Особенности учета медикаментов и перевязочных, средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности учета медикаментов и перевязочных, средств



Медикаменты и перевязочные средства е достаточно весомой составной частью материальных ценностей бюджетных учреждений, в частности медицинских учреждений.

Учет медикаментов и перевязочных средств осуществляются по приказу Министерства здравоохранения СССР «Об утверждении Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, находящихся на государственном бюджете СССР» ОТ 02.06.1987 г. № 747.

Согласно указанного нормативного документа организация учета медикаментов и других лекарственных средств в медицинских учреждениях зависит прежде всего от наличия в указанном учреждении такого структурного подразделения, как аптека. Кроме того, учет лекарственных средств осуществляется по-разному в зависимости от их вида, назначения и стоимости. Обычные лекарственные средства учитываются в суммарном Денежном) выражении, а средства по специальному перечню - в предметное количественному исчислении. Рассмотрим порядок учета каждого из этих видов лекарственных средств в частности.

При наличии в медицинском учреждении аптеки лекарственные средства, не подлежащие предметно-количественному учету, учитываются как в бухгалтерии, так и в аптеке по розничным пинами в суммарном денежном исчислении. При этом приобретенные и полученные аптекой лекарственные средства приходуются на основании счетов поставщика после проверки на соответствие количества и качества. Полученные и проверенные счета поставщиков регистрируются в «Книге регистрации счетов, поступивших в аптеку» (ф-№ 6-МЗ), подписываются ответственным лицом, осуществившим проверку и прием медикаментов, и передаются в бухгалтерию, где на их основании составляется бухгалтерская запись:

Д-т субсч. 233 «Медикаменты и перевязочные средства»,

К-т субсч. 361 «Расчеты в порядке плановых платежей».

Отпуск лекарственных средств материально-ответственным лицам из аптеки осуществляется по накладным (требованиям) т. ф. № 3-3, которые оформляются в двух экземплярах и содержат следующие данные: полное название лекарственного средства, размер, фасовка, лекарственную форму, дозировку, упаковку, количество, тную, стоимость. Первый экземпляр накладной остается в аптеке, а-второй - передается материально ответственному лицу того отделения, которое получает лекарственные. Средства. Оба экземпляра подписываются получатель медикаментов и заведующий аптекой или его заместитель. Каждая накладная на выдачу лекарственных средств таксуеться заведующим аптеки или его заместителем, после чего накладные фиксируются в порядке номеров в «Книге учета протаксованих накладных (требований)» (ф. № 7-МЗ). В конце месяца в этой книге подсчитывается общая сумма по каждой группе лекарств и общая сумма за месяц и состоит «Отчет аптеки о поступлении и расходовании медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения» (ф. № 1)-МЗ), который служит основанием для списания расходов по лекарственным средствам: Д-т субсч. 801 (802) «Расходы -, государственного (местного) бюджета на содержание учреждения и другие мероприятия»,

К-т субсч. 233 «Медикаменты и перевязочные средства».

Состав лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, определен приказом Минздрава Украины от 20.09.1995 г. № 172 и Перечнем Минздрава Украины от 30.06.1994 г. № 117 (с последующими изменениями и дополнениями). К указанной категории препаратов относятся: наркотические лекарственные средства; психотропные лекарственные препараты; ядовитые лекарственные средства; лекарственные средства, имеющие одурманивающее свойство; спирт этиловый. Согласно приказу МЗ Украины «Об утверждении Порядка обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения» от 18.12.1997 г. № 356 медицинские учреждения, которые имеют свои аптеки, должны закупать указанные препараты с аптечных складов (согласно предварительно заключенных с ними соглашений).

Учет указанных препаратов в аптеке осуществляется как в денежном выражении, так и в количественном в разрезе соответствующих наименований в «Книге предметно-количественного учета аптекарских запасов» (ф. № 8-МЗ). Для него в книге ф. № 8-МЗ на каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств открывается отдельная страница (или несколько страниц при необходимости). Выдача указанных лекарственных средств в отделение оформляется специальными накладными (требованиями), утвержденными руководителем учреждения, в них проставляются штамп и печать учреждения, указываются номера историй болезни, фамилии, имени и отчества больных, для которых выписаны лекарства. Получает такие лекарственные средства только материально ответственное лицо определенного отделения, кабинета. На основании накладных (требований) на отпущенные из аптеки лекарственные средства составляется «Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету» (ф. № 1 МЗ), записи в которой осуществляют по каждому наименованию. Общее количество отпущенник препаратов (согласно выборке за день) переносится в книгу ф. № 8-МЗ. В бухгалтерии на основании полученных из аптеки документов учет указанных препаратов осуществляется в денежном выражении по отдельным позициям.

