Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физкультурный парад на площади

Поиск

Становление спортивной режиссуры в России начиналось с Физкуль­турных парадов на площади.

25 мая 1919 года, в день годовщины Всевобуча, по инициативе Пра­вительства в Москве на Красной площади был впервые проведен воен­но-физкультурный праздник. Бойцы Всевобуча прошли по площади с оружием, а часть из них совместно с физкультурниками спортивных орга­низаций впервые показали массовые гимнастические упражнения в дви­жении.

Этот исторический праздник, получивший высокую оценку Прави­тельства, положил начало Физкультурным парадам - одной из форм мас­совых спортивных зрелищ, которая на долгие годы стала ведущей в стране.

С 1924 года и до 80-х годов Физкультурные парады проводились еже­годно. Главной ареной для них всегда была Красная площадь. Однако, с середины 50-х годов Физкультурные парады теряют свою самостоятель-

 

ность, превращаясь в головную колонну демонстрации трудящихся в дни 1-го мая и 7-го ноября.

Головная колонна демонстрации по своему масштабу и значимости отличается от классического Физкультурного парада. Ее задача стано­вится более узкой и конкретной - задать основную тему и тон народному празднеству. Используя накопленный опыт в применении выразитель­ных средств Физкультурных парадов, режиссура с успехом решала по­ставленную перед ней задачу. На протяжении многих лет головная ко­лонна физкультурников, открывавшая демонстрации трудящихся, выг­лядела по-новому, но всегда интересно, красочно, тематично и эмоцио­нально.

Особой популярностью Физкультурные парады пользовались в 30-е годы. Это было вызвано бурным развитием физической куль­туры и спорта, великим энтузиазмом и интересом молодежи к этой новой форме самовыражения и общения, способствующей проявле­нию свободного творчества масс, коллектива и личности одновре­менно. Эти годы были очень плодотворны и для режиссуры. Огром­ная массовость и разнообразие контингента участников, широта темати­ки, появление новых выразительных средств создали благоприятные ус­ловия для творческого подъема. Не случайно, Физкультурные парады того времени вызвали к себе повышенный интерес как специалистов в облас­ти спорта, так и деятелей различных областей культуры и искусства.

В 1931 г. в Физкультурном параде приняли участие 40 тысяч человек, в1932г.-70тысяч, в 1933г. - 80тысяч, в 1934 и 1935 гг. – по 120 тысяч, в 1936 г. - 110 тысяч, в 1937 г. - 40 тысяч, в 1938-1940 гг. количество участников не превышало 40 тысяч человек.

"Если организованные массы проходят шествием под музыку, поют хором, исполняют какие-нибудь гимнастические маневры или танцы, словом, устраивают своего рода парад, но парад не военный, а по воз­можности насыщенный таким содержанием, которое выражало бы идей­ную сущность, надежды, проклятия и всякие эмоции народа, - то те, ос­тальные, неорганизованные массы, обступающие со всех сторон улицы и площади, где происходит праздник, сливаются с этой организованной массой и, таким образом, можно сказать: весь народ демонстрирует сам перед собой свою душу" (см. А.В. Луначарский. О массовых празднествах, эстраде, цирке. - М.: Искусство, 1981, с. 84).

Именно таким народным торжеством были физкультурные парады 30-х годов, которых ждали, к которым готовились, в которых активно участво­вала не только молодежь столицы, но и вся страна.

Характерной особенностью физкультурных парадов первых лет было

 

то, что они проводились только в движении. Остановки на площади не допускались. Это требование, естественно, накладывало свой отпечаток на содержание действий участников парада, на организацию и режиссуру отдельных колонн и всего парада в целом. Режиссер в этих условиях был ощутимо ограничен в выборе средств и, естественно, организаторские способности руководителя колонны имели большее значение, чем его твор­ческие и постановочные способности. Основные задачи режиссера фак­тически сводились к отработке парадного шага и равнения при прохожде­нии колонны, а также поиску оригинальной атрибутики для того, чтобы зритель смог безошибочно определить принадлежность колонны к тому или иному коллективу.

