Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика организация учета материальных ценностейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для организации учета материальных ценностей бюджетных учреждений важное значение масс определения учетной единицы ценностей и их нормирование. Единицей учета материальных ценностей является, как правило, каждый вид, сорт, марка, типоразмер материалов, т.е. и классификационная единица, которой присвоено отдельный номенклатурный номер. Практика организации материального учета предпочитает таком построении номенклатурного номера, которая увязана с кодами счетов учета материалов. Исходя из этого и учитывая строение нового плана счетов, предусмотрена такая структура номенклатурного номера: первые две цифры обозначают код балансовой (синтетического) счета, третья - код субсчета (счета II порядка), четвертая - номер группы, последние три - порядковый номер материала в группе. Таким образом, инвентарный номер материалов будет иметь 7 знаков. Предоставленный материалам номенклатурный номер должен обязательно проставляться во всех первичных документах по учету наличия и движения материалов и в соответствующих учетных регистрах. Нормы запасов материальных ценностей бюджетных учреждений определяются в минимальных размерах, обеспечивающих непрерывную работу учреждения, и устанавливаются в днях или процентах к их годовому потреблению. Так, нормы запасов могут устанавливаться для таких групп материальных ценностей, как: материалы для учебных, научных и других специальных целей и продукты питания; медикаменты; перевязочные средства и аптечные запасы; топливо, горючее и смазочные материалы; канцелярские и письменные принадлежности; корма и фураж. Величина нормы запасов материалов зависит от норм и объемов их потребления, организации материально-технического обеспечения и условий хранения. Контроль за правильностью расчета норм запасов материалов и их фактическим остаткам осуществляют финансовые и контролирующие органы, а также вузы организации. Наличие сверхнормативных запасов одних видов материалов не может быть оправданием при незаполненных нормативах запасов по другим их видам. Превышение установленных норм является нарушением бюджетной дисциплины, и вышестоящая организация масс право уменьшить финансирование учреждения по соответствующей статье сметы на сумму такого превышения. Важное значение в организмы учета и контроля за расходованием материальных ценностей в бюджетных учреждениях приобретает вопрос соблюдения норм расхода отдельных видов материальных ценностей при уставной деятельности учреждения. Такие нормы расхода устанавливают ся в натуральном или денежном измерителе на расчетную единицу: количество учащихся профессионально-технических училищ, студентов, аспирантов, классов, групп в учреждениях образования, количество коек, койко-дней, посещений в учреждениях здравоохранения и т.п.. Для правильной организации учета материальных ценностей и контроля за их расходованием важное значение имеет рациональная организация складского хозяйства и ведения складского учета. Правильное оформление и своевременное поступление в бухгалтерию (согласно графика документооборота) первичных документов о движении материалов, соответствующая организация аналитического и синтетического учета материалов в бухгалтерии, контроль со стороны работников бухгалтерии за организацией складского хозяйства и ведением складского учета, периодические инвентаризации материальных ценностей и т. др.. Экономное и рациональное использование материальных ценностей в бюджетных учреждениях базируется на правильной организации учета, задачи которого следующие: - Правильное и своевременное документальное оформление операций по поступлению, движения и выбытия материальных ценностей; - Контроль за хранением и движением материалов на складах, в кладовых и других местах хранения и б езпосереднього расходования; - Контроль за соблюдением установленных норм запасов, выявление излишних и неиспользуемых материалов с целью мобилизации внутренних финансовых ресурсов; - Контроль за рациональным расходованием материальных ценностей и соблюдением норм их использования; - Подготовка и представление своевременной, полной и объективной информации руководству учреждения! отчетности вышестоящим организациям о наличии и использовании материальных ценностей дня принятия обоснованных управленческих решений. В каждом бюджетном учреждении должен быть установлен четкий порядок, который обеспечил бы своевременный и полный контроль за всеми операциями поступления хранения, движения и использования материальных ценностей.
