Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русское устное народное творчество↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Русское устное народное творчество
Ответы на общие вопросы. Фольклор. Жанровая система русского фольклора. Обрядовая поэзия. Циклы и состав календарной обрядовой поэзии. Поэзия зимнего цикла. Масленица и масленичные обряды. Весенне-летний цикл. Троицко-семитские обряды. Поэзия осеннего цикла. Состав и классификация семейно-бытовых обрядовых комплексов. Свадебный обряд. Похоронный обряд. Причитания как жанр. Заговоры. Народная сказка. Сказки о животных. Кумулятивная сказка. Волшебная сказка. Бытовая сказка. Несказочная проза. Былина. Изучение и собрание былин. Циклизация былин. Ист. поэт. классификация. Новгородск. и Киевск. былины. Былины мифологического содержания. Историческая песня. Основные циклы исторических песен. Балладная песня. Необрядовая лирика. Лирическая песня. Народная драма. Детский фольклор. Пословицы и поговорки. Частушки. Загадка. Ответы на общие вопросы. Фольклор. 1, 2 Фольклор – народная мудрость (лат.) Изучением фольклора занимается фольклористика. Ф. совмещает в себе разные виды искусств (музыка, языческие и христианские обряды и традиции) Ядром Ф. является слово. Ф.-явление, а не искусство, он совмещает в себе искусства. Ф. – синтетическое явление. На момент образования ф. следует отнести синкретизм.(взаимо; проникновение; -слитность; -связность.) Одно из важнейших качеств Ф. – устный характер его бытования. Жанр Ф. умирает, когда ТВ-во Ф. перестаёт передаваться из уст в уста. В Фольклористике широко развита вариативность (каждый, услышавший инф, передаёт её по-своему.) Ф. – коллективный вид тв-ва. Традиционность в Ф. – правила, рамки, которые надо обязательно соблюдать. Контаминация – слияние нескольких сюжетов в один. Ф. отражает народную позицию, воспитание, мораль, мировоззрение. Жанровая система русского фольклора. а)1 – обрядовая поэзия. Выделяются обрядовые комплексы, связанные с календарным циклом и хоз-землед. деятельностью человека. 2 – Обрядовые комплексы, связанные с жизнью человека(бытовые) – рождение, именование, инициация(док. взросления), свадебный обряд, повтор предыдущ. для детей, похороны. 3 – Обрядовые комплексы, связанные с физ, моральным состоянием человека и со всем, что живёт в его доме(заговоры) б)1 – Необрядовая поэзия. Эпос(былина, сказка, баллада) и несказочные(легенда, предание, быль, духовные стихи). Лирика(лирическая песня) Драма(народная драма): зазывание балагенных дедов, театр Петрушки. в) Малые Ф. жанры (частушка, пословица. колыбельная, поговорки, потешки). 1 – Детский Ф. (загадки, дразнилки, потешки и др.) 2 – Пословицы + поговорки 3 – Загадки 4 – Частушки. Обрядовая поэзия. ↑ Циклы и состав календарной обрядовой поэзии. Ф., связанный с подготовкой урожая (октябрь – конец июля - зимний и весеннее-летний периоды). Главные обряды в это время – святочные (25.12-6.01), масленичные (8 недель до пасхи) и купальские (с 23 на 24 июня), и Ф, связанный с уборкой урожая (осенний период – жнивное время) Поэзия зимнего цикла. Пассивный обряд – гадание. Активный – колядование. И то и другое сопровождалось святочными обрядовыми песнями соответственно двух разновидностей – подблюдными песнями и колядками. Подблюдные песни (при помощи иносказаний и символов гадающим сулились богатство, благополучие, удачное замужество или, наоборот. По своей функции, П. песни гадательным, а не заклинательным характером, однако концовка песен, утверждающая, заклинающая судьбу,. сближает их с заговорами и колядками, имеющими значение магического воздействия.) и гадания. (могли сводиться либо к толкованию наблюдаемых человеком явлений, либо к действиям, совершаемым самими гадающими и людьми или животными по их приказанию) Колядки. Колядование – хождение молодёжи по избами, с особыми песнями, которые имеют три названия по припеву, выкликаемому колядовщиками: колядки («Ой, Коляда!»), овсени («Ой, Овсень, Таусень!») и виноградья («Виноградье, красно-зелено мое!»). Колядки очень архаичны по содержанию, которое определялось их назначением. Основной целью колядовщиков было пожелание хозяевам добра, богатства, благополучия. Некоторые колядки имеют вид величания, в них идеализированно описываются богатство и благополучие крестьянской семьи. Отличительная черта колядок величального типа – их обобщённый характер. Другая, обязательная тема, связанная с назначением колядок – просьба об угощении или вознаграждении. Во многих колядках просьба или требование угощения составляет единственное её содержание. Ещё одна тема колядок – описание хождения, поисков Коляды, магических действий колядовщиков, обрядовой еды, т.