Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отбор и комплектование участниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Отбор и комплектование участников производятся поэпизодно с учетом содержания и композиционных особенностей эпизода и представления в целом. Это входит в обязанности режиссера-постановщика эпизода и его помощников. Прежде, чем начать отбор, необходимо: ù Получить разрешение руководства на отбор участников в заранее определенных подразделениях, учебных заведениях, школах, детских садах и т.п. ù Наладить связь со всеми организациями, выделяющими кандидатов для участия в представлении, и согласовать с ними график отбора участников. ù Определить место проведения отбора. По опыту, отбор выгоднее проводить на базе самих организаций, что особенно важно при отборе и комплектовании участников массового номера. ù Разработать критерии отбора. В зависимости от задач они могут быть очень простыми (рост, телосложение, умение выполнять простейшие упражнения на гибкость и координацию движений), а могут быть и очень сложными. Если, например, собирается массовый номер из гимнастов физкультурных вузов страны, то для отбора могут предлагаться и такие сложные упражнения, как шпагат, стойка на руках, всевозможные перевороты, сальто и др. Отбирая участников массового номера, режиссер одновременно должен думать и о его комплектовании. Из-за большого числа участников массовый номер обычно комплектуется из представителей разных организаций, где каждая выделяет ровно столько участников, сколько было определено высшей инстанцией. Количество участников от каждой организации должно заранее планироваться так, чтобы режиссер имел возможность сделать правильную расстановку участников массового номера и создать хорошо организованный и управляемый коллектив. Удобнее всего комплектование массового номера производить по схеме исходного построения участников, выбрав оптимальную единицу комплектования.
Предположим, что исходным построением массового номера является прямоугольник, имеющий по фронту 48 и в глубину 32 чел., т.е. всего 1536 человек. Из рисунка видно, что за единицу комплектования здесь удобнее всего принять одну колонну, т.е. 32 человека. Всего таких колонн 48. Если номер комплектуется, к примеру, из студентов различных вузов, то количество участников от каждого из них обязательно должно быть кратным единице комплектования, т.е. составлять 32, 64, 96 и т.д. участников основного состава плюс 10% запасных к общему числу отобранных. Руководящий состав назначается из расчета один руководитель на каждую колонну (обычно из числа преподавателей) и один руководитель (проректор или декан), отвечающий за всех участников своей организации. Зная перечень организаций и количество участников (колонн) от каждой из них, режиссер окончательно оформляет схему расположения участников массового номера по принципу: все колонны одной организации должны стоять рядом (пример см. в таблице 5.). Кроме того, при расстановке колонн в исходном построении целесообразно представителей организации, выделяющей наибольшее количество участников, ставить в центре общего построения. Внутри каждой колонны участники расставляются по ранжиру, в зависимости от решения последующих задач: от маленьких к более высоким, от высоких к маленьким, выравнивая строй с правого фланга по колоннам и шеренгам одновременно и т.д. При такой схеме комплектования массового номера представители каждой организации занимают строго определенное и постоянное место Таблица 5. Фрагмент схемы комплектования массового номера (пример)
в общем построении, что существенно облегчает режиссеру и руководителям колонн контроль и управление большой массой участников. Что касается отбора и комплектования вставных номеров спорта и искусства, то это делается на основании утвержденного сценария с помощью организаций соответствующего профиля, например, Комитетов по физической культуре и спорту, Спортивных Федераций, Управлений культуры и др. Подготовка реквизита и конструкций Одной из важнейших задач в работе штаба представления является своевременная подготовка реквизита и конструкций к началу репетиционной работы каждою эпизода. Количество дней на подготовку и сроки начала репетиций определяет главный режиссер в зависимости от сложности эпизода, особенностей методики подготовки и местных условий. В таблице 6 это показано на примере II Центральноазиатских Игр. Количество участников приведено с запасом. Подобный документ является руководством для работников штаба, отвечающих за подготовку и доставку необходимого реквизита и конструкций. Как видно из таблицы 6, наибольшее количество дней на репетиции отведено фонирующей группе. У нее самый большой объем работы, т.