С накоплением выразительных средств и опыта проведения Физкуль­турных парадов постепенно возрастала и роль режиссера как постанов­щика. Физкультурные парады стали носить тематический характер. Каж­дая колонна, участвовавшая в параде, должна была выбрать и раскрыть определенную тему. Сделать это было не просто, так как у режиссера имелись буквально считанные минуты на воплощение своей идеи. Ско­ротечность движения определяла и выбор выразительных средств. Боль­шое значение для раскрытия избранной темы в этот период приобрета­ют: форма построения колонны; предмет для выполнения упражнений в движении; оригинальность самих массовых упражнений; различные кон­струкции, способствующие раскрытию темы; гимнастические снаряды, укрепленные на транспортных средствах; "живые" пирамиды и пр. Осо­бая роль отводилась художественному оформлению колонны и костю­мам участников (рис. 1-5.).

Музыка Физкультурных парадов в тот период была общей для всех. В основном это были марши, главной задачей которых было обеспечить четкое прохождение колонн по площади без каких-либо нарушений об­щего потока движения. Поэтому особого значения для раскрытия тема­тики и выполнения массовых упражнений в движении музыкальное со­провождение не имело, а служило лишь фоном.

В 1933 году впервые в Физкультурный парад были введены мас­совые гимнастические выступления. В этом параде участвовали только две делегации: сводная колонна физкультурников крупней­ших предприятий Москвы (режиссер - А. Лазарев) и колонна студен­тов Государственного Центрального института физической культуры и спорта (режиссер - М. Окунев).

Впоследующие годы включение массовых гимнастических выступле­ний в Физкультурные парады стало традиционным. В связи с этим измени­лась композиция парада. В ней стали выделять две части: первую - соб-

 

ственно Физкультурный парад с теми же в принципе задачами, что стояли перед парадами и раньше, и вторую - массовые гимнастические выступ­ления. В этой второй части каждая делегация в течение нескольких минут под специально подобранную или написанную музыку демонстрировала композицию массовых гимнастических упражнений, используя вырази­тельные средства спорта. Но делала это уже не в движении, а на месте, занимая иногда своей массой всю Красную площадь.

Таким образом, парад 1933 года дал жизнь еще одной форме спортив­ных зрелищ - массовым гимнастическим упражнениям, которые в даль­нейшем, особенно, с выходом на стадион, получили очень широкое раз­витие и превратились в самостоятельный жанр зрелищного искусства.

Физкультурный парад 1933 года поставил перед режиссурой но­вые задачи. Начался активный поиск выразительных средств. По­явились новые виды массовых упражнений (поточные, пирамидковые), а также трансформирующиеся предметы, которые в процессе выполнения упражнений большой массой участников внезапно для зрителей изменяли цвет, форму, а вместе с этим, и свой первона­чальный смысл и функции. Например, простая гимнастическая була­ва мгновенно превращалась в раскрывающуюся коробочку хлопка или головку подсолнуха, шест становился гигантским золотым колосом, вес­лом с цветными лопастями или флагом и т.п. Кроме того, композиции массовых гимнастических выступлений стали отличаться красоч­ными построениями и перестроениями.

Значительный толчок в развитии жанра массовых спортивно-художе­ственных представлений дал Физкультурный парад 1937 года. Он был посвящен 20-летию Октября и собрал делегации всех Союзных Респуб­лик страны (по 150-200 человек от каждой Республики). Так, начиная с 1937 года, Физкультурные парады в Москве становятся Всесоюз­ными.

Повышается политическая значимость физкультурных парадов. Каждый из них посвящался какому-либо важному событию в жиз­ни страны и, следовательно, имел определенную тему. Так, в 1937 г. парад был посвящен 20-летию Октября; в 1938 г. - выборам в Верхов­ный Совет; в 1939 г. - XVII съезду ВКП(б); в 1940 г. - выполнению решений XVII съезда.

Участие в Физкультурных парадах делегаций Союзных Республик в кор­не изменило содержание массовых выступлений их второй части. Наряду с массовыми гимнастическими упражнениями, в них впервые было пред­ставлено искусство. Поначалу особый успех во Всесоюзных парадах име­ла хореография. В Москву приезжали лучшие профессиональные хореог-

 

рафически коллективы Республик, которые вместе со спортивными деле­гациями показывали свое высокое мастерство. Так перед режиссурой впер­вые встал вопрос о возможности синтеза спорта и искусства, что в даль­нейшем стало одной из главных отличительных черт массовых спортив­но-художественных Представлений на стадионе.

Названные особенности Всесоюзных парадов привели к существенно­му повышению роли режиссера как постановщика. Образность решения темы, законченность композиции, оригинальность в подборе выразитель­ных средств спорта и искусства, серьезный, вдумчивый подход к музы­кальному и художественному оформлению отличали постановки веду­щих режиссеров того времени.

