Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подбор по сходству, выбор по определенным признакам, называние признаков и предметовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучение нового понятия всегда происходит в описанном порядке: сначала ребенок замечает, что два объекта похожи (подбор по сходству), затем начинает понимать, чем именно они похожи (выбор по определенным признакам) и, наконец, учится называть соответствующий признакили предмет. Подбор по сходству Сначала дети подбирают по сходству только абсолютно идентичные предметы (например, два одинаковых мяча). Обучение начинается с реальных предметов, таких, как кубики или игрушечные мишки; постепенно дети учатся соотносить реальный предмет с его изображением, а затем картинку с другой картинкой. Позднее ребенок может подбирать предметы одного цвета, затем осваивает отвлеченные понятия большого и маленького, длинного и короткого. Способность подбирать предметы по сходству, инымисловами, видеть сходство и различие предметов, необходима для того, чтобы впоследствии овладеть искусством чтения исчета. Выбор по определенным признакам Научившись подбирать схожие предметы, ребенок переходит к выбору предмета по определенному признаку. Например,отец просит ребенка выбрать из нескольких картинокизображениепоезда или из нескольких разноцветных кубиков — синий. При этом ребенок узнает название признака и реагирует на него,ноеще не произносит егосам. Называние На последней стадии овладения навыком ребенок самостоятельно произносит название предмета, цвета и т.д. Например, когдаемупоказывают изображение машины — он говорит: «Машина». При этом от ребенка требуются определенные навыкиречи. Сортировка и группировка предметов Ребенок учится анализировать набор предметов и разделять его на группы, состоящие из одинаковых или схожих предметов. Например, убирая свои игрушки, ребенок кладет кукол в одну коробку, а кубики в другую. Постепенно классификация предметов становится все более обобщенной. Например, ребенокможет собратьвместе всю посуду или все, что нужно для купания. Это умение мы используем на протяжении всей жизни, когда наводим порядок в своих вещах и в окружающей обстановке; кроме того, этот навык способствует организации мышления и памяти. Первоначальные математические навыки Слова, обозначающие числа, ребенок узнает иначинает использовать довольно рано, однако долгое время не воспринимает абстрактного понятия числа. Ему требуется время, чтобы понять, что «один» — это один предмет, «два» — два предмета и т.д. Сначала у ребенка формируются понятия «один», «два» и «много» (больше двух), и лишь затем он начинает понимать другие числа. Кроме того, ребенок познает понятия, лежащие в основе математики: большой-маленький, длинный-короткий, тяжелый-легкий, и учится оперировать с понятиями вместимости, веса, размера (большой, больше, самый большой). Первоначальные навыки чтения Постепенно ребенок понимает, что письменный текст имеет значение, которое можно «расшифровать», и что это значение всегда остается одним и тем же. Об этом он узнает, разглядывая книги. Поначалу ребенка интересуют книги с картинками; он начинает указывать на определенные иллюстрации и слушать чтение коротких текстов, которые их сопровождают. Узнав значение картинок, он понимает, что и текст имеет значение, его можно прочесть и понять. Ребенок видит, что каждый раз читается одно и то же. Слушая чтение знакомой книги, он начинает предсказывать, что произойдет дальше, и вставлять по памяти пропущенные слова. Иногда дети сердятся, когда родители что-то пропускают или добавляют при чтении. Другой важный навык, необходимый для того, чтобы научиться читать,—способность различать и запоминать вид букв. Сперва ребенок учится различать и сопоставлять картинки, затем символы, а от символов переходит к буквам. Первыми узнаются наиболее знакомые слова: собственное имя и имена членов семьи, которые ребенок часто видит на карточках, подписях под фотографиями, именных чашках и т.