к. она включена в действие от начала и до конца представления. Следовательно, и реквизит фонирующей группы должен быть подготовлен и доставлен на репетиционную площадку в первую очередь. Участники поточных упражнений на конструкции «Белорусская ваза» начинают репетиционную работу на 15 дней позже. Объем работы у них значительно меньше - они выполняют только один, хотя и очень важный - финальный - номер в представлении. Причем в соответствии с методикой подготовки подобных номеров 50 % времени у режиссера уходит на разучивание упражнений без конструкции, что важно учесть при определении сроков доставки конструкции к месту проведения репетиций. В практике сложились два понятия, относящиеся к реквизиту представления: репетиционный реквизит и праздничный (парадный) реквизит. Праздничный реквизит не может быть целиком использован для репетиционной работы, т.к. к концу репетиционного периода значительная его часть приходит в негодность. Самый простой, но дорогой способ сохранения праздничного реквизита - изначальное изготовление двух его полных комплектов, где репетиционный комплект изготавливается из более простых и дешевых материалов.
Таблица 6. Расчет участников и репетиционных дней по Департаменту высшего и среднего специального образования при подготовке праздника открытия II Центральноазиатских Игр (пример)
Другой способ - использовать в ходе репетиций только часть (конструктивную основу) предмета для выполнения массовых упражнений, а полностью оформить предмет лишь накануне представления. Например, на празднике открытия III Игр Доброй Воли в Санкт-Петербурге (1994 г.) фонирующая группа работала с металлическими обручами со специальной вставкой из множества свободно развевающихся кружков серебряного цвета, вырезанных из пленки и закрепленных на леске (см. рис. 74). Репетиции проводились с теми же обручами, но без вставок. Предмет в полном оформлении использовался только на самых последних репетициях и в самом празднике. На II Центральноазиатских Играх девушки фонирующей группы выполняли упражнения с гирляндой. Ее конструктивной основой являлась металлическая дугообразная пластинка 0,8 х 140 см с ручками на концах. Гирлянда была нарезана из полосок (1x12 см) серебряной и голубой блестящей пленки, которые крепились к основе от одной ручки до другой (см. рис. 75). Все репетиции проводились с металлическим основа-
нием, а сами гирлянды появились только на последних репетициях и празднике. Так организаторы ищут пути создания наиболее дешевого варианта реквизита для репетиционной работы. В практике случаются ситуации, когда собранные для репетиционной работы участники массового номера, не могут начать ее в полную силу из-за неготовности предметов для выполнения упражнений. Режиссеру, ожидая реквизит, приходится отступать от сложившейся методики подготовки массовых эпизодов: вместо разучивания упражнений решать композиционные задачи, работать над построениями и перестроениями или общей культурой движений участников и т.п. Иногда на время удается заменить нужный предмет похожим. Такой случай произошел, например, во время подготовки массового выступления Вооруженных Сил на II Спартакиаде народов СССР. Главным предметом в массовом номере был куб. Участники выступлений были собраны на 25-дневный сбор, а необходимое количество кубов не было готово. Тогда в военной части, на базе которой проходила подготовка армейской колонны, были собраны и розданы участникам табуретки. С ними и были разучены все упражнения, а кубы доставили с фабрики всего за 12 дней до праздника. Вот еще один пример, который показывает, как важно заранее иметь в виду возможность подобных задержек, предусматривать запасные варианты и принимать меры для обеспечения нормального хода репетиционной работы. В массовом номере колонны спортсменов войск ПВО на празднике открытия XII Спартакиады Вооруженных Сил групповым предметом были металлические «ракеты» длиной 3,5 м (см. рис. 76), с каждой из которых работали 10 человек. Предвидя трудности с изготовлением 20 таких ракет, решили всю репетиционную работу проводить с бревнами такой же длины, на которых были укреплены ручки в тех же местах, что и на макетах ракет. Это решение позволило не зависеть от сроков изготовления праздничного реквизита и своевременно подготовить выступление. Особым является вопрос разработки нового предмета, снаряда или конструкции. Они должны полностью отвечать постановочным требованиям, поэтому такая работа всегда проходит под наблюдением режиссера-постановщика или с его участием. По необходимости в состав режиссерско-постановочной группы вводится художник-конструктор, привлекаются инженеры. Их задача заключается не только в том, чтобы как можно лучше воплотить идею постановщика, но и правильно рассчитать предмет или конструкцию на прочность, сделать их удобными для выполнения упражнений, максимально упростить технологию производства.