е. элементов самого обряда. Композиция колядки: 1)обращение к Коляде, поиски её колядовщиками. 2)величание, описание обряда или просьба о вознаграждении 3)пожелание благополучия, просьба о подаянии. Масленица и масленичные обряды. В центре праздника масленицы стоит символический образ масленицы. Сам праздник состоит из трёх частей: встречи в понедельник, разгула или перелома в так называемый широкий четверг и прощания. Песни на масленицу можно разделить на две группы. Первая – встреча и чествование, имеет вид величаний. В них воспеваются широкая честная масленица, её яства, развлечения. Она величается полностью – Авдотьей Изотьевной. Характер песен весёлый, задорный. Песни, сопровождающие проводы М., несколько иные. В них говориться о наступающем посте. Поющие сожалеют, о кончающемся празднике. Здесь М. – уже свергнутый кумир, она больше не величается, а называется непочтительно «обманщицей». Масленицу обычно толковали преимущественно как празднование победы весны над зимой, жизни над смертью. Весенне-летний цикл. Троицко-семитские обряды. Первый весенний праздник – встреча весны – приходится на март. В эти дни в деревнях пекли из теста фигурки птиц (жаворонков или куликов) и раздавали их девушкам или детям. Веснянки – обрядовые лирические песни заклинательного жанра. Обряд «заклинания» весны был проникнут стремлением воздействовать на природу с целью получения хорошего урожая. Имитация полёта птиц (подкидывание жаворонков из теста) должна была вызвать прилёт настоящих птиц, дружное наступление весны. Образы весны и птиц господствуют в веснянках. Веснянкам свойственна форма диалога или обращения в повелительном наклонении. В отличии от заговора, веснянки, как и колядки. исполняются коллективно, что выражается в обращениях от имени группы людей. Весенние гуляния и игры молодёжи продолжались начиная с красной горки, в течении апреля, мая и июня, несмотря на тяжёлые полевые и огородные работы. На этих гуляниях исполнялись протяжный игровые и хороводные песни, не имеющие обрядового значения. Их темы – семейные, любовные – раскрываются в бытовом плане. Троицко-семитская неделя: семик – седьмой четверг после пасхи, троица – седьмое воскресенье, носящая ещё название «русальной» недели или «зелёных святок». Это девичий праздник, протекающий а окружении цветущей природы – в поле за околицей, в роще. Характер этого праздника определяется его основным образом – берёзки. Девушки, нарядно одевшись и захватив с собой угощения, шли «завивать» берёзки. Девичий праздник сопровождался ещё и гаданием. Девушки, плели венки и бросали их в реку. По далеко уплывшему, прибившемуся к берегу, остановившемуся или потонувшему венку судили об ожидавшей их участи. Гадание по венкам широко отразилось в песнях, исполнявшихся как во время гадания, так и безотносительно к нему. Праздник Ивана Купалы. Праздник летнего солнцеворота отмечался в ночь на И.К. (с 23 на 24 июня) Это праздник «полного расцвета растительности». В купальские праздники земле не помогают, а, наоборот, стараются взять от неё всё. В эту ночь собирают целебные травы. Кто найдёт папоротник, тому, как считалось, удастся найти клад. Похороны Костромы. В эти же сроки (перед Петровым днём, 28 июня) отмечался и праздник Ярилы или Костромы, который означал прощанье с летом до нового возрождения сил земли. Центральный эпизод обряда – похороны Ярилы, Купалы или Костромы. Образ Костромы сходен с образом Масленицы. Весёлые похороны Костромы сходны с такими же похоронами Масленицы. Поэзия осеннего цикла. Осенние обряды у русского народа были не так богаты, как зимние и весенне-летние. Они не имели специального