Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сольные и групповые номера в композиции массовых спортивно-художественных представлений

Поиск

Сольные и групповые (вставные) номера в массовых спортивно-ху­дожественных представлениях имеют свои особенности. Решая вполне определенные самостоятельные задачи, связанные с воплощением идей­но-тематической основы замысла, они в то же время находятся в прямой зависимости от композиционного решения эпизода в целом. Успех их в равной мере зависит как от собственного содержания и исполнительско­го мастерства участников, так и от того, насколько умело они вмонтиро­ваны и показаны в общей композиции эпизода вместе с участниками мас­сового номера.

В зависимости от решаемых задач сольные и групповые номера в массовых спортивно-художественных представлениях делятся на две группы: нетематические и тематические. Главной задачей нете­матических номеров является показ достижений в спорте или ис­кусстве, а тематических - воплощение в действии средствами спорта и искусства определенной авторской мысли сценарно-режиссерского замысла.

Казалось бы нет ничего проще для режиссера, чем показать высокое мастерство спортсменов или представителей искусства. Ведь как те, так и другие, всегда готовы к этой роли. Однако, как только возникает задача показать их на стадионе, да еще в одной композиции с участниками мас­сового номера, сразу встает вопрос: как это сделать? Мастерство акроба­тов, например, можно показать просто на поле стадиона, вписав их в оп­ределенный рисунок построения участников массового номера, т.е. в ус­ловиях, привычных и для спортсменов, и для зрителей. Но можно и по-другому, например, как это было сделано в уже знакомом нам эпизоде "Мы - покорители космоса!". В этом эпизоде акробаты и гимнасты вы­полняли упражнения на круглых металлических площадках, поднятых с

 

помощью лестниц на пятиметровую высоту. А это было уже ново, инте­ресно, оригинально.

Другой вопрос: как на стадионе показать фрагмент всем известного классического балета "Лебединое озеро"? Вначале многим казалось ко­щунством выводить балет, да еще прославленного Большого театра, на стадион. Теперь мнение изменилось. Ушел в историю праздник закры­тия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, но ви­девшие это представление до сих пор с благодарностью вспоминают именно эпизод балета, оставивший яркий след в истории стадионных праздников не столько самим балетным искусством (фрагмент из 2-го акта балета в сокращенном виде специально для стадиона был постав­лен Ю.Н.Григоровичем), сколько масштабным, стадионным образным решением эпизода в целом. В нем приняли участие 80 ведущих артистов балета страны и 10936 физкультурников.

Таким образом, при разработке вставных номеров в массовых спортив­но-художественных представлениях на стадионе перед режиссером-по­становщиком всегда стоит очень сложная проблема подачи номера. Ана­лиз лучших массовых постановок показывает, что эта проблема решает­ся режиссерами двумя основными путями:

ù введением в номер оригинальных конструкций, необычных гимнас­тических снарядов или специально придуманных для этой цели предме­тов, которые с начала используются в упражнениях участников массово­го номера, а затем - в сооружении конструкций для вставного номера;

ù использованием возможностей участников массового номера в по­даче вставных номеров.

Практикой установлено, что первое направление предпочтительно в подаче спортивных номеров, а второе - номеров искусства.

Например, в выступлениях гимнастов Центрального института физи­ческой культуры и спорта и Ленинградского института физической куль­туры им. П.Ф.Лесгафта на крупных Всесоюзных праздниках в течение ряда лет применялись оригинальные конструкции, так называемых, вы­сотных гимнастических снарядов: брусья пятиметровой высоты, гимна­стические бревна, поднимающиеся на три метра над землей, переклади­ны семи-десятиметровой высоты, да еще в комбинации с русскими каче­лями или гимнастическими кольцами в каче. С помощью качелей или колец гимнасты совершали полеты, точно попадая в вис на высотные перекладины, и, выполнив на них достаточно сложные упражнения, со­скакивали вниз на брезент, натянутый участниками массового номера.

