Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Календарио-обрядовые формы бытования фольклораСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные моменты трудовой жизни крестьянства отмечались празднествами. Они были приурочены к смене времен года, определяющих цикл работ земледельца в поле и в домашнем хозяйстве. Празднества следовали друг за другом соответственно различным состояниям природы: зимнему солнцевороту, первым признакам возрождения, оживлению природы, полному цветению, осеннему и зимнему замиранию. С утверждением христианства на Руси к определенным дням каждого периода были приурочены церковные праздники, в том числе чествования какого-либо святого. Эти даты стали как бы вехами календарных сельскохозяйственных работ. Таким образом, зародившись еще в родовом обществе как игрища, как магические действия, связанные с языческим культом, постепенно некоторые из них превратились в христианские календарные обряды с обязательными элементами. Народные празднества представляли собой как бы цепь приветствий возрождающейся природы с соответствующими обрядами. Они должны были способствовать плодородию земли, хорошему урожаю, приплоду скота, благополучию семьи через различные магические действия, обращения к высший! силам и к природе. Особенно значительными были земледельческие празднества в дни зимнего солнцестояния. После принятия христианства они стали называться «святками». За ними следовали празднества в честь весеннего равноденствия, впоследствии названные «масленицей», и летнего солнцестояния. На такие Празднества в дни зимнего солнцестояния, или святки, начинались с сочельника—кануна рождества (24 декабря) и'^2— Длились две недели — до крещения (6 января). В эти дни, когда начинался новый годовой цикл в природе, каждый задумывался, каким будет наступающий год для хозяйства, какие изменения принесет в жизнь каждого. Пытались получить ответы на эти вопросы с помощью гаданий. Старики гадали об урожае, приплоде скота, о погоде во время посева, вызревании озимых и яровых, сенокосе, жатве. Во время святок проводились различные игры, ряжения-и другие действия, имеющие магический смысл. Одним из самых примечательных явлений было колядование— хождение по домам с пением новогодних песен-поздравлений, про-, славляющих хозяев и в идеализированном виде выражающих пожелания на новый год. Колядовщики вознаграждались подарками и праздничными угощениями. Пение колядок особенно было распространено на Украине и на юге России..
К числу старейших относятся весенние игрища, следую-] щие за святками и названные «масленичными». В глубокой] древности масленицу праздновали весной. Но с введение? христианства и запретом увеселений в период предпасхаль кого поста ее празднование проходило в более ранние сроки] —8-ю неделю до пасхи. Практически масленица приходилась на вторую половину февраля — первую половину мар-1 та. Это единственный праздник, который не получил точного приурочения к какому-либо дню христианского календаря,! а представлял собой возникший в далекую дохристианскую] эпоху обряд встречи и приветствия первых признаков ожив-, ления природы, весны и проводов зимы. Весенние игриш.а состояли как бы из трех действий:! встречи, чествования и проводов весны. Это был самый веселый и самый разгульный народный праздник, который! продолжался всю неделю к шел по строго расписанному по-, рядку. Каждый день-недели имел свое предназначение. Понедельник — «встреча», вторник — «заигрыши», среда — «лакомка», четверг — «разгул», пятница — «тещины вече-; ра», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье—«проводы». Это было великое веселье для всех людей без различия] пола и возраста, семейного и социального положения. Здесы пеклись блины, которые были обрядово-ритуальным угоще-: нием, ездили на лошадях, катались с гор на санках^ играли в снежки, боролись, разжигали костры, сжигали чучела,.звенели колокольчики и бубенцы, звучали песни и приговорьл о том, как масленицу ожидали, встречали, величали и про], вожали. <\~ "В связи с введением христианства на Руси появились И <х утвердились церковные праздники (обряды). Самым боль-s л*** весенним праздником считалась пасха, с которой были «ячяны множества других предпасхальных и послепасхаль-ш.н обоядов Пасху праздновали по православному кален-чяпю на первое воскресенье после первого весеннего полно-^ия т е в марте-апреле. Служители церкви строго следи-ли чтобы в период поста и пасхи не проводились языческие обряды и это глубоко укоренилось в сознании народа, т. к. проходило через всю трудовую жизнь.