п. Первоначальные навыки письма Рисование и письмо — сложные навыки, в которых сочетаются физическая способность и понимание. Для рисования ребенку необходима не только физическая возможность держать в руке карандаш и проводить линии, но и способность осознать отношение карандаша к бумаге и понять, что рисунок может что-то обозначать. Поначалу дети беспорядочно черкают карандашом по бумаге, не обращая внимания на то, что у них получается. Затем начинают проводить вертикальные и горизонтальные линии, точки, а несколько позже — круги. Они учатся контролировать свои движения и сознательно стараются воспроизвести все более сложные геометрические формы. Ниже показана обычная последовательность, в которой ребенок овладевает навыками рисования. Ребенок понимает, что рисование может служить двум целям: из геометрических фигур (квадрата, треугольника и т.п.) можно сделать и рисунки, и буквы, служащие для передачи сообщения. На этом этапе дети начинают копировать символы, в том числе буквы, и рисовать схематические изображения людей и домов. Первые знаки, которые рисует ребенок
Развитие параллельных навыков Память Возможно, младенцы способны к запоминанию с рождения. По крайней мере, они очень рано начинают узнавать лицо, голос и запах матери. Дети запоминают «подсказки», позволяющие им ориентироваться в окружающем и понимать, что сейчас произойдет: например, звук журчащей воды подсказывает им, что сейчас они будут купаться. Со временем память ребенка развивается: он запоминает предметы (и понимает, что это все те же предметы, а не новые), их свойства и собственные действия. Укреплению памяти способствует развитие понятия о постоянном существовании предметов. Сначала дети запоминают людей и предметы в знакомом контексте: встреча с тем же самым человеком или предметом в другой обстановке может вызвать у них сложности. Так, ребенок, который до сих пор видел бабушку только дома, может не сразу ее узнать, если она придет за ним в ясли. Позднее дети запоминают повседневный уклад жизни, а также события, которые произвели на них особое впечатление. Развитие памяти чрезвычайно важно не только для овладения такими когнитивными навыками, как чтениеи письмо, но и для развития речи. Концентрация внимания Маленький ребенок чрезвычайно легко отвлекается: его способность к концентрации внимания очень низка. Любой посторонний звук, интересная игрушка, появление нового человека и т.п. может заставить его забыть об игре. Постепенно ребенок учится сосредотачиваться на том, что делает, и не обращать внимания на посторонние раздражители. В первое время ребенок так погружается в свое занятие, что не видит и не слышит ничего вокруг: однако со временем он овладевает умением воспринимать и обрабатывать сигналы из различных источников, например выслушивать и выполнять словесные инструкции, не прекращая игры1. Представление о времени Поначалу для ребенка существует только «здесь и сейчас», поэтому он хочет, чтобы все его нужды и желания удовлетворялись немедленно. Постепенно у него развивается представление о последовательности событий («сначала пойдем в магазин, а потом на детскую площадку») и понятия «до» и «после». Сперва ребенок вырабатывает представление о настоящем, затем о будущем и, наконец, о прошлом, осваивая понятия «сегодня», «завтра», а потом «вчера». Сюжетная игра Понятие «сюжетной игры»означает, что ребенок вводит в игру идеи, рожденные его воображением, и использует игрушки и другие предметы не в тех целях, для которых они изначально предназначены. О задачах и целях сюжетной игры существуют различные мнения, однако все ученые сходятся на том, что в развитии ребенка она занимает чрезвычайно важное место. В сюжетной игре ребенок тренируется в использовании навыков, не опасаясь неудачи. Благодаря игре развивается его понимание мира, социальных ситуаций и человеческих отношений (ср. психотерапевтические игры, которые проводятся с детьми, подвергшимися насилию). Сюжетная игра развивает абстрактное мышление ребенка (спичечная коробка — лодка, а спичка —весло), что очень важно для развития речи и вторичных когнитивных навыков. Различные сюжетные игры способствуют развитию речи. Как часто родители слышат из уст ребенка, играющего в «дочки-матери», свои собственные слова! Вначале дети не столько играют с игрушками, сколькоих исследуют: например, если дать ребенку, находящемуся на ранней стадии развития, игрушечную машинку, он будет трястиее, бросать, брать в рот и т.п. Затем ребенок осознает назначение игрушки и начинает использовать ее функционально, например, катает машинку по полу. О сюжетной игре можно говорить, когда ребенок, к примеру, сталкивает две машинки и говорит: «Бум! Авария!»
