Эндогенные концепции развития психики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эндогенные концепции развития психики



Эндогенные концепции развития психики

Развитие внутренних факторов-идея. Ранняя теория созревания, рассматривают такие ученые как, Аристотель(внутреннее ядро-антилихия), дает толчок к развитию. Я. А. Каменский в 17в.-принцип природосообразности, т.е на протяжении жизни ребенку следует предлагать развитие со своими способностями. Ж.Жак.Руссо-развитие определяется природой, внешние условия либо благоприятствуют или нет. Теория филогенез Ч.Дарвин –Принцип естеств.отбора, у человека есть личная предрасположенность.

К. Бюллер-теория трехступенчатого развития. Человек имеет потребности (инстинкт), для достижения обучается(дрессура), осознание и запоминание(интелект), откладывается в сознании. Развитие по циклам инс-т-дрессура-инт-т.Теория созревания А. Гезелла. А. Гезеллу психология обязана введением метода лонгитюдного (лонгитюдинального), т.е. продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста, который он предлагал называть «биографически-лабораторным». Кроме того, исследуя монозиготных близнецов, он одним из первых ввел в психологию близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. И уже в последние годы жизни А. Гезелл изучал психическое развитие слепого ребенка, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития.В разработанной им практической системе диагностики использовалась фото и кинорегистрация возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка.Обобщая данные своих наблюдений за 165 (!) детьми, А. Гезелл разработал теорию детского развития, согласно которой, начиная с момента развития, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга.. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом (или уменьшение «плотности» развития): чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции. Э. Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. По его мнению, дети часто просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе и после долго не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался. Ст. Холл считал, что игра ребенка - это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций;. Ст. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития - наследственная одаренность или окружающая среда - привел к теории конвергенции этих двух факторов. Основоположник ее - В. Штерн. Он считал, что психическое развитие - это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это - результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Основная теоретическая задача, решаемая X. Вернером, - раскрыть сравнительное развитие каждой психологической стадии от ее наиболее примитивного появления до наиболее совершенных умозрительных форм. Согласно взглядам X. Вернера, процесс развития - это переход от недифференцированного функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному. Таков основной ортогенетический принцип X. Вернера, из которого следует, что: Везде где существует жизнь, существует развитие и идет в определенном направлении. В созданной Холлом теории рекапитупяции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.Ученик Холла К. Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития и выделил пять основных фаз, границы которых не были жесткими, так что конец одной одной стадии не совпадал с началом следующей.
1. От рождения до 5 лет — стадия рытья и копания.
2. От 5 до 11 лет - стадия охоты и захвата.
3. От 8 до 12 лет - пастушеская стадия.
4. От 11 до 15 лет - земледельческая стадия.
5. От 14 до 20 лет - стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека.Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека, и именно с этого возраста детей можно систематически обучать. Обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

Холл, и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Переход от одной стадии к другой происходит в игре, которая является специфическим механизмом

Когнитивные теории и модели развития.

Проблема периодизации психического развития.

Периодизация психического развития – рассмотрение психического развития человека как процесса перехода с одного периода на другой. Периоды отличаются спецификой ситуации развития, воздействующими факторами, характером решаемых человеком задач.Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются наиболее важными, существенными сторонами детского развития в каждый рассматриваемый период. Л.С. Выготский различал три группы периодизаций такого типа: по внешнему критерию, по одному внутреннему признаку и по нескольким внутренним признакам детского развития. Периодизации детского развития по внешнему критерию. Периодизация Р. Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой со­ставляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6—12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже — стадия высшего или университет­ского образования.

Периодизации детского развития по внутреннему критерию.

В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П.Блонского, развитие детской сексуальности у 3.Фрейда, развитие морального сознания у Л.Колберга.

Периодизация П.П. Блонского.

Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступ­ный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (от рождения до 8 месяцев), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Периодизация З. Фрейда.

