Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переоценка нематериальных активовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных нематериальных активов (п. 17 ПБУ 14/2007). Переоценка нематериальных активов производится путем пересчета их остаточной стоимости (п. 19 ПБУ 14/2007). Сумма дооценки нематериальных активов в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки нематериального актива, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные годы и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), зачисляется на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Сумма уценки нематериального актива в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Сумма уценки нематериального актива относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого актива, проведенной в предыдущие отчетные годы. Превышение суммы уценки нематериального актива над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные годы, относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Сумма, отнесенная на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности организации. При выбытии нематериального актива сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации (п. 21 ПБУ 14/2007). Внимание! Существует неопределенность в отношении отражения в учете пересчета стоимости нематериальных активов. Из пункта 19 ПБУ 14/2007 следует, что пересчитывать следует именно остаточную стоимость. Между тем некоторые специалисты полагают, что переоценку нематериальных активов следует производить по аналогии с переоценкой основных средств, то есть отдельно пересчитывать первоначальную (восстановительную) стоимость, отдельно — сумму начисленной амортизации (см. 1.4 «Переоценка основных средств»). При первом варианте появляется необходимость предварительного формирования остаточной стоимости нематериальных активов посредством оформления проводки: Дебет 05 «Амортизация нематериальных активов» Кредит 04 «Нематериальные активы» - на сумму начисленной амортизации. Соответственно, переоценка нематериального актива будет отражаться проводками: Дебет 04 «Нематериальные активы» Кредит 83 «Добавочный капитал» - на сумму дооценки; Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 04 «Нематериальные активы» - на сумму уценки. При втором варианте переоценка осуществляется в том же порядке, что и переоценка основных средств. Так, например, при дооценке нематериальных активов будут оформлены проводки: Дебет 04 «Нематериальные активы» Кредит 83 «Добавочный капитал» - на сумму дооценки первоначальной стоимости; Дебет 83 «Добавочный капитал» Кредит 05 «Амортизация нематериальных активов» - на сумму корректировки начисленной амортизации.
СПИСАНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ Стоимость нематериального актива, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Выбытие нематериального актива имеет место в случае: прекращения срока действия права организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации; передачи по договору об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации; перехода исключительного права к другим лицам без договора (в том числе в порядке универсального правопреемства и при обращении взыскания на данный нематериальный актив); прекращения использования вследствие морального износа; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал (фонд) другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи активов при их инвентаризации; в иных случаях. Одновременно со списанием стоимости нематериальных активов подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений по этим нематериальным активам (п. 34 ПБУ 14/2007). Доходы и расходы от списания нематериальных активов относятся на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов и расходов, если иное не установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (п. 35 ПБУ 14/2007). При выбытии объектов нематериальных активов (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) их стоимость, учтенная на счете 04 «Нематериальные активы», уменьшается на сумму начисленной за время использования амортизации (с дебета счета 05 «Амортизация нематериальных активов»). Остаточная стоимость выбывших объектов списывается со счета 04 «Нематериальные активы» на счет 91 «Прочие доходы и расходы» (Инструкция по применению Плана счетов. Счет 04 «Нематериальные активы»).
Пример 2.5 Организация продала числящийся на ее балансе нематериальный актив. Первоначальная стоимость актива — 18 000 руб. Сумма амортизационных отчислений, накопленная на счете 05 «Амортизация нематериальных активов», — 10 000 руб. Согласно договору с покупателем цена реализации актива — 15 000 руб. Составим бухгалтерские проводки: Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» - на сумму продажной стоимости нематериального актива — 15 000 руб.; Дебет 05 «Амортизация нематериальных активов» Кредит 04 «Нематериальные активы» - на сумму начисленной амортизации — 10 000 руб.; Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 04 «Нематериальные активы» - на сумму остаточной стоимости актива — 8000 руб (18 000 руб. - 10 000 руб.); Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит 99 «Прибыли и убытки» - на сумму прибыли от продажи нематериального актива — 7000 руб. (15 000 руб. - 8000 руб.).
