Технология разработки художественного фона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология разработки художественного фона



Программа художественного фона обеспечивает безошибочный показ каждым его участником нужного предмета (обычно - фонирующего флажка) или цвета предмета для составления любого ри­сунка, запланированного сценарием.

Составление программы фона требует не только значительного времени, но и высокой точности. В ее разработке принимают учас­тие художники, режиссеры и, так называемые, расписчики, т.е. люди, которые переносят информацию с рисунков художника на карточки участников фона.

 

Как же готовится программа? В начале определяется экран фона, т.е. точное расположение его участников на трибуне стадиона. Как пра­вило, экран фона имеет прямоугольную или квадратную форму. Его величина и форма зависят от высоты трибуны (количества рядов) и количества участников. Естественно, чем больше участников, тем пол­нее можно использовать возможности художественного фона в пред­ставлении.

Иногда особенности архитектуры стадиона (например, наличие ворот, проемов для входа зрителей на трибуну и проходов для зрителей в зоне расположения фона) вынуждают размещать участников фона с учетом этих условий и строить в соответствии с ними композицию рисунков, что, несомненно, ограничивает возможности фона и снижает его зрелищность. Поэтому по мере возможности проводятся специальные работы по вы­равниванию плоскости экрана фона. Например, проемы для входа зрите­лей на трибуну закрывают и оборудуют в них специальные конструкции, которые позволяют и на этом участке рассадить участников на одном уров­не с остальными. Лестничные проходы на трибуне, попадающие в экран фона, заполняют подходящими по размеру скамьями или закрывают дос­ками, положенными на концы скамеек смежных трибун стадиона, созда­вая посадочные места для участников фона.

Существующая на стадионах разметка мест для зрителей (из расчета 40 см на человека) для участников фона не пригодна. Для них это очень тесно, а значит, затрудняет их действия. Здесь требуется разметка из рас­чета 50-60 см на человека, что соответствует ширине фонирующего флаж­ка - основного предмета фона. Важно подчеркнуть, что разметка мест для участников фона совершенно обязательна, т.к. она обеспечива­ет их абсолютное равнение и необходимую плотность строя при по­казе рисунков.

Разметка делается следующим образом. В начале размечаются крас­кой верхний и нижний ряды экрана фона. Отметки на скамейке должны соответствовать ширине фонирующего флажка. Затем натягивают меж­ду этими точками длинную веревку и по ней, как по линейке, наносят краской отметки на скамейке каждого ряда, отмечая места участников. Так размечается вся площадь фона, а на первом ряду указываются еще и номера колонн.

Определив размещение участников фона на трибуне стадиона, состав­ляют план их рассадки. На плане клеточкой обозначается каждый участ­ник. Практически получается экран-сетка, где обозначены все участни­ки фона как бы с раскрытыми, но пока бесцветными флажками. Сетка нумеруется: слева - направо, обозначая номер каждой колонны уча-

 

стников, и снизу-вверх, показывая номер участника в колонне. Получает­ся система координат, которая точно определяет местонахождение каж­дого участника фона. Образец экрана-сетки ксерокопируется или мно­жится типографским способом в количестве, необходимом для изготовле­ния всех картин фона (см. рис. 68).

При определении места каждого участника удобнее сначала указы­вать номер колонны, а затем уже номер ряда (т.е. номер в колонне). Такое подразделение по колоннам удобно и в дальнейшем при организации репетиций. Из помощников режиссера назначаются ответственные за одну или несколько колонн, которые контролируют посещаемость репетиций, заменяют отсутствующих запасными участниками, помогают составлять партитуру фона.

По мере готовности экрана-сетки начинается работа художника. Имен­но от его опыта разработки мозаичных рисунков, а также знания возмож­ностей художественного фона зависит роль фона как выразительного средства в конкретном представлении. В этот период художник работает в тесном контакте с режиссером. В начале, следуя сценарию, они вместе определяют степень занятости фона в представлении, т.е. планируют ко­личество рисунков, плакатов, лозунгов, их тематику, движущиеся карти­ны, приемы показа отдельных рисунков и т.п. Когда все эти вопросы ре­шены, художник приступает к практической работе. Она заключается в том, чтобы на экране-сетке не нарисовать, а именно составить рисунок из тех квадратиков, которые имеются на сетке, закрашивая их в нужные цвета. В итоге получаются мозаичные статические рисунки. Их цветовая гамма обычно определяется заранее и соответствует цвету фонирующих флажков.

