История деятельности Группы лср на рынке кирпича 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История деятельности Группы лср на рынке кирпича



Содержание

1. Обоснование проекта.. 4

2. Резюме проекта.. 6

3. Общее описание проекта.. 7

3.1. История деятельности Группы ЛСР на рынке кирпича. 7

3.2. Система управления проектом.. 7

Цели и принципы управления. 7

Круг партнеров. 7

3.3. Обоснование проекта. 8

4. План действий по реализации проекта.. 8

5. Альтернативные проекты... 9

6. Предлагаемые продукты... 10

6.1. Ассортимент и объемы производства. 10

6.2. Характеристики продукции нового завода. 11

7. Анализ рынка.. 12

7.1. Общее описание рынка. 12

Емкость рынка. 12

Структура производства и спроса на рынке. 14

Цены.. 15

Товары - заменители. 16

Анализ факторов и прогнозы развития рынка. 17

7.2. Потребители. 21

7.3. Анализ конкурентов. 22

Существующие конкуренты.. 22

Появление новых конкурентов. 26

7.4. Выводы.. 26

Тенденции рынка строительства жилья. 26

Тенденции спроса на кирпич. 27

Развитие конкурентной ситуации. 27

8. План маркетинга.. 28

8.1. Текущее положение. 28

8.2. Позиции после запуска нового завода. 28

8.3. Конкурентная стратегия. 29

Ключевая компетенция первого уровня. 30

Ключевая компетенция второго уровня. 30

Ключевая компетенция третьего уровня. 30

8.4. Стратегия маркетинга. 30

Позиционирование. 30

Ассортиментная политика. 30

Ценовая политика. 31

Политика распределения. 32

Политика продвижения. 33

8.5. Стратегия сбыта. 33

8.6. План продаж.. 34

9. Финансовый план.. 34

9.1. Капитальные вложения. 34

9.2. Финансирование текущей деятельности. 35

Общехозяйственные расходы.. 35

Общепроизводственные расходы.. 36

Расходы на заработную плату персонала. 36

Производственные расходы.. 37

Расчеты с бюджетом. 37

Амортизация основных средств. 38

9.3. Движение денежных средств. 38

Приток денежных средств. 38

Отток денежных средств. 38

9.4. Расчет кредита. 39

10. Анализ ключевых показателей.. 39

10.1. Анализ показателей эффективности. 39

Прогноз доходов и расходов. 39

Резерв увеличения прибыльности проекта. 40

Недополучаемая прибыль по действующим производствам. 41

Чистый приток денежных средств (NPV) 41

Внутренняя норма доходности инвестиций. 41

Период окупаемости проекта. 41

Показатель движения собственных средств. 42

10.2. Анализ чувствительности проекта. 42

10.3. Сравнительный анализ финансовых потоков по вариантам развития кирпичного блока. 42

11. Источники информации.. 43

Обоснование проекта

Настоящий бизнес-план направлен на описание строительства нового завода на территории г. Никольское.

Согласно утвержденному «Видению развития Группы ЛСР», цель промышленно-строительной Группы ЛСР - стать «Л учшей С троительной группой Р оссии» на всех рынках, где она присутствует. Для этого Группа ЛСР стремится «к лидерству в области качества по всей производимой продукции».

В настоящий момент перед кирпичным блоком ставятся следующие цели, которые вытекают из общих целей Группы ЛСР и принципов действия на рынке:

· быть лучшими на рынке кирпича, т.е. получить лидерство по уровню качества и широте ассортимента выпускаемой продукции;

· сохранить лидирующие позиции на рынке кирпича в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по размеру занимаемой доли (не менее 52%);

· обеспечить выход на новые географические рынки в рамках концепции «Лучшая строительная группа России».

