Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание ребенка от рождения до полугодаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В воспитании ребенка в первые месяцы после рождения значительное место занимают уход, кормление, прогулки. Это создает у него хорошее настроение, он получает от этого удовольствие. Для родителей это тоже радость, так что стремления ребенка и родителей совпадают. Однако существуют и специальные цели развивающего характера. Это задачи, связанные с социальным развитием ребенка. Важно показать ребенку, что он растет в атмосфере любви, что его достижения радуют родителей. Это создает у него в периоды бодрствования хороший настрой на овладение новыми впечатлениями. Необходимо также вызывать у ребенка стремление к овладению умениями, такими, как держать головку, захватывать и отпускать предметы, тащить их ко рту, переворачиваться, сидеть и т. д. Нужно терпеливо помогать ему в овладении этими навыками, создавая для этого благоприятные условия, и самое главное - вызывать интерес к окружающему миру, к предметам и людям вокруг него. Поведение малыша Наблюдения за развитием и поведением слепых детей до трехмесячного возраста свидетельствуют о том, что по характеру реакции и системе поведения они мало чем отличаются от зрячих детей этого же возраста. Небольшие различия в поведении приводят к тому, что иногда родители не замечают дефекта зрения у ребенка до трехмесячного возраста. Это объясняется структурой и особенностями психических актов детей раннего возраста. Одинаковое поведение и реагирование слепых и зрячих детей возможно именно потому, что в ранние периоды развития поведение ребенка определяется комплексом раздражителей, и он организует свое поведение в ответ именно на такой комплекс, так как не способен выделять отдельные раздражители. Для поведения ребенка в этот период характерно реагирование на раздражители, связанные с кормлением, перевертыванием, речью матери, запахом матери и молока, укладыванием в позу кормления. Когда ребенка берут на руки и укладывают в такую позу, он очень рано начинает совершать предвосхищающие сосательные движения. Такое поведение называют "позным". Оно свидетельствует о том, что первичные сенсорные реакции ребенка, как отмечал И. М. Сеченов, носят генерализованный или слитный, нерасчлененный характер. В связи с этим выпадение зрительного раздражителя из комплекса раздражений, сопровождающего любой жизненно важный акт деятельности ребенка, не наносит ущерба предвосхищающему поведению слепого ребенка, подготовке к его осуществлению. Однако выключение зрения с первых дней рождения оказывает значительное влияние на темпы психического развития, так как задерживает по сравнению со зрячими формирование дифференцированных восприятий, что, в свою очередь, снижает психическую активность слепого младенца по отношению к внешнему миру, поскольку именно дифференциация, т. е. выделение восприятий, отнесение их к определенным знакомым предметам, расширяет и обогащает ориентировочную деятельность, обеспечивая ребенку активное отношение к предметам и явлениям внешнего мира. Наблюдения за развитием слепого ребенка в младенческом возрасте показывают значительное снижение его общей активности и значительно меньшую подвижность в ранние периоды развития. Отмечаются отсутствие стремления или интереса к овладению внешним миром, к игре, игрушкам, предметам и удовлетворенность тем, что его оставили в покое. Для такого ребенка характерны самостимулирующие движения или стереотипные действия. Среди слепых младенцев выделяются две категории, характеризующиеся различной степенью подвижности. Чаще встречаются чрезвычайно спокойные дети. В некоторых случаях их можно характеризовать даже как апатичных. Они недостаточно двигательно активны, на шумы реагируют торможением, удивлением. Захватывание предметов у них больше похоже на реакцию отталкивания. У них формируются навязчивые движения, такие как трение глаз, ритмические движения головой, возникающие именно в ранний период развития. Однако у некоторых спокойных детей при хватательных движениях отмечается правильное захватывание предметов, умение крепко их удерживать. У таких детей реже наблюдаются стереотипные движения или они проявляются в слабовыраженной форме. Ко второй категории относятся неспокойные дети. При наблюдении за ними создается впечатление, что хаотичные движения, производимые ими, никогда не прекращаются. Схватывание и отпускание предметов сменяют друг друга в быстром темпе, предметы не задерживаются в руках. У таких детей длительное время сохраняются некоординированные движения, образующиеся из навязчивых движений (трясения, верчения ручками). У некоторых детей иногда появляются остановки в движениях, колебания между удерживанием и выпусканием вещи становятся равномернее. Такие дети постепенно становятся организованнее, хотя и сохраняют свое чрезмерное двигательное беспокойство. Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что апатичность и безынициативность, так же как и чрезмерное двигательное беспокойство, не создают благоприятных условий для овладения детьми предметным миром, а это в свою очередь ведет к отставанию в психическом развитии. В отечественной тифлопсихологической литературе отмечается, что отставание слепого ребенка от уровня развития зрячего происходит в достаточно раннем возрасте, хотя во внешнем поведении трудно выявить более конкретные отличия, чем снижение общей активности у слепого. В зарубежной литературе вопрос, насколько и как можно соотносить развитие слепого и зрячего, остается дискуссионным. Процесс психического развития происходит наиболее интенсивно в активной деятельности. Этот основной тезис отечественной психологической и тифлопсихологической науки непосредственно касается вопроса развития компенсаторных процессов у детей, поскольку формирование процессов компенсации осуществляется в деятельности. В раннем возрасте для ребенка общение со взрослым является процессом, в котором он овладевает знаниями об окружающем мире. При значительном снижении активности общение затруднено, тем более что в первый месяц даже у нормально видящего ребенка трудно заметить отклик на постоянное общение с ним взрослого. Однако организация общения с месячным зрячим ребенком необходима, несмотря на то, что он еще никак не выражает своего отношения к взрослому, а только готовит ответные реакции. Поглаживание ребенка, ласковый разговор, показ игрушек доставляют ему приятные переживания, поднимают эмоциональный тонус и являются методами комплексного воздействия и эмоционального общения в воспитании и продвижении в психическом развитии нормально видящего ребенка в первые месяцы жизни. Как же преодолеть и предупредить меньшую активность слепого малыша? Что должны для этого сделать родители? Существуют основные потребности для всех детей. И дети с недостатками зрения не представляют здесь исключения. Им не только нужна любовь, забота родителей и других взрослых, но они должны также знать о том, что их любят. Любовь и внимание к детям — это важное условие, обеспечивающее им нормальное развитие и рост. Малыш должен чувствовать себя в безопасности, находясь со знакомыми людьми, в знакомой обстановке. Взрослые, в первую очередь родители, помогают ему расти, и дают возможность активно действовать и учиться на своих успехах или ошибках. Однако в воспитании слепого ребенка есть свои трудности. Первое общение со зрячим младенцем чаще визуальное - глаза в глаза. На втором месяце общение со зрячим ребенком может осуществляться, когда он лежит в кроватке. Взрослый, воздействуя на его слух, зрение, поглаживает его, вызывая ответную реакцию. На третьем месяце зрячий ребенок сам начинает искать общения со взрослым, у него появляется "комплекс оживления". На четвертом месяце ребенок прислушивается к голосу взрослого, ищет его, пытается отвечать на его появление звуками, движениями, пробует произносить звуки и отдельные слоги вне ситуации общения. На пятом и шестом месяцах происходит значительный сдвиг в нервно-психическом развитии зрячего ребенка, в его взаимоотношениях со взрослыми. Движения и звуки выделяются из общего состава выразительных движений и становятся средством общения ребенка. А если визуальной коммуникации нет, родители порой думают, что с ребенком нельзя общаться, играть и часто оставляют его одного. Так, Мария К. делала все необходимое для своего пятимесячного слепого сына: одевала, кормила, соблюдала диету, купала, меняла пеленки. Делала это быстро, тихо, без слов и укладывала его в кроватку в отдельной комнате, чтобы ему никто не мешал. Вопрос, знает ли ее сын, что его любят и заботятся о нем, вызвал у матери недоумение, так как она не знала, каким образом ему можно сказать об этом. Однако развитие потребности в общении слепого ребенка и его стимулирование в первые месяцы жизни имеет те же задачи и осуществляется теми же методами и способами, что и у зрячего. Поглаживание, нежный голос, приятные тепловые ощущения являются теми стимулами, которые могут быть восприняты слепым ребенком и вызовут активные ответные реакции. Иногда родители сами находят способы общения с ребенком, но чаще им приходится учиться этому. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком. Говорить ему о том, какой он хороший, обсуждать с ним, что ему будут готовить на обед и ужин, какая погода и т. д. Надо чаще называть его по имени, чтобы звук имени стал ему знаком. Речь позволяет ребенку не только знать, что ему оказывают внимание, но и запоминать многие из слов, которые он слышит, и ассоциировать их с реальным опытом. Это такие слова, как "бутылочка", "пить", "печенье", "купаться" и т. д. В ранний период развития тесный физический контакт с ребенком является необходимой формой коммуникации. Необходимо постоянно, когда малыш не спит, быть вместе с ним: играть, разговаривать и т. д. Постепенно он научится узнавать окружающих по голосам, шагам, потому, как они его держат. Если у ребенка слишком незначительное остаточное зрение, беседа с ним предупреждает иногда возникающий испуг при неожиданном прикосновении, перед тем, как его возьмут на руки. Зрячий ребенок, фиксируя свой взор на лице матери, может отвечать на ее улыбку. Улыбка ребенка — это удивительное, эмоциональное и согревающее сердце и душу событие. Родители смеются вместе с ним, разговаривают и играют, чтобы вызвать у него улыбку, а ребенок учится узнавать их лица и реагировать на них, когда он видит родителей около себя. Это начало общения между матерью и ее ребенком. Но если ребенок совсем не видит или имеет незначительное остаточное зрение, т. е. отсутствует так называемый контакт "глаза в глаза", мать чувствует себя неуверенной при общении с ним. Однако отсутствие зрительного контакта не означает, что малыш ее не чувствует и не замечает. Присматриваясь к тем незначительным действиям (гуление, ерзание, всплеск рук и т. д.), которые он производит при обращении к нему с речью, при прикосновении к нему, мать поймет, что ребенок реагирует на нее. Через некоторое время он сам начнет "говорить" с ней, издавая различные звуки. Он научится различать голоса членов семьи и реагировать на них, определять помещения, в которых они находятся. Ребенок очень рано и в короткий срок в сензитивный период развития слуха овладевает интонацией родного языка, и это очень важно для дальнейшего его развития. Дети, которых оставляют одних, становятся нечувствительными к звукам вокруг них и игнорируют людей. И если ребенку позволить остаться в изоляции, то это может привести к замедлению или нарушению его развития. Он может на длительное время застрять на определенном уровне психического развития. Родителям необходимо помогать малышу учиться любить тесный контакт со взрослыми (покачивание, пение, объятия и т. д.). Постепенно ребенок привыкает к прикосновениям, и контакт с людьми становится ему необходимым. До трех-шести месяцев улыбка незрячих детей такая же, как и у зрячих. Она является "эндогенной", рефлекторной, не связанной с изменениями внешнего воздействия, но когда младенцы начинают улыбаться в ответ на внешние воздействия, то улыбка становится так называемой "социальной", являющейся ответом на общение с родителями, игрушками или другими предметами удовлетворения их потребностей. Такая улыбка у слепых появляется несколько позже, чем у их зрячих сверстников. Им труднее отличить родителей от других членов семьи, так как они их не видят. Слепой ребенок не может ответить на молчаливую улыбку, поскольку не знает, улыбаются ли ему, но он будет с удовольствием улыбаться, когда научится узнавать голоса родителей во время игры с ними. Восприятие внешнего мира У зрячего ребенка в период от рождения до двух-трех месяцев образуются и укрепляются системы связей зрительного анализатора с жизненно важными для ребенка элементами деятельности, и к концу третьего месяца он начинает выделять зрительно распознаваемые признаки предметов. Зрительные восприятия являются наиболее ранними восприятиями, которыми овладевает зрячий ребенок. Дети к четырем-пяти неделям способны устойчиво фиксировать взгляд одного глаза на предметах. Четкая и устойчивая фиксация взгляда обоих глаз наступает у детей трехмесячного возраста. Исследования показали, что обучение детей зрительному восприятию приводит к более раннему (около двух месяцев) выделению детьми зрительных раздражений. Перемещение