Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тревожные симптомы, кризис и трансформация художественной самодеятельности (1970—1990 годы) 4.1. Тревожные симптомы, застой в развитии художественной самодеятельности 70-х годовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тревожные симптомы в художественной самодеятельности 70-х годов во многом были связаны с общей соцнокультурой, социально-политической и социально-экономической ситуацией, которую сегодня характеризуют как застойную во всей общественной жизни. Уже к концу 60-х годов, после короткого периода оттепели и проявления демократии, начался отход к авторитаризму и голому администрированию на производстве, в сельском хозяйстве, где заглушалась всякая инициатива. В сфере культуры и искусства эти тенденции проявились в ограничении творческой свободы, подавлении индивидуаль-J ко-личностного самовыражения в искусстве, в жесткости контроля за каждым словом, кинокадром, полотном живописи, музыкальным произведением. Появились нормативы во всех областях жизнедеятельности, официальная идеология уста-I навливала ограничения, препятствующие творческому рас-I крытию и развитию человека. Не издавались правдивые, та-[ лантливые книги, не показывались кинофильмы, не исполнялась музыка, не были доступны произведения живописи, не (соответствующие официальным установкам. Отсюда травля многих выдающихся деятелей культуры и искусства, лишение их советского.гражданства, вынужденный отъезд в за рубежные страны. Ограничение свободы, подавление личности всегда встречает протест, противодействие по-настоящему творческого человека, который в сущности своей является антиконформистом. Это наглядно продемонстрировали 70-е годы, породившие дессидентское движение молодых творческих людей, выступавших за свободу самовыражения против официаль-j ной идеологии, считавшейся обязательной для всех. Десси депты стали ярким выражением противоречия между возросшим уровнем сознания личности, потребностями в индивидуально-личностном проявлении в творчестве и теми устаревшими механизмами регулирования социокультурной деятельности людей, которые использовала идеологическая сфе-рас первых послереволюционных лет в расчете на просветительство темных, невежественных масс. Это противоречие породило контркультуру как форму стихийного протеста, сознательного недовольства, критики оппозиционных настроений, разногласий в оценках общественной жизни и поисках новых идеалов. Появились альтернативные молодежные неформальные объединения в сфере художественной культуры, особенно музыкальной—рок-культура, которая представляла собой вызов обществу. Учреждения культуры и искусства все больше и больше теряли свою престижность, свою аудиторию. Люди все больше стали проводить свободное время вне учреждений культуры, которые стали малоэффективными, не имели экономических показателей и за ними постепенно закрепился «остаточный» принцип финансирования. Учреждения культуры теряли не только зрительскую аудиторию, но и участников художественной самодеятельности. Она не учитывала новых потребностей и (интересов населения, продолжала насаждать идеологические установки, опиралась только на традиционные жанры и отражала процессы, происходившие в профессиональном искусстве. Но причины такого явления были не только внешние, но и внутреннего характера, связанные с объективными закономерностями развития самого явления и внутренней его организацией. Еще Немирович-Данченко говорил, что театральный организм живет 10—15 лет, после чего требуется новый импульс, новая живительная струя, которая смогла бы поддержать жизнь организма. Если присвоение звания «Народный» рассматривать как начало жизни коллективов, то они должны были изжить себя к концу 60-х годов или к началу 70-х. К тому же если учесть, что после кульминации в любом явлении и процессе происходит спад напряжения, то в художественной самодеятельности этого следовало ожидать также на рубеже 60—70--X годов. Именно так и произошло. После расцвета в середине 60-х годов уже к концу появились первые тревожные симптомы. Редким явлением стало появление новых коллективов. Однако никто всерьез над этим не задумывался. Самоуверенность и увлеченность успехами мешали глубоко осознать и осмыслить процессы, происходящие в художественной самодеятельности. Трудности воспринимались как случайные и недостойные внимания, не было серьезных научных исследований. Первые диссертации появились лишь в 1963 г. А последовавшие за ними не раскрывали сложившейся ситуации и не анализировали причин тревожного положения. Не привлекли внимания и появившиеся в печати прогнозы на полное свертывание художественной самодеятельности к 1990 г. в пользу научно-технического творчества и спорта (Зво^рыкин). Тревожные симптомы конца 60-х годов в начале 70-х усилились и превратились в устойчивую тенденцию снижения темпов роста как коллективов, так и участников. Никто не знал причин и путей выхода из создавшегося положения. Обнаружили себя и просчеты в подготовке кадров. Уже в конце 60-х годов стало ясно, что широта не дает глубокой и качественной подготовки по специализации. Серия дискуссий по этому поводу в прессе типа «И швец, и жнец, и на дуде игрец» завершилась в 1974 году перестройкой системы подготовки кадров в институтах «ультуры. Суть ее заключалась в дифференциации специализаций. Была введена специализация «Методист—организатор клубной работы», что позволило отделить художественные специализации от общеклубной подготовки, усилить базовую основу по конкретному виду и жанру искусства с присвоением квалификации руководителя самодеятельного коллектива, но не устранило широты профиля. По-прежнему готовили культпросветработника высшей квалификации. Были предприняты и другие меры по улучшению положения, стимулирования развития художественной самодеятельности. Началось движение за возрождение фольклорных традиций народного творчества, которое могло бы поддержать, подпитать уже исчерпывающую свои резервы художественную самодеятельность, привлечь новые, свежие силы. Начался выпуск специальной методической литературы. Была осуществлена централизация учреждений культуры, целью которой было укрупнение и объединение материально-финансовых средств. Предполагалось, что это позволит улучшить материальное положение коллективов. Однако эта кампания не дала ожидаемых результатов, хотя и позволила получить одну дополнительную штатную единицу—методиста по художественности самодеятельности. . В 1972—1973 г. был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в результате чего рост был почти вдвое. Он оправдал ожидания организаторов и их стремление дать новый толчок для развития. В процессе проведения смотра -увеличилось количество коллективов, число участников и концертных выступлений почти вдвое. Основной причиной было то, что рост произошел на фоне слабого развития и неиспользованных резервов. Но этот рост был в ходе проведения. А что это дало после смотра по сравнению с тем, что было до него? Эти данные не анализировались и трудно ответить на вопрос. Можно только строить предположения. Нельзя забывать о том, что смотры, конкурсы, фестивали, особенно на селе, всегда сопровождались камланиями по их организации и проведению. В ходе таких кампаний нередко осуществлялось давление со стороны вышестоящих органов, которые изда-вали приказы, указы, инструкции о необходимости участия всех клубных учреждений, создании в них коллективов и привлечении новых участников. В результате, действительно, появлялось множество новых коллективов, среди которых оказывались и случайные, временно созданные и прекращающие свое функционирование сразу после смотра. Таким образом, истинную динамику может показать только сравнительный анализ данных до и после смотра. Но, тем не менее, рост почти вдвое в ходе проведения смотра — это тоже важный показатель значимости результатов. Вслед за Всероссийским смотром сельской художественной самодеятельности был проведен первый Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества. Он был посвящен 60-летию Октября, прошел в 1974—1977 голах и ставил целью показ успехов, достигнутого мастерства и дальнейшее развитие массовости. В нем принимали участие коллективы всех видов и жанров, всех организаций и ведомств, всех республик, городов и сел. Демонстрировали свои авторские работы не только участники студий, но и индивидуально работающие самодеятельные художники, поэты, композиторы, кинофотолюбители и другие. В ходе фестиваля прошли концерты, спектакли, выставки, просмотры и другие формы. Здесь впервые участвовали фольклорные группы. Отличительной особенностью была особая- праздничность атмосферы, пышность и помпезность. Было вложено много средств на покупку новых инструментов, костюмов, реквизита, на.