В этот период следует отметить роль деятелей искусства в развитии и становлении на профессиональную основу новой формы массового спортивного театра. Совместная работа спортивных режиссеров с профес­сиональными режиссерами, балетмейстерами, художниками и композито­рами способствовала взаимному творческому обогащению. Результатом этого замечательного содружества было появление прекрасных компози­ций массовых гимнастических выступлений и спортивных праздников, во­шедших в сокровищницу массового искусства. Этот творческий союз от­дельных постановщиков продолжается до сегодняшнего дня.

Первыми, кто испытал себя в этом новом перспективном жанре и ока­зал неоценимую, действенную помощь молодым спортивным режиссе­рам, были балетмейстеры И.А.Моисеев и К.Я.Голейзовский. Постанов­ки И.А.Моисеева на Физкультурном параде 1937 г. с А.А.Губановым на тему "Граница на замке" (делегация Белоруссии), а в.1938 г. с режиссе­ром М.Окуневым на тему "Если завтра война" (делегация Института физической культуры) вошли в историю массовых спортивных зрелищ. Они и до сих пор являются эталонами, по которым можно сверять поста­новки сегодняшнего дня.

И.А.Моисеев продолжал сотрудничество со спортивными режиссе­рами и в послевоенные годы. Совместно с режиссером Я.Б.Теверовским на Физкультурных парадах 1947 и 1954 гг. он поставил для делегации России очень интересные, можно сказать, новаторские композиции. На­пример, в 1947 г. в финале выступления впервые появились моза­ичные рисунки, которые составлялись спортсменами с помощью двух­сторонних по цвету флажков. Впоследствии они нашли широкое приме­нение в работе художественного фона и получили название "фонирующие флажки".

К.Я.Голейзовский совместно с А.А.Губановым представлял спортивную делегацию Белоруссии на физкультурных парадах 1938 и 1939 гг. В историю

 

Рис. 1. Колонна чемпионов по гимнастике

Рис. 2, 3. Физкультурные парады: Петроград, 1923 г.

 

Ленинград, 1939 г.

 

Рис. 4. Всесоюзный день физкультурника 1939 г.

Один из моментов оформления физкультурного парада –

пирамида гимнастов на движущемся автомобиле

Рис. 5. Физкультурный парад 1945 г. Выступление ГЦОЛИФК Военногофакультета

 

массовых гимнастических выступлений они вошли как создатели поточных упражнений на специально созданной для этого конструкции (1938 г.), кото­рая получила название "Белорусская ваза". С тех пор в композициях спортив­ных праздников и массовых представлений появились и до сих пор появля­ются различные модификации и аналоги этой конструкции - "Кубок", "Фон­тан", "Спираль", "Цилиндр", "Павлиний хвост", "Хлопковая коробочка" и др.

Практическая деятельность И.А.Моисеева и К.Я.Голейзовского в поста­новке массовых спортивных выступлений оказала большое влияние на твор­чество спортивных режиссеров того времени, а Я.Б.Теверовский, А.А.Губа­нов, работавшие с ними непосредственно, достойно заняли ведущие пози­ции в режиссуре массовых спортивных зрелищ в стране.

Эта совместная работа не прошла бесследно и для балетмейстеров. Опыт работы с большими массами участников, овладение выразитель­ными средствами спорта помогают и сегодня в творческой работе Игоря Александровича Моисеева. Так, например, в программе (1983 г.) Госу­дарственного академического ордена Дружбы народов Ансамбля народ­ного танца, бессменным художественным руководителем и постановщи­ком танцев которого является И.А.Моисеев, хореографическая сцена "Праздник труда" построена на принципах массовых гимнастических упражнений, представляя собой удачное сочетание выразительных средств хореографии и массовых спортивных выступлений.

Подводя итоги предвоенного периода в развитии массового спортив­но-художественного театра, можно сделать следующие выводы:

1. Физкультурный парад в 30-е годы, достигнув вершины в своем раз­витии, утвердился как ведущая форма массовых спортивных зрелищ и праздников, заслужив горячее признание и любовь народа.

2. Как результат творческого поиска новых выразительных средств Физкультурного парада, получили развитие массовые спортивные пред­ставления, которые первоначально входили в парад в виде отдельных массовых гимнастических выступлений, составляя его вторую часть.