Медицинские учреждения, не имеющие своих аптек, должны закупать лекарственные средства в государственных и коммунальных аптеках в порядке, предусмотренном соглашением между ними. Поступление лекарственных. Средств при такой форме организации медицинского учреждения осуществляется в виде плановых поставок. Это означает, что расчеты между аптекой и медицинским учреждением носят систематический характер. Как правило, медицинское учреждение периодически (например, один раз в декаду) перечисляет поставщику обусловленную соглашением сумму средств. Поставщик (аптека) систематически отпускает медицинском учреждению лекарственные препараты по его требованию (по доверенности), не требуя оплаты за каждым случаем отпуска медикаментов. На отпущенные за определенный период (как правило, за месяц) лекарственные средства поставщик выставляет счет с приложением подтверждающих документов. Бухгалтерия медицинского учреждения проверяет выставленные счета и принимает их к исполнению. При этом уточняется и регулируется состояние расчетов с поставщиком (аптекой). За полученные лекарственные средства.

Лекарственные средства, которые не подлежат предметно-количественному учету, отпускаются из аптеки в медицинское учреждение по накладным (требованиям) т. ф. № 3-3, которые выписывает старшая медсестра каждого отделения учреждения по группам препаратов в четырех экземплярах. Получение лекарственных средств из аптеки осуществляется материально ответственными лицами отделений (старшими медицинскими сестрами) по доверенности. Полученные лекарственные средства хранятся в отделениях.

Получение: (аптек га порядок хранения и учета лекарственных средств, подлежащих предметы о количественном учете, имеют определенные особенности. Накладные (требования) па их отпуск из аптеки выписываются в 5 экземплярах, два из которых получает учреждение за подписью работника аптеки. Эти накладные (требования) имеют более детализированную форму. В отделениях, куда поступают указанные средства, они хранятся в несгораемых сейфах или в металлических шкафах (в соответствии с приказом Минздрава № 356 от 18.12.1997 г.).

Учет лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, в отделениях осуществляется главной (старшей) медицинской сестрой в книге ф. № 8-МЗ. В конце месяца указанные материально ответственные лица на основании данных первичного учета составляют «свиток о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету» (ф. № 2-МЗ), который г основанием для списания этих средств в подотчет материально ответственного лица на расходы учреждения:

Д-т субсч. 801 (802) «Расходы по государственной (местного) бюджета на содержание учреждения и другие мероприятия»,

К-т субсч. 233 «Медикаменты и перевязочные средства».

Все расходы по транспортировке лекарственных средств прямо списываются на фактические расходы учреждения и не зачисляются на увеличение стоимости медицинских средств. Кроме того, все операции по продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.1997 г. освобождаются от обложения этим налогом. Поэтому учет поступления и расходования медикаментов ведется по ценам приобретения.

Медикаменты, поступившие в медицинское учреждение в виде гуманитарной помощи, учитываются материально ответственными лицами отдельно от приобретенных за счет бюджетных ассигнований, а на их расходования составляется отдельный отчет. В бухгалтерии оприходования медикаментов и перевязочных средств, поступивших в учреждение в виде гуманитарной помощи, оформляют бухгалтерскую запись соответствии с «Порядком бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях гуманитарной помощи», утвержденного УГК 10.12.1999р. № 113:

Д-т субсч. 233 «Медикаменты и перевязочные средства»,

К-т субсч. 713/1 «Доходы по другим средствам в части сумм по поручениям».

Списание израсходованных медикаментов, поступивших в учреждения как гуманитарная помощь, оформляют записью:

Д-т субсч. 813/1 «Расходы по другим средствам в части сумм по поручениям»,

К-т субсч. 233 «Медикаменты и перевязочные средства».

В последнее время получили распространение случаи приобретения медикаментов и перевязочных средств за счет средств, внесенных больными, или по их поручению. Учет лекарственных средств, приобретенных за счет средств по поручениям, ведется отдельно от средств, приобретенных за счет бюджетных ассигнований или в виде гуманитарной помощи. В первичных документах на их поступление и расходование необходимо указывать, за счет которых (чьих) средств приобретено пи лекарственные средства и для лечения которого больного предназначены (израсходованные) В бухгалтерском учете приобретение и расходование лекарственных средств по поручению оформляется такими же записями, как и гуманитарная помощь.

 

7.8. Учет продуктов питания в медицинских учреждениях

Продукты, как и лечебные средства, составляют отдельную статью расходов медицинских учреждений, которые содержатся за счет бюджетных ассигнований, их учет осуществляется в соответствии с приказом Минздрава СССР «Об утверждении инструкции по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других медицинских учреждениях, находящихся на государственном бюджете СССР»от 05.05.1983 г. № 530. Весь процесс учета продуктов питания в учреждениях условно можно разделить на три стадии: складской учет, учет в пищеблоке, учет в бухгалтерии.

