Традиционная культура русского народа: мир русской деревни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционная культура русского народа: мир русской деревни.



Феномен меценацтва

Расцвет купеческого меценатства в стране пришелся на вторую половину XIX — начало XX вв. Владельцы крупных промышленных предприятий были заинтересованы в квалифицированных работниках, способных освоить новейшее оборудование и современные приемы ведения хозяйства. Поэтому они вкладывали средства в развитие образования, в организацию школ, училищ, институтов и даже университетов. Немаловажную роль в развитии меценатства в России сыграло православие. Практически все русские меценаты были купцами-старообрядцами.

Если в европейских странах протестантизм возводил упорный труд, накопление капитала и его дальнейшее вложение в семейный бизнес в разряд богоугодных дел, то в России, напротив, накопительство считалось грехом. Распространена была точка зрения, что богатство человек мог приобрести только украв либо получив от Бога, к которому оно должно вернуться через подаяния и милостыню. Поэтому российские купцы и промышленники старались оправдать свое богатство с помощью меценатства и благотворительности.

Всеми богатствами, которыми владеют наши музеи, самим поступательным движением музейного дела в России, поисками, открытиями мы обязаны им — энтузиастам, собирателям, меценатам. И что характерно: во времена расцвета меценатства никаких государственных программ и планов музейного дела не существовало. Каждый коллекционер был предан своему кругу увлечений; каждый преданный старине и искусству собирал приглянувшиеся ему свидетельства былых времен, произведения художников, как умел, их систематизировал, иной раз исследовал и публиковал свои труды. Но последствия этой стихийной деятельности оказались в итоге грандиозными: практически все фонды музеев России до 1917 г. были составлены не столько из отдельных предметов, сколько именно из собраний, скрупулезно подобранных, осмысленных и согретых сердцем русских коллекционеров.

Наиболее известными меценатами России были предприниматели Савва Морозов и Павел Третьяков. При финансовой поддержке Морозова в 1898 г. был создан Московский художественный театр, ныне Московский художественный академический театр имени А. Чехова (МХАТ). Третьяков покупал картины российских художников (Крамского, Перова, Репина, Сурикова, Поленова, Коровина, Шишкина, Серова, Саврасова) и обладал таким авторитетом в культурной среде, что каждая новая его покупка рассматривалась как акт общественного признания автора полотна. В 1892 г., когда собрание Третьякова достигло грандиозных размеров (1903 произведения!), меценат принял решение передать его Москве.

Одним из самых ярких явлений в художественной жизни Москвы было собирание купцом-коммерсантом Сергеем Щукиным своей картинной галереи французской живописи. Щукин часто пропадал в Париже, вывозя оттуда особо ценные картины Гогена, Ренуара, Матисса, Пикассо, Пювиса де Шаванна.

В России немало людей, которые делают огромные деньги и не только не платят при этом налоги, но даже не помогают старикам и детям, а тем более не вкладывают в развитие культуры, медицины и образования.

Чтобы кому-то помогать, нужно иметь не только желание, но и возможности, в том числе финансовые. Чтобы собрать коллекцию картин, любви к живописи недостаточно. Чтобы профинансировать перспективную разработку лекарственного препарата, необязательно сильно болеть, но, как минимум, необходимо глубоко задуматься о подобной перспективе.

Каково состояние мыслей на сей счет современных предпринимателей? Находясь между молотом дурной государственной власти и наковальней враждебной к ним окружающей среды, богатые люди не склонны распространяться на данную тему. Спонсорство — явление другое, качественно иного плана. Если меценатство — это безвозмездная и бескорыстная помощь, то спонсорство — набирающий силу элемент маркетинга. Иначе говоря, спонсор ожидает, что его вклад в искусство вернется многократно преумноженным.

Кстати говоря, у Третьякова, что отражено в каналах истории, тоже было очень трудно вырвать признание, куда же он вкладывал свои капиталы, помимо всем известной галереи его имени. Впрочем, это объяснялось не только личной скромностью предпринимателя, но и таким обстоятельством, как коммерческая тайна. Лишь после его смерти по архивным документам удалось установить его истинный вклад в российскую культуру. То же и с Саввой Морозовым, лишь из завещания которого прояснились масштабы его вложений.

