Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности разработки начала эпизода

Поиск

Начало массового эпизода включает в себя следующие действия уча­стников: а) занятие места сосредоточения для выхода (входные ворота на арену, беговая дорожка, углы поля, сектора и пр.); б) выход с места со­средоточения на сценическую площадку (поле стадиона); в) занятие ис­ходного построения для массового номера.

При разработке начала эпизода режиссеру приходится решать как твор­ческие, так и технические задачи. Творческие задачи многообразны. Они определяются содержанием и постановочным решением начала эпизо­да. Особое значение здесь приобретает выход участников, который мо­жет быть простым или сложным по выполнению, выражать через тема­тические построения и другие действия участников определенный замы­сел режиссера или представлять собой просто красочное зрелище. При этом чтобы сразу привлечь внимание зрителей, он всегда должен быть оригинальным по композиции, эмоциональным по характеру исполне­ния, хорошо художественно оформленным.

В ряде случаев на долю начала эпизода выпадают и более сложные зада­чи. Например, начало может выполнять роль пролога представления. Тогда оно, как правило, включает не одно, а несколько действий, которые содержа-

 

нием и логикой развития выражают определенную авторскую мысль, свя­занную с идейно-тематической основой замысла представления в целом.

В техническом плане перед режиссером-постановщиком здесь стоит только одна задача - организованно, без лишней суеты расставить участ­ников в исходном построении для начала массового номера. Это выпол­няется в основном двумя способами; а) разбеганием, при котором каж­дый участник, выбирая кратчайший путь, бегом занимает свое место на точке; б) перестроением, когда участники занимают свои места в исход­ном построении организованно, по специально разработанной програм­ме передвижения.

Технологию разработки композиционно-постановочного плана нача­ла эпизода рассмотрим в следующей последовательности: а) на примере разработки нетематического начала практически усвоим суть и особен­ности применения приема обратного действия; б) на примере разработ­ки тематического начала научимся анализировать, рассчитывать и выст­раивать тематический рисунок в зависимости от структурной единицы построения, количества участников и масштаба, а также познакомимся с основными способами построения рисунка; в) на примере разработки начала-пролога усвоим суть и особенности применения приема возврата к исходному построению.

Такая последовательность способствует не только более полному ов­ладению технологией разработки начала, но и облегчает усвоение техно­логии разработки композиционно-постановочного плана остальных час­тей и эпизода в целом.

5.4.1. Разработка нетематического начала. Прием обратного дей­ствия

Для знакомства с технологией разработки начала приемом обратного действия разберем наиболее типичный пример - начало эпизода, кото­рое в практике называется "выход дроблением". Впервые оно было ис­полнено физкультурниками "Трудовых резервов" на празднике открытия II Спартакиады в 1959 году (режиссер-постановщик Д.К.Осипов).

Суть его заключается в том, что колонна участников с места сосредо­точения (беговой дорожки) выходит на поле в построении сомкнутого квадрата, например, 32 х 32 человека. В центре поля участники останав­ливаются, и квадрат дробится на четыре равные части, которые симмет­рично расходятся от центра. Так, из одного большого квадрата образуется четыре: 16х 16 человек каждый. Эти четыре квадрата вновь останавлива­ются, и теперь дробление происходит одновременно уже в четырех квад-

 

ВАРИАНТЫ НАЧАЛА ЭПИЗОДА

 

 

Поочередный выход участников через каждые 4 (8) счета Выход шеренгами Выход с флангов

 

По принципу линейных

Выход с последующими размыканиями периметрами

 

ратах. Получается 16 квадратов 8x8 человек каждый. Новое дробление - и уже 64 квадрата 4x4 человека каждый. Вновь остановка и вновь дробле­ние: на поле 256 квадратов 2x2 человека. Наконец, последнее дробление - и участники эпизода занимают свои точки в исходном построении массо­вого номера. Успех этого выхода в значительной мере зависит от уровня строевой подготовки участников, синхронности и точности их действий в момент дробления и передвижения квадратов.

В описанном варианте начала наиболее эффектными действиями для зрителей, и в то же время наиболее сложными для участников, являются дробление и передвижение квадратов. Эффект здесь достигается путем сохранения участниками формы квадратов от начала и до конца выхода. Выполнить это не просто, т.к. движение квадратов после каждого дроб­ления происходит по диагоналям, что непривычно для участников и от­личается от обычного движения строем. В этом случае с целью сохране­ния формы рисунка построения участники вынуждены сохранять равне­ние в движении не по шеренгам, как обычно, а по диагоналям квадрата.

