Массовые спортивно-художественные представления на стадионе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Массовые спортивно-художественные представления на стадионе



Дальнейшее развитие массовых спортивно-художественных представ­лений как жанра и их режиссуры связано с проведением Спартакиад народов СССР. Приняв эстафету от Всесоюзных физкультурных пара­дов, праздники открытия и закрытия Спартакиад очень быстро завоева­ли авторитет и признание.

Роль Спартакиад особенно возросла, когда в их финальной части ста­ли принимать участие зарубежные спортсмены. Впервые это произошло в 1979 году. Тогда на VII Спартакиаду в Москву прибыли спортсмены из 81 страны (на VIII Спартакиаду - из 61 страны). Таким образом, финал Спартакиады народов СССР превратился в крупные международные со­стязания и, вместе с тем, в масштабный форум мира и дружбы спорт­сменов разных стран и континентов.

Начиная с 1956 года, проведено восемь Спартакиад (I -1956 год, II-1959 год, III -1963 год, IV - 1967 год; V-1971 год, VI -1975 год, VII -1979 год, VIII -1983 год). Восемь Спартакиад - восемь праздников откры­тия и закрытия на стадионе в Лужниках - дают основание говорить не только о тенденциях развития и становления режиссуры этих праздников, но и о современном уровне массового спортивно-художественного теат­ра у нас в стране.

Праздник открытия I Спартакиады (главный режиссер – М.Д.Сегал) по своей структуре он мало чем отличался от Всесоюзных физкультурных парадов предшествующих лет. Он также имел четко выраженные две час­ти: первую - торжественное открытие, включая марш-парад участников Спартакиады, и вторую - массовые гимнастические выступления и спортивные соревнования. Вместе с тем, марш-парад получил здесь со­вершенно новое осмысление, чем в Физкультурных парадах. Потеряв самостоятельность, он превратился лишь в один из элементов церемо­нии открытия Спартакиады.

В праздниках открытия первых Спартакиад марш-парад завершал церемонию открытия. Это связано с тем, что вначале он строился по принципу военных парадов, где торжественный марш воинов, как извест­но, завершает действие. Главной фигурой, как и в военных парадах, был командующий. Он руководил церемонией - подавал команды участникам и отдавал рапорт принимающему парад, подавал команды на вынос иподъем Государственного флага, на прохождение участников церемонии

 

в марш-параде. Роль командующего была очень почетна и ответственна. Поручалась она, как правило, выдающимся спортсменам страны (В.Чукарин, Ю.Власов и др.).

В дальнейшем церемонии открытия Спартакиад стали строиться по принципу открытия Олимпийских Игр, т.е. начинаться с марш-парада участников. Поэтому роль командующего парадом в них посте­пенно отмирает, а движущей силой всего действия становятся музыка и дикторский текст. Естественно, подобное решение церемонии от­крытия потребовало более серьезного подхода к ее подготовке и проведению.

Еще одной особенностью церемоний открытия первых Спартакиад было то, что в них большое место занимала так называемая митинговая часть. Иногда выступали 3-4 человека. Это затягивало церемонию, нару­шало темп развития действия. В последующих праздниках вообще отка­зались от этой части. Традиционным стало лишь выступление Предсе­дателя Спорткомитета СССР, который обычно зачитывал приветствие Правительства страны участникам Спартакиады.

В целом церемонии открытия Спартакиад всегда были очень торже­ственны, красочны и впечатляющи. Их неизменный успех обеспечивал­ся многими факторами, в том числе: участием сильнейших спортсменов страны - представителей команд всех Союзных Республик, Москвы и Ле­нинграда, а также физкультурников Добровольных спортивных обществ и ведомств Москвы; многоцветьем спортивных костюмов, знамен и картин художественного фона; прекрасной музыкой; торжественными ритуала­ми выноса и подъема Флага и зажжения Огня*, которые обычно обыгрывались такими эффектными действиями, как выпуск голубей или разно­цветных шаров, каскады фейерверка и салюта и т.п.

Если сравнить церемонии открытия первых Спартакиад только с позиции их содержания, композиции и выразительных средств, то прин­ципиальных различий они не имеют. Вместе с тем, каждый режиссер по-своему решал выход оркестра и участников, расположение их на поле стадиона, построение марш-парада и тематику головной колон­ны, а кроме того, вводил различные дополнительные действия, усили­вающие эффект ритуала или подчеркивающие определенную тему или мысль.