же взгляда за движущимися объектами формируется, примерно, в возрасте от трех до пяти месяцев. Отмечено, что к четырем месяцам предвосхищающее сосание возникает при наличии одних только зрительных сигналов. Это свидетельствует о том, что в три-четыре месяца зрячий ребенок способен заранее организовывать свое поведение в соответствии с предстоящей деятельностью на основании установившихся систем связей зрительного анализатора с жизненно важными и имеющими для него значение видами деятельности. Следовательно, в период до трех-четырех месяцев жизни совершается огромная работа, позволяющая зрячему ребенку перейти от ориентировки на комплекс раздражителей к ориентировке, выделению и дифференциации отдельных его компонентов. Это значительный скачок в психическом развитии зрячего ребенка. Поведение, заблаговременно подготавливаемое дистантным раздражителем, т. е. действующим на ребенка с определенного расстояния, появляется у слепого значительно позднее. Слепой ребенок до пяти-шести месяцев не способен выделить из комплекса впечатлений от окружающего мира единичные раздражители, и поэтому ориентируется на комплексы раздражителей. Появление нового типа поведения у слепого связывается с выделением и дифференциацией слуховых восприятий. Слепой ребенок, так же как нормально видящий и слышащий, с момента рождения реагирует только на резкие звуки. Он отвечает на третьей неделе сосредоточением на громкий звук, а к концу первого месяца — на человеческий голос. На третьем месяце жизни ребенок может отвечать на обращенную к нему речь взрослого смехом, звуками и движениями рук и ног. Слуховое восприятие зрячего ребенка уже на четвертом месяце приобретает особое значение во взаимоотношениях со взрослыми. Он перекликается со взрослым на расстоянии, одновременно слыша и видя его. Появление на четвертом месяце способности подражать звукам говорит об умении прислушиваться к звукам речи и произносить их под контролем слухового восприятия. Дети начинают "заражаться" звуками, произносимыми эмоциональным тоном. Для воспитания слепых детей и изучения развития моторных реакций на слуховую стимуляцию, возможности ориентации головы, глаз, тела к звукам, а также развития движений на звук, необходимо иметь исчерпывающие данные о нормах развития слуха слепого младенца, использования им слуховой информации и локализации объектов в пространстве. В настоящее время наука еще не располагает исчерпывающей информацией, показывающей уровень развития слуха у слепого ребенка раннего возраста. Однако наблюдения показывают, что в движении к объекту и в его захвате между слепыми младенцами есть различия, но еще трудно установить ранжирование поведения слепых, а также выяснить, в какой степени эти изменения объясняются их ранним опытом. Слепой ребенок, более чем зрячий, зависит от эффективного выбора, обработки, удержания в памяти и использования слуховой информации. Развитие дифференцированного слухового восприятия слепого младенца относится, примерно, к пяти - шестимесячному возрасту, когда ребенок становится способным выделять и дифференцировать звуковые качества предметов. У зрячего ребенка эта деятельность тесно связана с развитием взаимодействия зрения и слуха, поскольку только такое взаимодействие обеспечивает ребенку предметность восприятий, показывает различные качества определенных объектов, среди которых выделяются и звуковые. Звук является признаком действий с предметами. Поэтому сочетание звука со зрительным или осязательным восприятием самих предметов способствует его становлению для ребенка как сигнального признака предмета или действия с ним. Наблюдения показывают, что для выделения слепым младенцем звуковых раздражителей и использования их в качестве сигналов определенной деятельности окружающих необходимо создание предметного осязательного поля восприятия. Но создание поля достигается позже, чем ребенок начинает различать звуки, поскольку его развитие связано с двигательными умениями слепого ребенка и возможностями осязания, формирующимися позже, чем зрение. Ухо становится активным ранее, чем рука способна к тактильному восприятию. Именно сочетание деятельности руки со слуховым восприятием позволяет слепому использовать звук в качестве сигнала о предмете. Слепой ребенок более длительное время слышит субъективно и дольше устанавливает связь между звуком, который он слышит, и звучащим объектом. Американский психолог Т. Катсфортс показывает, что эта связь