Методологические принципы и методы психологии развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические принципы и методы психологии развития.



Основные принципы психологического знания были сформулированы в 30-ые гг. 20 в.

Принцип – основное начало, на котором строится психологическое знание.

Принципы:1.принцип устойчивого динамического неравновесия, как источник развития.2юпринцип взаимодействия тенденции к сохранению и изменению. 3.принцип дефференциации(выделение) и интеграции(объединение)выступающий в качестве критерия к развития структур. 4. Принцип цельности, как критерий развития функций.

Основные пути исследовани я.

Метод – способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи.

Методы психологии – совокупность способов и приёмов изучения закономерностей развития психики на различных этапах онтогенеза.

Методы психологии:

- организационные методы;

- эмпирические методы; - интерпретационные методы;

- методы обработки данных; - методы воздействия;

- организационные методы – группа методов психологии, которые определяют способ организации психологического исследования:

1) сравнительный метод (метод поперечных срезов). Заключается в сопоставлении результатов психического развития разнообразных выборок, возможен большой охват испытуемых, для поучения результатов требуется меньше времени, нежели при использовании метода продольных срезов, не позволяют выявить тонких тенденций в скрытых возможностях психического развития.

2) лонгитюдный метод (метод продольных срезов): характеризуется изучением психического развития одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени, позволяет определить генетические связи между фазами психического развития, позволяет более научно обоснованно делать прогноз психического развития индивида, требует много времени.

3) комплексный метод (междисциплинарные исследования): психическое развитие изучается рядом наук, позволяет раскрыть различные аспекты изучаемой проблемы и найти наиболее оптимальные решения практических задач, способствует интеграции наук, системному подходу к построению научного знания, могут возникнуть сложности в координации исследования и согласованности методов различных наук.

- эмпирические методы (методы сбора первичной информации) группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении:

1) общепсихологические методы:

- эксперимент – метод научного исследования, предполагающий создание некоторых искусственных (экспериментальных) условий и направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными;

- наблюдении – метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

2) социально-психологические методы:

- наблюдение;

- социометрия – совокупность однотипно построенных методик, предназначенных для выявления и представления в виде социограмм и ряда специальных индексов системы личных взаимоотношений между членами малой группы;

- опрос – метод психологического изучения, в процессе применения которого людям задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии этих людей.

Для детской психологии чрезвычайно важен принцип генетического (исторического) подхода к изучению психики ребенка. Генетический принцип направляет исследователя и на анализ влияния конкретных культурно-исторических условий на развитие психики детей, на становление их личности.

Диалектический подход к изучению развития психики ребенка предполагает и осуществление принципа детерминизма, причинной обусловленности тех или иных изменений определенными факторами внешнего и внутреннего порядка, взаимосвязи всех сторон психического развития.

1. Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем.

Эмпирические методы:

Наблюдение – один из основных методов сбора первичной информации, состоящей в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях. Научное наблюдение отличается от обыденного целенаправленностью, четкой схемой, заданностью единиц наблюдения (что воспринимать) и не менее четкой фиксацией результатов восприятия.

Принято различать включенное и невключенное наблюдение. Включенное характеризуется тем, что наблюдатель включен в деятельность группы, за которой ведется наблюдение, на правах ее члена. Невключенное, внешнее, наблюдение ведется со стороны. Оно может быть как скрытым, так и открытым. В лабораторных условиях наблюдатель может размещаться за стеклом, прозрачным в одном направлении. В полевых условиях скрытое наблюдение осуществлять намного сложнее. Правда, миниатюрные технические средства, позволяют осуществлять наблюдение скрытой камерой. Однако скрытое наблюдение нарушает права личности. Поэтому этика психолога требует информировать объект о наблюдении.

По степени стандартизации различают неформализованное (полусвободное) и формализованное наблюдение. Если в неформализованном наблюдении фокусировка на эмпирические индикаторы изучаемого явления нечеткая, то в формализованном имеет место чрезвычайно подробное выделение единиц наблюдения, восприятие и фиксация которых свидетельствует о наличии того или иного социально-психологического явления и его характеристики. В полусвободном наблюдении результаты фиксируются в журнале наблюдения или регистрации в свободной форме. В формализованном – результаты фиксируются в специальной карточке, в которой каждой единице наблюдения отведено свое место, а наблюдатель только фиксирует выделенные единицы и никакие другие.

2. Эксперимент – один из основных методов сбора первичной информации, характеризующейся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.

В зависимости от условий проведения различают лабораторный и естественный эксперимент. В естественном эксперименте условия задаются независимыми от исследователя факторами. Исследователь ли и выделяет и учитывает. Ситуация лабораторного эксперимента создается исследователем.

В зависимости от влияния исследователя на изучаемый предмет выделяют формирующий и констатирующий эксперимент. В случае формирующего эксперимента на изучаемый объект оказывает воздействие, а в случае констатирующего – простое фиксирование изменений, происходящих независимо от эксперимента.

Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может и не знать.

Используют и другие методы – тестирование, опрос, биографический метод, анализ результатов деятельности и др.

3. Тест – один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся предъявлением испытуемым системы заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психического явления.

4. Опрос – метод получения психологической информации, основанный на устном или письменном обращении к человеку с вопросами, содержание которых составляет проблему исследования.

Опрос выступает в 2-х вариантах: анкетирование и интервьюирование. Если опрос проводится письменно с использование анкеты, то говорят об анкетировании, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Интервью – вид опроса, при котором ставится задача в непосредственном контакте получить от него ответы на определенные, обычные заранее приготовленные, вопросы.

Метод близнецов – метод сравнительного изучения психологических особенностей и развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы) и различной (гетерозиготные близнецы) наследственностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.200 (0.005 с.)