Сегодня известно, что Мстислав Ростропович и Галина Вишневская вкладывают миллионы долларов в российскую медицину, основывают новые и оснащают современным оборудованием старые больницы, поддерживают существование консерваторий. В России ими основано два благотворительных фонда. Памятник современных российских меценатов — постоянно пополняемый Музей личных коллекций. Названия его отделов говорят сами за себя — зал Ильи Зильберштейна, зал Святослава Рихтера...

В регионах различные благотворительные фонды и попечительские советы, как правило, возглавляют жены губернаторов. И это оправданно, ведь при скудости бюджетов и общей неготовности социума жертвовать, только фигура, занимающая высокое положение в региональной элите, может поддерживать деятельность этих структур. Лариса Белоброва, супруга нового главы края, будучи сама не чужда миру искусства, уже помогает финансировать некоторые мероприятия. Сергей Дарькин известен давней дружбой с руководителем театра им. М. Горького Ефимом Звеняцким. Не известно достоверно, имеет ли эта дружба материальное выражение сегодня, но несколько лет назад Звеняцкий высказывался о меценатстве так: «Меценатство в России — блеф, сказка! Ждать помощи от них можно где угодно, но только не в нашей стране».

Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.

С.И.Мамонтов. Меценатство Саввы Ивановича было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

Одним из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал В.Д. Поленов. С Мамонтовым его связывала духовная близость: увлечение античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве и Васнецов., именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывает Врубелю. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза". Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера мамонтова.

Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина- гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.

По его судьбе видно, как нераздельно соединяется страсть коллекционера и призванием мецената, однако от другого просто трудно отделить: ведь все известные русские меценаты были, как правило, и крупными собирателями.

В.Н. Баснин (1799-1876) Коллекционер, библиофил Василий Николаевич Баснин много времени и стараний отдавал общественному труду, историко-краеведческим исследованиям, коллекционированию. Еще в молодые годы предметом его увлечений стали гравюры. Интерес к этому роду графического искусства усилился после того, как в Москве и Петербурге завязались у него знакомства с художниками. Помимо гравюр в собрание Баснина входили акварели, рисунки и живопись русских и западноевропейских мастеров и графика китайских художников. Он обладал уникальной по составу библиотекой. В ней насчитывалось около двенадцати тысяч книг- это было крупнейшее частное собрание тех лет. Преобладали в нем исторические сочинения и художественная литература. После смерти коллекционера материалы по истории Сибири были переданы в государственные архивы. Ныне баснинское собрание храниться в Москве- в гравюрном кабинете государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

При бесспорно большой положительной роли художественного коллекционерства, которым увлекались видные представители нового класса, передового купечества, было в этом увлечении немало наивного преклонения перед последней модой парижского художественного рынка.

Характерным для Москвы и одним из самых ярких явлений ее художественной жизни было собирание Сергеем Ивановичем Щукиным своей картинной галереи французской живописи.

Все вышеуказанное доказывает, что меценатство не было эпизодом, деятельность немногих образованных капиталистов, оно охватывало самые разные среды и было велико по сути, масштабам сделанного. Отечественная буржуазия действительно оказывала заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь.

Характеризуя "золотой век" меценатства в России, надо отметить то обстоятельство, что пожертвования меценатов, в частности московских, нередко были основным источником развития целых отраслей городского хозяйства(например, здравоохранения).

Меценатство в России в конце девятнадцатого-начале двадцатого веков было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия- все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, среди черт,определяющих своеобразие отечественной буржуазии, одной из главных и почти типичных была благотворительность в тех или иных формах и масштабах.

Во-вторых, личностные качества известных нам меценатов "золотого века", спектр их ведущих интересов и духовных потребностей, общий уровень образованности и воспитанности, дают основание утверждать, что перед нами подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивость к интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье, способность восхищаться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, обладание навыками воспитанного человека и т.д.

