Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов

Поиск

К МБП (МБП) относят средства труда, приобретенные для использования в уставной деятельности учреждения па срок менее одного года. По функциональной роли в процессе воспроизводства они принадлежат к оборотным активам, поэтому для них характерны все признаки, касающиеся цеп группы средств. В то же время малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, как средства труда, имеют определенную специфику использования: они могут использоваться в деятельности учреждения длительное время (в течение нескольких месяцев), не изменяя при этом внешнего вида и основных физических свойств. К таким средствам относят мелкий хозяйственный инвентарь, инструменты, сценически-постановочные средства стоимостью до 10 грн за единицу (комплект), посуда и т.д..

Для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений предусмотрен отдельный синтетический счет 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», учет по которым ведется па двух субсчетах: 221 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся на складе и в эксплуатации»; 222 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы специального назначения».

Движение малоценных и быстроизнашивающихся предметов в бюджетных учреждениях оформляется первичными документами типовых межведомственных форм, утвержденных приказом Министерства статистики Украины от 22.05.1996 г. № 145:

- Ф. № МШ-1 "Ведомость на пополнение (изъятие) постоянного запаса инструментов (приспособлений)";

- Ф. № МШ-2 "Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов»;

- Ф. № МШ-3 "Заказ на ремонт или заточку инструментов (приспособлений)";

- Ф. № МШ -4 «Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов»;

- Ф. № МШ-5 "Акт на списание инструментов (приспособлений) и обмен их на пригодные";

- Ф. № МШ-6 "Личная карточка № учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений";

- Ф. № МШ 7 «Ведомость учета выдачи (возврата) спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений";

- Ф. № МШ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов».

Кроме того, в бюджетных учреждениях при необходимости могут использоваться ведомственные (отраслевые) формы первичных документов по учету МБП и формы документов и регистров, утвержденные ГКУ такие как «Журнал регистрации битой посуды» т. ф. № 3-10 и др..

В процессе документирования движения МБП, как и других объектов, различают документы оперативного и бухгалтерского учета. К первым относятся документы, отражающие передачу указанных предметов в ремонт, пополнение их запаса в раздаточных кладовых, выдачу предметов рабочим напрокат и возвращения т.п..

Это, прежде всего, документы типовых форм № МШ 1, МШ-2. МЩ-3. МШ -6 и МШ-7. Составляют их, как правило, руководители подразделений, кладовщики для оперативного контроля за сохранностью, движением, состоянием и использованием МБП.

К документам бухгалтерского учета зачисляются документы, которыми оформляется отпуск предметов в производство с изменением материально ответственного лица, их списание и др.., Т.е. те первичные документы, с основанием для осуществления записей на счетах. Это могут быть заборные карты (т. ф. № 3-5), накладная-требование (т. ф. № 3-3), акты на выбытие и списание МБП {т. ф. № МШ-4, МШ 5, МШ-8).

Форма № МБ-4 «Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов» применяется для оформления поломки и утери МБП. Состоит па одного или нескольких рабочих. Если поломка произошла по вине рабочего, то акт ф. № МШ-4 составляется в двух экземплярах, один из которых передастся в бухгалтерию для взыскания в установленном порядке с работника стоимости поломанного,. Испорченного или утерянного предмета. Второй экземпляр ф. № МШ-4 остается в цехе и является основанием для списания МБП.

Форма № МШ-5 "Акт на списание инструментов (приспособлений) и обмен их на пригодные" применяется на тех предприятиях, где учет ведется по принципу установления постоянного обменного фонда. Составляется на основании актов выбытия (ф. № МШ-4) и подается в центрального склада, откуда выдаются в цех инструменты (устройства) того же наименования, марки и размера без дополнительной выписки накладных требований или заборных карт. Из состава акт ф. № МШ-5 передается в бухгалтерию, где на его основании производится списание инструментов со склада на потери (без отражений их внутреннего перемещения со склада в эксплуатацию).