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРАВА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ Отражение в бухгалтерском учете организации операций, связанных с предоставлением (получением) права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (за исключением права использования наименования места происхождения товара), осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других аналогичных договоров, заключенных в соответствии с установленным законодательством порядком (п. 37 ПБУ 14/2007). Нематериальные активы, предоставленные правообладателем (лицензиаром) в пользование (при сохранении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации), не списываются и подлежат обособленному отражению в бухгалтерском учете у правообладателя (лицензиара). Начисление амортизации по нематериальным активам, предоставленным в пользование, производится правообладателем (лицензиаром) (п. 28 ПБУ 14/2007). В соответствии с п.5 ПБУ 9/99 и п. 5 ПБУ 10/99 в организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности), считаются выручкой, а расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью, — расходами по обычным видам деятельности. Если же предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, не является предметом деятельности организации, то связанные с этим доходы и расходы относятся к прочим доходам и расходам.
Пример 2.6 Организация-правообладатель предоставила организации-пользователю неисключительное право на использование изобретения, охраняемого патентом, сроком на один год. Предоставление в пользование прав на объекты интеллектуальной собственности является основным видом деятельности организации. Первоначальная стоимость предоставляемого в пользование нематериального актива составляет 240 000 руб., ежемесячная сумма амортизации — 1000 руб. Согласно условиям договора ежемесячный лицензионный платеж составляет 14 000 руб. Составим проводки, оформляемые у организации-правообладателя, отражающие исполнение договора с организацией-пользователем: 1. Передача неисключительного права на использование изобретения: Дебет 04 «Нематериальные активы», субсчет «Нематериальные активы, предоставленные в пользование» Кредит 04 «Нематериальные активы», субсчет «Нематериальные активы, используемые организацией» - на сумму стоимости нематериального актива — 240 000 руб. 2. Начисление амортизации (проводка оформляется ежемесячно): Дебет 20 «Основное производство» Кредит 05 «Амортизация нематериальных активов» - на сумму начисленной амортизации — 1000 руб. 3. Расчеты по лицензионным платежам: Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» - на сумму лицензионного платежа — 14 000 руб.; Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») - на сумму поступившего платежа — 14 000 руб. 4. Прекращение договора: Дебет 04 «Нематериальные активы», субсчет «Нематериальные активы, используемые в организации» Кредит 04 «Нематериальные активы», субсчет «Нематериальные активы, предоставленные в пользование» - на сумму стоимости нематериального актива — 240 000 руб.
Пример 2.7 Исходя из условий примера 2.6 допустим, что предоставление в пользование прав на объекты интеллектуальной собственности не является основным видом деятельности организации-правообладателя. Составим проводки, отражающие исполнение договора у правообладателя: 1. Передача неисключительного права на использование изобретения: Дебет 04 «Нематериальные активы», субсчет «Нематериальные активы, предоставленные в пользование» Кредит 04 «Нематериальные активы», субсчет «Нематериальные активы, используемые в организации» - на сумму стоимости нематериального актива — 240 000 руб. 2. Начисление амортизации (проводка оформляется ежемесячно): Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 05 «Амортизация нематериальных активов» - на сумму начисленной амортизации — 1000 руб. 3. Расчеты по лицензионным платежам: Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» - на сумму лицензионного платежа — 14 000 руб.; Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на сумму поступившего платежа — 14 000 руб. 4. Прекращение договора: Дебет 04 «Нематериальные активы», субсчет «Нематериальные активы, используемые в организации» Кредит 04 «Нематериальные активы», субсчет «Нематериальные активы, предоставленные в пользование» - на сумму стоимости нематериального актива — 240 000 руб.