При этом существующая ситуация кирпичного блока характеризуется следующими негативными факторами:

· ограниченные возможности по улучшению качества продукции на существующих производствах;

· невозможность произвести существенные корректировки ассортимента в соответствии с тенденциями спроса на рынке: рост потребности в лицевом кирпиче (особенно, цветном) и поризованной керамике;

· достижение предела производственной мощности, не позволяющего нарастить выпуск в соответствии с растущим рынком;

· наличие существенных экологических рисков могущих привести к необходимости выведения «НПО «Керамика» за территорию города или, по сути, закрытию предприятия;

· наличие существенных технических рисков, которые могут привести к естественному сокращению производственных мощностей с потерей доли рынка, либо потребуют существенных инвестиционных вложений для поддержания производства на существующем уровне;

· отсутствие возможности противостоять появлению на рынке нового крупного производителя с иностранным капиталом;

· высокая доля в себестоимости расходов на топливно-энергетические ресурсы, что в условиях планируемого роста цен на них представляет опасность для эффективной работы предприятий.

В ходе проекта «Определение в и дения и стратегических целей предприятий Группы ЛСР» рабочие группы, сформированные из ключевых руководителей ЗАО «НПО Керамика» и ОАО «Ленстройкерамика», провели анализ возможных сценариев развития событий на рынке кирпича с учетом различных действий Группы ЛСР. Рабочие группы независимо друг от друга пришли к следующим выводам: в случае, если период планирования составляет более 3-х лет (до 2006 года и далее), наиболее перспективным вариантом развития кирпичного направления Группы ЛСР является строительство нового кирпичного завода за чертой Санкт-Петербурга.

С учетом того, что наметившиеся тенденции спроса даже на сокращающемся по объему рынке потребления кирпича будут иметь место, то в данной ситуации выполнить цели кирпичного блока, с одной стороны, и обеспечить устранение или компенсацию всех перечисленных выше негативных факторов, с другой стороны, возможно лишь путем строительства нового завода.

Таким образом, в долгосрочной перспективе у Группы ЛСР есть две принципиально различных стратегии:

1. «Снятие сливок». Основные действия: минимально необходимая модернизация заводов, улучшение обслуживания корпоративных потребителей. Результаты: значительный поток денежных средств, который может быть использован для инвестиций в другие проекты Группы ЛСР, но через 4-6 лет уход с рынка кирпича.

2. «Развитие продукта». Основные действия: инвестиции в строительство нового завода, позволяющего удовлетворять изменяющийся спрос; усиление внимания к рынку малоэтажного строительства и т.п. Результаты: сохранение присутствия на рынке кирпича с высококачественным – лучшим в России – продуктом; возможность в дальнейшем развиваться в различных направлениях (много- и малоэтажное строительство, выход на региональные рынки и т.п.).

Главное достоинство стратегии «Снятие сливок» - возможность получения денежного потока для инвестиций в другие проекты Группы ЛСР. В то же время это автоматически влечет за собой снижение устойчивости Группы ЛСР в целом, не позволяя в будущем задействовать такое важное конкурентное преимущество, как широта ассортимента и возможность комплектования строительных объектов всеми основными видами строительных материалов.

Главное достоинство стратегии «Развитие продукта» - расширение возможностей Группы по созданию необходимых лидирующих позиций в строительной отрасли. Строительство нового завода позволит в будущем выбирать различные стратегии развития кирпичного направления, блока строительных материалов и Группы ЛСР в целом.

С нашей точки зрения стратегия «Развитие продукта», нацеленная на целостную долгосрочную устойчивость Группы ЛСР, соответствует как целям акционеров и руководства Группы ЛСР, так и мировым тенденциям и приоритетам интересов потребителей. Поэтому далее мы рассматриваем только варианты, соответствующие стратегии «Развитие продукта», т.е. варианты строительства нового завода.

 

Резюме проекта

Проект: строительство нового кирпичного завода.

Актуальность данных: июль 2003 г.

Планируемая мощность завода: 75 млн. шт. в год, из них 60 млн. шт. – лицевого пустотелого; 15 млн. шт.– лицевого полнотелого.

Дата начала выпуска продукции: декабрь 2004 г. – план, 2005 г. – для расчетов.

Период планирования: 7 лет; 2003-2009 гг. включительно.

