Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жанровая система русского фольклора.Содержание книги Поиск на нашем сайте
а)1 – обрядовая поэзия. Выделяются обрядовые комплексы, связанные с календарным циклом и хоз-землед. деятельностью человека. 2 – Обрядовые комплексы, связанные с жизнью человека(бытовые) – рождение, именование, инициация(док. взросления), свадебный обряд, повтор предыдущ. для детей, похороны. 3 – Обрядовые комплексы, связанные с физ, моральным состоянием человека и со всем, что живёт в его доме(заговоры) б)1 – Необрядовая поэзия. Эпос(былина, сказка, баллада) и несказочные(легенда, предание, быль, духовные стихи). Лирика(лирическая песня) Драма(народная драма): зазывание балагенных дедов, театр Петрушки. в) Малые Ф. жанры (частушка, пословица. колыбельная, поговорки, потешки). 1 – Детский Ф. (загадки, дразнилки, потешки и др.) 2 – Пословицы + поговорки 3 – Загадки 4 – Частушки. Обрядовая поэзия. ↑ Циклы и состав календарной обрядовой поэзии. Ф., связанный с подготовкой урожая (октябрь – конец июля - зимний и весеннее-летний периоды). Главные обряды в это время – святочные (25.12-6.01), масленичные (8 недель до пасхи) и купальские (с 23 на 24 июня), и Ф, связанный с уборкой урожая (осенний период – жнивное время) Поэзия зимнего цикла. Пассивный обряд – гадание. Активный – колядование. И то и другое сопровождалось святочными обрядовыми песнями соответственно двух разновидностей – подблюдными песнями и колядками. Подблюдные песни (при помощи иносказаний и символов гадающим сулились богатство, благополучие, удачное замужество или, наоборот. По своей функции, П. песни гадательным, а не заклинательным характером, однако концовка песен, утверждающая, заклинающая судьбу,. сближает их с заговорами и колядками, имеющими значение магического воздействия.) и гадания. (могли сводиться либо к толкованию наблюдаемых человеком явлений, либо к действиям, совершаемым самими гадающими и людьми или животными по их приказанию) Колядки. Колядование – хождение молодёжи по избами, с особыми песнями, которые имеют три названия по припеву, выкликаемому колядовщиками: колядки («Ой, Коляда!»), овсени («Ой, Овсень, Таусень!») и виноградья («Виноградье, красно-зелено мое!»). Колядки очень архаичны по содержанию, которое определялось их назначением. Основной целью колядовщиков было пожелание хозяевам добра, богатства, благополучия. Некоторые колядки имеют вид величания, в них идеализированно описываются богатство и благополучие крестьянской семьи. Отличительная черта колядок величального типа – их обобщённый характер. Другая, обязательная тема, связанная с назначением колядок – просьба об угощении или вознаграждении. Во многих колядках просьба или требование угощения составляет единственное её содержание. Ещё одна тема колядок – описание хождения, поисков Коляды, магических действий колядовщиков, обрядовой еды, т.е. элементов самого обряда. Композиция колядки: 1)обращение к Коляде, поиски её колядовщиками. 2)величание, описание обряда или просьба о вознаграждении 3)пожелание благополучия, просьба о подаянии. Масленица и масленичные обряды. В центре праздника масленицы стоит символический образ масленицы. Сам праздник состоит из трёх частей: встречи в понедельник, разгула или перелома в так называемый широкий четверг и прощания. Песни на масленицу можно разделить на две группы. Первая – встреча и чествование, имеет вид величаний. В них воспеваются широкая честная масленица, её яства, развлечения. Она величается полностью – Авдотьей Изотьевной. Характер песен весёлый, задорный. Песни, сопровождающие проводы М., несколько иные. В них говориться о наступающем посте. Поющие сожалеют, о кончающемся празднике. Здесь М. – уже свергнутый кумир, она больше не величается, а называется непочтительно «обманщицей». Масленицу обычно толковали преимущественно как празднование победы весны над зимой, жизни над смертью. Весенне-летний