Принципиально важным для режиссеров был вопрос о месте церемо­нии открытия Спартакиады в общей композиции праздника. Ее можно было

 

рассматривать двояко: и как относительно самостоятельную часть, и как органичное звено сюжетной ткани представления в целом.

Анализируя с этой точки зрения праздник открытия I Спартакиады на­родов СССР, можно отметить две четко выраженные его части: 1) церемо­нию открытия, 2) массовые гимнастические выступления и спортивные соревнования. Не имея единства действия, каждая часть существовала самостоятельно и решала свои задачи.

Содержание и композиция второй части праздника приобрели ряд новых особенностей по сравнению с Всесоюзными физкультурными па­радами. Главным было изменение состава участников. Теперь это были не делегации Союзных Республик, а физкультурники и спортсмены Доб­ровольных спортивных обществ и ведомств Москвы, сильнейшие спорт­смены - члены сборных команд СССР по различных видам спорта. В ряде праздников открытия Спартакиад участвовала также сводная колонна Ин­ститутов физкультуры страны.

Отсутствие массовых гимнастических выступлений делегаций Союзных Республик, которые во многом определяли и раскрывали идейно-темати­ческую основу Всесоюзных физкультурных парадов, очевидно, застало врас­плох руководство и режиссеров праздника открытия I Спартакиады. Иначе трудно объяснить, почему было забыто многое из того лучшего, что нако­пила режиссура того времени в постановке массовых спортивных представ­лений. Имеется в виду, прежде всего, отсутствие общего финала праздника, появление которого в Физкультурном параде 1954 года считалось достиже­нием режиссуры тех лет, а также отсутствие тематичности и образности в решении отдельных массовых гимнастических выступлений, что в то время считалось их неоспоримым достоинством.

В итоге вторая часть праздника открытия I Спартакиады народов СССР носила ярко выраженный спортивный характер. Она изобиловала спортив­ными состязаниями, включая: бег на 10000 м (мужчины), эстафеты 4x800 м (мужчины), 3x800 м (женщины), 4x200 м (мужчины и женщины), фи­ниш многодневной велосипедной гонки (Москва - Харьков - Киев - Минск -Москва). Массовые гимнастические выступления коллективов, а их было всего четыре (школьники Москвы, ДСО "Трудовые резервы", ГЦОЛИФК и колонна спортсменов ДСО профсоюзов), носили демонстрационный ха­рактер. Заканчивался праздник футбольным матчем между командами "ЦСКА" и "Динамо" (Москва), в перерыве которого проводилась мужская легкоатлетическая эстафета 4 х 1500 м.

И все же появление такого чисто спортивного праздника в 1956 г. не было случайностью. Свою роль сыграли такие факторы, как выход на стадион, увлеченность режиссуры спортивными состязаниями в програм-

 

мах Физкультурных парадов. Кроме того, Спартакиада была совершенно новой формой организации для того времени, что, естественно, усложни­ло определение задач и содержания праздника. Ведь изменился и масштаб массового зрелища, учитывая, что праздник стал лишь частью Спартакиа­ды - ее открытием, и, как уже отмечалось, состав участников второй части праздника. Все это, а может быть, еще и дефицит времени (параллельно началась подготовка VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов) на­правило режиссуру по более простому пути - созданию чисто спортив­ного праздника.

В принципе, подготовка зрелища преимущественно спортивного ха­рактера значительно проще для режиссера, особенно, когда оно прово­дится в масштабах страны. В распоряжении постановщика все лучшее, что имеет спорт. Спортивные номера, входящие в программу Спартаки­ады, специальной подготовки для праздника не требуют - спортсмены всегда готовы показать свое мастерство.