Обруч со вставкой Обруч для репетиций Гирлянда
Рис. 74
Металлическое основание гирлянды для репетиций Рис. 75
Макет «ракеты» Болванка «ракеты» из бревна для репетиций Рис. 76
Планирование репетиционной работы Планирование репетиционной работы зависит от многих факторов, из которых основными являются: ù масштаб и престижность проводимого мероприятия; ù сложность и содержание постановки; ù особенности усвоения участниками предлагаемого материала; ù форма репетиционной работы; ù наличие и качество репетиционных площадок; ù подготовленность участников и опыт их участия в подобных мероприятиях; ù квалификация режиссерско-постановочной группы; ù прогноз погоды. При подготовке массовых спортивно-художественных представлений в нашей стране продолжительность репетиционной работы (с учетом названных факторов) колеблется от 30 до 45 дней, считая от первого репетиционного дня и до генеральной репетиции. При работе отечественных режиссеров за рубежом появляется еще один фактор - языковый барьер. Если режиссер не владеет местным языком, период репетиционной работы удлиняется и составляет в среднем от 45 до 60 дней. По своим задачам вся репетиционная работа делится на две части. Первая - проведение репетиций на отдельных площадках, где главной задачей является постановка отдельных эпизодов и номеров. Вторая - сводные репетиции на Центральном стадионе, где главной задачей становится постановка представления в целом. Эти части различаются не только по задачам, но и продолжительности. Например, если на репетиционную работу в целом отводится 30 дней, то из них 24 дня отводится на первую часть итолько 6 дней на вторую. Практика показывает, что для подготовки среднего по сложности массового эпизода продолжительностью 10-12 минут требуется от 60 до 80 учебных часов (учебный час = 50 минут) при условии, что репетиции будут проходить ежедневно по 3 часа в день. Выяснено, что планирование репетиций даже через день при увеличении их продолжительности до 4-х учебных часов снижает качество усвоения материала участниками, а значит, в итоге приводит к увеличению общего числа часов на подготовку номера. Вот, например, характеристика одного из массовых эпизодов, показанного моряками учебных отрядов Черноморского Флота на празднике Дня Флота в Севастополе. Продолжительность выступления - 12 минут. Участники -450 курсантов учебных отрядов. Основной предмет для вы-
полнения упражнений - окрашенный в стальной цвет деревянный щит размером 1 х 1 м. Композиция выступления: а) начало - построение звезды; б) массовый номер - упражнения со щитами; в) вставной номер - упражнение со знаменами; г) финал - построение контура корабля с помощью щитов и другой оснастки; выступление акробатов и прыжки в «воду» с приземлением на брезент; д) уход тематическим построением «корабль». Этот эпизод готовился в довольно сложных условиях, учитывая и очень жаркую погоду, и то, что курсанты учебных отрядов параллельно сдавали выпускные экзамены. Для репетиций было запланировано по 3 учебных часа ежедневно, включая воскресенье. Всего для подготовки этого эпизода потребовалось 60 учебных часов, т.е. 20 дней ежедневной работы. Другой пример. Массовое выступление 3 000 спортсменов Вооруженных Сил на празднике открытия III Спартакиады народов СССР, рассчитанное на 35 минут. Это было очень сложное не только по содержанию, но и по композиции массовое выступление. Оно включало: а) пролог - запуск «космического корабля» на Луну с шестью «космонавтами»; б) массовый номер со щитами и лестницами; в) вставной номер - упражнение гимнастов на щитах; г) массовый номер с макетами ракет; д) вставной номер - упражнения гимнастов («космонавтов») на ракетах, поднятых с помощью лестниц на пятиметровую высоту, символизировавшие выход человека в космос; е) финал - поточные упражнения на винтовой пирамиде и упражнения сильнейших акробатов на высоких площадках; приземление парашютистов - «космонавтов», как бы вернувшихся из космоса. Для подготовки такого сложного выступления было запланировано по 7 учебных часов ежедневно (4 часа до обеда и 3 - перед ужином). Репетиционная работа проводилась одновременно на 5 учебных полях. Для подготовки номера в целом потребовалось 260 учебных часов, т.