Для того, чтобы выход дроблением был ясен и понятен, описание его сделано в той последовательности, в которой его выполняют участники. И, на первый взгляд, действительно все ясно, и, кажется, что нет особых причин, которые могли бы нарушить этот выход или сделать его невы­полнимым. В действительности это не так. Дело в том, что, разбирая выход дроблением по ходу действия участников, мы не в состоянии точно ука­зать места остановки квадратов после каждого дробления. А без этого начало эпизода выполнить невозможно. Ведь если даже один из квадра­тов встанет не на свое место, все перестроение нарушится и участники запутаются. Поэтому для режиссера очень важно точно определить мес­та остановок квадратов после каждого дробления.

Не менее важной задачей при разработке начала эпизода является монтаж. Качество его определяется непрерывностью и логичностью дей­ствий участников при переходах от одного фрагмента к другому, а также к последующей части эпизода - массовому номеру. Каждый такой пере­ход должен осуществляться участниками кратчайшим путем, очень быс­тро, не создавая суеты и беспорядка на поле. Зритель не должен замечать этих переходов, иначе он будет постоянно отвлекаться и терять нить вос­приятия главного действия. Логичность, точность и быстрота переходов достигаются определенной расстановкой участников в каждом рисунке построения, входящем в начало эпизода.

Названные задачи легко разрешимы, если методически правильно по­дойти к разработке начала эпизода. Вернемся к нашему примеру - выходу дроблением. Такое начало эпизода состоит из двух основных действий

 

участников: выхода и занятия исходного построения для выполнения мас­сового номера. Причем, сам выход очень простой, т.к. фактически он вклю­чает только движение участников в сомкнутом квадрате с места сосредо­точения к центру поля. Следующее действие - занятие участниками исход­ного построения для массового номера - сложное и выполняется пере­строением (дроблением квадратов).

Предположим сначала, что в нашем примере вместо перестроения дроблением участники занимают исходное построение более простым способом -разбеганием. Даже при разработке такого простого варианта начала режиссер-постановщик обязан решать задачи монтажа и органи­зации действия массы в целом. В данном случае важно, чтобы участники при разбегании двигались к своим точкам в исходное построение крат­чайшим путем, не сталкиваясь друг с другом, а сам переход выполнялся бы быстро и даже красиво. Этого можно достичь, если за основу расста­новки участников в сомкнутом квадрате на выходе взять исходное пост­роение их для массового номера, т.е. конечную цель в разработке компо­зиции начала эпизода.

Практически это делается следующим образом. Вначале участники расставляются на свои точки в исходном построении массового номера, затем их смыкают по фронту и в глубину. Получается сомкнутый квадрат в центре поля. Далее участников поворачивают кругом и, не изменяя строя, выводят на место сосредоточения (беговую дорожку), где снова повора­чивают кругом. Теперь колонна готова для начала эпизода.

Мы специально остановились на этом простом варианте, чтобы на­глядно показать значение приема обратного действия в технологии раз­работки начала эпизода. Еще более важен этот прием при разработке выхода дроблением. Точно определить места остановок квадратов после каждого дробления можно лишь в случае, если не дробить квадраты, как это делают участники на поле, а наоборот, соединять их, начав с исход­ного построения для массового номера.

Практически это делается так: берем заготовку-схему с нанесенным на нее исходным построением участников массового номера 32 х 32 че­ловека (рис. 28). Каждых четырех человек, стоящих на своих точках, по­ворачиваем лицом друг к другу и соединяем в центре между точками, на которых они стояли. Этим мы точно определим места дробления 256 квад­ратов. Далее каждые четыре квадрата в построении 2x2 человека соеди­няем между собой в центре. Получаем точно места дробления 64 квадра­тов. Снова соединяем по четыре квадрата и находим места дробления 16 квадратов 8x8 человек. Эти квадраты вновь соединяем по четыре в центре их расположения получаем места дробления 4 квадратов 16 х 16 человек.

 

Рис. 28. Исходное построение участников

Рис. 29. Исходное построение участников

 

Рис.30. Схема разработ­ки выхода дроблением

 

 

И, наконец, эти последние объединяем между собой в центре поля в один квадрат 32 х 32 человека (см. рис. 30).

