Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слежение взглядом за предметамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
— Привяжите к дверному косяку воздушный шарик на нитке и, проходя мимо, подбрасывайте его, чтобы ребенок следил за ним глазами. — Катайте по полу игрушечные машинки. Особенно полезны машинки с мигающими «фарами» или движущимися частями. — Катайте перед глазами у ребенка мячик. Идеален большой, ярко раскрашенный мяч с колокольчиком внутри. — Двигайте в поле зрения ребенка игрушку-«пищалку» и побуждайте следить за ней глазами.
— Когда ребенок сидит за столом, двигайте игрушку от противоположного края стола к ребенку, чтобы он следил за ней глазами. — Научите ребенка забрасывать мяч в коробкуили в корзину, попадать мячом в мишень на стене. СЛУХ
Общие рекомендации Разговаривая с ребенком, вы должны находиться вблизи от него и в поле его зрения. Привлеките его внимание, убедитесь, что он видит вас и поддерживает зрительный контакт. Это особенно важно, если у ребенка нарушения слуха. Стимуляция слуха — Привлекайте внимание ребенка к звукам, издаваемым различными предметами. — Во время игры или чтения книги спрашивайте: «А что говорит коровка? М-у-у-у!» (аналогично о собаках, кошках, машинах, самолетах и т.п.). — Играйте с игрушками, издающими различные звуки: погремушками, «пищалками», «гуделками» и т. д. Можно также заполнить пластиковые бутылки веществами, при встряхивании издающими различные звуки: рисом, бобами, пуговицами, водой и т. п. — Пройдитесь с ребенком по дому, обращая его внимание на то, какие звуки издают различные предметы: холодильник, стиральная машина, дверной звонок, пылесос, водопроводный кран, часы. — Гуляя с ребенком, обращайте его внимание на пение птиц, шелест листьев, шум дождя, фонтанов, машин и т.п. — Создайте для ребенка набор картинок со звуковым сопровождением. Подобные наборы можно найти в магазинах, но вы можете сделать их и сами: запишите на магнитофон часто слышимые и хорошо знакомые ребенку звуки (лай собаки, шум стиральной машины, звонок в дверь, пение птиц, шум машин и т.п.) и подберите картинки или фотографии соответствующих предметов. — Играйте с ребенком в «голосовое лото». Пусть каждый положит перед собой доску для лото. Возьмите стопку карточек с различными изображениями. Называйте каждое изображение и просите ребенка объявлять, если оно есть у него на доске. Выигрывает тот, кто первым заполнит свою доску. — Используйте в играх команду: «На старт...Внимание...Марш!» Этот прием поощряет ребенка внимательно прислушиваться к вашим словам и укрепляет понимание важности речи. Определение источника звука — Заговаривайте с ребенком, когда входите в его комнату и выходитеиз нее, чтобы он оглядывался в поисках источника звука. — Спрячьте под столом игрушку-«пищалку» и дайте ребенку ее найти. — Играйте в прятки с предметами, издающими звуки, например приемником или громко тикающими часами. Альтернатива — игра в «холодно — горячо», в которой чем ближе ребенок приближается к спрятанному предмету, тем громче вы хлопаете илигремите. — Обращайте внимание ребенка на звуки, слышимые в доме или поблизости от дома, и старайтесь обнаружить их источник. Например, услышав звонок в дверь, подойдите к двери вместе с ребенком, услышав шум вертолета, поднесите его к окну и покажите ему вертолет, и т. п. Музыкальные игры Музыкальные занятия с ребенком очень полезны для развития не только слухового внимания, но и чувства времени и навыка прогнозирования. Попробуйте следующие занятия: — Пусть ребенок играет на простых музыкальных инструментах — барабане, тарелках, губной гармошке. — Играйте для ребенка. Если вы умеете играть на фортепьяно, гитаре или синтезаторе — замечательно, но дети восхищаются и игрой на простых инструментах, для овладения которыми не требуется музыкальная подготовка,— барабане, тарелках, губной гармошке или казу. — Пусть ребенок играет на музыкальных инструментах, аккомпанируя вашему пению или магнитофонной записи. Учите его останавливаться, поднимая руки вверх, как только песня закончится. — Хлопайте в ладоши, выстукивайте ритм, напевайте без слов или раскачивайте ребенка под музыку. Все это помогает ощутить ритм. — Для развития слухового внимания играйте с ребенком в игры с имитацией действия, сопровождаемые песенками и стишками, например:
По малинку в сад пойдем, В сад пойдем, в сад пойдем. Ходить по кругу, взявшись за руки. Мы малинку соберем, Соберем, соберем. Показать жестами. Солнышко на дворе, Руки поднять над головой. А в саду тропинка, Поклониться, Сладкая ты моя стараясь достать руками до пола. Ягодка малинка! Хлопать в ладоши в такт.