3. Спортивная режиссура тех лет добилась определенных успе­хов, особенно в постановке отдельных массовых гимнастических вы­ступлений. Утвердились многие выразительные средства: массо­вые вольные, поточные и пирамидковые упражнения, упражнения на различных конструкциях и гимнастических снарядах и др. Достаточ­но умело осуществлялся монтаж сольных и групповых номеров с массо­вым номером. Впервые появились и нашли широкое применение в мас­совых гимнастических выступлениях средства искусства (танцеваль­ные композиции профессиональных и самодеятельных коллективов). Лучшие постановки тех лет отличались высокой идейностью, образнос-

 

тью решения и раскрытия темы, законченностью композиции. Появи­лась целая плеяда талантливых спортивных режиссеров-постановщи­ков, таких, как С.Лазарев, А.Брыкин, А.Бражник, А.Губанов, М.Окунев, Л.Орлов, М.Сегал и др.

4.Поскольку темы отдельных массовых гимнастических выступле­ний развивались на уровне темы Физкультурного парада в целом -всегда масштабной и всеобъемлющей по своему значению -, то смыс­ловой монтаж массовых выступлений между собой не оказывал боль­шого влияния на развитие логики действия (от перестановки отдель­ных выступлений смысл не менялся). Поэтому в основе построения композиции парада и, особенно его второй части, в лучшем случае лежал принцип нарастания действия. Однако чаще, независимо от со­держания, отдельные выступления располагались в программе по рангу и значимости делегаций. Физкультурные парады тех лет не име­ли и завершающего действия - финала представления. Таким обра­зом, отсутствие смысловой логики развития действия в раскрытии темы и ид еи, отсутствие сквозного режиссерского хода в представ­лении в целом были характерными чертами режиссуры довоенных Физкультурных парадов. Это свидетельствует и о том, что функция главного режиссера как постановщика сводилась к минимуму. Вме­сте с тем, учитывая огромную массовость и большое представитель­ство делегаций в Физкультурных парадах, особое значение имела его функция как организатора.

***

Прерванные Великой Отечественной войной Всесоюзные физкультур­ные парады возобновились в 1945 году. Примечательно, что в мае был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии во Второй мировой войне, а уже в августе на Красной площади в Москве состоялся Всесоюзный парад физкультурников. Факт сам по себе очень знаменательный, свидетельствующий о большой роли массовых спортив­ных празднеств в стране. Советские люди после ужасов войны, страда­ний, нечеловеческого напряжения, наконец, по-настоящему ощутили, что такое мир на Земле. Все было проникнуто восторгом, ликованием, вели­кой любовью к Родине. Это был праздник гордости народа-победителя, праздник радости и счастья.

В торжественном марше и массовых гимнастических выступлениях были представлены делегации всех Союзных республик, а также Москвы и Ленинграда. Всего участвовало 27 тысяч человек. Композиционно этот

 

парад был построен на тех же принципах, что и Физкультурные парады довоенных лет.

Всего после Великой Отечественной войны было проведено четыре Все­союзных парада (1945, 1946, 1947 и 1954 гг.), и каждый из них оставил особый след в истории спортивно-художественного театра. Физкультурный парад 1945 г. был последним Всесоюзным парадом, проведенным на Крас­ной площади и одним из грандиозных торжеств, посвященных Победе совет­ского народа в Великой Отечественной войне. Парад физкультурников 1946 г. впервые проводился не на Красной площади, а на стадионе. Физкультурный парад 1947 г. был посвящен знаменательной дате - 30-летию Октября, а парад 1954 г. вошел в историю как последний самостоятельный Всесоюзный физ­культурный парад в нашей стране.

Особое значение в становлении форм массовых спортивных представ­лений имел Физкультурный парад 1946 г. Проведение его на стадионе привело к пересмотру некоторых уже сложившихся традиций в постано­вочной работе. Переход с площади на стадион не был совершенно нео­жиданным для режиссеров. Ведь и раньше парады, проводимые на Крас­ной площади, неоднократно (с целью охвата большего числа зрителей) повторялись на Центральном стадионе "Динамо". Естественно, массо­вые композиции, подготовленные специально для площади, не всегда прямо подходили для стадиона. Режиссеры понимали, что стадион тре­бует иных решений. Начался процесс поиска новых и переосмысления имеющихся выразительных средств и композиций.

