Народное танцевальное искусство городского «примитива» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народное танцевальное искусство городского «примитива»



Городская культура «примитива» представлена также на­родным танцевальным искусством,которое берет свое нача­ло из древнейших форм творчества. Процесс дифференциа­ции первобытного фольклорного танца на крестьянский, бытовой и сценический шел одновременно с развитием об­щества и его социальным расслоением.

Городской примитив в танце, как и в других жанрах, сое­диняет в себе элементы фольклорных традиций и формы профессионального исполнительства. Ярким образцом явля­ется искусство скоморохов, среди которых были и мастера в танце. В своем ремесле исполнения танца они превосходи­ли всех, не зря говорили о них: «Всяк спляшет, да не как скоморох». Это были профессионалы из народа и развлека­ли своим танцем на всех празднествах и увеселеньях.

Скоморохи-плясуны были большими мастерами своего дела. Мастерство плясунов и плясиц включало в себя и развивало мотивы старинной русской народной пляски. Ос­нову выразительных средств составляли разновидности при­сядки, дроби и другие движения", требующие ловкости и сно­ровки. Об этом свидетельствуют миниатюрные изображения, фрески, лубочная картина и другие материалы.

Скоморохи сыграли большую роль в развитии, совер­шенствовании' и популяризации русского народного танца. Они не только поддерживали традиции в исполнении пляс­ки, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли новые отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение.. Танцевальное искусство скоморохов во многом подготовило появление и развитие сценических форм народного танца.

Сценический танец как явление народного творчества города широко использовался в театральных представлени­ях—в народной драме и кукольном театре. В отличие от собственно народного, фольклорного танца, он уже был подчинен условиям его исполнения на сценических под­мостках. При этом народный танец как бы остался тем же, но и становился уже другим, что было связано с поня­тием «сценический». Вместе с музыкой, песней, словом та­нец жил в творчестве актеров народной драмы ив искусстве кукольников.

В качестве материала для сценического танца в теат­ральных представлениях использовались мотивы сюжетных 92


и бессюжетных народных плясок и танцев, которые в от­личие от обрядовых (ритуальных) можно назвать бытовыми (праздничными), т. к. исполнялись в быту и играли развле­кательную роль. На их подлинно народной основе рожда­лись новые танцы, подчиненные особенностям сценического воплощения. Одни из них на сцене служили для показа жизни и быта парода и почти исключительно в сфере раз­влечений, а другие являлись средством образной характери­стики сценических персонажей, выражения их отношений и чувств.

В народной драме «Царь Максемилиа'н» лихая пляска с песней сопровождает действия комического персонажа старика-гробокопателя. Многообразно представлена пляска в вертепе, где пляшущие персонажи появлялись в комедий­ной части спектакля «Царь Ирод». Плясали «дид» и «баба» на радостях, что не стало царя, солдате красавицей, затем попарно танцевали представители разных национальностей. Много плясали и куклы русской народной кукольной ко­медии «Петрушка». Нередко пускался в пляс задира и за­бияка Петрушка, то один,- то с женой пли невестой, пляса­ли и другие куклы.

Таким образом, сценический танец в театральных формах народного творчества—это не только измененные виды фоль­клорных плясок, но и польские, венгерские, цыганские танцы и танпы других национальностей, появление которых на сцене народного театра было связано с проникновением в городской быт бальных (бытовых) танцев разных народов мира.

Городской бытовой или бальный танец как жанр народ­ной хореографии. появился в среде низших и средних слоев городского населения на-основе бальных танцев высших аристократических кругов общества и, видоизменяясь в на­родной среде, вносил элементы традиционных фольклорных танцев. Он наглядно демонстрировал связь,истинно парод-пых истоков и салонного искусства.

Появление в России салонных бальных танцев было связано с именем Петра I, который издал указ в 1718 г. об ассамблеях-собраниях, обязательных для дворянства. Ассам­блеи проходили в вечерние часы, собравшиеся обеспечива­лись просторной горницей для танцев, музыкой,, сиденьями, шахматами и шашками, табаком, пивом и квасом. Все обя­заны были танцевать бальные танцы, пришедшие из-за рубе­жа, в основном из Парижа. В связи'с этим вскоре было введено преподавание танцев и танцмейстер стал одной из необходимейших фигур в новом русском дворянстве.