Большой успех имело выступление сильнейших гимнастов страны на празднике открытия Игр XXII Олимпиады в Москве. Здесь использова-

 

лись конструкции, объединившие в единый комплекс несколько гимнасти­ческих снарядов: перекладину, брусья разной высоты, коня с ручками. На поле было установлено 24 таких конструкции, которые можно было нажа­тием специального рычага трансформировать из одного гимнастическо­го снаряда в другой. Это вносило элемент неожиданности и выглядело очень эффектно.

Таким образом, подача вставных номеров, особенно спортивных, ча­сто связана с дополнительным выносом на поле различных конструкций, снарядов и т.п. Все это создает определенные трудности для режиссера в разработке композиции и сохранении темпо-ритмического рисунка эпи­зода в целом. Поэтому особый интерес вызывают массовые выступле­ния, в которых основной предмет, выбранный для участников массового номера, позволяет одновременно решить и проблему подачи вставного номера. Это и интереснее, а главное - значительно дешевле.

Вспомним еще раз выступление армейских спортсменов на праздни­ке открытия II Спартакиады, с которым мы познакомились, когда шел разговор о замысле эпизода. Успех здесь был связан, прежде всего, с пред­метом - фанерным кубом. Вставной номер - выступление сильнейших акробатов Вооруженных Сил - решался в этой композиции просто и ори­гинально. Участники массового номера, выполнив упражнения с куба­ми, связывали их между собой в пять больших и прочных площадок, ко­торые затем поднимали и держали над головой на вытянутых руках. Вы­сота площадок получалась около 2,5 метров. На центральной площадке акробаты исполняли сложные акробатические прыжки, а на четырех бо­ковых площадках - акробатические пирамиды. Всего в этой части эпизо­да было занято 60 спортсменов и 1872 участника массового номера.

Подобная подача вставных, особенно спортивных номеров, выполня­емых фактически на уровне трюка, пусть даже не всегда сложного и рис­кованного, но обязательно оригинального и необычного, является спе­цифической особенностью массовых спортивно-художественных пред­ставлений на стадионе.

Не простым делом является разработка тематических вставных но­меров, раскрывающих определенные смысловые задачи сценарно-режиссерского замысла. Как показывает практика, подобные номера в массо­вых спортивно-художественных представлениях решаются средствами как спорта, так и искусства.

На празднике открытия II летней Спартакиады Дружественных Ар­мий, проходившим на Центральном стадионе г. Киева в 1969 году, был, например, поставлен спортивный номер, который образно раскрывал одно 'из событий того времени: первый выход человека в открытый космос,

 

выполненный на орбите космического корабля "Восход-2" космонавтом А.А.Леоновым. Интересна была подача этого тематического спортивного выступления.

Во-первых, на поле дополнительно не вносилось никаких конструк­ций. Использовались только те предметы, с которыми выполнялись уп­ражнения массового номера (пятиметровые дюралевые лестницы - 96 штук и дюралевые макеты ракет - 24 штуки высотой 5 метров и диамет­ром 0,55 метра). С каждой лестницей работало 5 участников, а с макетом ракеты - 10 человек. Всего в массовом номере было задействовано 720 человек. Важно отметить, что предметы (каждую ракету и четыре лест­ницы) можно было соединить между собой в единую конструкцию.

