Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация обрядовой поэзии Ю.Г. Круглова.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Заговоры. Назначение заговоров, как и обрядовой поэзии, заключалось в магическом воздействии на природу. Со временем, заговор приобрёл значение заклинания словом и в связи с этим стал устойчивой поэтической формулой, построенной чаще всего на сравнении реального действия или явления с желаемым и употребляемой для достижения лечебных или иных целей. Важная черта заговора – вера в маг. силу слова. Заговоры бывают двух видов: белые – направленные на избавление от недугов и бед и содержащие элементы молитвы (знахарство) и черные – направленные на принесение порчи, вреда, употребляемее без молитвенных слов (колдовство, связанное с нечистой силой). Употребление З. в большинстве случаев соединялось либо с различными видами народной медицины, либо с символическими действиями – отголосками древней магии. По тематике заговоры делятся на 3 группы: З. лечебные: от болезни и болезненного состояния людей и домашних животных, а так же от порчи. З. хозяйственные: аграрные, скотоводческие, промысловые – от засухи, сорняков, для приручения домашних животных, охотничьи, рыболовные. З. имеющие целью регулировать общественные и личные отношения между людьми: любовные присушки, и отсушки, от недугов, для привлечения почёта или милости. Большое влияние на заговоры оказало христианство. Христианские образы целителей-святых и молитвы должны были укрепить авторитет магической формулы в пору, когда языческие верования уже забылись народом. Композиция З.: введение (обычно молитвенное обращение), зачин (указывающий на то, куда идёт и что делать должен заговаривающий или заговариваемый) основная часть: (содержащая выражение желания, обращение-требование, диалог, действие с последующим перечислением, изгнанием болезни) закрепки (опять молитвенное обращение или так называемое «зааминивание»). СКАЗКИ Народная сказка. Сказка – жанр необрядового фольклора. Самый древний жанр в фольклоре. Жанр эпический, повествовательный. С. - произведение, которое имеет установку на вымысел. Изначально, сказка не была забавой. Сказка – то, что сказывают. Самый известный собиратель и издатель сказок – А.Н. Афанасьев (запасы своих сказок он пополнял за счёт записей П.И. Якушина). Он разделял сказки на: 1 – С. о животных; 2 –С. новелестические; 3 – С. волшебные. Сейчас классификация сказок изменилась. Выделяют: 1 – С. кумулятивные; 2 - С. волшебные; 3 – С. о животных; 4 – С. авантюрные; 5 – С. бытовые; 6 – С. новелестические; 7 – С. сатирические; 8 – С. детского драматического жанра; 9 – Анекдоты, небылицы. Сказки о животных. Сказки о животных – самые древние сказки. При раннеродовом строе почти повсеместно была распространена своеобразная вера в родственные связи между людьми и каким-либо видом животных. Животное считалось родоначальником – тотемом. Тотемизм – вера в то, что опр. племя, род произошло от опр. родителя – животного. Во многих сказках о Ж., копм. стержень – обман. Но он не осуждался. Это способ достижения превосходства слабого над сильным. В центре – хитрое животное. Позднее, с отмиранием культа животных, в сказку стало входить и ироническое изображение смешных повадок животных. Излюбленным героем русских сказочных историй о животных, как, впрочем, и всех восточнославянских сказок, сделалась лиса. Её проделки и проказы стали основой многих сюжетов. Кумулятивная сказка. К.С. – сказка, состоящая из цепи сюжетов, кот. могут быть связаны между собой одним персонажем. Композиция подобных сказок характеризуется нарастающим напряжением и усложнением действия. Волшебная сказка. Волшебная сказка – нарочитая фикция, она возникла позже сказки о животных. Главные действующие лица – дети предбрачного возраста (т.к часто В.С. связана с обрядом инициации). В В.С. существуют сюжеты, нехарактерные, для других сказок (Царевна-лягушка, Финист-ясный сокол). Сюжет – разворачивание действия в опр. последовательности. Мотив – действие, происх. в рамках сюжета. По В.Я. Проппу, действия, кот. имеют значения для развития сюжета – функции. В.С. начинается с завязки (чудесное рождение ребёнка, подход детей к опр. возрасту – инициации). Далее следует действие (начинается с несчастья, беды, кот. пришли внезапно. Отлучка либо старших от младших, либо сильных от слабых. Отлучки часто сопровожд. запретами, которые обязательно нарушаются. Запрет и его нарушение – парные функции.) Нарушение запрета – начальная беда, в результате кот. появляется антагонист (Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей), который творит похищение. Но иногда беде соответствует ситуация, когда чего-либо не хватает, недостаёт (герой отправляется искать невесту, молод. яблочки, жив воду и т.д.) Основная функция завязки – отправить героя куда-либо из дома. Когда герой отлучился из дома, его, вскоре, должен встретить даритель, или советчик. Часто, в этой роли выступает (если не антагонист) Баба-Яга (она является, как бы сторожем границы-перехода из одного мира в другой). После встречи с дарителем или советчиком, у героя должен появиться волшебный помощник (часто волк или конь), кот. помогает герою добыть некие волшебные средства, кот. помогут в борьбе с антагонистом. Развязка: либо битва героя с Антаг., либо незаметное похищение искомого (битву или похищение герой совершает сам, но волш. помощник всегда учит, как надо это делать). Похищение – не единственная, но ведущая развязка. После похищения случается женитьба, но не всегда, т.