Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действия с группами предметов

Поиск

Низкий. Различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Выполняет игровые и практические действия в определен­ной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом).

Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Вы­полняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затруд­няется в высказываниях, пояснениях.

Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру, устанавливает неравенство

Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнару­живает зависимости и изменения в группах предметов в про­цессе группировки, сравнения, сериации;

Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) ко­личества, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д.

Размер предметов

Низкий. Ребёнок называет форму, размер предметов, группирует их. Затрудняется пояснить свои действия.

Средний. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств предметов; находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Пользуется словами, обозначающими свойства, предметов.

Высокий. Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если... уберем, добавим?..» Активно пользуется словами, обозначающими свойства предметов.

Цвет предметов

Низкий. Дифференцирует цвета и оттенки по подобию, затрудняется в их названии.

Средний. Знает названия цветов и оттенков, путает названия.

Высокий. Ориентируется в гамме основных цветов спектра, классифицирует предметы с опорой на представление об оттенках цвета.

Геометрические фигуры

Низкий. Ребёнок выделяет идентичный предмет (находит такой же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета.

Средний. Ребёнок называет форму геометрических фигур, геометрических тел, группирует их.

Высокий. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств геометрических фигур, находит фигуру, предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Активно пользуется словами, обозначающими свойства геометрических фигур.

Количество и счет

Низкий. Допускает ошибки при установлении связей между числом, цифрой и количеством, но при помощи взрослого устраняет их.

Средний. Ребенок считает различные предметы в пределах 10. Отсчитывает заданное количество предметов и умеет обозначить количество соответствующим числительным. Составом чисел 2—5 не владеет.

Высокий. Ребенок считает различные предметы в пределах 10. Знает состав чисел 2—5, умеет практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел. Отсчитывает заданное количество предметов и умеет обозначить количество соответствующим числительным.

Пространственные и временные понятия

Низкий. Называет некоторые временные отношения: день-ночь, сначала – потом; пространственные: вверху – внизу.

Средний. Ориентируется в пространственных и временных отношениях

Называет некоторые временные отношения: сначала-потом, утро-вечер, день-ночь; пространственные: вверху – внизу, впереди-сзади.

Высокий. Устанавливает пространственные отношения, соответственно использует в речи слова: около, рядом, посередине, между, перед, справа - слева, спереди - сзади, сверху - снизу, внутри - снаружи, дале­ко - близко; временные отношения: сначала-потом, раньше-позже.

 

 

Тематическое планирование по разделу программы

«Развитие элементарных математических представлений»

в старшей группе для детей с ЗПР

I период (11 недель, 22 занятия)

 

Сентябрь

1.Цвет предметов.

Геометрическая фигура круг.

2.Соотнесение числа и количества. Цифра 1.

Сравнение предметов

Октябрь

1. Знакомство с образованием и составом числа 2

Признаки предметов

2.Понятия «высокий» —«низкий», «выше»—«ниже», «одинаковые по высоте»

Понятия «спереди», «сзади», «перед», «за», «между»

3.Понятия «сверху», «снизу»

Закрепление понятий «больше»—«меньше»

4. Закрепление понятий «больше — меньше».

Сравнение предметов по 1-2 признакам.

Ноябрь

1. Образование числа 3, знакомство с цифрой 3.

Понятия «левое», «правое».

2. Образование числа 3.

Понятия «один», «мно­го», «мало», «несколько».

3. Понятия «высокий» — «низкий», «выше» — «ниже», «одинаковые по высоте».

Пространственные понятия.

4. Счет в прямом (до 3) и обратный (от 3) порядке.

Геометрическая фигура квадрат.

II период (11 недель, 22 занятия)

Декабрь

1. Понятия «длинный» — «короткий», «длиннее» — «короче», «одинаковые по длине».

Понятия «далеко», «близко» («около», «рядом»).

2. Образование числа, знакомство с цифрой 4.

Понятия «больше», «меньше».

3. Понятия «длинный» —«короткий», «длиннее» —«короче», «одинаковые по длине».

Понятия «внутри»,«снаружи».

 

Январь

1. Составление числа 4 разными способами.

Понятия «столько же», «одинаково», «поровну».

2.Цифра 0.

Знакомство с тетрадью в клетку.

3. Закрепление понятий «больше», «меньше».

Уравнивание групп предметов.

Февраль

1. Повторение образования и состава числа 4.

Геометрическая фигура треугольник.

2. Образование числа 5, знакомство с цифрой 5.