Во-вторых, в этом номере удачно использовался эффект внезапности. Неожиданно для зрителей ракеты с помощью лестниц "взлетали" вверх и из них появлялись гимнасты, исполнявшие роль космонавтов. Впро­чем, и сам переход на космическую тему был неожиданным. Дело в том, что задача предшествующего массового номера заключалась в демонст­рации мощи и могущества Вооруженных Сил страны, имеющих на воо­ружении такое грозное оружие, как ракеты. Эта идея передавалась по­средством действий участников с громоздкими металлическими предме­тами, а также музыки. Массовый номер шел на финал 5-й симфонии П.И.­Чайковского. С окончанием этой очень мощной и торжественной музы­ки все ракеты внезапно отрывались от земли (поднимались на лестни­цах) и, зависнув в горизонтальном положении, как бы начинали свой страшный полет к цели. И вдруг снова неожиданность. Возникала лири­ческая мелодия песни композитора Д.Д.Шостаковича о первом космо­навте Ю.А.Гагарине "Родина слышит" и одновременно с этим открыва­лись люки всех ракет и из их появлялись 24 гимнаста. Такая резкая пере­мена темы выводила зрителей на мысль, что это грозное оружие - раке­ты - в нашей стране служит не для войны, а для защиты мира и прогрес­са человечества. Что же касается гимнастов, то они, используя специаль­ные поручни в верхней части "горизонтально летящих ракет", выполня­ли сложные и рискованные гимнастические упражнения. Перед зрителя­ми как бы повторялся подвиг А.А.Леонова, но ставший теперь доступ­ным для многих (см. рис. 54а, 546).

Следующий пример также связан с выступлением колонны армейс­ких спортсменов, но уже на празднике открытия III Спартакиады в 1963 году в Лужниках. Тогда впервые в истории массовых представлений было задумано сбросить на стадион группу парашютистов. С точки зрения уров­ня мастерства спортсменов-парашютистов не было никаких сомнений, что они смогут выполнить задачу. Постановщиков волновало другое, а

 

именно: под каким предлогом это сделать, как преподнести это действие зрителям. Конечно, можно было пойти на самый простой вариант, т.е. показать выброску парашютистов на стадион как обычный спортивный номер, например, с задачей, кто точнее приземлится в заданную точку. Однако, учитывая огромную популярность в те годы достижений и собы­тий, связанных с покорением космоса, пришло решение посвятить этот номер именно космической теме. Несмотря на то, что к тому времени в космосе побывал только второй человек в мире (космонавт Г.С.Титов), всем очень хотелось ускорить события по завоеванию космоса. Все ждали новых подвигов.

Учитывая это общее настроение народа, было решено как бы опере­дить реальные события и вместе со всеми зрителями и участниками по­мечтать о полетах на другие планеты и, в частности, на Луну. В итоге родился следующий замысел: в прологе эпизода запустить ракету с шес­тью космонавтами "на Луну", а в финале сбросить шесть парашютистов, но теперь уже в роли космонавтов, как бы побывавших на Луне, выпол­нивших задание, а сейчас благополучно возвратившихся на Землю. Та­ким образом, получалось, что "запуск шестерки космонавтов на Луну" и возвращение их с парашютами на Землю становилось стержневым дей­ствием эпизода в целом.

Для воплощения этого замысла специально была изготовлена ракета из аэростатной ткани (высота - 12 метров, диаметр - 2,5 метра). Ракета наполнялась гелием, имела особые подкрылки для стабилизации поло­жения во время полета и в хвостовой части была снабжена необходимы­ми пиротехническими средствами, символизирующими при запуске и полете работу двигателей.

Пусковая площадка сооружалась с помощью двух предметов, с которыми затем - уже после запуска ракеты - выполнялись упражне­ния массового номера. Один предмет - щит из 10-миллиметровой фанеры размером 1 х 1,2 м. С каждой короткой стороны щит имел по две металлические скобы в виде крюков. Одна поверхность щита была стального цвета, другая - красная. Всего было задействовано 256 та­ких щитов, с каждым из которых работала группа участников из 4-х человек. Другой предмет - металлическая лестница длиной 5 метров и шириной 0,6 метра. С одной стороны лестницы имели наварные металлические стаканы, с помощью которых их можно было соеди­нять между собой. Всего использовалось 80 лестниц из расчета по 5 участников на каждую.

При построении пусковой площадки каждые четыре лестницы соеди­нялись друг с другом и образовывали 20-метровые опоры. Всего получа-

 

лось двадцать таких опор. Участники держали их ребром на плече. В то же время участники со щитами заходили между лестницами и накладывали щиты сверху на лестничные опоры. С помощью крюков щиты связывали все опоры в единую очень прочную площадку, которая опиралась на пле­чи участников с лестницами и поддерживалась участниками, работающи­ми со щитами (см. рис. 55).

