Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа ранней педагогической помощи

Поиск

Программа ранней педагогической помощи

Детям с отклонениями в развитии

Введение в Программу

Предисловие

Что такое Маленькие Ступеньки?

Программа Маккуэри

Программа Маленькие Ступеньки

Словарь терминов

Список дополнительной литературы

Видеофильм Маленькие Ступеньки

 

 

Предисловие

Одна из примет нашего времени - удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с отклонениями в умственном развитии. Благодаря эффективности этих методов, большинство детей с нарушениями интеллекта живут теперь несравненно полноценнее, чем 20 лет назад. Родители и педагоги стали лучше сознавать их потребность в любви, внимании, поощрении; они убедились в том, что эти ребятишки могут также, как и другие, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества. Одно из следствий такого прогресса - заметное уменьшение числа детей, воспитывающихся в специальных учреждениях вне дома. * [A1] [A1][A2] [A2]

 

-----------------------------------------------------------------------------

* В Австралии 30 лет назад около 50% детей с синдромом Дауна помещались родителями в специальные учреждения - интернаты. В настоящее время только 2% детей с синдромом Дауна находятся в медицинских учреждениях, это те дети, которым необходима постоянная медицинская помощь по причине тяжелых сопутствующих заболеваний, остальные воспитываются родителями дома. (Из выступления М.Питерси на Первой Московской Международной Конференции, 1995г.)

---------------------------------------------

 

Достижения, о которых мы говорим, характеризуют одно из [A3] [A3]успешно развивающихся направлений деятельности ученых и педагогов последней четверти нашего столетия. Победа, однако, досталась трудно; она пришла, лишь благодаря неустанным и целенаправленным усилиям родителей, специалистов и общественных объединений, выступающих в защиту прав детей с трудностями в развитии. Существенную роль сыграли специализированные организации, такие как созданный в 1974 году в Университете Маккуэри Центр Даун Синдром. На базе этого Центра действует целая система служб, которые проводят консультации и занятия с детьми с синдромом Дауна и их родителями. Центр Даун Синдром оказал самое непосредственное влияние на формирование модели поддержки и обучения родителей. Именно это, по всей видимости, принесло ему наибольшую известность. Однако не менее важным фактором его успеха явилась разработка и издание обучающих программ и пособий для родителей и специалистов. Большая часть этих материалов распространяется и используется не только в Австралии, но и за ее пределами. Последняя работа сотрудников Центра - Маленькие Ступеньки.

Маленькие Ступеньки - это программа поэтапного обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. В ее основе - большой педагогический опыт, современные представлений о том, как дети учатся, а также тщательная опытная отработка методик. Программа Маленькие Ступеньки рассчитана, в первую очередь, на родителей - чутких и умелых, самой природой созданных педагогов. Она не предполагает ни каких-либо специальных знаний о развитии ребенка, ни соответствующей педагогической практики. Программа изложена простым, по большей части, не профессиональным языком. Прилагаемые видеоматериалы служат прекрасной иллюстрацией и комментарием к методикам изложенным в книге.

Я убежден, что Маленькие Ступеньки станут существенным дополнением к тем материалам, которые уже есть в распоряжении родителей, педагогов и специалистов, и не уступят в популярности и успехе их предшественникам: Программе Маккуэри для детей с задержками развития (The Macquarie Program for Developmentally Delayed Children) и Программе развития навыков общения "ГОВОРИ" - "Раннее речевое развитие для жизни" (T.E.L.L. - Teach Early Language for Living: A Communication Program). За этот первоклассный труд достойны похвалы все, кто принимал участие в проекте Маленькие Ступеньки - Мойра Петерси, Робин Трелор, их коллеги, педагоги Центра Даун Синдром, родители, и более всех, дети, чьи усилия и сотрудничество со взрослыми трудно переоценить.

 

Джеймс Вард,

профессор кафедры педагогики,

директор Центра

специальной педагогики

Университета Маккуэри.

 

Детям с отклонениями в развитии необходимо овладеть всеми навыками, которые смогут помочь им в играх, в общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости, и, наконец, стать частью общества.

ПРОГРАММА МАККУЭРИ

 

Программа Маленькие Ступеньки составлена на основе методик и учебных планов, разработанных в Центре Даун Синдром Университета Маккуэри. Их цель - максимально раскрыть потенциальные возможности ребенка. Достичь этого можно путем скрупулезных занятий в первые годы жизни малыша или сразу после обнаружения отставания в умственном развитии.