Объем первоначальных инвестиций по проекту (без НДС): 22 572 тыс. евро.

Объем кредита (без НДС): 26 000 тыс. евро.

Объем выручки за планируемый период (без НДС): 99 794 тыс. евро.

Балансовая прибыль за период: 16 987 тыс. евро.

Чистая прибыль за период: 12 910тыс. евро.

Сумма накопленной амортизации: 22 572 тыс. евро.

Резерв дополнительной экономии: 2 177 тыс. евро.

Общая рентабельность проекта [1]: 13%.

Срок окупаемости проекта: 2008 г.

Чистая дисконтированная текущая стоимость: 5 458тыс. евро.

Ставка дисконтирования: 14%.

Дополнительная прибыль по кирпичному блоку
при открытии нового завода:
6 661 тыс. евро

 

Общее описание проекта

Система управления проектом

Цели и принципы управления

Основной идеей разрабатываемого проекта является его соответствие всему комплексу целей Группы ЛСР на строительном рынке (рыночных, производственных, финансовых и др.) и на рынке кирпича в частности.

Основной целью своей деятельности руководство проектной группы видит в планировании, организации и контроле всего процесса работ по строительству нового кирпичного завода.

Круг партнеров

К настоящему времени сформировался круг надежных партнеров, участвующих в проекте (Таблица 1), и выполняющих отдельные виды работ:

Таблица 1. Основные партнеры

Наименование Область сотрудничества
TECTON GmbH Консультационная поддержка при выборе поставщика оборудования Инжиниринговые услуги (возможно)
АОЗТ «ЛИДЕСМ» Экспертиза существующих основных средств
Проектно-конструкторский технологический институт Проектные работы
ОАО «СевЭнергоСтрой» (возможно) Строительно-монтажные работы (генподряд)

Обоснование проекта

Обоснование необходимости строительства нового кирпичного завода изложено в отдельном одноименном документе «Обоснование строительства нового кирпичного завода».

План действий по реализации проекта

При принятии положительного решения о строительстве нового завода, для его успешной реализации требуется выполнение следующих работ (Таблица 2).

Таблица 2. План работ по реализации проекта

Вид работ Сроки, год Исполнители Статус работ на июнь 2003
начало окончание
Переговоры с поставщиками оборудования. Заключение контракта     Проектная группа Последний этап переговоров
Инжиниринг     В зависимости от поставщика оборудования Последний этап переговоров
Изготовление оборудования     Выбранный поставщик Последний этап переговоров
Транспортировка оборудования     Выбранный поставщик Обсуждение условий
Монтаж оборудования     Выбранный поставщик и сотрудники нового предприятия Обсуждение условий
Запуск и испытания     Выбранный поставщик и сотрудники нового предприятия Обсуждение условий
Выход на проектные мощности     Выбранный поставщик и сотрудники нового предприятия Обсуждение условий
Экспертиза     АОЗТ «ЛИДЕСМ» Подписан предварительный договор
Проектные работы     Проектно-конструкторский технологический институт Начаты работы
СМР     ОАО «СевЭнергоСтрой» Проработка договора
Согласования     Дирекция строящегося предприятия Работы начаты
Государственная комиссия     Дирекция строящегося предприятия -

Альтернативные проекты

Вариант проведения частичной реконструкции и модернизации ЗАО «НПО «Керамика» и ОАО «Ленстройкерамика» не имеет в долгосрочной перспективе будущего, так как практически не устраняет ни одного из перечисленных выше негативных фактора (см. раздел «Обоснование проекта») и не позволяют достигнуть большей части целей, стоящих перед кирпичным блоком.

На сегодняшний день существуют два варианта строительства нового завода:

· Строительство завода, состоящего из двух технологических линий общей производительностью 180 млн. штук кирпича в год в «чистом поле».

· Строительство завода на 75 млн. штук кирпича в год на площадях «Морандо», и далее в зависимости от рыночной конъюнктуры.

Ниже приведен их сравнительный анализ при прочих равных (Таблица 8).