Сложность постановки праздника, если отбросить все организа­ционные вопросы, определяется его драматургией. Драматургия чисто спортивного праздника очень проста и в то же время очень действенна, так как в ее основе лежит борьба спортсменов за луч­шее место и высший результат. Насыщенность программы праздника спортивными состязаниями по различным видам спорта здесь логична и необходима. Вместе со спортсменами, участвующими в состязании, в эту борьбу вступают и представляемые ими ДСО и ведомства. Спортивный ажиотаж, соперничество, желание быть лучшими в таких праздниках, естественно, передаются и коллективам, участвующих в массовых гим­настических выступлениях, тем более что эти коллективы часто пред­ставляют те же ДСО иведомства. Создается определенная атмосфера, которая захватывает и зрителей. Таким образом, спорт, соперничество за лучшее место являются тем стержнем, на котором строится весь празд­ник, поддерживаются интерес и эмоции зрителей. Постановка такого зре­лища не требует особого напряжения творческих сил в выборе содержа­ния и выразительных средств, определенной логики развития действия для раскрытия темы и идеи представления. Здесь всему голова - спорт. Нарастание действия создает напряженность и интерес.

Конечно, подобные чисто спортивные праздники имеют право на су­ществование. Более того, они необходимы, являясь действенным сред­ством привлечения населения страны к занятиям физической культурой и спортом. Но для главного спортивного праздника страны, каким станови­лись открытия Спартакиад народов СССР, одной спортивной идеи и темы было явно недостаточно. Режиссеры вскоре осознали это и пришли к идее

 

существенного расширения социального контекста и повышения полити­ческой значимости таких праздников. Они стали отражать не столько дос­тижения спортсменов, сколько раскрывать, используя выразительные сред­ства спорта, более значимые темы, связанные с жизнью и достижениями советского народа, внутренней и внешней политикой СССР. В дальнейшем история подтвердила правильность такого решения.

Летом 1957 города в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Впервые форум молодежи мира был доверен нашей стране. Он проходил в Москве под девизом "За мир и дружбу!".

Программа Фестиваля (главный режиссер - И.М.Туманов) была гран­диозна и интересна. Митинги молодежи, шествия участников Фестиваля по центральным улицам столицы, костры дружбы, вечера искусств, вод­ный праздник на Москве-реке, вечера солидарности, встреча молодежи на Манежной площади, карнавалы, фейерверки - все это способствовало проявлению искренних чувств радости и ликования, сопричастности про­исходящему, укреплению дружбы и солидарности молодежи планеты в борьбе за мир и прогресс. Однако центральным событием, как всегда при проведении подобных форумов, стали праздники открытия и закры­тия Фестиваля (главный режиссер - М.Д.Сегал).

Прежде чем рассказать об этих праздниках, отметим, что проведе­ние таких грандиозных форумов, как Всемирные фестивали моло­дежи и студентов, Олимпийские Игры и т.п., имеют для каждой стра­ны огромное политическое значение. В них, как в зеркале, отражают­ся экономический, социальный и культурный уровни страны в целом, главные особенности материальной и духовной жизни народа. В нашей стране проведение подобных форумов традиционно является делом общегосударственным и общенародным. Отсюда - и высокий уровень их проведения. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве продемонстрировал это со всей очевидностью.

Праздник открытия VI Всемирного фестиваля молодежи и сту­дентов буквально покорил и зрителей, и специалистов. Он состоялся на следующий год после I Спартакиады и выгодно отличался своей тематичностью и насыщенностью содержания. Темой праздника открытия стал девиз фестиваля: "За мир и дружбу!" Для раскрытия этой темы очень умело были использованы выразительные средства спорта и искусства.

Праздник представлял собой синтетическое зрелище, в котором гар­монично сочетались отдельные гимнастические выступления и хореог­рафия. Специально для Фестиваля была поставлена танцевальная сюита "Цвети, наша молодость" (балетмейстер - Р.В.Захаров). В целом праздник отличался строгой подчиненностью всех эпизодов, входящих в програм-

 

му, главной идее представления. Было исключено все, что могло бы, хоть в какой-то степени, этому помешать. Особенно грандиозным и красоч­ным был финал, сосредоточивший в себе важную смысловую нагрузку.