календарного приурочения и сопровождают уборку урожая. Зажинки (начало жатвы), дожинки или обжинки (конец жатвы) (Такая работа совершалась с помощью соседей и называлась «помочью» или «толоками».) сопровождались песнями. Но эти песни не имеют магического характера. Они связаны непосредственно с процессом труда. Ведущий мотив таких песен – обращение к жнеям. Более разнообразны же по тематике и художественным приёмам песни дожиночные. В них повествуется о жатве и обычае угощения жниц-толочан. В дожиночных песнях встречаются элементы величания богатых хозяев, хорошо угостивших жниц. Свадебный обряд. Вступление в брак рассматривалось крестьянами прежде всего как хозяйственный акт родства двух семей, преследующих взаимную выгоду, и получение одной из них новой работницы и продолжательницы рода. С.О. делился на 3 основных обряда: 1 – предсвадебный цикл (сватовство, сговор, рукобитье или пропой, зарученье, девишник, баня). 2 – свадебный обряд (сборы и благословение невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир). 3 – послесвадебный (бужение молодых, отводины или отгостки). Свадебные причитания – невеста должна был оплакивать свою долю, сожалеть о девичестве и счастливой жизни в родительском доме и выражать свою недоброжелательность по отношению к жениху и его семье. Всё это находило выражение в причете – поэт. жанре, предст. собой лирическое излияние, монолог большого эмоционального напряжения и проникновенности, в котором традиционные поэтические образы соединяются и развиваются при помощи импровизации в яркие контрастные картины счастливой девической и несчастной замужней жизни. Продолжение (поэзия С.О.) Кроме причетов невесты, к свадебной поэзии относятся и песни, приуроченные к разным эпизодам свадьбы. Особым жанром свадебных песен, отличающимся своей функцией и художественной спецификой, являются величания. В. преследовали цель наделить величаемых всеми качествами, какими должен был, по мнению крестьянина, обладать счастливый человек. Несомненна древняя магическая основа величаний, в которых желаемое выдаётся за действительное и изображается красочно и идеализированно. В. песня имеет описательный характер, это песня-портрет, песня-характеристика, причём не индивидуальная, а типичная. В. песне свойственны богато разработанная и точная символика и параллелизмы, связанные не только с понятием богатства, благополучия, счастья, но и с семейным положением величаемых. Кроме величальных песен, созд. полож. образы, на свадьбе звучали шуточные, пародийные В. – корильные песни. По смыслу и образности они пародировали настоящие В., создавали непривлекательный, сниженный, но тоже типический портрет – хозяев, свах, дружки и т.д. Они исп., когда девушки получили мало за предшествующее величание и хотели высмеять «бедность» и скупость гостей и хозяев. Похоронный обряд. Главный жанр обряда похорон – причитание. После конст. смерти – причитание на тему: почему покинул, просьба встать, открыть глаза, простить обиды. Далее – плач-оповещение. При вносе пустого гроба в дом – причитание-благодарность тем, кто делал гроб. При выносе покойника П. о том, что человек уже не вернётся.. При несении на кладбище: П., в котором сюжет схож с горем утраты + оповещение. При опускании в могилу П. – просьба вернуться. При возвращении с кладбища, П. – мнимые поиски + плач о предвещании бед для семьи. По обычаю, в день похорон – ритуальный обед – поминки. (тризна). Тризна не должна была восприниматься с плачем. Наоборот, надо было больше есть (воздавать честь). 3 день – похороны, поминки; 9 день – душа окончательно покидает землю.; 40 день – полное восхождение души по 40 ступеням к райским вратам. Обязательно надо посетить могилу на годовщину + в родительский день. Причитания как жанр. Причитания могут быть свадебные, рекрутские, похоронные. Причеты не имели опр. формы и фабулы. Рекрутский обряд – более позднего происхождения, чем свадебный и похоронный обряды. Он сложился в начале18 века, после введения Петром 1 всеобщей рекрутской повинности (1699). Проводы на «службу государеву» на 25 лет для крестьянской семьи были равносильны смерти рекрута; влекли за собой разорение