Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности разработки начала эпизодаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Начало массового эпизода включает в себя следующие действия участников: а) занятие места сосредоточения для выхода (входные ворота на арену, беговая дорожка, углы поля, сектора и пр.); б) выход с места сосредоточения на сценическую площадку (поле стадиона); в) занятие исходного построения для массового номера. При разработке начала эпизода режиссеру приходится решать как творческие, так и технические задачи. Творческие задачи многообразны. Они определяются содержанием и постановочным решением начала эпизода. Особое значение здесь приобретает выход участников, который может быть простым или сложным по выполнению, выражать через тематические построения и другие действия участников определенный замысел режиссера или представлять собой просто красочное зрелище. При этом чтобы сразу привлечь внимание зрителей, он всегда должен быть оригинальным по композиции, эмоциональным по характеру исполнения, хорошо художественно оформленным. В ряде случаев на долю начала эпизода выпадают и более сложные задачи. Например, начало может выполнять роль пролога представления. Тогда оно, как правило, включает не одно, а несколько действий, которые содержа-
нием и логикой развития выражают определенную авторскую мысль, связанную с идейно-тематической основой замысла представления в целом. В техническом плане перед режиссером-постановщиком здесь стоит только одна задача - организованно, без лишней суеты расставить участников в исходном построении для начала массового номера. Это выполняется в основном двумя способами; а) разбеганием, при котором каждый участник, выбирая кратчайший путь, бегом занимает свое место на точке; б) перестроением, когда участники занимают свои места в исходном построении организованно, по специально разработанной программе передвижения. Технологию разработки композиционно-постановочного плана начала эпизода рассмотрим в следующей последовательности: а) на примере разработки нетематического начала практически усвоим суть и особенности применения приема обратного действия; б) на примере разработки тематического начала научимся анализировать, рассчитывать и выстраивать тематический рисунок в зависимости от структурной единицы построения, количества участников и масштаба, а также познакомимся с основными способами построения рисунка; в) на примере разработки начала-пролога усвоим суть и особенности применения приема возврата к исходному построению. Такая последовательность способствует не только более полному овладению технологией разработки начала, но и облегчает усвоение технологии разработки композиционно-постановочного плана остальных частей и эпизода в целом. 5.4.1. Разработка нетематического начала. Прием обратного действия Для знакомства с технологией разработки начала приемом обратного действия разберем наиболее типичный пример - начало эпизода, которое в практике называется "выход дроблением". Впервые оно было исполнено физкультурниками "Трудовых резервов" на празднике открытия II Спартакиады в 1959 году (режиссер-постановщик Д.К.Осипов). Суть его заключается в том, что колонна участников с места сосредоточения (беговой дорожки) выходит на поле в построении сомкнутого квадрата, например, 32 х 32 человека. В центре поля участники останавливаются, и квадрат дробится на четыре равные части, которые симметрично расходятся от центра. Так, из одного большого квадрата образуется четыре: 16х 16 человек каждый. Эти четыре квадрата вновь останавливаются, и теперь дробление происходит одновременно уже в четырех квад-
ВАРИАНТЫ НАЧАЛА ЭПИЗОДА
По принципу линейных Выход с последующими размыканиями периметрами
ратах. Получается 16 квадратов 8x8 человек каждый. Новое дробление - и уже 64 квадрата 4x4 человека каждый. Вновь остановка и вновь дробление: на поле 256 квадратов 2x2 человека. Наконец, последнее дробление - и участники эпизода занимают свои точки в исходном построении массового номера. Успех этого выхода в значительной мере зависит от уровня строевой подготовки участников, синхронности и точности их действий в момент дробления и передвижения квадратов. В описанном варианте начала наиболее эффектными действиями для зрителей, и в то же время наиболее сложными для участников, являются дробление и передвижение квадратов. Эффект здесь достигается путем сохранения участниками формы квадратов от начала и до конца выхода. Выполнить это не просто, т.