цикл. Троицко-семитские обряды. Первый весенний праздник – встреча весны – приходится на март. В эти дни в деревнях пекли из теста фигурки птиц (жаворонков или куликов) и раздавали их девушкам или детям. Веснянки – обрядовые лирические песни заклинательного жанра. Обряд «заклинания» весны был проникнут стремлением воздействовать на природу с целью получения хорошего урожая. Имитация полёта птиц (подкидывание жаворонков из теста) должна была вызвать прилёт настоящих птиц, дружное наступление весны. Образы весны и птиц господствуют в веснянках. Веснянкам свойственна форма диалога или обращения в повелительном наклонении. В отличии от заговора, веснянки, как и колядки. исполняются коллективно, что выражается в обращениях от имени группы людей. Весенние гуляния и игры молодёжи продолжались начиная с красной горки, в течении апреля, мая и июня, несмотря на тяжёлые полевые и огородные работы. На этих гуляниях исполнялись протяжный игровые и хороводные песни, не имеющие обрядового значения. Их темы – семейные, любовные – раскрываются в бытовом плане. Троицко-семитская неделя: семик – седьмой четверг после пасхи, троица – седьмое воскресенье, носящая ещё название «русальной» недели или «зелёных святок». Это девичий праздник, протекающий а окружении цветущей природы – в поле за околицей, в роще. Характер этого праздника определяется его основным образом – берёзки. Девушки, нарядно одевшись и захватив с собой угощения, шли «завивать» берёзки. Девичий праздник сопровождался ещё и гаданием. Девушки, плели венки и бросали их в реку. По далеко уплывшему, прибившемуся к берегу, остановившемуся или потонувшему венку судили об ожидавшей их участи. Гадание по венкам широко отразилось в песнях, исполнявшихся как во время гадания, так и безотносительно к нему. Праздник Ивана Купалы. Праздник летнего солнцеворота отмечался в ночь на И.К. (с 23 на 24 июня) Это праздник «полного расцвета растительности». В купальские праздники земле не помогают, а, наоборот, стараются взять от неё всё. В эту ночь собирают целебные травы. Кто найдёт папоротник, тому, как считалось, удастся найти клад. Похороны Костромы. В эти же сроки (перед Петровым днём, 28 июня) отмечался и праздник Ярилы или Костромы, который означал прощанье с летом до нового возрождения сил земли. Центральный эпизод обряда – похороны Ярилы, Купалы или Костромы. Образ Костромы сходен с образом Масленицы. Весёлые похороны Костромы сходны с такими же похоронами Масленицы. Поэзия осеннего цикла. Осенние обряды у русского народа были не так богаты, как зимние и весенне-летние. Они не имели специального календарного приурочения и сопровождают уборку урожая. Зажинки (начало жатвы), дожинки или обжинки (конец жатвы) (Такая работа совершалась с помощью соседей и называлась «помочью» или «толоками».) сопровождались песнями. Но эти песни не имеют магического характера. Они связаны непосредственно с процессом труда. Ведущий мотив таких песен – обращение к жнеям. Более разнообразны же по тематике и художественным приёмам песни дожиночные. В них повествуется о жатве и обычае угощения жниц-толочан. В дожиночных песнях встречаются элементы величания богатых хозяев, хорошо угостивших жниц. Состав и классификация семейно-бытовых обрядовых комплексов. Семейная обрядовая поэзия сопутствовала обрядам, отмечающим важнейшие события в жизни человека – рождение ребёнка, создание семьи, рекрутчину, смерть. Эти обряды, как и календарные, сопровождались исполнением поэтических произведений, одни из которых имели обрядовое происхождение, другие – более широкую сферу бытования.. произведения первого рода: причитания свадебные, рекрутские и похоронные; величальные песни, приговоры, присловья и диалоги, явл. составной частью родильного, рекрутского и свадебного обрядов. Произв. второго рода: разного рода песни, частушки, загадки, пословицы. Свадебный обряд. Вступление в брак рассматривалось крестьянами прежде всего как хозяйственный акт родства двух семей, преследующих взаимную выгоду, и получение одной из них новой работницы и продолжательницы рода. С.