Таким образом, используя прием обратного действия, нам удалось не только точно определить места остановок, где должно происходить дроб­ление квадратов, но и одновременно решить задачи монтажа начала эпи­зода с массовым номером. При этом, несмотря на постоянное изменение рисунка во время перестроения дроблением, участники получают воз­можность очень точно и организованно выйти на свои точки в исходное построение для массового номера.

5.4.2. Разработка тематического начала. Анализ, расчет и спосо­бы построения рисунка

Содержанием тематического начала, как правило, являются различные тематические построения участников, которые своим рисунком выража­ют определенную мысль в зависимости от задачи, решаемой режиссе­ром-постановщиком.

Наиболее распространенной и простой задачей тематического нача­ла является показ принадлежности выступающего коллектива к тому или иному спортивному обществу, предприятию, к той или иной профессии, виду или роду войск и т.п. С этой целью в тематическое начало включа­ются построения участников в виде различных эмблем, значков и других символов, по которым зрители сразу узнают, кто перед ними выступает. При этом режиссер может запланировать выход участников прямо в те­матическом построении или же вывести их на поле обычным способом, а затем на глазах у зрителей построить тематический рисунок. Каждый из этих вариантов начала имеет определенную специфику в технологии раз­работки.

Пример 1. Начало эпизода, в котором выход осуществляется темати­ческим построением. Прием составления рисунка по его частям.

Технология разработки начала, в котором выход происходит темати­ческим построением, должна разворачиваться в следующей последова­тельности:

1-й шаг - Определить исходное построение участников для выполне­ния массовых упражнений и нанести его на схему.

2-й шаг - Произвести анализ и расчет тематического рисунка.

3-й шаг - Найти оптимальный вариант построения отдельных частей рисунка с учетом наиболее рациональных путей передвижения участни­ков из разомкнутого строя (исходного построения) в сомкнутый - темати­ческий рисунок.

 

4-й шаг - Вывести тематическое построение в место сосредоточения (беговая дорожка) для начала выхода.

Разберем это на примере выхода участников в построении "самолет" из описанного выше (см. главу 4) эпизода "Мы - покорители космоса".

1-й шаг. С целью реализации композиционного решения эпизода в целом было взято 60 лестниц. В исходном построении массового номера 6 лестниц располагались по фронту и 10 - в глубину. Интервал и дистан­ция между ними составляли по 6 метров (см. рис. 31). Таким образом, исходное построение участников на поле стадиона занимало 62 метра по фронту и 56 метров в глубину. Данный вариант построения вполне соот­ветствует масштабу сценической площадки и создает участникам необ­ходимые условия для выполнения упражнений с лестницами.

Поскольку композиция в целом строится здесь на основе группового предмета (лестницы), то этот предмет и является основной структурной еди­ницей при разработке всех перестроений. Поэтому в исходном построении каждая лестница вместе с пятью участниками, которые с ней действуют, получает определенный порядковый номер, который за ней закрепляется.

2-й шаг. Узнаваемость любого тематического рисунка на поле зависит от удачного выбора формы рисунка, построенного участниками с учетом различных ракурсов восприятия в условиях стадиона. Рисунок должен хотя бы в общих чертах быть похожим на оригинал, иметь современный вне­шний вид и обязательно содержать основные, характерные для оригинала составные части. Анализ рисунка в принципе и сводится к выделению его главных составных частей. Например, при анализе тематического постро­ения "самолет" обнаруживаются следующие составные части: фюзеляж, крылья, хвостовое оперение и опознавательные знаки. Расчет же темати­ческого рисунка состоит в том, чтобы точно определить количество струк­турных единиц (участников или групповых предметов), необходимых для построения каждой его части с учетом их размеров и формы. При расчете следует принимать во внимание размеры сценической площадки и приня­тый масштаб.

В нашем примере структурной единицей построения рисунка "само­лет" является пятиметровая лестница шириной 60 см (всего их 60 шт.). Чтобы "самолет" хорошо смотрелся и соответствовал масштабам поля, требуется, во-первых, определить форму, размеры и пропорции каждой части и рисунка в целом, а во-вторых, рассчитать количество лестниц, необходимых для построения каждой части.