Пусковая площадка располагалась в центре поля стадиона. Она со­стояла из двух сегментов (20 х 10 м каждый) с расстоянием между ними 6 м. В этот промежуток заезжала специально оборудованная грузовая автомашина с горизонтально лежащей на специальном подвижном же­лобе ракетой. Встав в центре, ракета медленно поднималась в вертикаль­ное положение для пуска. При этом всем становилась видна яркая над­пись на корпусе ракеты: "На Луну". Затем 6 космонавтов, торжественно приветствуя зрителей, поднимались один за другим к входному люку ра­кеты и как бы входили в нее (см. рис. 56). Фактически же, поднявшись по трапу, они спускались в специально оборудованный в желобе трюм, а оттуда - в кузов автомашины, прячась под брезентом. После "посадки космонавтов" машина покидала поле, а готовая к старту, вертикально стоящая ракета оставалась на пусковой площадке, поддерживаемая спе­циальными тросами.

Вся подготовка к старту, т.е. выезд ракеты, "посадка космонавтов", отъезд автомашины, осуществлялась на песню композитора О.Фельцмана "У нас еще до старта 14 минут". Запуск производился по всем прави­лам. Подавались специальные команды, делался отсчет времени, вклю­чался в записи мощный рев двигателей при взлете. А если учесть, что при этом срабатывали пиротехнические средства самой ракеты, то со­здавалось полное впечатление настоящего пуска.

Пока ракета, оставляя огненно-дымовой след, медленно уходила в высь неба, участники с лестницами разбегались вправо и влево на фланги поля, а участники со щитами выстраивались в центре арены в построении 16 х 16 щитов, т.е. происходила подготовка к началу массового номера с лес­тницами и щитами.

После такого очень мощного и запоминающегося тематического начала-пролога, задающего тему эпизода, прыжки парашютистов в финале воспринимались как "возвращение космонавтов с Луны". Тем более, что "космонавты" и парашютисты были одеты в одинаковые костюмы оранжевого цвета и головные уборы, похожие на скафанд­ры (см. рис. 57).

Сложность этого трюка, а иначе его не назовешь, заключалась в том, что прыжки с парашютом производились не на свободное футбольное

 

Рис. 54 а

 

Рис. 54 б

 

Рис. 55. Групповые предметы для выступления: металличес­кая лестница и деревянный щит.

а - способ построения площадки из щитов и лестниц

 

Рис. 56

 

Рис. 57

 

поле стадиона, а были точно завязаны с финальным действием двухтысяч­ной массы участников, находившихся в это время на поле. Таким образом, своевременное и точное приземление парашютистов-"космонавтов" в центр финального построения становилось обоснованным по смыслу и совершенно понятным для зрителей завершающим действием с точки зре­ния как тематического, так и пластического решения эпизода.

Что касается номеров искусства, то их включение в массовые спортив­но-художественные представления на стадионе диктуется в большинстве случаев решением тематических задач. Хотя, если вспомнить праздник закрытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, то класси­ческий балет, цирк, хореографический номер преподносились гостям и участникам Фестиваля в Москве, как памятные подарки - сувениры. Од­нако и здесь каждый номер имел свой смысл и свое решение. Так, в ос­нове подачи фрагмента из балета "Лебединое озеро" лежало образное решение. Цирк подавался как яркий, красочный дивертисмент, состоя­щий из каскада очень сложных и разнообразных трюков, исполняемых на арене и в воздухе выдающимися цирковыми артистами, а хореогра­фический номер "Русский сувенир" - как ожившая лубочная картинка с выставки.