Вот как описывает это завершающее действие праздника его главный режиссер М.Д.Сегал: "9000 человек построили на поле четкий прямоу­гольник. Одна картина сменяла другую. Заколосилась золотистая нива, символизирующая мирный труд, но вот черной тенью легла на поле атом­ная бомба. Стадион затих в ожидании... И словно по воле тысяч зрите­лей атомная бомба была перечеркнута голубыми лентами. Ее зловещее изображение исчезло в море голубых полотен... Появились очертания пяти континентов. Их сменил силуэт белоснежного голубя - символа мира. Невидимая рука начертала на Восточной трибуне стадиона и на поле слово "мир" на русском языке. Потом это слово было повторено на английском, французском, испанском языках, обозначалось арабской вязью... На поле возник огромный цветок из пяти разноцветных лепестков - эмблема Фес­тиваля, и одновременно на Восточной трибуне физкультурники Москвы разноцветными полотнищами воспроизвели девиз фестиваля "За мир и дружбу" (см.: М.Д.Сегал. Указ. соч., с.137).

Однако, как это ни парадоксально, если говорить о режиссерских находках, то в празднике открытия VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов их практически не было. Все в той или иной мере было знакомо режиссуре того времени. Режиссеры и раньше достаточно хорошо владели массой и могли на высоком профессиональном уров­не поставить отдельные массовые гимнастические выступления. Имелся достаточный опыт в использовании таких ударных выразительных средств, как специальные конструкции для выполнения поточных уп­ражнений ("Белорусская ваза"), высотные гимнастические снаряды, мозаичные рисунки и др., нашедшие применение в Фестивальном праз­днике. Зрители еще до войны, наблюдая Всесоюзные физкультурные парады, любовались синтетическими зрелищами, построенным на идее синтеза спорта и искусства, в частности, физических упражнений и хо­реографии.

Следовательно, секрет огромного успеха открытия VI Фестиваля был заключен не в отдельных выразительных средствах, а в режис­серском решении праздника в целом, в умелом использовании вы­разительных средств для раскрытия замысла и главной темы представ­ления. Как справедливо отметил И.М.Туманов, "Массовые гимнастичес­кие выступления, показанные на праздниках открытия и закрытия VI Все­мирного фестиваля молодежи и студентов, убедительно доказали, что мо­гут быть подчинены единой теме, объединены общим драматургическим

 

сюжетом, превращаясь тем самым в один из видов массовой театральной постановки" (см.: М.Д.Сегал. Указ. соч., с.141).

Вполне естественно, что именно такому празднику было суждено ока­зать решающее влияние на дальнейшее становление главных спортивных праздников страны. Однако это произошло не сразу. Режиссура еще дол­гое время не могла отойти от традиций показа чисто соревновательных, развлекательных номеров. Одно время бытовало даже такое мнение: если в программе не будет спортивных соревнований, входящих в зачет Спар­такиады, и главное - календарного футбольного матча, праздник не собе­рет зрителей на стадион. Поэтому, несмотря на позитивный опыт Фестива­ля, праздники открытия Спартакиад еще долгое время сохраняли в своих программах чисто спортивные и другие развлекательные номера.

Например, в 1967 г. в программе праздника открытия IV Спартакиады народов СССР все еще имело место чередование массовых гимнастичес­ких выступлений с состязаниями в отдельных видах легкой атлетики, входя­щими в зачет Спартакиады (эстафеты 4х 100 и 4x200 м - мужчины и женщи­ны), а также с номерами чисто развлекательного характера (показатель­ные выступления спортсменов-конников ДСО "Труд"), тогда как праздник посвящался 50-летию Октября (главный режиссер - М.Д.Сегал, режиссер-постановщик - Я.Б.Теверовский). Даже в 1971 г. праздник открытия V Спар­такиады народов СССР включал состязание по легкой атлетике и футболь­ный матч "ЦСКА" - "Динамо" (Киев).

Однако режиссеры уже стали понимать, что включение спортивных соревнований в программу вместе с массовыми гимнастическими выс­туплениями ведет к нарушению драматургии праздника и мешает вос­приятию зрителями смысла представления. Но, боясь окончательно рас­статься с чистым спортом, они выводят спортивные состязания и футбол в отдельную часть представления. Подобные решения имели место в праздниках открытия II и III Спартакиад (главный режиссер - Н.П.Серый), а также V Спартакиады (главный режиссер - М.А.Закута).

Эти праздники по своей драматургии и композиции очень похожи друг на друга. Композиция каждого из них состояла из трех четко выраженных частей. Первая часть - церемония открытия Спартакиады, вторая - массо­вые гимнастические выступления, третья - спортивные соревнования, фут­бол. Общая продолжительность каждого праздника составляла более 4 ча­сов, где только футбол занимал 1 час 30 мин чистого времени. Во второй части праздника представительство делегаций в массовых гимнастических выступлениях было сравнительно небольшим - от трех до пяти. Завершаясь финальным действием, эта часть по времени занимала 1,5-2 часа.

