Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Народное танцевальное искусство городского «примитива»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Городская культура «примитива» представлена также народным танцевальным искусством,которое берет свое начало из древнейших форм творчества. Процесс дифференциации первобытного фольклорного танца на крестьянский, бытовой и сценический шел одновременно с развитием общества и его социальным расслоением. Городской примитив в танце, как и в других жанрах, соединяет в себе элементы фольклорных традиций и формы профессионального исполнительства. Ярким образцом является искусство скоморохов, среди которых были и мастера в танце. В своем ремесле исполнения танца они превосходили всех, не зря говорили о них: «Всяк спляшет, да не как скоморох». Это были профессионалы из народа и развлекали своим танцем на всех празднествах и увеселеньях. Скоморохи-плясуны были большими мастерами своего дела. Мастерство плясунов и плясиц включало в себя и развивало мотивы старинной русской народной пляски. Основу выразительных средств составляли разновидности присядки, дроби и другие движения", требующие ловкости и сноровки. Об этом свидетельствуют миниатюрные изображения, фрески, лубочная картина и другие материалы. Скоморохи сыграли большую роль в развитии, совершенствовании' и популяризации русского народного танца. Они не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли новые отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение.. Танцевальное искусство скоморохов во многом подготовило появление и развитие сценических форм народного танца. Сценический танец как явление народного творчества города широко использовался в театральных представлениях—в народной драме и кукольном театре. В отличие от собственно народного, фольклорного танца, он уже был подчинен условиям его исполнения на сценических подмостках. При этом народный танец как бы остался тем же, но и становился уже другим, что было связано с понятием «сценический». Вместе с музыкой, песней, словом танец жил в творчестве актеров народной драмы ив искусстве кукольников. В качестве материала для сценического танца в театральных представлениях использовались мотивы сюжетных 92 и бессюжетных народных плясок и танцев, которые в отличие от обрядовых (ритуальных) можно назвать бытовыми (праздничными), т. к. исполнялись в быту и играли развлекательную роль. На их подлинно народной основе рождались новые танцы, подчиненные особенностям сценического воплощения. Одни из них на сцене служили для показа жизни и быта парода и почти исключительно в сфере развлечений, а другие являлись средством образной характеристики сценических персонажей, выражения их отношений и чувств. В народной драме «Царь Максемилиа'н» лихая пляска с песней сопровождает действия комического персонажа старика-гробокопателя. Многообразно представлена пляска в вертепе, где пляшущие персонажи появлялись в комедийной части спектакля «Царь Ирод». Плясали «дид» и «баба» на радостях, что не стало царя, солдате красавицей, затем попарно танцевали представители разных национальностей. Много плясали и куклы русской народной кукольной комедии «Петрушка». Нередко пускался в пляс задира и забияка Петрушка, то один,- то с женой пли невестой, плясали и другие куклы. Таким образом, сценический танец в театральных формах народного творчества—это не только измененные виды фольклорных плясок, но и польские, венгерские, цыганские танцы и танпы других национальностей, появление которых на сцене народного театра было связано с проникновением в городской быт бальных (бытовых) танцев разных народов мира. Городской бытовой или бальный танец как жанр народной хореографии. появился в среде низших и средних слоев городского населения на-основе бальных танцев высших аристократических кругов общества и, видоизменяясь в народной среде, вносил элементы традиционных фольклорных танцев. Он наглядно демонстрировал связь,истинно парод-пых истоков и салонного искусства. Появление в России салонных бальных танцев было связано с именем Петра I, который издал указ в 1718 г. об ассамблеях-собраниях, обязательных для дворянства. Ассамблеи проходили в вечерние часы, собравшиеся обеспечивались просторной горницей для танцев, музыкой,, сиденьями, шахматами и шашками, табаком, пивом и квасом. Все