Примерный расчет тематического построения "самолет":

• для "фюзеляжа" (сигарообразная форма, длина 35 м) потребуется: по длине - 7 лестниц, по ширине - 4 лестницы; всего - 28;

 

• для "крыльев" (треугольная форма, длина передней линии крыла 20 м, задней линии -15м) нужно 4 лестницы для построения передней линии крыла, 3 лестницы для задней линии и 3 лестницы - для заполнения плоско­сти крыла; всего - 10 лестниц на одно крыло, 20 - на два;

• для "хвостового оперения" (треугольная фигурная форма в виде угла назад) потребуется: по 2 параллельно расположенные лестницы для каж­дой стороны угла (всего 4), 2 лестницы - для двух подкрылков длиной по 5 м, 4 лестницы - для построения диагоналей от "фюзеляжа" до основ­ных линий подкрылков и 2 лестницы - для заполнения плоскости под­крылков; всего - 12.

Если подсчитать общее количество лестниц, использованных при по­строении тематического рисунка "самолет", то получится ровно 60, т.е. столько, сколько их имеется в исходном построении массового номера.

Опознавательные знаки для "самолета" - красные звезды - изготав­ливаются специально (каркас, обтянутый красной материей). Диаметр каждой звезды - 2 м.

3-й шаг. Теперь, исходя из проделанного анализа и расчета темати­ческого рисунка "самолет", нужно определить, какие именно лестницы пойдут на построение каждой его части. При этом важно помнить, что действие, которое выполняется участниками на глазах у зрителей, это не построение "самолета", а разбегание из тематического построения в ис­ходное для массового номера. Поэтому в основе отбора лестниц из ис­ходного построения в тематическое должен лежать путь перемещения участников с лестницами. Нужно, чтобы этот путь был по возможности самым коротким и наиболее рациональным с точки зрения выбора на­правления движения. Только в этом случае разбегание из тематического построения в исходное будет выполняться участниками организованно, быстро и эффектно.

На схеме (см. рис. 32) пунктирной линией обозначен один из вариантов вычленения из исходного построения массового номера отдельных частей тематического рисунка "самолет". Как видно, на построение "фюзеляжа" отобраны лестницы под номерами 12-18,22-28,32-38 и42-48; на построение "крыльев": 1-8, 11,21 (одно крыло), 51-58,31,41 (другое); на построение "хвостового оперения": 9,10,19,20,29,30,39,40,49,50,59,60.

На рис. 33 приведен вариант составления тематического построения "самолет" по частям с учетом произведенного расчета лестниц в исход­ном построении.

4-й шаг. Чтобы закончить разработку данного варианта тематического начала эпизода, необходимо построение "самолет", которое строилось по частям в центре поля, отвести наместо сосредоточения участников (бего-

 

Рис. 31. Исходное построение для выполнения массо­вого номера

с лест­ницами

Рис. 32. Вариант вычле­нения частей тематичес­кого рисунка «Самолет»

из исходного построения лестницами

 

Рис. 33. Вариант вычленения темати­ческого рисунка «Самолет» способом составления рисунка по его частям

 

вую дорожку). Поскольку "самолет" получился довольно большим, то он может не поместиться полностью в месте сосредоточения. Поэтому, преж­де чем отвести "самолет" в тыл, следует продумать, как построить участ­ников на беговой дорожке. Один из вариантов такого построения показан на рис. 34. Начав выход в поле с места сосредоточения, участники сораз­мерно движению вперед выстраивают тематическое построение "само­лет".

Пример 2. Начало эпизода, в котором тематическое построение следует после выхода. Прием построения рисунка - расстановка уча­стников по контуру.

Это более сложный вариант начала эпизода. В этом случае само пост­роение тематического рисунка, а также выход и перестроение из темати­ческого рисунка в исходное построение для массового номера, становят­ся одинаково важными в оценке композиционного решения начала эпи­зода.

При разработке композиции начала эпизода, в котором тематическое построение следует после выхода, алгоритм действий режиссера должен быть следующим:

1-й шаг - Разработка тематического построения из исходного пост­роения для выполнения массового номера.

2-й шаг - Разработка построения для выхода из тематического пост­роения.

Технология разработки этого варианта тематического начала эпизода в принципе та же, что описана в примере 1. Добавляется только разра­ботка еще одного действия участников: перестроения из тематического рисунка в колонну для выхода.

