Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка массовых упражнений

Поиск

Основные подходы к соединению музыки и движений

Прежде чем начинать разговор о подборе конкретных движений и технологии объединения их в двигательную композицию, необходимо иметь в виду, что все действия, происходящие в любом эпизоде массово­го спортивно-художественного представления, имеют музыкальное или шумовое оформление.

Жанр массовых спортивно-художественных представлений допускает три основных подхода к соединению звука и движений участников:

• подбор или сочинение музыкального произведения на заданную тему с последующей разработкой композиции выступления на это произведе­ние;

• составление конкретной комбинации упражнений с последующим сочинением музыкального произведения по заданным темпо-ритмическим характеристикам;

• составление и выполнение отдельных фрагментов выступления без музыкального сопровождения с использованием в качестве опорных сиг­налов естественных шумов и звуков (хлопки, притопы, подскоки и т.п.).

Последний из названных подходов требует довольно высокого уров­ня двигательной культуры участников, поэтому в практике подготовки массовых спортивных выступлений встречается не часто. Второй, свя­занный с сочинением специальной мелодии для уже разработанной ком­позиции упражнений, влечет ряд других сложностей. Помимо того, что здесь требуются дополнительные финансовые и временные затраты, ав­тор музыки не всегда может создать яркое, интересное, запоминающее­ся произведение, строго ориентируясь на уже заданные режиссером ис­ходные темпо - ритмические характеристики и объем ожидаемой мело­дии.

Самым распространенным в практике подготовки массовых спортив­но-художественных представлений является первый из перечисленных подходов к соединению музыки и движений, суть которого состоит в вы­боре музыкальной композиции и последующем создании на ее основе композиции двигательной. В связи с этим, в данной главе подробно рас­сматривается технология разработки упражнений на примере именно этого подхода, тем более, что основное содержание этапов работы по заполнению движениями определенного отрезка сценария остается оди­наковым для всех представленных подходов.

 

Музыкальный материал выступает своеобразной драматургичес­кой основой будущего упражнения. Даже если заказанная сценарием двигательная композиция не должна быть конкретно тематической, обязательным требованием является соответствие действий участ­ников музыкальной мысли, совпадение выполняемых ими движе­ний с темпом и ритмом звучания музыкального сопровождения. Это один из важнейших критериев, по которому можно судить о профес­сионализме режиссера-постановщика. Чтобы соответствовать этому критерию, необходимо освоить основы музыкальной грамоты, уметь на слух определять размер, структуру, характер музыкальных произ­ведений, а при проведении репетиций правильно подавать команды и производить подсчет под аккомпанемент звучащей фонограммы. Вот почему в данной главе анализу технологии разработки массовых уп­ражнений предшествует краткое изложение основ музыкальной гра­моты.

Основы музыкальной грамоты

Свойства музыкального звука

Каждый музыкальный звук имеет четыре свойства: высоту, громкость, тембр и длительность.

Основным свойством музыкального звука является его высота, ко­торая определяется длиной волны и числом колебаний вибрирующего источника звука в единицу времени. Чем больше число колебаний, тем короче длина волны и тем выше звук. Громкость музыкального звука зависит от амплитуды колебаний частиц среды, в которой звук распро­страняется.

У разных музыкальных инструментов качественная окраска звуков неодинакова, т.к. каждое колеблющееся тело, наряду с основным звуком, издает и более слабые дополнительные «призвуки» - обертоны. Обер­тон есть звук, число колебаний которого в два, три, четыре и т.д. раза превосходит число колебаний основного звука. В зависимости от того, какие обертоны звучат наиболее сильно, и создается определенная ок­раска звука - тембр. Кроме того, каждый музыкальный звук имеет опре­деленную продолжительность - длительность.

Основу музыки составляет мелодия, т.е. последовательность звуков определенной высоты и длительности. Мелодия помогает запомнить му­зыку, а следовательно, и упражнение. Зная мелодию произведения, под которое выполняется упражнение, участники могут повторить его без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки. Ус-

 

лышав мелодию, они могут быстро восстановить последовательность уп­ражнений в композиции на основе сформировавшихся условно-рефлек­торных связей между музыкой и движениями.

