Отбор и комплектование участников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отбор и комплектование участников



Отбор и комплектование участников производятся поэпизодно с уче­том содержания и композиционных особенностей эпизода и представле­ния в целом. Это входит в обязанности режиссера-постановщика эпизо­да и его помощников. Прежде, чем начать отбор, необходимо:

ù Получить разрешение руководства на отбор участников в заранее определенных подразделениях, учебных заведениях, школах, детских садах и т.п.

ù Наладить связь со всеми организациями, выделяющими кандидатов для участия в представлении, и согласовать с ними график отбора участников.

ù Определить место проведения отбора. По опыту, отбор выгоднее про­водить на базе самих организаций, что особенно важно при отборе и ком­плектовании участников массового номера.

ù Разработать критерии отбора. В зависимости от задач они могут быть очень простыми (рост, телосложение, умение выполнять простейшие уп­ражнения на гибкость и координацию движений), а могут быть и очень сложными. Если, например, собирается массовый номер из гимнастов физкультурных вузов страны, то для отбора могут предлагаться и такие сложные упражнения, как шпагат, стойка на руках, всевозможные пере­вороты, сальто и др.

Отбирая участников массового номера, режиссер одновременно должен думать и о его комплектовании. Из-за большого числа участ­ников массовый номер обычно комплектуется из представителей разных организаций, где каждая выделяет ровно столько участников, сколько было определено высшей инстанцией. Количество участников от каж­дой организации должно заранее планироваться так, чтобы режиссер имел возможность сделать правильную расстановку участников массового но­мера и создать хорошо организованный и управляемый коллектив.

Удобнее всего комплектование массового номера производить по схе­ме исходного построения участников, выбрав оптимальную единицу ком­плектования.

 

Предположим, что исходным построением массового номера являет­ся прямоугольник, имеющий по фронту 48 и в глубину 32 чел., т.е. всего 1536 человек. Из рисунка видно, что за единицу комплектования здесь удобнее всего принять одну колонну, т.е. 32 человека. Всего таких ко­лонн 48. Если номер комплектуется, к примеру, из студентов различных вузов, то количество участников от каждого из них обязательно должно быть кратным единице комплектования, т.е. составлять 32, 64, 96 и т.д. участников основного состава плюс 10% запасных к общему числу ото­бранных. Руководящий состав назначается из расчета один руководитель на каждую колонну (обычно из числа преподавателей) и один руководи­тель (проректор или декан), отвечающий за всех участников своей орга­низации.

Зная перечень организаций и количество участников (колонн) от каждой из них, режиссер окончательно оформляет схему расположе­ния участников массового номера по принципу: все колонны одной организации должны стоять рядом (пример см. в таблице 5.). Кроме того, при расстановке колонн в исходном построении целесообразно представителей организации, выделяющей наибольшее количество уча­стников, ставить в центре общего построения. Внутри каждой колонны участники расставляются по ранжиру, в зависимости от решения пос­ледующих задач: от маленьких к более высоким, от высоких к малень­ким, выравнивая строй с правого фланга по колоннам и шеренгам од­новременно и т.д.

При такой схеме комплектования массового номера представители каждой организации занимают строго определенное и постоянное место

Таблица 5. Фрагмент схемы комплектования массового номера (пример)

Организация и ответственные Экономический институт Проректор: И.И.Иванов Педагогический институт Проректор: Б.И.Карпов Академия культуры Проректор: В.В.Сидоров Институт оптики Декан: А.А.Соев Академия физической культуры Проректор: Ф.А.Капустин
Номера колонн                         1 3                 и т.п.
Фамилии руководи­телей колонн                                            

 

в общем построении, что существенно облегчает режиссеру и руководи­телям колонн контроль и управление большой массой участников.

Что касается отбора и комплектования вставных номеров спорта и ис­кусства, то это делается на основании утвержденного сценария с по­мощью организаций соответствующего профиля, например, Комитетов по физической культуре и спорту, Спортивных Федераций, Управлений культуры и др.

Подготовка реквизита и конструкций

Одной из важнейших задач в работе штаба представления является своевременная подготовка реквизита и конструкций к началу репе­тиционной работы каждою эпизода. Количество дней на подготовку и сроки начала репетиций определяет главный режиссер в зависимости от сложности эпизода, особенностей методики подготовки и местных усло­вий. В таблице 6 это показано на примере II Центральноазиатских Игр. Количество участников приведено с запасом.