Понятия «вчера», «сегодня»,«завтра», «раньше»,«позже».

3. Порядковый счет до 5.

Понятия «толстый» — «тонкий», «толще» — «тоньше», «одинаковые по толщине».

4. Практическое знакомство с составом числа 5.

Понятие «пара».

III период (10 недель, 2о занятий)

 

Март

1. Числовой ряд до 6, образование числа 6.

Части суток, их последовательность.

2. Образование числа 7.

Сравнение множеств.

3.Образование числа 8.

Равенство и неравенство (+1,-1), сравнение количества.

4. Числовой ряд до 8.

Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Апрель

1. Образование числа 9.

Сравнение множеств.

2. Числовой ряд до 9.

Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами.

3. Образование числа 10.

Соотнесение числа и количества.

4. Выделение количества, большего, чем названное число, на 1.

Повторение состава чисел 2 и 3.

Май

1. Повторение состава числа 4.

Повторение состава числа 5.

2. Повторение.

Содержание коррекционной работы

по развитию элементарных математических представлений

в подготовительной группе для детей с ЗПР

 

Действия с группами предметов.

§ Соотношение «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов.

§ Составление групп предметов, одинаковых по какому-либо одному признаку, различных по другим признакам.

§ Сравнение групп предметов методом взаимно-однознач­ного соотнесения (приложение, наложение), употребление предлогов: на, над, под.

§ Понятия: столько же, равно, одинако­во, больше, меньше, один, пара.

§ Способы уравнивания групп предметов путем увеличения количества предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе. Сопровождение практических действий словами: прибавил, стало больше, убавил, стало меньше.

Размер предметов

§ Понятия: большой — маленький, больше — меньше, оди­наковые по размеру, самый маленький (большой); высо­кий — низкий, выше — ниже, одинаковые по высоте, самый низкий (высокий); длинный — короткий, длиннее — коро­че, одинаковые по длине, самый короткий (длинный); тол­стый — тонкий, толще — тоньше, одинаковые по толщине, самый тонкий (толстый); глубокий — мелкий, глубже — мельче, одинаковые по глубине, самый мелкий (глубокий) — на основе сравнения двух (нескольких) предметов, отличаю­щихся одним или несколькими параметрами.

§ Способы сравнения: приложение, наложение.

§ Понимание сходства и различия предметов по их размерам. Умение пра­вильно использовать термины для обозначения размера предметов при их сравнении. Составление групп предметов с заданными свойствами.

§ Измерение длины, ширины, высоты и толщины окружаю­щих предметов с помощью условной мерки, определение объема жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.

Цвет предметов

§ Продолжать знакомить детей с цветом как одним из свойств пред­мета.

§ Учить сравнивать предметы по цвету, находить предметы определенного цвета;

§ Выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, функционального назначения). Выяв­лять закономерность в изменении цвета.

Геометрические фигуры

§ Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

Количество и счет

§ Счет предметов в различном направлении и простран­ственном расположении. Понимание того, что последнее числительное относится ко всей группе предметов, а не к по­следнему из них. Независимость количества предметов от их цвета, формы, размера, расстояния между ними, направле­ния счета, от расположения в пространстве.

§ Счет предметов на слух, по осязанию, счет движений. Присчитывание и отсчитывание предметов по одному с на­зыванием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?»

§ Соотнесение числа с количеством предметов. Цифры. Со­отнесение цифры, числа и количества.

§ Число 0 и его обозначение.

§ Порядковый счет предметов до 10. Воспроизведение по­следовательности чисел в прямом и обратном порядке, на­чиная с любого числа. Называние пропущенного числа, со­седних чисел, пре­дыдущего и последующего числа; понимание выражений: до, после, между, перед, за.

§ Закрепление состава чисел в пределах 5 на основе практи­ческих действий с предметами.

§ Состав чисел в пределах 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел.

§ Название и обозначение чисел от 0 до 10. Воспроизведе­ние последовательности чисел в прямом и обратном поряд­ке, начиная с любого числа.

§ Умение иллюстрировать различные случаи состава чисел на наглядных пособиях, рисунках.

§ Сложение и вычитание в пределах 10.Практические действия с предметами, раскрывающие сущность сложения и вычитания, как подготовка к арифме­тическим действиям.

§ Знакомство с арифметической задачей. Составление задач на основе наблюдений и действий с предметами. Запись ре­шения задачи в виде примера. Задачи на нахождение суммы и остатка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.008 с.)