Музыка, балет, театр, кинематограф 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыка, балет, театр, кинематограф



Начало XX века -- это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Н. Скрябина. И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Достигла значительного расцвета и музыкальная исполнительская культура. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся оперных певцов Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова,3. Ершова.

К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа. В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина ставились в рациях К. А. Коровина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха.

Русская балетная школа «серебряного века» дала миру плеяду блестящих танцоров -- Анну Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др.

Примечательной чертой культуры начала XX в. стали работы выдающихся театральных режиссеров. К. С. Станиславский, основатель психологической актерской школы, считал, что будущее театра -- в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения. В. Э. Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и

театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

В начале XX века все отчетливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял «Мир искусства», объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908-1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других столицах Западной Европы «Русские сезоны», представленные балетными и оперными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д.

В первое десятилетие XX века в России, вслед за Францией, появился новый вид искусства -- кинематограф. В 1903г. возникли первые «электротеатры» и «иллюзионы», а к 1914-му уже было построено около 4 тыс. кинотеатров. В 1908г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911-м -- первый полно метражный фильм «Оборона Севастополя». Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. В 1914г. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм. И хотя основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами, появились деятели кино с мировыми именами: режиссер Я. А. Протазанов, актеры И. И. Мозжухин, В. В. Холодная, А. Г. Коонен. Несомненной заслугой кинематографа была его доступность для всех слоев населения. Русские кинокартины, создававшиеся в основном как экранизации классических произведений, стали первой ласточкой в формировании «массовой культуры» - непременного атрибута буржуазного общества.

 

Как много нового внес «серебряный век» поэзии в музыку слова, какая огромная проведена работа, сколько создано новых слов, ритмов, кажется, произошло единение музыки с поэзией. Это действительно так, т.к. многие стихи поэтов «серебряного» века переложены на музыку, и мы слушаем и поем их, смеемся и плачем над ними...

Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творчеством, новизна, напряженность, борьба, вызов.

В заключении словами Н.Бердяева хочется описать весь ужас, весь трагизм положения, в котором оказались творцы духовной культуры, цвет нации, лучшие умы не только России, но и мира.

«Несчастье культурного ренессанса начала XX века было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных течений того времени. Это имело роковые последствия в характере, который приняла русская революция...Русские люди того времени жили в разных этажах и даже в разных веках. Культурный ренессанс не имел сколько-нибудь широкого социального излучения.... Многие сторонники и выразители культурного ренессанса оставались левыми, сочувствовали революции, но было охлаждение к социальным вопросам, была поглощенность новыми проблемами философского, эстетического, религиозного, мистического характера, которые оставались чуждыми людям, активно участвовавшим в социальном движении... Интеллигенция совершила акт самоубийства. В России до революции образовались как бы две расы. И вина была на обеих сторонах, то есть и на деятелях ренессанса, на их социальном и нравственном равнодушии...

Раскол, характерный для русской истории, раскол, нараставший весь XIX век, бездна, развернувшаяся между верхним утонченным культурным слоем и широкими кругами, народными и интеллигентскими, привели к тому, что русский культурный ренессанс провалился в эту раскрывшуюся бездну. Революция начала уничтожать этот культурный ренессанс и преследовать творцов культуры... Деятели русской духовной культуры в значительной своей части принуждены были переселиться за рубеж. Отчасти это была расплата за социальное равнодушие творцов духовной культуры»

 

6. система образования

В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образова­нии. Однако потребности производства требовали профессионально об­разованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 6% в 60-е годы XIX в. до 30% в начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохрани­лась до 1917 г.

Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2-3 лет обучали письму, чте­нию, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно спо­собствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Си­нода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.

Система среднего образования включала гимназии и реальные учи­лища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно- технические знания.

