Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие действий с предметами

Поиск

У нормально видящего ребенка примерно в полгода формируются предметные действия, включающие оперирование предметами и произвольные движения с ними (удержание предмета одной или двумя руками, ощупывание, воздействие одним предметом на другой, вкладывание одного предмета в другой т. д.). Постепенное опредмечивание движений руки, ее инструментализация - шаг вперед в общем развитии ребенка и в развитии его умственной деятельности. Именно с этим связано образование постоянных связей между прикосновением и движением руки. Это начало развития активного осязания у детей. При отсутствии контроля зрения у детей до трехлетнего возраста тактильное восприятие значительно снижено, так как без зрительного восприятия многие детали предметов остаются незамеченными. Слепой ребенок в раннем возрасте не в состоянии воспринять размер и определить точную форму плохо координированными движениями пальцев рук.

Пока еще трудно представить, насколько бедно у слепого ребенка раннего возраста представление о пространстве, размерах и формах предметов. Американский психолог Т. Катсфортс, слепой от рождения, считает, что незрячий ребенок сначала выделяет свое тело как нечто массивное и сильное, позднее он начинает воспринимать и меньшие размеры, такие, как голова и руки. Он сначала выделяет величину объектов и лишь значительно позднее начинает обследовать форму рукой и ртом, а затем различать с помощью осязания качество материалов. С момента, когда ребенок способен обследовать и осязать объекты, он начинает активно овладевать предметным миром, и поэтому для дальнейшего развития ему необходимо изобилие предметов для обследования и работы с ними.

Необходимый элемент предметной деятельности — хватание, развитие которого осуществляется у слепого по мере дифференциации движений, их упрочения и закрепления умения держать предметы, начинающееся с простого трогания, приводящего к ощупыванию. Постепенно в предметной деятельности ослабляется схватывание и укрепляется выпускание. Схватывание и ощупывание становятся более четкими, имеющими контур, в отличие от слитности первых двигательных актов. Таким образом, предметы внешнего мира начинают восприниматься слепым в их конкретной индивидуальности, и это является началом ориентирования в предметном мире и стимулом к овладению им. Появление осязания и связь его с другими впечатлениями, получаемыми от сохранных анализаторов, обеспечивает развитие предметности восприятия слепого ребенка.

Характеристики слепых детей раннего возраста, встречающиеся в специальной литературе, часто схематичны и поверхностны, так как не показывают источников развития психики слепого ребенка, а акцентируют внимание на отставаниях, резко выделяющихся на фоне развития психики зрячих. Однако, несмотря на огромный дефицит в психическом развитии, у слепых детей формируются компенсаторные процессы, обеспечивающие преодоление отрицательного влияния слепоты.

Для слепых детей, так же как и для зрячих, закономерно наиболее интенсивное развитие процессов восприятия в предметной деятельности. Однако деятельность с предметами развивается медленно, и ее формирование затягивается до трех - четырехлетнего возраста из-за медленного развития ее двигательных компонентов. У таких детей долго можно наблюдать действия, не являющиеся подлинно предметными, но служащие предпосылкой для их формирования. К ним относятся действия (неспецифические манипуляции), при которых ребенок еще не учитывает свойств предмета и действует со всеми предметами одинаково. Эти манипуляции являются переходными стадиями в овладении слепыми детьми функциональными или собственно предметными действиями, характеризующимися использованием предметов по их функциональному назначению. Существует также много неадекватных действий, которые противоречат логике использования предмета. Наличие таких действий свидетельствует о том, что замедленное развитие предметных действий является закономерностью, свойственной развитию детей с нарушением зрения.

Для слепого ребенка характерна пассивность не только в познании окружающего мира, но и при общении с предметами и игрушками. У большинства слепых детей до трехлетнего возраста, а иногда и дольше, задерживаются неспецифические манипуляции с предметами. Любые предметы дети тянут в рот, крутят, стучат ими, двигают около лица или глаз. Но у некоторых слепых детей в два года наблюдаются специфические манипуляции, проявляющиеся по отношению к знакомым или любимым игрушкам. Так, у Жени Д. (vis-0; два года и два месяца, атрофия зрительных нервов) такой игрушкой оказался руль от детского автомобиля. Интересным оказался тот факт, что при помощи руля, оторванного от машины, удалось научить ребенка самостоятельно ходить.