В-третьих, обозревая масштабы сделанного меценатами и коллекционерами в России на рубеже веков, прослеживая сам механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу- отечественные меценаты в России "золотой поры"- качественно новое образование, оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран.

М.К.Тенишева (1867-1928) Мария Клавдиевна была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражают масштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников(под Брянском), открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей, и даже создан на Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева- Талашкино. "Созидательницей и собирательницей" назвал Тенишеву Рерих. И это действительно так и это в полной мере относится к русским меценатам золотого века. Тенишева не только на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций отечественной культуры.

П.М. Третьяков (1832-1898). В.В. Стасов, выдющийся русский критик, в некрологе на смерть Третьякова, писал: "Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с амура- он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены этим удивительным человеком в течении всей его жизни." Не менее высоко оценивали подвиг Третьякова и сами художники, с которыми он был прежде всего связан на ниве собирательства. В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Подобной идея - положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства - не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси.

Просвещение

Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности, образовательного уровня населения. К чести правительства, эта потребность им учитывалась. Государственные расходы на народное образование с 1900г. по 1915г. увеличились более чем в 5 раз.

Основное внимание уделялось начальной школе. Правительство имело намерение ввести в стране всеобщее начальное образование. Однако школьная реформа проводилась непоследовательно. Сохранилось несколько типов начальной школы, наиболее распространенными были церковно-приходские (в 1905г. их насчитывалось около 43 тыс.). Выросло число земских начальных училищ (в 1904г. их было 20,7 тыс., а в 1914г. -- 28,2 тыс.) В 1900г. в начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914г. -- уже около 6 млн.

Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях увеличивалось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальныхучилищ было дано право, поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку на физико-математические факультеты университетов.

По инициативе предпринимателей создавались коммерческие (7-8-летние) училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В них, в отличие от гимназий и реальных училищ, было введено совместное обучение юношей и девушек. В 1913г. в 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово-промышленного капитала, обучалось 55 тыс. человек, в том числе 10 тыс. девушек. Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, землемерных, сельскохозяйственных и др.

Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет, новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. Для обеспечения реформы начальной школы в Москве и Петербурге открывались педагогические институты, а также свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому доступу женщин к высшему образованию. К 1914г. насчитывалось около 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно130 тыс. человек. При этом свыше 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию. Высших Государственных Чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях-лицеях.

Тем не менее, несмотря на успехи в деле образования, 3/4 населения страны оставалось неграмотным. Средняя и высшая школа из-за высокой оплаты за обучение была недоступна значительной части жителей. На просвещение тратилось 43 коп. на душу населения, в то время как в Англии и Германии -- около 4 руб., в США -- 7 руб. (в перерасчете на наши деньги).

Наука

Вступление России в эпоху индустриализации знаменовалось успехами в развитии науки. В начале XX в. страна внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании», так как сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.

Физик Лебедев П. Н. впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.), сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.

Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Жуковский Н. Е. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик Чаплыгин С. А.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии Циолковский К. Э. В 1903г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели.

Выдающийся ученый Вернадский В. И. получил мировую известность благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на грани экологической катастрофы.

Небывалым всплеском характеризовались исследования в области биологии, психологии, физиологии человека. Павлов И. П. создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908г. Нобелевскую премию получил биолог Мечников И. И. за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Начало XX века -- время расцвета Российской исторической науки. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были Ключевский В.О., Корнилов А.А., Павлов-Сильванский Н.П., Платонов С. Ф. Проблемами всеобщей истории занимались Виноградов П.Г., Виппер Р. Ю., Тарле Е. В. Мировую известность получила русская школа востоковедения.

Начало века ознаменовалось появлением трудов представителей оригинальной русской религиозно-философской мысли (Бердяев Н. А., Булгаков Н.И., Соловьев В. С., Флоренский П. А. и др.). Большое место в трудах философов занимала так называемая русская идея -- проблема самобытности исторического пути России, своеобразия ее духовной жизни, особого предназначения России в мире.

