Понятие и концепции народного художественного творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и концепции народного художественного творчества



Чтобы дать полное и правильное определение понятия «народное художественное творчествб»7~необходимо 'рассмо­треть, кроме концепций творчества, понятие «народ», кото-"ро*ё~трактуется по-разному. В разных странах тема народа проходит в разных контекстах. Например, в Германии избе­гают использовать понятие «народ», пользуются понятиями «этнос», «нация» и т. д. Б. Брехт считал, что писать вместо населения народ — это значит иметь гнилой мистический вкус. Однако применение понятий «этнос» или «нация», когда речь идет о народной культуре или народном творче­стве, означает искажение их смысла.

У нас используется понятие «народ» в трех значениях: 1) в широком смысле его применяют к различным стадиям исторически складывающихся этнических общностей людей. Народом называют племя, народность, нацию; 2) народ — это население страны, государства; 3) народ в значении на­родные массы'— непосредственные производители материаль­ных ценностей, трудящиеся. В антагонистическом обществе— это эксплуатируемые классы, не в антагонистическом — ра­бочие, крестьяне, интеллигенция. Иногда в понятие народ включают, наряду с трудящимися, все другие слои общества, которые до.своему объективному положению способны участ­вовать в решении задач общеетващщьо^азшлт


Движущая роль народа в общественно-историческом про­цессе двояка. С одной стороны, его трудом создаются все материальные блага, все средства производства, его трудом создаются и многие духовные ценности. Например, огром­ное воздействие оказало народное творчество на развитие профессионального искусства. С другой стороны, движущая роль народных масс проявляется в экономической, социаль­ной, идейной и политической борьбе за свои права и соци­альную справедливость, а также в борьбе за участие в уп­равлении жизнью общества.

Таким образом, народ можно определить как трудящихся той или иной страны (государства, республики, региона), представляющих в то же время какую-либо этническую общность (нацию, народность, племя). Это не нейтральное, а ценностное понятие, объединяющее совокупность ценно­стей, вокруг которых концентрируется национальная жизнь п совокупность лиц, воплощающих эти ценности. Отсюда народная культура — это те ценности, обычаи и традиции, которые воплощены в устных и письменных преданиях, а так­же выражены в художественных произведениях. Это куль­тура, которая противостоит массовой культуре и культуре высших слоев общества.

Традиционная народная культура представлена крестьян­ской культурой и городским «примитивом», который являет­ся «затонувшим» из высшего слоя культуры. И то, и другое не знает художника-автора, не важно, кто создал, значимо то, что творцы выражают не свой внутренний мир, а мир, характерный совокупности людей, общности.

В ряде стран национальное единство сводится не к госу­дарственному, а к культурному. Формируется национальный и культурный идеал на основе романтического представле­ния о крестьянстве, как культурном идеале. Народная куль­тура становится делом высших культурных слоев — сочиня­ются художественные произведения о крестьянстве, идет про­цесс фольклоризации.

Подобный процесс происходит в нашей стране сейчас. Создание новых независимых государств сопровождается выпячиванием народной национальной культуры. А возрож­дение российской национальной культуры — это не что иное, как фольклоризация и возврат к народным ремеслам. Но то, что было в историческом прошлом, вернуть в жизнь и быт уже невозможно, разве только в качестве сувенирных изделий народных промыслов и выступлений фольклорных ансамблей со сцены. Наша страна ориентирована на запад­ную культуру, а крестьянская культура не совместима с современной индустриальной моделью общества. Хотя она се­годня получает национальную идентичность и сплачивает на­род на основе нового культурно-историческою идеала, но это лишь идеологическое явление, которое сопровождает со­циальные процессы. Внедрение народного культурного ндеа-ла — это политическая цель и этим во многом объясняется замена понятия «художественная самодеятельность» поняти­ем «Народное творчество».

. Если традиционная народная культура — это те ценно­сти, что вложены в народные обычаи, традиции, в устные и письменные произведения и воплощены в народном созна­нии, то народное творчество — это процесс создания народом новых культурных ценностей, воплощение их в художествен­ных произведениях. Современное понятие народного художе­ственного творчества включает в себя не только фольклор­ные формы и декоративно-прикладные, но и все художест­венное творчество трудящихся масс, которое связано с соз­данием новых произведений (авторское) и воспроизведением уже написанного другими (исполнительское).