Подобный документ является руководством для работников штаба, отве­чающих за подготовку и доставку необходимого реквизита и конструкций.

Как видно из таблицы 6, наибольшее количество дней на репетиции отведено фонирующей группе. У нее самый большой объем работы, т.к. она включена в действие от начала и до конца представления. Следова­тельно, и реквизит фонирующей группы должен быть подготовлен и до­ставлен на репетиционную площадку в первую очередь.

Участники поточных упражнений на конструкции «Белорусская ваза» начинают репетиционную работу на 15 дней позже. Объем работы у них значительно меньше - они выполняют только один, хотя и очень важный - финальный - номер в представлении. Причем в соответствии с методи­кой подготовки подобных номеров 50 % времени у режиссера уходит на разучивание упражнений без конструкции, что важно учесть при опреде­лении сроков доставки конструкции к месту проведения репетиций.

В практике сложились два понятия, относящиеся к реквизиту пред­ставления: репетиционный реквизит и праздничный (парадный) рек­визит.

Праздничный реквизит не может быть целиком использован для ре­петиционной работы, т.к. к концу репетиционного периода значительная его часть приходит в негодность. Самый простой, но дорогой способ со­хранения праздничного реквизита - изначальное изготовление двух его полных комплектов, где репетиционный комплект изготавливается из бо­лее простых и дешевых материалов.

 

Таблица 6. Расчет участников и репетиционных дней по Департа­менту высшего и среднего специального образования при подго­товке праздника открытия II Центральноазиатских Игр (пример)

 

Группы участников Количество участников Пол Количество дней и сроки репетиций
1. Художественный фон   мужчины 35 дней 09 августа - 13 сентября
2. Фонирующая группа   женщины 45 дней 31 июля - 13 сентября
3. Хостессы   женщины 20 дней 25 августа - 13 сентября
4. Девушки с букетами цветов   женщины 20 дней 25 августа - 13 сентября
5. Девушки в национальных      
костюмах   женщины 20 дней 25 августа - 13 сентября
6. Юноши в национальных      
костюмах   мужчины 20 дней 25 августа- 13 сентября
7. Девушки для упражнений      
на «Базе»   женщины 30 дней 13 августа- 13 сентября
S. Девушки для упражнений      
«Круг на поле»   женщины 30 дней 13 августа- 13 сентября
Всего: 6509      

 

Другой способ - использовать в ходе репетиций только часть (конст­руктивную основу) предмета для выполнения массовых упражнений, а полностью оформить предмет лишь накануне представления.

Например, на празднике открытия III Игр Доброй Воли в Санкт-Петер­бурге (1994 г.) фонирующая группа работала с металлическими обруча­ми со специальной вставкой из множества свободно развевающихся круж­ков серебряного цвета, вырезанных из пленки и закрепленных на леске (см. рис. 74). Репетиции проводились с теми же обручами, но без вставок. Предмет в полном оформлении использовался только на самых последних репетициях и в самом празднике.

На II Центральноазиатских Играх девушки фонирующей группы вы­полняли упражнения с гирляндой. Ее конструктивной основой являлась металлическая дугообразная пластинка 0,8 х 140 см с ручками на концах. Гирлянда была нарезана из полосок (1x12 см) серебряной и голубой блестящей пленки, которые крепились к основе от одной ручки до дру­гой (см. рис. 75). Все репетиции проводились с металлическим основа-

 

нием, а сами гирлянды появились только на последних репетициях и праз­днике.

Так организаторы ищут пути создания наиболее дешевого варианта реквизита для репетиционной работы.

В практике случаются ситуации, когда собранные для репетицион­ной работы участники массового номера, не могут начать ее в полную силу из-за неготовности предметов для выполнения упражнений. Ре­жиссеру, ожидая реквизит, приходится отступать от сложившейся ме­тодики подготовки массовых эпизодов: вместо разучивания упражне­ний решать композиционные задачи, работать над построениями и пе­рестроениями или общей культурой движений участников и т.п. Иногда на время удается заменить нужный предмет похожим. Такой случай произошел, например, во время подготовки массового выступления Вооруженных Сил на II Спартакиаде народов СССР. Главным предме­том в массовом номере был куб. Участники выступлений были собра­ны на 25-дневный сбор, а необходимое количество кубов не было гото­во. Тогда в военной части, на базе которой проходила подготовка ар­мейской колонны, были собраны и розданы участникам табуретки. С ними и были разучены все упражнения, а кубы доставили с фабрики всего за 12 дней до праздника.

