Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сольные и групповые номера в композиции массовых спортивно-художественных представленийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сольные и групповые (вставные) номера в массовых спортивно-художественных представлениях имеют свои особенности. Решая вполне определенные самостоятельные задачи, связанные с воплощением идейно-тематической основы замысла, они в то же время находятся в прямой зависимости от композиционного решения эпизода в целом. Успех их в равной мере зависит как от собственного содержания и исполнительского мастерства участников, так и от того, насколько умело они вмонтированы и показаны в общей композиции эпизода вместе с участниками массового номера. В зависимости от решаемых задач сольные и групповые номера в массовых спортивно-художественных представлениях делятся на две группы: нетематические и тематические. Главной задачей нетематических номеров является показ достижений в спорте или искусстве, а тематических - воплощение в действии средствами спорта и искусства определенной авторской мысли сценарно-режиссерского замысла. Казалось бы нет ничего проще для режиссера, чем показать высокое мастерство спортсменов или представителей искусства. Ведь как те, так и другие, всегда готовы к этой роли. Однако, как только возникает задача показать их на стадионе, да еще в одной композиции с участниками массового номера, сразу встает вопрос: как это сделать? Мастерство акробатов, например, можно показать просто на поле стадиона, вписав их в определенный рисунок построения участников массового номера, т.е. в условиях, привычных и для спортсменов, и для зрителей. Но можно и по-другому, например, как это было сделано в уже знакомом нам эпизоде "Мы - покорители космоса!". В этом эпизоде акробаты и гимнасты выполняли упражнения на круглых металлических площадках, поднятых с
помощью лестниц на пятиметровую высоту. А это было уже ново, интересно, оригинально. Другой вопрос: как на стадионе показать фрагмент всем известного классического балета "Лебединое озеро"? Вначале многим казалось кощунством выводить балет, да еще прославленного Большого театра, на стадион. Теперь мнение изменилось. Ушел в историю праздник закрытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, но видевшие это представление до сих пор с благодарностью вспоминают именно эпизод балета, оставивший яркий след в истории стадионных праздников не столько самим балетным искусством (фрагмент из 2-го акта балета в сокращенном виде специально для стадиона был поставлен Ю.Н.Григоровичем), сколько масштабным, стадионным образным решением эпизода в целом. В нем приняли участие 80 ведущих артистов балета страны и 10936 физкультурников. Таким образом, при разработке вставных номеров в массовых спортивно-художественных представлениях на стадионе перед режиссером-постановщиком всегда стоит очень сложная проблема подачи номера. Анализ лучших массовых постановок показывает, что эта проблема решается режиссерами двумя основными путями: ù введением в номер оригинальных конструкций, необычных гимнастических снарядов или специально придуманных для этой цели предметов, которые с начала используются в упражнениях участников массового номера, а затем - в сооружении конструкций для вставного номера; ù использованием возможностей участников массового номера в подаче вставных номеров. Практикой установлено, что первое направление предпочтительно в подаче спортивных номеров, а второе - номеров искусства. Например, в выступлениях гимнастов Центрального института физической культуры и спорта и Ленинградского института физической культуры им. П.Ф.Лесгафта на крупных Всесоюзных праздниках в течение ряда лет применялись оригинальные конструкции, так называемых, высотных гимнастических снарядов: брусья пятиметровой высоты, гимнастические бревна, поднимающиеся на три метра над землей, перекладины семи-десятиметровой высоты, да еще в комбинации с русскими качелями или гимнастическими кольцами в каче. С помощью качелей или колец гимнасты совершали полеты, точно попадая в вис на высотные перекладины, и, выполнив на них достаточно сложные упражнения, соскакивали вниз на брезент, натянутый участниками массового номера. Большой успех имело выступление сильнейших гимнастов страны на празднике открытия Игр XXII Олимпиады в Москве. Здесь использова-
