Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление художественной самодеятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
2.1. Художественная самодеятельность в первые годы после революции За всю историю своего развития художественная самодеятельность прошла нелегкий путь поиска. Почти каждое десятилетие — это новый этап, имеющий свои характерные особенности. Наиболее яркими были годы становления, когда в процессе поиска появились новые формы, когда самодеятельность испытывала влияние различных художественных направлений, методов и стилей, развивалась под влиянием социально-исторической и социально-экономической ситуации, была отражением всех тех процессов и событий, которые происходили в обществе. В начале XX века в России интенсивно развивалась культура—промышленность, искусство, естественно-научная и ре-лигизно-философская мысль. Однако культурная ситуация резко изменилась в связи с социально-политическими событиями. Это было время коренной перестройки, ломки старого во имя строительства нового, что происходило в общей атмосфере хаоса и неразберихи. Прошлая культура дворянства и молодой буржуазии была отвергнута новым обществом. Представители " интеллигенцйи находились в состоянии смятения, а часто и в ужасе от надвигающейся катастрофы. Многие из них в первые же годы поспешили покинуть страну, многие погибли, оставшиеся были деклассированы и утратили возможность передачи духовных ценностей новым поколениям. Огромный урон нанесла культуре высылка за границу выдающихся деятелей науки и искусства в 1922 году. В этом списке было 160 представителей духовной элиты России. Интеллигенция, связанная с дореволюционной культурой, фактически выводилась из генофонда народа. А созданные духовные ценности в значительной степени были изъяты из обращения — часть потеряна в годы гражданской войны, часть подверглась. критике, часть попала в запасники спецхранеггия. Все это привело к разрушению сложившейся преемственности культуры всех слоев общества, в том числе трудящихся классов. Особое значение имели процессы, происходившие в деревне, где веками складывался уклад жизни, народные традиции, обычаи, ритуалы. Они были разрушены в результате раскулачивания и массового выселения крестьянства. Народная культура стала развиваться по-новому, она во многом оторвалась от прошлого, потеряла связь с историей и превратилась в своеобразный музейный экспонат. В этих условиях перед страной встали сложные задачи создания новой основы культурного развития. Государство проявляло расточительность в распределении материальных и финансовых средств на культуру, щедрость в передаче помещений, которые порой просто захватывались и приспосабливались под свои нужды. Все происходящие события сопровождались мощным эмоциональным подъемом и энтузиазмом трудящихся масс. В этих сложных условиях преимущественно развивалась художественная самодеятельность. Ее целью было преодоление художественной неграмотности масс через широкий доступ к культурным ценностям и ознакомление с художественным наследием прошлого1 через организацию специальных художественных учебных заведений для рабочих и крестьян и непосредственное участие в творчестве. Таким образом, художественная деятельность масс представляла собой взаимосвязанный процесс потребления и творчества. Художественная самодеятельность как явление народного творчества в первые 2—3 года во многом- продолжала традиции дореволюционного любительства. Она использовала формы кружковой и студийной работы, в основе которых было обучение языку искусства, ориентировалась на освоение классического репертуара и образцы профессионального искусства. Но появилось и много нового в жанро-во-видовой структуре, в формах организации, в содержании репертуара. Появились и первые симптомы противопоставления художественной самодеятельности профессиональному искусству, отказа от традиций как элитарной культуры, так я народной. В жанрово-видовои структуре, как и в дореволюционном любительстве, лидирующее положение занимала театральная самодеятельность. Театры создавались повсюду: в Народных домах, избах-читальнях, в цехах, красных уголках, учебных заведениях. Основу работы театральных кружков составлял классический репертуар. С успехом играли Шиллера, Лопе де Вега и других драматургов, пьесы которых по своему духу давали возможность для выражения революционного пафоса. Но они по содержанию были далеки от происходящих событий, поэтому в текст вносились изменения, вписывались новые слова, предложения, а иногда и целые куски, делающие пьесу наиболее актуальной и злободневной. Происходило это от того, что не было еще пьес, отражающих революционные события, настроения в эмоциональное состояние масс, но была велика в них потребность. Как ответ на зародившуюся потребность, появились первые пьесы-«агитки». Их сочиняли сами кружковцы, используя при этом любой материал прессы или события из повседневной жизни. Это были короткие агитационные инсценировки лозунгов, например «Отечество в опасности», плакатов и других ярких, призывных материалов, которые агитировали за строительство нового общества, звали на борьбу с иностранной интервенцией в годы гражданской войны, средствами художественной выразительности. Пьесы-«агитки» отличались плакатностью, откровенной наглядностью и прямотой политической агитации. Они были невысокого художественного уровня и довольно низкого по качеству исполнительского мастерства, так как актеры выходили на сцену после 2—3 репетиций. Главным в них был не столько художественно-исполнительский уровень, сколько содержание' и политическая агитация. Это1 была одна из тех