Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и концепции народного художественного творчества
Чтобы дать полное и правильное определение понятия «народное художественное творчествб»7~необходимо 'рассмотреть, кроме концепций творчества, понятие «народ», кото-"ро*ё~трактуется по-разному. В разных странах тема народа проходит в разных контекстах. Например, в Германии избегают использовать понятие «народ», пользуются понятиями «этнос», «нация» и т. д. Б. Брехт считал, что писать вместо населения народ — это значит иметь гнилой мистический вкус. Однако применение понятий «этнос» или «нация», когда речь идет о народной культуре или народном творчестве, означает искажение их смысла. У нас используется понятие «народ» в трех значениях: 1) в широком смысле его применяют к различным стадиям исторически складывающихся этнических общностей людей. Народом называют племя, народность, нацию; 2) народ — это население страны, государства; 3) народ в значении народные массы'— непосредственные производители материальных ценностей, трудящиеся. В антагонистическом обществе— это эксплуатируемые классы, не в антагонистическом — рабочие, крестьяне, интеллигенция. Иногда в понятие народ включают, наряду с трудящимися, все другие слои общества, которые до.своему объективному положению способны участвовать в решении задач общеетва Движущая роль народа в общественно-историческом процессе двояка. С одной стороны, его трудом создаются все материальные блага, все средства производства, его трудом создаются и многие духовные ценности. Например, огромное воздействие оказало народное творчество на развитие профессионального искусства. С другой стороны, движущая роль народных масс проявляется в экономической, социальной, идейной и политической борьбе за свои права и социальную справедливость, а также в борьбе за участие в управлении жизнью общества. Таким образом, народ можно определить как трудящихся той или иной страны (государства, республики, региона), представляющих в то же время какую-либо этническую общность (нацию, народность, племя). Это не нейтральное, а ценностное понятие, объединяющее совокупность ценностей, вокруг которых концентрируется национальная жизнь п совокупность лиц, воплощающих эти ценности. Отсюда народная культура — это те ценности, обычаи и традиции, которые воплощены в устных и письменных преданиях, а также выражены в художественных произведениях. Это культура, которая противостоит массовой культуре и культуре высших слоев общества.
Традиционная народная культура представлена крестьянской культурой и городским «примитивом», который является «затонувшим» из высшего слоя культуры. И то, и другое не знает художника-автора, не важно, кто создал, значимо то, что творцы выражают не свой внутренний мир, а мир, характерный совокупности людей, общности. В ряде стран национальное единство сводится не к государственному, а к культурному. Формируется национальный и культурный идеал на основе романтического представления о крестьянстве, как культурном идеале. Народная культура становится делом высших культурных слоев — сочиняются художественные произведения о крестьянстве, идет процесс фольклоризации. Подобный процесс происходит в нашей стране сейчас. Создание новых независимых государств сопровождается выпячиванием народной национальной культуры. А возрождение российской национальной культуры — это не что иное, как фольклоризация и возврат к народным ремеслам. Но то, что было в историческом прошлом, вернуть в жизнь и быт уже невозможно, разве только в качестве сувенирных изделий народных промыслов и выступлений фольклорных ансамблей со сцены. Наша страна ориентирована на западную культуру, а крестьянская культура не совместима с современной индустриальной моделью общества. Хотя она сегодня получает национальную идентичность и сплачивает народ на основе нового культурно-историческою идеала, но это лишь идеологическое явление, которое сопровождает социальные процессы. Внедрение народного культурного ндеа-ла — это политическая цель и этим во многом объясняется замена понятия «художественная самодеятельность» понятием «Народное творчество». . Если традиционная народная культура — это те ценности, что вложены в народные обычаи, традиции, в устные и письменные произведения и воплощены в народном сознании, то народное творчество — это процесс создания народом новых культурных ценностей, воплощение их в художественных произведениях. Современное понятие народного художественного творчества включает в себя не только фольклорные формы и декоративно-прикладные, но и все художественное творчество трудящихся масс, которое связано с созданием новых произведений (авторское) и воспроизведением уже написанного другими (исполнительское).