и упадок хозяйства. В самой армии часты были случаи жестокой расправы над солдатами, поэтому родные рекрута причитали над ним, как над умершим. Этот обряд почти не содержал в себе магических и символических моментов (иногда рекрута заговаривали от болезней, и, особенно – от пуль) Заговоры. Назначение заговоров, как и обрядовой поэзии, заключалось в магическом воздействии на природу. Со временем, заговор приобрёл значение заклинания словом и в связи с этим стал устойчивой поэтической формулой, построенной чаще всего на сравнении реального действия или явления с желаемым и употребляемой для достижения лечебных или иных целей. Важная черта заговора – вера в маг. силу слова. Заговоры бывают двух видов: белые – направленные на избавление от недугов и бед и содержащие элементы молитвы (знахарство) и черные – направленные на принесение порчи, вреда, употребляемее без молитвенных слов (колдовство, связанное с нечистой силой). Употребление З. в большинстве случаев соединялось либо с различными видами народной медицины, либо с символическими действиями – отголосками древней магии. По тематике заговоры делятся на 3 группы: З. лечебные: от болезни и болезненного состояния людей и домашних животных, а так же от порчи. З. хозяйственные: аграрные, скотоводческие, промысловые – от засухи, сорняков, для приручения домашних животных, охотничьи, рыболовные. З. имеющие целью регулировать общественные и личные отношения между людьми: любовные присушки, и отсушки, от недугов, для привлечения почёта или милости. Большое влияние на заговоры оказало христианство. Христианские образы целителей-святых и молитвы должны были укрепить авторитет магической формулы в пору, когда языческие верования уже забылись народом. Композиция З.: введение (обычно молитвенное обращение), зачин (указывающий на то, куда идёт и что делать должен заговаривающий или заговариваемый) основная часть: (содержащая выражение желания, обращение-требование, диалог, действие с последующим перечислением, изгнанием болезни) закрепки (опять молитвенное обращение или так называемое «зааминивание»). СКАЗКИ Народная сказка. Сказка – жанр необрядового фольклора. Самый древний жанр в фольклоре. Жанр эпический, повествовательный. С. - произведение, которое имеет установку на вымысел. Изначально, сказка не была забавой. Сказка – то, что сказывают. Самый известный собиратель и издатель сказок – А.Н. Афанасьев (запасы своих сказок он пополнял за счёт записей П.И. Якушина). Он разделял сказки на: 1 – С. о животных; 2 –С. новелестические; 3 – С. волшебные. Сейчас классификация сказок изменилась. Выделяют: 1 – С. кумулятивные; 2 - С. волшебные; 3 – С. о животных; 4 – С. авантюрные; 5 – С. бытовые; 6 – С. новелестические; 7 – С. сатирические; 8 – С. детского драматического жанра; 9 – Анекдоты, небылицы. Сказки о животных. Сказки о животных – самые древние сказки. При раннеродовом строе почти повсеместно была распространена своеобразная вера в родственные связи между людьми и каким-либо видом животных. Животное считалось родоначальником – тотемом. Тотемизм – вера в то, что опр. племя, род произошло от опр. родителя – животного. Во многих сказках о Ж., копм. стержень – обман. Но он не осуждался. Это способ достижения превосходства слабого над сильным. В центре – хитрое животное. Позднее, с отмиранием культа животных, в сказку стало входить и ироническое изображение смешных повадок животных. Излюбленным героем русских сказочных историй о животных, как, впрочем, и всех восточнославянских сказок, сделалась лиса. Её проделки и проказы стали основой многих сюжетов. Кумулятивная сказка. К.С. – сказка, состоящая из цепи сюжетов, кот. могут быть связаны между собой одним персонажем. Композиция подобных сказок характеризуется нарастающим напряжением и усложнением действия. Волшебная сказка. Волшебная сказка – нарочитая фикция, она возникла позже сказки о животных. Главные действующие лица – дети предбрачного возраста (т.к часто В.С. связана с обрядом инициации). В В.С. существуют сюжеты, нехарактерные, для других сказок (Царевна-лягушка, Финист-ясный сокол). Сюжет – разворачивание действия в опр. последовательности. Мотив – действие, происх. в рамках сюжета. По В.