лись конструкции, объединившие в единый комплекс несколько гимнастических снарядов: перекладину, брусья разной высоты, коня с ручками. На поле было установлено 24 таких конструкции, которые можно было нажатием специального рычага трансформировать из одного гимнастического снаряда в другой. Это вносило элемент неожиданности и выглядело очень эффектно. Таким образом, подача вставных номеров, особенно спортивных, часто связана с дополнительным выносом на поле различных конструкций, снарядов и т.п. Все это создает определенные трудности для режиссера в разработке композиции и сохранении темпо-ритмического рисунка эпизода в целом. Поэтому особый интерес вызывают массовые выступления, в которых основной предмет, выбранный для участников массового номера, позволяет одновременно решить и проблему подачи вставного номера. Это и интереснее, а главное - значительно дешевле. Вспомним еще раз выступление армейских спортсменов на празднике открытия II Спартакиады, с которым мы познакомились, когда шел разговор о замысле эпизода. Успех здесь был связан, прежде всего, с предметом - фанерным кубом. Вставной номер - выступление сильнейших акробатов Вооруженных Сил - решался в этой композиции просто и оригинально. Участники массового номера, выполнив упражнения с кубами, связывали их между собой в пять больших и прочных площадок, которые затем поднимали и держали над головой на вытянутых руках. Высота площадок получалась около 2,5 метров. На центральной площадке акробаты исполняли сложные акробатические прыжки, а на четырех боковых площадках - акробатические пирамиды. Всего в этой части эпизода было занято 60 спортсменов и 1872 участника массового номера. Подобная подача вставных, особенно спортивных номеров, выполняемых фактически на уровне трюка, пусть даже не всегда сложного и рискованного, но обязательно оригинального и необычного, является специфической особенностью массовых спортивно-художественных представлений на стадионе. Не простым делом является разработка тематических вставных номеров, раскрывающих определенные смысловые задачи сценарно-режиссерского замысла. Как показывает практика, подобные номера в массовых спортивно-художественных представлениях решаются средствами как спорта, так и искусства. На празднике открытия II летней Спартакиады Дружественных Армий, проходившим на Центральном стадионе г. Киева в 1969 году, был, например, поставлен спортивный номер, который образно раскрывал одно 'из событий того времени: первый выход человека в открытый космос,
выполненный на орбите космического корабля "Восход-2" космонавтом А.А.Леоновым. Интересна была подача этого тематического спортивного выступления. Во-первых, на поле дополнительно не вносилось никаких конструкций. Использовались только те предметы, с которыми выполнялись упражнения массового номера (пятиметровые дюралевые лестницы - 96 штук и дюралевые макеты ракет - 24 штуки высотой 5 метров и диаметром 0,55 метра). С каждой лестницей работало 5 участников, а с макетом ракеты - 10 человек. Всего в массовом номере было задействовано 720 человек. Важно отметить, что предметы (каждую ракету и четыре лестницы) можно было соединить между собой в единую конструкцию. Во-вторых, в этом номере удачно использовался эффект внезапности. Неожиданно для зрителей ракеты с помощью лестниц "взлетали" вверх и из них появлялись гимнасты, исполнявшие роль космонавтов. Впрочем, и сам переход на космическую тему был неожиданным. Дело в том, что задача предшествующего массового номера заключалась в демонстрации мощи и могущества Вооруженных Сил страны, имеющих на вооружении такое грозное оружие, как ракеты. Эта идея передавалась посредством действий участников с громоздкими металлическими предметами, а также музыки. Массовый номер шел на финал 5-й симфонии П.И.Чайковского. С окончанием этой очень мощной и торжественной музыки все ракеты внезапно отрывались от земли (поднимались на лестницах) и, зависнув в горизонтальном положении, как бы начинали свой страшный полет к цели. И вдруг снова неожиданность. Возникала лирическая мелодия песни композитора Д.Д.Шостаковича о первом космонавте Ю.А.Гагарине "Родина слышит" и одновременно с этим открывались люки всех ракет и из их появлялись 24 гимнаста. Такая резкая перемена темы выводила зрителей на мысль, что это грозное оружие - ракеты - в нашей стране служит не для войны, а для защиты мира и прогресса человечества. Что же касается гимнастов, то они, используя специальные поручни в верхней части "горизонтально летящих ракет", выполняли сложные и рискованные гимнастические упражнения. Перед зрителями как бы повторялся подвиг А.А.Леонова, но ставший теперь доступным для многих (см. рис. 54а, 546). Следующий пример также связан с выступлением колонны армейских спортсменов, но уже на празднике открытия III Спартакиады в 1963 году в Лужниках. Тогда впервые в истории массовых представлений было задумано сбросить на стадион группу парашютистов. С точки зрения уровня мастерства спортсменов-парашютистов не было никаких сомнений, что они смогут выполнить задачу. Постановщиков волновало другое, а