Таблица 3. Сравнительный анализ вариантов строительства нового завода.

Вариант Преимущества Недостатки
Новый завод 180 млн. шт. кирпича в год Возможность для Группы ЛСР выпускать ассортимент продукции только высокого качества. Продажа, долгосрочная аренда или застройка освободившихся территорий даст существенный дополнительный доход уже в текущей перспективе. Более значительные первоначальные инвестиции (не менее 50 млн. Евро). Значительные сроки реализации проекта до запуска (не менее 3,5 лет) и длительные сроки окупаемости. Создание избыточных мощностей в среднесрочной перспективе с учетом возможностей функционирования имеющихся заводов. Создание заведомо избыточных мощностей в долгосрочном периоде при сокращении рынка.
Новый завод 75 млн. шт. кирпича в год Возможность вырабатывать ресурсы существующих предприятий. Снижение риска создания нового завода с точки зрения неопределенности будущего кирпичного рынка. Возможность последовательного принятия решения о развитии кирпичного блока. Сохранение риска необходимости закрыть одно из существующих предприятий до запуска второй очереди.

Примечание: Строительство последовательно двух предприятий с инвестиционной точки зрения, вероятно, не более затратно, чем одного предприятия на 180 млн., так как в первом случае есть возможность долго получать прибыль от существующих предприятий, и обеспечивается более быстрое вступление в действие нового завода.

Исходя из проведенного сравнения, можно сделать выбор в пользу строительства по варианту «Морандо».

Даже при условии, что существующие предприятия могут работать сколь угодно долго при растущем рынке, то новый завод является дополнительным вложением средств. В этом случае, помимо рыночных задач по кирпичному блоку (долгосрочная устойчивость на рынке, рост существующей доли на рынке, расширение ассортимента и др.) новый завод может выполнять чисто финансовую задачу выгодного вложения средств. С этой точки зрения в настоящем бизнес-плане предполагается проводить анализ проекта по варианту «Морандо».

При этом привлечение внешних источников финансирования позволяет полностью или частично снять инвестиционную нагрузку с других направлений деятельности.

Все другие сравнительные варианты вложения средств в иные направления деятельности (например, жилищное строительство) могут рассматриваться только при принятии сознательного стратегического решения о том, что у Группы ЛСР нет долгосрочных интересов на кирпичном рынке.

Предлагаемые продукты

Анализ рынка

Общее описание рынка

Традиционным, как для Группы ЛСР, так и для строительных материалов высокого передела вообще, является местный рынок, поэтому основной рынок сбыта для нового завода – это Санкт-Петербург и Ленинградская область. В то же время, следующие факторы могут позволить выйти на новые географические рынки:

· с учетом планируемого высокого качества кирпича и при приемлемом уровне цен[3] – возможность освоения рынка Москвы и Московской области;

· низкий уровень конкуренции производителей в северных регионах России, в особенности по качественному кирпичу, при наличии устойчивого экономического роста и, следовательно, перспектив роста в жилищном строительстве;

· логичные стратегические действия по освоению других регионов России с учетом сложившихся стратегических намерений Группы ЛСР быть лучшей строительной группой России.

Емкость рынка

Санкт-Петербург и Ленинградская область

Объем производства, экспорта и импорта, с учетом высокой достоверности данных, характеризует емкость потребления кирпича в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Таблица 7).

Таблица 7. Объем производства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, млн. шт. кирпича в год [4].

Наименование Годы
       
НПО «Керамика» 88,2 91,8 100,8 100,3
«Ленстройкерамика» 58,3 70,7 72,4 73,4
Победа-Кнауф 83,6 95,5 100,8 102,1
Петрокерамика 10,0 21,0 24,7 32,7
Павлово-на-Неве 41,0 53,0 61,6 60,4
ПОСМ им. Свердлова 10,0      
Эталон   10,0 13,0 12,6
Ломоносовксий КЗ       6,0
Итого 291,1   373,3 387,5

В 2002 г. общий объем импортируемого кирпича в Санкт-Петербург и Ленинградскую область составил около 26 млн. шт., экспортируемого – около 31 млн. шт.[5].