К концу третьего года жизни большинство слепых детей начинают использовать предметы и игрушки по их назначению. В первую очередь это предметы, которые постоянно находятся в обиходе детей. Дети правильно катают машинки, используют звучащие игрушки, ложки, кружки, тарелки, учатся одеваться и раздеваться. Для них в этом возрасте характерно одновременное сосуществование разных видов действий с предметами, и это зависит от качества предмета и степени знакомства с ним ребенка.

Одновременно с формированием предметных действий у слепого ребенка развиваются функции контроля за их выполнением, осуществляемые за счет развития мышечного чувства. Однако главным "учителем" в этот период являются сами объекты, требующие от ребенка определенного способа действия, хотя бы в элементарной форме. Это ставит перед родителями и воспитателями задачу предоставить ребенку наибольшее количество предметов и обучить ими пользоваться, не бояться давать ему ощупывать и узнавать их качества всеми доступными средствами.

В процессе овладения предметными действиями слепой ребенок, как и зрячий, выделяет свойства предметов. Так, деревянную ложку удобнее удерживать за ручку, хотя и не всегда дети могут производить ею настоящие предметные действия. Однако уже при манипуляции с ложкой они овладевают чисто человеческим способом ее использования. В этот период развития необходимо приучать ребенка действовать и обследовать предметы двумя руками, развивая моторику обеих рук, обучать приемам и способам обследования предметов, расширяя возможности познания. Дети в этот период используют игрушки не как средство игры, а как реальные предметы. Слепой ребенок не может самостоятельно определить функциональные возможности нового, данного ему в руки объекта. Он или выпускает его из рук, или совершает неспецифические действия, поскольку предмет совершенно незнаком ребенку и не входит в систему его связей с внешним миром.

Поэтому ребенка необходимо обучать всем специфическим и функциональным действиям с предметами, показывать ему способы овладения предметом. Его необходимо учить даже процессам подражания, используя при этом пассивные и совместные действия, речь. Следует начинать игру или занятие с ребенком с двумя-тремя, а иногда и одним предметом, постепенно вводя новые.

Обследование детей до трехлетнего возраста показало, что до двух с половиной лет слепые дети трудно включаются в игровую ситуацию, рассчитанную на совершение определенных предметных действий, заложенных в самом предмете. Для игры детям предлагались игрушечный телефон и заводная машина с ключом. Играя с телефоном, они снимали трубку, прикладывали ее к уху, говорили: "Алло". Однако более сложные действия (набор цифр, нажатие кнопки), дети не могли осуществить. Что же касается действия с заводной машиной, то, как правило, слепые дети разбивали его на два совершенно разных, отнесенных к различным предметам, действия. Машину катали по столу или на полу, а для ключа искали скважину в столе, говоря "шкаф, дверь" и т. д., показывая тем самым понимание функционального назначения предмета, но затрудняясь выполнить действие. Необходимо отметить также "обобщенный" способ действия с предметом со словесным объяснением действия: "играю", "делаю" и т. д. Например, ребенок подносит ключ к столу, прикладывает его к поверхности стола, произнося: "Открываю — закрываю". Трудность в овладении действиями заключается в неразвитости двигательной сферы, обусловленной слепотой. При этом диспропорции между растущим знанием и пониманием функционального значения предметов на основе осязательного и речевого опыта и двигательными особенностями в этом возрасте возрастают.

Развитие предметной деятельности у слепых детей протекает по тем же закономерностям, что и у зрячих, и идет от неспецифических манипуляций к овладению функциональными действиями. Но слепые дети долго неточны в движениях, долго не выпускают предмет из рук. Это задерживает развитие мелких движений пальцев и тем самым развитие активного осязания. Первые специфические манипуляции и отдельные функциональные действия появляются у слепых после двухлетнего возраста, однако к концу третьего года жизни не у всех детей сформировывается и становится ведущей собственно предметная деятельность. Тем не менее, предпосылки для предметной деятельности есть, так как дети начинают понимать функциональное назначение предметов и выполняют наиболее простые и часто используемые действия с предметами.

Тесная зависимость психического развития слепого от обучения выявляется при формировании предметной деятельности. Чтобы предметная деятельность могла стать условием для дальнейшего использования ее в компенсации слепоты, ребенок должен быть обучен всем элементам предметной деятельности. Он может узнать о назначении предмета из разговоров взрослых и других источников, но действиям с предметами в соответствии с их назначением он не может научиться самостоятельно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.154.2 (0.007 с.)