Пример 2.8 Для условий примера 2.6 расчеты между организацией-правообладателем и организацией-пользователем осуществляются не в форме периодических (ежемесячных) платежей, а в виде фиксированного разового платежа. Размер платежа — 168 000 руб. В этом случае в учете организации-правообладателя следует оформить проводки: при поступлении платежа: Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») - на сумму поступившего разового платежа — 168 000 руб.; Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») Кредит 98 «Доходы будущих периодов» - на сумму поступившего платежа — 168 000 руб.; ежемесячно в течение срока действия договора (в течение одного года): Дебет 98 «Доходы будущих периодов» Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» - на 1/12 лицензионного платежа — 14 000 руб. [168 000 руб.: 12 мес.]. Для условий примера 2.8 (когда предоставление в пользование прав на объекты интеллектуальной собственности не является основным видом деятельности организации) сумма разового платежа ежемесячно в течение действия договора будет относиться равными долями на прочие доходы: Дебет 98 «Доходы будущих периодов» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» - на 1/12 лицензионного платежа — 14 000 руб. Нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются пользователем (лицензиатом) на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде периодических платежей, исчисляемые и уплачиваемые в порядке и сроки, установленные договором, включаются пользователем (лицензиатом) в расходы отчетного периода. Платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора (п. 39 ПБУ 14/2007).
Пример 2.9 Составим бухгалтерские проводки, которые следует оформить организации-пользователю при заключении лицензионного договора, условия которого описаны в примере 2.6. Нематериальный актив используется в основном производстве. 1. Получение нематериального актива: Дебет забалансового счета «Нематериальные активы, полученные в пользование» - на сумму стоимости полученного нематериального актива, определенную договором, — 168 000 руб. (14 000 руб. х 12 мес.). 2. Расчеты по лицензионным платежам: Дебет 20 «Основное производство» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на сумму ежемесячного лицензионного платежа — 14 000 руб.; Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 51 «Расчетные счета» на сумму перечисленного лицензионного платежа — 14 000 руб. 3. Прекращение договора: Кредит забалансового счета «Нематериальные активы, полученные в пользование» - на сумму стоимости полученного нематериального актива, определенную договором, — 168 ООО руб.
Пример 2.10 Составим бухгалтерские проводки, которые следует оформить организации-пользователю при заключении лицензионного договора, условия которого описаны в примере 2.8 (когда расчеты между организацией-правообладателем и организацией-пользователем осуществляются в виде фиксированного разового платежа в сумме 168 000 руб.). 1. Получение нематериального актива: Дебет забалансового счета «Нематериальные активы, полученные в пользование» - на сумму стоимости полученного нематериального актива, определенную договором, — 168 000 руб. 2. Расчеты с правообладателем по договору: Дебет 97 «Расходы будущих периодов» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на сумму лицензионного платежа — 168 000 руб.; Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 51 «Расчетные счета» - на сумму перечисленного лицензионного платежа — 168 000 руб. 3. Списание лицензионного платежа на затраты (проводка Дебет 20 «Основное производство» Кредит 97 «Расходы будущих периодов» - на сумму 1/12 лицензионного платежа — 14 000 руб. (168 000 руб.: 12 мес.). 4. Прекращение договора: Кредит забалансового счета «Нематериальные активы, полученные в пользование» - на сумму стоимости полученного нематериального актива, определенную договором, — 168 000 руб. Обратите внимание: порядок отражения операций в бухгалтерском учете организации-пользователя не зависит от того, является предоставление в пользование прав на объекты интеллектуальной собственности основным видом деятельности организации-правообладателя или нет. Контрольные задания 1. Ситуация. Организация приобрела исключительное право на изобретение, охраняемое патентом, стоимость которого составляет 130 000 руб. Оплата правообладателю произведена с расчетного счета. Изобретение используется в основном производстве. Срок действия патента 8 лет. Амортизация начисляется линейным способом. По истечении срока действия патента нематериальный актив (исключительное право на изобретение) списывается с баланса. Задание. Рассчитать ежемесячную сумму амортизационных отчислений, составить бухгалтерские проводки по принятию нематериального актива к учету, начислению амортизации, списанию его с баланса. 2. Ситуация. Организация — владелец товарного знака заключила лицензионный договор на предоставление неисключительных прав использования этого товарного знака. Вознаграждение по договору составляет 200 000 руб. в месяц. Первоначальная стоимость нематериального актива — 100 000 руб. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений по предоставленному в пользование нематериальному активу — 2000 руб. Задание. Составить бухгалтерские проводки для организации-правообладателя и организации-пользователя при условии, что предоставление за плату прав на использование товарных знаков: 1)является предметом деятельности организации; 2)не является предметом деятельности организации. В проводках необходимо отразить передачу нематериального актива пользователю, расчеты по лицензионным платежам, начисление амортизации. БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ ПО УЧЕТУ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Глава 3 МАТЕРИАЛЫ Нормативная база: Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01; Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.
ПОСТУПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ Поступление материалов в организацию осуществляется в следующем порядке: а) по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с действующим законодательством; б) путем изготовления материалов силами организации; в) внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации; г) получения организацией безвозмездно (включая договор дарения) (п. 43 Методических указаний по учету МПЗ). Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 62 Методических указаний по учету МПЗ). Приобретение материалов за плату Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п. 63 Методических указаний по учету МПЗ). Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает: —стоимость материалов по договорным ценам; —транспортно-заготовительные расходы; —расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях (п. 68 Методических указаний по учету МПЗ). В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без использования их. В случае использования организацией счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т. п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производится независимо от того, когда материалы поступили в организацию — до или после получения расчетных документов поставщика. Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (Инструкция по применению Плана счетов. Счет 10 «Материалы»). Сумма разницы в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах списывается со счета 15«Заготовление и приобретение материальных ценностей» на счет 16«Отклонение в стоимости материальных ценностей». Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца показывает наличие материально-производственных запасов в пути (Инструкция по применению Плана счетов. Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»). Накопленные на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» разницы в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах списываются (сторнируются — при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих счетов (Инструкция по применению Плана счетов. Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»). В случае если организацией не используются счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т. п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом материалы принимаются к бухгалтерскому учету независимо от того, когда они поступили — до или после получения расчетных документов поставщика (Инструкция по применению Плана счетов. Счет 10 «Материалы»).
Пример 3.1 Организация приобрела сырье, необходимое для производства продукции. Стоимость сырья согласно документам поставщика 159 300 руб. (в том числе НДС — 24 300 руб.). Стоимость доставки сырья согласно документам транспортной компании — 14 750 руб. (в том числе НДС — 2250 руб.). Сырье оприходовано на склад. Счета поставщика и транспортной компании оплачены. Согласно учетной политике предприятия фактическая себестоимость материалов формируется на счете 10 «Материалы». Составим бухгалтерские проводки: Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму стоимости сырья — 135 000 руб.; Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС — 24 300 руб.; Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму стоимости услуг транспортной компании — 12 500 руб.; Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС — 2250 руб.; Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — на сумму НДС, подлежащего вычету, — 26 550 руб. (24 300 руб. + 2250 руб.); Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» — на сумму денежных средств, перечисленных поставщику материалов, — 159 300 руб.; Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» — на сумму денежных средств, перечисленных транспортной компании, — 14 750 руб.
Пример 3.2 Для данных примера 3.1 учетной политикой организации предусмотрено использование счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», т. е. материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по учетным ценам. Учетная стоимость приобретаемого сырья — 130 000 руб. Составим бухгалтерские проводки: Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму стоимости сырья — 135 000 руб.; Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС — 24 300 руб.; Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму стоимости услуг транспортной компании — 12 500 руб.; Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС — 2250 руб.; Дебет 10 «Материалы» Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — на сумму учетной стоимости сырья — 130 000 руб.; Дебет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — на сумму разницы между фактической себестоимостью приобретенного сырья и его стоимостью по учетным ценам 17 500 руб. (135 000 руб. + 12 500 руб. - 130 000 руб.);
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — на сумму НДС, подлежащего вычету, — 26 550 руб.; Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» — на сумму денежных средств, перечисленных поставщику материалов, — 159 300 руб.; Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» — на сумму денежных средств, перечисленных транспортной компании, — 14 750 руб.