Драматургия второй части в основном строилась и держалась на тема-

 

тике отдельных гимнастических выступлений. Рассмотрим, к примеру, коллективы и темы массовых гимнастических выступлений праздника от­крытия V Спартакиады народов СССР по порядку их следования в про­грамме:

1) Юные гимнасты спортивных школ профсоюзов Москвы. Тема:

"Счастливое детство";

2) Сводная колонна студентов физкультурных вузов страны. Тема: "Выше знамя советского спорта!";

3) ДСО "Динамо". Тема: "Служим Родине!";

4) ДСО "Трудовые резервы". Тема: "Слава труду!";

5) Воины-спортсмены Вооруженных Сил. Тема: "На страже мира и безопасности Родины!"

Как видно, каждая тема отражает жизнь и деятельность определен­ной общности людей, представляющих конкретное ДСО или ведомство. Однако, темы массовых гимнастических выступлений настолько масш­табны, что, раскрываясь в действии, выходят за рамки этих коллективов. Создаются более обобщенные образы, олицетворяющие более широкие понятия, связанные с жизнью народа, страны в целом. Каждый зритель при этом становится как бы единомышленником, лицом, заинтересован­ным в происходящем на поле. Этим объясняются большая эмоциональ­ность и пафосность подобных представлений. Таким образом, получает­ся, что хотя темы и содержание массовых гимнастических выступлений совершенно разные и действием не связаны друг с другом, представле­ние воспринимается как единое целое. Это происходит потому, что от­дельные образы, создаваемые коллективами при раскрытии своей темы, в конечном итоге создают у зрителей единый образ - образ Родины. Окон­чательному его формированию способствует завершающее действие - финал, который своим масштабным и впечатляющим действием обобща­ет весь образный строй представления и ставит в восприятии зрителей финальный аккорд.

Это положение подтверждают все рассматриваемые нами праздники открытия I, III и V Спартакиад народов СССР, финалы которых посвя­щались Родине. Следовательно, тема финала в подобных представлени­ях совпадает с идеей, к которой режиссер стремится подвести зрителей содержанием массовых гимнастических выступлений и представления в целом. Эта идея объединяет тематику отдельных выступлений, которые часто не имеют между собой собственно действенной связи. Если, напри­мер, поменять выступления делегаций местами (переставить темы) или даже одну из них исключить вообще из программы, то смысловая основа и идея представления в принципе не изменятся, не нарушится и действие.

 

Представление может проиграть лишь с точки зрения нарастания и напря­женности действия. Таким образом, в основе драматургии массового спортивного представления в целом лежит принцип образного решения, а в основе композиции - монтаж отдельных массовых гимнастических выступлений.

Драматургия и композиция отдельных гимнастических выступлений строится на иных принципах. Прежде чем их анализировать, отметим, что в 60-70-х годах уровень отдельных массовых гимнастических выс­туплений, демонстрируемых ДСО и ведомствами на праздниках откры­тия Спартакиад, достиг своего апогея. Огромная массовость, доходящая до 1500-3500 человек в каждом выступлении, красочность итематичность, логичность развития действия и образность решения выбранной темы, целостность и законченность являлись основными чертами их дра­матургии и композиции.

У зрителей надолго остались в памяти прекрасные выступления физ­культурников ДСО "Трудовые резервы", представлявших традиционную для них тему труда и роли профессионально-технического образования в подготовке надежной смены рабочего класса (режиссеры-постановщики - Д.К.Осипов, Е.А.Буженков); сводной колонны студентов Физкультурных вузов страны, раскрывавших в изумительных, каждый раз новых, компози­циях тему большого спорта (режиссер-постановщик - В.А.Губанов); физ­культурников ДСО "Динамо", композиции которых отличались четкостью исполнения и интересными находками в раскрытии темы "На страже Ро­дины" (режиссер-постановщик - М.В.Левин); воинов Советской Армии, всегда очень оригинально и образно раскрывавших тему силы и могуще­ства Вооруженных Сил СССР (режиссер-постановщик - Б.Н.Петров); за­дорные и веселые выступления юных спортсменов на тему "Счастливое детство" (режиссеры-постановщики - Л.Н.Кудряшова и М.А.Закута).