Предположим, начало эпизода задумано режиссером следующим об­разом:

• место сосредоточения участников для выхода - беговая дорожка;

• выход сомкнутой колонной в составе всех участников;

• в центре поля из сомкнутой колонны выполнить тематическое пост­роение "звезда";

• из тематического построения "звезда" разбеганием занять исходное построение для массового номера.

Такое начало эпизода отличается от описанного в примере 1. Во-пер­вых, композиция массового эпизода выполняется здесь без предмета или с индивидуальным предметом и, следовательно, основной структурной единицей тематического построения становится участник. Во-вторых, те­матический рисунок предлагается выстроить другим приёмом - расста­новкой участников по контуру. В-третьих, режиссер сам не определяет

 

количественный состав участников тематического построения, а исходит из конкретной численности участников массового эпизода.

Допустим, режиссер имеет для постановки данного массового эпи­зода 300 человек. Много это или мало? Если учесть, что упражнения выполняются без предмета или с индивидуальным предметом, то для ста­дионной площадки это немного. Поэтому особое значение приобретает расстановка участников в исходном построении массового номера. Если расставить их не на каждую точку, а через точку разметки (интервал и дистанция по 4 м), то при исходном построении 20x15 человек участни­ки будут занимать площадь 76 х 56 метров (по фронту и в глубину соот­ветственно). Такой вариант вполне допустим и является, пожалуй, наи­более рациональным в данной ситуации.

Анализируя рисунок "звезда", следует отметить, что он симметричный и может быть разделен на две равные части или на пять симметричных частей (лучи звезды). В связи с тем, что участников немного, рисунок вы­годнее построить только контуром. На заполнение его внутри контура про­сто не хватит людей. А если это сделать, то "звезда" уменьшится в диамет­ре, и рисунок станет слишком мелким для стадионной площадки.

Расчет данного тематического построения показывает, что наилуч­шее восприятие его зрителями будет достигнуто в том случае, если "звез­да" будет выстроена контуром в две линии участников. Следовательно, на каждый луч придется по 30 пар участников (или по 15 пар на каждую сторону луча). На основании этого расчета определим размеры рисунка. 15 человек, расположенных с минимальной дистанцией в одну колонну, займут: в строевой стойке - 7-8 метров (по 0,5 м на каждого участника), в положении упора присев - 11 -12 метров (по 0,75 м), в положении упора лежа - 24-25 метров (в среднем по 1,65 м). Если основание луча принять равным 2/3 его длины, то можно примерно подсчитать размеры рисунка в каждом предложенном варианте. Так, в первом случае диаметр "звез­ды" составит приблизительно 22-24 метра, во втором - 33-36 метров, в третьем - 72-75 метров. Очевидно, наиболее приемлемым будет второй вариант, где размер "звезды" оптимально соответствует масштабу поля.

Чтобы выстроить тематическое построение способом расстановки участников по контуру рисунка, надо сначала точно по расчету в приня­том масштабе изобразить его на схеме в центре исходного построения участников для массового номера (см. рис. 35). Затем нужно из исходно­го построения расставить участников по контуру рисунка "звезда" так, чтобы во время разбегания их из тематического построения в исходное (прямоугольник 20 х 15 человек) действие массы выглядело бы очень чет­ким и хорошо организованным.

 

Учитывая, симметричность рисунка «звезда», достаточно осуще­ствить расстановку участников лишь в одной его части, а в другой ис­пользовать метод аналогии. При большом количестве людей, когда ос­новной структурной единицей построения является один участник, со­всем не обязательно определять место в рисунке и путь движения каждо­го участника (это уточняется на репетиции). На схеме исходного постро­ения, на которое нанесен тематический рисунок, следует лишь обозна­чить группы участников, которыми должен быть заполнен тот или иной участок контура. В нашем примере такими группами являются каждые 30 человек (15 пар), составляющих одну сторону луча "звезды". Один из возможных вариантов расстановки участников по контуру рисунка "звез­да" приведен на рис. 35.

Таким образом, применив прием обратного действия, мы решили пер­вую задачу - разработали тематическое построение "звезда" и перестрое­ние из него разбеганием в исходное построение массового номера. Теперь необходимо решить вторую задачу - разработать выход участников в поле с места сосредоточения и способ выполнения рисунка "звезда".