' Пасха была праздником прихода реальной весны, праздником возрождения, воскресения природы. Она давала начало нового сельскохозяйственного года, начало полевых работ —сева С этим в древности было связано много магических обрядов, цель которых — обеспечить благополучие посевов -и вызревания злаков, плодов и ягод, размножение скота, а значит и благополучие самого хозяина земли и его семьи. Символы плодородия (яйцо, сыр или творог, высокий сдобный хлеб — кулич) были все же приняты церковниками и стали ритуальной едой на пасху. Молодежь ходила по дворам христосоваться, за что получала яйца, с которыми потом проводилась азартная игра «яйца катать» — спускали их по лотку и смотрели, чье яйцо разобьет другие яйца. Со второго дня пасхи начинались гулянья, хороводы, качанье на качелях, пение поздравительных песен в адрес друг друга. На седьмой неделе после пасхи, в четверг, праздновали Семик», а в воскресенье — «Троицу». Семицкие праздники возникли в глубокой древности и были связаны в язычестве с приветствием первой зелени на деревьях, почитанием первого распустившегося дерева — березки и исполнением главного обряда «завивание венка», имевшего аграрно-магичес-кое значение. Троица — церковный праздник, который был введен для вытеснения языческого «Семика». Впоследствии оба праздника тесно переплелись. «Семик» был девичьим праздником и проводился в лесу. Девушки тайно от парней уходили в лес, выбирали березу" и совершали с ней магические обряды. Они украшали березу, пели ей песни, нашептывали желания, пригибали ее ветви к земле, на концах веток завивали венки. Затем начиналась трапеза, после чего водили хороводы, пели песни, девушки кумились — целовались, желая быть верными подругами. Через три дня, в Троицу, возвращались к березе, осматривали свои венки (если не распустились — желание исполнится). Затем- бросали их в реку и смотрели, как плывут— гадали на женихов. Срубали березку и множество веток, приносили их в селение, украшали ветками дома, ставили березу в центре деревни и водили хороводы, где активное участие принимали и нарни. Все эти манипуляции с березой проводились с той целью, чтобы получить от нее живительную силу. Это относилось и к людям, и к животным, которым на рога надевали венки из прутьев молодой березы. дни летнего солнцестояния, которые приходились на СЩ июня, народ праздновал Ивана Купалу, приветствуя солн->це и апогей цветения растительности на земле. Этому предшествовали похороны Костромы — олицетворения весны. Обряд проходил с пением песен вокруг девушки или чучела из соломы, с которыми разыгрывались сценки похорон весны и наступления лета в образе Ярилы-солнца. Праздник Ивана Купалы утверждал приход лета, когда был самый длинный день и самая короткая ночь, а, в дерев-нях начинали купаться. Он отмечался всеми европейскими народами и с ним было связано много легенд, поверий, примет и гаданий. Считалось, что в эту ночь оживляется и старается себя проявить вся нечисть, поэтому особое место занимали обереги и гадания. Еще до восхода солнца выходили в лес собирать травы, цветы и коренья (особенно папоротник), обладающие целительной силой и нужные для ворожбы. К вечеру топили бани и парились вениками. А с заходом солнца начиналось великое игрище и продолжалось всю ночь с 23-го на 24-ое. Разжигали костры, прыгали через них, водили хороводы, обливали друг друга водой, купались в реках и озерах и пели особые купальские песни. Это было ритуальное языческое игрище, которое вызывало возмущения и запреты церкви, поэтому среди русских почти не сохранилось песен и даже воспоминаний о празднике.