Пример 3.3 Согласно учетной политике организации поступление материалов отражается с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». В январе в организацию поступили расчетные документы на приобретаемые материалы. Согласно документам стоимость приобретаемых материалов — 40 120 руб. (в том числе НДС — 6120 руб.). Учетная стоимость материалов — 32 000 руб. Материалы оплачены в январе, фактически поступили в организацию в феврале. Составим бухгалтерские проводки: в январе: Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму стоимости материалов согласно документам поставщика — 34 000 руб.; Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС — 6120 руб.; Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» — на сумму денежных средств, перечисленных поставщику материалов, — 40 120 руб.; в феврале: Дебет 10 «Материалы» Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — на сумму учетной стоимости материалов — 32 000 руб.; Дебет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — на сумму разницы между фактической себестоимостью приобретенных материалов и их стоимостью по учетным ценам — 2000 руб. (34 000 руб. - 32 000 руб.).
Неотфактурованные поставки Неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком) (п. 36 Методических указаний по учету МПЗ). Неотфактурованные поставки приходуются по счетам учета материальных запасов (в зависимости от назначения принимаемых материальных запасов). При этом материальные запасы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам. В случаях если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость Материалов, то указанные материальные запасы приходуются по рыночным ценам (п. 39 Методических указаний по учету МПЗ). После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком (п. 40 Методических указаний по учету МПЗ).
Пример 3.4 По договору с поставщиком организация приобретает партию материалов, стоимость которых в договоре не оговорена. Рыночная стоимость материалов без НДС составляет 50 000 руб. Материалы доставлены поставщиком в марте. Расчетные документы от поставщика поступили в апреле. Согласно этим документам стоимость материалов составляет 63 720 руб. (в том числе НДС — 9720 руб.). Составим бухгалтерские проводки: в марте: Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму рыночной стоимости материалов — 50 000 руб.; в апреле: Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — сторно на сумму стоимости материалов по неотфактурованной поставке — 50 000 руб.; Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму стоимости материалов согласно документам поставщика — 54 000 руб.; Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС — 9720 руб. Если расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем году после представления годовой бухгалтерской отчетности, то: а) учетная стоимость материальных запасов не меняется; б) величина налога на добавленную стоимость принимается к бухгалтерскому учету в установленном порядке; в) уточняются расчеты с поставщиком, при этом суммы сложившейся разницы между учетной стоимостью оприходованных материальных запасов и их фактической себестоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные документы: —уменьшение стоимости материальных запасов отражается по дебету счетов расчетов и кредиту счетов финансовых результатов (как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году); —увеличение стоимости материальных запасов отражается по кредиту счетов расчетов и дебету счетов финансовых результатов (как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году) (п. 41 Методических указаний по учету МПЗ).
Пример 3.5 Допустим, что для условий примера 3.4 материалы поступили в декабре, а расчетные документы на них — в январе следующего года. Составим бухгалтерские проводки: в декабре: Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму стоимости материалов без учета НДС — 50 000 руб.; в январе: Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС — 9720 руб.; Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму увеличения кредиторской задолженности — 4000 руб. (54 000 руб. - 50 000 руб.). Получение материалов по товарообменным операциям Фактической себестоимостью материалов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов. При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материально-производственных запасов, включая материалы, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально-производственные запасы (п. 67 Методических указаний по учету МПЗ).
Пример 3.6 Организация по договору мены приобретает материалы, рыночная стоимость которых 23 600 руб. (в том числе НДС — 3600 руб.), в обмен на собственную продукцию той же стоимости. Себестоимость готовой продукции, отгружаемой покупателю, — 18 000 руб. Составим бухгалтерские проводки: Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму стоимости полученных материалов — 20 000 руб.; Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС по полученным материалам — 3600 руб.; Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» — на сумму стоимости отгруженной продукции — 23 600 руб.; Дебет 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» — на сумму НДС по отгруженной продукции — 3600 руб.; Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит 43 «Готовая продукция» — на сумму себестоимости отгруженной продукции — 18 000 руб. Согласно п. 4 ст. 168 НК РФ сумма НДС, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на <
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.35.129 (0.013 с.) |