Таким образом, понятие «народное художественное творчество» можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком смысле оно связано с традиционной народной культурой, представленной фольклором и декоративно-прикладным искусством, зародившимися в родовом обществе и получившими высшее развитие в эпоху средневековья, а также городским «примитивом», утвердившимся с развитием городов благодаря «затонувшей» сверху академической художественной культуре. В широком смысле слова «народное художественное творчество» отражает все современные явления творчества трудящихся масс, связанных с самодеятельным формальным и неформальным движением — это и любительство, и художественная самодеятельность. Термин «художественное» указывает на предметное содержание деятельности и позволяет отличить творчество в сфере искусства от других его видов, например, научного, технического и т. д. Понятие народного художественного творчества отличается от понятия профессионального творчества, как творчество художественно неграмотных или полуграмотных слоев общества от творчества художественно образованных. Это определяет соответственно и качественный уровень художественной продукции. Продукты профессионального художественного творчества могут быть высшего и среднего уровня, они имеют значимость для всего общества, а иногда приобретают и глобальную значимость. Профессиональная художественная деятельность сама по себе направлена на совершенствование окружающей среды, других людей через создание особой атмосферы духовности с помощью художественно совершенных произведений искусства, его художественно цельных образов. Народное художественное творчество возникло как творчество для себя, для удовлетворения своих эстетических потребностей, для развития своих художественно-творческих способностей. Во многом оно было обусловлено недоступ-костью для широких трудящихся масс профессиональной художественной культуры и стремлением овладеть ею. Это способствовало, с одной стороны, развитию традиционно народных форм творчества, возникших еще в первобытном обществе и живущих в крестьянской среде; с другой стороны, освоению «затонувших» из высшего слоя городской культуры произведений профессионального искусства, на основе чего возник в древнерусском городе «примитив». И то, и другое представляло собой творчество для себя, хотя и были профессионалы из народа, дававшие различные представления, развлекавшие народ, создававшие различные изделия и тем самым зарабатывавшие себе на жизнь. Их художественно-исполнительская деятельность была, скорее всего, воспроизводством фольклорных произведений, или «затонувших» образцов академической культуры, чем собственно производственной, хотя они и показывали высокий уровень исполнения народных драм, песен, плясок и т. д.
Современное народное художественное творчество — это также главным образом творчество для себя, низший уровень творчества, когда продукт — произведение искусства, имеет новизну и значимость прежде всего для себя или для своего коллектива. Поэтому важен не столько результат, сколько сам процесс участия, способствующий развитию творческих способностей в процессе художественной деятельности. Однако с переходом к рыночным отношениям народное художественное творчество попало в условия коммерциализации, что существенно изменило его характер и назначение. Творчество для себя все больше приобретает производственный характер и превращается в творчество для других, а также—для материальной выгоды. Особенно это касается возрожденных форм народных промыслов, когда городские кооперативные организации и частные лица воспроизводят для продажи в качестве сувениров различные изделия из прошлого народного быта или украшения, которые представляют собой, скорее всего, продукт массового штампа, чем истинного творчества. Исполнительские формы народного художественного творчества в условиях коммерциализации также включились в производственную деятельность и все больше приобретают характер творчества для других. Осваивая профессиональное мастерство,- многие из них поднимаются на средний уровень творчества, связанный с внесением элементов новизны, с более высоким качественным урон-нем и более широкой социальной значимостью, чем только для себя и для своего коллектива. В этих полупрофессиональных творческих коллективах нередко рождается и оригинальная интерпретация исполнения произведения. В то же время коллективы, занимавшиеся ранее преимущественно творчеством для себя, не выдержали коммерциализации и прекратили свое существование, превратив бывших участников в домашних любителей или увеличив самоорганизующиеся формы любительского исполнительства, закрепив эту категорию на низшем уровне творчества, творчества для себя. Социальная значимость такого творчества бесспорна, так как оно развивает творческие способности, творческое мышление и дает обществу более развитую личность. Однако в условиях коммерциализации общество не заинтересовано в творчестве любителей, не поддеживает материально их стремление заниматься творчеством в формально организованных группах на базе учреждений культуры и искусства.
