Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разработка массовых упражненийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные подходы к соединению музыки и движений Прежде чем начинать разговор о подборе конкретных движений и технологии объединения их в двигательную композицию, необходимо иметь в виду, что все действия, происходящие в любом эпизоде массового спортивно-художественного представления, имеют музыкальное или шумовое оформление. Жанр массовых спортивно-художественных представлений допускает три основных подхода к соединению звука и движений участников: • подбор или сочинение музыкального произведения на заданную тему с последующей разработкой композиции выступления на это произведение; • составление конкретной комбинации упражнений с последующим сочинением музыкального произведения по заданным темпо-ритмическим характеристикам; • составление и выполнение отдельных фрагментов выступления без музыкального сопровождения с использованием в качестве опорных сигналов естественных шумов и звуков (хлопки, притопы, подскоки и т.п.). Последний из названных подходов требует довольно высокого уровня двигательной культуры участников, поэтому в практике подготовки массовых спортивных выступлений встречается не часто. Второй, связанный с сочинением специальной мелодии для уже разработанной композиции упражнений, влечет ряд других сложностей. Помимо того, что здесь требуются дополнительные финансовые и временные затраты, автор музыки не всегда может создать яркое, интересное, запоминающееся произведение, строго ориентируясь на уже заданные режиссером исходные темпо - ритмические характеристики и объем ожидаемой мелодии. Самым распространенным в практике подготовки массовых спортивно-художественных представлений является первый из перечисленных подходов к соединению музыки и движений, суть которого состоит в выборе музыкальной композиции и последующем создании на ее основе композиции двигательной. В связи с этим, в данной главе подробно рассматривается технология разработки упражнений на примере именно этого подхода, тем более, что основное содержание этапов работы по заполнению движениями определенного отрезка сценария остается одинаковым для всех представленных подходов.
Музыкальный материал выступает своеобразной драматургической основой будущего упражнения. Даже если заказанная сценарием двигательная композиция не должна быть конкретно тематической, обязательным требованием является соответствие действий участников музыкальной мысли, совпадение выполняемых ими движений с темпом и ритмом звучания музыкального сопровождения. Это один из важнейших критериев, по которому можно судить о профессионализме режиссера-постановщика. Чтобы соответствовать этому критерию, необходимо освоить основы музыкальной грамоты, уметь на слух определять размер, структуру, характер музыкальных произведений, а при проведении репетиций правильно подавать команды и производить подсчет под аккомпанемент звучащей фонограммы. Вот почему в данной главе анализу технологии разработки массовых упражнений предшествует краткое изложение основ музыкальной грамоты. Основы музыкальной грамоты Свойства музыкального звука Каждый музыкальный звук имеет четыре свойства: высоту, громкость, тембр и длительность. Основным свойством музыкального звука является его высота, которая определяется длиной волны и числом колебаний вибрирующего источника звука в единицу времени. Чем больше число колебаний, тем короче длина волны и тем выше звук. Громкость музыкального звука зависит от амплитуды колебаний частиц среды, в которой звук распространяется. У разных музыкальных инструментов качественная окраска звуков неодинакова, т.к. каждое колеблющееся тело, наряду с основным звуком, издает и более слабые дополнительные «призвуки» - обертоны. Обертон есть звук, число колебаний которого в два, три, четыре и т.д. раза превосходит число колебаний основного звука. В зависимости от того, какие обертоны звучат наиболее сильно, и создается определенная окраска звука - тембр. Кроме того, каждый музыкальный звук имеет определенную продолжительность - длительность. Основу музыки составляет мелодия, т.е. последовательность звуков определенной высоты и длительности. Мелодия помогает запомнить музыку, а следовательно, и упражнение. Зная мелодию произведения, под которое выполняется упражнение, участники могут повторить его без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки. Ус-
лышав мелодию, они могут быстро восстановить последовательность упражнений в композиции на основе сформировавшихся условно-рефлекторных связей между музыкой и движениями. У мелодии есть свои законы. Основной из них - волнообразность, подразумевающая изгибы (нарастания и спады) мелодической линии. Совокупность движения мелодии «вверх», «вниз» и «на месте» называется мелодическим рисунком. Важнейшие виды мелодического рисунка: • восходящее движение мелодии, т.е. переход к более высоким звукам; • нисходящее движение - переход к более низким звукам; • волнообразное движение, т.е. последовательность восходящих и нисходящих переходов. Самый высокий звук, достигаемый мелодией при каждом ее подъеме, называется мелодической вершиной, а момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении или его части - кульминацией. Для передачи выразительности музыки через движения участников очень важны динамические оттенки. Например, колыбельная песня исполняется тихо, поскольку само содержание такой музыки противоречит любым громким звукам и шумам. А торжественный праздничный марш должен звучать громко, т.к. тихое звучание несвойственно содержанию такой музыки. Динамические оттенки связаны с мелодическим рисунком: восходящее движение мелодии сопровождается усилением звучания, а нисходящее - ослаблением. Конкретно к динамическим оттенкам в музыке относят: изменение силы звучания, постепенное замедление или ускорение темпа, плавность или прерывистость звучания мелодии. В зависимости от динамических оттенков музыкального произведения, движения участников могут быть сильными, энергичными или мягкими, нежными; резко акцентированными или слитными и плавными; широкими, свободными или мелкими, локальными. Технология разработки упражнений в точном соответствии с партитурой выбранного музыкального произведения предполагает: а) тщательное изучение его мелодического рисунка с учетом всех изменений темпа; б) распознавание имеющихся динамических оттенков, определяющих составные части данного музыкального произведения; в) составление его ритмической фигуры. Все это, в свою очередь, требует от режиссера-постановщика владения записью длительности звуков. Запись длительности звуков Влюбом музыкальном произведении обычно чередуются звуки различной длительности. За единицу опорного счета при составлении, ра-