В начале XX века были популярны научно-технические общества. Они объединяли ученых, практиков, любителей-энтузиастов и существовали на взносы своих членов, частные пожертвования. Некоторые получали небольшие правительственные субсидии. Самыми известными были: Вольное экономическое общество (оно было основано еще в 1765г.), Общество истории и древностей (1804г.), Общество любителей российской словесности (1811г.), Географическое, Техническое, Физико-химическое, Ботаническое, Металлургическое, несколько медицинских, сельскохозяйственных и т.д. Эти общества не только являлись центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения. Характерной чертой научной жизни того времени были съезды естествоиспытателей, врачей, инженеров, юристов, археологов и т.д.

Литература

Наиболее показательно образ «серебряного века» проявился в литературе. С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни («Живой труп», «Отец Сергий», «После бала»). Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Основная мысль публицистики Толстого -- невозможность устранить зло насилием. Антон Павлович Чехов в эти годы создал пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», в которых отразил происходившие в обществе важные изменения. Социально заостренные сюжеты были в чести и у молодых писателей. Иван Андреевич Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов, происходивших в деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), но также и психологические последствия этих явлений, то, как они влияли на души русских людей («Деревня», «Суходол», цикл «крестьянских» рассказов). Куприн А. И. показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность и бездуховность «господ офицеров» («Поединок»). Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата. Зачинателем этой темы стал Максим Горький («Враги», «Мать»).

Лирика «серебряного века» многообразна и музыкальна. Сам эпитет «серебряный» звучит, как колокольчик. Серебряный век- это целое созвездие поэтов. Поэтов - музыкантов. Стихи «серебряного века» - это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки. Все продуманно, четко и музыкально.

В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых «крестьянских» поэтов -- Сергей Есенин, Николай Клюев, Сергей Клычков.

Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты, которые объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия -- краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью, приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты были свойственны ранней поэзии Бальмонта К.Д., Александра Блока, Брюсова В. Я.

После 1909г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается в славянофильские тона, демонстрирует презрение к «рационалистическому» Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной, в том числе и официальной Россией. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, к славянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит в русской народной жизни корни «второго рождения» страны. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Блока (поэтические циклы «На поле Куликовом», «Родина») и А. Белого («Серебряный голубь», «Петербург»). Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано, прежде всего, понятие «серебряный век».

Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. «акме»-высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества акмеистов (Гумилев Н. С., Анна Ахматова, О. Э. Мандельштам)

безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.

Русская художественная культура начала XX века испытывала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Это течение вобрало в себя различные художественные направления, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями и провозгласившие идеи создания «нового искусства». Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. «футурум»-будущее). Их поэзия отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме поэтической конструкции. Программные установки футуристов ориентировались на вызывающую антиэстетичность. В своих произведениях они использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборники стихов футуристов носили характерные названия: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна» и др. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа «Гилея» -- В. Хлебников, Д. Д. Бурлюк, Владимир Маяковский, А. Е. Крученых, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина

Особенно, в этом преуспели футуристы. Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, «старого языка», «старых слов», провозгласил новую форму слов, независимую от содержания, т.е. пошло буквально изобретение нового языка. Работа над словом, звуками становилась самоцелью, тогда как о смысле стихов совершенно забывалось

Живопись

Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители реалистической школы, действовало Общество передвижников. Репин И. Е. закончил в 1906г. грандиозное полотно «Заседание Государственного совета». В раскрытии событий прошлого Сурикова В. И. в первую очередь интересовал народ как историческая сила, творческое начало в человеке. Реалистические основы творчества сохранялись и у Нестерова М. В..