Цикл календарно-обрядовых праздников завершался праздником урожая. Он не был приурочен к какой-то конкретной дате, время проведения зависело от созревания злаков и тех климатических условий, которые определяли жатву. Жатвенные обряды были связаны с благодарением «матушки-земли» за полученный урожай, желанием вернуть ей силы для нового урожая в будущем году. В обряды входили различные магические действия с первым и последним снопом. Первый сноп зажигала старшая в семье. Его украшали цветами, несли с песнями в дом и ставили под икону. Последний сноп также несли в дом, воздавали ему почести, считали, что он обладает целительной силой. Последний пучок жнива оставляли на земле, притаптывали колосья, чтобы вернуть земле силы. Все это сопровождалось песнями. На празднике урожая в складчину варили пиво, резали барана, еклИ пироги и весилилиеь. Было множество игрищ., звучали «если о прошедшей жатве и о будущем урожае. /г—Большую роль в жизни народа играли семейно-бытовые (Пазники и обряды. Наиболее значительные среди них свя-I аны с рождением, свадьбой и похоронами человека. Они за-оодились в глубокой древности, еще до христианства и представляли собой языческие игрища, многие элементы которых стали обрядовыми. Родильные обряды осуществлялись, чтобы обеспечить безопасность новорожденному, положительно повлиять на его будущую судьбу, уберечь от «порчи», «сглаза» и болезней, сделать его жизнь обеспеченной и счастливой. Новорожденного купали в бане и заговаривали, ему посвящали специальные песни. Свадебные празднества были самыми значительными и включали в себя множество обрядов, связанных со сватовством, сговором, девишником-мальчишником, днем свадьбы и после свадьбы. В некоторых районах страны они длились от двух до трех недель. В свадебной обрядности нашли отражение особенности крестьянского мировосприятия. Невесту выбирали умеющую работать, поэтому при сватовстве могли попросить ее показать свое умение прясть, шить, вышивать и т. п. Наглядным доказательством женского мастерства служили вещи собственного изготовления, которыми невеста должна была одаривать жениха и его родных.
Во время свадьбы исполнялись и магические обряды, что-. бы уберечь молодых супругов от «порчи», «сглаза» и всевозможных злых духов; чтобы они жили в богатстве, дружно и вырастили здоровых детей. При этом звучали заговоры, заклинания. Свадьба представляла собой замечательное явление различных жанров народного творчества. В нее входили пословицы, поговорки, загадки, причитания, песни и приговоры. Полной противоположностью по своей эмоциональной окраске были похоронные обряды. Они посвящены самым трагическим событиям в жизни человека и насыщены плачем, воплями и рыданиями. Хотя не всегда были таковыми. Похоронным обрядам предшествовали в глубокой древности игрища в массовые поминки, которые были приурочены к весне и назывались «русалиями». Они состояли из четырех частей: отпевание «покойника», оплакивание его, прощание с ним и оживание. Здесь отчетливо выступали комические, сатирические возможности обыгрывания и пародирования, В более позднее время на основе игрищ утвердились по. хоронные и поминальные обряды, где было не только го. рестное, но и много веселья. Считалось, что смерть — это благо, что душа не умирает, а перемещается в иной мир. BJ время похорон исполнялись различные обряды, которые cord ровождались специальными похоронными причитаниями. BJ них покойника называли только ласковыми словами, полага! ли, что душа его присутствует, и боялись. Похоронные причш тания правдиво отражали жизнь и бытовое сознание к.ресть! янина, любовь к умершему и страх перед будущим, трагик ческое положение семьи в суровых условиях. Народные празднества, игрища и обряды преследовали! церковью. Но несмотря на это они широко бытовали в наро! де вплоть до XX века. А церковь приурочила к ним свои o6J ряды или дни святых и постепенно приняла многие из_эде| ментов празднеств. Но, кроме того, она внесла в жизнь а| свои, сугубо православные праздники и обряды', которые! впоследствии стали широко праздноваться в народе. Непременным элементом почти всех праздников и обря! дов был хоровод. Это наиболее ранняя и древняя форма проявления духовно-нравственного мира человека. через ху| дожественио-выразительные средства. В хороводах и в xopoJ водных игрищах, как самостоятельной форме народного гу| лянья, нашли непосредственное воплощение традиции первЛ бытного синкретизма в органичном слиянии пения, танца! слова и драматического действия. Анализ поэтического текста позволяет их отнести к пери! оду язычества на Руси. Однако многовековая история суще! ствования жанра не дает возможности достоверно точно ом ределить, в какой именно период возник тот или иной хоре! вод, т. к. он постоянно видоизменялся, вбирая в себя все но! вое и новое. Можно лишь приблизительно определить время его возникновения. Так, исследователи предполагают, чтя круговое построение хоровода было обусловлено древними солярными культами, линейное и двухлинейное — с охотой т войной, & также брачной символикой, разделение на пари и выделение солистов относят уже к классовому обществу, I построение в колонну связывают с возникновением городов 1 социальной иерархии.