зучивании и совершенствовании упражнении принимается какая-то определенная длительность, чаще всего, одна четверть, соответствующая одному целому счету («раз» или «два» или «три» и т.д.). По отношению к длительности звука, принятой за единицу счета, все остальные звуки в данном музыкальном размере будут или равномерными, или длиннее, или короче. Соотношение длительности звуков лежит в основе их записи с помощью нотных знаков. Нотный знак представляет собой пустой или заштрихованный кружок (овал). Разной длительности звука в записи соответствует различная форма нот: Целая (наибольшая длительность) Половинная (длительность вдвое короче целой) Четвертная (вдвое короче половинной) Восьмая (вдвое короче четвертной) Шестнадцатая (вдвое короче восьмой) Музыкальный размер Звуки в музыке организованы во времени. Чередование звуков равными по времени долями образует равномерное движение. В этом движении звуки некоторых долей времени выделяются ударениями, т.е. звучат громче и отчетливее. Такие ударения называются акцентами. Доли, на которые приходятся акценты, считаются сильными долями, а доли, не имеющие акцентов, - слабыми долями. Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метром. Доля метра может быть выражена различной длительностью. Выражение долей метра определенной длительностью называется размером. Размер указывается в начале нотной записи в виде двух цифр. Верхняя цифра обозначает количество метрических долей, а нижняя - длительность, которой выражена доля метра в данном размере (рис. 64-66). Рис. 64. Русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я»
Такт - отрезок произведения между двумя смежными сильными долями. В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной (тактовой) чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы ее выделить (рис. 64-66). Рис. 65. Д. Кобалевский «Школьные годы»
Если акценты (сильные доли) в метре повторяются равномерно через одну долю, то это двухдольный метр (см. пример на рис. 64), а если акценты повторяются равномерно через две доли, то - трехдольный (см. пример на рис. 65). Двухдольные и трехдольные метры, имеющие один акцент, считаются простыми. Также называются и все размеры, их выражающие. От слияния простых однородных метров образуются сложные метры, состоящие из двух и более простых. Благодаря этому сложный метр имеет несколько сильных долей времени (рис. 66). Рис. 66. Д.Покрасс «Москва Майская»
Иногда музыкальное произведение начинается с неполного такта, со слабой доли. Такой неполный первый такт называется затактом. Его отличительный признак - отсутствие сильного ударения. Наличие затакта в музыкальном произведении, на которое разрабатывается двигательная комбинация, с успехом может быть использовано постановщиком в качестве хорошо различаемого участниками музыкального вступления, после которого они смогут синхронно начать первое движение своего упражнения на первую сильную долю. Ритм Ритмом называется последовательное сочетание музыкальных звуков различных длительностей. Когда мы напеваем хорошо знакомую мелодию, то не считаем долей такта. Тем не менее, этот отсчет осуществляется подсознательно, что
выражается, например, в наших непроизвольных движениях в такт с музыкой. Действительная длительность отдельных звуков мелодии чаще всего не совпадает с долями такта, что показано на рис. 67. Однако это не нарушает отсчета долей. Характерная для данного музыкального произведения последовательность длительности звуков называется ритмической фигурой. Перед составлением композиции упражнения необходимо хорошо изучить ритмическую фигуру выбранного музыкального произведения. Чем точнее будет совпадение двигательных действий участников с ритмической фигурой, тем богаче и выразительнее они будут восприниматься, демонстрируя единство музыки и движения.
Рис. 67. Метрические доли Действительная длительность звуков
На рис. 67 приведен пример ритмической фигуры музыкального отрывка, а в табл. 3. представлены два варианта одной и той же двигательной композиции с учетом и без учета ритмической фигуры отрывка. Как видно, учет особенностей ритмической фигуры позволяет обогатить двигательную композицию. Таблица 3. Возможные варианты двигательной композиции с учетом и без учета ритмической фигуры музыкального отрывка
Темп Эмоциональное состояние человека обычно выражается в его поведении. Например, взволнованность и тревога сопровождаются быстрыми и резкими движениями, а спокойствие придает движениям размеренность и плавность. Оттенки музыкальных темпов так же разнообразны, как и человеческие эмоции. Печальная музыка, как правило, имеет спокойный темп, веселая - более быстрый. Торжественная мелодия чаще бывает медленной, а тревожная - быстрой. Таким образом, характер музыки воспринимается, прежде всего, через ее темп. Темпом называется скорость исполнения музыки. Каждому музыкальному произведению свойственная такая скорость счета, при которой оно становится наиболее понятным для слушателя. У каждого музыкального произведения есть свой темповой диапазон, и большие отклонения от этой скорости делают мелодию почти неузнаваемой. Произвольно менять скорость музыкального произведения нельзя, т.к. это влечет за собой изменение его содержания. То же касается и режиссуры как отдельных эпизодов, так и представления в целом. К.С.Станиславский в свое время высказал мысль о том, что нередко прекрасная пьеса, хорошо поставленная и сыгранная, не имеет успеха потому, что она исполняется в чрезмерно замедленном или необоснованно быстром темпе. Нельзя сыграть трагедию в темпе водевиля, а водевиль в темпе трагедии. Эта мысль верна и для массовых спортивно-художественных представлений, где и музыка, и двигательная композиция каждого конкретного эпизода должны точно отражать замысел режиссера.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.009 с.) |