При разработке движущихся мозаичных рисунков используется принцип, применяемый в мультипликации, т.е. раскадровка движе­ния. Чтобы создать эффект движения на экране фона, оказывается, достаточно даже 3-4-х отдельных, быстро сменяющих друг друга кадров.

Например, на художественном фоне в празднике открытия Игр XXII Олимпиады олимпийский талисман медвежонок Миша прыгал на бату­те, кувыркался, выполнял упражнения на брусьях и кольцах. Эффект дви­жения каждой картины достигался быстрой сменой двух-трех кадров. Например, картина «Миша на батуте» состояла из двух несколько раз подряд повторявшихся кадров: кадр 1 - Миша на сетке батута, сетка про­гнулась под его тяжестью; кадр 2 - Миша в воздухе, сетка натянута.

Таким образом, если для статического рисунка готовится один кадр-рисунок, то для движущегося - несколько кадров, составляю-

 

Рис. 68

 

щих один рисунок в программе. Иногда таких кадров в рисунке может быть 8-12.

Возможности современного художественного фона не ограничивают­ся использованием только мозаичных (статических и движущихся) рисун­ков. Встречаются на фоне и рисованные картины - панно. Появление их вызвано несколькими причинами. Во-первых, не всегда задуманная тема рисунка может быть выполнена мозаикой, особенно, если рисунок очень важный, сложный и требует большой детализации изображения (например, портрет). Во-вторых, рисованные панно по своему качеству и фактуре резко отличаются от мозаичного рисунка, и их иногда специ­ально вводят в программу фона, чтобы разнообразить его, сделать более контрастным и интересным.

Техника исполнения художественного панно не сложна. В начале кар­тина в цвете выполняется на экране-сетке. Затем изготавливаются фонирующие флажки, обычно белого цвета, из которых временно вынимают палочки-древки. Каждый флажок зашифровывается аналогично клеткам экрана-сетки (т.е. по колоннам и местам). Далее флажки раскладываются на полу или большом столе строго по координатам экрана-сетки, и ху­дожник по клеткам переносит рисунок с экрана-сетки на соответствую­щие флажки. Такой способ позволяет выполнять рисунок не только в це­лом, но и по частям.

В исключительных случаях панно может быть выполнено методом аппликации с использованием шелкового материала, цветной фольги и т.п. Например, именно так были сделаны и показаны портрет В.И. Лени­на на празднике открытия XIII Спартакиады Вооруженных Сил (1965 г.), орден Победы на празднике открытия IV Спартакиады народов СССР (1967 г.), герб СССР на празднике открытия Игр XXII Олимпиады (1980 г.). Аппликационные панно уникальны, но дороги.

Для показа панно у каждого участника имеется специальный фонирующий флажок с нанесенным на нем крошечным фрагментом общей кар­тины.

Каждый рисунок в программе художественного фона (мозаичный, движущийся, панно) получает свой порядковый номер в соответ­ствии с очередностью показа его в представлении. Движущийся ри­сунок, имеющий несколько кадров, идет под одним номером.

Когда определены все рисунки, их кадры и очередность их показа, приступают к изготовлению карточек участников фона (см. рис. 69). Кар­точки изготавливаются из плотной бумаги. Их размер зависит от количе­ства рисунков. На карточке размером 16 х 24 см вполне можно размес­тить программу для ста картин фона.

 

Рис. 69.

 

Сверху на карточке указываются координаты участника (номер его колонны и ряд). Ниже вертикальной чертой карточка делится пополам, а затем все поле расчерчивается горизонтальными линиями с интервалом 8-10 мм. С левой стороны каждой половины карточки проставляют по­рядковые номера рисунков, а справа остается место для записи соответ­ствующего цвета, который будет показывать участник. Однокадровые рисунки имеют одну строку для записи цвета, а много кадровые - столько строк, сколько кадров в рисунке.

Количество карточек участников должно соответствовать количеству участников фона с запасом 15-20 %. Если это возможно, заказывается двойной комплект карточек. Тогда один комплект используется для репе­тиционной работы, а второй - на генеральной репетиции и в самом пред­ставлении. Это имеет определенный смысл. В ходе репетиций в карточ­ки вносятся дополнительные записи и исправления, а, кроме того, кар­точки пачкаются, рвутся и т.п. Поэтому перед генеральной репетицией каждый участник получает новую карточку, куда переносит все необхо­димое содержание своей репетиционной карточки.