В практике сложились три основных способа построения тематичес­кого рисунка после выхода: 1) заполнением контура рисунка путем выбе­гания участников одновременно из нескольких симметрично располо­женных входных ворот на арену стадиона; 2) соединением отдельных симметричных частей рисунка, используя выход колонн одновременно с нескольких мест сосредоточения в зависимости от количества этих час­тей; 3) перестроением из разомкнутой или сомкнутой колонны.

Первый вариант наиболее простой по исполнению, но достаточно эффективный с точки зрения восприятия его зрителями. Эффект дости­гается тем, что из бегущей и, казалось бы, совершенно неорганизован­ной массы людей на глазах у зрителей вдруг появляется точно выстроен­ный, да еще хорошо узнаваемый всеми рисунок. Однако секрет здесь в абсолютной организованности этого простого действия и правильной расстановке участников в колоннах для выхода в местах сосредоточения (входные ворота).

Чтобы правильно расставить участников в колоннах для выхода бе­гом, следует брать за основу не сам тематический рисунок, а опять ис­ходное построение для массового номера, из которого этот рисунок разрабатывался. В таком случае достаточно только разделить участни­ков, стоящих в этом построении, на нужное количество частей (в зависи­мости от числа входных ворот), затем сомкнуть их в каждой части и отвес­ти каждую часть в ворота так, чтобы после поворота лицом в сторону арены каждый участник мог кратчайшим путем занять свое место в ри-

 

сунке. Такая последовательность расстановки участников в колоннах для выхода обеспечивает организованное выбегание их на поле и быстрое, слаженное построение тематического рисунка.

Второй способ применяется в тех случаях, когда рисунок тематичес­кого построения можно расчленить на несколько равных симметричных частей, удобных для выхода. Например, как уже отмечалось, построение "звезда" легко делится на пять равных симметричных частей (лучи звез­ды). Участники, строящие каждый луч, образуют самостоятельные ко­лонны для выхода, которые располагаются в местах сосредоточения так, чтобы при движении к центру поля и соединении всех лучей получалось тематическое построение "звезда" (см. рис. 36).

Третий способ построения тематического рисунка осуществляется из разомкнутой или сомкнутой колонны. Когда построение рисунка проис­ходит из разомкнутой колонны, для режиссера и участников это просто. Они уже знают, как это делать, т.к. разомкнутая колонна, как правило, является тем исходным построением для массового номера, из которого ранее выстраивался контур тематического рисунка.

У режиссера здесь появляются другие задачи, связанные с выбором самого выхода. Нужно предусмотреть, чтобы участники, завершая вы­ход, оказались точно в нужном разомкнутом построении. Вариантов здесь может быть множество. Наиболее простые из них - выходы одной или несколькими разомкнутыми колоннами по линиям точек из разных мест сосредоточения (беговые дорожки, сектора). Но могут быть и более слож­ные, например, "прочес" или разобранный выше выход дроблением.

И, наконец, рассмотрим на примере "звезды" построение темати­ческого рисунка из сомкнутой колонны путем перестроения. Это тре­бует дополнительной разработки с применением приема обратного действия. Чтобы правильно расставить участников в колонне для выхо­да, нужно взять за основу тематическое построение "звезда" и проду­мать, как из этого рисунка образовать сомкнутую колонну. Один из вариантов показан на рис.37. Здесь сомкнутая колонна участников для выхода (20 х 15 человек) образована путем смыкания всех лучей "звез­ды" к лучу № 1. Следовательно, перестроение участников из сомкнутой колонны в тематическое построение "звезда" будет осуществляться на поле в обратном порядке. Целесообразно организовать это перестрое­ние в два этапа: 1) из сомкнутой колонны для выхода участники 2-го и 3-го лучей поворачивают направо, 4-го и 5-го - налево и быстро выбега­ют (захождением плечом) в исходное положение для построения "звез­ды" (см. рис. 38); 2) участники занимают свои места в тематическом построении "звезда".

 

Рис. 34. Вариант постро­ения участников с лестницами на месте сосредоточения для выхода «Самолетом»

 

Рис. 35. Вариант построения тематичес­кого рисунка «Звезда» способом расстановки участников по контуру рисунка

Рис. 36. Построение тематического рисунка «Звезда» после выхода колоннами симметричных частей рисунка

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.181.90 (0.016 с.)