не может быть продуктивной до тех пор, пока не разовьются локомоции (т. е. движения тела) слепого ребенка. Трудность образования связи между звуком и звучащим объектом является тем осложнением, которое в дальнейшем может привести слепого к формализму речи, или, как выражается Т. Катсфортс, "к вербальной нереальности слепого". Слепорожденный ребенок в раннем возрасте может проводить тонкое, а нередко и абсолютное различение высоты тонов. Различение голосов и повторение ритмов и мелодий показывает, что слуховое восприятие является одним из важных факторов, который может эффективно использоваться для стимуляции активности слепого. Звуки, воспринимаемые слепым ребенком, имеют для него другое значение, чем для зрячего, поскольку за ними стоят различные образы. Выделение и дифференциация слуховых впечатлений слепого тесно связаны с развитием его движений, что обеспечивает развитие осязательного восприятия, создание широкого осязательного поля. И если зрительное поле восприятия, сформировавшееся у зрячего на четвертом или пятом месяце жизни, обеспечивает ему в это время выделение звуковых качеств объектов, то осязание к этому возрасту еще не сформировалось как перцептивный, обследующий акт. На четвертом месяце ребенок еще не ощущает зажатый в его руке предмет, тактильные и кинестетические ощущения не образуют единой функциональной системы. Лишь на пятом месяце происходят сдвиги в сенсомоторном развитии ребенка, поскольку в этот период начинают формироваться предметные действия, предполагающие определенную систематичность произвольных движений, а также относительную устойчивую координацию. Формирование активного осязания как перцептивного действия происходит наиболее активно в предметных действиях ребенка. С развитием предметных действий формируются способы ощупывания, являющиеся основой активного осязания. Активно ощупывать предметы на основе тактильных и кинестетических ощущений ребенок начинает в пять-шесть месяцев. Наиболее разностороннее развитие предметных действий происходит во втором полугодии первого года жизни. Развитие основных движений Наблюдения показывают, что в первые месяцы жизни в развитии движений слепого и зрячего много общего. Отставание возникает, когда у нормально видящего ребенка зрение включается в контроль над выполнением двигательных актов, благодаря чему его двигательные способности начинают развиваться очень быстро. Это происходит в возрасте пяти-шести месяцев. В то же время у слепого такой контроль продолжает осуществляться лишь посредством проприоцептивной чувствительности, т. е. чувствительности мышц и сухожилий. На ранних стадиях развития движений рука учит глаз. Развитие глаз в первые месяцы жизни позволяет ребенку лишь следить за движущимся объектом, он еще не в состоянии направлять движения самих глаз по предмету, т. е. у ребенка нет рассматривания объекта, нет его зрительного поиска. Эти функции зрения развиваются позже, с развитием движений рук и с пониманием речи. Таким образом, отсутствие зрения в младенческом возрасте не оказывает отрицательного влияния на развитие основных движений и осязания. В первые месяцы жизни слепого, как и зрячего, развитие руки, умение захватывать и отпускать предмет формируется вне зависимости от участия зрения. Манипулирование предметами является условием, способствующим развитию движений ребенка. При этом огромное значение имеют сами объективные свойства предметов, определяющие способ действия с ними. Объективные свойства предметов формируют сенсорные функции и определяют прогресс координационных механизмов и предметных действий. Предметные действия возникают на достаточно высоком уровне сенсорной организации ребенка и предполагают взаимодействие анализаторов всех видов. При этом большое значение в отражении свойств предметов и узнавании их имеет развитие оптико-кинестетических восприятий, т. е. осязательных и двигательных восприятий, принимающих участие также и в формировании зрительных образов. Упражнение и развитие двигательного аппарата младенца происходит одновременно с совершенствованием кожно-механических анализаторов. Прикосновение, поглаживание и давление на кожу вызывают у ребенка разнообразные движения. Психолог Н. И. Голубева отметила у младенца на третьем месяце жизни противопоставление большого пальца всем остальным, появление на четвертом месяце стремления манипулировать предметами. У ребенка в это время начинают сжиматься и разжиматься пальцы рук, что