Однако законодателем моды стал стиль, получивший название «модерн». Модернистские искания затронули творчество таких крупных художников-реалистов, как Коровин К. А., Серов В. А.. Сторонники этого направления объединились в обществе «Мир искусства». Они заняли критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя не свойственную искусству функцию, нанесли вред живописи. Искусство, по их мнению, -- это самостоятельна сфера деятельности, и оно не должно зависеть от социальных влияний. За длительный период (с 1898 по 1924г.) в «Мир искусства» входили почти все крупнейшие художники -- Бенуа А. Н., Бакст Л. С., Кустодиев Б. М., Лансере Е. Е., Малявин Ф. А., Рерих Н. К., Сомов К. А.. «Мир искусства» оставил глубокий след в развитии не только живописи, но и оперы, балета, декорационного искусства, художественной критики, выставочного дела. В 1907г. в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие 16 художников (Кузнецов П. В., Сапунов Н. Н., Сарьян М. С. и др.). Это была ищущая молодежь, стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций. Представители «Голубой розы» были связаны с поэтами-символистами, выступление которых являлось современным атрибутом вернисажей. Но символизм в русской живописи никогда не был единым направлением. Он включил в себя, например, таких разных по своей манере художников, как Врубель М. А., Петров-Водкин К. С. и другие.

Ряд крупнейших мастеров -- Кандинский В. В., Лентулов А. В., Шагал М. 3., Филонов П.Н. и другие -- вошли в историю мировой культуры как представителе уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.

Скульптура

Творческий подъем переживала и скульптура. Ее пробуждение во многом было связано с тенденциями импрессионизма. Значительных успехов на пути обновления достиг Трубецкой П. П.. Широкую известность получили его скульптурные портреты Толстого, Витте, Шаляпина и др. Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал памятник Александру III, открытый Петербурге в октябре 1909г. Он был задуман как некий антипод другому великому монументу -- «Медному всаднику» Э. Фальконе.

Соединением тенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество Голубкиной А. С.. При этом основной чертой ее произведений является не отображение конкретного образа, а создание обобщенного явления: «Старость» (1898), «Идущий человек» (1903), «Солдат»(1907) «Спящие» (1912) и др.

Значительный след в русском искусстве оставил Коненков С.Т., Его скульптура стала воплощением преемственности традиций реализма в новых направлениях. Он прошел через увлечение творчеством Микеланжело («Самсон»), русской народной деревянной скульптурой («Лесовик»), передвижническими традициями («Камнебоец»), традиционным реалистическим портретом («А.П.Чехов»). И при всем при этом Коненков оставался мастером яркой творческой индивидуальности. В целом же русская скульптурная школа была мало затронута авангардными тенденциями, не развернула столь сложную гамму новаторских устремлений, характерную для живописи.

Архитектура

Во второй половине XIX века новые возможности открылись перед архитектурой. Это было связано с техническим прогрессом. Быстрый рост городов, их промышленное оснащение, развитие транспорта, перемены в общественной жизни требовали новых архитектурных решений. Не только в столицах, но и в провинциальных городах строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Вместе с тем продолжалось и традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Главной проблемой архитектуры стали поиски нового стиля. И так же как в живописи, новое направление в архитектуре получило название «модерн». Одной из особенностей этого направления стала стилизация русских архитектурных мотивов -- так называемый неорусский стиль.

Наиболее известным архитектором, творчество которого во многом определило развитие русского, особенно московского модерна, был Ф. О. Шехтель. В начале своего творчества он опирался не на русские, а на средневековые готические образцы. В этом стиле был построен особняк фабриканта С. П. Рябушинского (1900-1902). В дальнейшем Шехтель не раз обращался к традициям русского деревянного зодчества. В этом отношении весьма показательно здание Ярославского вокзала в Москве (1902--1904). В последующей дельности архитектор все больше приближается к направлению, получившему название «рационалистический модерн», которое характеризуется значительным упрощением архитектурных форм и конструкций. Самыми значительным зданиями, отражающими эту тенденцию, были банк Рябушинских (1903), типография газете «Утро России» (1907).

Вместе с тем наряду с архитекторами «новой волны» значительные позиции удерживали поклонники неоклассицизма (И. В. Жолтовский), а также мастера, использующие прием смешения различных скульптурных стилей (эклектику). Наиболее показательным в этом было архитектурное решение здания гостиницы «Метрополь» в Москве (1900), сооруженной по проекту В. Ф. Валькотта.

