подсчет производится гром­ко, четко, согласованно, то так же выполняются и сами движения. Значит, можно быть уверенным, что участники хорошо и твердо заучили упраж­нение. Вялый, неодновременный подсчет свидетельствует о недостаточ­ном освоении упражнения.

Данная методика разучивания упражнений под счет является очень эффективной для слабо подготовленных участников. До тех пор, пока они не разучат все упражнение и не научатся выполнять его под соб­ственный счет в нужном темпе и ритме (в соответствии с характером музыкального сопровождения), не следует вводить музыку в репетици­онный процесс.

Опыт показывает, что раннее подключение музыки ведет к потере качества выполнения упражнений. Выполнив хотя бы один раз все уп­ражнение массового номера на музыку, участники нередко считают, что «дело сделано». После этого возвращаться к азам методики и снова шли­фовать упражнение по разделениям им уже не интересно. Поэтому со слабо подготовленными участниками не следует торопиться с введением музыки, тем более что, когда упражнение освоено под счет, опытному режиссеру достаточно всего одной-двух репетиций для того, чтобы уча­стники вполне овладели выполнением упражнения под музыку. Подклю­чение музыки может стать своего рода наградой участникам за отличное выполнение упражнения под счет. Этот фактор следует учитывать, т.к. музыкальное сопровождение существенно повышает эмоциональность репетиций и положительно влияет на рабочее состояние участников.

Не зная методики введения музыки в репетиционный процесс, можно надолго вывести участников из рабочего состояния, вызвать у них неуве­ренность в своих силах и разочарование в результатах проделанной работы, что, в свою очередь, неизбежно скажется на авторитете постановщика.

Алгоритм введения музыки в репетиции массового номера включает следующие шаги:

1. Участники, сидя на своих точках, прослушивают музыку массово­го номера. Предварительно режиссер объясняет, что это за музыка, из каких частей она состоит.

2. Музыка включается еще раз. Теперь постановщик под музыку громко ведет подсчет, на который участники выполняли упражнение.

 

3. Музыка повторяется еще один раз. Режиссер продолжает считать, но вместе с ним начинают считать и все участники. Они считают шепотом, мысленно представляя, как они выполняют под этот счет уже разученное упражнение.

4. Снова повторяется музыка. Теперь режиссер молчит. Считают толь­ко участники, причем громко, хором. Режиссер контролирует, и, если что-то звучит неправильно, помогает им точно войти в ритм музыки. Этот шаг повторяется до тех пор, пока участники полностью не освоятся с темпо-ритмическим рисунком музыки.

5. Когда предыдущий шаг успешно пройден, участники встают и занима­ют исходное построение для выполнения массового номера. Звучит музыка. Участники, считая вслух вместе с музыкой, выполняют упражнение.

Помимо разучивания упражнений, в массовом номере обычно требу­ется разучить еще и перестроения из одного рисунка в другой. Чаще всего они осваиваются по ходу овладения массовым упражнением. Иног­да, видя, что участники устали, режиссер может специально переклю­чить их с разучивания упражнений на отработку построений и перестро­ений. Но могут быть и другие варианты. Например, если не готов рекви­зит (предмет для выполнения массовых упражнений), то, чтобы не те­рять время, следует начать репетиционную работу именно с разучивания построений и перестроений массового номера.

Методика разучивания упражнений массового номера с хорошо подготовленными участниками носит свернутый характер. Если участники обладают необходимой школой и культурой движений, музы­кальностью и чувством ритма, то в работе с ними нет смысла применять столь трудоемкий прием, как разучивание по разделениям. Здесь целесо­образно разучивать упражнение частями - целыми «восьмерками», вы­полняя каждую из них сначала под счет, а затем сразу под музыку. Факти­чески для запоминания упражнения бывает достаточно несколько раз повторить каждую «восьмерку» под музыку. Однако, если при таком под­ходе у участников что-то не получается (например, нет необходимой со­гласованности движений), то режиссер может использовать прием вы­полнения упражнения по разделениям.

Каждая репетиция имеет определенную структуру. Независимо от со­става участников, она начинается с разминки, куда включаются отдель­ные движения и фрагменты из той части массового номера, которая бу­дет репетироваться в этот день. Разминка решает задачу подготовки уча­стников к работе. Кроме того, режиссер может использовать ее для по­становки школы движений.