Таким образом, понятие «народное художественное твор­чество» можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком смысле оно связано с традиционной народной культурой, представленной фольклором и декоративно-при­кладным искусством, зародившимися в родовом обществе и получившими высшее развитие в эпоху средневековья, а так­же городским «примитивом», утвердившимся с развитием го­родов благодаря «затонувшей» сверху академической худо­жественной культуре. В широком смысле слова «народное художественное творчество» отражает все современные явле­ния творчества трудящихся масс, связанных с самодеятель­ным формальным и неформальным движением — это и лю­бительство, и художественная самодеятельность. Термин «ху­дожественное» указывает на предметное содержание дея­тельности и позволяет отличить творчество в сфере искусства от других его видов, например, научного, технического и т. д.

Понятие народного художественного творчества отличает­ся от понятия профессионального творчества, как творчество художественно неграмотных или полуграмотных слоев обще­ства от творчества художественно образованных. Это опреде­ляет соответственно и качественный уровень художественной продукции. Продукты профессионального художественного творчества могут быть высшего и среднего уровня, они име­ют значимость для всего общества, а иногда приобретают и глобальную значимость. Профессиональная художественная деятельность сама по себе направлена на совершенствование окружающей среды, других людей через создание особой ат­мосферы духовности с помощью художественно совершенных произведений искусства, его художественно цельных обра­зов.

Народное художественное творчество возникло как твор­чество для себя, для удовлетворения своих эстетических по­требностей, для развития своих художественно-творческих способностей. Во многом оно было обусловлено недоступ-костью для широких трудящихся масс профессиональной ху­дожественной культуры и стремлением овладеть ею. Это спо­собствовало, с одной стороны, развитию традиционно народ­ных форм творчества, возникших еще в первобытном общест­ве и живущих в крестьянской среде; с другой стороны, осво­ению «затонувших» из высшего слоя городской культуры произведений профессионального искусства, на основе чего возник в древнерусском городе «примитив». И то, и другое представляло собой творчество для себя, хотя и были профес­сионалы из народа, дававшие различные представления, раз­влекавшие народ, создававшие различные изделия и тем самым зарабатывавшие себе на жизнь. Их художественно-исполнительская деятельность была, скорее всего, воспроиз­водством фольклорных произведений, или «затонувших» об­разцов академической культуры, чем собственно производст­венной, хотя они и показывали высокий уровень исполнения народных драм, песен, плясок и т. д.

Современное народное художественное творчество — это также главным образом творчество для себя, низший уро­вень творчества, когда продукт — произведение искусства, имеет новизну и значимость прежде всего для себя или для своего коллектива. Поэтому важен не столько результат, сколько сам процесс участия, способствующий развитию творческих способностей в процессе художественной деятель­ности.

Однако с переходом к рыночным отношениям народное художественное творчество попало в условия коммерциализа­ции, что существенно изменило его характер и назначение. Творчество для себя все больше приобретает производствен­ный характер и превращается в творчество для других, а также—для материальной выгоды. Особенно это касается возрожденных форм народных промыслов, когда городские кооперативные организации и частные лица воспроизводят для продажи в качестве сувениров различные изделия из прошлого народного быта или украшения, которые пред­ставляют собой, скорее всего, продукт массового штампа, чем истинного творчества.

Исполнительские формы народного художественного твор­чества в условиях коммерциализации также включились в производственную деятельность и все больше приобретают характер творчества для других. Осваивая профессиональное мастерство,- многие из них поднимаются на средний уровень творчества, связанный с внесением элементов новизны, с бо­лее высоким качественным урон-нем и более широкой соци­альной значимостью, чем только для себя и для своего кол­лектива. В этих полупрофессиональных творческих коллекти­вах нередко рождается и оригинальная интерпретация испол­нения произведения.