Вот еще один пример, который показывает, как важно заранее иметь в виду возможность подобных задержек, предусматривать запасные вариан­ты и принимать меры для обеспечения нормального хода репетиционной работы. В массовом номере колонны спортсменов войск ПВО на празднике открытия XII Спартакиады Вооруженных Сил групповым предметом были металлические «ракеты» длиной 3,5 м (см. рис. 76), с каждой из которых работали 10 человек. Предвидя трудности с изготовлением 20 таких ракет, решили всю репетиционную работу проводить с бревнами такой же длины, на которых были укреплены ручки в тех же местах, что и на макетах ракет. Это решение позволило не зависеть от сроков изготовления праздничного реквизита и своевременно подготовить выступление.

Особым является вопрос разработки нового предмета, снаряда или конструкции. Они должны полностью отвечать постановочным требова­ниям, поэтому такая работа всегда проходит под наблюдением режиссе­ра-постановщика или с его участием. По необходимости в состав режиссерско-постановочной группы вводится художник-конструктор, привле­каются инженеры. Их задача заключается не только в том, чтобы как мож­но лучше воплотить идею постановщика, но и правильно рассчитать предмет или конструкцию на прочность, сделать их удобными для выпол­нения упражнений, максимально упростить технологию производства.

 

Обруч со вставкой Обруч для репетиций Гирлянда

Рис. 74

 

 

Металлическое основание гирлянды для репетиций

Рис. 75

 

Макет «ракеты»

Болванка «ракеты» из бревна для репетиций

Рис. 76

 

Планирование репетиционной работы

Планирование репетиционной работы зависит от многих факторов, из которых основными являются:

ù масштаб и престижность проводимого мероприятия;

ù сложность и содержание постановки;

ù особенности усвоения участниками предлагаемого материала;

ù форма репетиционной работы;

ù наличие и качество репетиционных площадок;

ù подготовленность участников и опыт их участия в подобных мероп­риятиях;

ù квалификация режиссерско-постановочной группы;

ù прогноз погоды.

При подготовке массовых спортивно-художественных представлений в нашей стране продолжительность репетиционной работы (с учетом названных факторов) колеблется от 30 до 45 дней, считая от первого ре­петиционного дня и до генеральной репетиции. При работе отечествен­ных режиссеров за рубежом появляется еще один фактор - языковый барь­ер. Если режиссер не владеет местным языком, период репетиционной работы удлиняется и составляет в среднем от 45 до 60 дней.

По своим задачам вся репетиционная работа делится на две части.

Первая - проведение репетиций на отдельных площадках, где глав­ной задачей является постановка отдельных эпизодов и номеров.

Вторая - сводные репетиции на Центральном стадионе, где главной задачей становится постановка представления в целом.

Эти части различаются не только по задачам, но и продолжительнос­ти. Например, если на репетиционную работу в целом отводится 30 дней, то из них 24 дня отводится на первую часть итолько 6 дней на вторую.

Практика показывает, что для подготовки среднего по сложности мас­сового эпизода продолжительностью 10-12 минут требуется от 60 до 80 учебных часов (учебный час = 50 минут) при условии, что репетиции будут проходить ежедневно по 3 часа в день. Выяснено, что планирова­ние репетиций даже через день при увеличении их продолжительности до 4-х учебных часов снижает качество усвоения материала участника­ми, а значит, в итоге приводит к увеличению общего числа часов на под­готовку номера.

Вот, например, характеристика одного из массовых эпизодов, пока­занного моряками учебных отрядов Черноморского Флота на празднике Дня Флота в Севастополе. Продолжительность выступления - 12 минут. Участники -450 курсантов учебных отрядов. Основной предмет для вы-

 

полнения упражнений - окрашенный в стальной цвет деревянный щит размером 1 х 1 м. Композиция выступления:

а) начало - построение звезды;

б) массовый номер - упражнения со щитами;

в) вставной номер - упражнение со знаменами;

г) финал - построение контура корабля с помощью щитов и другой оснастки; выступление акробатов и прыжки в «воду» с приземлением на брезент;

д) уход тематическим построением «корабль».