Сразу после разминки идет повторение пройденного материала.

 

Если значительная часть упражнения уже готова, режиссер может поста­вить задачу выполнить се сразу под музыку (или счет) так, как участники выполняли бы упражнение на празднике в присутствии зрителей. Такой прием приучает к качественному выполнению упражнения с первой по­пытки. Если эта попытка удается, то режиссер может в порядке поощре­ния сразу закончить повторение пройденного и перейти к следующей части репетиции - изучению нового материала.

После того, как массовый номер эпизода подготовлен, режиссер на­чинает готовить массу для участия во вставном номере в качестве фонирующей группы, включая:

ù построение рисунка, определенного композиционно-постановочным планом эпизода;

ù разучивание упражнений, которыми масса будет создавать фон для выступления участников вставного номера.

Методика разучивания построений массового эпизода, в том чис­ле, и для вставного номера, заложена в композиционно-постановоч­ном плане, а именно: методика и последовательность построения любого тематического или нетематического рисунка на репетиции с массой точно соответствует технологии разработки этого рисунка в композиционно-постановочном плане. Например, достаточно озна­комиться со схемой разработки тематического рисунка «Солнышко» для вставного номера (см. главу 5, рис. 60), чтобы определить последова­тельность действий режиссера при построении рисунка на репетиции.

Упражнение массы для вставного номера, где она выполняет роль фонирующей группы, как правило, очень простое. Важно лишь, чтобы участники выполняли его очень четко и согласованно. В зависимости от действий участников вставного номера, фонирующая группа может вы­полнять на протяжении конкретного музыкального фрагмента только одно движение, например, хлопки руками в такт музыке или простое упраж­нение на 2-4 счета, используя имеющиеся у них предметы. Например, в упомянутом выше построении «Солнышко», масса выполняла с фонирующим флажком красно-желтого цвета один из приемов художественного фона «Уголок» на два счета.

Однако, случается, что фонирующая группа выполняет довольно слож­ные по своему рисунку построения и упражнения, обеспечивая образное решение массового эпизода. Примером может служить постановка фраг­мента второго акта из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского на праз­днике закрытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В этом эпизоде фонирующая группа изображала «бушующее озеро», выполняя сложные упражнения с голубыми лентами и серебристыми гирляндами

 

Методика разучивания с массой упражнений для вставного номера зависит от их сложности. Если они очень простые, то режиссер сразу под музыку показывает участникам, что они должны делать. Если упражне­ния сложные, то применяется та же методика, что и при разучивании упражнений массового номера.

Подготовка отдельных номеров эпизода

Работа над массовым номером должна продолжаться постоянно, даже когда участники разучивают упражнения других номеров про­граммы эпизода. Для этого отводится не менее одного часа в день, где идет совершенствование качества движений, согласованности действий и равнения участников. При этом режиссер может работать и над от­дельными частями массового номера, и над номером в целом, под музыку или без музыки. Его главная задача - исправить ошибки участ­ников.

Сложность этого периода заключается в том, что участники обыч­но думают, будто бы, выполняя упражнение под музыку, они не до­пускают ошибок. Нередко, по их мнению, режиссер страхует себя, за­ставляя многократно повторять уже заученный массовый номер. По­добное отношение неизбежно сказывается на мотивации участников репетиции: снижается рабочее настроение, упражнение выполняется не в полную силу. Поэтому в этот период репетиционной работы боль­шое значение приобретает соревновательный метод. Он повышает эмоциональность репетиций, активизирует участников, заставляет их быть более собранными, а главное - выполнять упражнения в полную силу. Не следует, однако злоупотреблять этим методом. Зачастую, ув­лекшись соревнованием, например, между отдельными колоннами участников, режиссер упускает решение главной задачи - формиро­вание номера в целом. Опыт показывает, что соревнование на лучшее выполнение упражнения целесообразно проводить между двумя по­ловинами участников массового номера. Причем, упражнение они должны выполнять по очереди: одна группа выполняет, а другая на­блюдает и одновременно отдыхает. Подобные соревнования лучше всего проводить в конце каждого часа тренировки или по окончании репетиции. Основными критериями в соревновании между группами участников должны быть основные требования режиссера: высокое качество и синхронность исполнения, согласованность движений с музыкой.