Постепенно бальные танцы стали достоянием более низ-ших слоев городкого населения. Но народ танцевал их по. своему, заменяя галантность и салонную чопорность шутка­ми, весельем, смехом. Многие танцы (лансье, кадриль, бранль) претерпели настолько сильные изменения на рус. ской народной почве, что дали совершенно новую жизнь бальному танцу. Часто они были связаны с ремеслом опре­деленных цеховых объединений, например, французский бранль имел разные виды: бранль ткачей, прачек, булочни­ков, башмачников и других.

Бытовой танец городского населения объединил самые разные образцы хореографии—это не только бальные, но и переработанные под влиянием профессионалов подлинно на­родные танцы, и шаблонные сочинения местных танцмей­стеров, и танцы, на мелодии известных песен, представля­ющие хореографию многих народов мира. Они, как прави­ло, включали небольшое количество стандартных наборов движений, в которые добавлялась какая-нибудь деталь.

В этих танцах проявилось влияние стандартизации, особенно с XIX века. Национальные народные танцы уни­фицировались, теряли свою самобытность и превращались в заранее созданный стереотип городского бытового танца. В России огромную роль в этом сыграла деятельность про­фессионалов, которые трансформировали национальные танцы других народов, упрощали и приспосабливали их для самых широких масс, создавая доступные схемы их ис­полнения.

Показателен в этом отношении пример трансформации английского матросского танца «Матлота» в русский танец «Яблочко». Сначала «Матлот» был приспособлен танцмейсте­рами для публичных балов, затем он ассимилировался с русскими матросскими переплясами, пляской «Камарин­ская», народной песней «Яблочко», даже попал на балет­ную сцену и вошел в издания по бытовой хореографии. Ь результате такой трансформации «Матлот» и «Яблочко» приобрели шаблонную форму городского бытового танца.

Для многих городских бытовых танцев (полек, кадрилей и других) характерны ирония, юмор, гротеск, которые как бы компенсируют стандартность и шаблонность их структу­ры. Это связано и с тем, что они пришли в городской быт в более позднее время и функционировали в сфере развле­чений. Претерпела изменения и хореография, в которую про­никли элементы народного танца. Салонная манера испол­нения заменялась простой, более демократичной и доступ­ной, нередко с иронией, показывающей некоторое снисходи-94


Вёльнее отношение самих танцоров к пустой и забавной тан­цевальной моде. Таким образом бытовой танец городского населения испытывал влияние подлинно народного и салон* н0го бального, но и сам активно влиял на них.

В последующие годы на основе городского бытового {танца, который в силу различных причин не носил массово­го характера, развивались два направления танцевальной {культуры. К первым относятся массовые танцы или так на­зываемые массовые «шлягеры», которые обладают неограни­ченными импровизационными возможностями, чем и привле-I кают молодежь, стремящуюся к проявлению фантазии /и ■тяготеющую к острым современным ритмам. Эти танцы от­теснили на танцплощадках все другие группы бытового танца и распространились в сельской местности. Второе на­правление составляют собственно бальные танцы, которые вышли за пределы балов и стали исполняться в различных бытовых ситуациях, соло и парами на конкурсах, а также 1 групповых ансамблях современного бального танца.

Таким образом, народное танцевальное искусство в горо­де как пласт третьего типа культуры богато и разнообраз­но. Оно уходит своими корнями в глубокую древность, вби-'рает в себя элементы подлинно народного фольклорного 1танца и обращает своп взоры в сторону аристократического нганца. На стыке двух культур возникает третья, носителями которой являются скоморохи, актеры народной драмы, ку­кольники и люди разных профессий, искусство которых было представлено в народных празднествах, театральных пред­ставлениях и в городском быту. Все это явилось благодат­ной почвой для развития сценического и бытового танца с;.их богатыми разновидностями, отражающими постоянно из­меняющуюся и развивающуюся жизнь народа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.39.149 (0.024 с.)