Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приемы изменения рисунка, основанные на принципе контрастности действийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Каждый из рассмотренных видов массовых упражнений (вольные, поточные и пирамидковые) имеет свои характерные особенности как по форме, так и по характеру движений всей массы участников. Умелое их сочетание в одном номере дает возможность наиболее рельефно показать главное действующее лицо - массу участников.
Изменить рисунок движения всей массы можно не только включением различных видов массовых упражнений. В практике постановки массовых номеров существует ряд приемов, которые позволяют, не изменяя построения участников и даже самих упражнений. В практике постановки массовых номеров существует ряд приемов, которые позволяют, не изменяя построения участников и даже самих упражнений, не менее успешно показать действия всей массы участников. В основе этих приемов лежит так называемый принцип контрастности действий. Рассмотрим суть этих приемов на примере выполнения массовых упражнений в разомкнутом построении в виде прямоугольника, который включает по фронту 48 и в глубину 32 человека с дистанцией и интервалами 2м (участники стоят на стандартной разметке поля). Прием изменения ритмического рисунка. Возьмем для примера очень простое упражнение. Из исходного положения "упор присев", на счет "раз" - встать, руки в стороны; на счет "два" - упор присев. Наблюдая за выполнением этого упражнения всей массой участников, мы видим, как огромный прямоугольник то поднимается вверх, то опускается вниз. При многократном повторении одного и того же упражнения, помимо восприятия пространственного рисунка, мы начинаем улавливать и ритмический рисунок. По-видимому, для изменения нашего восприятия движения всей массы участников необходимо изменить либо пространственные компоненты (направление, амплитуду) движения, либо компоненты, характеризующие восприятие упражнения во времени (темп и ритм движений). Однако для изменения амплитуды или направления движений придется ввести другое упражнение. Например, вставая из "упора присев", поднять руки не в стороны, в вверх, а для изменения направления движения вместо вставания в стойку, руки в стороны - выполнить, к примеру, выпад вправо, руки в стороны. Прием изменения ритмического рисунка и характерен тем, что позволяет, не изменяя самого упражнения, изменить восприятие всей массы участников, сделав их действия более контрастными. Это осуществляется за счет изменения продолжительности исполнения отдельных статических и динамических компонентов (поз и движений), составляющих упражнение. В нашем примере для того, чтобы более контрастно показать движение всей массы участников, можно выполнить упражнение, например, так: 1 -3 - медленно встать из "упора присев", руки в стороны; 4 - упор присев;
5 - встать, руки в стороны; 6-7 - держать; 8 - упор присев Иначе говоря, этот прием связан с использованием аритмичности движений, что ведет к более контрастному восприятию действий участников в целом. Прием противоположных действий. Если прием изменения ритмического рисунка основан на использовании временных параметров упражнения, то данный прием — на использовании его пространственных характеристик. Мы знаем, что каждое движение выполняется в определенном направлении: вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, а также с различной амплитудой. Чем больше амплитуда движений в том или ином упражнении, тем целесообразнее применение этого приема. Суть его заключается в выполнении отдельными группами участников одного и того же упражнения одновременно, но в противоположных направлениях. Например, разделим строй участников выступления на две равные части. Одна половина (с 1-й по 24-ю колонну) будет выполнять наше упражнение из положения упор присев, а другая (с 25-й по 48-ю колонну) - из положения основной стойки, руки в стороны. Однако следует учитывать, что по-новому это упражнение в общей массе будет восприниматься только тогда, если в начале оно выполнялось всеми участниками одинаково, т.е. из одного и того же исходного положения. В целом это может выглядеть, например, так: И.п. - упор присев 1 - все встать, руки в стороны 2 - одна половина (с 1-й по 24 колонну) - держать; другая (с 25 по 48 колонну) - упор присев; 3-е 1-й по 24 колонну - упор присев; с 25-й по 48 колонну - встать, руки в стороны; 4 - с 1-й по 24 колонну - встать, руки в стороны; с 25-й по 48 колонну - держать. Это же построение можно разделить и на большее количество равных групп, а именно: на 3 (в каждой группе 16 колонн), 4 (12 колонн), 6 (8 колонн). 12 (4 колонны), 16 (3 колонны). Если при этом, например. Четные группы участников в общем, построении в нужный момент будут выполнять упражнение из "упора присев", а нечетные - из основной стойки,