к. движение квадратов после каждого дробления происходит по диагоналям, что непривычно для участников и отличается от обычного движения строем. В этом случае с целью сохранения формы рисунка построения участники вынуждены сохранять равнение в движении не по шеренгам, как обычно, а по диагоналям квадрата. Для того, чтобы выход дроблением был ясен и понятен, описание его сделано в той последовательности, в которой его выполняют участники. И, на первый взгляд, действительно все ясно, и, кажется, что нет особых причин, которые могли бы нарушить этот выход или сделать его невыполнимым. В действительности это не так. Дело в том, что, разбирая выход дроблением по ходу действия участников, мы не в состоянии точно указать места остановки квадратов после каждого дробления. А без этого начало эпизода выполнить невозможно. Ведь если даже один из квадратов встанет не на свое место, все перестроение нарушится и участники запутаются. Поэтому для режиссера очень важно точно определить места остановок квадратов после каждого дробления. Не менее важной задачей при разработке начала эпизода является монтаж. Качество его определяется непрерывностью и логичностью действий участников при переходах от одного фрагмента к другому, а также к последующей части эпизода - массовому номеру. Каждый такой переход должен осуществляться участниками кратчайшим путем, очень быстро, не создавая суеты и беспорядка на поле. Зритель не должен замечать этих переходов, иначе он будет постоянно отвлекаться и терять нить восприятия главного действия. Логичность, точность и быстрота переходов достигаются определенной расстановкой участников в каждом рисунке построения, входящем в начало эпизода. Названные задачи легко разрешимы, если методически правильно подойти к разработке начала эпизода. Вернемся к нашему примеру - выходу дроблением. Такое начало эпизода состоит из двух основных действий
участников: выхода и занятия исходного построения для выполнения массового номера. Причем, сам выход очень простой, т.к. фактически он включает только движение участников в сомкнутом квадрате с места сосредоточения к центру поля. Следующее действие - занятие участниками исходного построения для массового номера - сложное и выполняется перестроением (дроблением квадратов). Предположим сначала, что в нашем примере вместо перестроения дроблением участники занимают исходное построение более простым способом -разбеганием. Даже при разработке такого простого варианта начала режиссер-постановщик обязан решать задачи монтажа и организации действия массы в целом. В данном случае важно, чтобы участники при разбегании двигались к своим точкам в исходное построение кратчайшим путем, не сталкиваясь друг с другом, а сам переход выполнялся бы быстро и даже красиво. Этого можно достичь, если за основу расстановки участников в сомкнутом квадрате на выходе взять исходное построение их для массового номера, т.е. конечную цель в разработке композиции начала эпизода. Практически это делается следующим образом. Вначале участники расставляются на свои точки в исходном построении массового номера, затем их смыкают по фронту и в глубину. Получается сомкнутый квадрат в центре поля. Далее участников поворачивают кругом и, не изменяя строя, выводят на место сосредоточения (беговую дорожку), где снова поворачивают кругом. Теперь колонна готова для начала эпизода. Мы специально остановились на этом простом варианте, чтобы наглядно показать значение приема обратного действия в технологии разработки начала эпизода. Еще более важен этот прием при разработке выхода дроблением. Точно определить места остановок квадратов после каждого дробления можно лишь в случае, если не дробить квадраты, как это делают участники на поле, а наоборот, соединять их, начав с исходного построения для массового номера. Практически это делается так: берем заготовку-схему с нанесенным на нее исходным построением участников массового номера 32 х 32 человека (рис. 28). Каждых четырех человек, стоящих на своих точках, поворачиваем лицом друг к другу и соединяем в центре между точками, на которых они стояли. Этим мы точно определим места дробления 256 квадратов. Далее каждые четыре квадрата в построении 2x2 человека соединяем между собой в центре. Получаем точно места дробления 64 квадратов. Снова соединяем по четыре квадрата и находим места дробления 16 квадратов 8x8 человек. Эти квадраты вновь соединяем по четыре в центре их расположения получаем места дробления 4 квадратов 16 х 16 человек.