Что касается вставных номеров в программе массового эпизода, то

 

они могут быть выбраны режиссером уже готовыми. В этом случае они включаются в репетиционную работу только тогда, когда масса готова их принять, т.е. четко выполняет все фонирующие действия для данного но­мера. Совершенствование вставного номера происходит вместе с массой, выполняющей роль фонирующей группы.

Однако, довольно часто вставные номера, входящие в композицию массового эпизода, готовятся специально по заказу режиссера-постанов­щика эпизода или главного режиссера. В этом случае продолжительность подготовки номера зависит от его сложности, состава участников и их квалификации. Такой номер требует своей репетиционной площадки со всем необходимым оборудованием.

Например, на репетиционной площадке для подготовки вставного номера с участием сильнейших акробатов страны, выполнявших слож­ные упражнения на площадках, поднятых с помощью лестниц на пя­тиметровую высоту (выступление Вооруженных сил на III Спартаки­аде, 1963 г.), были оборудованы: деревянные помосты высотой 2 и 3 м., а также круглая площадка диаметром 3 м. на высоте 5 м. со стра­хующей лонжей. Лонжа крепилась за два больших дерева, между ко­торыми и располагалась площадка. Для акробатов-прыгунов была подготовлена опилочная яма 20 х 10 м. Совершенствование данного номера происходило сначала на своей репетиционной площадке (без музыки и под музыку), а затем, по мере готовности, он вводился в общую композицию, где отрабатывалось взаимодействие его участ­ников с участниками массового номера, работавшими с пятиметро­выми лестницами.

Если в программу массового эпизода включен специально подго­товленный финальный номер, например, упражнения на конструк­ции, то он тоже сначала готовится на своей репетиционной площадке. Продолжительность постановки зависит от сложности финального номера, но чаще его подготовка начинается одновременно или не­сколько позже массового номера. Включение финального номера в финал эпизода возможно лишь после того, как масса полностью ос­воит и построение рисунка, и упражнения финала. Совершенствова­ние финального номера должно происходить в общей композиции финала эпизода, где принимают участие и масса, и участники фи­нального эпизода.

Как отмечено в 11.2, последним обычно разучивается начало эпизо­да. Методика разучивания начала на репетиции совпадает с техно­логией разработки его в композиционно-постановочном плане и осу­ществляется приемом обратного действия.

 

Подготовка эпизода в целом

Основными задачами при завершении подготовки массового эпизода являются:

1. Сведение всех номеров композиции эпизода в единое законченное действие.

2. Совершенствование основных массовых действий, частей эпизода - начала, массового номера, вставного номера, финала и ухода.

3. Отработка всей композиции в целом в нужном темпо-ритме.

Сведение всех номеров эпизода в единую композицию подразумевает монтаж внутри эпизода. Переход от одной части эпизода к другой должен осуществляться организованно и быстро по музыкальному сигналу (му­зыка перестроения). Как правило, внутри эпизода все монтажные пере­строения выполняются участниками бегом. Это делает эпизод более ком­пактным и понятным по содержанию и темпо - ритмическому рисунку. Для отработки монтажных перестроений организуются специальные ре­петиции только с участниками массового номера. Они проводятся под специально изготовленную фонограмму, в которую из фонограммы все­го эпизода собираются фрагменты «музыки перестроения» (начало, пе­реход на вставной номер, построение финального рисунка).

Основные части эпизода сначала репетируются отдельно. Затем учас­тники вставных номеров приглашаются на главную репетиционную пло­щадку, где режиссер работает с массой. Первая сводная репетиция учас­тников массового и вставного номеров имеет ряд особенностей и развер­тывается в следующей последовательности:

1. Сначала демонстрируют свою партию участники массового номе­ра: они строят конечное построение массового номера и затем под музы­ку перестроения выстраивают рисунок для вставного номера, а также вы­полняют фонирующие упражнения на музыку вставного номера. Выпол­нив это задание, они садятся на трибуну.

2. Участники вставного номера получают задание сориентироваться на новой для них площадке и правильно занять свои места. Затем они 1 -2 раза выполняют свою партию под музыку.

3. Режиссер объясняет участникам вставного номера, с какого места и как они должны занимать свои места на музыку перестроения.

4. Участники массового и вставного номеров вместе несколько раз выполняют данную часть композиции. Режиссер исправляет допущенные ошибки.