руки в стороны, то восприятие всей массы участников будет совершенно иным по сравнению с обычным вариантом исполнения того же упражнения. По этому же принципу можно выполнять упражнения в шеренгах, а также по колоннам и шеренгам одновременно, т.е. используя шахматный рисунок движения массы участников. Прием выделения главного действия. Возможность выполнения отдельными группами участников в одном построении разных по форме и характеру упражнений определила еще один прием - прием выделения главного действия. Например, на поле в построении "прямоугольник" выполняют упражнения одновременно мужчины и женщины, расположенные чередующимися колоннами. В начале выполняются одинаковые упражнения. Затем по замыслу режиссера главным действующим лицом становятся женщины. Для того, чтобы акцентировать внимание зрителей именно на их действиях, постановщик оставляет женщин выполнять упражнения в положении стоя, а мужчин "переводит" в положения присев, упора присев, лежа, т.е. уводит на второй план, делая на определенное время их действия как бы фоном. Затем роли могут поменяться или вновь выполняются одинаковые для всех упражнения. Практика показывает, что главное действие можно выделить не только в простых рисунках (в виде "линий", "полос", "квадратов") но и в более сложных (в виде "звезды", отдельных букв, цифр и пр.), т.е. в рисунках, имеющих тематическое значение. Контрастность подобных рисунков во многом зависит от дистанции и интервала между участниками: чем меньше дистанция и интервал (плотнее строй), тем отчетливее виден рисунок, а, следовательно, и действие всей массы. Например, во время выполнения массовых упражнений с кубами колонной спортсменов сухопутных войск на празднике открытия ХП Спартакиады Вооруженных Сил СССР в г. Ленинграде в прямоугольнике, разомкнутого построения участников (по фронту 48 и в глубину 36 человек; дистанция и интервал 2м), зритель ясно увидел 2звезду". Она появилась совершенно внезапно и начала переливаться разными цветами, (грани куба имели три цвета: красный, желтый и стальной). По времени эта часть выступления заняла всего лишь шесть музыкальных тактов, но значительно украсила действие всей массы участников, одновременно подчеркнув принадлежность выступающего коллектива. Выделение главного действия в разомкнутом построении в виде тематического рисунка происходит по принципу построения мозаичных рисунков. Подробно о мозаичных рисунках как выразительном средстве спортивно-массового представления будет сказано ниже.
Прием поочередного выполнения упражнений. Об эффективности этого приема можно судить уже по тому, что принцип поочередного выполнения упражнений лежит в основе одного из наиболее красочных видов массовых упражнений - в поточных. Поточные упражнения, как мы уже знаем, выполняются в сомкнутых построениях. Особенность же данного приема заключается в том, что он может быть применен и при выполнении упражнений типа зарядки в разомкнутом построении участников. Для этого используются очень простые упражнения, состоящие из одного или двух движений. Все участники, находящиеся в одном построении, делятся на равные симметричные части по колоннам или шеренгам. Количество таких частей должно быть не более четырех, иначе будет потерян эффект внезапности действия массы. Например, разобьем наше построение на 4 равные части по шеренгам и на 2 по колоннам. У нас получится 4 горизонтальных полосы по 8 шеренг в каждой и 2 половины по 24 колонны в каждой. Теперь посмотрим, как можно выполнить все то же наше упражнение, используя прием поочередного исполнения. Исходное положение - основная стойка, руки в стороны. 1 - все - упор присев 2 - встать, руки в стороны 3 - 1-я полоса (1-8 шеренга) - упор присев 4 - 2-я полоса (9-16 шеренги) - упор присев 5 - 3-я полоса (17-24 шеренги) - упор присев 6 - 4-я полоса (25-32 шеренги) - упор присев 7 - 1-я половина (1 -24 колонна) - встать, руки в стороны 8 - 2-я половина (25-48 колонны) - встать, руки в стороны Прием цветового эффекта. В практике разработки массовых упражнений существует еще один широко распространенный прием, позволяющий усилить контрастность восприятия действий массы. Он получил название приема цветового эффекта, так как строится на изменении цвета костюма участников или предмета в процессе выполнения упражнения. В основе успеха этого приема лежит использование элемента внезапности и контрастности при перемене цвета. В связи с этим не каждый костюм или предмет может решить эту задачу. Для этой цели применяются специальные, так называемые трансформирующиеся, костюмы и предметы. Сначала зритель видит один цвет, а в нужный момент спортсмены очень быстро и внезапно меняют окраску своих костюмов. В отдельных случаях, когда это нужно по ходу действия, используется
Рис. 15. Сварная металлическая рама Рис. 16. Движущаяся площадка
Рис. 17. Двухъярусная ваза Рис. 17в. Трехъярусная ваза
Рис. 17г. Стойка на руках и шпагат
Рис. 17д. «Шар» и равновесие
Рис. 17е. «Колос»
Рис. 18 а
Рис. 18 б
Рис. 18 в
Рис. 18 г
Перекладина (упрощенная) Конь с ручками (упрошенный) Рис. 19 а
Перекладина рамная Высокоподнятая перекладина Рис. 19 б