Зигмунд Фрейд считал главным двигателем чело­веческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, по Фрейду, определяет разви­тие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Стадии развития детской сексуальности определяются, по Фрейду, смещением эрогенных зон —тех областей тела, сти­муляция которых вызывает удовольствие. Оральная стадия. На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона — слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в от­сутствие пищи — собственный палец или какой-нибудь предмет. Анальная стадия. На анальной стадии (1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, Фаллическая стадия. Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся ге­ниталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привя­занность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов ком­плекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Латентная стадия. Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школь­ное обучение и т.д. Генитальная стадия. Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует собственно поло­вому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появ­ляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биоло­гическое начало — «Оно» — усиливает свою активность, и лич­ности подростка приходится бороться с его агрессивными импуль­сами, используя механизмы психологической защиты.

Периодизации детского развития по совокупности внутренних критериев. В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизации Эрика Эриксона, Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. В них ис­пользуются три критерия — социальная ситуация развития, ве­дущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Периодизация Э.Эриксона.Периодизация Л.С. ВыготскогоЗаконы детского развития. Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития. цикличность развития, неравномерность, «метаморфозы», Четвертая особенность — сочетание процессов эволюции и ин­волюции в развитии ребенка. Периоды детского развития. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэто­му возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис нрворожденности — младенческий возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет) — кризис 7 лет — школь­ный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.Периодизация Эльконина Даниил Борисович Эль­конин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. Этапы детского развития. Детство, охватывающее период времени от рождения ребенка до окончания школы, по возрастной классификации делится на следующие три этапа: дошкольное детство (от рождения до 6—7 лет); младший школьный возраст (от 6—7 до 10—11 лет, с первого по четвертый-пятый классы школы); средний и старший школьный возраст (от 10—11 до 16—17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы). Периоды детского развития. Весь процесс детского развития в целом можно разделить на семь периодов:1. Младенчество: от рождения до одного года жизни.2. Раннее детство: от одного года жизни до трех лет.3. Младший и средний дошкольный возраст: от трех до четырех-пяти лет. 4. Старший дошкольный возраст: от четырех-пяти до шести-се­ми лет.5 Младший школьный возраст: от шести-семи до десяти-один­надцати лет. 6. Подростковый возраст: от десяти-одиннадцати до тринадцати-четырнадцати лет. 7. Ранний юношеский возраст: от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати-семнадцати лет. Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, требует своего стиля об­щения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания. Периодизация интеллектуального развития по Пиаже

В исследованияхЖана Пиаже и созданной им женевской пси­хологической школы показано качественное своеобразие детского мышления, и про­слежено, как мышление ребенка постепенно меняет свой характер на протяжении детства. Пиаже изучал развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у детей. Факторы развития интеллекта. Тремя основными факторами, влияющими на развитие интеллекта ребенка, являются, по Пиаже, созревание, опыт и действие социального окружения, в частности обучение и воспитание. До 7-8 лет взаимодействие ребенка с миром вещей и людей подчиняется законам биологического приспособления. К био­логическим факторам на определенном уровне развития присое­диняются социальные, благодаря которым у ребенка вырабаты­ваются нормы мышления и поведения. Это достаточно высокий и поздний уровень: лишь после переломного момента (около 7-8 лет) социальная жизнь начинает играть прогрессивную роль в развитии интеллекта. Ребенок социализируется постепенно.

Периоды интеллектуального развития по Пиаже. Интеллектуальное развитие ребенка проходит ряд периодов, порядок следования которых всегда остается неизмен­ным. Ж.Пиаже выделил четыре периода интеллектуального развития детей: Сенсомоторный период, от рождения ребенка до 18—24 ме­сяцев. Дооперациональный период, от 18—24 месяцев до 7 лет. Период конкретных операций, от 7 лет до 12 лет.Период формальных операций, после 12 лет. Сенсомоторный период, в свою очередь, включает несколько стадий: стадию упрочения рефлексов, стадию первичных круговых реакций, стадию вторичных круговых реакций, стадию практического интеллекта, стадию третичных круговых реакций, стадию интрериоризации схем действий. Дооперациональный период. Около 2 лет формируется внутренний план действий. На этом заканчивается сенсомоторный период, и ребенок вступает в новый период — дооперациональный. Период конкретных операций. На стадии конкретных операций дети уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках. Пройдя какой-либо сложный путь в пространстве, ребенок семи лет в состоянии его запомнить, указать и узнать, более того — вернуться назад и повторить, если потребуется. Но изобразить его графически на бумаге он, как правило, еще не может. Восьмилетний ребенок уже в состоянии сделать и это. Период формальных операций. Последний, высший период интеллектуального развития — пе­риод формальных операций. Подросток освобождается от конкрет­ной привязанности к объектам, данным в поле восприятия, и при­обретает возможность мыслить так же, как взрослый человек.