Явление авторского народного художественного творчества также, может быть не только на низшем, ко и на среднем уровне. Большинство авторов-любителей з часы свободного времени воспроизводят в своей музыке, картинах, в изделиях декоративно-прикладного творчества и других произведениях искусства мотивы, уже созданные другими, не придумав ничего оригинального и уникального. Им доставляет удовольствие, радость, наслаждение сам процесс творчества. А продукт имеет значимость для себя, демонстрируется в узком кругу самых близких людей. Но их творчество может быть и среднего уровня, когда продукт обладает новизной и оригинальностью, получает общественное признание. Так появилась и утвердила себя авторская песня, сделав известными имена многих музыкантов-любителей; изданы сборники стихов любителей-поэтов; демонстрируются на выставках произведения изобразительного и декоративно-прикладного творчества художников-любителей из народа. Таким образом, отличие народного художественного творчества от профессионального в том, что первое представляет Собой низший и средний уровень, а второе— средний и высший. Профессиональное творчество обязательно требует соответствующего художественного образования и представляет собой- деятельность в рабочее время, позволяющую иметь обязательную заработную плату. Народное творчество не обязательно требует налички художественного образования, которое может быть, но может и не быть; осуществляется в свободное время и не связано с заработной платой, но в условиях коммерциализации может давать дополнительный доход, Народное художественное творчество отличается не только от профессионального творчеств, но и от массовой куль-туры. Это понятие многогранное, существуют различные концепции. Наиболее известны четыре. Согласно первой, массовая культура рассматривается как культура, развивающаяся в определенной социальной среде, где происходит смешение различных-культур. В условиях большого города, где наблюдается смешение социальных слоев и групп, этническое и культурное смешение, происходит размывание прочных культурных представлений, сформированных у человека раньше, Хотя не исчезает противоположность высокой профессиональной культуры и народного творчества, культурные процессы дополняют друг друга, народная культура в городе продолжает жить за счет высшей, «тонущей» вниз, В современных условиях это формирует единообразную культуру для всех, которая становится популярной: Человеку, попадающему в такие условия, приехав в город, трудно сохранить свею культурную среду. Он пытается усвоить широкую городскую культуру, теряет национальную культуру и поглощает некритично все, что дает тонущая сверху культура, занимается простым потреблением. Вторая концепция массовой культуры основана на том, что популярная культура -большого города рассматривается как народная культура, урбанизированная, потерявшая свои традиции. Таким образом получается, что популярная массовая культура, связанная с потреблением, и народная культура — это одно и то же.
Третья концепция связана с рассмотрением массовой культуры как тривиального' искусства, которое понимается как альтернатива народной культуре. Все это связано с воздействием средств массовой коммуникации. Вместо народной песни — шлягеры, суеверий — научная фантастика и т, д. Четвертая концепция представляет массовую культуру как негативное явление, В ее основе лежит негативное понимание народной-массы, которая подвержена животным инстинктам, Такая трактовка идет от массовой психологии-толпы (Лебон) и теории определяющей роли инстинктов (Фрейд). Таким образом, все концепции представляют массовую культуру как культуру, ставшую популярной и связанную с простым потреблением. Народное же творчество связано с участием в созидательной деятельности в сфере художественной культуры и представляет собой качественно более совершенный уровень, хотя созданный продукт может иметь и незначительную объективную ценность. З^то деятельность, соответствующая внутренним потребностям, интересам человека, не навязанная ему извне. Следовательно, народное художественное творчество — это свободная, активная, самостоятельная деятельность трудящихся но преобразованию окружающей действительности и самого себя через участие в создании новых художественных ценностей н в их потреблении.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.018 с.) |