7.3. Документальное оформление поступления и выбытия материалов Важным элементом рациональной организации бухгалтерского учета материальных запасов в бюджетных учреждениях является своевременное и правильное оформление соответствующими первичными документами всех операций ч поступление, перемещение внутри организации и расходования или реализации материальных ценностей. Первичные документы являются основой материального учета. Непосредственно на основании Первичных документов осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов. Предупредишь контроль выполняется до совершения хозяйственной операции - это контроль ее законности и соответствия сметы, хозяйственным сделкам, распорядительным документам, нормам расходования ценностей, установленным правилам их приема и отпуска, выполнения расчетов, определения цены и т.д.. Осуществляется такой контроль при оформлении и подписании документов бухгалтером и руководителем учреждения. Текущий контроль осуществляется в процессе осуществления операций путем сравнения фактических расходов ч нормативам, выявление отклонений от норм расхода материалов и их причин, устранения влияния негативных явлений. Для этого применяют специальные бланки документов, в которых предусмотрено данные о нормах расходования и фактический отпуск ценностей. Последующий контроль осуществляют по данным учета об уже выполнены хозяйственные операции на основании оформленных первичных документов: при приеме документов в бухгалтерии, их утверждении руководителем, при проведении инвентаризации, ревизии и т.п.. Своевременно и правильно оформленные документы манить юридическую силу, то есть огни могут использоваться контролирующими и судебно-следственными органами как доказательство нарушения установленного порядка, нормативы!, Законодательства или даже злоупотребления (преступления). В то же время первичные документы могут быть использованы в качестве доказательства непричастности ответственных должностных лиц к таким явлениям, их оправдание, юридической защиты. Поэтому к своевременному и правильной оформления документов о движении материальных ценностей нужно относиться очень внимательно и требовательно. Особое значение приобретают эти требования в связи с принятием Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22.02.2000 г. № 1490-ИII. Данным законом предусмотрено, что любое предприятие, осуществляет закупки полностью или частично за государственные средства, при определении продавца (поставщика) и при заключении договора с ним должно исходить из положений этого закона о проведении тендеров на закупку и определения их победителей, ч которыми потом и заключаются поставки. Другой важной особенностью организации закупок материальных ценностей для бюджетных учреждений является широкое использование централизованного снабжения, которое осуществляется учреждением высшего уровня через специализированные учреждения-закупщики. Материальные ценности поступают в бюджетные учреждения от поставщиков, учреждений-закупщиков, подотчетных лиц, закупили материалы за наличные, вол списания непригодных основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, с собственного производства, от благотворительных учреждений, безвозмездно от других бюджетных учреждений, спонсоров, на специальные мероприятия: т поручению, как излишки, выявленные при инвентаризации, как излишки материалов, оставшихся в распоряжении учреждения после окончания договорных научно-исследовательских работ и т.п.. Все эти операции оформляют соответствующими первичными документами: счетами-фактурами, товарно-транспортными накладными и т.д.. Во всех этих документах обязательно указывают: от кого поступили материалы или продукты питания, и'х наименование, сорт, массу (количество), девицу, сумму, дату поступления на склад; должна быть подпись материально ответственного лица, принявшего ценности на ответственное хранения. Поступление в учреждение материальных ценностей от поставщиков оформляется следующим образом. На необходимое количество материальных ценностей бюджетное учреждение или учреждения закупщик заключает договор с поставщиком-победителем тендера, которым определяется срок поставки материалов, их наименование и качественные признаки, количество, порядок оформления документов и расчета, порядок вывоза (доставки), права, обязанности и ответственность сторон. Контроль за выполнением условий договора поставки осуществляет отдел материально-технического снабжения, а где его нет - заместитель руководителя по административно-хозяйственной работе. С этой целью ведут ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых регистрируют в хронологическом порядке выполнения договорных условий каждым поставщиком и с каждого договора частности (дата получения материалов, их ассортимент, количество, цена по договору и фактически). Бухгалтерия должна осуществлять контроль за организацией такого учета и полнотой оприходования ценностей, а отдел снабжения - по своевременной и полной оплате счетов поставщиков. Одновременно с отгрузкой продукции по договору поставщик выписывает и передает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы - счет-фактуру, товарно-транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной, налоговая накладная, платежное требование-поручение и т.