Пошел мужик богатый, богатый, богатый (Ходить по кругу) Искать козу рогатую, рогатую, рогатую (Изобразить руками «рожки») Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем! Давай, коза, потопаем, потопаем, потопаем И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем! Давай, коза, покружимся, покружимся, покружимся, Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся! (Обнять ребенка)
— Можете также использовать игровые стихи и песни, приведенные в главах 3 и 4, такие, как: «Ай, туки-туки-туки застучали молотки...», «Три веселых братца...», «Я пеку-пеку-пеку», «Две сестрицы-две руки...», «Баба сеяла горох». — Если у ребенка нарушения слуха, поощряйте его прикасаться к динамикам магнитофона или CD-проигрывателя (предварительно убедившись, что это им не повредит), чтобы он ощутил вибрацию музыки. Полезны также игры с кнопкой включения/выключения. Можно положить руку ребенка на барабан или бубен, когда вы ударяете внего. — Играйте в музыкальные игры, в которых ребенок должен дождаться окончания музыки и затем выполнить какое-либо действие (например, остановиться или сесть на стул, или надеть шляпу, или подпрыгнуть). Используйте как медленные, так и быстрые мелодии. — Проигрывайте для ребенка различного рода музыку и побуждайте его двигаться соответственно (например, маршировать, бегать по комнате или ходить на цыпочках). Некоторые из этих идей используются в музыкальных и танцевальных студиях для детей дошкольного возраста. Кроме того, вы можете договориться с несколькими друзьями и регулярно встречаться семьями для совместных занятий музыкой. Организовать музыкальные занятия с одним ребенком на дому может быть довольно сложно. Но и в одиночку вы многое можете сделать. Главное — не смущайтесь. Пойте детские песенки, играйте на музыкальных инструментах, затевайте с ребенком музыкальные игры, двигайтесь под музыку. Детям все это нравится.
7. социальное развитие
ТЕОРИЯ
Что такое социальное развитие? Социальное развитие начинается, когда ребенок осознает себя отдельным существом, отличным от матери и других людей, и приобретает понятие о себе и своей личности. Осознав свою индивидуальность, он начинает приобретать навыки, позволяющие жить в обществе — в семье, среди родных, друзей, товарищей по детскому саду и соседей. Ребенок учится общаться и взаимодействовать с другими, делиться своими вещами, соблюдать очередь, жить пообщепринятым правилам, имеющимся в любом обществе.
Хронологическое развитие Новорожденный Едва родившийся ребенок — уже «общественное животное».Онне любит оставаться один, находит утешение и чувствует себя в безопасности, когда другие люди, в особенности мать, берут его на руки и ласкают. Он плачет, чтобы привлечь внимание взрослых и побудить их удовлетворить его нужды.
Интерес к людям Ребенок с рождения проявляет к человеческому лицу больше интереса, чем к каким-либо другим предметам. Даже при ограниченном зрении новорожденный скоро начинает рассматривать лица (как реальные, так и их изображения) и устанавливать зрительный контакт. В возрасте нескольких недель младенец, как правило, уже умеет улыбаться. Улыбка вызывает у взрослых немедленную положительную реакцию и привлекает их внимание к ребенку. Какой родитель устоит перед улыбкой малыша? То же действие оказывает младенческое воркование и лепет. Так ребенок получает важнейший урок: обнаруживает, что, улыбаясь и издавая звуки, привлекает внимание взрослых и получает то, что ему нужно. Кроме того, он понимает, что не может обойтись без других людей: это очень важно, поскольку именно с помощью окружающих дети получают первые знания о себе и о мире, в котором им предстоит жить.