Выступления носили разный характер: спортивные, пропагандирую­щие физическую культуру и спорт; спортивно-художественные, синтези­рующие спорт и искусство в единое красочное действие; тематические, в которых средствами спорта и искусства последовательно раскрывалась определенная тематика. Однако, какими бы ни были отдельные мас­совые выступления по своему характеру и содержанию, все они имели четко определенную логику в развитии действия как в смысловом, таки, особенно, в пластическом выражении.

Рассмотрим, например, либретто массового гимнастического выступ­ления физкультурников ДСО "Трудовые резервы" в празднике открытия II Спартакиады народов СССР (1959 г. Режиссер-постановщик - Д.К.Осипов, художник - И.З.Миневич, композитор - А.Н.Цфасман.) Тема выступле-

 

ния - "Мы молодые рабочие страны!" Количество участников - 3200 че­ловек.

"Звучат позывные сигналы. Две колонны спортсменов вступают на стадион. На ковре возникает заводской цех. Будущие молодые рабочие выполняют упражнения, напоминающие трудовые процессы на произ­водстве. Работа в цехе приостанавливается, начинается физкультпауза, во время которой демонстрируются занятия производственной гимнас­тикой. Полная сил молодежь продолжает работу в цехе. Во второй части характер выступления меняется. Комбинезоны девушек превращаются в красочные спортивные костюмы. Молодежь отдыхает: в руках у юношей появляются гармошки, возникает веселый хоровод" (см.: Программа праздника открытия II Спартакиады народов СССР. М., 1959).

Здесь видно, как массовое действие развивается по определенному пла­ну. Драматургия выступления выявляется через его композицию, которая включает тематические построения и перестроения на поле стадиона, а также характерные движения и упражнения, посредством которых участ­ники выражают основную мысль данного выступления.

Логика описанного выше действия развивается строго по законам дра­матургии. Мы видим ярко выраженное начало выступления, т.е. красоч­ный выход участников под спортивными знаменами ДСО "Трудовые ре­зервы" на специально написанную песню "Марш Трудовых резервов", затем - четкое перестроение участников, одетых в комбинезоны с эмбле­мой ДСО, для выполнения массовых упражнений (экспозиция, завязка). Далее начинаются массовые упражнения девушек и юношей, раскрыва­ющие тему труда в заводском цехе, после чего - производственная гимна­стика и вновь работа в цехе, но уже в новом рисунке построения, в более высоком темпе, на новых, более совершенных "станках" и "конвейерах", построенных из самих участников (развитие действия), и, наконец, - транс­формация костюмов в другой цвет и картина отдыха, завершающаяся об­щим веселым танцем - финалом выступления.

Можно привести и другие примеры, которые убеждают, что действие в отдельных массовых гимнастических выступлениях развивается стро­го по определенному плану, последовательно раскрывая содержание и смысл происходящего на поле стадиона. Переставить местами отдель­ные фрагменты и номера, входящие в выступление, уже невозможно, так как нарушится действие и изменится смысл.

Таким образом, драматургия отдельных массовых гимнастических выступлений раскрывается только действием, развивающимся пласти­чески непрерывно и обязательно в строгой логической последовательно­сти. Здесь действие ведет мысль и рождает образ.

 

Опыт построения отдельных гимнастических выступлений вполне ес­тественно привел спортивную режиссуру эпохи Спартакиад к постановке вопроса о том, можно ли использовать описанный принцип при поста­новке представления в целом, например, в празднике открытия Спартаки­ады. Последующие праздники открытия Спартакиад дали на этот вопрос положительный ответ.

Режиссура пошла именно по этому пути, который позволил сохра­нить специфику массовых спортивных зрелищ, т.е. их образность и масштабность, и, в то же время, обеспечить целостность и завершен­ность представления в целом. Однако путь этот оказался весьма слож­ным. Мешали традиции, установившиеся в организации подобных праздников.