способствует осуществлению предметных действий, в результате которых возрастает двигательно-тактильная активность рук. Это имеет важное значение в психическом развитии слепого, так как именно здесь заложены потенциальные возможности для формирования осязательного поля восприятия. Независимость развития движения и двигательных манипуляций от зрения в этом возрасте способствует тому, что к трем-четырем месяцам жизни нервно-двигательный аппарат слепого ребенка готов к осязательному восприятию и служит основой, обеспечивающей создание осязательного поля восприятия и переход к дифференциации слуховых восприятий, значение которых заключается в возможности реагирования и организации поведения на дистантный, т. е. находящийся на каком-то расстоянии, раздражитель. Развитие слухового восприятия обеспечивает также формирование речи ребенка, становящейся в дальнейшем одним из важнейших каналов компенсации слепоты. В четыре-пять месяцев как у слепых, так и у зрячих детей быстро прогрессируют тактильная чувствительность и кинестезия, т. е. осязательная и двигательная чувствительности. Прогресс связан с эволюцией двигательных рефлексов, на базе которых формируется сложная система произвольных движений манипулирования. Однако в дальнейшем у зрячих происходит изменение взаимоотношений между зрением и осязанием, зрением и координацией движений. Новое образующееся единство зрения и гаптики развивается за счет господства зрительного образа и опосредования им кинестетики и гаптики. Этому способствует переход зрячего ребенка в сидячее положение, обеспечивающее лучшие условия для координации руки и глаза. Именно в пять-шесть месяцев роль зрения в коррекции движений нормально видящего ребенка усиливается. У слепого же отсутствие координирующей и корригирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев. В этот период развития движения у слепых детей появляются "блиндесмены", или стереотипия в движениях. Стереотипные движения выражают стремление ребенка к ритмичным движениям. При отсутствии педагогического воздействия они лишаются правильной стимуляции и становятся навязчивым стереотипом. Причина появления стереотипных движений у слепых детей до сих пор не ясна. Некоторые тифлопедагоги видят причину их появления в плохих социальных и педагогических условиях воспитания. В соответствии с возрастными особенностями слепых детей и характером развития их движений в раннем и младенческом возрасте появляются стереотипные движения рук, надавливание на глаза, качание головой, которые сохраняются длительное время и искореняются с большим трудом. Именно отсутствие зрительной коррекции ограничивает развитие тонкой моторики рук слепого, поскольку для нее очень важна координирующая роль зрения. Вследствие отсутствия зрения ребенок спонтанно не протягивает руку к предмету, чтобы его схватить. Ребенок может легко стать пассивным, если не давать ему исследовать осязательно предметы окружения. Важную роль играет здесь становление координации "рот — рука" или "рука — рука". Для нормально видящего младенца именно зрительные раздражения оказываются первыми и очень важными факторами, активизирующими и стимулирующими его психическую деятельность. Отсутствие зрительных впечатлений снижает уровень внешней стимуляции и становится причиной меньшей активности, что к возрасту трех-четырех месяцев приводит слепого ребенка к отставанию в психическом развитии. Зрение играет жизненно важную роль в обучении движениям и контроле за ними у зрячих маленьких детей. Когда зрячий ребенок поднимает голову, он видит много интересных новых движений и ярко окрашенных объектов. И для него это значительно интересней, чем белый однообразный потолок над ним и простыня около него. Он быстро учится контролю за движением головы. В пять-шесть месяцев он уже хочет сесть, чтобы наблюдать и видеть все вокруг себя, а позже он пытается встать на ножки, чтобы видеть еще больше. В девять-десять месяцев он пытается ползать по всему помещению, чтобы ближе познакомиться с окружающими его предметами. Он замечает и достает игрушки из коробки или шкафа и поднимает их с пола. Все эти умения активизируются с помощью зрения. Младенец со значительным нарушением зрения или с отсутствием зрения мало знает о существовании окружающих его предметов, поэтому у него нет стимула для движения к ним. Отсутствие зрения не позволяет ему спонтанно учиться поднимать голову, садиться, доставать и хватать игрушки, ползать и ходить. Но