Предвкушение знакомых занятий Постепенно ребенок начинает понимать, что происходит вокруг, и по знакомым сценам и звукам предугадывать то, что должно произойти. Он понимает: шум воды, льющейсяиз крана, говорит о том, что предстоит купание, а вид пальто и ботинок означает, что ребенок сейчас отправится на прогулку. Родители замечают: ребенок предугадывает подобные события и выражает по этому поводу радость и нетерпение. Так, ребенок, заслышав шум воды и видя, что с него снимают рубашечку, начинает радостно повизгивать и дрыгать ножками в предвкушении купания. Это кажется очевидным, но на самом деле умение предсказывать события очень важно; без него мы не могли бы понимать, что происходит вокруг нас, и чувствовать себя уверенно в окружающем мире. На этом навыке основывается наша способность управлять своей жизнью.
Понятие своего «Я» Постепенно ребенок начинает понимать, что он — самостоятельное существо, отдельное от матери. Исследуя собственное тело, он узнает, что может сделатьи что способен почувствовать. Он понимает, что способен контролировать собственные движения, но не может управлять движениями других людей что, если сунет свою ногу в рот, в ней возникнут какие-то ощущения, а если возьмет в рот пальцы отца, то этого не произойдет. Приблизительно в то же время дети усваивают концепцию постоянства объектов (об этом см. выше, в гл. 3). Поначалу ребенок начинает плакать, когда мать выходит из комнаты: ему кажется, что она исчезает навсегда. Но со временем он понимает, что мать продолжает существовать, хотя ее и не видно, и обязательно к нему вернется. Соблюдение очередности Приобретение этого навыка легче всего проследить в «разговоре» родителей с младенцем. Например, отец что-то говорит ребенку: тот «отвечает» воркованием, а затем замолкает, чтобы дать сказать отцу. Такая «беседа» с чередованием «реплик» может продолжаться довольно долго. Умение соблюдать очередность очень важно для приобретения речевых навыков, поэтому подробно оно описано выше, в гл. 4; однако важно оно и для развития социальных навыков, поскольку полноценная жизнь в обществе невозможна без способности обращать внимание на окружающих и на их нужды.
Привлечение внимания взрослых Новорожденный привлекает к себе внимание криком, предоставляя родителям самим разбираться, хочет ли он есть, спать, сменить подгузник или просто скучает без материнской ласки. Скоро родители начинают распознавать разные типы плача, обозначающие голод, боль, усталость или скуку. Позднее ребенок переходит к более утонченным методам общения. В различных ситуациях он издает разные звуки. Это еще не слова, но важные предшественники слов — осмысленные звуки, имеющие определенное значение и служащие для взаимодействия с другими людьми. Можно привести такой пример: проснувшись утром, ребенок начинает не столько плакать, сколько кричать, таким образом сообщая родителям, что проснулся и хочет с ними пообщаться. Другой пример: когда мать играет с ребенком, он гулит и улыбается, сообщая, что доволен игрой и хочет продолжения. Постепенно ребенок понимает, что способен влиять на окружающих и отчасти управлять их поведением. Он начинает понимать смысл социального взаимодействия, иными словами, осознает, что взрослые могут сделать для него то, на что не способен он сам. Если родители не интересуются ребенком и не отвечают на его попытки общаться, ребенок теряет интерес к людям, что самым пагубным образом сказывается на его развитии. На ранних стадиях развития социальных навыков закладываются многие поведенческие проблемы. Ребенок, получающий внимание и интерес взрослых в награду за хорошее поведение, скорее вырастет понятливым и послушным, чем тот, на которого не обращают внимания, пока он не поднимает шум. Есть опасность, что этот второй и в будущем будет вести себя неадекватно, пытаясь привлечьк себе внимание.
Узнавание знакомых и боязнь чужих лиц Новорожденный очень быстро начинает узнавать родителей по запаху и голосам, которые слышал еще до рождения. Поначалу младенцы не боятся незнакомцев, поэтому совсем маленьких детей спокойно показывают родне и знакомым. Однако позже ребенок начинает узнавать лица родителей, родных и друзей, часто бывающих в доме, а незнакомцев стесняется или пугается. Только со временем, когда ребенок понимает, что взрослые не причинят ему вреда, страх перед незнакомыми людьми проходит.