Таким образом, емкость рынка кирпича Санкт-Петербурга и Ленинградской области составила в 2002 г. около 380 млн. шт. При этом наблюдается устойчивая динамика роста производства и потребления кирпича.

Москва и Московская область

По этим регионам существуют оценочные данные по объемам потребления кирпича, которые составляют около 1 млрд. шт. в год.[6] Расчетные данные только по коттеджному строительству в Московской области дают оценки емкости данного сегмента рынка около 190 млн. шт. кирпича в год[7] (из них 38 млн. шт. – лицевой кирпич). При этом на рынке Москвы и Московской области ощущается нехватка высококачественного облицовочного кирпича и поризованной керамики[8].

Другие регионы Северо-Запада

Достоверных оценок емкости рынка данных регионов нет, но можно ожидать, что при появлении на рынке поставщика кирпича очень высокого качества с широким ассортиментом по цветовой гамме, его продукция будет востребована. На сегодняшний день известно, что общий объем введенного жилья в Северо-Западном федеральном округе, без учета Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2002 г., составил около 914 тыс. кв. м. Поэтому по отдельным регионам данный рынок не представляет большого интереса, но стратегически может быть привлекательным для Группы ЛСР. При этом следует учитывать, что сегмент высококачественного облицовочного кирпича может представлять интерес и в среднесрочной перспективе.

Важным моментом являются существующие многолетние поставки кирпича ОАО «Ленстройкерамика» в данные регионы (Мурманская, Архангельская области), основанные на прочных деловых связях.

Более активная позиция в северных районах России позволит Группе ЛСР расширить свое влияние за пределы местного рынка и обеспечить на будущее дополнительные рынки сбыта, в том числе для другой продукции блока строительных материалов.

Цены

В последние годы цены на кирпич росли высокими темпами, на что влияли следующие факторы:

· контроль рынка двумя основными производителями (Группа ЛСР и Победа/Кнауф);

· высокий спрос на кирпич (дефицит по отдельным позициям в сезон) в связи с ростом жилищного строительства;

· высокие темпы роста цен на строительные материалы в целом компенсируются увеличением цен на жилье.

Таблица 9. Динамика цен на кирпич в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. [9]

Наименование Прирост за 2000 год, % Прирост за 2001 год, % Прирост за 2002 год, % Итого
В среднем по рынку на кирпич        

В то же время необходимо отметить, что двукратное замедление темпов прироста цен и реальное их приближение к темпам инфляции говорит о том, что возможности по регулированию рентабельности производства кирпича через олигопольное повышение цен исчерпаны. Исключение составляет сегмент лицевого кирпича, который в структуре ассортимента Группы ЛСР занимает относительно небольшую долю.

В будущем динамику цен на кирпич, вероятнее всего, будет определять реальный рост затрат производителей в пределах темпов инфляции издержек.

Товары - заменители

На сегодняшний день для керамического кирпича основным продуктом заменителем на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области является силикатный кирпич. При этом основная конкуренция возникает, прежде всего, из-за более низких цен на силикатный кирпич и частично из-за дефицита цветного (не красного) лицевого керамического кирпича на рынке. С учетом существенно более низких потребительских качеств силикатного кирпича[10], при увеличении объемов производства поризованного камня и расширении ассортимента цветного облицовочного кирпича, возможно постепенное вытеснение силикатного кирпича с сегмента жилищного строительства[11].

В текущей перспективе давление со стороны силикатного кирпича на рынок высокое, но с точки зрения рыночных перспектив в сегменте жилищного строительства данный материал относится к категории «быстро стареющих» продуктов.

Рынок кирпича можно рассматривать как составную часть рынка стеновых материалов, который подразделяется на следующие направления:

· внутренние несущие стены;

· наружные стены;

· перегородки.

Некоторое сокращение использования кирпича на первых двух направлениях связано с расширением применения монолитных технологий, что вызывает:

· замену несущих стен из строительного кирпича на монолитный железобетонный каркас;

· замену строительного кирпича в наружной стене на газобетон и эффективные утеплители;

· использование вместо кирпичной облицовки наружных стен навесных фасадных систем.