е. около 40 дней в условиях сбора. Приведенные примеры говорят о сложности и продолжительности репетиционной работы с большими массами участников. Такая работа требует тщательного планирования. Основным планирующим документом репетиционной работы является «План подготовки массового эпизода». В нем отражаются этапы работы, намечаются задачи и сроки их выполнения.
Всю работу по подготовке массового эпизода можно условно разделить на три основных этапа: 1. Разучивание упражнений с задачей добиться, чтобы каждый участник твердо знал и хорошо выполнял упражнение. 2. Подготовка отдельных номеров, составляющих массовый эпизод. Задача - постановка номера, отработка выхода, перестроений, ухода, а также отработка упражнений в составе номера. 3. Подготовка эпизода в целом, где все подготовленные номера связываются в единую законченную композицию, отрабатываются выход, финал эпизода и уход. Опыт показывает, что более 50% времени выделяется на первый этап подготовки, т.е. разучивание упражнений. Остальное время почти в равных долях отводится на второй и третий этапы. При разработке плана подготовки отдельного эпизода необходимо предусмотреть: ù 2-4-х часовое организационное занятие для разъяснения значения проводимого мероприятия, задач, стоящих перед участниками, сценарного плана эпизода, а также комплектования участников по номерам внутри эпизода; ù дни и время проведения репетиций эпизода, а также сводных и генеральной репетиций на Центральном стадионе в соответствии с графиком главного режиссера; ù по 15-20 минут на каждой репетиции для работы над повышением культуры движений участников массового номера; ù две-три открытые (просмотровые) репетиции с приглашением заказчиков представления; ù сроки сдачи эпизода заказчику представления, день и время проведения генеральной репетиции эпизода. Кроме общего плана репетиционной работы эпизода, составляется понедельное расписание. В нем указываются темы, часы и объем работы. Расписание должно быть документом, не только планирующим, но и контролирующим ход подготовки. С этой целью в него включается графа «Выполнение», в которой постановщик отмечает результаты каждого дня работы. Вопросы для повторения: 1. Как решается проблема посещаемости репетиций участниками в каждой из трех основных форм организации репетиционной работы? 2. Какие требования предъявляются к репетиционным площадкам? 3. Каковы основные принципы разметки репетиционных площадок и
основной сценической площадки массового спортивно-художественного представления? 4. Каким требованиям должна отвечать радиофикация репетиционных площадок? 5. Как должно быть оборудовано место режиссера на репетиции? 6. В чем различие между отбором и комплектованием участников массового номера? Поясните на примерах, что такое единица комплектования. 7. Как определяются сроки подготовки реквизита представления? 8. Какие факторы влияют на планирование репетиционной работы в целом? 9. Каково основное содержание трех этапов подготовки массового эпизода, которые должны быть учтены при планировании репетиционной работы? ГЛАВА 11
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.144.139 (0.009 с.) |