Этот эпизод готовился в довольно сложных условиях, учитывая и очень жаркую погоду, и то, что курсанты учебных отрядов параллельно сдавали выпускные экзамены. Для репетиций было запланировано по 3 учебных часа ежедневно, включая воскресенье. Всего для подготовки этого эпизода потребовалось 60 учебных часов, т.е. 20 дней ежедневной работы.

Другой пример. Массовое выступление 3 000 спортсменов Вооружен­ных Сил на празднике открытия III Спартакиады народов СССР, рассчи­танное на 35 минут. Это было очень сложное не только по содержанию, но и по композиции массовое выступление. Оно включало:

а) пролог - запуск «космического корабля» на Луну с шестью «космо­навтами»;

б) массовый номер со щитами и лестницами;

в) вставной номер - упражнение гимнастов на щитах;

г) массовый номер с макетами ракет;

д) вставной номер - упражнения гимнастов («космонавтов») на раке­тах, поднятых с помощью лестниц на пятиметровую высоту, символизи­ровавшие выход человека в космос;

е) финал - поточные упражнения на винтовой пирамиде и упражне­ния сильнейших акробатов на высоких площадках; приземление пара­шютистов - «космонавтов», как бы вернувшихся из космоса.

Для подготовки такого сложного выступления было запланировано по 7 учебных часов ежедневно (4 часа до обеда и 3 - перед ужином). Репетиционная работа проводилась одновременно на 5 учебных полях. Для подготовки номера в целом потребовалось 260 учебных часов, т.е. около 40 дней в условиях сбора.

Приведенные примеры говорят о сложности и продолжительности репетиционной работы с большими массами участников. Такая работа требует тщательного планирования.

Основным планирующим документом репетиционной работы явля­ется «План подготовки массового эпизода». В нем отражаются этапы работы, намечаются задачи и сроки их выполнения.

 

Всю работу по подготовке массового эпизода можно условно разде­лить на три основных этапа:

1. Разучивание упражнений с задачей добиться, чтобы каждый учас­тник твердо знал и хорошо выполнял упражнение.

2. Подготовка отдельных номеров, составляющих массовый эпизод. Задача - постановка номера, отработка выхода, перестроений, ухода, а также отработка упражнений в составе номера.

3. Подготовка эпизода в целом, где все подготовленные номера свя­зываются в единую законченную композицию, отрабатываются выход, финал эпизода и уход.

Опыт показывает, что более 50% времени выделяется на первый этап подготовки, т.е. разучивание упражнений. Остальное время почти в рав­ных долях отводится на второй и третий этапы.

При разработке плана подготовки отдельного эпизода необходимо предусмотреть:

ù 2-4-х часовое организационное занятие для разъяснения значения проводимого мероприятия, задач, стоящих перед участниками, сценар­ного плана эпизода, а также комплектования участников по номерам внут­ри эпизода;

ù дни и время проведения репетиций эпизода, а также сводных и гене­ральной репетиций на Центральном стадионе в соответствии с графиком главного режиссера;

ù по 15-20 минут на каждой репетиции для работы над повышением культуры движений участников массового номера;

ù две-три открытые (просмотровые) репетиции с приглашением за­казчиков представления;

ù сроки сдачи эпизода заказчику представления, день и время прове­дения генеральной репетиции эпизода.

Кроме общего плана репетиционной работы эпизода, составляется понедельное расписание. В нем указываются темы, часы и объем рабо­ты. Расписание должно быть документом, не только планирующим, но и контролирующим ход подготовки. С этой целью в него включается графа «Выполнение», в которой постановщик отмечает результаты каждого дня работы.

Вопросы для повторения:

1. Как решается проблема посещаемости репетиций участниками в каждой из трех основных форм организации репетиционной работы?

2. Какие требования предъявляются к репетиционным площадкам?

3. Каковы основные принципы разметки репетиционных площадок и

 

основной сценической площадки массового спортивно-художественного представления?

4. Каким требованиям должна отвечать радиофикация репетиционных площадок?

5. Как должно быть оборудовано место режиссера на репетиции?

6. В чем различие между отбором и комплектованием участников мас­сового номера? Поясните на примерах, что такое единица комплектова­ния.

7. Как определяются сроки подготовки реквизита представления?

8. Какие факторы влияют на планирование репетиционной работы в целом?

9. Каково основное содержание трех этапов подготовки массового эпи­зода, которые должны быть учтены при планировании репетиционной работы?

ГЛАВА 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.051 с.)