В последнем разделе осуществляются только «пилотные» проекты. Существенным преимуществом технологии навесных вентилируемых фасадов является высокая скорость монтажа. Но с учетом приверженности потребителей квартир в нашем регионе к кирпичу, относительно более высокой стоимости навесных фасадов и отсутствия широкой практики их применения[12], лицевой кирпич является более предпочтительным материалом для строителей. Требуется значительное время для широкого применения таких сложнокомпонентных конструкций.

При устройстве внутренних перегородок, кирпич уступает блочным материалам: газобетону и пазогребневым плитам. Такие перегородки легче и их возведение менее трудоемко. Хотя с потребительской точки зрения кирпичные перегородки предпочтительнее по звукоизоляции и прочности, использование газобетона[13], пенобетона, гипсовых плит будет расширяться.

В какой-то степени альтернативой данным материалам является поризованный камень, расширение производства которого, возможно, будет снижать темпы вытеснения керамических изделий с рынка.

Потребители

Потребители могут быть разделены на три группы

· Крупные инвестиционно-строительные организации, обеспечивающие около 70% продаж кирпича заводам Группы ЛСР:

o Заказчики – организации - девелоперы, взявшие на себя функцию поставок стройматериалов.

o Инвесторы – организации, осуществляющие поставки на условиях долевого участия.

o Крупные посреднические организации, комплектующие строительные объекты.

o Генподрядчики – организации, возводящие многоэтажные дома и малоэтажные комплексы, объекты промышленного и гражданского строительства.

· Малые и средние строительные предприятия, базы стройматериалов и прочие торговые организации - 25% объема продаж.

· Население, занимающееся индивидуальным строительством около 5% продаж.

Среди строительных организаций города - потребителей кирпича постепенно сформировалась определенная специализация по типам строящегося жилья. Ряд организаций специализируется на строительстве только кирпичных зданий, другие в большей степени тяготеют к кирпично-монолитному строительству. Соответственно, у первых большую долю в потреблении занимает строительный кирпич, у вторых – лицевой кирпич.

Основные требования, предъявляемые большинством потребителей - участников строительного рынка - надежность поставок, качество, удовлетворяющее требованиям проекта, возможность закупать у поставщика все требуемые виды кирпича: строительный, полнотелый, лицевой.

Издержки, связанные с простоем объекта, могут ударить строителя гораздо ощутимее, чем экономия на стоимости кирпича.

По этой причине крупные заказы на кирпич размещаются потребителями напрямую среди основных производителей, обладающих достаточными производственными мощностями и широким спектром выпускаемой продукции.

В силу стабильного роста объемов потребления кирпича при слабом уровне конкуренции между производителями, отсутствия посредников при размещении крупных заказов, давление потребителей на производителей является слабовыраженным.

В ближайшие годы на фоне общего объема увеличения объемов строительства и роста спроса на кирпич структура потребителей кирпича существенно меняться не будет.

Анализ конкурентов

Существующие конкуренты

На рынке выделяются два основных игрока Группа ЛСР и «Победа/Кнауф», которые могут предложить высокое качество продукции, полный ассортимент продукции, централизованную доставку, надежность поставок. Эти компании доминируют на рынке, определяют ценовую политику в регионе, внедряют новые виды продукции и совокупно занимают более 66% рынка потребления кирпича в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Таблица 10).