В период ранней взрослости:

• строится собственный образ жизни;

• происходит усвоение профессиональных ролей;

• происходит включение во все виды социальной активности;

• в систему субъективных свойств личности включаются жизненные планы человека, его мотивы и цели деятельности.

Эриксон считал, что главным событием взрослости является достижение генеративности ( попытка увековечить себя путем внесения долговременного и значимого вклада в окружающий мир путем профессиональной деятельности, художественного творчества или воспитания детей).

Психология развития

Эндогенные концепции развития психики

Развитие внутренних факторов-идея. Ранняя теория созревания, рассматривают такие ученые как, Аристотель(внутреннее ядро-антилихия), дает толчок к развитию. Я. А. Каменский в 17в.-принцип природосообразности, т.е на протяжении жизни ребенку следует предлагать развитие со своими способностями. Ж.Жак.Руссо-развитие определяется природой, внешние условия либо благоприятствуют или нет. Теория филогенез Ч.Дарвин –Принцип естеств.отбора, у человека есть личная предрасположенность.

К. Бюллер-теория трехступенчатого развития. Человек имеет потребности (инстинкт), для достижения обучается(дрессура), осознание и запоминание(интелект), откладывается в сознании. Развитие по циклам инс-т-дрессура-инт-т.Теория созревания А. Гезелла. А. Гезеллу психология обязана введением метода лонгитюдного (лонгитюдинального), т.е. продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста, который он предлагал называть «биографически-лабораторным». Кроме того, исследуя монозиготных близнецов, он одним из первых ввел в психологию близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. И уже в последние годы жизни А. Гезелл изучал психическое развитие слепого ребенка, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития.В разработанной им практической системе диагностики использовалась фото и кинорегистрация возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка.Обобщая данные своих наблюдений за 165 (!) детьми, А. Гезелл разработал теорию детского развития, согласно которой, начиная с момента развития, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга.. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом (или уменьшение «плотности» развития): чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции. Э. Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. По его мнению, дети часто просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе и после долго не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался. Ст. Холл считал, что игра ребенка - это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций;. Ст. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития - наследственная одаренность или окружающая среда - привел к теории конвергенции этих двух факторов. Основоположник ее - В. Штерн. Он считал, что психическое развитие - это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это - результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Основная теоретическая задача, решаемая X. Вернером, - раскрыть сравнительное развитие каждой психологической стадии от ее наиболее примитивного появления до наиболее совершенных умозрительных форм. Согласно взглядам X. Вернера, процесс развития - это переход от недифференцированного функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному. Таков основной ортогенетический принцип X. Вернера, из которого следует, что: Везде где существует жизнь, существует развитие и идет в определенном направлении. В созданной Холлом теории рекапитупяции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.Ученик Холла К. Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития и выделил пять основных фаз, границы которых не были жесткими, так что конец одной одной стадии не совпадал с началом следующей.
1. От рождения до 5 лет — стадия рытья и копания.
2. От 5 до 11 лет - стадия охоты и захвата.
3. От 8 до 12 лет - пастушеская стадия.
4. От 11 до 15 лет - земледельческая стадия.
5. От 14 до 20 лет - стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека.Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека, и именно с этого возраста детей можно систематически обучать. Обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

Холл, и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Переход от одной стадии к другой происходит в игре, которая является специфическим механизмом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.87 (0.017 с.)