Краткая характеристика основных исторических периодов становления психологии развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая характеристика основных исторических периодов становления психологии развития.



Психологическое изучение развития ребенка сформировалось как ветвь сравнительной психологии в конце 19 в., но процесс развития осмыслялся задолго до оформления психологии в самостоятельную научную отрасль в философии, медицине, педагогике. 1 эпоха Античность. Философия выделяла 2 теории 1-материолизм-душа и тело едины, нет различий между душой животного и человеком, 2 идеалисты-рассматривают душу, возникла из нематер.субстанции, имеет божественное начало, душа бессмертна-передается. Медицина -появляются гипотезы подвергаемые имперической проверке. Задача объяснения развитием решается Аристотелем. Разрабатывает 1 психологич.период-ю в основе которой лежат процессы развития происх-е в чел-е. в основе антилехия(внутреннее ядро). Разделил этапы развития на 3 по7 лет(0-7,7-14,14-21), обучение и воспитание согласно возр.этапам.первый выдвинул идею в основе лежит чувственный опыт. Выделил 3 вида души: растительная(питание, размнож),животное(ощущение,желание),разумное(мышление, познание).Эразистрат(гр.доктор)назвал одни нервы чувствительные и двигательные. Гамен-описал некоторые мозговые центры ответственные за мимику, желание и выдвинул идею о врожденных и приобретенных. 2 эпоха Средневековье 14-16вв. Медицина- запрещена, педагогика развивается в соответ.с необх.церкви, в основе лежит пед.опыт .философия -Фома Аквинский-ввел понятие действительности и возможности, бытие может быть единожды, т.е. у каждого свое существование. 3 эпоха-Возрождение 17в. Поворот к идеи развития, задачи обучения и восп.решаются на основе опытной проверки гипотиз. Решаются проблемы прогностического этапа. Я.Каменский-принцип природосообразности и предложил периодизацию развития 4 этапа по 6 лет(0-6 детство,6-12-отрочество, 12-18-юн.18-24-возмужалость) обучение должно идти в соотв.с возр-м. философия- Локк-требовал импирических исследований-ребенок не маленький, взрослый. Декарт-ввел понятие рефлекс, рефлекторные дуги-принадлежит идея развития как основного закона бытия. Спиноза-субстанции-есть причена самоё себя.развитие порождает сам человек. Медицина. Гарвей откр.сис-у кровообр-я. 4 эпоха Просвещение 18вв.

Педагогика Руссо-принцип природосообр., воспитане не должно идти в разрез с развитием. Геттенс-написал книгу о разв.ребенка на опр.этапе. ввел метод наблюдение позже лонгитюдный(0-3) Пестолоций –воспит. Должно формировать личность ребенка, выдвинул идею дефферинц.обучения(физ.,труд, нравс, умственное).

Философия-эмануэль кант-синтез есть движение вперед(развитие), и. фихте-я порождает не я, в основе осознание себя, ему пренадлежит рефлексии.Медицина-гальваний-открыл кожно-гальванические реакции, наличие электрических реакций, исследование нервн.сист-ы. кабанис-сознание, ф-и мозга, изу-е мозга, все идет с созн-я. Данная идея о подходе. 1.идея врождености психических процессов, которые созрестест., независимо от среды(эндогенные), 2. Ребенок чистая доска, черты, кач-а, спос-и преобретаются в проц.воспитания. 19вв.Педагогика- Гербарт-ввел понятие ассиация перцепции, аперцепция-восприятие: 1-ясность(предмет), ассоциация(сравн.с чем-либо), система(вкл.в сист.знаний имеющ.), метод(применяет в дальнейшем). Дистверг-ввел понятие-культуросообразности-воспит, социуи, общество. Философия-гегель-разрабатывал диалктическую теорию, синтез, закон отрицания. Он разраб.систему категорий из анализа взаимодействия из анализа которого можно выводить законы бытия.Естествознание Прохазка(чешс.врач) разработал понятие рефлекса, и подошел к пониманию механизмов высшей нерв.дея-и. Ч.Дарвин –идея естест.отбора, написал труд(о проис-и чел-а).Фрэер «Душа ребенка»1888изучение псих.человека, основы научной методики изучения детства., дан образец сбора пригодн.материала. в психологии выделялось 3 направления: псих.детства, сравнительная психология, психология народов. 5 эпоха Новое время 20вв. отечественные психологи Выготский, Ананьев, Запорожец, Божович, Лисина и др., зарубежн. Пиаже, Фрейд, Скинер, Эриксон, Эльонин. Несмотря на значительные результаты исследования единого понимания «развития нет», вместо этого есть множество теорий котрые противоречат друг другу.