У мелодии есть свои законы. Основной из них - волнообразность, подра­зумевающая изгибы (нарастания и спады) мелодической линии. Совокуп­ность движения мелодии «вверх», «вниз» и «на месте» называется мелоди­ческим рисунком. Важнейшие виды мелодического рисунка:

• восходящее движение мелодии, т.е. переход к более высоким звукам;

• нисходящее движение - переход к более низким звукам;

• волнообразное движение, т.е. последовательность восходящих и нис­ходящих переходов.

Самый высокий звук, достигаемый мелодией при каждом ее подъеме, называется мелодической вершиной, а момент наивысшего напряже­ния в музыкальном произведении или его части - кульминацией.

Для передачи выразительности музыки через движения участников очень важны динамические оттенки. Например, колыбельная песня ис­полняется тихо, поскольку само содержание такой музыки противоречит любым громким звукам и шумам. А торжественный праздничный марш должен звучать громко, т.к. тихое звучание несвойственно содержанию такой музыки. Динамические оттенки связаны с мелодическим рисун­ком: восходящее движение мелодии сопровождается усилением звуча­ния, а нисходящее - ослаблением. Конкретно к динамическим оттенкам в музыке относят: изменение силы звучания, постепенное замедление или ускорение темпа, плавность или прерывистость звучания мелодии. В зависимости от динамических оттенков музыкального произведения, движения участников могут быть сильными, энергичными или мягкими, нежными; резко акцентированными или слитными и плавными; широ­кими, свободными или мелкими, локальными.

Технология разработки упражнений в точном соответствии с парти­турой выбранного музыкального произведения предполагает: а) тщатель­ное изучение его мелодического рисунка с учетом всех изменений темпа; б) распознавание имеющихся динамических оттенков, определяющих составные части данного музыкального произведения; в) составление его ритмической фигуры. Все это, в свою очередь, требует от режиссера-постановщика владения записью длительности звуков.

Запись длительности звуков

Влюбом музыкальном произведении обычно чередуются звуки различной длительности. За единицу опорного счета при составлении, ра-

 

зучивании и совершенствовании упражнении принимается какая-то оп­ределенная длительность, чаще всего, одна четверть, соответствующая одному целому счету («раз» или «два» или «три» и т.д.). По отношению к длительности звука, принятой за единицу счета, все остальные звуки в данном музыкальном размере будут или равномерными, или длиннее, или короче. Соотношение длительности звуков лежит в основе их записи с помощью нотных знаков.

Нотный знак представляет собой пустой или заштрихованный кру­жок (овал). Разной длительности звука в записи соответствует различная форма нот:

Целая (наибольшая длительность)

Половинная (длительность вдвое короче целой)

Четвертная (вдвое короче половинной)

Восьмая (вдвое короче четвертной)

Шестнадцатая (вдвое короче восьмой)

Музыкальный размер

Звуки в музыке организованы во времени. Чередование звуков равны­ми по времени долями образует равномерное движение. В этом движе­нии звуки некоторых долей времени выделяются ударениями, т.е. звучат громче и отчетливее. Такие ударения называются акцентами. Доли, на которые приходятся акценты, считаются сильными долями, а доли, не име­ющие акцентов, - слабыми долями. Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метром. Доля метра может быть выражена раз­личной длительностью.

Выражение долей метра определенной длительностью называется размером. Размер указывается в начале нотной записи в виде двух цифр. Верхняя цифра обозначает количество метрических долей, а нижняя - длительность, которой выражена доля метра в данном раз­мере (рис. 64-66).

Рис. 64. Русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я»

 

Такт - отрезок произведения между двумя смежными сильными доля­ми. В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной (такто­вой) чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы ее выделить (рис. 64-66).