До 70-х годов в Австралии редко можно было услышать термин "ранняя педагогическая помощь". Большинство детей с умственными нарушениями до поступления в школу вообще не занимались со специально обученными педагогами. Систематическая помощь в раннем возрасте оказывалась, в основном, детям с нарушениями физического развития, но отнюдь не умственного. В мире существовало весьма смутное представление о том, чего можно достичь, если начать заниматься с ребенком очень рано, поэтому многим родителям советовали помещать малышей в интернаты. А ведь, получи они ту помощь, которая существует сейчас, их ребятишки могли бы прекрасно расти дома. Еще больше было родителей, которым советовали просто любить своего ребенка, заботиться о его физическом благополучии и не думать ни о каком "обучении", кроме формирования у малыша навыков, связанных с приемом пищи и отправлением физиологических потребностей, пока не придет время отдавать его в специальное учебное заведение.

Конечно, были и счастливые семьи. Им удавалось получить первоклассную помощь от профессионалов - коррекционных педагогов, специалистов по лечебной физкультуре, логопедов и социальных работников, имевших собственное мнение о результатах, которых можно достичь. Были и такие семьи, которые не получая никакой поддержки со стороны, достаточно эффективно занимались с детьми сами. Были ученые и педагоги, которые подвергли сомнению укоренившиеся идеи. Новые теории о развитии ребенка признавали важность познавательного опыта первых нескольких лет жизни. Но если ранний опыт имеет решающее значение для развития "обычного" ребенка, почему бы не задуматься о его значении для детей с трудностями в развитии?

В основе нового подхода лежало предположение, что у детей с затрудненной обучаемостью можно сформировать большинство из тех умений, которыми владеют обычные дети, если сразу после установления этого диагноза начать регулярные и хорошо продуманные занятия. Самыми обнадеживающими в этом смысле были результаты, приведенные в отчетах Центра Даун Синдром американского города Сиэтла, штат Вашингтон. Среди тех, кто заинтересовался данными этих отчетов, была небольшая группа сотрудников Педагогической школы Университета Маккуэри. Им удалось найти финансовые средства для создания в Университете Маккуэри точно такого же Центра, как в Сиэтле, и в 1974 году Центр Даун Синдром начал работу.

Программа ранней педагогической помощи, получившая название программы Маккуэри, была в Австралии первой, поэтому в задачу персонала входило не только исследование ее эффективности, но и адаптация к австралийским условиям. Не менее важно было организовать распространение информации о методах и результатах работы с детьми, чтобы заинтересовать ими жителей всей страны. Материалы Центра стали публиковаться в различных изданиях; был создан класс, на примере которого гости могли знакомиться с учебным процессом.

Сейчас в Австралии группы ранней педагогической помощи действуют повсюду. Многие из них пользуются методами, разработанными в Центре Маккуэри. Организация, абсолютно идентичная Центру Университета Маккуэри, была создана в Гонконге. К этой инициативе проявили интерес и другие азиатские страны.

Рост популярности ранней педагогической помощи обусловлен результатами ее внедрения. Сравнительные исследования показали, что дети, получившие эту помощь, к моменту поступления в школу умели гораздо больше, чем те, кого она не коснулась. Многие дети с трудностями в обучении стали посещать обычные местные школы. Большинство из них в течение нескольких лет остаются в основном потоке. Дети со средними и даже серьезными трудностями в развитии учатся читать и писать, эффективно общаться с окружающими. Они овладевают этими умениями не потому, что им дают какое-то "лекарство", а потому, что их учили тому что нужно, тогда, когда нужно, и так, как нужно. Программа Маленькие Ступеньки призвана помочь вам сделать именно это для вашего ребенка.

 

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Ниже мы приводим некоторые вопросы, из тех, что нам чаще всего задают люди, интересующиеся Центром Маккуэри и программой Маленькие Ступеньки, и наши ответы на них.

 

Только ли на детей с синдромом Дауна рассчитана программа Центра Маккуэри?

Почти все дети, посещавшие Центр, имели именно этот диагноз. Поскольку перед Центром стояли научные задачи, нам необходимо было собрать группу детей, у которых отклонение в развитии обнаруживалось бы сразу после рождения, и которые имели бы приблизительно одинаковые способности к обучению. Однако наши методики и пособия разрабатывались не только для детей с синдромом Дауна. Они с успехом применяются и в работе с детьми, имеющими аномалий всех типов от средней до тяжелой степени. Наши разработки оказались полезными и в отношении детей, развитие которых во многом проходило нормально, за исключением задержки в какой-то определенной сфере (например, речевой). Методики составляются так, что их можно приспосабливать к индивидуальным потребностям ребенка.