Форма № МБ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов» применяется для оформления списания морально устаревших, изношенных и непригодных для дальнейшего использования инструментов (приспособлений), спецодежды, спецобуви, предохранительных средств после окончания срока носки, других МБП и сдача их в кладовую для утиля. Акт ф. № МШ-8 составляется на основании разовых актов выбытия (ф. № МЩ -4). На разные виды МБП акты на списание (ф. № МШ-8) составляются отдельно. После сдачи списанных, предметов в кладовую для утиля акт с распиской кладовщика передастся в бухгалтерию, где на его основании осуществляют соответствующие записи на счетах.

Приказом ГКУ от 18.12.2000 г. № 130 утверждена форма «Акта списания» (т. ф. № 3-2), который желательно использовать для списания материальных ценностей, в том числе и МБП, которые стали непригодными. Составляет этот акт комиссия, назначенная приказом по учреждению. При составлении «Акта списания» (т. ф. № 3-2) акт по ф, № МШ-8 не применяют.

Особенностью учета МБП в бюджетных учреждениях является то, что их стоимость при передаче со склада в эксплуатацию не списывается с баланса, а остается в учете до полного использования, то есть ко времени потери годности. Кроме того, на стоимость МШ.П, поступивших в учреждение, создают фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах по видам с одновременным отражением фактических расходов на приобретение.

На основании хозяйственных операций составляется «Накопительная ведомость о выбытии и перемещении малоценных и быстроизнашивающихся предметов - Мемориальный ордер № 10», т. ф. № 439 (бюджет), итоги которого переносятся в книгу Журнал-главная.

 

Лекция 8

Тема: «Учет затрат»

8.1. Учет затрат и калькулирование услуг бюджетных учреждений

8.2. Учет подсобных (учебных) сельских хозяйств

8.3. Учет расходов на научно-исследовательские работы

 

8.1. Учет затрат и калькулирование услуг бюджетных учреждений

Сфера нематериального производства народного хозяйства, призванная способствовать формированию и поддержке способностей человека к труду, развития физических и духовных способностей личности, занимает ведущее место в системе общественного производства. Это объясняется не только целевыми функциями, но и характером деятельности субъекта нематериального производства, специф кой ее результата, а также системой отношений, складывающихся по результату - услуги (полезного эффекта труда субъекта).

В экономической литературе даются разные определения продукта труда отраслей учреждений бюджетной сферы. Так, с точки зрения категории потребительской стоимости, услуга - это особая потребительная стоимость, полезна как конкретная деятельность, призванная удовлетворить общественные и личные социально-культурные бытовые нужды. Рассматривая услугу (создаваемую в указанной сфере) в контексте результата живого труда, ее можно определить как полезный эффект труда субъекта сферы нематериального производства. Очевидно, что под услугой бюджетных учреждений следует понимать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей в социально-культурных благах (в сфере здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, социального обеспечения, культуры, искусства) и других общественных благах, что конституционно гарантированные государством по ее граждан.

Общий характер категории расходов не позволяет адресно сравнивать потребленные производительные силы в процессе предоставления конкретной услуги соответствующем ее потребителю. Следовательно, возникает необходимость определить понятие расходов.

Так, расходы представляют собой уменьшение денежных средств или увеличение кредиторских обязательств для получения и пополнения производительных сил предприятия. Однако простое предоставление формулировка дает представление о стоимостных характеристиках услуги, а потому дополним указанные категории понятиями себестоимость и калькулирования. Под себестоимостью услуг следует понимать сумму расходов учреждения, непосредственно связанные с оказанием услуг.

Себестоимость является основой ценообразования в целом и услуг бюджетных учреждений в частности. Определение или расчет себестоимости определенного продукта в данном случае услуги и представляет собой калькуляцию. Калькуляция различают по времени составления, а потому выде ляют предыдущие и последующие калькуляции. Первые состоят до момента предоставления услуг и дают представление о минимально необходимые расходы. К ним относятся плановые, сметные (проектные) и нормативные калькуляции. Плановые калькуляции определяют возможные расходы на услугу на основании средних запланированных норм расходов на материальные, трудовые и другие ресурсы. Сметные или проектные калькуляции, как разновидность плановых, состоят на новые виды продукта или на разовые услуги. Нормативные калькуляции составляются по текущим нормам расходов на соответствующие ресурсы, действующих на определенную дату. В основу последующих калькуляций положено фактические данные бухгалтерского учета после предоставления услуги. К ним относится отчетная калькуляция, которая представляет собой расчет фактической себестоимости услуг.