Рис. 28. Исходное построение участников Рис. 29. Исходное построение участников
Рис.30. Схема разработки выхода дроблением
И, наконец, эти последние объединяем между собой в центре поля в один квадрат 32 х 32 человека (см. рис. 30). Таким образом, используя прием обратного действия, нам удалось не только точно определить места остановок, где должно происходить дробление квадратов, но и одновременно решить задачи монтажа начала эпизода с массовым номером. При этом, несмотря на постоянное изменение рисунка во время перестроения дроблением, участники получают возможность очень точно и организованно выйти на свои точки в исходное построение для массового номера. 5.4.2. Разработка тематического начала. Анализ, расчет и способы построения рисунка Содержанием тематического начала, как правило, являются различные тематические построения участников, которые своим рисунком выражают определенную мысль в зависимости от задачи, решаемой режиссером-постановщиком. Наиболее распространенной и простой задачей тематического начала является показ принадлежности выступающего коллектива к тому или иному спортивному обществу, предприятию, к той или иной профессии, виду или роду войск и т.п. С этой целью в тематическое начало включаются построения участников в виде различных эмблем, значков и других символов, по которым зрители сразу узнают, кто перед ними выступает. При этом режиссер может запланировать выход участников прямо в тематическом построении или же вывести их на поле обычным способом, а затем на глазах у зрителей построить тематический рисунок. Каждый из этих вариантов начала имеет определенную специфику в технологии разработки. Пример 1. Начало эпизода, в котором выход осуществляется тематическим построением. Прием составления рисунка по его частям. Технология разработки начала, в котором выход происходит тематическим построением, должна разворачиваться в следующей последовательности: 1-й шаг - Определить исходное построение участников для выполнения массовых упражнений и нанести его на схему. 2-й шаг - Произвести анализ и расчет тематического рисунка. 3-й шаг - Найти оптимальный вариант построения отдельных частей рисунка с учетом наиболее рациональных путей передвижения участников из разомкнутого строя (исходного построения) в сомкнутый - тематический рисунок.
4-й шаг - Вывести тематическое построение в место сосредоточения (беговая дорожка) для начала выхода. Разберем это на примере выхода участников в построении "самолет" из описанного выше (см. главу 4) эпизода "Мы - покорители космоса". 1-й шаг. С целью реализации композиционного решения эпизода в целом было взято 60 лестниц. В исходном построении массового номера 6 лестниц располагались по фронту и 10 - в глубину. Интервал и дистанция между ними составляли по 6 метров (см. рис. 31). Таким образом, исходное построение участников на поле стадиона занимало 62 метра по фронту и 56 метров в глубину. Данный вариант построения вполне соответствует масштабу сценической площадки и создает участникам необходимые условия для выполнения упражнений с лестницами. Поскольку композиция в целом строится здесь на основе группового предмета (лестницы), то этот предмет и является основной структурной единицей при разработке всех перестроений. Поэтому в исходном построении каждая лестница вместе с пятью участниками, которые с ней действуют, получает определенный порядковый номер, который за ней закрепляется. 2-й шаг. Узнаваемость любого тематического рисунка на поле зависит от удачного выбора формы рисунка, построенного участниками с учетом различных ракурсов восприятия в условиях стадиона. Рисунок должен хотя бы в общих чертах быть похожим на оригинал, иметь современный внешний вид и обязательно содержать основные, характерные для оригинала составные части. Анализ рисунка в принципе и сводится к выделению его главных составных частей. Например, при анализе тематического построения "самолет" обнаруживаются следующие составные части: фюзеляж, крылья, хвостовое оперение и опознавательные знаки. Расчет же тематического рисунка состоит в том, чтобы точно определить количество структурных единиц (участников или групповых предметов), необходимых