1 Cooper, J., Moodley, M. and Reynell,J. (1978) Helping Language Development. London, Arnold.
Истинную сюжетную игру, задуманную самим ребенком и начатую по его инициативе, не следует путать с сюжетными играми, которые предлагают ребенку родители. Например, взрослый катает машинку по дороге, а ребенок подражает ему. Затем взрослый предлагает заправить машинку воображаемым бензином, и ребенок соглашается. Это говорит о том, что он понимает указания и умеет подражать взрослому, но не о способности к сюжетной игре. Возможны самые разнообразные формы сюжетной игры, от самых простых игр, в которых роль воображения незначительна (например, игра в «питье» из пустой чашки), до целых представлений, в которых ребенок разыгрывает сложные роли (например, игра в магазин или в почтальона). Отличительной чертой сюжетной игры является то, что в ней один предмет (или человек) «играет роль» другого: например, спичечный коробок превращается в лодку, цепочка — в змею, сам играющийребенок — в почтальонаили продавца в магазине. ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ
Общие рекомендации На любой стадии развития необходимо давать ребенку как можно больше возможностей для исследования и эксперимента. Для наилучшего понимания окружающего мира и собственных действий ребенку нужно испробовать свои навыки на возможно большем количестве различных предметов и в возможно более разнообразной обстановке. Например, если ребенок научился строить башни, пусть строит их из кубиков, деревянных чурок, спичечных коробков, консервных банок и т. д. Пусть строит башни у себя вдетской — из кубиков, в ванной — из губок, а в саду —из цветочных горшков. Не мешайте ребенку играть, даже если вам кажется, что он играет «неправильно»,—так ребенок познает мир. Если, например, он пытается копать землю черенком лопатки, не останавливайте его и не указывайте, как «правильно», пусть попробует перевернуть лопатку и сам поймет, каким концом копать удобнее. Дайте ребенку возможность проявить сообразительность и инициативу.
Хронологическое развитие Подражание Невозможно заставить ребенка подражать взрослому, если он нехочет этого делать или не понимает, что это значит. Начните подражать действиям ребенка, он воспримет это как игру и в ответ начнет копировать ваши действия. Подражайте звукам, которые издает ребенок, копируйте его жесты и мимику (улыбки, гримасы). Если он трясет погремушкой, складывает кубики в коробку или бросает игрушку, делайте то же самое. Снова и снова подражайте действиям ребенка, и в один прекрасный день он начнетг подражать вам.
Однажды на Рождество, когда вся семья собралась вместе, все мы начали подражать излюбленному жесту Шарлотты: во время еды она поднимала руки вверх. Вид целой толпы взрослых, которые повторяют ее движения, так развеселил Шарлотту, что она снова и снова поднимала руки, чтобы мы делали то же самое. Это был большой успех.
Существует немало детских стихов и песенок1, развивающих умение копировать жесты. Вот некоторые из них: Ладушки-ладушки, Где были? —У бабушки! Что ели? — Кашку. А что пили? — Бражку. Кашка сладенька, Бабушка добренька, Шу-у! Полетели, На головку сели!
Ай, туки-туки-туки, Кулачки стучат по полу. Застучали молотки, Застучали молотки, Заиграли локотки. Локти стучат по коленкам. Тук-ток, тук-ток. Ручки над головой Скоро выстроим домок! изображают домик.
Я пеку, пеку, пеку Деткам всем по пирожку, А для милой мамочки Испеку два пряничка. Кушай, кушай, мамочка, Сладкие два пряничка!
Есть у нас капуста, Вот она, капуста! Изобразить руками Мы капусту режем, режем, размер «капусты». Мы капусту солим, солим, Мы капусту трем, трем, Мы капусту мнем, мнем.