Рис. 65. Д. Кобалевский «Школьные годы»

 

Если акценты (сильные доли) в метре повторяются равномерно через одну долю, то это двухдольный метр (см. пример на рис. 64), а если ак­центы повторяются равномерно через две доли, то - трехдольный (см. пример на рис. 65).

Двухдольные и трехдольные метры, имеющие один акцент, считают­ся простыми. Также называются и все размеры, их выражающие. От слияния простых однородных метров образуются сложные метры, со­стоящие из двух и более простых. Благодаря этому сложный метр имеет несколько сильных долей времени (рис. 66).

Рис. 66. Д.Покрасс «Москва Майская»

 

Иногда музыкальное произведение начинается с неполного такта, со слабой доли. Такой неполный первый такт называется затактом. Его отличительный признак - отсутствие сильного ударения. Наличие затакта в музыкальном про­изведении, на которое разрабатывается двигательная комбинация, с успехом может быть использовано постановщиком в качестве хорошо различаемого участниками музыкального вступления, после которого они смогут синхронно начать первое движение своего упражнения на первую сильную долю.

Ритм

Ритмом называется последовательное сочетание музыкальных звуков различных длительностей.

Когда мы напеваем хорошо знакомую мелодию, то не считаем долей такта. Тем не менее, этот отсчет осуществляется подсознательно, что

 

выражается, например, в наших непроизвольных движениях в такт с музы­кой. Действительная длительность отдельных звуков мелодии чаще всего не совпадает с долями такта, что показано на рис. 67. Однако это не нару­шает отсчета долей.

Характерная для данного музыкального произведения последователь­ность длительности звуков называется ритмической фигурой.

Перед составлением композиции упражнения необходимо хоро­шо изучить ритмическую фигуру выбранного музыкального произ­ведения. Чем точнее будет совпадение двигательных действий учас­тников с ритмической фигурой, тем богаче и выразительнее они будут восприниматься, демонстрируя единство музыки и движения.

Рис. 67. Метрические доли Действительная длительность звуков

 

На рис. 67 приведен пример ритмической фигуры музыкального от­рывка, а в табл. 3. представлены два варианта одной и той же двигатель­ной композиции с учетом и без учета ритмической фигуры отрывка. Как видно, учет особенностей ритмической фигуры позволяет обогатить дви­гательную композицию.

Таблица 3. Возможные варианты двигательной композиции с учетом и без учета ритмической фигуры музыкального отрывка

 

Темп

Эмоциональное состояние человека обычно выражается в его поведе­нии. Например, взволнованность и тревога сопровождаются быстрыми и резкими движениями, а спокойствие придает движениям размеренность и плавность.

Оттенки музыкальных темпов так же разнообразны, как и человечес­кие эмоции. Печальная музыка, как правило, имеет спокойный темп, ве­селая - более быстрый. Торжественная мелодия чаще бывает медлен­ной, а тревожная - быстрой. Таким образом, характер музыки восприни­мается, прежде всего, через ее темп.

Темпом называется скорость исполнения музыки. Каждому музыкаль­ному произведению свойственная такая скорость счета, при которой оно становится наиболее понятным для слушателя. У каждого музыкального произведения есть свой темповой диапазон, и большие отклонения от этой скорости делают мелодию почти неузнаваемой.

Произвольно менять скорость музыкального произведения нельзя, т.к. это влечет за собой изменение его содержания. То же касается и режис­суры как отдельных эпизодов, так и представления в целом. К.С.Станис­лавский в свое время высказал мысль о том, что нередко прекрасная пье­са, хорошо поставленная и сыгранная, не имеет успеха потому, что она исполняется в чрезмерно замедленном или необоснованно быстром тем­пе. Нельзя сыграть трагедию в темпе водевиля, а водевиль в темпе траге­дии. Эта мысль верна и для массовых спортивно-художественных пред­ставлений, где и музыка, и двигательная композиция каждого конкретно­го эпизода должны точно отражать замысел режиссера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.009 с.)