Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкала психомоторного развития по гриффитс (перевод кешишян Е. С. )

Поиск

1-й год

Месяц жизни Моторика балл Социальная адаптация балл Слух и речь балл Глаза и руки балл Способность к игре балл
  Поднимает подбородок лежа на животе   Кратковременно фиксирует взгляд на предмете   Вздрагивает от звуков   Следит глазами за ярким источником света   Сжимает пальцы исследователя  
  Отталкивается ногами от рук исследователя   Успокаивается на руках   Успокаивается от обращенной к нему речи   Смотрит на кольцо или игрушку   Реагирует на родителей генерализованными движениями  
  Удерживает вертикально головку несколько секунд   Радуется купанию   Гулит больше, чем плачет   Смотрит на колокольчик, расположенный прямо перед ним   Руки тянет в рот  
  Поднимает головку, лежа на животе   Улыбается   Слушает колокольчик   Прослеживает за колокольчиком в горизонтальном направлении   Энергично двигает ручками  
  Энергично брыкается   Узнает мать   Гулит, произносит гласные звуки   Прослеживает за колокольчиком в вертикальном направлении   Реакция на родителей: тянет к ним головку  
  При купании активно отталкивается ножками   Гулит на обращение к нему   Ищет глазами источник звука   Переводит взгляд с объекта на объект   Удерживает палочку  
  Поднимает головку лежа на спине   Следит глазами за движением человека   Слушает музыку   Следит за колокольчиком по кругу   Играет со своими пальчиками  
  Перекатывается с боку на спину   Реагирует на взгляд улыбкой или гулением   Произносит два и более звука   Наблюдает за предметом, подвешенным на веревочке   Рассматривает коробку на столе  
  Выпрямляет спину в сидячем положении   Дружелюбен к незнакомым людям   Ищет источник звука, поворачивая голову   Сжимает игрушку, когда ее вкладывают в руку   Сопротивляется при попытке отнять игрушку  
  Поднимает голову и грудь лежа на животе   Сопротивляется, когда взрослый тянет; хочет забрать кольцо   Громко смеется   Взглядом исследует и рассматривает новый предмет   Сжимает кубик и удерживает его  
  Длительно удерживает головку в вертикальном положении   Радуется, резвится, когда с ним играют   Точно поворачивает головку в сторону звонка   Тянется к игрушке и захватывает ее   Бьет кубиком по другому  
  Поднимает головку и плечи в положении на спине   Перестает плакать, когда с ним разговаривают   Слушает мелодичные звуки   Тянет игрушку в рот   Отталкивает игрушку  
  Перекатывается с боку на бок   Поворачивает голову в сторону разговаривающего или поющего   Гулит и прекращает плакать при звуках музыки   Хватает раскачивающуюся игрушку   Проявляет интерес к различным коробочкам  
  Играет с большим пальцем на йогах   Пытается помочь, когда его присаживают   Лепечет, обращаясь к человеку,   Пытается остановить раскачивающуюся игрушку   Берет кубик со стола  
  Появляется реакция ползания - подгибает коленки   Держит ложку   Манипулирует колокольчиком   Обследует руками стол   Держит два кубика  
  Сидит со слабой поддержкой   Тянется, чтобы его взяли на руки   Произносит четыре и более различных звуков   Играется с колокольчиком, трясет его и разглядывает   Захватывает коробку  
  Переворачивается со спины на живот и назад   Пьет из чашки   «Отвечает», когда его зовут   Пытается дотянуться и любым способом схватить веревку   Манипулирует кубиками,  
  Первое появление шаговых движений - танцующее движение   Манипулирует чашкой и ложкой   Двусложный лепет   Следит за падающими предметами   Достает и берет предмет  
  Усиленно старается ползать   Реагирует на свое отражение в зеркале - смотрит в него   Кричит, чтобы привлечь к себе внимание   Стучит одним предметом о другой   Перекладывает игрушку из рук в руки  
  Сидит сам короткое время   Различает знакомых и незнакомых   Прислушивается к разговору   Следит, когда рисуют на бумаге   Бросает один кубик, чтобы взять другой  
  Более четкая реакция перешагивания -ставит одну ножку на другую   Быстро реагирует на изменение ситуации   Издает певучие звуки   Прочно удерживает раскачивающееся кольцо   Играет сразу двумя предметами  
  Крутится на месте на полу (более усложненная реакция ползания)   Плачет, если убрать игрушку   Фразовый лепет - четыре и более слогов   «Частичная» специализация -выведение большого и указательного пальцев   Мнет бумагу  
  Может самостоятельно сидеть на полу   Пытается держать чашку когда пьет   Говорит «ма-ма», «па-па»   Захватывает более мелкие предметы (кубики 2x2, шарик)   Переворачивает чашку, чтобы найти игрушку  
  Пытается ползать вперед и назад   Стаскивает шапку   Слушает тиканье часов   Раскачивает кольцо на веревке   Бьет кубиком о стол  
10. Стоит при поддержке   Реагирует на свое отражение в зеркале - смеется, играет с ним   Качает головой, «да» или «нет»   Играет с подвешенными игрушками   Стучит двумя кубиками друг о друга  
  Хорошо сидит в стуле   Машет рукой, говоря «до свидания»   Говорит два слова   Осознанно бросает предметы   Поднимает крышку с коробки  
  Поднимается сам, держась за что-то   Проявляет свою любовь   Лепечет предложения   Полная специализация большого и остальных пальцев   Находит спрятанную игрушку  
  Может долго стоять, держась за что-то   Берет в рот, сосет свой палец на руке   Осознанно играет колокольчиком   Может указывать предмет пальцем   Пытается вынуть кубик из коробки  
  Полноценное ползание на «четвереньках»   Осознанно играет с чашкой и ложкой, правильно подносит их ко рту   Реагирует на музыку, пение   Интересуется заводными игрушками   Удерживает три кубика  
  Переступает самостоятельно по периметру кровати или манежа   Отвечает на простые просьбы (типа «дай мне»)   Длительно лепечет, особенно когда один   Может держать карандаш и тыкать им в бумагу, пытаясь рисовать   Вынимает кубики из коробки и укладывает их в коробку  
  Ходит за ручку   Хлопает в ладоши   Говорит три слова   Калякает на бумаге   -  