частичная трансформация костюма, т.е. изменение цвета отдельных его деталей. Например, применяются цветные манишки (двухсторонние). Переворачивающиеся юбки, накидки и пр. Построения и перестроения В массовых спортивно-художественных представлениях роль построений и перестроений очень велика. Они организуют участников, составляют основу композиции представления и являются тем средством, которое позволяет наиболее широко и контрастно раскрыть возможности массы участников как единого целого. Построение - это взаимное расположение участников на поле стадиона. Различные построения отличаются по характеру строя и содержанию рисунка. По характеру строя построения могут быть разомкнутые и сомкнутые. Первые применяются, главным образом, в массовых упражнениях типа зарядки, пирамидковых упражнениях, упражнениях с групповым предметом, на выходах и уходах, а вторые - преимущественно в поточных упражнениях, в финале, на выходах и уходах. По содержанию рисунка построения делятся на тематические и нетематические (простые). К тематическим относятся такие, рисунок которых несет определенный смысл - "звезда", "солнце", "самолет", эмблема спортивного общества и др., а также различные цифры, лозунги. Нетематическими считаются построения в виде различных геометрических фигур - квадрата, прямоугольника, ромба, круга или их сочетаний (квадрат, вписанный в круг, круг, вписанный в ромб и т.п.). Различных вариантов построения участников бесчисленное множество. Задача режиссера найти такое, которое отвечало бы его замыслу. Факторами, определяющими выбор построения, являются: • вид массового упражнения (вольные, поточные или пирамидковые); • предмет, выбранный для выполнения упражнений, его форма и возможности; • конструкции и спортивные снаряды, включенные в представление; • специальные вставные номера (сольные и групповые выступления сильнейших спортсменов, различного рода эстафеты и пр.); • тема и идея представления. Построения сами по себе не могут выразить ничего, кроме того, что они непосредственно изображают своим рисунком. Однако без них невозможно выстроить массовое представление. Это своего рода опорные вехи композиции, в которых начинается действие и через которые оно развива-
Рис. 20 а. Комбинированный снаряд - гимнастическая стенка и брусья разной высоты Рис. 20 б. Брусья комбинированные Батут комбинированный с перекладинами Гимнастическое колесо - батут Рис. 20 в
Рис. 20 г. Гимнастическая скамейка - лестница Рама В. Абалакова
Рис. 22. Металлическая (сварная) площадка для подъема на лестницах. 1 - каркас из уголка; 2 - труба-ось; 3-вращающаяся труба со стаканами для стыковки; 4 стакан; 5 - ограничитель поворота трубки со стаканами; 6 - упор; 7 -обод; 8 - стальной лист
Рис. 23. XII Спартакиада Вооруженных сил. Ленинград 1961 г.
ется. Поэтому, как выразительное средство, построения рассматриваются в связи с перестроениями. Перестроения - это передвижения участников из одного построения в другое. Они очень эмоциональны, так как связаны с перемещениями огромной массы людей. Красочное перестроение всегда вызывает восторг у зрителей, особенно в момент появления нового рисунка. В массовом спортивно-художественном представлении выделяют: • перестроения как упражнение; • перестроения переходные или монтажные. В первом случае они являются неотъемлемой частью массовых упражнений и вводятся режиссером для усиления действий массы или более полного использования возможностей предмета. Рассмотрим конкретный пример. Возьмем построение участников в виде прямоугольника, где по фронту стоит 48 человек, а в глубину - 32. Участники начинают упражнение, стоя на точках. Но вот они перестраиваются - из каждых четырех колонн образуют одну - и получается совершенно новый рисунок построения: 12 вертикальных линий. Упражнение продолжается, но выглядит совершенно иначе. Снова перестроение - из каждых двух вертикальных линий образуется 8 кругов, и на поле возникает новый рисунок - 48 кругов по 32 человека в каждом. Все эти перестроения выполняются в том же темпе и ритме, что и упражнение, нисколько не нарушая его. Более того, они усиливают действия массы участников как единого целого, делают их более динамичными, красочными, контрастными. Таким образом, для перестроений, выполняемых как упражнение, характерны следующие особенности: • незначительная амплитуда передвижения участников; • подчиненность их как действия основному упражнению (они всегда выполнятся на музыку массовых упражнений и являются их частью); • четкость и красочность рисунка в момент исполнения. Другой пример. Массовые упражнения на поле закончились, начинается совершенно новое действие, например, на стадион вносятся конструкции, спортивные снаряды. Ожидается выступление сильнейших гимнастов. Здесь уже требуется коренное изменение обстановки на поле. И режиссеру необходимо увязать действия массы со вставным номером-выступлением группы спортсменов. В этих условиях перестроение выполняет уже другую роль. Оно выступает как средство монтажа. Характерными особенностями монтажных перестроений являются: • самостоятельность их как действия (они выполняются на специально подобранную музыку);
• большая амплитуда передвижения участников по всему полю. Подобные перестроения имеют место при построении тематических рисунков, при переходах от одной части представления к другой, при построении финала и ухода участников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 983; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.93 (0.014 с.) |