. 6Экзогенные концепции психического развития человека.В основе этой концепции лежит внешняя среда. Бихевиористы-представители-Павлов, Торндай, опыты на животных. У человека формируется рефлекс и мы выдаем действие. Внимание исследователей привлекли функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения, в которой главный акцент был сделан на значении подкрепления. Это были концепции Э. Торндайка и Б. Скиннера. Развитие можно направлять, он предпологал что развитие есть сумма научения.Теория развития С. Бижу и Д. Баера. Традиции Б. Скиннера были продолжены С. Бижу и Д. Баером, также использующими понятия поведение и подкрепление. Поведение может быть реактивным (ответным) или оперантным(стимул). Стимулы могут быть физическими, химическими, организменными или социальными. Они могут вызывать ответное поведение или усиливать оперантное. Вместо отдельных раздражителей часто действуют целые комплексы. Особо выделяются дифференцировочные стимулы, являющиеся установочными и выполняющие функцию промежуточных переменных, изменяющих влияние основного раздражителя.Различение ответного и оперантного поведения имеет особое значение для психологии развития. Оперантное поведение создает стимулы, которые, в свою очередь, существенно влияют на ответное поведение. При этом возможны 3 группы влияний:1.окружающая среда (стимулы);2индивид (организм) с его сформированными привычками;3изменяющиеся воздействия индивида на воздействующую окружающую среду.По мнению С. Бижу и Д. Баера, индивидуальное развитие включает в себя следующие этапы:1.базовая стадия (называемая также универсальной или инфантильной): удовлетворение биологических потребностей через первичное обусловливание; преобладание ответного, а также исследовательского поведения; завершается возникновением речевого поведения;2.основная стадия: нарастающее освобождение от организменных ограничений (уменьшается потребность в сне, возрастает мускульная сила, ловкость); возникновение речи как второй сигнальной системы; расширение круга отношений с биологически значимых лиц ближайшего окружения на всю семью. Эта стадия делится:3.на раннее детство, семейная социализация, первая самостоятельность;на среднее детство: социализация в начальной школе, развитие социальных, интеллектуальных и моторных умений;на юношество: гетеросексуальная социализация.4.социальная стадия (называемая чаще культурной): взрослая жизнь, разделенная:на зрелость: стабильность поведения; профессиональная, супружеская и общественная социализация (продолжается до начала инволюционных процессов);на пожилой возраст: инволюция социальных, интеллектуальных и моторных возможностей и построение компенсирующего поведения.Теория Р. Сирса. Известный американский психолог Р. Сирс изучал отношения родителей и детей, находясь под влиянием психоанализа. Будучи учеником К. Холла, он разработал собственный вариант соединения психоаналитической теории с бихевиоризмом. Он сосредоточил внимание на изучении внешнего поведения, которое может быть измерено. В активном поведении он выделял действие и социальные взаимодействия.Действие вызывается побуждением, Сирс исходит из того, что первоначально все действия связаны с первичными, или врожденными побуждениями. Удовлетворение или фрустрация, которые возникают в результате поведения, побуждаемого этими первичными драйвами, ведет индивида к усвоению нового опыта. Рассматривая психоаналитические понятия (подавление, регрессия, проекция, сублимация и др.) в контексте теории научения, Сирс главное внимание уделяет влиянию родителей на развитие ребенка.Сирс выделяет три фазы развития ребенка:1.фаза рудиментарного поведения – основывается на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве, в первые месяцы жизни;(плач-грудь)фаза вторичных мотивационных систем – основывается на научении внутри семьи (основная фаза социализации)(умеет привлечь внимание);3фаза вторичных мотивационных систем – основывается на научении вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу).Таким образом, первая фаза развития ребенка связывает биологическую наследственность новорожденного с его социальным наследием. Эта фаза вводит младенца в окружающую среду и составляет основу для расширения его взаимодействия с окружающим миром.Вторая фаза развития ребенка длится со второй половины второго года жизни до поступления в школу. По-прежнему первичные потребности остаются мотивом поведения ребенка, однако, постепенно они перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения.Обобщая результаты своих исследований, Сирс выделил пять форм зависимого поведения. Все они – продукт различного детского опыта.Сирс сделал попытку выявить корреляцию между формами зависимого поведения и практикой ухода за ребенком его родителями – матерью и отцом.Как показали исследования, ни количество подкреплений, ни длительность вскармливания грудью, ни кормление по часам, ни трудности отнятия от груди, ни другие особенности практики кормления не оказывают существенного влияния на проявления зависимого поведения в дошкольном возрасте. Наиболее существенное значение для формирования зависимого поведения имеет не оральное подкрепление, а участие в уходе за ребенком каждого из родителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.110.47 (0.005 с.)