первых форм художественной самодеятельности, которая наиболее полно отражала ее сущность как проявления социальной активности в сфере художественной деятельности. Другой такой формой был театр массового действия, который также появился как ответ на происходящие события. Это был театр без сценических подмостков, театр улиц и площадей, театр под открытым небом. Он представлял собой инсценировку историко-революционных событий вчерашнего или сегодняшнего дня. Крупнейшими инсценировками были: «Взятие Зимнего дворца», которая воспроизводила реальные события, «К мировой коммуне», «Пантомима великой революции», «Блокада России» и др. Сценарии инсценировок, как и пьесы-«агитки», писали сами участники. Содержание их отличалось актуальностью и отвечало потребностям народной массы. В постановках принимало участие огромное количество людей, например, в инсценировке «К мировой коммуне» участвовало около 4 тысяч красноармейцев и членов театральной самодеятельности, не считая десятков тысяч зрителей. Отсюда и название—театр массового- действия, который отражал революционный пафос, мощь и масштабность событий. Он соответствовал потребности единения, царившей в народе, отвечал духу времени. Огромную роль в развитии театра массового действия сыграл Мейерхольд, который принимал непосредственное участие в режиссерских постановках этих инсценировок. Необходимость сочинения «агиток» и сценариев для театра массового действия, естественно, породила развитие авторской самодеятельности в жанре литературы. Литературная самодеятельность представляла собой проработку различных материалов: текстов, лозунгов, плакатов, написание частушек, агиток, инсценировок, создание стенной газеты и т. п. Все, что создавали участники литературного кружка, исполняли участники театрального кружка. Таким образом, литературный как авторский и театральный как исполнительский развивались в тесном взаимодействии, подпитывая друг друга. Не была обособлена от них и музыкальная самодеятель-кость, которая развивалась в трех направлениях: хоровая, оркестровая и кружки общего музыкального образования. Музыкальные кружки, школы, классы были бесплатными, воскресными и вечерними. Большей частью они носили студийный характер, занятия проводились главным образом индивидуально. Рабочие, солдаты, студенты и другие слои населения осваивали в них нелегкий язык музыки, а наиболее талантливые получали возможность пополнить ряды художественной интеллигенции, хотя эти формы обучения не давали профессионального образования. Хоров и оркестров было немного, так как это более сложные жанры, которые требуют знания музыкального языка и исполнительских навыков, особенно в игре на музыкальных инструментах. Кроме отдельных коллективов организовывались хоровые и оркестровые массивы из нескольких хоров и оркестров, число участников которых доходило порой до де-126 сятка тысяч человек. Такая специфическая форма исполнительства была вызвана общественно-политическими событиями в стране. Массовое музыкальное исполнительство использовалось для придания монументальности революционным празднествам. Оно включалось в различные формы музыкально-просветительской работы: в концерты-митинги, где политические речи чередовались с пением революционных рабочих песен и гимнов; во всевозможные инсценировки, народные празднества и гуляния, которые не обходились без музыки, песен и плясок. С первых же послереволюционных лет развивались в художественной самодеятельности и жанры изобразительного искусства, основы которого были заложены еще в глубокой древности и различные направления и формы прослеживались на протяжении всей истории. Изосамодеятельность продолжала традиции третьего слоя художественной культуры в жанрах портрета, живописи, натюрморта и т. д. В клубных учреждениях занятия также носили студийный характер, но значительное место занимала оформительская работа, которая была продиктована необходимостью красочного изобразительного оформления массовых праздников и театральных инсценировок. Таким образом, в первые годы после революции жан-рово-видовую структуру художественной самодеятельности представляли театральный, литературный, музыкальный и изобразительный. Не было еще хореографии как явления организованной художественной самодеятельности, так же как не было и дореволюционного любительства в хореографии. Огромную роль в развитии художественной самодеятельности первых лет после революции сыграл Пролеткульт. Его деятельность осуществлялась на фоне обострившихся идеологических страстей, которые разгорелись в обстановке хаоса. Они не могли не охватить и сферу эстетических взглядов, среди которых появилось множество противоречивых направлений, стилей, методов, связанных с символистским, футуристским, декадентским искусством, в борьбе с которыми утверждались идеалы реалистического искусства. Противоречия взглядов отразились в позициях вождей Богданова и других, которые требовали независимости от Наркомпроса, т. е. от государственного органа управления. Это было обусловлено тем, что организация «Пролеткульт» была создана еще до Октябрьской революции в период Временного правительства как рабочая организация, независимая от правительства Керенского. Она и после революции продолжала отстаивать независимость от правительства. И в этом был элемент целесообразности, т. к. обязательное подчинение государственным органам во многом лишало организацию самостоятельности, ставило в жесткие условия регламентированной деятельности, лишающей самодеятельности. Ошибочным в позициях вождей Пролеткульта было от-рицание культурного наследия прошлого, которое якобы буржуазно и не