Стало совершенно ясно, что одно из выразительных средств мас­совых спортивных представлений - построения и перестроения на стади­оне приобретают иное значение, чем на площади. Символика и красоч­ность рисунков построения, чистота и логика перехода от рисунка к ри­сунку, от одного эпизода к другому становятся одним из главных и опре­деляющих компонентов успеха зрелища. С изменением цвета сценичес­кой площадки (серая брусчатка площади сменилась зеленым травяным покровом стадиона) и ракурса обозрения зрителями выступлений особое значение приобрела цветовая гамма костюмов участников и предметов для выполнения упражнений. Ведь на стадионе зрители получили воз­можность воспринимать не отдельные зоны пространства сценической площадки и фрагменты выступлений, как это было на площади, а все про­странство и всю композицию в целом.

Самой сложной задачей, которую поставил стадион перед режиссу­рой, было определение ракурса представления. Логика подсказывала, что круговое расположение зрителей на трибунах стадиона требует и соответ­ствующего построения композиции. На практике же все получалось ина-

 

че. Построение композиции с равноценным круговым обозрением оказа­лось очень сложной задачей, которая полностью не решена и до настояще­го времени.

Следует отдать должное режиссуре того времени, которая нашла, хоть и компромиссный, но выход из создавшегося положения. На стадионе, как на сцене театра, был создан цветовой задник (гл. режиссер - М.Д.Сегал, гл. художник - Б.Г.Кноблок). Для этого на одну из трибун (противо­положную центральной) были помещены 7000 участников. Каждый из них имел сброшюрованный из цветных листов альбом. По команде ре­жиссера все участники одновременно открывали указанный им цвет и тем самым создавали цветовой фон для выступающих на поле. Это было ново, необычно, масштабно, красочно и имело большой успех.

С тех пор прошло много лет! Фон на трибунах стал неотъемлемым атрибутом почти всех крупных спортивно-массовых представлений и праздников. За прошедшие годы раскрыты огромные возможности его как очень яркого и действенного выразительного средства, способствую­щего образному раскрытию темы и идеи представления. Недаром сегод­ня его называют художественным фоном или живым экраном. Ос­новным предметом для создания мозаичных рисунков фона стал фонирующий двухцветный флажок.

С выходом на стадион произошла переоценка ценностей и в компози­ции самого Физкультурного парада. Беговая дорожка стадиона не позволя­ла провести первую часть, т.е. собственно парад, так, как это было на Красной площади. Здесь он превратился в марш-парад делегаций Союз­ных республик и колонн физкультурников ДСО и ведомств, постепенно теряя свое первоначальное значение в качестве самостоятельной формы массовых спортивных зрелищ. Вместе с тем, стадион значительно рас­ширял возможности в проведении второй части - массовых гимнастичес­ких выступлений. И этим незамедлительно воспользовались режиссеры. В частности, в программах большое место стали занимать спортивные со­ревнования по различным видам спорта (легкой атлетике, борьбе, боксу, тяжелой атлетике, футболу и др.), которые чередовались с массовыми выступлениями.

Изменилось и содержание массовых гимнастических выступлений. Они приобрели более спортивный характер. Меньше стали исполь­зоваться народные танцы, зато увеличился объем элементов спортивной и художественной гимнастики, акробатики и других видов спорта. "Вклю­чение в программы парадов физкультурников 1946,1947 и 1954 гг., кроме массовых гимнастических выступлений, соревнований по различным ви­дам спорта, себя оправдало. Парады как зрелище стали более разнообраз-

 

ны и спортивны. Впечатления зрителей от массовых гимнастических выс­туплений, ярких красок, музыки дополнились накалом спортивной борь­бы и азарта". Этот вывод, сделанный главным режиссером этих праздни­ков М.Д.Сегалом (см.: М.Д.Сегал. "Физкультурные праздники и зрелища" - М: ФиС, 1977, с.24), вполне справедлив и объективен, если рассматривать спортивное представление как набор отдельных, не связанных между со­бой номеров, как сумму красочных и эмоциональных дивертисментов.

Однако, рассматривая это нововведение с позиции современных тре­бований к идейно-тематической основе представления, можно утверж­дать, что оно было шагом назад в режиссуре того времени. Это связано с тем, что включение чисто спортивных номеров соревновательного ха­рактера в чередовании с массовыми гимнастическими выступлениями, имеющими тематический характер, неизбежно ведет к нарушению цело­стности композиции и препятствует восприятию зрителями главной идеи и логики всего представления.