В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запре­щалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом со­хранения сословной системы образования и торможения его демократи­зации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в. — в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появи­лись частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление жен­щин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В.И. Герье) и других городах. Накануне первой мировой войны в Рос­сии было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Правительственная политика

Внешняя политика России в 19-20 веках

Мировой экономический кризис начала XX в., в который была втянута и Россия, принимал традиционное разрешение путем борьбы за насильственное перераспределение колоний и сфер влияния. Активная колониальная политика Франции в Африке и Азии обострила противоречия с Германией и Англией. На Дальнем Востоке и в районах Тихого и Атлантического океанов сталкивались интересы США, Японии и России. К тому же Россия стремилась усилить свои интересы на Ближнем Востоке. Рост военных расходов, финансовая помощь Китаю, Монголии и Персии ослабляли финансовое положение России на международной арене.

Экспансионистскую политику царизма поддерживали не только капиталисты, но и помещики, так как захват новых территорий мог способствовать смягчению противоречий между передовыми формами промышленности и полусредневековыми методами российского земледелия. Наряду с общностью внешнеполитических интересов правящей верхушки существовали и внутренние противоречия: буржуазные преобразования сдерживались феодальными пережитками, к тому же русская буржуазия не имела всей полноты политической власти.

Главным направлением внешней политики России с середины 90-х годов XIX в. стал Дальний Восток, где все более агрессивно действовала Япония. Для активизации дальневосточной политики царизму необходимо было укрепить свои европейские границы.

Основой европейской политики царизма был франко-русский союз, стабилизирующий политическое равновесие крупнейших капиталистических держав и международных отношений в целом.

Особое Место во внешней политике России занимала проблема черноморских проливов Босфор и Дарданеллы, а также Балкан. В конце XIX—начале XX в. на Ближний Восток стала притязать Германия, добившаяся от Турции концессии на строительство Багдадской железной дороги. В 1900 г. Россия договорилась с Турцией о получении концессий на строительство железных дорог в районах Черноморского побережья и русско-турецкой границы.

В ответ на проникновение английского капитала на юг Персии Россия добивается не только благоприятных условий торговли с Персией по договору 1901 г., но и основывает Учетно-ссудный банк, получивший концессии на строительство шоссейных дорог, чеканку монеты и др.

Нарастание соперничества ведущих капиталистических держав в борьбе за экономические интересы, опасность военных конфликтов между ними подвигли Россию стать инициатором созыва международной конференции по ограничению вооружений. В 1899 г. на конференции в Гааге присутствовало 27 государств, в том числе Англия, Германия, США, Франция, Япония, Италия и др. На вторую конференцию в 1907 г. прибыли представители 44 держав. В основу международных отношений Россией были предложены принципы мирного решения конфликтов — «добрые услуги», посредничество, международные комиссии, третейский суд и т.п.

Однако мирные методы разрешения капиталистических противоречий были лишь благими намерениями ведущих держав, которые незамедлительно использовали силовое давление и войска в борьбе со слабыми противниками. В 1900 г. объединенные силы России, Германии, Англии, Франции, Италии и Японии вторглись в Китай, где в 1899 г. вспыхнуло мощное восстание. Восстание было подавлено, и на Китай была наложена огромная контрибуция. Россия оккупировала Маньчжурию, в связи с чем резко обострились русско-японские отношения. Удержание Маньчжурии за Россией обеспечивало последней безопасность рельсового пути к Порт-Артуру. Оккупация Маньчжурии обострила отношения России не только с Японией, но и со всеми великими державами. Сторонник мирного, экономического разрешения кризиса С.Витте был удален с поста министра финансов, и военно-феодальные методы дальневосточной политики, которые поддерживали император Николай II, восторжествовали.

Победа жесткого курса внешней политики была связана с обострением внутреннего положения в России. По мнению сторонников «нового курса», победоносная война с Японией способствовала бы разрешению внутреннего кризиса, а разжигание великодержавных, шовинистических настроений помогла бы подавить общественное недовольство реакционной политикой царизма. Министр внутренних дел Плеве заявил: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая война». Пренебрежительное отношение к «азиатам», уверенность в своем военном могуществе толкали Россию к войне. В ослаблении двух великих дальневосточных держав были заинтересованы США и Англия, обещавшие поддержку Японии.

Таким образом, продолжала действовать международная политика с позиции силы, ведущая к колониальному закабалению народов.

Структура учебных заведений

К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2- и 4-классными народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.008 с.)