Оценка состояния моторики, социальной адаптации, слуха и речи, зрительной функции, моторной функции рук, а также способности к предметной деятельности производится в баллах. Оценка психомоторного развития производится по каждой графе. Определяется, какого уровня в развитии достиг ребенок. Сравнивается балл, который он набирает, с баллом, который определен нормативами.

Например, в один год ребенок должен иметь по «моторике» 31 балл, а он достиг только 17 баллов. По графе «социальная адаптация» должен иметь 31 балл, а наш исследуемый достиг только 16 баллов. По графе «слух и речь» 13 баллов, то есть соответствует 5-месячному уровню. По графе «глаза и руки» достиг 19 баллов из возможных 31 балла. И по «способности к игре» в один год набирает 20 баллов из возможных 31 балла.

Условно можно представить нормативы психомоторного развития в один год жизни по шкале Гриффитс в виде таблицы № 1.

Табл. № 1. Сводная таблица баллов

Месяцы Сумма баллов Месяцы Сумма баллов
  5-15   85-95
      100-105
      110-120
  30-60   125-130
  65-70   135-145
  75-80   150-155

Итак, наш испытуемый в возрасте одного года набрал:

Моторика - 17 баллов

Социальная адаптация - 16 баллов

Слух и речь13 баллов

Глаза и руки - 19 баллов

Способность к игре - 20 баллов

Общая сумма - 85 баллов из 150-155 возможных баллов. Таким образом, годовалый ребенок по развитию:

Моторика - соответствует 7-ми месяцам

Социальная адаптация - соответствует 6-ти месяцам

Слух и речь - соответствует 5-ти месяцам

Глаза и руки - соответствует 7-ми месяцам

Способность к игре - соответствует 8-ми месяцам

В результате можно представить график профиля психомоторного развития ребенка в возрасте 1 года жизни.

График № 1

 

Условная норма в 1 год

Параметры обследования (СНОСКА: Названия параметров не изменены и приводятся в авторском варианте перевода Е.С. Кешишян (2000) шкалы Гриффитс.)

1. Моторика

2. Социальная адаптация

3. Слух и речь

4. Глаза и руки

5. Способность к игре

Анализируя результаты, полученные в ходе исследования испытуемого в возрасте одного года жизни, и сравнивая их с условной нормой, можно отметить отставание в психомоторном развитии по всем функциям на 6 месяцев. Фактически ребенок в один год соответствует полугодовалому ребенку. Выявленные особенности в психомоторном развитии ребенка являются показаниями к более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане.

Таким образом, можно выявить «группу риска» в зависимости от отставания определенных функций и спланировать корригирующий режим, направленный на стимуляцию данных функций, а также включить психолого-педагогическое сопровождение (Козлова Е.В., 2003). Если отставание нарастает с возрастом, например, в 8 месяцев суммарно ребенок набирает вместо 100 баллов только 60 баллов, что соответствует 6 месячному возрасту в норме, то следует более глубокое обследование и, вероятно, коррекционно-развивающие мероприятия. Необходимо также изучение условий воспитания младенца, его соматического состояния и т.д.

Для более глубокого изучения детей следует использовать методики: О.В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), М.Л. Дунайкина (2001) и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.84.207 (0.008 с.)