он может научиться этим двигательным навыкам в том же объеме, качестве и примерно в том же возрасте, что и зрячий ребенок, если его правильно будут учить этому. Родителям, воспитывающим слепого ребенка, необходимо знать, что надо делать, чтобы упражнения в активном движении помогали ребенку научиться делать все точно и правильно и чтобы они доставляли ему удовольствие. Лежа на спине в кроватке, ребенок с недостатками зрения не может ничему научиться. Он настолько нетребователен, что занятая мать может оставлять его одного до тех пор, пока ребенок доволен. Между тем проходит несколько месяцев, и у родителей возникает тревога из-за того, что малыш не прогрессирует в своем развитии, как это происходит со зрячим ребенком. В связи с этим очень часто слепой ребенок семи, а порой и восьми месяцев неспособен держать голову, игрушку в руке просто потому, что родители не знали, что они должны были его этому научить. Часто детей с нарушением зрения, отставанием в моторном развитии и навязчивыми движениями считают умственно отсталыми и неспособными к обучению, несмотря на нормальный интеллект, именно потому, что в раннем возрасте им не были созданы условия восприятия объектов для обучения движению к ним. Ведь слепого ребенка многому из того, чем овладевает зрячий, подражая взрослому, приходится учить. Когда младенец лежит в своей кроватке, необходимо менять его положение так, чтобы у него не выработалась привычка лежать или на спине, или на животе, или на определенном боку. Дети, которые привыкли лежать только на спине, неохотно перевертываются на живот, когда приходит время учиться ползать. Те, кто привык спать только на животе, когда их хотят обучить ползать и кладут на ковер, думают, что их укладывают спать, и не проявляют активности. Многие родители слепых детей сами придумывают различные приспособления и, подвешивая их к детской кроватке так, чтобы малыш мог достать их рукой, коснуться ногой, возбуждают его внимание. Если ребенок имеет остаточное зрение, то следует подвешивать к кроватке небольшие легкие светлые и блестящие предметы, издающие звук при касании, колокольчики, погремушки, бусы и т. д. В дальнейшем эти игрушки могут быть использованы для обучения ребенка активному хватанию, действию с ними и движению к ним. Тотально слепому малышу родители клали в кроватку или подвешивали над ней большой озвученный мяч. Несколько раз они просыпались ночью из-за его звучания, потому что малыш играл с мячом, ударяя по нему ножками. Для разнообразия маленький ребенок может лежать на диване или в кресле, упираясь ножками в ручки кресла или дивана. В кроватку к малышу можно положить хрустящую фольгу так, чтобы ребенок мог доставать ее ножками и слушать производимый им самим шум. Маленькие колокольчики, пришитые к носкам ползунков, делают для слепого малыша приятным простое брыкание. Это необходимо делать еще до того, как ребенок сможет сочетать звуки, которые он слышит, с тем, как он двигает своими ножками. Зрячие дети обращают внимание на свои ноги, видя их движущимися. Слепым и слабовидящим малышам необходимо как можно раньше помочь понять, что у них есть ноги, что они могут ими двигать. Контроль за движением головы. Родители должны найти пути, которые делали бы для ребенка интересными и "занимательными" упражнения в держании головки вверх. Малышу всегда приятно поглаживание под подбородком, когда его держат вертикально или когда он лежит на животе, и он скоро начинает поднимать свою головку и переворачиваться с одной стороны на другую. Дети любят, когда их гладят,— это не только приятно, но и говорит им о том, что их любят. Прикосновение щеки малыша к щеке матери или отца, когда они ласково с ним разговаривают, приятно малышу, и скоро он начинает экспериментировать со своей головкой, двигая ее то к щеке взрослого, то обратно. Находиться на руках у матери или отца, прижимаясь к лицу, для ребенка значительно интереснее, чем лежать в кроватке. Это стимулирует его самоконтроль за движением головы, вызывает желание быть вместе с людьми. Необходимо класть малыша на животик к себе на колени и, гладя, разговаривая с ним, слегка похлопывая, упражнять его в держании головки вверх. Можно положить малыша к себе на грудь, разговаривать с ним, и его головка будет подниматься на голос. В книге "Видит ли Ваш ребенок?" авторы приводят пример с отцом маленького слепого Робби: "Несколько лет назад любитель хоккея регулярно обсуждал достоинства команд "Монреал