В то же время коллективы, занимавшиеся ранее преиму­щественно творчеством для себя, не выдержали коммерциа­лизации и прекратили свое существование, превратив бывших участников в домашних любителей или увеличив самоорга­низующиеся формы любительского исполнительства, закрепив эту категорию на низшем уровне творчества, творчества для себя. Социальная значимость такого творчества бесспорна, так как оно развивает творческие способности, творческое мышление и дает обществу более развитую личность. Одна­ко в условиях коммерциализации общество не заинтересова­но в творчестве любителей, не поддеживает материально их стремление заниматься творчеством в формально организо­ванных группах на базе учреждений культуры и искусства.

Явление авторского народного художественного творчества также, может быть не только на низшем, ко и на среднем уровне. Большинство авторов-любителей з часы свободного времени воспроизводят в своей музыке, картинах, в изделиях декоративно-прикладного творчества и других произведениях искусства мотивы, уже созданные другими, не придумав ни­чего оригинального и уникального. Им доставляет удоволь­ствие, радость, наслаждение сам процесс творчества. А про­дукт имеет значимость для себя, демонстрируется в узком кругу самых близких людей.

Но их творчество может быть и среднего уровня, когда продукт обладает новизной и оригинальностью, получает об­щественное признание. Так появилась и утвердила себя ав­торская песня, сделав известными имена многих музыкантов-любителей; изданы сборники стихов любителей-поэтов; де­монстрируются на выставках произведения изобразительного и декоративно-прикладного творчества художников-любите­лей из народа.

Таким образом, отличие народного художественного твор­чества от профессионального в том, что первое представляет Собой низший и средний уровень, а второе— средний и высший. Профессиональное творчество обязательно требует со­ответствующего художественного образования и представля­ет собой- деятельность в рабочее время, позволяющую иметь обязательную заработную плату. Народное творчество не обязательно требует налички художественного образования, которое может быть, но может и не быть; осуществляется в свободное время и не связано с заработной платой, но в ус­ловиях коммерциализации может давать дополнительный до­ход,

Народное художественное творчество отличается не толь­ко от профессионального творчеств, но и от массовой куль-туры. Это понятие многогранное, существуют различные кон­цепции. Наиболее известны четыре.

Согласно первой, массовая культура рассматривается как культура, развивающаяся в определенной социальной среде, где происходит смешение различных-культур.

В условиях большого города, где наблюдается смешение социальных слоев и групп, этническое и культурное смеше­ние, происходит размывание прочных культурных представ­лений, сформированных у человека раньше, Хотя не исчезает противоположность высокой профессиональной культуры и народного творчества, культурные процессы дополняют друг друга, народная культура в городе продолжает жить за счет высшей, «тонущей» вниз,

В современных условиях это формирует единообразную культуру для всех, которая становится популярной: Челове­ку, попадающему в такие условия, приехав в город, трудно сохранить свею культурную среду. Он пытается усвоить ши­рокую городскую культуру, теряет национальную культуру и поглощает некритично все, что дает тонущая сверху культу­ра, занимается простым потреблением.

Вторая концепция массовой культуры основана на том, что популярная культура -большого города рассматривается как народная культура, урбанизированная, потерявшая свои традиции. Таким образом получается, что популярная массо­вая культура, связанная с потреблением, и народная куль­тура — это одно и то же.

Третья концепция связана с рассмотрением массовой культуры как тривиального' искусства, которое понимается как альтернатива народной культуре. Все это связано с воз­действием средств массовой коммуникации. Вместо народной песни — шлягеры, суеверий — научная фантастика и т, д.

Четвертая концепция представляет массовую культуру как негативное явление, В ее основе лежит негативное понимание народной-массы, которая подвержена животным инстинктам,


Такая трактовка идет от массовой психологии-толпы (Лебон) и теории определяющей роли инстинктов (Фрейд).

Таким образом, все концепции представляют массовую культуру как культуру, ставшую популярной и связанную с простым потреблением. Народное же творчество связано с участием в созидательной деятельности в сфере художествен­ной культуры и представляет собой качественно более совер­шенный уровень, хотя созданный продукт может иметь и не­значительную объективную ценность. З^то деятельность, соот­ветствующая внутренним потребностям, интересам человека, не навязанная ему извне. Следовательно, народное художе­ственное творчество — это свободная, активная, самостоя­тельная деятельность трудящихся но преобразованию окру­жающей действительности и самого себя через участие в соз­дании новых художественных ценностей н в их потреблении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.018 с.)