 

Насколько точно Маленькие Ступеньки воспроизводят программу, по которой занимаются в Центре Маккуэри?

Учебные планы, которые вы найдете в Маленьких Ступеньках, идентичны учебным планам Центра Маккуэри. Разница только в том, что Маленькие Ступеньки охватывают первые четыре года жизни ребенка, а программа Центра, помимо этого, включает в себя учебные планы для пятилеток. Мы ограничили Маленькие Ступеньки четырьмя годами, исходя из практических соображений, однако вы можете получить и материалы для занятий с более старшими детьми. О том, как их заказать, рассказывается в главе 5.

Система оценок и методы обучения ребенка, представленные в Маленьких Ступеньках, идентичны тем, которые применяются в Центре Маккуэри.

 

Может ли программа Маленькие Ступеньки использоваться в сочетании с другой программой ранней педагогической помощи?

Да, если вы согласуете этот вопрос с вашим воспитателем и/или коррекционным педагогом. В противном случае, могут возникнуть противоречия, которые смутят и вас, и ребенка. Если ваш малыш посещает какую-либо группу раннего развития, то Маленькие Ступеньки могут использоваться вами как источник новых идей... или повод для дискуссии. Однако, в конечном счете, для того, чтобы принять то или иное решение, лучше всего положиться на мнение людей, знающих вашего ребенка и располагающих большей информацией о вашей конкретной ситуации (в первую очередь, это вы сами, а еще - ваш воспитатель коррекционный педагог).

 

Вы говорите, что если мой ребенок в раннем возрасте овладеет всеми умениями, предусмотренными программой, он будет больше знать и уметь. А каково ее долговременное воздействие?

На этот вопрос ответить трудно, поскольку многие дети, которым была оказана ранняя педагогическая помощь, еще просто не успели повзрослеть. *

 

----------------------------------------------------------------------

* В настоящее время Мойра Питерси поддерживает контакт с 20 взрослыми людьми с синдромом Дауна в возрасте от 18 до 30 лет из числа тех, кто в детстве занимался в Центре Маккуэри. Они проявляли разные способности к обучению. Все они умеют читать, большинство из них имеют работу. Некоторые работают в ресторанах Макдоналдс, один молодой человек работает в GIO. Одна молодая дама, Эмма, имеет водительские права. (Из статьи "" в " " от 1995г.)

----------------------------------------------------------------------------

 

Сейчас ясно, что к пяти годам дети, которые занимаются по нашей программе, по количеству сформированных у них умений оказываются ближе к обычным детям, чем те, кого программа не коснулась. Сохранится ли такое положение к 18 годам, мы узнаем позже.

Мы уверены, тем не менее, что более широкий диапазон возможностей, доступных этим детям - возможность общаться со сверстниками, быть достаточно независимыми, лучше взаимодействовать с окружающими, - отразится на всей их жизни. Что касается будущего, то для того, чтобы достижения раннего периода не пропали, необходимо закреплять и развивать их. Это уже задача педагогов, занимающихся обучением более старших детей, а также специалистов, которые определяют политику занятости. Достаточно широкое поле деятельности открывается и перед теми из нас (или перед всеми?), кто делает попытки влиять на принятие решений по этим вопросам.

 

Сколько времени мне придется уделять занятиям с ребенком дома?

В любом случае - занимаетесь ли вы с малышом по программе ранней педагогической помощи, или не занимаетесь, - вы все равно учите его! Мы всегда уделяем детям немало времени - некоторые считают, что ребенок отнимает вообще все время. Пока ребенок еще очень мал, вам почти (или совсем) не придется отводить особое время на то, чтобы сидеть с ним рядом и "учить", потому что делать это вы сможете в процессе самых обычных повседневных занятий. Вы не будете тратить больше времени, вы будете просто свое время использовать иначе, или, по крайней мере, станете лучше осознавать, почему вы делаете то-то и то-то.