Когда все части массового эпизода, а также переходы между ними, хорошо отрепетированы отдельно, совершенствуется вся компози-

 

ция массового эпизода в целом. Главная задача, которую ставит ре­жиссер, - отработка темпо - ритмического рисунка эпизода. С каж­дым повторением его в целом участники все лучше и увереннее чув­ствуют и воспроизводят его темпо-ритм. Некоторые действия, на­пример, выход под марш, перестроение из одной части эпизода в дру­гую, построение финального рисунка и др., они начинают выполнять значительно быстрее, чем делали это раньше. Здесь режиссер должен найти оптимальный вариант темпо-ритмического рисунка вплоть до того, что дать указание вырезать из фонограммы ненужные длинно­ты в музыке эпизода.

Закончив постановку эпизода, режиссер начинает со своей группой участников готовить большой финал всего представления, где обычно задействуются участники всех массовых номеров. Рисунок финала раз­бивается на такие части, которые могут быть полностью заполнены участниками конкретных эпизодов. Смешивать участников разных эпи­зодов в одной части рисунка не рекомендуется, иначе будет невозмож­но готовить финал по частям, т.е. на репетиционных площадках эпизо­дов. Постановщики эпизодов получают схему построения рисунка фи­нала с указанием места расположения участников своего эпизода в этом рисунке, а также фонограмму и уже разработанные упражнения финала.

В большом финале участники каждого эпизода обычно выполняют упражнения со своими предметами и в своих основных костюмах. По­этому и сами упражнения разрабатываются под соответствующий пред­мет. В финалах масштабных представлений костюм и предмет участни­ков отдельных эпизодов могут меняться, если это требуется для решения задач финала.

Упражнения большого финала осваиваются участниками на своих репетиционных площадках, и обязательно в рисунке, предусмотрен­ном общей схемой построения финала. Разучивает упражнения ре­жиссер-постановщик финала последовательно с каждой группой уча­стников, а совершенствуют режиссеры-постановщики соответству­ющих эпизодов. Такой подход ускоряет работу над финалом, причем, упражнения сразу разучиваются так, как они задуманы постановщи­ком финала. Методика разучивания упражнений финала аналогична рассмотренной выше методике разучивания упражнений отдельных частей эпизода.

Окончательная отработка финала происходит на сводной репетиции представления, которую ведет главный режиссер на основной сценичес­кой площадке, где будет проходить праздник.

 

11.6. Особенности подготовки финальных номеров на конструкциях

Для больших финалов часто готовятся специальные финальные номе­ра, где участники выполняют упражнения на различных конструкциях типа «Ваза», «Кубок» и др., достигающих высоты 8-9 м. В связи с особым характером типичных для конструкций поточных упражнений, а также необходимостью обеспечить полную безопасность участников, к конст­рукциям предъявляются следующие требования:

а) Участники на конструкции должны иметь возможность выполнять широкий круг разнообразных упражнений. Если конструкция будет ис­пользоваться на стадионе, то упражнение должно включать в себя дви­жения, выполняемые с большой амплитудой, которые были бы хорошо видны зрителям на расстоянии.

б) Проектируя основные параметры конструкции, следует предусмот­реть возможность ее быстрого заполнения, сделав проходы для движения наверх достаточно свободными, чтобы участники легко, не мешая друг другу, занимали свои места. Вместе с тем, в целях безопасности передви­жений, нельзя оставлять большие пустоты, через которые участникам при­дется перешагивать, добираясь до своих мест.

в) Если упражнение связано с висами на руках, необходимо пре­дусмотреть удобные для хвата поручни (диаметром 26-30 мм) и стра­ховочные петли. Этими петлями можно пользоваться и при накло­нах тела назад из положения сидя, устроив при этом надежную опо­ру для ног.

г) Недопустимо, особенно в верхней части конструкции, предназна­чать один и тот же ее элемент для использования участниками разных ярусов. Если, например, участник нижнего яруса держится за некий по­ручень руками, то недопустимо, чтобы на тот же поручень опирался но­гами участник верхнего яруса. Для каждого яруса должны быть предусмотрены отдельные элементы.