Правительственная политика

Внешняя политика России в 19-20 веках

Мировой экономический кризис начала XX в., в который была втянута и Россия, принимал традиционное разрешение путем борьбы за насильственное перераспределение колоний и сфер влияния. Активная колониальная политика Франции в Африке и Азии обострила противоречия с Германией и Англией. На Дальнем Востоке и в районах Тихого и Атлантического океанов сталкивались интересы США, Японии и России. К тому же Россия стремилась усилить свои интересы на Ближнем Востоке. Рост военных расходов, финансовая помощь Китаю, Монголии и Персии ослабляли финансовое положение России на международной арене.

Экспансионистскую политику царизма поддерживали не только капиталисты, но и помещики, так как захват новых территорий мог способствовать смягчению противоречий между передовыми формами промышленности и полусредневековыми методами российского земледелия. Наряду с общностью внешнеполитических интересов правящей верхушки существовали и внутренние противоречия: буржуазные преобразования сдерживались феодальными пережитками, к тому же русская буржуазия не имела всей полноты политической власти.

Главным направлением внешней политики России с середины 90-х годов XIX в. стал Дальний Восток, где все более агрессивно действовала Япония. Для активизации дальневосточной политики царизму необходимо было укрепить свои европейские границы.

Основой европейской политики царизма был франко-русский союз, стабилизирующий политическое равновесие крупнейших капиталистических держав и международных отношений в целом.

Особое Место во внешней политике России занимала проблема черноморских проливов Босфор и Дарданеллы, а также Балкан. В конце XIX—начале XX в. на Ближний Восток стала притязать Германия, добившаяся от Турции концессии на строительство Багдадской железной дороги. В 1900 г. Россия договорилась с Турцией о получении концессий на строительство железных дорог в районах Черноморского побережья и русско-турецкой границы.

В ответ на проникновение английского капитала на юг Персии Россия добивается не только благоприятных условий торговли с Персией по договору 1901 г., но и основывает Учетно-ссудный банк, получивший концессии на строительство шоссейных дорог, чеканку монеты и др.

Нарастание соперничества ведущих капиталистических держав в борьбе за экономические интересы, опасность военных конфликтов между ними подвигли Россию стать инициатором созыва международной конференции по ограничению вооружений. В 1899 г. на конференции в Гааге присутствовало 27 государств, в том числе Англия, Германия, США, Франция, Япония, Италия и др. На вторую конференцию в 1907 г. прибыли представители 44 держав. В основу международных отношений Россией были предложены принципы мирного решения конфликтов — «добрые услуги», посредничество, международные комиссии, третейский суд и т.п.

Однако мирные методы разрешения капиталистических противоречий были лишь благими намерениями ведущих держав, которые незамедлительно использовали силовое давление и войска в борьбе со слабыми противниками. В 1900 г. объединенные силы России, Германии, Англии, Франции, Италии и Японии вторглись в Китай, где в 1899 г. вспыхнуло мощное восстание. Восстание было подавлено, и на Китай была наложена огромная контрибуция. Россия оккупировала Маньчжурию, в связи с чем резко обострились русско-японские отношения. Удержание Маньчжурии за Россией обеспечивало последней безопасность рельсового пути к Порт-Артуру. Оккупация Маньчжурии обострила отношения России не только с Японией, но и со всеми великими державами. Сторонник мирного, экономического разрешения кризиса С.Витте был удален с поста министра финансов, и военно-феодальные методы дальневосточной политики, которые поддерживали император Николай II, восторжествовали.

Победа жесткого курса внешней политики была связана с обострением внутреннего положения в России. По мнению сторонников «нового курса», победоносная война с Японией способствовала бы разрешению внутреннего кризиса, а разжигание великодержавных, шовинистических настроений помогла бы подавить общественное недовольство реакционной политикой царизма. Министр внутренних дел Плеве заявил: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая война». Пренебрежительное отношение к «азиатам», уверенность в своем военном могуществе толкали Россию к войне. В ослаблении двух великих дальневосточных держав были заинтересованы США и Англия, обещавшие поддержку Японии.

Таким образом, продолжала действовать международная политика с позиции силы, ведущая к колониальному закабалению народов.

Структура учебных заведений

К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2- и 4-классными народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.31 (0.057 с.)