Даже если объективно занятия с ребенком будут непродолжительными, у вас все же может появиться ощущение, что они отнимают у вас много времени. В действительности же, это просто работа так поглотит вас, что вам покажется, будто она влияет на все, в том числе, и на время. Поэтому нет смысла говорить: "Занятия не потребуют у вас дополнительного времени". Мы скажем: "Вам трудно будет заметить разницу"! Все дело в восприятии, в том, заметите ли вы разницу в своем времяпрепровождении, и в своих мыслях, когда, счастливые и удовлетворенные, вы будете рядом с малышом. Есть родители, которые отказываются вынести напряжение, связанное с началом непривычной для них деятельности; есть родители, не способные увидеть в этих занятиях пользы ни для ребенка, ни для себя.

Начало работы с программой ранней педагогической помощи подобно началу любой новой деятельности. На первых порах, пока вы не привыкните, не упорядочите свои дела и не начнете заниматься, подготовительные мероприятия будут отнимать у вас много времени. Приступая к программе Маленькие Ступеньки, вы должны будете прочитать довольно большой объем изложенного в ней материала. Определенное время займет и тестирование малыша. Старайтесь помнить, что эти этапы не надо брать приступом - вы можете продвигаться понемногу. Когда же ваша индивидуальная программа будет составлена, и вы начнете заниматься по ней, на чтение и подготовку у вас будет уходить меньше времени.

 

КОММЕНТАРИИ РОДИТЕЛЕЙ

 

Беседуя с родителями, которые посещали Центр Маккуэри, мы просили их рассказать, чем для них стала программа ранней педагогической помощи. Вот некоторые ответы.

 

Занятия по программе Маккуэри принесли огромную пользу и Дэвиду, и всей нашей семье. Из нее я узнала, когда, как и чем нужно заниматься с сыном. И хотя у меня уже есть двое детей, сама я вряд ли сумела бы правильно организовать работу с Дэвидом. Программа оказалась полезной и моим друзьям: они больше узнали о детях с трудностями в развитии.

Для того, чтобы получить возможность заниматься с Дэвидом, мне не пришлось отказываться от других дел. Наш образ жизни остался прежним. Общение с Дэвидом сделало меня более терпимой и чуткой. Когда мой малыш овладевает каким-то новым умением, я чувствую себя вознагражденной, вижу, что мои усилия не пропали зря.

Когда Дэвид родился, я была совершенно убита, только потому что я ничего не знала о детях с трудностями в развитии. Теперь, когда я вижу, чего они могут достичь, если будут трудиться неустанно, я знаю, что будущее Дэвида гораздо ярче и интереснее, чем я представляла вначале.

 

Занятия с ребенком с трудностями в развитии приносят большую пользу. Они обязывает вас относиться к его развитию и к его будущему со всей ответственностью. Представления родителей о жизни вообще становятся более многогранными, семья может стать крепче, общественная жизнь - осмысленнее. Я могла бы посоветовать следующее: посмотрите на новую, сложившуюся после рождения ребенка ситуацию открытыми глазами, подойдите к ней с конструктивных позиций и не забывайте о перспективе.

 

Я была вынуждена оставить свои служебные дела. Правда, они все равно мешали бы мне ухаживать за ребенком, даже если бы с ним все было в порядке. В действительности, то безмерное удовлетворение, которое я получаю от занятий с дочкой, не идет ни в какое сравнение с маленькими служебными радостями. Элене гораздо труднее делать вещи, которые обычным детям даются без усилий. Однако выражение ее лица, когда ей удается что-то сделать самой, лица, на котором отражается радость успеха и обретение независимости, - еще раз убеждает меня в том, что время потрачено не зря.

Занятия по программе ранней педагогической помощи заметно изменили мое отношение к трудностям в развитии моей дочки. Мы надеемся, что однажды Элена станет вполне самостоятельной. Я совершенно уверена, что она не сможет почувствовать себя полностью счастливой, если не добьется этой самостоятельности. Мои требования к ней очень высоки, ведь, если я не буду ставить перед ней трудные задачи, я найду оправдания ее отставанию в тех или иных областях и позволю ей отставать вместо того, чтобы направить все усилия на полное раскрытие ее потенциальных возможностей. Такие запросы, казалось бы, могут принести мне много разочарований, но, в действительности, Элена всегда с лихвой оправдывает мои ожидания.

 

Мне пришлось бросить колледж, но когда Мэй-Мэй пойдет в школу, я вернусь к учебе. Я чувствую, как много пользы приносят Мэй-Мэй все ее занятия, поэтому сейчас стоит посвятить ей все свое время.

