Правотворчество: понятие, принципы, стадии, формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правотворчество: понятие, принципы, стадии, формы



Одно из важнейших направлений государственной деятель­ности — правотворчество. В его понимании сегодня обозначи­лись два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразу­мевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практи­ческой реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демо­кратизм и гласность правотворчества; профессионализм; закон­ность; научный характер; связь с правоприменительной прак­тикой.

1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводит­ся привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворчес­кой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келейности и бюрократизма в реали­зации такой важнейшей государственной функции. Распростра­нена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевиде­ния. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предло­жения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества являет­ся референдум.

2. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффек­тивностью механизма принятия государственных решений. К та­кого рода деятельности должны привлекаться компетентные спе­циалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании зако­нопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь специалис­тами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» зако­ны, тогда как они должны работать уже с законопроектами, под­готовленными высококвалифицированными юристами. Работа по совершенствованию правотворческого процесса должна осуществляться постоянно и по нескольким направле­ниям. Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное пла­нирование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона; в-третьих, тре­буется независимая научная экспертиза вносимых на рассмотре­ние парламента законопроектов. Ее мог бы проводить научно-консультационный совет по законодательству при высшем орга­не законодательной власти; в-четвертых, необходимо провести юридический всеобуч парламентариев правилам законодатель­ной работы.

3. Законность правотворчества. В основу этого принципа поло­жено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего, Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демо­кратизма и гуманизма, общепризнанным нормам международно­го права.

4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Главные требования этого принципа сво­дятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономичес­кой ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.

Правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных соци­альных потребностей и интересов общества

 

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА В.В. Лазарев

Нормотворчество. Юридическая техника

Нормативные правовые акты являются продуктом особого рода деятельности - нормотворчества (правотворчества). Нормо­творчество - основной путь воздействия на общественные отно­шения, главное средство придания праву юридической силы.

Нормотворчество в правовой сфере - это в принципе и глав­ным образом государственная деятельность, завершающая про­цесс формирования права, означающая возведение государствен­ной воли в закон.

Изначально право формируется естественно-исторически, до и независимо от деятельности законодателя. Начальная стадия в процессе правообразования - возникновение объективно обусловленной потребности в юридическом регулировании общест­венных отношений. Эта потребность в конечном счете обусловлена экономическим базисом, но ближайшими факторами, ее питаю­щими, являются социально-политические, классовые и иные об­щественные интересы. На завершающей стадии правообразования приобретает большое значение специальная целенаправленная де­ятельность компетентных органов по выражению общественной потребности и соответствующих интересов в общеобязательных правилах поведения. Эта деятельность, конституирующая правообразование в формально определенные предписания общего ха­рактера, и является правовым нормотворчеством. Различаются три способа такого нормотворчества:

1) непосредственная правоустановительная деятельность пол­номочных государственных органов;

2) санкционирование государственными органами норм, кото­рые сложились независимо от них в виде обычая (делового обык­новения) или выработаны негосударственными организациями (например, кооперативами, общественными организациями);

3) непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума).

Во всех трех случаях нормотворчество отличается и своими целями, и теми принципами, на которых оно основывается. Об­щими принципами нормотворчества являются: научность, демо­кратизм, законность, интернационализм.

В отдельные периоды развития того или другого государства имели место отступления от какого-либо принципа, но они не могут поколебать необходимость поиска и утверждения соответ­ствующих начал законодательной деятельности.

Правотворческая деятельность так или иначе связана с про­явлением государственной воли. Это положение многократно до­казано мировой историей. Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обуслов­ленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона.

Содержание нормотворчества складывается из последователь­но осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности то, что называют правотворческим процессом. Это технология создания нормативных актов и доведения их пред­писаний до адресатов. Сам правотворческий процесс в силу его общественно-политического значения регулируется конституци­онными и другими юридическими нормами. Правотворческий процесс складывается из ряда стадий.

1. Стадия законодательной (более широко - нормотворческой) инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в правотворчес­кий орган или предложения об издании нормативного акта, или подготовленного проекта акта.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной иници­ативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодатель­ная инициатива, в отличие от любого другого обращения в пра­вотворческий орган с законопроектом, предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший про­ект или предложение.

2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работ и т.п.

3. Разработка проекта нормативного акта и его предваритель­ное обсуждение. Процедуры того и другого различаются в зависи­мости от важности проекта, от того, кому поручена его разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосудар­ственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты вы­носятся на всенародное обсуждение. В подготовке других прини­мают участие консультативные группы ученых и специалистов.

4. Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, ко­торый уполномочен его принять.

5. Принятие нормативного акта.

6. Доведение содержания принятого акта до его адресатов.

Названные выше принципы в той или иной степени пронизы­вают каждую из стадий правотворческого процесса.