Совместная деятельность и подражание Во время освоения ранних навыков физического развития, таких как умение садиться, ходить или класть предметы в коробку, ребенок обычно поглощен собой и экспериментирует в одиночку. Он только терпит вмешательство взрослых, но обращается к ним лишь тогда, когда ему что-то нужно. Затем ребенок начинает действовать вместе со взрослым: играет в простые игры типа «ладушек», выполняет простые просьбы («Иди сюда», «Дай чашку»). Он участвует в играх, предложенных взрослыми: например вместе с родителями кормит куклу или играет с ними в мяч. В то же время ребенок начинает подражать взрослым прежде всего в их работе по дому, пытается так же, как они, вытирать стол или подметать пол. Он копирует жесты взрослых, например прикладывает палец к губам или машет рукой в знак прощания. Подражая манерам и поведению тех, кого видят вокруг себя, дети учатся жить в обществе.
Умение делиться и соблюдать очередность в игре Когда ребенок осознает себя отдельной личностью и усваивает представление о постоянстве объектов (см. гл. 3, с. 28), у него развивается чувство собственности: он неохотно делится своими игрушками и иными вещами с другими детьми. Точно также нет у маленьких детей умения делиться вниманием взрослых: ребенок может, например, требовать, чтобы книжку читали только ему, а не его братьям, сестрам и друзьям. Постепенно ребенок приучается делиться своими игрушками с товарищами и соблюдать очередность в играх, поскольку видит, что в конечном счете он остается в выигрыше. Если он дает другу поиграть своей игрушкой, та в конце концов обязательно к нему возвращается, а друг в ответ делится своими игрушками.
Проверка границ По мере формирования своего «Я» у ребенка появляются собственные желания, далеко не всегда совпадающие с желаниями родителей. На раннем этапе бывает достаточно его отвлечь. Например, если ребенок хочет игрушку, которой сейчас играет кто-то другой, он может рассердиться, но тут же отвлечется, если дать ему другую, столь же интересную игрушку. Позже ребенок становится более целеустремленным: легко отвлечь его не удается, а если ему противоречить, он может отвечать вспышками гнева. Ребенку необходимо знать, каковы правила и границы приемлемого поведения. Он старается проверить эти границы и узнать, насколько они незыблемы. Обнаружив, что границы установлены раз навсегда и не подлежат изменению, ребенок успокаивается, чувствует себя в безопасности и в дальнейшем без труда следует установленным правилам. Если родители постоянны и настойчивы в своих требованиях к ребенку, он проходит через этот период достаточно быстро, а его чувство ответственности и любовь к родителям от этого возрастают. Если же родители часто меняют правила или смягчают свои требования, повинуясь капризам ребенка, такому ребенку гораздо труднее понять, как же надо себя вести. Не стоит бояться «дурного» поведения ребенка в период проверки границ: нарушая правила, он познает окружающий мир и учится на своих ошибках.
Социальное взаимодействие Ребенок учится помогать родителям в домашних делах (готовке, стирке, хождении в магазин, уходе за растениями). Ребенок радуется тому, что у него и родителей есть общие занятия, и получает удовольствие, видя результат. Также у ребенка появляются знакомые вне семьи. Он играет с другими детьми и завязывает с ними дружбу. Поначалу дети играют с любым, кто готов участвовать в той же игре, но постепенно заводятсебе настоящих друзей.
Понимание чувств окружающих Ребенок чувствует радость, горе и гнев других людей. Став постарше, он начинает проявлять свое понимание выражением сочувствия или заботы: спрашивает, почему собеседнику грустно, что у него болит, не огорчен ли он тем или иным событием. От природы дети — эгоцентрики, но постепенно естественный эгоизм должен смягчаться развитием интереса к другим и способности к сопереживанию. Взрослому, сохранившему детский эгоцентрический взгляд на мир, живется очень трудно: он не может завести друзей, и окружающие не склонны долго терпеть его выходки.