Когда имеются все рисунки, сделанные художником на экране-сетке, и изготовлены карточки участников, можно приступать к расписыванию программы фона, т.е. заполнению карточек участников.

В практике сложились три способа расписывания программы фона без применения компьютера:

ù Расписывание программы непосредственно сразу по карточкам уча­стников с помощью расписчиков.

ù Расписывание программы фона в два этапа: расписчики расписыва­ют фон по колоннам, создавая карточки для каждой колонны, а затем на первой репетиции руководители колонн и участники расписывают про­грамму своих колонн по карточкам участников.

ù Расписывание программы фона сразу по карточкам участников на репе­тиции с цветных мозаичных рисунков, разрезанных полосками «по колоннам». Ниже рассмотрим суть каждого из этих способов.

8.2.1. Расписывание программы художественного фона непосред­ственно по карточкам участников с помощью расписчиков

Для расписывания фона нанимается группа людей - расписчики. Они должны разнести цвета каждой клеточки всех рисунков по соответствующим карточкам участников. К примеру, для фона на 4000 человек при 125 картинах нужно сделать полмиллиона таких разносок. Поэтому расписчикам предсто­ит огромная по объему работа, требующая внимания и усидчивости.

 

Конкретно, работа расписчика заключается в следующем. Первым де­лом на карточке обозначаются координаты участника, например: 1-я ко­лонна, 1-е место. Далее берется первый рисунок, на экране-сетке которого расписчик находит соответствующую клеточку, т.е. местоположение уча­стника, и смотрит, в какой цвет она окрашена. Этот цвет он записывает в карточку в кадре против цифры 1. Далее он берет второй рисунок, снова смотрит цвет соответствующей клетки и записывает его в карточку под номером 2 и т.п., пока не заполнит всю карточку, т.е. не перенесет на нее все рисунки. Затем берется следующая карточка участника и вносятся координаты: 1-я колонна, 2-е место. Снова просматриваются все рисунки и соответствующие цвета переносятся в карточку. Так заполняются кар­точки на всех участников.

При расписывании движущегося рисунка каждый его кадр зано­сится в соответствующую клеточку-кадр на карточке. В этом слу­чае программируется не только цвет, но и порядок выполнения дви­жущегося рисунка каждым участником.

Например, в карточке участника стоит движущийся рисунок под но­мером 12, состоящий из 6 кадров. Если во всех шести кадрах стоит один и тот же цвет или вовсе пустые квадраты, это свидетельствует о пассив­ной роли хозяина этой карточки в создании движения на экране фона. По команде режиссера он или вообще ничего не делает (пустые кадры), или открывает флажок указанного цвета и держит его 6 счетов, пока прохо­дят все кадры движения, а потом закрывает его. Если же в карточке одни кадры обозначены определенным цветом, а другие пустые, то данный участник принимает активное участие в создании движущегося рисунка. Например, если в кадрах 1, 2 стоит красный цвет, кадры 3,4- пустые, а в кадрах 5, 6 - снова красный цвет, это означает, что данный участник по команде режиссера должен действовать следующим образом:

ù на счет один открыть флажок красного цвета;

ù на счет два - держать его открытым;

ù на счет три - закрыть флажок;

ù на счет четыре - держать флажок закрытым;

ù на счет пять - снова открыть красный флажок;

ù на счет шесть - держать его открытым;

ù на счет 7 - закрыть флажок.

Теперь видно, какую огромную работу нужно выполнить, чтобы распи­сать все рисунки по всем карточкам участников, т.е. составить полную про­грамму фона. Группа расписчиков обычно включает 8-12 человек. Они рас­пределяют между собой карточки участников и рисунки. Расписав рисунки по всем карточкам, они меняются рисунками, пока не распишут все.

 

Иногда, чтобы сократить время на составление программы фона, цве­та флажков зашифровываются, т.е. обозначаются символами (значками, буквами, цифрами), например, красный - «К», голубой - «Г» и т.п. Учи­тывая, что расписчику приходится повторять названия цветов в карточ­ках десятки и сотни тысяч раз, становится понятным смысл этих сокра­щений. Расшифровка символов осуществляется на первых репетициях, когда проверяется правильность составления программы фона.

По времени этот способ расписывания программы фона вручную са­мый долгий, но более точный по сравнению с теми, что будут представ­лены ниже.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.019 с.)