Вероятность калькуляции во многом зависит от выбора статей расходов, объектов учета затрат и калькуляции, калькуляционных единиц, методов распределения косвенных затрат

Номенклатура калькуляции - это перечень статей, по которым составляется калькуляция затрат. Согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета № 16 «Расходы», утвержденным Приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 № 318, перечень и состав статей калькулирования устанавливаются собственно предприятием, учреждением, организацией.

Сложность определения калькуляционных статей о процессе предоставления услуг бюджетными учреждениями заключается в многопрофильности деятельности указанных субъектов. Однако указанная проблема может быть решена на уровне отраслевых министерств, с привлечением к методическим работ и разработок специалистов-практиков. Значительно весомее является вопрос выработки схемы включения калькуляционных статей в коды экономической классификации расходов, которые являются основным показателем, регулирует и обеспечивает планирование и использование средств как общего, так и специального фондов бюджетных учреждений.

Объектом учета затрат выступают места их образования, виды однородных услуг, в частности учреждение, основные производства, структурные подразделения (факультеты, кафедры, отделения учреждений здравоохранения, научные отделы и лаборатории и т.д.), в данных случаях производственное оборудование, этапы, заказ и т.д.. Под объектом калькулирования понимают отдельный вид услуги, определенной потребительской стоимости (подготовка студента определенной специальности, предоставление соответствующего вида медицинской услуги). С объектами калькулирования тесно связано понятие калькуляционной единицы, которое представляет собой измеритель продукта, принятого для расчета себестоимости соответствующего объекта калькуляции.

Для определения себестоимости используются соответствующий метод калькулирования услуг - совокупность способов отражения, группировки и обобщения данных о затратах на предоставление услуг в системе бухгалтерского учета, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукта.

Основными методами калькулирования является позаказный и попроцессный методы учета затрат и калькулирования. Сущность позамов ного метода заключается в ведении учета затрат по каждому заказу или партии продукции, а не по отдельным подразделениям и отчетными периодами. Попроцессный метод определяет такую ​​процедуру, по которой все затраты собираются по отдельным подразделениям и процессами. Формирование этих методов обусловлено двумя формами производства - гетерогенной, связанная с механическим соединением самостоятельных отдельных продуктов в готовый продукт, и органической, по которой готовый продукт получается в результате ряда последовательных, связанных между собой процессов.

Заметим, что цель указанных методов одна и та же - получить информацию о себестоимости единицы продукции для ценообразования, проконтролировать расходы и определить прибыль.

Достаточно известным на практике является нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости, который характеризуется тем, что за каждым изделием на основании действующих разработанных норм и смет расходов составляется предварительная калькуляция нормативной себестоимости. Учет по указанным методом построен по принципу норм и отклонений, а именно: все расходы делятся на нормативные и по отклонениям. Данные об отклонении позволяют руководителям всех уровней принимать решения по отклонению фактической себестоимости от нормативной, а в бухгалтерии калькулировать продукт производства добавлением к нормативной себестоимости соответствующей суммы отклонений по каждой из статей.

Относительно новым для отечественной практики является метод «директ-костинг», сущность которого заключается в аккумуляции по себестоимости объема прямых расходов, а накладные расходы относятся непосредственно на счет реализации. Вычисляя себестоимость с целью определения цены продажи и прогнозирования дальнейшего производства данного продукта, накладные расходы добавляются к сокращенной себестоимости в пределах существующего лимита по установленным нормам. Заметим, что в учреждениях, организациях для различных видов продукции могут применяться различные методы учета затрат калькулирования.

Перечисленные методы являются общими в сегодняшней практике системы бухгалтерского учета и используются при определении себестоимости как продукции, так и работ и услуг. Однако в отличие от материального производства, по какому вопросу учета затрат и калькулирования разработан достаточно подробно и обоснованно как теоретически, так и практически, методология учета затрат и калькулирования услуг бюджетных учреждений находится на первоначальной стадии своего развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.247 (0.007 с.)