Наиболее частой гостьей в массовых спортивно-художественных пред­ставлениях на стадионе является хореография. Объясняется это ее широ­кими возможностями в решении различных тематических задач. Оста­вили свой след в истории жанра блестящие хореографические сюиты и номера, поставленные в разное время такими известными мастерами, как И.А.Моисеев, Р.В.Захаров, М.С.Годенко, И.М.Шаповалов и др. "Цвети, наша молодость", "Дружба народов", "Времена года", "За антиимпериа­листическую солидарность, мир и дружбу" - вот темы только некоторых массовых хореографических постановок, которые ярко продемонстри­ровали тематические возможности танца на стадионе.

Увлечение в конце 70-х - начале 80-х годов юбилеями городов, про­ведение в связи с этим масштабных стадионных праздников, поставило перед режиссерами-постановщиками новые задачи, связанные с художе­ственным воплощением исторических фактов и современных событий жизни городов-юбиляров. Опыт постановки таких крупных праздников, как 1500-летие г. Киева (1982 г.) и 2000-летие г.Ташкента (1983 г.), пока­зал огромные возможности в решении этих задач, так называемых, спортивно-хореографических композиций, которые с полным основа­нием можно считать массовыми одноактными народными балетами. Каж­дая такая композиция имела свою драматургию, героев, действующих лиц, для нее специально создавалась музыка.

 

Спортивно-хореографическая композиция "Навеки вместе!" (главный балетмейстер К.Василенко, композитор К.Доминчен) состояла из трех кар­тин: "Былина о Киеве", "Колокола братания", "Три наций великих, три на­рода". В ней принимало участие более 2000 человек (действующие лица - Ярослав Мудрый и Богдан Хмельницкий со своими свитами, основатели города: Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь, а также 700 профессиональ­ных и самодеятельных танцоров и 1500 физкультурников). Художествен­ный фон, располагавшийся на трибуне стадиона, включал еще 10000 чело­век.

Спортивно-хореографическая композиция "Восточная легенда" (глав­ный балетмейстер И.Исмаилов, композитор А.Мансуров) рассказывала об основных этапах истории Ташкента, дружбе узбекского народа с рус­ским. Композиция состояла из трех частей: "Древний Восток", "Великая борьба", "Разбуженный Восток". В ней приняли участие 400 танцоров самодеятельных коллективов г.Ташкента, более 2000 девушек-физкуль­турниц и художественный фон на трибуне в количестве 6000 человек.

Практика показывает, что как бы интересно и оригинально ни был задуман сам вставной номер, он может не получиться, если режиссер-постановщик не знает, что при этом делать с участниками массового но­мера, находящимися на поле стадиона. Поэтому увязка действий участ­ников вставного и массового номеров является для режиссера важней­шей задачей в решении общего замысла эпизода. Здесь должны быть учтены и различная степень подготовленности участников, и наиболее логичное их взаимное расположение, и вопросы выделения из массы глав­ного действующего лица, т.е. участников вставного номера. А если еще учесть, что многие вставные номера связаны с использованием различ­ных конструкций и спортивных снарядов, то весьма существенными ста­новятся и вопросы монтажа с другими частями представления.

При разработке композиционно-постановочного плана режиссер-постановщик, выделяя в общей композиции участников вставных номеров, должен также точно определить роль и задачи участников массового номера. Именно в этой части эпизода роль участников массового номера резко меняется: из главного действующего лица они превращаются во второстепенное, уступая роль солиста участ­никам вставных номеров. При этом, несмотря на то, что количество участников массового номера, может в десятки, даже в сотни раз превышать число солистов, они должны располагаться в общей ком­позиции и действовать так, чтобы, с одной стороны, не отвлекать внимание зрителей на себя, а с другой -в меру дополнять солирующую группу, создавая тем самым общую гармонию действий на поле.

 

Роль участников массового номера в подаче вставных номеров в прин­ципе похожа па роль фонирующей группы в массовых спортивно-художе­ственных представлениях. Действуя на втором плане и создавая фон для вставного номера, участники массового номера, как правило, имеют очень простые построения, как по рисунку, так и по композиционному реше­нию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.188.152 (0.012 с.)