Одним из важных компонентов массовых спортивных представлений является темпо-ритмический рисунок их построения. Главные его харак­теристики:

• продолжительность отдельных номеров, эпизодов, представления в целом;

• ритмичность и аритмичность временных отрезков отдельных, сле­дующих друг за другом номеров, эпизодов;

• темп (количество действий в единицу времени);

• контрастность номеров и эпизодов по режиссерскому решению и выбору выразительных средств;

• действенность отдельных номеров и эпизодов, их расстановка в ком­позиции;

• монтаж - логика смыслового соединения эпизодов между собой в раскрытии темы и идеи представления (смысловой монтаж) и качество самих переходов от номера к номеру, от эпизода к эпизоду (технический монтаж).

Действенность темпо-ритма, т.е. создание эмоционального настроя у зрителей на активное восприятие представления, во многом зависит от продолжительности зрелища в целом. Как показывает практика сегодняш­него дня, оптимальная продолжительность представления, учитывая, что они проводятся без перерыва, - 1,5-2 часа. Когда же представление затя­гивается, действенность темпо-ритма снижается. Более того, даже опти­мальное по продолжительности представление, но поставленное режиссе­ром без учета темпо-ритмических закономерностей, может воспринимать­ся зрителями как затянутое и монотонное.

 

Сравнивать зрелища, которые разделяют десятилетия, а тем более делать выводы и оценки, весьма сложно из-за различия условий, за­дач, требований и пр. Но проблема времени, в особенности, продол­жительности представления, стала для режиссуры послевоенных лет постоянной, что было связано с огромной массовостью спортивных зрелищ и широким представительством различных делегаций и кол­лективов.

Рассмотрим это на конкретном примере Всесоюзного физкультурно­го парада 1954 г. В нем приняли участие около 40 тыс. человек. В массо­вых гимнастических выступлениях с участием около 30 тысяч человек были представлены следующие делегации и колонны:

• делегации от всех 16 Союзных Республик (от 300 до 420 чел. в каж­дой, исключая самые крупные делегации: Белоруссии - 700 чел., Украины -1000 чел. и России - 2800 чел.);

• колонна школьников Москвы (1300 чел.);

• колонна ДСО "Трудовые резервы" (3800 чел.);

• колонна студентов Института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта (850 чел.);

• колонна студентов вузов Москвы (2800 чел.);

• колонна студентов Центрального института физической культуры (850 чел.);

• колонна гимнастов спортивных обществ профсоюзов (4000 чел.);

• участники художественного фона (7000 чел.).

Помимо названных массовых выступлений, программа Всесоюзного физкультурного парада 1954 г. включала:

• выступление сильнейших гимнастов страны (отдельный номер);

• соревнования по легкой атлетике, объединенные в пять самостоя­тельных номеров программы (старт и финиш марафонского бега; бег на 3000 м - мужчины; метание копья - женщины и мужчины; бег на 100 м - женщины и мужчины; бег на 400 м - мужчины; бег на 100 м с барьерами - мужчины; бег на 400 м с барьерами - мужчины; эстафетный бег 4x200 м- женщины; бег на 800 м - женщины; бег на 1500 м - мужчины).

• соревнования по классической и вольной борьбе;

• соревнования по тяжелой атлетике (упражнения в жиме, рывке и толчке на побитие рекордов).

Выше представлена программа лишь второй части парада 1954 г., т.е. массовых гимнастических выступлений и спортивных соревнований, а ведь была еще и первая часть - марш-парад, в котором приняли участие 24 колонны физкультурников, представляющих Союзные Республики, ДСО и ведомства. Совершенно очевидна грандиозная массовость этого парада.

 

Причем он не был исключением. Массовость как характерная черта Все­союзных физкультурных парадов диктовала режиссерам свои условия. Поэтому продолжительность зрелища более четырех часов была делом обычным.

В дальнейшем и количество участников массовых спортивно-художе­ственных представлений, и их продолжительность, претерпели существен­ные изменения. Например, в празднике открытия Игр XXII Олимпиады в 1980 г. в Москве приняли участие 17 500 человек. При этом само пред­ставление (приветствие молодежи участникам и гостям Игр) длилось менее 1 часа, а праздник закрытия Олимпийских Игр с участием 13 000 человек продолжался 1 час 30 мин.