Большинство же хороводов дошло до нас в таком виде! что невозможно выделить наслоения веков. К тому'же xopol воды создавались в различное время, но по уже сложившим! ся ранее традициям и канонам, что также затрудняет работ! исследователей. Не выяснены и истоки происхождения самог слова «хоровод». Но откуда бы оно ни было, важна суть итого явйения народного художественного творчества. Под понятием «хоровод» или «хороводные игрища» сегодня рассматривают массовую народную композицию, в которой органически слиты поэтический текст, мелодия, хореография и игровые действия. Это уникальное явление в народном творчестве, содержание которого охватывает все стороны жизни и быта людей того времени, включая в себя трудовую, семейную, любовную и праздничную тематику. В ней воедино сплетены солнце, небо, звери и птицы, земля-кормилица и человек, таинственные глубины и их обитатели. Рождение, расцвет и гибель претворяются в драматургии хоровода во множестве вариантов запевов и припевов, кульминаций действия и финалов. Диалоги о жизни и смерти, любви и труде, добре и зле, красоте и уродстве ведут отдельные герои и масса; ритм, мелодия, темп воплощают жизненную энергию народа; в игровых сценах заклинают землю, призывают весну, магически воздействуют на плодоношения и произрастания. Подобное соединение гармонии красок, звуков, ритмов, движений создает своеобразную художественную модель жизни. Хороводы занимали важное место в народном быту. Они были неизменным развлечением в праздники вначале сельской, а в более поздний период и городской молодежи. Это были массовые действия, собиравшие много парней и девушек. Хороводы водили на улицах, на полянах, а зимой в избах, и не только в праздники, но и в будни после работы. В хоровод шли в лучших праздничных нарядах. Здесь демонстрировался и достаток семьи, и вкус, и рукодельность девушек-невест, и их уменье держаться на людях. Хороводы собирали многочисленных зрителей и были своеобразными «смотринами». Здесь происходили встречи и знакомства, определялись будущие супружеские пары. Этим во многом объясняется та приподнятая, радостная и торжественная обстановка, которая царила в хороводе. Неслучайно большинство хороводов и хороводных игрищ имели любовную, брачную, семейно-бытовую тематику, которая раскрывалась с помощью соединения элементов различных жанров искусства. И неслучайно поэтому хоровод рассматривается как форма, положившая начало развитию подлинного искусства театра, музыки, танца. Дотеатральный фольклор и xiCLHLPuAHMe празднества и обряды, а также хороводы хороводные игрища содержали е себе элементы драматн ческого действия персонажей, элементы лицедейства. Это были дотеатральные формы, или «предтеатр» (ряженье, обрядовые действа, народно-праздничные игрища, драматические игры), который подготовил появление собственно театральных форм, рассчитанных на зрителя (представления сцен, фарсов, комедий, драм). Все дотеатральные формы драматического творчества были видами коллективной игровой деятельности масс. Но к драматическому творчеству относится не всякий и не целиком обряд, не всякая игра, а лишь такие виды или части обряда или игр, которые содержат художественно-образное воспроизведение деятельности человека, отношений между человеком и природой или между людьми, где участник обряда, игры или праздника перевоплощается в некий образ с помощью маски, ряженья, грима или движений, мимики и речи. К народному драматическому творчеству относится обрядовое действо, за которым закрепилось название «игрище». Игрища устраивались на всех празднествах. Исследователи их разделяют на карнавальные и хороводные. Наиболее обширными были игрища карнавального типа в святки и масленицу, когда исполнялись драматические игры и сценки различного содержания. Игрища устраивались как в помещениях, так и на улице. Характерным было игрище с вождением «козы» и других животных, которое сопровождалось пением и коллективным действом ряда персонажей. Святки и масленица сопровождались также различного рода любовно-эротическими увеселениями. Такого рода игры и. игрища присутствовали в разыгрывании встречи и проводов масленицы, которая изображалась в виде соломенного или тряпичного чучела. Эти сцены были пародийного характера с участием ряженых, порой изображавших зверей. Характерными были сцены и действа в весенне-летние празднества, которые были связаны с похоронами символических фигур, изображавших весну (Русалку, Кострому), и встречей Ярилы-солнца. В это время обыгрывались любовные песни. Откровенно эротическое содержание имели игрища в честь Ярилы, за что и преследовались церковью. -Ярко выраженные драматические элементы содержались в свадебных и особенно в покойницких игрищах, которые были связаны с культом предков и превратились в комическую игру. Возникнув в глубокой древности, они стали основой для появления и утверждения похоронных обрядов. В массовых игрищах в «покойника» драматические действия Дй'л'й &° й^ех четырех частях: отпевании «покойника», оплачивании его, прощании