Дело в том, что вплоть до конца 70-х годов основной структурной единицей монтажа в массовых спортивных представлениях были отдельные массовые гимнастические выступления. Каждое такое выступление готовило и представляло на празднике конкретное ДСО или ведомство. В Москве, например, в спортивных праздниках традиционно принимали участие такие ДСО, как "Динамо", "Трудовые резервы", "Спартак", а из ведомств - Вооруженные Силы, профсоюзы (сводные ко­лонны спортсменов профсоюзов или юных гимнастов спортивных школ профсоюзов), Спорткомитет (Государственный Центральный институт физической культуры или сводная колонна студентов спортивных вузов страны). Финансирование и вся организация выступления (участники, места репетиций, питание, жилье, реквизит, костюмы и пр.) обеспечива­лись ДСО и ведомствами.

Отвечая за подготовку своего выступления, руководство этих органи­заций, естественно, оказывало влияние и на решение творческих вопро­сов, включая выбор темы и ее воплощение. Собственно тема и не выби­ралась, она традиционно оставалась одной и той же и была связана с принадлежностью выступающего коллектива. Поэтому стояла всегда одна проблема: как воплотить эту тему в выступлении, чтобы не повторять того, что было на предыдущем празднике. К тому же в практике сложи­лось так, что выступления ДСО и ведомств на протяжении многих лет гото­вили одни и те же режиссеры. Все они являлись штатными работниками этих организаций и, конечно же, всегда стояли на защите их интересов.

Такое положение устраивало всех. Головная организация (например, Спорткомитет) большую часть забот по подготовке и постановке праздни­ка перекладывала на ДСО и ведомства, а те, в свою очередь, получали полную самостоятельность в решении поставленной задачи. При таком подходе в трудное положение попадал только главный режиссер праздни-

 

ка. Ему ничего не оставалось, как идти на поводу у ДСО и ведомств. Пред­ложить что-то принципиально новое было очень сложно, т.к. это чаще всего встречало сопротивление со стороны руководителей и режиссеров отдельных массовых гимнастических выступлений, для которых свое выс­тупление было гораздо важнее, чем праздник в целом. Таким образом, реально действовавший состязательный принцип существенно ограни­чивал творческие возможности главного режиссера в создании целост­ного представления.

Нужны были кардинальные изменения в монтаже представления, что­бы поднять авторитет главного режиссера и создать условия для нового творческого прорыва в становлении спортивно-художественных представ­лений на стадионе. Такой качественный скачок выразился в измене­нии структурной единицы монтажа представления: вместо отдель­ного массового гимнастического выступления структурной едини­цей стал эпизод.

Это была очень важная замена, т.к. в эпизоде первична творческая сторона (тема, драматургия, композиция), а не организации, кото­рые представляют его участники. Эпизод - понятие значительно более широкое и емкое, чем отдельное гимнастическое выступление. В зави­симости от замысла, драматургия эпизода может раскрываться коллек­тивами различной принадлежности, действия которых подчинены здесь общей логике и решают строго определенные задачи, связанные с рас­крытием темы эпизода. Лишь в единичных случаях, когда это соответству­ет режиссерскому замыслу представления, отдельное массовое гимнасти­ческое выступление может выполнять роль эпизода.

В таких условиях при подготовке представления ДСО и ведомства про­должают курировать все организационные вопросы, однако теряют свою самостоятельность в творческих вопросах и становятся исполнителями сценарно-режиссерского замысла представления в целом. Постановка представления осуществляется главным режиссером, который приглаша­ет режиссеров-постановщиков на отдельные эпизоды. Исчезает состяза­тельный принцип в подготовке выступлений между ДСО и ведомствами. В результате создается нормальная творческая обстановка для всего режиссерско-постановочного коллектива, где главный режиссер реально являет­ся вдохновителем всей творческой и организационной работы.

Однако путь от идеи сделать эпизод структурной единицей монтажа представления до ее воплощения на практике оказался не простым. Ведь рассмотренные выше праздники открытия Спартакиад в принципе всех устраивали: они были красочны, образны, грандиозны. Необходимо было доказать, что они могут быть еще лучше.

 

Первые попытки вмешательства режиссуры в организационные осно­вы представления были связаны с изменением его композиции. Как уже отмечалось, поначалу для праздников открытия Спартакиад традицион­ной была структура, включавшая первую часть - торжественное откры­тие и вторую часть - массовые гимнастические выступления и спортив­ные соревнования. На отдельных Спартакиадах спортивные соревнования выносились за рамки массовых представлений и образовывали третью часть. Каждая часть праздника выполняла определенные задачи, но тема­тически, а тем более пластически не была связана с другими.

