Каковы формы работы над произношением детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха? (Обухова Т. И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Учеб 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы формы работы над произношением детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха? (Обухова Т. И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Учеб



 

ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Одной из основных задач воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом является формирование у них устной речи, ее восприятие на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведение (произношение).

Обучение произношению направлено на становление и развитие внятной, членораздельной, естественной речи. Работа над произношением в дошкольный период ведется на основе аналитико-синтетического метода: детей учат произносить как целые слова и фразы, так и отдельные элементы — звуки, слоги; но конечной целью всегда является слово, фраза.

В овладении произносительными умениями выделяется несколько этапов. На начальном этапе у детей формируется способность к подражанию звучащей речи в любой доступной ребенку форме (беззвучное ориентирование, голосовые реакции, звукоподражания и т. д.). Главное — формировать потребность в устном общении. Это так называемый доре-чевой уровень развития устной речи, т. е. звуковые реакции периода гуления, звукоподражания и лепета у слышащих детей. Дети еще не понимают обращенной речи и ориентируются на ситуацию, но от активного голосового поведения детей зависит успешность дальнейшей работы по формированию устной речи.

Весь первый этап работы над фонетической стороной речи определяется как информальный и основывается на естественном овладении детьми звукопроизношением на основе подражания речи взрослого на слухо-зрительной и слуховой основе. Основной методический прием — сопряженное и отраженное проговаривание с последующим самостоятельным называнием предметов, действий, изображений и т. д. Это период нерегламентированного усвоения звуковой стороны слова. Когда у ребенка появляется звук, его знакомят с графическим обозначением, т. е. с буквой. Овладение устной речью проявляется в проговаривании звукоподражаний, лепетных и полных слов в разном соотношении: отдельные названия, словосочетания и фразы. Слова могут произноситься точно, усеченно и приближенно.

Как один из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи используется фонетическая ритмика (речевая ритмика). Ее содержанием является обучение детей подражанию крупным и мелким движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Постепенно двигательные возможности детей совершенствуются и становятся более точными, в том числе и артикуляционные движения ведут за собой произношение.

Материалом для знаний речевой ритмики являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы и позднее тексты (стихи, считалки, чистоговорки, сказки), произнесение которых сопровождается разнообразными движениями. Речевой материал должен отвечать не только произносительным задачам, но и задачам доступности, задачам речевого общения.

На занятиях речевой ритмикой дети сначала вместе с педагогом произносят предлагаемый материал, затем индивидуально повторяет каждый ребенок, и все завершается общим проговариванием.

Для речевой ритмики целесообразно выделить половину времени специальных фонетических занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению, а отдельные ритмические упражнения проводить в течение 3—5 минут на всех других видах занятий, проводимых педагогом.

Методики вызывания звуков с использованием фонетической ритмики

Вызывание того или иного звука проводится в течение 1—2 недель. Если за это время звук не появляется, то следует переходить к другому звуку и через некоторое время вновь возвращаться к тому звуку, который дети еще не научились произносить.

Звуки Движения
А Руки перед грудью; произнося звук, широко и плавно развести руки в стороны
О Руки в стороны; произнося звук, руки плавно округло соединить над головой
У Руки перед грудью, кисти обращены друг к другу; произнося звук, плавно вытянуть напряженные руки вперёд
Э Руки вытянуты вперёд на уровне плеч; произнося звук, напряженные руки медленно согнуть в локтях, приблизить к плечам
И Кисти рук поднять к плечам; произнося звук, очень напряженные руки поднимать вверх, приподнимаясь на носках
Ы Указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперёд в сторону при одновременном произнесении слова ты

При появлении звука И начинается работа над дифтонгами; движения между звуком И и последующим гласным звуком становятся все более краткими.

Дифтонги Движения
ИА (Я) (Я) Руки поднять вверх (И), а затем развести в стороны (А) поднять вверх (И), а затем развести в стороны (А)
ИО (Е) Руки сначала поднять вверх (И), затем округло опустить вниз (О)
ЙУ (Ю) Руки поднять вверх (И), затем опустить вперед вниз (У)
ИЭ (Е) Руки поднять вверх (И), затем опустить к плечам (Э)

При произнесении глухих взрывных согласных звуков движения быстрые, резкие, напряженные

Звуки Движения
П Руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки; произнося слог на, кулаки резко опускать вниз
т Произнося слог та, резко раскрыть сжатые кулаки; произнося слоги татата, хлопать в ладоши, хлопать по бедрам, топать одной ногой
к Произнося слог ка, резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, отвести назад

При произнесении звонких взрывных согласных движения быстрые, но расслабленные.

Звуки Движения
Б Руки согнуты в локтях перед грудью; произнося слог да, утвердительно кивнуть головой
д Руки согнуты в локтях перед грудью, ладони вверху; произнося слоги дадада, встряхивать расслабленными кистями рук перед грудью; произнося слог да, утвердительно кивнуть головой
Г Произнося слоги гагага, соединить указательный и большой пальцы рук; произнося слог га, соединить указательный и большой пальцы

При произнесении смычно-проходных движения медленные, плавные, несколько напряженные.

Звуки Движения
М Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони от себя; произнося слог ма, на звук м — руки вытянуть вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на звук а — свободно развести в стороны (интервала между движениями нет: одно плавно переходит в другое)
Н Руки согнуты в ладонях на уровне груди ладонями к себе; произнося слог на, на н руки выдвинуть вперед, на а — свободно развести в стороны
Л Руки согнуты в локтях на уровне плеч; произнося ляляля, делать вращательные движения кистями рук

При плавные произнесении глухих фрикативных согласных движения, продолжительные, очень напряженные.

Звуки Движения
Ф Руки на уровне шеи ладонями от себя, локти вниз; произнося звук ф, медленно развести руки в стороны, как бы преодолевая сопротивление воздуха
X Руки согнуты в локтях, ладони от себя, локти вниз; произнося звук х, медленно, как бы отталкивая от себя преграду, вытянуть руки вперед
С Руки перед грудью; произнося звук с, напряженные руки медленно опустить вниз («насос») или медленно развести в стороны, как бы раздвигая, растягивая воздух
ш Руки перед грудью; произнося звук ш, делать волнообразные движения напряженными руками

При произнесении фрикативных звонких согласных движения очень напряженные, дрожащие

Звуки Движения
В Руки в стороны; произнося звук в, слегка покачивать из стороны в сторону напряженными руками и туловищем («самолет»)
  Руки перед грудью; произнося звук з, кистями рук вибрировать перед грудью («замерз»).
ж Руки перед грудью; произнося звук ж, резкими волнообразными движениями опустить руки вниз
р Руки согнуты перед грудью; вращать одну вокруг другой («мотор»)

При вызывании аффрикат работу можно начинать только при условии правильного воспроизведения обоих составляющих их звуков.

Звуки Движения
Ц Пальцы рук переплетены перед грудью; переплетение резко разорвать (т) и напряженные руки медленно развести в стороны (с).
ч Пальцы, сжатые в кулак, резко раскрыть (т); руки с растопыренными пальцами выдвинуть вперед (ш).

Работа по формированию произносительных умений ведется не только над звуками, но и над другими различными сторонами речи: над отделением одного слога от ряда слогов, над долготой, слитностью, темпом, ритмом, силой и высотой голоса, интонацией, словом и фразой.

Вид задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.01 с.)