Очень трудно говорить о драматургии таких грандиозных спортив­ных зрелищ, какими были Всесоюзные физкультурные парады. Однако можно с уверенностью сказать, что это были красочные зрелища боль­шого политического значения, пропагандирующие образ жизни народа, физическую культуру и спорт в нашей стране. Роль главных режиссеров во Всесоюзных парадах была необычайно сложна. Много сил и времени им приходилось отдавать организационным вопросам, вести борьбу бук­вально за каждую лишнюю минуту в выступлениях, координировать их содержание (следить, например, чтобы не было повторений хотя бы в выборе предмета), согласовывать действия фона с выступлениями деле­гаций и т.п.

В 1954 г. история Всесоюзных физкультурных парадов заканчивает­ся. В дальнейшем было принято решение проводить раз в четыре года (в предолимпийский год) Спартакиаду народов СССР, открывая их боль­шими массовыми спортивными представлениями.

Однако Физкультурные парады как форма массовых спортивных зре­лищ не прекратили полностью своего существования, а получили иное развитие. В Москве, Ленинграде, столицах всех Союзных Республик, а также во многих крупных городах Физкультурные парады стали откры­вать демонстрации трудящихся 1 Мая и 7 Ноября. Особого расцвета в Москве такие парады достигли в 60-70-е годы, превратившись в красоч­ные синтетические зрелища с четко сформулированной тематикой, вы­раженной средствами спорта и искусства. Большую роль в развитии Физкультурных парадов того времени сыграли в разные годы их главные режиссеры-постановщики - Н.П.Серый и М.А.Закута.

Подводя итоги послевоенному периоду в развитии Всесоюзных физ­культурных парадов, можно сделать следующие выводы:

1. Решающее значение в развитии Физкультурных парадов имела пе­ремена места их действия - переход с площади на стадион. Это привело к

 

окончательному расчленению Физкультурного парада на две самостоя­тельные формы: собственно Физкультурные парады, которые снова стали проводиться на площади, только несколько в другом качестве, с од­ной стороны, и массовые спортивные представления на стадионе, с дру­гой. Последние получили в дальнейшем очень широкое распространение и признание в нашей стране.

2. Выход на новое место действия дал толчок творческому переосмыс­лению имеющихся выразительных средств и поиску новых. Режиссеры больше внимания стали уделять зрелищности композиции отдельных гимнастических выступлений. Особое значение приобрели цвет и рису­нок построения. Появилось новое, очень действенное выразительное сред­ство массовых представлений – художественный фон (мозаичный рису­нок). Большим событием в развитии режиссуры того времени стало по­явление общего финала представления (в 1954 г.).

3. Стадион изменил и характер самого зрелища, сделав его более спортивным. Танцевальные номера, применявшиеся ранее в изобилии, стали исчезать. В программе представления большое место стали за­нимать соревнования по отдельным видам спорта. Зрелище в целом стало носить более развлекательный характер и решать агитационно-пропагандистские задачи, связанные с развитием физической культуры и спорта в стране.

4. Включение спортивных состязаний в программы представлений на­полнило атмосферу массовых зрелищ духом соперничества, спортивным ажиотажем, которые вскоре передались спортивным организациям, ве­домствам, Республикам. Каждому руководителю, а вместе с ним и поста­новщику, хотелось, чтобы их выступление было лучшим. В принципе, это можно рассматривать как положительное явление, особенно для дальней­шего развития и совершенствования отдельных массовых гимнастических выступлений. Однако это соперничество между организациями часто при­водило к игнорированию общих задач представления, снижая роль главно­го режиссера как постановщика.

5. Этот период характерен выдвижением целой плеяды молодых та­лантливых режиссеров. В числе их Н.П.Серый, Я.Б.Теверовский, В.А.­Губанов, Д.К.Осипов, М.В.Левин, П.С.Мордовцев, А.С.Абрамян, В.Д.Максимов, А.М.Глинтерник, А.П.Калтановский, В.А.Киселев, Б.А.­Кузнецов, П.В.Микулич и др., которые вложили много сил, труда и таланта в развитие массовых гимнастических выступлений, включая их содержа­ние, выразительные средства и композицию. В творческом союзе с ними работали замечательные балетмейстеры - И.А.Моисеев, Р.В.Захаров, ху­дожники - Б.Г.Кноблок, М.Ф.Ладур, М.Е.Храповицкий, И.В.Донской, ком-

 

позиторы - М.Е.Табачников, А.Г.Аратюнян, В.С.Рунов, А.Н.Цфасман, Н.П.Червинский, К.Я.Листов и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.28.185 (0.019 с.)