Переломным стал праздник открытия IV Спартакиады народов СССР, который впервые был построен по иному плану (гл. режиссер - М.Д.Сегал).

В 1967 году страна отмечала юбилей - 50-летие Октября. Именно это­му событию и был посвящен праздник открытия Спартакиады. Перед режиссурой была поставлена сложная тематическая задача - на высоком художественном уровне отразить основные этапы становления и разви­тия нашей Родины. Хронологическая последовательность исторических событий потребовала иного подхода к форме их представления. Одним только образным решением тематики, как это делалось раньше в от­дельных массовых гимнастических выступлениях, обойтись было уже невозможно. Здесь требовалась непрерывность массового действа - от события к событию - в смысловом и пластическом его выражениях.

В связи с этим перед режиссурой встал вопрос о введении в компози­цию праздника новой, дополнительной части, в которой можно было бы самостоятельно, не связываясь с отдельными массовыми гимнастичес­кими выступлениями ДСО и ведомств, решить поставленную задачу. Так появился пролог праздника. Выполняя свою задачу - раскрытие темы 50-летия Октября, пролог задавал также смысл всему празднику и активно выводил действие на решение главной темы всего представления - "Моло­дость нового мира", которая решалась уже отдельными массовыми гим­настическими выступлениями ДСО и ведомств в третьей части. Таким образом, праздник открытия IV Спартакиады впервые состоял из четырех частей. Он начинался с тематического пролога, затем шло торжественное открытие, далее - третья часть - массовые гимнастические выступления и спортивные соревнования, и, наконец, - общий финал.

Пролог праздника открытия ГУ Спартакиады состоял из четырех эпизо­дов - "Октябрь", "Первые пятилетки", "Великая Отечественная" и "Широ­ка страна моя родная" - и воспринимался как единое действие. Это дости­галось не только строгой подчиненностью эпизодов единой теме и логике развития действия, но и пластическим решением всего пролога. Особая

 

роль отводилась художественному фону (9000 человек). Его картины, ло­зунги, плакаты, раскрывая последовательно содержание пролога, связы­вали все эпизоды в единое целое (см. подробнее в книге Сегала М.Д. "Физ­культурные праздники и зрелища").

Возвращаясь к характеристике эпизода как основной структурной единицы композиции массового спортивного действа, отметим, что его появление дало возможность решать более сложные тематические зада­чи, связанные не только с образным решением темы, но и с раскрытием определенного событийного ряда в представлении. Это, безусловно, ка­чественно новый уровень драматургии, сближающий массовые спортив­ные представления с театральными постановками. На этом уровне ста­ло возможным говорить о перспективах построения массового спортивного представления по законам театральной драматургии - с конкретным сюжетом и даже конфликтной ситуацией. Важно лишь иметь в виду принципиальное различие между театральной сценой и стадионом как сценическими площадками.

В театральной пьесе развитие сюжета и разрешение конфликта осуще­ствляются через действия актеров и происходят очень утонченно как в смыс­ловом, так и в психологическом отношении. Главное здесь - игра актеров, их поведение, общение между собой, слова, действия. Выразительные средства массовых спортивных представлений совершенно другие: они более скупы, но, в то же время, очень масштабны, т.к. главным героем здесь является не актер, а огромная масса организованных людей - участников представления. Возможности массы как главного действующего лица и актера несравнимы, поэтому развитие сюжета в массовом спортивном представлении и разре­шение конфликта (если он имеет место, то также масштабен по своему зна­чению) осуществляются только крупными мазками, плакатно, символично, образно и доходчиво для зрителей.

Смысловая и пластическая стройность представления достигаются най­денным режиссерским ходом, который организует все эпизоды в единое действие, подчинив их выполнению главной задачи - раскрытию темы и идеи представления. В этом отношении пролог праздника открытия IV Спартакиады можно считать творческим достижением спортивных режис­серов того времени. Он показал, что массовое спортивное действо может быть построено по законам театра и доведено по логике развития действия как в смысловом, так и в пластическом выражении до уровня законченно­го спектакля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 2009; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.049 с.)