с ним и оживании. "Одетого в саван «мертвеца» укладывали на доски или салазки и с воем и плачем вносили в избу. Присутствующих заставляли «прощаться» с ним-. У мнимого покойника были -громные зубы, вырезанные из картофелины или репы. Похоронная процессия сопровождалась исполнением непри--тойных песен, причитаний, молитв. В конце игры «покоили» оживал и убегал, пугая всех присутствующих.. Важнейшим элементом всех игрищ карнавального типа было ряженье. Наиболее характерными были «святочные», а в некоторых местностях и «масленичные» ряженья, а также свадебные, которые вносили в эти празднества элемент театрализации. Рядились различными животными — козой, медведем, конем (молодые парни одевали вывернутые овчинные цгубы), а при них хозяин, который водил их. Эти образы были связаны с брачной и земледельческой символикой. IК древнейшим образам ряженья принадлежали также всевозможные страшилища: кикиморы, страшки, шили-куны и другие персонажи. Ряженые в дни празднеств ходили по домам и проделывали различные действия, играли незамысловатые сценки. По мнению исследователей, страшилища олицетворяли враждебные человеку силы природы: стужу, мрак, темиые силы. Эти фигуры кривлялись, пугали, уделом их было озорство. В их действиях редки сцены со словесным текстом. Вообще игры и действия ряженых не сопровождались развернутым текстом, они _были только в сценах между козой, медведем, конем и хозяином. Более сложные игровые сценки представляли собой имитацию трудовых процессов. Например, ряженые на святки изображали пахоту (деревянной сохой пахали снег), сев (сеяли пепел, золу), забой скота (разбивали крынку на голове ряженого быком). Эти действа были связаны с магическим воздействием на будущий урожай. Ряженые составляли обязательный элемент деревенской свадьбы. Значительная часть персонажей и игровых эпизодов свадьбы связана с магией свадебного обряда, с его символикой, Так, «пастухи» (ряженые) ищут пропавшую «телушку» (невесту), произнося при этом шуточные тексты.. Такой же шуточный характер имели сценки ряженых—своеобразных затейников, веселящих гостей: цыганки, гадающей Присутствующим; доктора, который лечит их; торговца, прелагающего свой товар, и других. Костюмы, грим, бутафория и рекшизит ряженых были тра-иционными. Лица мазали сажей или свеклой, костюм услов. но обозначал принадлежность персонажу. Комически обы. грывалиеь орудии труда, реквизит сочетал подлинные и ус, ловно-комические предметы, например, у лекаря настоящий шприц, палка вместо градусника, самоварная труба для про. слушивания. Игрища с ряженьем подвергались гонениям церкви, как элементы языческого культа. Запрещали рядиться, считая это «бесовским» игрищем, требовали искупительного купания а освященной проруби и угрожали божьей карой. Наряду с игрищами карнавального типа существовали хороводные игрища или игровые хороводы, в которых глав. ным было драматическое действие. Исполнители разыгрыва. ли содержание песни, с помощью различных художественно-выразительных средств создавали образы животных и прЫ роды, подражали их движениям, повадкам. Исследователи особо выделяют элементы театрализации I драматургии в игровом хороводе, подчеркивают, что «хоро. вод является драматическим действием, в котором разыгрываются под песню, соответственно ее тексту, сцены, выявля-щие наиболее яркие черты из бытового уклада». Игровые хороводы иногда называли сюжетными, т. к. ра. зыгрывание было основано на раскрытии сюжета, столкновении характеров и интересов действующих лиц. Этот тип игрищ, в отличие от карнавальных, композиционно объединен; вождением хороводов при исполнении каких-либо обрядов, например «завивание березы», а также при обыгрывании пе-сен. Наибольшей драматизацией обладали любовные и се-мейно-бытовые хороводные игрища, которые были приуроче-ны к календарным и семейно-бытовым праздникам и обря-дам, а также разыгрывались по выходным дням и будничным вечерам после работы. Они отражали быт патриархальной деревни. Многообра-; зие тем требовало не только талантливого актерского исполнения, умения перевоплощаться с помощью условных движений, жестов и мимики, но и дополнительных предметов, которые помогали раскрыть образ. Например, венок был символом брачного союза, платок заменял перину, подушку и т. п. Часто использовались индивидуальные исполнители, актеры (лицедеи), которые входили в центр круга и разыгрывали содержание. Возможно, они и были родоначальниками будущих скоморохов. В отличие от карнавальных игрищ, которым была свойст-i венна яркость и многообразность художественно-выразитель* ных средств, хороводным игрищам была присуща однородность. Если первый тип драматических действий испбльзовал пластически выразительную куклу, пестрые наряды участнь ЕдВ цгриша, ряженье, пение, пляску, инструментальную му-ыку, словесные формы — прибаутки, выкрики и т. п., то второй тип, хороводный, был предельно сдержан, поэтизирован, Глубоко скрывал чувства и воплощался в хореографической Аорме, в праздничной, но бытовой одежде участников.