Хлоп! Раз! Еще раз! Хлопать в ладоши. Мы похлопаем сейчас. А потом скорей-скорей Хлопай-хлопай веселей! Ручки-ручки тук да тук, Стучать ладошками по полу. Хлопай, хлопай, хлопай! Ножки-ножки топ да топ, Топай, топай, топай! Топать по полу.
1Стихи и песенки из английского издания приведены в конце книги. Тики-так, тики-так. Хлопать руками то по одному, Так часики стучат, то по другому боку. Туки-так, туки-так, Крутить перед собой Так колеса стучат, сжатыми кулачками. Токи-ток, токи-ток, Кулачки стучат по полу. Так стучит молоток, Туки-ток, туки-ток, Ножки топают по полу. Так стучит каблучок, Ну-ка, споем-ка живей, Работа пойдет веселей. Молоть, рубить, вязать и шить— Всё можем мы смастерить! Ниток сперва намотаем, Как это сделать, мы знаем: Мотаем клубки, мотаем клубки. А после мы свяжем чулки. Мы печку топить тоже любим, И дров мы с тобою нарубим, Рубить дрова, рубить дрова Вот так вот, раз-два да раз-два!
Две сестрицы — две руки Рубят, строят, роют, Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют. Месят тесто две руки — Левая и правая, Воду моря и реки Загребают, плавая.
Три веселых братца гуляли по двору, Три веселых братца затеяли игру, Делали головками ник-ник-ник, Пальчиками ловкими чик-чик-чик. Хлопали ладошками хлоп-хлоп-хлоп, Топотали ножками топ-топ-топ.
Другие идеи вы найдете в гл. 4, на с. 57-59.
Исследование предметов Ребенку необходимо предоставлять как можно больше возможностей для изучения и исследования окружающего мира. Чем больше предметов вы предоставите ребенку, тем больше вероятность, что он найдет среди них нечто интересное и стимулирующее. Кроме того, разнообразные игрушки дают ребенку возможность обобщать свои навыки, делать сравнения и углублять свое понимание окружающего. — Не ограничивайте ребенка стандартными игрушками: позволяйте ему играть с разнообразными предметами различной текстуры, размера, формы, веса, цвета и иных качеств. —Повседневные бытовые вещи — кухонная посуда, бумажные пакеты, различные ткани и другие материалы — могут сослужить вам хорошую службу. —Создавайте самодельные погремушки, наполняя пластиковые бутылки или банки из-под муки, риса и т. п. разноцветными шариками, щепками, монетами или водой. —Используйте в качестве игрушек мягкие бархатные «резинки» для волос. —Позволяйте ребенку играть с различными материалами: пусть узнает, каковы по весу, на вид и на ощупь бумага, различные ткани (бархат, кожа, шелк, мех и т.п.), полиэтилен, металл, воск, дерево, камень. —Используйте светящиеся и звучащие игрушки, они очень привлекательны для большинства детей. —Начинайте с крупных игрушек, с которыми ребенок управляется без труда, затем переходите к более мелким. —Поощряйте ребенка играть с предметами, перечисленными ниже, в гл. 6 (с. 91-92). Понимание «подсказок» —Всеми возможными способами давайте ребенку понять, что будет происходить в ближайшее время. Это поможет ему быстрее выучить режим дня и лучше понимать мир вокруг себя. —Предупреждайте ребенка о том, что собираетесь делать, простым языком. Рекомендуется использовать в аналогичных ситуациях одни и те же слова. —Используйте невербальные подсказки: например перед купанием возьмите ребенка с собой в ванную и покажите ему, как в ванну наливается вода. Всякий раз, собираясь идти в магазин, берите с собой одну и ту же сумку. Используйте громкую погремушку или иной звуковой сигнал, чтобы позвать ребенкак столу. —В конце каждой игры или занятия вы можете включать музыкукак сигнал, что пора заканчивать игру и убирать игрушки.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.203 (0.012 с.) |