Закупка и доставка продуктов питания осуществляется в соответствии с соглашениями, заключенными с поставщиками. Они могут происходить в централизованном порядке специализированным транспортом поставщика по кольцевым графику (центрозавезення) или экспедитором учреждения (по доверенности). Систематические поставки осуществляют, как правило, в порядке центрозавезення (например, ежедневное завоза хлеба, овощей и т.д.). Расчеты за систематические поставки осуществляют в форме плановых платежей а использованием в бухгалтерском учете для их отображения субсчета 361 «Расчеты в порядке плановых платежей».

Купленные продукты питания приходуются по цене приобретения (покупной стоимости) без учета расходов на их транспортировать и суммы уплаченного НДС при приобретении. Последние записывают на расходы учреждения за счет соответствующих ассигнований.

Поступление продуктов питания в учреждение оформляется распиской материально ответственного лица (кладовщика, заведующего складом) в документах поставщика после тщательной проверки соответствия количества, ассортимента и качества продуктов сопроводительным документам. Учет поступления и отпуска} 'продуктов питания на складе осуществляется на основании первичных документов в «Книге складского учета запасов» (т. ф. № 3-9) в разрезе наименований, номенклатурных номеров, сортов в количественном выражении. После записи данных первичных документов в книги складского учета материально ответственное лицо составляет реестр приходных и расходных документов (т. ф. № М-13) и вместе ч документами передает в бухгалтерию на проверку. Бухгалтер расписывается о приемке документов на втором экземпляре реестра.

Отпуск продуктов пищеблока производится через шеф-повара на основании «Меню-требования на выдачу продуктов питания» (т. ф. № 3-4). Данные меню-требования носят превентивный и несколько вероятностный характер, поскольку формируются на основании предварительных статистических данных о количестве больных в отделениях. Подготовка информации о наличии больных, расчет необходимого количества продуктов питания по видам и составление требования на их отпуск осуществляется в такой последовательности:

- Старшие медицинские сестры отделений составляют сведения о наличии больных состоянию па 9 часов утра текущего дня по форме № 22-МЗ по группам больных и номерами столов (диеты) и передают их Диетсестра;

- Диетсестра на основании полученных данных из отделений составляет сводную форму № 22-МЗ по больнице в целом с разбивкой по диетстоламы;

- На основании сводных данных о наличии больных и рецептов и норм питания диетсестра составляет меню-раскладку (ф. № 44-МЗ), которая представляет собой расчет необходимого количества определенного продукта в порции соответствующей блюда и общего количества продуктов;

- На основании итоговых данных формы № 44-МЗ выписывается "Требование на выдачу продуктов питания со склада (кладовой)» по ф. № 45 МЗ или меню-требование по т. ф. № 3-4;

- Выдача районов питания с пищеблока (после их приготовления) в отделение осуществляется «Ведомостью на отпуск в отделение рационов питания для больных» (ф. № 23-МЗ). Составляет; что ведомость диетсестра, подписывает составитель и шеф-повар. Факт получения отделениями завтраков, обедов и ужинов подтверждается подписью уполномоченного лица.

В бухгалтерии учет поступления продуктов питания осуществляется в «Накопительной ведомости и поступления продуктов питания» (т. ф. № 3 12), которую составляют отдельно по каждому материально ответственным лицом в количественном и суммарном (денежном) выражении па основании первичных документов, полученных от заведующего состава (кладовщика). По окончании месяца в этих сведениях подводят итоги и па этой основе составляют «Сводка накопительных ведомостей о поступлении продуктов питания - мемориальный ордер № 11 т. ф. № 398 (бюджет). Итоги этого свода сверяют со счетами поставщиков и переносят в книгу Журнал-главная.

Учет выданных продуктов питания ведется в «Накопительной ведомости расходования продуктов питания» (т. ф. № 3-13), которая составляется на основании требований на выдачу продуктов питания со склада (или меню-требований) каждым материально ответственным лицом. По окончании месяца итоги этой ведомости сверяют с данными о фактическом наличии больных и переносят в «Свод накопительных ведомостей о расходовании продуктов питания - мемориальный ордер № 12» т. ф, № 411 (бюджет), а итоги последнего - к книге Журнал-главная по корреспондирующими субсчетам.

Аналитический учет продуктов питания ведется по наименованиям, сортам, количеству и стоимости и материально ответственными лицами в оборотных ведомостях (ф. № 3-11), записи в которых осуществляются на основании данных накопительных ведомостей т. ф. № 3-12 и 3-13. В оборотных ведомостях ежемесячно подсчитываются обороты и определяются остатки, итоги которых сверяют с данными книги Журнал-главная.

Для синтетического учета продуктов питания в бюджетных учреждениях предназначен субсчет 232 «Продукты питания», который по отношению к балансу является активным, основным, материальным.

Работники бухгалтеры должны систематически проверять ведение складского учета и учета в пищеблоке и периодически организовывать инвентаризацию продуктов питания в местах их хранения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.133.148 (0.02 с.)