для построения каждой его части с учетом их размеров и формы. При расчете следует принимать во внимание размеры сценической площадки и принятый масштаб. В нашем примере структурной единицей построения рисунка "самолет" является пятиметровая лестница шириной 60 см (всего их 60 шт.). Чтобы "самолет" хорошо смотрелся и соответствовал масштабам поля, требуется, во-первых, определить форму, размеры и пропорции каждой части и рисунка в целом, а во-вторых, рассчитать количество лестниц, необходимых для построения каждой части. Примерный расчет тематического построения "самолет": • для "фюзеляжа" (сигарообразная форма, длина 35 м) потребуется: по длине - 7 лестниц, по ширине - 4 лестницы; всего - 28;
• для "крыльев" (треугольная форма, длина передней линии крыла 20 м, задней линии -15м) нужно 4 лестницы для построения передней линии крыла, 3 лестницы для задней линии и 3 лестницы - для заполнения плоскости крыла; всего - 10 лестниц на одно крыло, 20 - на два; • для "хвостового оперения" (треугольная фигурная форма в виде угла назад) потребуется: по 2 параллельно расположенные лестницы для каждой стороны угла (всего 4), 2 лестницы - для двух подкрылков длиной по 5 м, 4 лестницы - для построения диагоналей от "фюзеляжа" до основных линий подкрылков и 2 лестницы - для заполнения плоскости подкрылков; всего - 12. Если подсчитать общее количество лестниц, использованных при построении тематического рисунка "самолет", то получится ровно 60, т.е. столько, сколько их имеется в исходном построении массового номера. Опознавательные знаки для "самолета" - красные звезды - изготавливаются специально (каркас, обтянутый красной материей). Диаметр каждой звезды - 2 м. 3-й шаг. Теперь, исходя из проделанного анализа и расчета тематического рисунка "самолет", нужно определить, какие именно лестницы пойдут на построение каждой его части. При этом важно помнить, что действие, которое выполняется участниками на глазах у зрителей, это не построение "самолета", а разбегание из тематического построения в исходное для массового номера. Поэтому в основе отбора лестниц из исходного построения в тематическое должен лежать путь перемещения участников с лестницами. Нужно, чтобы этот путь был по возможности самым коротким и наиболее рациональным с точки зрения выбора направления движения. Только в этом случае разбегание из тематического построения в исходное будет выполняться участниками организованно, быстро и эффектно. На схеме (см. рис. 32) пунктирной линией обозначен один из вариантов вычленения из исходного построения массового номера отдельных частей тематического рисунка "самолет". Как видно, на построение "фюзеляжа" отобраны лестницы под номерами 12-18,22-28,32-38 и42-48; на построение "крыльев": 1-8, 11,21 (одно крыло), 51-58,31,41 (другое); на построение "хвостового оперения": 9,10,19,20,29,30,39,40,49,50,59,60. На рис. 33 приведен вариант составления тематического построения "самолет" по частям с учетом произведенного расчета лестниц в исходном построении. 4-й шаг. Чтобы закончить разработку данного варианта тематического начала эпизода, необходимо построение "самолет", которое строилось по частям в центре поля, отвести наместо сосредоточения участников (бего-
Рис. 31. Исходное построение для выполнения массового номера с лестницами Рис. 32. Вариант вычленения частей тематического рисунка «Самолет» из исходного построения лестницами
Рис. 33. Вариант вычленения тематического рисунка «Самолет» способом составления рисунка по его частям
вую дорожку). Поскольку "самолет" получился довольно большим, то он может не поместиться полностью в месте сосредоточения. Поэтому, прежде чем отвести "самолет" в тыл, следует продумать, как построить участников на беговой дорожке. Один из вариантов такого построения показан на рис. 34. Начав выход в поле с места сосредоточения, участники соразмерно движению вперед выстраивают тематическое построение "самолет". Пример 2. Начало эпизода, в котором тематическое построение следует после выхода. Прием построения рисунка - расстановка участников по контуру. Это более сложный вариант начала эпизода. В этом случае само построение тематического рисунка, а также выход и перестроение из тематического рисунка в исходное построение для массового номера, становятся одинаково важными в оценке композиционного решения начала эпизода. При разработке композиции начала эпизода, в котором тематическое построение следует после выхода, алгоритм действий режиссера должен быть следующим: 1-й шаг - Разработка тематического построения из исходного построения для выполнения массового номера. 