обслуживание и обеспечение трансляции хода фестиваля по радио и телевидению, освещение в прессе. Однако, как выяснилось, затраты не оправдали ожиданий. -Глубокий и всесторонний анализ статистических дан-пых, проделанный Е. И. Смирновой, показал, что фестиваль нанес сокрушительный удар по художественной самодеятельности. Ею были проанализированы данные не только в ходе, но также до и после проведения. В результате оказалось, что число кружков и коллективов выросло в период проведения фестиваля всего на 7,2%, участников—на 8,4%, концертов и спектаклей — на 10,6%. На одно клубное учреждение в среднем было 3,7%, стало 3,8%, участников было 44,1, стало 46,9, вовлекли всего 2—3 новых участника. Анализ, осуществленный Е. И. Смирновой по жанрам, позволил ей определить удельный вес каждого на начало и конец фестиваля. Оказалось сокращение удельного веса и количества по двум традиционным жанрам-фаворитам — драматическим и хоровым кружкам, сократился удельный вес также по хореографии и духовым оркестрам, хотя количество их и несколько выросло. По остальным жанрам был очень незначительный рост и удельного веса и количества. Таким образом, сокращение наблюдалось по традиционным, возникшим еще до революции исполнительским жанрам. Небольшое увеличение было либо на фоне низкого уровня развития, например, оркестры народных инструментов; либо по жанрам, возникшим недавно, например кинофото, либо авторским жанрам — агитбригадам, прикладному и изобразительному искусству, либо по камерным — инструментальным ансамблям, которые к этому времени утвердили себя и получили признание общественности. Но это только на конец фестиваля. А вот после фестиваля произошел резкий спад почти по всем видам и жанрам. Что же произошло? В чем дело? Каковы причины? Ответ на эти вопросы следует искать в объективных и субъективных факторах. Прежде всего следует отметить, что 70-е годы характеризовались более высоким уровнем образованности и культуры как общества, так и отдельной личности. Кроме того, человек оказался в ситуации изобилия культуры, когда он мог проявить избирательность в выборе форм и способов проведения свободного времени. Он предъявлял более высокие требования к деятельности учреждений культуры и искусства, которые должны были обладать конкурентоспособ-. ностью. Художественная самодеятельность не обладала такой конкурентоспособностыо из-за низкой культуры организаций всей обстановки учреждений культуры. Она все еще представляла в большинстве своем массовую культуру и была рассчитана на среднего участника. Уровень подготовки специалистов оставался низким, не было глубокой дифференциации, хотя и произошло некоторое улучшение, но все еще готовился специалист—культпросветработник широкого профиля. Он не владел приемами и методами организации общения, разрешения сложных психолого-педагогических ситуаций вну-триколлективной жизни. Сыграла свою роль и жесткая регламентация, которая наступила в сфере художественного творчества после «отте- пели» 60-х годов. Продолжался поиск врага, среди интеллигенции появились те, кого называли «диссидентами». Многие были вынуждены уехать, многих выдворили из страны за смелость критиковать политику партии и борьбу за свободу творчества. Деятельность коллективов художественной самодеятельности также ограничивалась рамками дозволенного и недозволенного. Ориентируясь на указания сверху, работники учреждений культуры стремились развивать главным образом традиционные жанры, партийные и государственные органы на местах диктовали критерии выбора репертуара, руководители коллективов проявляли тенденцию превращения занятий в художественной самодеятельности во вторую профессию, которая зачастую требовала жертвовать рабочим временем ради концертов, смотров. Негативную роль сыграл и сам процесс организации и проведения фестиваля, во многом определивший незначительный рост и особенно резкий спад после. Основные причины были в критериях оценки. Одинаковые требования предъявлялись к коллективам города и села, в то время как они существенно отличались материальной базой и качественным составом руководителей. Село представляли коллективы государственных клубных учреждений, где руководители в лучшем случае были со средним специальным образованием. В критериях оценки главным было художественное мастерство. Коллективы отказались в условиях профессионального конкурса, оторванными от привычной среды функционирования, перед чужим зрителем, который предъявлял требования с точки зрения профессионализма. Не учитывалась динамика развития коллективов и та многогранная культурно-шефская и воспитательная работа, которую они проводили на местах, поддерживаемые общественным мнением и любимые публикой. Это привело к оценкам, не совпадающим с субъективным мнением самих участников о своем коллективе и с общественным признанием на местах. Было много обид со стороны отдельных участников и целых коллективов, в результате чего участники перестали посещать занятия, коллективы распались. Таким образом, первый Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества вместо развития массовости нанес сокрушительный удар, после которого коллективы не сразу восстановились. Но об этих результатах стало известно лишь в 8Q'-e годы из исследований Е. И. Смирновой. А в период фестиваля было много шума и хвалебных отзывов, которые закончились в 1978 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.102 (0.012 с.) |