 

Для того, чтобы у ребенка было больше шансов на успех, я советую приступать к занятиям как можно раньше и стараться не сосредотачиваться на мысли: "Если бы только все было по-другому...". Когда мне надо заниматься с Джоном, а тут приходит старшая дочка, я не пытаюсь прогнать ее, а наоборот, привлекаю к занятиям.

 

Я считаю, что занятия влияют на духовную сторону моей личности; мне кажется, будто я вся могу войти в этот процесс и сделать что-то важное, что поможет Келли. Я думаю, все это сблизило меня с дочкой, ведь я помогаю ей, а не просто наблюдаю, как посторонний зритель. Так что правы те, кто говорит: "Включишься в занятия - изменишься".

Я всем настоятельно советую пробовать - ничего не нужно отбрасывать, не испытав. Даже небольшая помощь ребенку может многое изменить. Дети становятся более самостоятельными, а ведь именно к этому мы, в конце концов, и стремимся.

 

Программа Маленькие Ступеньки

 

Программа Маленькие Ступеньки адресована, в первую очередь, и более всего, родителям - тем родителям, которые, вследствие обстоятельств или по собственной воле, намерены учить своих детей самостоятельно, в домашних условиях.

Идея создания такой программы продиктована, во-первых, нашим убеждением в том, что родители играют самую важную роль в обучении ребенка, а, во-вторых, нашим многолетним опытом, подтвердившим эффективность занятий с родителями. Это не означает, что успехи малыша прямо связаны с квалификацией его родителей; его успехи во многом определяются потенциальными возможностями усвоения материала и качеством советов, которые мы даем его родителям. Но есть одна не укладывающаяся в эти рамки вещь. В нашем Центре мы снова и снова убеждаемся, что если родители считают, что их малыш справится с какой-то, даже трудной, задачей, то он с ней справляется. Как педагоги, мы видим свою роль в том, чтобы помочь родителям определить те ступеньки, по которым их малыш сможет прийти к намеченной цели, и предложить методы обучения, позволяющие эти ступеньки одолеть.

Давайте поближе познакомимся с концепцией " Маленьких Ступенек ". Когда малыш пытается овладеть новым для него умением, то в каждый отдельно взятый отрезок времени он осваивает частичку этого умения. Вы не найдете ни одного ребенка, который бы, проснувшись однажды утром, вдруг сам бы пошел или поел, или нарисовал портрет мамы. Дети учатся этому постепенно - так, что каждое новое достижение прокладывает путь к следующему. Бывает, что они учатся так быстро, что мы практически не замечаем ступенек, которые они по дороге преодолевают. Однако эти ступеньки есть, причем они практически одинаковы для всех детей.

Если отклонение в развитии малыша затрудняет его обучение, то ему для достижения цели, до которой его братья и сестры доберутся, казалось бы, в несколько скачков, понадобятся еще и маленькие промежуточные ступеньки. Такой малыш потратит больше времени, чтобы оказаться там же, где его сверстники, но он сможет там оказаться, если ему укажут ступеньку, на которую нужно подняться в тот момент, когда он к этому будет готов. Такой именно и была наша задача, когда к нам в Центр приходили дети, и именно поэтому мы назвали нашу программу Маленькие Ступеньки.

Материалы, вошедшие в программу Маленькие Ступеньки, отличаются от ранее опубликованных материалов Центра Маккуэри тем, что:

в Маленьких Ступеньках более подробно рассказывается о том, как оценивать умения ребенка, как формировать индивидуальную программу, как учить. Программа и методики обучения разработаны так, что они могут быть использованы людьми, не имеющими педагогического опыта.

в Маленьких Ступеньках более подробно представлены все умения, формированием которых родителям следует заняться.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МАЛЕНЬКИЕ СТУПЕНЬКИ

Программу Маленькие Ступеньки можно условно разделить на две части. В книгах 1,2 и 3 рассматриваются основные принципы и приемы обучения, которые используются в Центре Маккуэри. В книгах 4,5,6,7 и 8 представлены учебные планы, причем каждая из книг 4,5,6 и 7 охватывает одну определенную область развития, а последняя книга содержит перечень всех умений, определяющих развития ребенка. Она состоит из серии проверочных таблиц, позволяющих тестировать малыша.

 

Книга 3. Навыки общения

Умение общаться с другими людьми имеет первостепенное значение для каждого ребенка. Книга содержит следующие главы:

Глава 1. Общение.

Глава 2. Развитие навыков общения в довербальный период.

Глава 3. Развитие речи.

 

Книга 6. Восприятие речи.