3. Музыкально-песенный фольклор Песенный фольклор наиболее ярко представлен в хороводах. Хороводные песни подразделяются на два вида: хоровод-но-нгровые и собственно хороводные. Исполнение хороводно-ягровых песен обязательно сопровождалось какими-нибудь игровыми действиями в соответствии с содержанием. Собственно хороводные исполнялись просто в хороводном движении. В хороводно-игровых песнях главной была тема любви, выражение симпатий, символически игровое сватовство— «светлый князь», «Александр, свет, Васильевич» и др. Однако этими темами они не ограничивались. Довольно яркое отражение получила тема крестьянского труда, давалось описание различных видов женской работы — «Посеяли девки лен», «Посею коноплю» и др. Специфика в освещении темы труда состояла в том, что она неизменно преломлялась через тему любви и брака — «Научи меня, мати». Очень большое распространение в народе имели собственно хороводные песни, т. е. песни, содержание которых не разыгрывалось. Большинство записанных и опубликованных песен составляют именно они. Ведущей их темой является тема любви. Главные герои — девушка и молодец. В песнях рассказывается о различных перипетиях любовных отношений, о знакомстве и встречах юноши и девушки, свиданиях, ухаживании, размолвках, примирении и т. д. Большинство собственно хороводных песен исполнялось от Имени девушки. В них выражалось высокое чувство любви, заветные мечты о счастливом браке. Была и тема семьи, отношений с мужем и членами его семьи, т. к. в хороводах принимали участие и молодые женщины. Сущность разработки этой темы состояла в том, что в хороводах она приобретала комический характер, трагедийность отношений превращалась в веселый фарс. Таким образом, в хороводных песнях отражались две тес-80 взаимосвязанные темы семьи и брака и тема будущих удач в трудовых, хозяйственных делах. Хороводы изначально были вязаны с праздником весеннего обновления природы, песни исполнялись, начиная с пасхальной недели и до самых зиц1 них святочных игр. Они были ciязаны с различными закЫ наяиями но поводу будущего урожая, успеха в трудовых д«] ствиях, величаниями природы—Весны, Ярилы-еолнца и т. 1 В них обнаруживается древняя магическая основа. Кроме собственно хороводных и хороводно-игровых бьш распространены песни, непосредственно связанные с темц или иными обрядами и составляющие их часть. Это песни -щ лядки, которые пели в «святки»; подблюдные, исполнявшиеся! при гадании на блюдечке; веселые и озорные масленичные песни, сопровождавшие обряд встречи, чествования и прово. дов весны, а также подчеркивающие богатство и изобнля угощений. Это и «веснянки», призывающие, закликающие Bed Ну, восхваляющие ее, исполнявшиеся выкриками в период великого поста, когда прекращались всякие увеселения, ве| черинки и посиделки с песнями. . Множество различных песен исполнялось на семицкой HeJ деле и в Троицу. Эти песни лирического характера, посвя. вдались'они'ряжению и завиванию березы. На Ивана Купа-! лы. звучали песни при кумлении и других обрядах. Осенний праздник урожая был насыщен песнями о прошедшей жатва но будущем урожае. Эти песни близки к величальным; включают в себя обращения к «житной матушке», «споры, шу», «жниве» и передают заботу о будущем урожае. Этими песнями замыкается цикл календарно-обрядовых \песен. Кроме обрядовых песен, посвященных урожаю, были соб ственно трудовые песни, которые должны были организован ,.и упорядочить движения, помочь трудовому процессу, наш равляя его в единый ритм. Например, песни молотобойцев сеятелей, один из поздних вариантов «Дубинушки», Друг! .песни лишь сопровождали и облегчали труд—это посидело! ные песни, которые исполнялись в перерывах, во время от дыха или в конце рабочего дня и вечером. Третьи повествова ли о 'Труде, воспроизводя его эпизоды. Они, как правило, ис] ■поднялись в играх и игрищах. Такими были ткацкие и пр| дильные песни. ■.,:,?