Я. Проппу, действия, кот. имеют значения для развития сюжета – функции. В.С. начинается с завязки (чудесное рождение ребёнка, подход детей к опр. возрасту – инициации). Далее следует действие (начинается с несчастья, беды, кот. пришли внезапно. Отлучка либо старших от младших, либо сильных от слабых. Отлучки часто сопровожд. запретами, которые обязательно нарушаются. Запрет и его нарушение – парные функции.) Нарушение запрета – начальная беда, в результате кот. появляется антагонист (Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей), который творит похищение. Но иногда беде соответствует ситуация, когда чего-либо не хватает, недостаёт (герой отправляется искать невесту, молод. яблочки, жив воду и т.д.) Основная функция завязки – отправить героя куда-либо из дома. Когда герой отлучился из дома, его, вскоре, должен встретить даритель, или советчик. Часто, в этой роли выступает (если не антагонист) Баба-Яга (она является, как бы сторожем границы-перехода из одного мира в другой). После встречи с дарителем или советчиком, у героя должен появиться волшебный помощник (часто волк или конь), кот. помогает герою добыть некие волшебные средства, кот. помогут в борьбе с антагонистом. Развязка: либо битва героя с Антаг., либо незаметное похищение искомого (битву или похищение герой совершает сам, но волш. помощник всегда учит, как надо это делать). Похищение – не единственная, но ведущая развязка. После похищения случается женитьба, но не всегда, т.к после развязки часто бывают осложнения: до осложнения должна произойти функция клеймения, которая нужна для дальнейшего узнавания героя. Победа над врагом. Возвр. домой, которое может быть бегством. Бегство стоит в прямой зависимости от похищения, как формы добычи. Формы погони и ухода от неё весьма разнообразны (иногда сопровождается последовательным превращением героев или похитителей в элементы природы). Когда до возвращения остаётся всего –ничего, герой встречает менее удачливых братьев. Он решает отдохнуть. Братья крадут у героя добытое и должны избавиться от него (сказка как бы начинается заново, т.к. опять приходит беда). Оживление убитого героя происходит с помощью волшебного помощника. Вернувшись в царство, герой хочет скрыть себя функция неузнанного прибытия. Но в это время, убийцы уже претендуют на опр. высокое место, выдавая себя за героев. Идёт притязание ложного героя. В сказках, основанных на змееборстве, второго хода быть не может. Перед самой свадьбой, невеста ставит мотив трудной задачи, задание, которое может выполнить только истинный герой. Этот мотив приводит к узнаванию ист. героя. Далее следуют обличение ложного героя и его наказание. Бытовая сказка. Б.С. не возникает из литературной новеллы, а сама создала её, т.к. исторически её предшествовала. Б.С. характеризуется тем, что показывает «алогизм обычного», вскрывает внутреннюю ложь, социальную неправду. Бытовая (новеллистическая) сказка – духовное дитя людей с жизнерадостным и независимым характером, с критическим и земным складом ума. К наиб. распр. видам сказок-новелл относятся многочисл. сказки о супругах, их верности и неверности, о женитьбе героев, о ленивых хозяевах. Особое пристрастие эти сказка питают к любовной тематике. Так же, к типичным новелл. сказкам стоит отнести сказки об одураченном барине, о богатом хозяине, о нанятом работнике, о барыне, обманутой хитрым работником. Третья основная тема бытовых сказок – тема осуждения духовенства. Поэтика и стиль бытовых сказок – сниженные. Сказка-новелла рассчитана на непрерывность и единство восприятия. Несказочная проза. Предания – рассказ о прошлом. Признаки: П. говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей. Для П. характерна ретроспективность (обращённость в прошлое). П. даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта, и, собственно, этим обусловливается само возникновение предания. Т.