д) При большой высоте конструкции, имеющей относительно неболь­шую площадь основания (типа «Кубок»), следует предусмотреть выдвиж­ные радиальные штанги, за которые можно взяться при переноске, что предотвращает опрокидывание конструкции и позволяет привлечь к пе­реноске большее число людей.

е) Следует так рассчитать параметры конструкции, расположить на ней участников и построить их взаимодействие, чтобы во время * выполнения упражнений сама конструкция была не видна.

ж) Заполнение конструкции должно идти в строгой очередности. Обычно оно начинается с верхних ярусов, но иногда бывает целесообраз-

 

но заполнить сначала промежуточный ярус, который обеспечит страхов­ку участников верхних ярусов. Важно заранее определить наиболее раци­ональный путь заполнения каждого яруса.

з) Высокую конструкцию с малой площадью основания нужно запол­нять, распределяя участников равномерно по всей ее окружности, чтобы исключить опрокидывание.

и) Очень внимательно нужно подойти к комплектованию верхних яру­сов. Если отдельные участники, несмотря на надежную страховку, не мо­гут преодолеть страх, или испытывают головокружение на высоте, их сле­дует немедленно заменить, переведя на нижние ярусы.

к) Разгрузка конструкции должна осуществляться без спешки, орга­низованно, в обратной очередности по сравнению с ее заполнением.

Если для всех участников планируется одно и то же, не связанное с риском, упражнение, то его можно разучивать сразу на самой конструк­ции под руководством одного преподавателя. Это типично, например, для относительно простой конструкции типа «Кремль».

На конструкциях с кольцевыми ярусами (типа «Ваза», «Кубок» и др.) программа действий для каждого из них обычно разная. Поэтому разу­чивать упражнения нужно внизу, развернув круги в шеренги. Здесь для" участников каждого яруса требуется свой преподаватель.

Условия разучивания упражнений вне конструкции нужно максималь­но приблизить к тем, которые будут на конструкции. Например, для тех, кто должен делать наклон назад из положения сидя с закрепленными ногами, можно использовать гимнастического коня или бревно, поста­вив их в полуметре от гимнастической стенки. Сидя лицом к стенке и закрепив ноги на том же уровне, что и на конструкции, участники могут успешно тренировать это упражнение.

Первое знакомство участников верхних ярусов с конструкцией дол­жно быть неспешным. В начале нужно дать возможность каждому ярусу поочередно забраться на конструкцию и занять исходное поло­жение. Преподаватель должен быть вместе со своими участниками на­верху. Он определяет место каждому из них, проверяет правильность крепления и одевания страховочной петли (рис. 77), пробует с ними несложные фрагменты из упражнения. Позднее, когда участники осво­ятся на высоте, преподаватель может перейти к наиболее сложным эле­ментам. Их он должен попробовать с каждым участником по очереди, оказывая необходимую помощь и демонстрируя надежность страхо­вочных средств.

Параллельно с тренировкой упражнения отрабатывается и заполне­ние конструкции. Как бы правильно ни действовали участники при этом,

 

Рис. 77. Крепление рук и ног с помощью страховочной петли при выполнении упражнений на конструкциях

 

добиться идеальной точности и четкости обычно не удается: процесс за­полнения конструкции всегда выглядит несколько беспорядочным. Поэтому очень важно отработать быстрое и безопасное заполнение конструкции. Например, после соответствующей тренировки конструк­цию «Белорусская ваза» 400 участников могут заполнить всего за 45 се­кунд.

Вопросы для повторения:

1. Назовите основные требования к режиссеру, проводящему репети­ции.

2. Какова оптимальная последовательность действий режиссера в ре­петиционной работе с участниками массового номера?

3. В чем состоит специфика репетиционной работы со слабо подготов­ленными участниками массового номера?

4. Опишите суть приема разучивания упражнения по разделениям. В чем его основные достоинства?

5. Какие методические приемы может использовать режиссер-поста­новщик для проверки качества усвоения упражнений массой участников?

6. Какие шаги включает алгоритм введения музыки в репетицию мас­сового номера?

7. Как разработать методику обучения участников массового номера тому или иному построению массового эпизода?

8. Каковы особенности использования соревновательного метода в процессе совершенствования массового номера?

9. Как правильно провести первую сводную репетицию участников массового и вставного номеров?

10. Каковы особенности методики разучивания и совершенствования упражнений на конструкции?

 

ГЛАВА 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.121 с.)