именно: под каким предлогом это сделать, как преподнести это действие зрителям. Конечно, можно было пойти на самый простой вариант, т.е. показать выброску парашютистов на стадион как обычный спортивный номер, например, с задачей, кто точнее приземлится в заданную точку. Однако, учитывая огромную популярность в те годы достижений и событий, связанных с покорением космоса, пришло решение посвятить этот номер именно космической теме. Несмотря на то, что к тому времени в космосе побывал только второй человек в мире (космонавт Г.С.Титов), всем очень хотелось ускорить события по завоеванию космоса. Все ждали новых подвигов. Учитывая это общее настроение народа, было решено как бы опередить реальные события и вместе со всеми зрителями и участниками помечтать о полетах на другие планеты и, в частности, на Луну. В итоге родился следующий замысел: в прологе эпизода запустить ракету с шестью космонавтами "на Луну", а в финале сбросить шесть парашютистов, но теперь уже в роли космонавтов, как бы побывавших на Луне, выполнивших задание, а сейчас благополучно возвратившихся на Землю. Таким образом, получалось, что "запуск шестерки космонавтов на Луну" и возвращение их с парашютами на Землю становилось стержневым действием эпизода в целом. Для воплощения этого замысла специально была изготовлена ракета из аэростатной ткани (высота - 12 метров, диаметр - 2,5 метра). Ракета наполнялась гелием, имела особые подкрылки для стабилизации положения во время полета и в хвостовой части была снабжена необходимыми пиротехническими средствами, символизирующими при запуске и полете работу двигателей. Пусковая площадка сооружалась с помощью двух предметов, с которыми затем - уже после запуска ракеты - выполнялись упражнения массового номера. Один предмет - щит из 10-миллиметровой фанеры размером 1 х 1,2 м. С каждой короткой стороны щит имел по две металлические скобы в виде крюков. Одна поверхность щита была стального цвета, другая - красная. Всего было задействовано 256 таких щитов, с каждым из которых работала группа участников из 4-х человек. Другой предмет - металлическая лестница длиной 5 метров и шириной 0,6 метра. С одной стороны лестницы имели наварные металлические стаканы, с помощью которых их можно было соединять между собой. Всего использовалось 80 лестниц из расчета по 5 участников на каждую. При построении пусковой площадки каждые четыре лестницы соединялись друг с другом и образовывали 20-метровые опоры. Всего получа-
лось двадцать таких опор. Участники держали их ребром на плече. В то же время участники со щитами заходили между лестницами и накладывали щиты сверху на лестничные опоры. С помощью крюков щиты связывали все опоры в единую очень прочную площадку, которая опиралась на плечи участников с лестницами и поддерживалась участниками, работающими со щитами (см. рис. 55). Пусковая площадка располагалась в центре поля стадиона. Она состояла из двух сегментов (20 х 10 м каждый) с расстоянием между ними 6 м. В этот промежуток заезжала специально оборудованная грузовая автомашина с горизонтально лежащей на специальном подвижном желобе ракетой. Встав в центре, ракета медленно поднималась в вертикальное положение для пуска. При этом всем становилась видна яркая надпись на корпусе ракеты: "На Луну". Затем 6 космонавтов, торжественно приветствуя зрителей, поднимались один за другим к входному люку ракеты и как бы входили в нее (см. рис. 56). Фактически же, поднявшись по трапу, они спускались в специально оборудованный в желобе трюм, а оттуда - в кузов автомашины, прячась под брезентом. После "посадки космонавтов" машина покидала поле, а готовая к старту, вертикально стоящая ракета оставалась на пусковой площадке, поддерживаемая специальными тросами. Вся подготовка к старту, т.е. выезд ракеты, "посадка космонавтов", отъезд автомашины, осуществлялась на песню композитора О.Фельцмана "У нас еще до старта 14 минут". Запуск производился по всем правилам. Подавались специальные команды, делался отсчет времени, включался в записи мощный рев двигателей при взлете. А если учесть, что при этом срабатывали пиротехнические средства самой ракеты, то создавалось полное впечатление настоящего пуска. Пока ракета, оставляя огненно-дымовой след, медленно уходила в высь неба, участники с лестницами разбегались вправо и влево на фланги поля, а участники со щитами выстраивались в центре арены в построении 16 х 16 щитов, т.е. происходила подготовка к началу массового номера с лестницами и щитами. После такого очень мощного и запоминающегося тематического начала-пролога, задающего тему эпизода, прыжки парашютистов в финале воспринимались как "возвращение космонавтов с Луны". Тем более, что "космонавты" и парашютисты были одеты в одинаковые костюмы оранжевого цвета и головные уборы, похожие на скафандры (см. рис. 57). Сложность этого трюка, а иначе его не назовешь, заключалась в том, что прыжки с парашютом производились не на свободное футбольное
Рис. 54 а
Рис. 54 б
Рис. 55. Групповые предметы для выступления: металлическая лестница и деревянный щит. а - способ построения площадки из щитов и лестниц
Рис. 56
Рис. 57