о., предание – широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта. Есть два вида формирования исторических преданий: 1 – Обобщение воспоминаний; 2 – Не только обобщение, но и оформл. по слож. формам. Персонажи в предании социально определены. Легенды – народные рассказы с религиозным вымыслом, фантастика которых идёт не от языческой, а от христианской религии. В своей форме, легенды часто сближаются с бытовыми сказками. Некоторые из них приобрели сатирическое истолкование сюжетов священного писания. Отказ от отвлечённо-абстрактной фантастики библейских книг говорит о земной, социально-бытовой основе народных легенд. Былички – устные рассказы народа о леших, оживших мертвецах и вообще о вмешательстве в людскую жизнь разных сверхъестественных сил из воображаемого мира народной религии. Быличка – выражение религиозного сознания. Былички можно разделить на два вида. Первый близок к форме сказа. Здесь Б. следует форме рассказа о том, что произошло с рассказчиком или кем-нибудь из его современников. Второй близок к форме предания. Здесь Б. связывает события, о которых говорит, со временем, относительно сильно удалённым от момента сказывания былички. В быличке предполагается торжество добра. Былина. Б. – эпические произведения о богатырях и их необыкновенных подвигах. Особенность былин – содержание воспринимается как исторических факт. Но Б. – искусство доисторическое. оно отражает не факты, а историческое сознание народа. Историческое содержание в былинах, является признаком эпоса. Классификация по тематике: воинские, героические. Главное содержание Б. – борьба людей с врагами. Б. начинаются с запева (желат., но не обязательно). Далее идёт зачин (изложение событий) После – исход (концовка) Изложение событий разбивается на несколько эпизодов. Особенность Б. – действие разворачивается линейно и последовательно. Исход в былине очень краткий. Он заключает в себе краткую констатацию факта. Развитие былинного эпоса тесно связано с историей народа. Эпическое творчество, уходящее своими корнями в более древние эпохи испытывает сильное влияние мифологии. Первый, древнейший период – предыстория развития былин. Былины как жанр определились во второй период, который охватывает время с конца 10 до середины 13 в. – эпоху расцвета Киевск. гос-ва, его падения и феодальн. раздробл. древней Руси. С конца 13 – начала 14 в., начинается третий период в истории былин, который характеризуется затуханием интенсивно эпического тв-ва. Истор. эпос, постепенно формируясь и обособляясь как жанр, вошёл в сложный многожанровый комплекс русского фольклора, став выражением идейно-эстетических взглядов народа на явления полит., гос-го., и международного характера. Изучение и собрание былин. Собирание былин с научными целями началось в 30-е годы 19 в. и связано с деятельностью П.В. Кириевского. Но ещё до этого былины записывались. В 1804 г. был впервые издан сборник былин Кирши Данилова. Изучать былины начали ещё в первой половине 18 в. Первое краткое сопоставление былинных имён и событий с историческими свидетельствами сделал К.Ф. Калайдович. Как художественные произведения, былины были впервые проанализированы В.Г. Белинским в статьях о народной поэзии в 1841 г. Широкий размах научные исследования былин приобрели с 50-60 г. 19 в. Семейно-бытовые былины Поэтика былин Историческая песня. Нет единого понимания термина «исторические песни». Этим термином объединяются произведения многих песенных жанров, которые содержат в себе исторические реалии. В более узком понимании исторической песней называют эпические и частью лирико-эпические произведения, посвященные изображению исторических событий и эпизодов из жизни исторических лиц. И.П. – продолжение и развитие эпического творчества народа, получившего воплощение в былинах в эпоху зарождения феодализма и его ранних стадий. И.П. – эпические или лирико-эпические произведения эпохи развитого Русского феодального гос-ва., содержанием которых являются события или эпизоды из жизни исторических лиц, в результате деятельности которых заинтересованы носители песни, в ряде случаев считающие себя причастными к изображаемому. Песни о татарском полоне Ранне-исторические песни