Таблица 10. Рыночное положение поставщиков кирпича в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2002 г. [26]

Наименование Объем производства, млн. шт. Объем поставок, млн. шт. Доля на рынке потребления, %
Группа ЛСР 173,7 172,0 52,9
Победа/Knauf 102,0 75,9 23,3
Петрокерамика 32,7 32,7 10,1
Эталон 12,6 12,6 3,9
Ломоносовский КЗ 6,0 6,0 1,8
Иногородние поставки - 26,1 8,0
Итого   325,3  

Основная часть производителей специализируется на производстве строительного кирпича, за исключением ЗАО «Победа/Кнауф», у которого в структуре ассортимента 42,7% лицевого кирпича и 40,7% поризованного камня (см. Таблица 11). С точки зрения соответствия тенденциям рынка и будущей структуре спроса на кирпич ЗАО «Победа/Кнауф» имеет наиболее адекватный ассортимент. Несмотря на появление в ассортименте НПО «Керамика» поризованной керамики и значительной доли лицевого кирпича, данное предприятие Группы ЛСР в основном ориентировано на производство строительного кирпича[27].

Таблица 11. Структура ассортимента основных производителей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Наименование Доля производства отдельных видов усл. кирпича, в % от общего объема выпуска
Строительный Полнотелый Лицевой Поризованный камень Итого
Победа/Кнауф 8,7 7,9 42,7 40,7 100,0
НПО «Керамика» 56,1   34,0 9,9 100,0
Ленстройкерамика 71,0 29,0     100,0
Петрокерамика 68,5     31,5 100,0
Эталон 100,0       100,0
Ломоносовский завод 100,0       100,0

Сравнительный анализ конкурентов представлен ниже (Таблица 12). Опираясь на данные анализа, можно утверждать, что основную конкуренцию на сегодняшний день на рынке составляет «Победа/Кнауф», как с точки зрения текущих позиций, так и с точки зрения прогнозирования будущей структуры спроса и, соответственно, требований по развитию ассортимента Группы ЛСР. В то же время, в текущей перспективе, с учетом преобладания в ассортименте Группы ЛСР строительного кирпича, конкурентное давление будет усиливаться как со стороны местных производителей, так и, во многом, со стороны иногородних предприятий. При этом, с учетом низких возможностей по дальнейшей корректировке ассортимента (в особенности, на ОАО «Ленстройкерамика») и ограниченных производственных мощностях, доля рынка Группы ЛСР будет снижаться. Если же инвестиционные намерения конкурентов выразятся в производстве лицевого кирпича (например, Невский завод), что весьма логично с точки зрения тенденций на рынке, то Группа ЛСР будет иметь новых конкурентов и на сегменте лицевого кирпича.

С точки зрения развития, можно отметить слабые рыночные перспективы у Ломоносовского завода. Смена собственников, постоянные проблемы с оборудованием, низкое качество продукции, небольшой объем выпуска уже привели к его остановке.

Такие производители как «Эталон», «Петрокерамика» и «Невский керамический завод» при попытке увеличить выпуск могут столкнуться с ситуацией избытка строительного кирпича на рынке на фоне сокращения спроса на данный материал.

В то же время, Петрокерамика может усилить свои позиции за счет дальнейшего увеличения выпуска поризованного камня, а «Невский керамический завод» - за счет выпуска лицевого кирпича.

Конкуренцию по сегменту строительного кирпича можно охарактеризовать как высокую, в особенности на фоне сокращения объемов потребления и увеличения иногородних поставок. Текущая конкуренция в сегменте лицевого кирпича невысокая, но возможности Группы ЛСР по усилению своих позиций в данном сегменте практически исчерпаны.


