Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные кризисы психического развития.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для введения представления о кризисах возрастного развития исходным является членение периода развития на отдельные этапы. Примем за исходную посылку, что при переходе от одной возрастной стадии развития к другой существуют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения.Традиционно такие исследования концентрировались в рамках кризисов детства (кризис трех лет, подростковый и т. п Сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Принятое решение сказывается на успешности и развитии всей последующей жизни.В качестве рабочего определения кризиса для целей психологического консультирования примем следующее: кризис – это столкновение двух реальностей: психической реальности человека с его системой мировоззрения, паттернами поведения и т. п. и той части объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту. Эта действительность уже воспринята человеком, но не преобразована, и преобразование ее затруднено или сейчас невозможно, так как для этого требуются качественно иные механизмы, в данный момент отсутствующие.Л.С. Выготский рассматривал развитие как внутренне детерминированный, целенаправленный процесс, который протекает не равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. Поэтому он обращает внимание на переходные, или критические, периоды, когда за небольшие промежутки времени в ребенке происходят такие изменения, которые заметны окружающим Кризис новорожденности (0-2 месяца) Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.Соц-ная ситуация новорожденного специфична и неповторима: -полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого,-ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.В противоречии между макс. социальностью и миним.ср-вами общения заложена основа развития ребенка.Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма, она становится психической жизнью.Проявляется новообразование в форме комплекса оживления. Кризис 1 года Кризисные явления: всплеск самостоятельности; появление аффективных реакций в общении. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь (Л. С. Выготский) «автономная». Характерные черты: •многозначность; •ситуативность. Познавательное и эмоциональное развитие основывается на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода. Кризис 3 лет выражается в разрушении, пересмотре старой системы социальных отношений, кризисе выделения своего «Я». Реб-к, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Кризис 3 лет традиционно связывают с «семизвездьем симптомов», проявляющихся в отношениях со взрослыми: протест-бунт, обесценивание, негативизм, строптивость, упрямство, своеволие, деспотизм. Один из важных моментов развития ребенка раннего возраста состоит в том, что он начинает осознавать себя как отдельного человека, не изменяющегося при изменении ситуации, имеющего свои особые желания, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с желаниями взрослых. К трем годам появляются: • личностные действия и сознание «Я сам» – центральное новообразование этого периода; •возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка; •поведение начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую погружен ребенок, но и отношениями с другими людьми; • хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «Я» ребенка. Кризис 7 лет - период рождения социального «Я» ребенка. •Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. •Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника. •Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. •Происходит обобщение переживаний. •Возникает внутренняя жизнь ребенка. •Изменяется структура поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка. Кризис семи лет – период рождения социального «Я» ребенка. Пубертатный кризис. Подр. возраст (11/12–16 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подр. возраст иногда называют затянувшимся кризисом. • В подр. возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. •Реб-к вынужден постоянно приспос-ся к физическим и физиол-ским изменениям, происходящим в его организме. •Подросток еще бисексуален. В этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. • В подр. возрасте резко повышается интерес к своей внешности. • Форм-ся новый образ физического «Я». •На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. •Дети с ранним развитием более адаптивны, больше уверены в себе, держатся спокойнее, легче строят отношения со сверстниками, они вызывают отношение к себе как к более взрослому. •К детям с поздним созреванием относятся чаще как к ребенку, что провоцирует их протест или раздражение, такие дети менее популярны среди сверстников, у них чаще формируется низкая самооценка и появляется чувство отверженности. Кризис, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Хар-ки кризиса середины жизни: • убывание физических сил и привлекательности; •осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования; *«социализация», принятие других людей как личностей, как потенциальных друзей. В период кр-са • происходит переоценка прошлого и неудовлетворенность настоящим • появляются новые возможности последовать за личными мечтами и выбрать новое направление приложению собственных усилий. В отличие от Выготского и его последователей А.Н. Леонтьев разделяет понятия «критический период» и «кризис». Если критический период – неизбежный переход с одной стадии психического развития на другую, то при адекватном управлении процессом развития извне кризисов может не быть (Леонтьев, 1981). Возникновение новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов, со «сдвигом мотива на цель». Кризис (болезненный, острый период в развитии) не есть необходимый симптом перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельности к другой (Леонтьев, 1983).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.111 (0.008 с.) |