Былины и исторические песни Балладная песня. Баллады – исполненные психологического драматизма сюжетные песни, которые воспроизводят трагические бытовые коллизии и происшествия эпохи русского средневековья, т.е. это лироэпическая песня о трагических событиях. Собственно балладой в западноевропейской средневековой поэзии именуются народные плясовые песни любовного содержания с особым повторением нескольких стихотворных стихов в конце песенной строфы. Баллада (ballar – лат.) плясать. Народным балладам присущи достаточно устойчивые жанровые признаки. Ограничив себя местом и временем, баллада сосредоточилась на изображении чувств и переживаний людей в момент наивысшего напряжения духовных сил. В сочетании с воспроизведением драматических коллизий эта особенность изобразительных свойств баллады производит впечатление предельной насыщенности песенного повествования психологическим содержанием.
Мифологические баллады Классические баллады Новые баллады Народная драма. Народное драматическое искусство – совокупность форм драматического творчества в разных жанрах (хороводные песни, обрядовая поэзия). Степень драматизации и театрализации в разных жанрах фольклора различна. Она проявляется в двух формах: 1 – в драматическом исполнении эпических и лирических произведений; 2 – в представлении народных пьес актёрами или куклами. Детский фольклор. Д.Ф, - произведения, созданные детьми и бытующие у них. Но много произведений придумывают и исполняют взрослые для детей (колыбельные, сказки, потешки, скороговорки). Одна из закономерностей – желательный элемент в детской сказке – герой-сверсник. Выделяются общенародные жанры. (пословицы, поговорки, загадки). Это жанр и для детей и для взрослых. Но внутри самого этого жанра всё-таки будет существовать возрастное деление. Ещё Виноградов заметил, что в обрядах, обрядовых комплексах, есть действия, доверяемые детям. Например: сороки, веснянки. Или, например, петь христословия – прерогатива детская. Со временем, колядование и христословие слились воедино. Сейчас, они исчезли почти совсем. Но есть жанры, живущие почти вечно – садистские стишки, страшилки. Пословицы и поговорки. Пословица – краткое устойчивое в речевом обиходе, ритмически (пословицы были ритмичными, т.к. это способствовало более быстрому их запоминанию, во времена, когда не существовало письменности) организованное образное народное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии. К этим свойствам также стоит прибавить народность, поучительность, категоричность утверждения или отрицания. Самый значительный из всех сборников пословиц признан сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа». Туда вошло свыше 30000 пословиц, поговорок и других «малых» жанров русского фольклора. Тайна происхождения пословиц скрыта в них самих. Многие пословицы вторгаются в сферу деловых отношений, обычаев и становятся их принадлежностью. Изначально, существовали краткие изречения («Комары толкутся – к ведру»; «Сухой март, а май мокрый дают хлеб добрый»), выражающие собой советы, бытовые правила, которым приходилось подчиняться. Возникновение поговорок связано с появлением в речи устойчивых образных выражений, служащих для сопоставления сходных явлений. В структурном отношении поговорка представляет собой образ, определяющий либо лиц(«свинья под дубом» - неблагодарный; «не из храброго десятка» - трус), либо обстоятельства («когда рак на горе свистнет», «после дождичка в четверг»). Содержание поговорки определяет её место в предложении как грамматического компонента – она выступает то подлежащего, то сказуемого, то дополнения, то обстоятельства. На этом основании были предприняты попытки грамматической классификации поговорок. Частушки. Ч. – новый жанр русского народного поэтического творчества. Их возникновение относится ко второй половине 19 века. Ч. – малый жанр народной лирики, обычно четырёхстрочные или двустрочные песенки, являющиеся живим откликом на явления жизни, с ясной положительной или отрицательной оценкой, при которой важную роль играют шутка и ирония: частушки выражают непосредственную реакцию их авторов и исполнителей на изображаемое в них. Причинами, вызвавшими к жизни миниатюрную форму народной лирики – частушки, были: значительная ломка жизни, быстрая смена её явлений, что вызвало необходимость быстро выражать отношение к ним и определило