*- Л Без песен не обходились и семейно-бытовые празднества» . обряды. Широко распространены были свадебные песни, Л яичания и причитания. Свадебный обряд тесно связывает щ другсдругом, но собственно песни отличаются от причита ний и величаний, Они сопровождали свадьбу, выражали мысли и чувства ее участников как бы со стороны, от третм . его лица в повествовательном стиле, в характере рассказ? о происходящем событии. Им чуждо непосредственное виц щательство и оценка. Они предавали гласности ход свадьбы й делали фактом, новое семейное положение молодых,;: .. Для величаний характерна похвала, исходящая от коллектива, от множественного числа. Например, в адрес жег ниха или невесты от родных, друзей и подруг, которые восхваляют их и выражают свои пожелания, описывают воображаемые достоинства, житейское благополучие и богатство. Изложение от имени «мы», поэтический и эмоциональный тон определяют существенные черты свадебных величаний. -I В причитаниях участники свадьбы (невеста, родственники) высказывали свои чувства, мысли и думы речетативно, в импровизациях. Они обязательно исполнялись От первого лица, как излияние своих переживаний, личного отношения к событиям. Например, причитания невесты выражали чувства печали в связи с расставанием с девичеством, сродными, подругами и тревоги в связи с предстоящей жизнью в чужой семье, на чужой стороне. В этом причина особого эмоционального строя и формы свадебного причитания. Причитания исполнялись и в похоронных обрядах, хотя и считалось, что душа не умирает, а продолжает жить в особом мире. Оплакивание было предусмотрено в момент смерти, когда отмоют и оденут покойника, когда известят родственников и всех остальных, когда придут в дом, принесут гроб, по дороге в церковь, при отпевании, когда опускают в гроб и по возвращении домой на поминках. После этого причитают по особым дням. Таким образом, причитания сопровождали обряд от начала до конца и им придавался особый ритуальный смысл. В них были мотивы оповещения, и скорби, связанные с выполнением соответствующих функций, и каждый из мотивов развивал традиционную для себя тему. Кроме свадебных и похоронных были рекрутские причитания, сопровождающие соответствующий обряд. Он был связан с воинской повинностью, введенной Петром I. Перед отправкой на службу вытянувший жребий напоследок гулял, веселился,: катался на запряженной лошади, прощался с родными и знакомыми. При этом исполнялись причитания родными или специально приглашенной вопленицей. В них выражались мысли и чувства рекрута. По эмоциональной °краске не отличались от похоронных, - т. к, служба была бессрочной и считалась хуже смерти. Она была тяжелой Для солдата и его семьи, которая бедствовала в ожидании возвращения постаревшего и искалеченного солдата. Таким образом, во всех рассмотренных видах песенного фольклора просматривается связь труда, магии, обряда и искусства. Трудовые песни были рождены трудом, лишь в процессе исторического развитая они испытали воздействие магии. В заговоре, как обрядно-м этическом аналоге трудо. вой песни, различимы утилитарно-практические установки и. обрядно-магические средства их реализации. Все виды ка-лендарных песен связаны с земледельческим трудом и помыслами о житейском благополучии. В то же время все они] по-своему связаны с магией и передают народные понятия н представления о природных силах и стихиях, во власти кото, рых находился земледелец. Семейно-обрядовые песни также обнаруживают связь практической жизни и ритуала с обшир. нъш кругом религиозно-магических понятий в художественных началах. Календарно-обрядовые, сем ей но-бытовые и другие празд-ники, обряды и игры у древних людей не могли проходить без инструментального сопровождения. Тем более, что народ, ные музыкальные инструменты появились очень рано и с глубокой древности использовались в жизни и быту. Они сопровождали песни, пляски, театрализованные действия, трудовые процессы и ратное дело. К^* Музыкально-инструментальное исполнительство развива-ч^ло'сь в тесной связи с