д.. Все эти документы поступают в бухгалтерию покупателя, где проверяют правильность их. оформление, после чего передают ответственному работнику отдела снабжения. В отделе снабжения эти документы проверяют на соответствие условиям договоре поставки и делается отметка о полном или частичном согласие на их оплату. Полученные документы регистрируют в «Журнале учета поступления грузов» (типовая межведомственная форма № М-1), где указывают: регистрационный номер, даты) записи, наименование поставщика, дату и номер сопроводительного транспортного документа, дату и номер счета-фактуры, вид груза, номер и дату приходного ордера (приемной накладной) или акта о приемке материалов. В примечаниях указывают дату оплаты счета или о причине отказа от оплаты. Проверенные платежные документы из отдела снабжения передают в бухгалтерию для оплаты, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов на предприятие. Одновременно экспедитору выдается доверенность на право получения материалов (т. ф. № М -2). Экспедитор принимает на железнодорожной станции материалы по количеству (массе) согласно сопроводительных документов. При обнаружении признаков, вызывающих сомнения в сохранности груза (повреждение пломб, тары и т.п.), он может потребовать от транспортной организации проверки груза. Если при этом выявлена недостача груза или его повреждение, порчу во время перевозки, составляют в двух экземплярах «Акт о приемке материалов» (т. ф. № 3-I), который является основанием для предъявления претензии транспортной организации или поставщику. Для того, чтобы этот акт имел юридическую силу, при его оформлении должны присутствовать представители транспортной организации и поставщика (или незаинтересованной стороны - местного органа государственной власти). Последние должны подписать акт. Такой же акт составляют при поступлении в организации материалов без сопроводительных документов поставщика (неотфактурованные поставки). Для получения материалов со склада поставщика в другом городе и вывоза собственным транспортом экспедитору выдают наряд (распоряжение вышестоящей организации) и поручения. Принятые грузы экспедитор доставляет па состав учреждения и передает заведующему складом по количеству и качеству в соответствии с сопроводительными документами поставщика. Принятые на склад материалы оформляют «доходном ордером» (т. ф. № М-4), который подписывают заведующий складом и экспедитор. Один экземпляр приходного ордера экспедитор добавляет сопроводительным документам поставщика и передает в бухгалтерию. Если при приемке материалов на склад не выявлены расхождения между их фактическим наличием и документальной количеством по данным поставщика (и все материалы поступили на один слог), они могут быть оприходованы без выписки дополнительных документов. Для этого заведующий складом делает соответствующую надпись в документах поставщика о том, что указанные в них ценности приняты им на ответственное хранение в полном объеме. При перевозке материалов вовлеченным автотранспортом поставщик выписывает «Товарно-транспорта накладную» (г, г. ф. № Т И) в четырех экземплярах, первый из которых является основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй для оприходования материалов получателем, третий - для расчетов с автотранспортной организацией, четвертый - для учета выполненных транспортных работ (прилагается к путевому листу грузового автомобиля). При отсутствии расхождений товарно-транспортная накладная используется получателем материалов как приходный документ. Бесплатная передача материальных ценностей, закупленных путем централизованной поставки, с баланса в поло-закупщика на баланс в поло-заказчика осуществляется с выставлением авизо и первичных документов, подтверждающих факт передачи материальных ценностей (товарно-транспортных накладных, расходных накладных, актов приема-передачи и т.д.). Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, от ликвидации основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др., оформляют «Накладной (требованию)» (т. ф. № 3-3), которую выписывают в двух экземплярах: один для передающей, а второй - для стороны (состава), что получает. Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, на других предприятиях, па рынке, у населения за наличные. Документом при этом может быть товарный чек, накладная, акт. прилагаемых к авансовому отчету подотчетного лица. Приобретенные материальные ценности необходимо обязательно передать на склад, а к авансовому отчету добавить второй экземпляр приходного ордера или накладной, выписанных заведующим складом в подтверждение принятия материалов на ответственное хранение. Материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (веса, объема, длины, подсчета). Если материалы поступают в одной единице измерения, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения (например, в килограммах и литрах). Выдача материалов со склада осуществляется по документам, утвержденным руководителем учреждения. С этой целью в бюджетных учреждениях используют следующие документы: - Накладная (требование) (т. ф. № 3-3), применяется для оформления внутреннего перемещения материалов в учреждении, ее можно использовать также для оприходования материалов собственного производства и т.п.. Выписывается т. ф. № 3-3, как правило, в одном экземпляре; - Меню-требование на выдачу продуктов питания (т. ф. № 3-4), составляется ежедневно на основании данных о количестве людей, которые питаются в столовой, и норм раскладки продуктов питания. Меню-требование с подписями лиц о выдаче и получении продуктов питания передастся в бухгалтерию согласно графику документооборота, но не реже трех раз в месяц (т.е. ежедекадно); - Заборная карта (т. ф. № 3-5) применяется как при систематическом ежедневном отпуске материалов и топлива, так и при периодическом через соответствующие промежутки времени в течение месяца. Эта карта выписывается на каждого получателя на одно или несколько наименований материалов для потребностей конкретным прямому назначению в двух экземплярах. Один экземпляр заборной карты с подписями получателя за каждую выдачу материалов хранится на складе, а второй с подписями заведующего складом о выдаче материалов у получателя. При ежедневном отпуске материалов заборная карта выписывается на 15 дней, при периодическом - на месяц. В заборной карте указывают лимит выдачи материалов, исходя из установленных норм их расходования. Это позволяет оперативно контролировать состояние использования лимитов, предупреждать их необоснованное превышение. Материалы сверх предусмотренного в карточке лимит (вследствие превышения норм расхода) отпускаются только по письменному разрешению руководителя и оформляются накладной (требованию) - т. ф. № 3-3. Заборная карта значительно упрощает технику документального оформления, отпуска материалов со склада и сокращает количество первичных документов, что облегчает их обработку и улучшает контроль за оформлением; - Акт обмера остатков произвольной формы используются в тех случаях, когда выдача топлива со склада по накладной или заборной картой невозможна. Тогда согласно акту обмера определяют остатки (например, угля в буртах или дров на складе), а расчетным путем - количество израсходованного топлива. При перерасходом топлива по сравнению с установленными нормами расходования руководитель учреждения принимает меры по выявлению причин этого явления и намечает пути устранения выявленных недостатков; - Путевой лист грузового автомобиля (т. ф, № 4), учетная листик тракториста-машиниста, сменный рапорт используют для списания на расходы бензина, дизельного топлива, смазочных материалов, израсходованных на работу различных машин и механизмов (автомобилей, тракторов, стационарных и передвижных двигателей и т.д.). Расход топлива списываются по фактическим расходам, но не выше утвержденных норм на фактический объем выполненных работ (отработанное время). В установленные графиком документооборота дня (сроки) все документы по поступлению и отпуску материальных ценностей со склада передают в бухгалтерию учреждения согласно реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах, один из которых за подписью бухгалтера возвращается заведующему складом. В отдельных случаях по решению руководства учреждения вместо реестра приема-сдачи документов заведующий складом может составлять отчет о движении материальных ценностей, который после проверки и обработки может выполнять роль регистра аналитического учета (при ручных формах ведения бухгалтерского учета).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.138 (0.011 с.) |