2-й шаг - Разработка построения для выхода из тематического построения. Технология разработки этого варианта тематического начала эпизода в принципе та же, что описана в примере 1. Добавляется только разработка еще одного действия участников: перестроения из тематического рисунка в колонну для выхода. Предположим, начало эпизода задумано режиссером следующим образом: • место сосредоточения участников для выхода - беговая дорожка; • выход сомкнутой колонной в составе всех участников; • в центре поля из сомкнутой колонны выполнить тематическое построение "звезда"; • из тематического построения "звезда" разбеганием занять исходное построение для массового номера. Такое начало эпизода отличается от описанного в примере 1. Во-первых, композиция массового эпизода выполняется здесь без предмета или с индивидуальным предметом и, следовательно, основной структурной единицей тематического построения становится участник. Во-вторых, тематический рисунок предлагается выстроить другим приёмом - расстановкой участников по контуру. В-третьих, режиссер сам не определяет
количественный состав участников тематического построения, а исходит из конкретной численности участников массового эпизода. Допустим, режиссер имеет для постановки данного массового эпизода 300 человек. Много это или мало? Если учесть, что упражнения выполняются без предмета или с индивидуальным предметом, то для стадионной площадки это немного. Поэтому особое значение приобретает расстановка участников в исходном построении массового номера. Если расставить их не на каждую точку, а через точку разметки (интервал и дистанция по 4 м), то при исходном построении 20x15 человек участники будут занимать площадь 76 х 56 метров (по фронту и в глубину соответственно). Такой вариант вполне допустим и является, пожалуй, наиболее рациональным в данной ситуации. Анализируя рисунок "звезда", следует отметить, что он симметричный и может быть разделен на две равные части или на пять симметричных частей (лучи звезды). В связи с тем, что участников немного, рисунок выгоднее построить только контуром. На заполнение его внутри контура просто не хватит людей. А если это сделать, то "звезда" уменьшится в диаметре, и рисунок станет слишком мелким для стадионной площадки. Расчет данного тематического построения показывает, что наилучшее восприятие его зрителями будет достигнуто в том случае, если "звезда" будет выстроена контуром в две линии участников. Следовательно, на каждый луч придется по 30 пар участников (или по 15 пар на каждую сторону луча). На основании этого расчета определим размеры рисунка. 15 человек, расположенных с минимальной дистанцией в одну колонну, займут: в строевой стойке - 7-8 метров (по 0,5 м на каждого участника), в положении упора присев - 11 -12 метров (по 0,75 м), в положении упора лежа - 24-25 метров (в среднем по 1,65 м). Если основание луча принять равным 2/3 его длины, то можно примерно подсчитать размеры рисунка в каждом предложенном варианте. Так, в первом случае диаметр "звезды" составит приблизительно 22-24 метра, во втором - 33-36 метров, в третьем - 72-75 метров. Очевидно, наиболее приемлемым будет второй вариант, где размер "звезды" оптимально соответствует масштабу поля. Чтобы выстроить тематическое построение способом расстановки участников по контуру рисунка, надо сначала точно по расчету в принятом масштабе изобразить его на схеме в центре исходного построения участников для массового номера (см. рис. 35). Затем нужно из исходного построения расставить участников по контуру рисунка "звезда" так, чтобы во время разбегания их из тематического построения в исходное (прямоугольник 20 х 15 человек) действие массы выглядело бы очень четким и хорошо организованным.