поле стадиона, а были точно завязаны с финальным действием двухтысячной массы участников, находившихся в это время на поле. Таким образом, своевременное и точное приземление парашютистов-"космонавтов" в центр финального построения становилось обоснованным по смыслу и совершенно понятным для зрителей завершающим действием с точки зрения как тематического, так и пластического решения эпизода. Что касается номеров искусства, то их включение в массовые спортивно-художественные представления на стадионе диктуется в большинстве случаев решением тематических задач. Хотя, если вспомнить праздник закрытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, то классический балет, цирк, хореографический номер преподносились гостям и участникам Фестиваля в Москве, как памятные подарки - сувениры. Однако и здесь каждый номер имел свой смысл и свое решение. Так, в основе подачи фрагмента из балета "Лебединое озеро" лежало образное решение. Цирк подавался как яркий, красочный дивертисмент, состоящий из каскада очень сложных и разнообразных трюков, исполняемых на арене и в воздухе выдающимися цирковыми артистами, а хореографический номер "Русский сувенир" - как ожившая лубочная картинка с выставки. Наиболее частой гостьей в массовых спортивно-художественных представлениях на стадионе является хореография. Объясняется это ее широкими возможностями в решении различных тематических задач. Оставили свой след в истории жанра блестящие хореографические сюиты и номера, поставленные в разное время такими известными мастерами, как И.А.Моисеев, Р.В.Захаров, М.С.Годенко, И.М.Шаповалов и др. "Цвети, наша молодость", "Дружба народов", "Времена года", "За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу" - вот темы только некоторых массовых хореографических постановок, которые ярко продемонстрировали тематические возможности танца на стадионе. Увлечение в конце 70-х - начале 80-х годов юбилеями городов, проведение в связи с этим масштабных стадионных праздников, поставило перед режиссерами-постановщиками новые задачи, связанные с художественным воплощением исторических фактов и современных событий жизни городов-юбиляров. Опыт постановки таких крупных праздников, как 1500-летие г. Киева (1982 г.) и 2000-летие г.Ташкента (1983 г.), показал огромные возможности в решении этих задач, так называемых, спортивно-хореографических композиций, которые с полным основанием можно считать массовыми одноактными народными балетами. Каждая такая композиция имела свою драматургию, героев, действующих лиц, для нее специально создавалась музыка.
Спортивно-хореографическая композиция "Навеки вместе!" (главный балетмейстер К.Василенко, композитор К.Доминчен) состояла из трех картин: "Былина о Киеве", "Колокола братания", "Три наций великих, три народа". В ней принимало участие более 2000 человек (действующие лица - Ярослав Мудрый и Богдан Хмельницкий со своими свитами, основатели города: Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь, а также 700 профессиональных и самодеятельных танцоров и 1500 физкультурников). Художественный фон, располагавшийся на трибуне стадиона, включал еще 10000 человек. Спортивно-хореографическая композиция "Восточная легенда" (главный балетмейстер И.Исмаилов, композитор А.Мансуров) рассказывала об основных этапах истории Ташкента, дружбе узбекского народа с русским. Композиция состояла из трех частей: "Древний Восток", "Великая борьба", "Разбуженный Восток". В ней приняли участие 400 танцоров самодеятельных коллективов г.Ташкента, более 2000 девушек-физкультурниц и художественный фон на трибуне в количестве 6000 человек. Практика показывает, что как бы интересно и оригинально ни был задуман сам вставной номер, он может не получиться, если режиссер-постановщик не знает, что при этом делать с участниками массового номера, находящимися на поле стадиона. Поэтому увязка действий участников вставного и массового номеров является для режиссера важнейшей задачей в решении общего замысла эпизода. Здесь должны быть учтены и различная степень подготовленности участников, и наиболее логичное их взаимное расположение, и вопросы выделения из массы главного действующего лица, т.е. участников вставного номера. А если еще учесть, что многие вставные номера связаны с использованием различных конструкций и спортивных снарядов, то весьма существенными становятся и вопросы монтажа с другими частями представления. При разработке композиционно-постановочного плана режиссер-постановщик, выделяя в общей композиции участников вставных номеров, должен также точно определить роль и задачи участников массового номера. Именно в этой части эпизода роль участников массового номера резко меняется: из главного действующего лица они превращаются во второстепенное, уступая роль солиста участникам вставных номеров. При этом, несмотря на то, что количество участников массового номера, может в десятки, даже в сотни раз превышать число солистов, они должны располагаться в общей композиции и действовать так, чтобы, с одной стороны, не отвлекать внимание зрителей на себя, а с другой -в меру дополнять солирующую группу, создавая тем самым общую гармонию действий на поле.
Роль участников массового номера в подаче вставных номеров в принципе похожа па роль фонирующей группы в массовых спортивно-художественных представлениях. Действуя на втором плане и создавая фон для вставного номера, участники массового номера, как правило, имеют очень простые построения, как по рисунку, так и по композиционному решению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.167.189 (0.014 с.) |