Канадиенс" и "Чикагские черные соколы" со своим слепым сыном младенческого возраста в то время, когда держал его на руках или играл с ним. Робби не только научился держать голову, но развил такой интерес к хоккею, что в возрасте пяти лет знал имена игроков всех команд Национальной Хоккейной Лиги, следил за первенством команд" (Scott Е. R., Jan J. Е.,Freeman R. D. Cant your child see —1977). В три-четыре недели можно обучать ребенка контролировать движения головы. Иногда родители считают, что их ребенок слишком хрупкий, чтобы держать голову, и они продолжают поддерживать ее до десяти-двенадцати месяцев, когда берут его на руки. Специальные рюкзаки, при помощи которых можно укрепить ребенка на груди или на спине, дают возможность малышу, когда он еще мал и легок, быть рядом с родителями, чувствовать запахи, исходящие от каждого человека, слышать звуки голосов. Находясь в таком положении, он приобретает значительно больше опыта и знаний об окружающем мире, чем если бы он просто лежал в кроватке. Во время смены пеленок, подгузников родители должны упражнять ребенка в движении, играть с ним. Для этого надо взять его за ручки и медленно поднимать вверх до положения сидя. Выполняя это упражнение, надо говорить: "поднимаемся вверх", "опускаемся вниз". Занятия можно прекратить, когда ребенок сможет самостоятельно сесть. Постепенно ребенок начнет выпрямлять и напрягать ручки, когда его поднимают. Через некоторое время он будет выпрямлять ножки, и его можно будет поднимать на них на несколько секунд. Начиная с трех месяцев, ребенок должен два или три раза в день лежать на полу на животе, с небольшим отдыхом на спине. Его нужно подбадривать в держании головки вверх, при стремлении подняться на локотках. В это время с ним надо говорить, играть для того, чтобы он любил быть на полу. Небольшие блестящие и звучащие интересные игрушки должны возбуждать у него стремление к движению на полу. Их необходимо разложить таким образом, чтобы он мог дотянуться до них руками. Перевертывание со спины на живот. Дети с недостатками зрения, как правило, предпочитают лежать только на спине. Авторы книги "Видит ли Ваш ребенок?" предлагают родителям представить черепаху, перевернутую на спину: "Если Вы подумаете о том, как беспомощна черепаха, которую перевертывают на спину, может быть, Вы представите и поймете, насколько больше движений может быть у младенца, если его перевернуть в положение на живот" (Scott Е. R., Jan J. Е.,Freeman R. D. Cant your child see —1977). Лежа на животе, ребенок учится двигаться с помощью ног. Когда малыш устанет, он сам попытается перевернуться на спину, но при этом ему нужно помочь, так как при перевертывании ему мешают руки. После первого удачного перевертывания ребенок будет пытаться самостоятельно перевертываться со спины на живот. Свободно переворачиваться с живота на спину он начнет через месяц. Обычно это происходит в семь-восемь месяцев. Сидение. Дети с нарушениями зрения не пытаются садиться сами, тогда как их зрячие сверстники пытаются садиться примерно в шесть месяцев, потому что видят вокруг различные интересные предметы. Слепому ребенку необходимо помочь получать удовольствие от сидения, если даже он не сможет узнать что-либо новое. Слепые младенцы, не получая зрительной информации от окружающего, не знают, где верх, где низ, и должны научиться этому. До того, как слепой малыш сможет самостоятельно сидеть, он должен научиться балансировать с помощью мускульного чувства без зрительного контроля. Когда он еще очень мал (в возрасте от шести до восьми недель), следует сажать его себе на колени так, чтобы он спиной опирался на тело матери, и постепенно малыш привыкнет находиться в сидячем положении, ему это будет нравиться. Когда ребенок держит голову, его можно сажать в угол дивана примерно на полчаса. В это время с ним надо разговаривать, прикасаться к нему, чтобы он чувствовал, что с ним рядом находится кто-то из близких. В четыре месяца малыш будет получать удовольствие, сидя у родителей на коленях, в то время когда ему помогают удерживать равновесие, поддерживая за запястья. Он будет подпрыгивать и пружинить, находясь на руках у взрослых. Позднее он научится балансировать, держась только за чей-нибудь палец. По мере того, как движения ребенка при балансировании станут более свободными и умелыми, можно научить его "езде на отцовской ноге" и т. д. В шесть месяце<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.017 с.) |