многотемность частушек. Ч. возникли в крестьянской среде. Ч. возникла на общефольклорной основе и восходит ко многим жанрам, как бы объединяя их особенности. С некоторыми жанрами она в то же время связана особенно тесно. Процесс рождения Ч., связан с трансформацией традиционной лирической песни и её сокращением в новых условиях. К жанровым особенностям частушек относятся их предельная краткость и экономность выражения и передачи жизненного содержания, сюжетных ситуаций и переживаний героев. Ч. имеет несколько структурных типов. Основные из них: -дву; -четверо; -шестистишия. Кроме этого можно выделить ещё два типа: Ч. без припева и Ч. с припевом. двустишья чаще всего представляют собой любовные частушки (Я страдала, страдать буду, Кого люблю – не забуду). четверостишия – самая распространённая форма Ч. В ней выражаются все основные формы и ситуации (Говорят, что не бела. Что же делать, дорогой? Девки красятся и белятся, Я моюся водой.). шестистишия – редкая форма; она, очевидно, более старая и более связана с традиционной песней (Утром рано-раненько Будила меня маменька: - Вставай, доченька, вставай, - Работушка поспевши. Не хотелось мне вставать, С милым посидевши.). Все эти три формы обычно не имеют припева. Однако, есть частушки, в которых припев выполняет важную выразительную роль; он вместе с тем может связывать частушки в целые спевы. Загадка. Загадка – иносказательное изображение предмета или явления, которые предлагается отгадать. Она состоит из двух частей: собственно загадки и отгадки. З. и отгадка органически связаны между собой. В большинстве случаев отгадка называет какой-либо предмет или действие, а загадка является его метафорическим изображением. В З. важно выделить основные, главные признаки загадываемого. Часто З. рифмованы. Характерным для большинства загадок является сказовый стих. Загадка – древний жанр. На её древнее бытование указывает распространение загадок у народов с малоразвитой культурой. Загадка может входить в сказку («Жадная старуха») и в песни (песни дружки на свадьбе).
Ну, что, народ, Вот и всё, что я успел написать в своё время, за две ночи перед экзаменом. Хочу пожелать вам удачи в предстоящем экзамене… … И во всех остальных - тожеJ. P.S. Кстати, я этот предмет тогда сдал на 5. Влад Изотов Русское устное народное творчество
Ответы на общие вопросы. Фольклор. Жанровая система русского фольклора. Обрядовая поэзия. Циклы и состав календарной обрядовой поэзии. Поэзия зимнего цикла. Масленица и масленичные обряды. Весенне-летний цикл. Троицко-семитские обряды. Поэзия осеннего цикла. Состав и классификация семейно-бытовых обрядовых комплексов. Свадебный обряд. Похоронный обряд. Причитания как жанр. Заговоры. Народная сказка. Сказки о животных. Кумулятивная сказка. Волшебная сказка. Бытовая сказка. Несказочная проза. Былина. Изучение и собрание былин. Циклизация былин. Ист. поэт. классификация. Новгородск. и Киевск. былины. Былины мифологического содержания. Историческая песня. Основные циклы исторических песен. Балладная песня. Необрядовая лирика. Лирическая песня. Народная драма. Детский фольклор. Пословицы и поговорки. Частушки. Загадка. Ответы на общие вопросы. Фольклор. 1, 2 Фольклор – народная мудрость (лат.) Изучением фольклора занимается фольклористика. Ф. совмещает в себе разные виды искусств (музыка, языческие и христианские обряды и традиции) Ядром Ф. является слово. Ф.-явление, а не искусство, он совмещает в себе искусства. Ф. – синтетическое явление. На момент образования ф. следует отнести синкретизм.(взаимо; проникновение; -слитность; -связность.) Одно из важнейших качеств Ф. – устный характер его бытования. Жанр Ф. умирает, когда ТВ-во Ф. перестаёт передаваться из уст в уста. В Фольклористике широко развита вариативность (каждый, услышавший инф, передаёт её по-своему.) Ф. – коллективный вид тв-ва. Традиционность в Ф. – правила, рамки, которые надо обязательно соблюдать. Контаминация – слияние нескольких сюжетов в один. Ф. отражает народную позицию, воспитание, мораль, мировоззрение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1956; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.228 (0.022 с.) |