Учитывая, симметричность рисунка «звезда», достаточно осуществить расстановку участников лишь в одной его части, а в другой использовать метод аналогии. При большом количестве людей, когда основной структурной единицей построения является один участник, совсем не обязательно определять место в рисунке и путь движения каждого участника (это уточняется на репетиции). На схеме исходного построения, на которое нанесен тематический рисунок, следует лишь обозначить группы участников, которыми должен быть заполнен тот или иной участок контура. В нашем примере такими группами являются каждые 30 человек (15 пар), составляющих одну сторону луча "звезды". Один из возможных вариантов расстановки участников по контуру рисунка "звезда" приведен на рис. 35. Таким образом, применив прием обратного действия, мы решили первую задачу - разработали тематическое построение "звезда" и перестроение из него разбеганием в исходное построение массового номера. Теперь необходимо решить вторую задачу - разработать выход участников в поле с места сосредоточения и способ выполнения рисунка "звезда". В практике сложились три основных способа построения тематического рисунка после выхода: 1) заполнением контура рисунка путем выбегания участников одновременно из нескольких симметрично расположенных входных ворот на арену стадиона; 2) соединением отдельных симметричных частей рисунка, используя выход колонн одновременно с нескольких мест сосредоточения в зависимости от количества этих частей; 3) перестроением из разомкнутой или сомкнутой колонны. Первый вариант наиболее простой по исполнению, но достаточно эффективный с точки зрения восприятия его зрителями. Эффект достигается тем, что из бегущей и, казалось бы, совершенно неорганизованной массы людей на глазах у зрителей вдруг появляется точно выстроенный, да еще хорошо узнаваемый всеми рисунок. Однако секрет здесь в абсолютной организованности этого простого действия и правильной расстановке участников в колоннах для выхода в местах сосредоточения (входные ворота). Чтобы правильно расставить участников в колоннах для выхода бегом, следует брать за основу не сам тематический рисунок, а опять исходное построение для массового номера, из которого этот рисунок разрабатывался. В таком случае достаточно только разделить участников, стоящих в этом построении, на нужное количество частей (в зависимости от числа входных ворот), затем сомкнуть их в каждой части и отвести каждую часть в ворота так, чтобы после поворота лицом в сторону арены каждый участник мог кратчайшим путем занять свое место в ри-
сунке. Такая последовательность расстановки участников в колоннах для выхода обеспечивает организованное выбегание их на поле и быстрое, слаженное построение тематического рисунка. Второй способ применяется в тех случаях, когда рисунок тематического построения можно расчленить на несколько равных симметричных частей, удобных для выхода. Например, как уже отмечалось, построение "звезда" легко делится на пять равных симметричных частей (лучи звезды). Участники, строящие каждый луч, образуют самостоятельные колонны для выхода, которые располагаются в местах сосредоточения так, чтобы при движении к центру поля и соединении всех лучей получалось тематическое построение "звезда" (см. рис. 36). Третий способ построения тематического рисунка осуществляется из разомкнутой или сомкнутой колонны. Когда построение рисунка происходит из разомкнутой колонны, для режиссера и участников это просто. Они уже знают, как это делать, т.к. разомкнутая колонна, как правило, является тем исходным построением для массового номера, из которого ранее выстраивался контур тематического рисунка. У режиссера здесь появляются другие задачи, связанные с выбором самого выхода. Нужно предусмотреть, чтобы участники, завершая выход, оказались точно в нужном разомкнутом построении. Вариантов здесь может быть множество. Наиболее простые из них - выходы одной или несколькими разомкнутыми колоннами по линиям точек из разных мест сосредоточения (беговые дорожки, сектора). Но могут быть и более сложные, например, "прочес" или разобранный выше выход дроблением. И, наконец, рассмотрим на примере "звезды" построение тематического рисунка из сомкнутой колонны путем перестроения. Это требует дополнительной разработки с применением приема обратного действия. Чтобы правильно расставить участников в колонне для выхода, нужно взять за основу тематическое построение "звезда" и продумать, как из этого рисунка образовать сомкнутую колонну. Один из вариантов показан на рис.37. Здесь сомкнутая колонна участников для выхода (20 х 15 человек) образована путем смыкания всех лучей "звезды" к лучу № 1. Следовательно, перестроение участников из сомкнутой колонны в тематическое построение "звезда" будет осуществляться на поле в обратном порядке. Целесообразно организовать это перестроение в два этапа: 1) из сомкнутой колонны для выхода участники 2-го и 3-го лучей поворачивают направо, 4-го и 5-го - налево и быстро выбегают (захождением плечом) в исходное положение для построения "звезды" (см. рис. 38); 2) участники занимают свои места в тематическом построении "звезда".
Рис. 34. Вариант построения участников с лестницами на месте сосредоточения для выхода «Самолетом»
Рис. 35. Вариант построения тематического рисунка «Звезда» способом расстановки участников по контуру рисунка Рис. 36. Построение тематического рисунка «Звезда» после выхода колоннами симметричных частей рисунка
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.110 (0.011 с.) |