обязаны были танцевать бальные танцы, пришедшие из-за рубежа, в основном из Парижа. В связи'с этим вскоре было введено преподавание танцев и танцмейстер стал одной из необходимейших фигур в новом русском дворянстве. Постепенно бальные танцы стали достоянием более низ-ших слоев городкого населения. Но народ танцевал их по. своему, заменяя галантность и салонную чопорность шутками, весельем, смехом. Многие танцы (лансье, кадриль, бранль) претерпели настолько сильные изменения на рус. ской народной почве, что дали совершенно новую жизнь бальному танцу. Часто они были связаны с ремеслом определенных цеховых объединений, например, французский бранль имел разные виды: бранль ткачей, прачек, булочников, башмачников и других. Бытовой танец городского населения объединил самые разные образцы хореографии—это не только бальные, но и переработанные под влиянием профессионалов подлинно народные танцы, и шаблонные сочинения местных танцмейстеров, и танцы, на мелодии известных песен, представляющие хореографию многих народов мира. Они, как правило, включали небольшое количество стандартных наборов движений, в которые добавлялась какая-нибудь деталь. В этих танцах проявилось влияние стандартизации, особенно с XIX века. Национальные народные танцы унифицировались, теряли свою самобытность и превращались в заранее созданный стереотип городского бытового танца. В России огромную роль в этом сыграла деятельность профессионалов, которые трансформировали национальные танцы других народов, упрощали и приспосабливали их для самых широких масс, создавая доступные схемы их исполнения. Показателен в этом отношении пример трансформации английского матросского танца «Матлота» в русский танец «Яблочко». Сначала «Матлот» был приспособлен танцмейстерами для публичных балов, затем он ассимилировался с русскими матросскими переплясами, пляской «Камаринская», народной песней «Яблочко», даже попал на балетную сцену и вошел в издания по бытовой хореографии. Ь результате такой трансформации «Матлот» и «Яблочко» приобрели шаблонную форму городского бытового танца. Для многих городских бытовых танцев (полек, кадрилей и других) характерны ирония, юмор, гротеск, которые как бы компенсируют стандартность и шаблонность их структуры. Это связано и с тем, что они пришли в городской быт в более позднее время и функционировали в сфере развлечений. Претерпела изменения и хореография, в которую проникли элементы народного танца. Салонная манера исполнения заменялась простой, более демократичной и доступной, нередко с иронией, показывающей некоторое снисходи-94 Вёльнее отношение самих танцоров к пустой и забавной танцевальной моде. Таким образом бытовой танец городского населения испытывал влияние подлинно народного и салон* н0го бального, но и сам активно влиял на них. В последующие годы на основе городского бытового {танца, который в силу различных причин не носил массового характера, развивались два направления танцевальной {культуры. К первым относятся массовые танцы или так называемые массовые «шлягеры», которые обладают неограниченными импровизационными возможностями, чем и привле-I кают молодежь, стремящуюся к проявлению фантазии /и ■тяготеющую к острым современным ритмам. Эти танцы оттеснили на танцплощадках все другие группы бытового танца и распространились в сельской местности. Второе направление составляют собственно бальные танцы, которые вышли за пределы балов и стали исполняться в различных бытовых ситуациях, соло и парами на конкурсах, а также 1 групповых ансамблях современного бального танца. Таким образом, народное танцевальное искусство в городе как пласт третьего типа культуры богато и разнообразно. Оно уходит своими корнями в глубокую древность, вби-'рает в себя элементы подлинно народного фольклорного 1танца и обращает своп взоры в сторону аристократического нганца. На стыке двух культур возникает третья, носителями которой являются скоморохи, актеры народной драмы, кукольники и люди разных профессий, искусство которых было представлено в народных празднествах, театральных представлениях и в городском быту. Все это явилось благодатной почвой для развития сценического и бытового танца с;.их богатыми разновидностями, отражающими постоянно изменяющуюся и развивающуюся жизнь народа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.107 (0.011 с.) |