Таблица 12. Сравнительный анализ конкурентов Группы ЛСР на рынке производства кирпича в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Наименование Мощность, млн. шт. в год Сильные стороны Слабые стороны Планы по расширению и новым видам продукции
Победа/Кнауф     Высокое качество продукции. Лидерство в производстве поризованной керамики. Широкий ассортимент. Активный поиск и внедрение новых видов продукции. Центр розничных продаж. Известная торговая марка. Система резервирования продукции. Опыт работы в Москве. Графа удалена по этическим соображением!!! В случае постройки новой линии на 75 млн. шт. в год планирует увеличить объем экспорта и закрыть старые производства, обеспечив годовой выпуск – 120-130 млн. шт. Планы по производству ангобированного цветного кирпича (с ценой офактуренного белого). Разработка «супер» поризованного блока для наружной стены 51 см в монолитных домах (конкурентного газобетону). Появление керамических перегородочных блоков.
Петрокерамика   Специализация на одном виде продукции с конкурентно низкой ценой. Наличие поризованной керамики в ассортименте.   Увеличение производства на действующей печи до 40 млн. шт. в 2003г. и расширение ассортимента в 2004 г. за счет запуска новой линии (производство лицевого и строительного кирпича).
Эталон 22-23 после запуска второй печи Своя сырьевая база. Низкие цены. Наличие стабильного сбыта основному заказчику -ЛенСпецСМУ.   Дальнейшая реконструкция производства с увеличением мощности до 32 млн. шт. в 2003 году (с выпуском полнотелого кирпича) и в перспективе – до 50 млн. шт. Запущена 2-я печь, 1-я – в ремонте.
Ломоносовский завод   Низкие цены.   Завод продается. Требуются значительные инвестиции на реконструкцию.
Невский керамический завод   Своя сырьевая база. Вероятно, низкие цены.   Восстановление производства ПОСМ с выпуском 50 млн. шт. На 2004 год планируется запуск 1-ой очереди на 15 млн. шт.

Появление новых конкурентов

На фоне общих темпов роста стройиндустрии, при достаточно большой емкости рынка и уровне цен в Санкт-Петербурге и Ленинградской области выше, чем в среднем по России, привлекательность рынка кирпича высока. В связи с этим, большинство производителей кирпича заявили об увеличении объемов производства. Однако, более других в этом направлении продвинулась ЗАО «Победа/Knauf» (получено пятно под застройку).

Появление другого нового завода российской компании является маловероятным из-за высокого входного барьера в отрасль. Помимо капиталовложений в оборудование и производственные корпуса, требуется наличие сырьевой базы, достаточные оборотные средства на кредитование крупных домостроителей.

Подобными возможностями обладает австрийский концерн по производству керамической продукции Wienerberger. Если будет реализован проект строительства завода в Московской области (Кашира), то через некоторое время, при успешности его реализации (что с уверенностью можно прогнозировать), интересы Wienerberger могут быть направлены на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. В случае ослабления позиций Победы/Knauf, вполне вероятным считается вариант продажи кирпичного производства, не профильного для Knauf, в ведение Wienerberger.

При фактическом отсутствии производственных мощностей в регионе, для покрытия растущей потребности в лицевом кирпиче (в особенности цветном) и поризованной керамике, а также ограниченных инвестиционных возможностях по улучшению качества продукции на большинстве предприятий, появление нового сильного игрока в сегодняшней ситуации можно считать весьма вероятным.

По информации ОАО «Рудас», произошла продажа глиняного карьера у п. Кирилловское (Карельский перешеек). Покупателем является фирма «Гепард», заявившая о строительстве завода по производству кирпича и керамической плитки и керамической плитки мощностью 8 млн. шт. кирпича и 2 млн. в год, соответственно.

Выводы

Таким образом, можно выделить следующие основные тенденции на рынке:

Тенденции спроса на кирпич

· Значительное увеличение объемов потребления лицевого кирпича (к 2005 г. на 20 – 30 %), пропорционально увеличению объемов ввода жилья (в первую очередь кирпично-монолитного).

· Повышение требований потребителей кирпича по ассортименту лицевого кирпича. Смещение потребительского спроса в сторону светлых тонов.

· Постепенный рост требований по качеству кирпича с учетом роста требований покупателей квартир и государственных органов.

· Рост потребления поризованной керамики (в первую очередь для малоэтажного строительства и реконструкции в историческом центре), возможно, за счет некоторого снижения потребления строительного пустотелого кирпича.

· Замедление темпов роста потребления полнотелого строительного кирпича, в связи с переводом строительства значительной зданий повышенной этажности на монолитные технологии или применением при их сооружении высокомарочного (М200 - 250) строительного кирпича.

· Замедление темпов роста потребления полнотелого и строительного кирпича в Санкт-Петербурге будет, в какой-то степени, компенсировано увеличением потребления в Ленинградской области.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.512 с.)