к после развязки часто бывают осложнения: до осложнения должна произойти функция клеймения, которая нужна для дальнейшего узнавания героя. Победа над врагом. Возвр. домой, которое может быть бегством. Бегство стоит в прямой зависимости от похищения, как формы добычи. Формы погони и ухода от неё весьма разнообразны (иногда сопровождается последовательным превращением героев или похитителей в элементы природы). Когда до возвращения остаётся всего –ничего, герой встречает менее удачливых братьев. Он решает отдохнуть. Братья крадут у героя добытое и должны избавиться от него (сказка как бы начинается заново, т.к. опять приходит беда). Оживление убитого героя происходит с помощью волшебного помощника. Вернувшись в царство, герой хочет скрыть себя функция неузнанного прибытия. Но в это время, убийцы уже претендуют на опр. высокое место, выдавая себя за героев. Идёт притязание ложного героя. В сказках, основанных на змееборстве, второго хода быть не может. Перед самой свадьбой, невеста ставит мотив трудной задачи, задание, которое может выполнить только истинный герой. Этот мотив приводит к узнаванию ист. героя. Далее следуют обличение ложного героя и его наказание. Бытовая сказка. Б.С. не возникает из литературной новеллы, а сама создала её, т.к. исторически её предшествовала. Б.С. характеризуется тем, что показывает «алогизм обычного», вскрывает внутреннюю ложь, социальную неправду. Бытовая (новеллистическая) сказка – духовное дитя людей с жизнерадостным и независимым характером, с критическим и земным складом ума. К наиб. распр. видам сказок-новелл относятся многочисл. сказки о супругах, их верности и неверности, о женитьбе героев, о ленивых хозяевах. Особое пристрастие эти сказка питают к любовной тематике. Так же, к типичным новелл. сказкам стоит отнести сказки об одураченном барине, о богатом хозяине, о нанятом работнике, о барыне, обманутой хитрым работником. Третья основная тема бытовых сказок – тема осуждения духовенства. Поэтика и стиль бытовых сказок – сниженные. Сказка-новелла рассчитана на непрерывность и единство восприятия. Несказочная проза. Предания – рассказ о прошлом. Признаки: П. говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей. Для П. характерна ретроспективность (обращённость в прошлое). П. даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта, и, собственно, этим обусловливается само возникновение предания. Т.о., предание – широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта. Есть два вида формирования исторических преданий: 1 – Обобщение воспоминаний; 2 – Не только обобщение, но и оформл. по слож. формам. Персонажи в предании социально определены. Легенды – народные рассказы с религиозным вымыслом, фантастика которых идёт не от языческой, а от христианской религии. В своей форме, легенды часто сближаются с бытовыми сказками. Некоторые из них приобрели сатирическое истолкование сюжетов священного писания. Отказ от отвлечённо-абстрактной фантастики библейских книг говорит о земной, социально-бытовой основе народных легенд. Былички – устные рассказы народа о леших, оживших мертвецах и вообще о вмешательстве в людскую жизнь разных сверхъестественных сил из воображаемого мира народной религии. Быличка – выражение религиозного сознания. Былички можно разделить на два вида. Первый близок к форме сказа. Здесь Б. следует форме рассказа о том, что произошло с рассказчиком или кем-нибудь из его современников. Второй близок к форме предания. Здесь Б. связывает события, о которых говорит, со временем, относительно сильно удалённым от момента сказывания былички. В быличке предполагается торжество добра. Былина. Б. – эпические произведения о богатырях и их необыкновенных подвигах. Особенность былин – содержание воспринимается как исторических факт. Но Б. – искусство доисторическое. оно отражает не факты, а историческое сознание народа. Историческое содержание в былинах, является признаком эпоса. Классификация по тематике: воинские, героические. Главное содержание Б. – борьба людей с врагами. Б. начинаются с запева (желат., но не обязательно). Далее идёт зачин (изложение событий) После – исход (концовка) Изложение событий разбивается на несколько эпизодов. Особенность Б. – действие разворачивается линейно и последовательно. Исход в былине очень краткий. Он заключает в себе краткую констатацию факта. Развитие былинного эпоса тесно связано с историей народа. Эпическое творчество, уходящее своими корнями в более древние эпохи испытывает сильное влияние мифологии. Первый, древнейший период – предыстория развития былин. Былины как жанр определились во второй период, который охватывает время с конца 10 до середины 13 в. – эпоху расцвета Киевск. гос-ва, его падения и феодальн. раздробл. древней Руси. С конца 13 – начала 14 в., начинается третий период в истории былин, который характеризуется затуханием интенсивно эпического тв-ва. Истор. эпос, постепенно формируясь и обособляясь как жанр, вошёл в сложный многожанровый комплекс русского фольклора, став выражением идейно-эстетических взглядов народа на явления полит., гос-го., и международного характера. Изучение и собрание былин. Собирание былин с научными целями началось в 30-е годы 19 в. и связано с деятельностью П.В. Кириевского. Но ещё до этого былины записывались. В 1804 г. был впервые издан сборник былин Кирши Данилова. Изучать былины начали ещё в первой половине 18 в. Первое краткое сопоставление былинных имён и событий с историческими свидетельствами сделал К.Ф. Калайдович. Как художественные произведения, былины были впервые проанализированы В.Г. Белинским в статьях о народной поэзии в 1841 г. Широкий размах научные исследования былин приобрели с 50-60 г. 19 в.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.78 (0.009 с.) |