Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыка, балет, театр, кинематографСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Начало XX века -- это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Н. Скрябина. И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Достигла значительного расцвета и музыкальная исполнительская культура. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся оперных певцов Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова,3. Ершова. К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа. В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина ставились в рациях К. А. Коровина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха. Русская балетная школа «серебряного века» дала миру плеяду блестящих танцоров -- Анну Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др. Примечательной чертой культуры начала XX в. стали работы выдающихся театральных режиссеров. К. С. Станиславский, основатель психологической актерской школы, считал, что будущее театра -- в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения. В. Э. Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли. В начале XX века все отчетливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял «Мир искусства», объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908-1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других столицах Западной Европы «Русские сезоны», представленные балетными и оперными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д. В первое десятилетие XX века в России, вслед за Францией, появился новый вид искусства -- кинематограф. В 1903г. возникли первые «электротеатры» и «иллюзионы», а к 1914-му уже было построено около 4 тыс. кинотеатров. В 1908г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911-м -- первый полно метражный фильм «Оборона Севастополя». Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. В 1914г. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм. И хотя основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами, появились деятели кино с мировыми именами: режиссер Я. А. Протазанов, актеры И. И. Мозжухин, В. В. Холодная, А. Г. Коонен. Несомненной заслугой кинематографа была его доступность для всех слоев населения. Русские кинокартины, создававшиеся в основном как экранизации классических произведений, стали первой ласточкой в формировании «массовой культуры» - непременного атрибута буржуазного общества.
Как много нового внес «серебряный век» поэзии в музыку слова, какая огромная проведена работа, сколько создано новых слов, ритмов, кажется, произошло единение музыки с поэзией. Это действительно так, т.к. многие стихи поэтов «серебряного» века переложены на музыку, и мы слушаем и поем их, смеемся и плачем над ними... Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творчеством, новизна, напряженность, борьба, вызов. В заключении словами Н.Бердяева хочется описать весь ужас, весь трагизм положения, в котором оказались творцы духовной культуры, цвет нации, лучшие умы не только России, но и мира. «Несчастье культурного ренессанса начала XX века было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных течений того времени. Это имело роковые последствия в характере, который приняла русская революция...Русские люди того времени жили в разных этажах и даже в разных веках. Культурный ренессанс не имел сколько-нибудь широкого социального излучения.... Многие сторонники и выразители культурного ренессанса оставались левыми, сочувствовали революции, но было охлаждение к социальным вопросам, была поглощенность новыми проблемами философского, эстетического, религиозного, мистического характера, которые оставались чуждыми людям, активно участвовавшим в социальном движении... Интеллигенция совершила акт самоубийства. В России до революции образовались как бы две расы. И вина была на обеих сторонах, то есть и на деятелях ренессанса, на их социальном и нравственном равнодушии... Раскол, характерный для русской истории, раскол, нараставший весь XIX век, бездна, развернувшаяся между верхним утонченным культурным слоем и широкими кругами, народными и интеллигентскими, привели к тому, что русский культурный ренессанс провалился в эту раскрывшуюся бездну. Революция начала уничтожать этот культурный ренессанс и преследовать творцов культуры... Деятели русской духовной культуры в значительной своей части принуждены были переселиться за рубеж. Отчасти это была расплата за социальное равнодушие творцов духовной культуры»
6. система образования В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 6% в 60-е годы XIX в. до 30% в начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г. Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2-3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось. Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно- технические знания. В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации. Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в. — в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В.И. Герье) и других городах. Накануне первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов. Правительственная политика Внешняя политика России в 19-20 веках Мировой экономический кризис начала XX в., в который была втянута и Россия, принимал традиционное разрешение путем борьбы за насильственное перераспределение колоний и сфер влияния. Активная колониальная политика Франции в Африке и Азии обострила противоречия с Германией и Англией. На Дальнем Востоке и в районах Тихого и Атлантического океанов сталкивались интересы США, Японии и России. К тому же Россия стремилась усилить свои интересы на Ближнем Востоке. Рост военных расходов, финансовая помощь Китаю, Монголии и Персии ослабляли финансовое положение России на международной арене. Экспансионистскую политику царизма поддерживали не только капиталисты, но и помещики, так как захват новых территорий мог способствовать смягчению противоречий между передовыми формами промышленности и полусредневековыми методами российского земледелия. Наряду с общностью внешнеполитических интересов правящей верхушки существовали и внутренние противоречия: буржуазные преобразования сдерживались феодальными пережитками, к тому же русская буржуазия не имела всей полноты политической власти. Главным направлением внешней политики России с середины 90-х годов XIX в. стал Дальний Восток, где все более агрессивно действовала Япония. Для активизации дальневосточной политики царизму необходимо было укрепить свои европейские границы. Основой европейской политики царизма был франко-русский союз, стабилизирующий политическое равновесие крупнейших капиталистических держав и международных отношений в целом. Особое Место во внешней политике России занимала проблема черноморских проливов Босфор и Дарданеллы, а также Балкан. В конце XIX—начале XX в. на Ближний Восток стала притязать Германия, добившаяся от Турции концессии на строительство Багдадской железной дороги. В 1900 г. Россия договорилась с Турцией о получении концессий на строительство железных дорог в районах Черноморского побережья и русско-турецкой границы. В ответ на проникновение английского капитала на юг Персии Россия добивается не только благоприятных условий торговли с Персией по договору 1901 г., но и основывает Учетно-ссудный банк, получивший концессии на строительство шоссейных дорог, чеканку монеты и др. Нарастание соперничества ведущих капиталистических держав в борьбе за экономические интересы, опасность военных конфликтов между ними подвигли Россию стать инициатором созыва международной конференции по ограничению вооружений. В 1899 г. на конференции в Гааге присутствовало 27 государств, в том числе Англия, Германия, США, Франция, Япония, Италия и др. На вторую конференцию в 1907 г. прибыли представители 44 держав. В основу международных отношений Россией были предложены принципы мирного решения конфликтов — «добрые услуги», посредничество, международные комиссии, третейский суд и т.п. Однако мирные методы разрешения капиталистических противоречий были лишь благими намерениями ведущих держав, которые незамедлительно использовали силовое давление и войска в борьбе со слабыми противниками. В 1900 г. объединенные силы России, Германии, Англии, Франции, Италии и Японии вторглись в Китай, где в 1899 г. вспыхнуло мощное восстание. Восстание было подавлено, и на Китай была наложена огромная контрибуция. Россия оккупировала Маньчжурию, в связи с чем резко обострились русско-японские отношения. Удержание Маньчжурии за Россией обеспечивало последней безопасность рельсового пути к Порт-Артуру. Оккупация Маньчжурии обострила отношения России не только с Японией, но и со всеми великими державами. Сторонник мирного, экономического разрешения кризиса С.Витте был удален с поста министра финансов, и военно-феодальные методы дальневосточной политики, которые поддерживали император Николай II, восторжествовали. Победа жесткого курса внешней политики была связана с обострением внутреннего положения в России. По мнению сторонников «нового курса», победоносная война с Японией способствовала бы разрешению внутреннего кризиса, а разжигание великодержавных, шовинистических настроений помогла бы подавить общественное недовольство реакционной политикой царизма. Министр внутренних дел Плеве заявил: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая война». Пренебрежительное отношение к «азиатам», уверенность в своем военном могуществе толкали Россию к войне. В ослаблении двух великих дальневосточных держав были заинтересованы США и Англия, обещавшие поддержку Японии. Таким образом, продолжала действовать международная политика с позиции силы, ведущая к колониальному закабалению народов. Структура учебных заведений К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2- и 4-классными народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.222 (0.012 с.) |