песенно-танцевальным искусством на| "рода. Особенно значительна связь с песенной практикой, которая обеспечивала рождение тех или иных инструментов, а музыкальные инструменты, в свою очередь, закрепляли опыт песенного искусства. Создание многих песен происходило под влиянием установившегося инструментального строя. В тоже время звукоряд многих инструментов рождался на основе конкретных и наиболее типичных народных песенных и плясовых мелодий. Наиболее характерным для древней музыкальной культу. ры народа был полифонический, былинно-эпический склад, который и определил появление музыкальных инструментов, пригодных для сопровождения широких, протяжных песен я неторопливых, плавных плясок и танцев. Неслучайно поэтому, как известно из византийских источников, в VI веке у славян, населявших побережье Балтийского моря, были распространены гусли. Арабские историки также упоминают о существований у славян музыкального инструмента с восемью струнами. В более поздних источниках есть множ! ство свидетельств о существовании у славян самых разных инструментов (летописные сведения, иконографические и другие). На фресках Софийского собора в Киеве (XI в.) изобр жен целый ансамбль из исполнителей на духовых и стру Six инструментах. В былинах в описании княжеских пиров «■досказывается о том, как русские богатыри играли на гуслях, пели и плясали, Историографические материалы показывают, что к XVII в. Ц^е были все музыкальные инструменты, которые известны нам. Общенародными были: цевница, сопель, свирель, Куда, бубен, бряцало, домра, гудок, тулумбас, набат, сурка, труба, рог, рожок, жалейка, волынка, гусли и другие. Некоторые из них имели свое предназначение, например пастушье, военное и т. д. Домра стала профессиональным инструментом скоморохов. Сейчас известны три группы инструментов: струнно-смычковые и щипковые, духовые деревянные и медные, ударные. I Все эти музыкальные инструменты созданы творчеством Народа на основе изучения практики. В далекой древности реловек понял, что предметы способны издавать разные йвуки. Куски дерева, камня, трубчатые кости и растения, натянутая тетева стали первыми музыкальными инструмента-Кн. Вначале они применялись не с музыкальной целью, а Шспользовалйсь во время охоты как подражание звукам животных для их приманки и как средство связи на больших расстояниях. В более поздний период инструменты стали ■сводить в «игрища» для ритмической организации движе-Кй, выкриков и т. п., например, в охотничьей «бизоньей.•дляске», которая представляла собой массовую репетицию керед охотой с различными магическими заклинаниями. Еще Врзднее они вошли в музыкальный быт народа для оформления праздников, обрядов, игрищ, для сопровождения песен и танцев. | Первые музыкальные инструменты лишь подражали звукам человеческого голоса и животных. Постепенное усовершенствование их было обусловлено развитием музыкальной культуры и открыло возможности для красочного сочетания инструментов. Уже в XI в. в Киевской Руси была известна ансамблевая игра. На каждом этапе развития человечества народ создавал свои новые инструменты, наиболее полно соответствующие назревшим потребностям, отражающие своеобразие времени и музыкального' стиля. Так, утверждение гомофонно-гармонического стиля приводит к появлению врлалайки и гармоники. В то же время из быта уходят инструменты, связанные с исполнением полифонической, под-голосочной мелодии, былинно-эпических песен — это гусли, гУДок, волынка и ряд других. .. Инструментальная музыка сопровождала многие стороны *изни и быта народа. Такие инструменты, как рог и труба, служили орудиями сигнальной связи на охоте; сопель, свирель, а также рог и труба были спутниками пастухов. Труба, рог, сурна, варган (орган), бубен, отчасти сопели и посвистели применялись в ратном деле в качестве сигнальных при боевых действиях, создавая устрашающий шум для врагов. Звучала инструментальная
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.236 (0.016 с.) |