годится для строительства нового общества, новой культуры. Наиболее крайним выражением таких взглядов было то, что отрицались ценности, созданные не только профессио>налыгой художественной культурой, но и образцы народного творчества—фольклор. В свою очередь, подобные идеи приводили к тому, что пролеткультовцы не признавали ни роли художественной интеллигенции, ни крестьянства, говоря: «Пролеткульт — это не лаптекульт» и призывали к созданию культуры экспериментальным путем только с промышленными рабочими. Теоретические идеи вождей Пролеткульта были раскритикованы Лениным, Луначарским, Крупской и в специальном письме ЦК ВКП (б) «О Пролеткультах». Эта критика нашла поддержку у делегатов 1-го Всероссийского рабоче-крестьянского театра, когда пролеткультовцы выступили с проектом резолюции, в котором требовали бороться с профессиональным театром и искусством прошлых лет. Но идеи вождей Пролеткульта необходимо отделить от практических культурных дел организаций на местах. А их было около 400 и свыше 100 отделений и учреждений в различных городах. Объединяли они в своих рядах более 80 тысяч активно работающих членов, вокруг которых группировались рабочие. Пролеткульт издавал свои альманахи, книги, журналы, что давало возможность широкой агитации и пропаганде культурных дел. Он создал рабочие театральные, художественные и литературные студии, которые участвовали в агитационном обслуживании фронта, оформляли митинги, демонстрации, проводили конкурсы на лучшие пьесы, инсценировки, активно участвовали в созда*-шги театра массового действия, сочинили целую серию массовых инсценировок под открытым небом. Отвергая традиции профессионального искусства, они активно включились в создание новых форм и нового репертуара. Среди театральных студий Пролеткульта были Центральная студия Московского Пролеткульта, Центральный пролетарский театр в Москве. В Петербурге Пролеткульту было передано здание государственного показательного театра (Эрмитаж). Формировался театр из студийцев теат-128 ральных студий. При театре была инструкторская студий, которая выпускала режиссеров-организаторов пролетарских театров на местах. Большую роль сыграл Пролеткульт в развитии изобразительного искусства через создание курсов, школ, мастерских и студий. В них обучали в основном живописи и рисованию, главной задачей было развитие индивидуальности каждого. Но окончившие школы и студии не получали дипломов «свободных художников», это не входило в задачи Пролеткульта. В студиях преобладали рабочие мелких предприятий, почти сплошь выходцы из деревни. Им читались лекции по истории искусства, анатомии, технике живописи. Студийцы писали плакаты для украшения улиц и площадей, рисовали карикатуры на врагов революции, выполняли декорации для театров и другую оформительскую работу. Таким образом, Пролеткульт, идейно отрицая традиции прошлых лет и профессиональное искусство, во многом сыграл положительную роль в развитии художественной самодеятельности. Большинство театральных, литературных и изобразительных студий работали вразрез с принципиальными установками центра. Кроме того, эти установки стимулировали поиск новых форм, и пролеткультовские студии стали своеобразной экспериментальной лабораторией в период становления художественной самодеятельности. Однако идейные позиции вождей Пролеткульта и эстетические взгляды, связанные с другими направлениями, методами и стилями в искусстве, мешали утверждению партийных установок на развитие искусства по единому руслу. Особую непримиримость вызывало стремление к независимости, и в первые же годы после революции были приняты меры к то*-му, чтобы превратить развитие культуры и искусства, в том числе художественной самодеятельности, в организованное движение. На VIII съезде партии была определена роль кружков и студий в культурном строительстве, что явилось основой для политизации художественной самодеятельности, доведенной в последующие годы до абсурда. В эти годы были заложены основы государственного руководства — создан Нарком-тгрос с отделами и подотделами по различным видам и жанрам искусства, преобразованный в 1920 г. в Главполитпро-свет. Методическое руководство осуществлял ставший на сторону Советской власти Дом Поленова, который реорганизовался и расширил свою деятельность, организовав отделы по всем жанрам. Он ставил своей целью оказание методической помощи сельской художественной самодеятельности. Были созданы первые курсы подготовки инструкторов по различным жанрам искусства, что явилось основой создания в дальнейшем системы подготовки кадров. Таким обазом, в результате революции произошел коренной перелом в развитии народного художественного творчества. Вместо дореволюционного любительства преимущественно для себя появляется художественная самодеятельность, связанная с проявлением социально-политической активности масс через художественную деятельность. Она была выражением творческой энергии, реакцией на переживаемые события и развивалась в четырех жанрах: театральном, литературном, музыкальном и ИЗО. Основными ее чертами были: массовость, монументальность, агитационность, плакатность, революционный пафос, соответствующие происходящим историческим событиям и отражающие настроение масс. Это был период ощущения свободы и раскрепощенности, благоприятных материальных условий, огромных расходов на культуру как проявление наивности начинающей власти, ее неразумных расходов. Это было время хаоса и анархии, шел интуитивный поиск* не было еще государственного аппарата управления материальными средствами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.68.115 (0.014 с.) |