Самостоятельная игра Общение с окружающими должно уравновешиваться временем, которое ребенок проводит в уединении. Это позволяет расслабиться, дает простор для экспериментов и тренировок. Ведь и взрослый перед тем, как, например, выступать на публике, готовится и репетирует в одиночестве. Поначалу ребенок совсем недолго играет один, но постепенно периоды уединенных игр удлиняются, у ребенка возникает потребность в своем собственном пространстве для игры.
Правила поведения в обществе Ребенок подражает родителям, любит действовать с ними вместе и старается заслужить их похвалу. Постепенно круг общения ребенка расширяется: у него появляются собственные друзья, и постепенно он узнает, какое поведение в обществе приветствуется, а какое не одобряется. Так ребенок учится подчиняться правилам и принимать во внимание интересы окружающих не только в семье, но и во внешнем мире. Параллельное развитие Личность ребенка Каждый ребенок появляется насвет со своим темпераментом и своими неповторимыми личностными особенностями. Одни дети — интроверты, спокойные, молчаливые и замкнутые, другие — экстраверты, шумные, непоседливые, постоянно нуждающиеся в обществе. Не пытайтесь переделать ребенка: уважайте особенности его личности и относитесь к ним с пониманием.
Общение в игре Поначалу дети играют наедине с собой, но со временем учатся взаимодействовать с другими в игре. Это происходит постепенно, и процесс можно разбить на несколько стадий, хотя эта классификация достаточно условна. Конечной стадией является продуктивное взаимодействие с окружающими, но ведь известно, что даже из вполне «нормальных» взрослых далеко не все на это способны! Игра в одиночестве Ребенокиграет один — например катает машинку или складывает пазл. Параллельная игра Двое детей играют рядом (например, в песочнице), не взаимодействуя друг с другом. Они могут делать одно и тоже, но не вместе, а по отдельности.
Наблюдение за чужой игрой Ребенок начинает замечать то,что делают рядом другие дети, интересуется их игрой, но пока не решается присоединиться. Например, в детском саду, заметив, что другие дети строят башни из кубиков, ребенок прекращает свою игру и начинает наблюдать за ними. Эта фаза рассматривается как самостоятельная, но реально ребенок наблюдает за другими и на более ранних стадиях развития. Вступление в игру Дети играют вместе, но каждый — на своих собственных условиях. Они могут помогать друг другу одевать куклу или строить из кубиков, но очень часто такая игра кончается ссорой. Продуктивное взаимодействие При конструктивной совместной игре дети уважают желания друг друга и мирно решают возникающие несогласия. Каждый готов ждать своей очереди или делиться своими игрушками с другими. Дети играют в достаточно сложные игры, где от каждого требуется выполнение своей задачи (например, в прятки). Ролевые игры В ролевых играх дети «примеряют на себя» различные социальные ситуации. Они могут разыгрывать сцены, которые наблюдали сами или о которых читали в книгах, причем берут на себя различные роли. Важно, чтобы дети учились действовать сообща со сверстниками, разыгрывая всевозможные сценарии. О ролевых играх более подробно рассказывается выше, в гл. 3, с. 31-32. ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ
Интерес к людям Некоторые дети с особыми нуждами погружены в себя и не проявляют интереса к людям: однако им необходимо понять, что в общении есть определенный смысл. Играйте в игры, развивающие зрительный контакт с ребенком. В главе 4 перечислено множество таких игр. Не забывайте давать ребенку достаточно времени, чтобы отреагировать. — Играйте с ребенком в игры, которые ему нравятся: это позволит ему увидеть смысл в общении с вами. Кроме того, если ребенок хочет поиграть еще, он должен как-то выразить это свое желание, т. е. вступить с вами в общение. Во время игры старайтесь почаще вступать в зрительный и физический контакт с ребенком. — Смотритесь в зеркало вместе сребенком. При этом подчеркнуто выражайте мимикой различные чувства, стройте рожи, издавайте забавные звуки. Игры с зеркалом развивают в ребенке интерес к своему собственному и чужим лицам.
— Надевайте смешные шляпы, большие яркие серьги, забавные очки и клоунские носы, чтобы привлечь внимание ребенка. — Подносите звуковые игрушки к лицу, чтобы привлечь к нему внимание ребенка. — Гримируйте лицо, чтобы сделать его более интересным. — Используйте также идеи, описанные ниже,в гл. 8, с. 108-110.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.252 (0.015 с.) |