Правотворчество может выражаться в виде принятия единич­ного акта, содержащего отдельные юридические нормы, и в виде систематизированного (кодификационного) акта, содержащего определенные совокупности, группы норм. Наиболее развитым видом является кодификационное нормотворчество. С его помо­щью закладываются основы законодательной системы в целом и по отраслям права, а затем осуществляется дальнейшее развитие законодательства. С помощью единичных актов правотворчества вносятся дополнения и изменения в кодифицированное законо­дательство. В ходе текущего правотворчества устраняются проти­воречия и пробелы в законодательстве.

При выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации используется ряд правил для обеспечения совершенства законодательства. Совокупность всех этих правил, средств и приемов образует законодательную техни­ку. Если к названным правилам присовокупить правила, средства и приемы формулирования, выяснения и обработки индивидуаль­ных правовых актов, получим юридическую технику. Некоторые ее требования являются общими как для нормативных, так и для индивидуальных актов. Например, требования культурности (общей и юридической) акта: целесообразность, законность, гра­мотность, правильная форма, рациональная структура, наличие внешних атрибутов и т.п.

Уровень юридической техники в первую очередь свидетельст­вует о юридической культуре. Им во многом обусловлены и со­блюдение законности, и эффективность права. При издании пра­вовых норм важно так их сформулировать, изложить и разложить, чтобы воля законодателя стала ясной и доступной, чтобы истин­ный смысл ее не расходился с текстуальными формулировками, чтобы не было двусмысленности, темноты и пробельности актов. Юридическая техника как раз и связана в основном с организа­цией правового материала, его внешним изложением. В уровне совершенства правовых актов мы находим внешнюю материали­зацию юридической техники. Сквозное значение в юридической технике имеет терминология. Термины представляют собой сло­весное обозначение определенных понятий, используемых для выражения воли законодателя. Используется три их вида: об­щеупотребительные, специальные юридические (иск, соучастие и т.п.), специальные неюридические. Наиболее общими прави­лами использования терминов являются: единство терминоло­гии, тождественность их употребления в разных правовых актах; использование общепризнанных терминов; стабильность терми­нологии, устойчивость общепринятых обозначений.

Кроме терминологии к средствам юридической техники отно­сятся, в частности, юридические конструкции. Это построения нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов (например, состав преступления).

Важная роль в юридической технике отводится средствам и правилам построения правовых актов. Правила требуют включе­ния в нормативный акт только однородного материала. Лучше из­дать два, три акта, но не издавать разнородного по содержанию акта. Правилами диктуется издание вначале норм материального права, а затем процессуальных; сперва - общих норм, а после - конкретизирующих и т.п. В качестве средства юридической тех­ники выступает текст документа с его реквизитами (наименова­нием, датой принятия, подписями и проч.) и структурой. При из­дании больших кодифицированных актов обыкновенно выделяют общую и особенную части. Определенную нагрузку несет на себе преамбула акта. Первичной структурой текста является статья с ее подразделениями (абзацами, пунктами, частями). Правила тре­буют однородности ее содержания. Поэтому статья выражает чаще всего одну правовую норму. В кодифицированных актах норма­тивный материал, содержащийся в статьях, объединяется в главы и разделы. Правила требуют единства, логической последователь­ности и согласованности помещенного в них материала, обеспече­ния удобства в его использовании. Отсюда такой, например, прием, как снабжение статей, глав и разделов заголовками, ну­мерацией и т.п.

Среди технико-юридических приемов выражения и изложе­ния законодательной воли следует назвать:

а) абстрактный, когда вся совокупность возможных юриди­ческих фактов и связей охватывается обобщенными родовыми по­нятиями;

б) казуистический, при котором фактические обстоятельства даются перечислением или путем указания на конкретные, инди­видуальные признаки. Абстрактный прием соответствует более высокому уровню юридической культуры. Однако иногда нельзя обойтись и без казуистического изложения нормативного предпи­сания.

Различаются три приема изложения элементов правовой нор­мы: прямой, отсылочный и бланкетный. При прямом изложении все содержание нормы со всеми ее элементами дается непосред­ственно в данной статье акта; при отсылочном - отсылка к дру­гим нормам; при бланкетном - конкретной отсылки нет, но от­дельные элементы нормы формулируются в каких-либо специаль­ных правилах, и это просматривается по тексту бланкетной нормы (например, норма, устанавливающая ответственность за наруше­ние правил по технике безопасности).

В современных условиях очень важно не просто соблюдать пра­вила юридической техники, но и выдерживать общий стиль за­конодательства. Загруженность его декларативными положения­ми, призывами, пожеланиями и т.п. девальвирует юридические средства воздействия на общественные отношения. Требования к нормотворческой деятельности содержатся, например, в Указе Президента России «О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и Администрации Президента Российской Федерации по ведению законопроектных работ»* и в Положении о подготовке проектов постановлений и распоряжений Совета Министров - Правительства России** (рис. 2).

 

* Российская газета. 1993. 21 янв.

** Российская газета. 1993. 11 февр.

Рис. 2. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.02 с.)