О. делился на 3 основных обряда: 1 – предсвадебный цикл (сватовство, сговор, рукобитье или пропой, зарученье, девишник, баня). 2 – свадебный обряд (сборы и благословение невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир). 3 – послесвадебный (бужение молодых, отводины или отгостки). Свадебные причитания – невеста должна был оплакивать свою долю, сожалеть о девичестве и счастливой жизни в родительском доме и выражать свою недоброжелательность по отношению к жениху и его семье. Всё это находило выражение в причете – поэт. жанре, предст. собой лирическое излияние, монолог большого эмоционального напряжения и проникновенности, в котором традиционные поэтические образы соединяются и развиваются при помощи импровизации в яркие контрастные картины счастливой девической и несчастной замужней жизни. Продолжение (поэзия С.О.) Кроме причетов невесты, к свадебной поэзии относятся и песни, приуроченные к разным эпизодам свадьбы. Особым жанром свадебных песен, отличающимся своей функцией и художественной спецификой, являются величания. В. преследовали цель наделить величаемых всеми качествами, какими должен был, по мнению крестьянина, обладать счастливый человек. Несомненна древняя магическая основа величаний, в которых желаемое выдаётся за действительное и изображается красочно и идеализированно. В. песня имеет описательный характер, это песня-портрет, песня-характеристика, причём не индивидуальная, а типичная. В. песне свойственны богато разработанная и точная символика и параллелизмы, связанные не только с понятием богатства, благополучия, счастья, но и с семейным положением величаемых. Кроме величальных песен, созд. полож. образы, на свадьбе звучали шуточные, пародийные В. – корильные песни. По смыслу и образности они пародировали настоящие В., создавали непривлекательный, сниженный, но тоже типический портрет – хозяев, свах, дружки и т.д. Они исп., когда девушки получили мало за предшествующее величание и хотели высмеять «бедность» и скупость гостей и хозяев. Похоронный обряд. Главный жанр обряда похорон – причитание. После конст. смерти – причитание на тему: почему покинул, просьба встать, открыть глаза, простить обиды. Далее – плач-оповещение. При вносе пустого гроба в дом – причитание-благодарность тем, кто делал гроб. При выносе покойника П. о том, что человек уже не вернётся.. При несении на кладбище: П., в котором сюжет схож с горем утраты + оповещение. При опускании в могилу П. – просьба вернуться. При возвращении с кладбища, П. – мнимые поиски + плач о предвещании бед для семьи. По обычаю, в день похорон – ритуальный обед – поминки. (тризна). Тризна не должна была восприниматься с плачем. Наоборот, надо было больше есть (воздавать честь). 3 день – похороны, поминки; 9 день – душа окончательно покидает землю.; 40 день – полное восхождение души по 40 ступеням к райским вратам. Обязательно надо посетить могилу на годовщину + в родительский день. Причитания как жанр. Причитания могут быть свадебные, рекрутские, похоронные. Причеты не имели опр. формы и фабулы. Рекрутский обряд – более позднего происхождения, чем свадебный и похоронный обряды. Он сложился в начале18 века, после введения Петром 1 всеобщей рекрутской повинности (1699). Проводы на «службу государеву» на 25 лет для крестьянской семьи были равносильны смерти рекрута; влекли за собой разорение и упадок хозяйства. В самой армии часты были случаи жестокой расправы над солдатами, поэтому родные рекрута причитали над ним, как над умершим. Этот обряд почти не содержал в себе магических и символических моментов (иногда рекрута заговаривали от болезней, и, особенно – от пуль)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1083; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.60 (0.01 с.) |