Восприятие речи - это умение понимать речь окружающих. Оно позволяет ребенку слушать то, что ему говорят, понимать слова и фразы, выполнять указания и, самое главное, самому пользоваться речью.

 

Один из важных вопросов

 

Какая же тут масса материалов! Неужели нужно прочитать все это от начала до конца?

Нет, или, во всяком случае, не все сразу. Большая часть всех учебных планов (собственно Маленькие Ступеньки) содержится в книгах 4,5, 6 и 7. Эти книги составлены по типу справочников. Вы будете обращаться к их разделам или отдельным параграфам так, как вы обращаетесь к статьям энциклопедии.

Мы постарались дать вам всю информацию, которая необходима для реализации программы ранней педагогической помощи на профессиональном уровне. Мы не пытались упростить материал. В противном случае, мы не могли бы гарантировать должного эффекта. Однако нет никакой необходимости напрягаться, чтобы усвоить всю эту информацию сразу. Педагоги, работающие в Центре Маккуэри, проходили долгий период обучения прямо в процессе работы; под таким же углом можете взглянуть на свои начинания и вы.

 

 

Группы умений

 

В книгах 4,5,6 и 7 вы найдете информацию о каждом умении, входящем в ПУОРР, как оценивать его и как ему обучать. Здесь мы расскажем, как находить и использовать эту информацию.

ПУОРР состоит из четырех проверочных таблиц, которые можно использовать и в качестве руководства для тестирования, и в качестве справочника при постановке задач. Проверочные таблицы охватывают четыре области развития:

Общую моторику

Тонкую моторику

Восприятие речи

Самообслуживание и социальные навыки.

Пятой области развития - разговорной речи или общению - посвящена книга 3.

 

Внутри каждой области развития взаимосвязанные умения выделены в группы, а внутри группы они располагаются в определенной последовательности - от простого к сложному. Такая организация материала поможет вам увидеть связи между различными умениями и облегчит постановку задач. Вы сможете четче представить себе сильные и слабые стороны вашего ребенка в каждой области развития и проверить, правильно ли составлена его индивидуальная программа. Для того, чтобы быть эффективной, индивидуальная программа должна: а) опираться на сильные стороны вашего малыша, б) помогать ему подтягиваться в том, в чем он отстает, в) обеспечивать равновесие, разнообразие и поддержание интереса.

Некоторые умения, которые мы отнесли к одной группе, с тем же успехом можно было бы отнести и к другой. Мы формировали группы в соответствии со своим опытом. Однако, ваше право - не согласиться с нашими предложениями; к Маленьким Ступенькам нужно подходить гибко и творчески!

Ниже мы приводим названия и коды тех групп, на которые разбит весь учебный материал Маленьких Ступенек:

 

Общая моторика

Умения малыша, который еще не ходит (ОМ.А)

Умение сохранять равновесие, ходить и бегать (ОМ.Б)

Умение подниматься и спускаться по ступенькам и лестницам (ОМ.В)

Навыки игры с мячом (ОМ.Г)

Прыжки (ОМ.Д)

Езда на трехколесном велосипеде (ОМ.Е)

 

Тонкая моторика

Умение смотреть (ТМ.А)

Умение хватать (ТМ.Б)

Представление о неизменности существования предмета (ТМ.В)

Умение класть или ставить предмет (ТМ.Г)

Умение манипулировать предметами (ТМ.Д)

Рисование (ТМ.Е)

Умение правильно обращаться с книгой (ТМ.Ж)

Решение несложных практических задач и головоломок (ТМ.З)

Подбор и сортировка. Работа с предметами и картинками (ТМ.И)

Подбор, сортировка и отбор. Подготовка к школе (ТМ.К)

 

Восприятие речи

Умение слушать и концентрировать внимание (ВР.А)

Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания (ВР.Б)

Умение выбирать один из двух предметов или картинок (ВР.В)

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия (ВР.Г)

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предмета (ВР.Д)

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие местонахождение предмета (ВР.Е)

Умение реагировать на разные грамматические формы (ВР.Ж)

 

ВР.Б.21

 

Двумя первыми буквами обозначается область развития, к которой относится данное умение; в нашем примере это - Восприятие речи (ВР). Далее идет буква - код группы; в нашем примере - группа "Умение выбирать один из двух предметов или одну из двух картинок" (Восприятие речи, группа Б). Цифры соответствуют порядковому номеру, под которым это умение числится в соответствующей проверочной таблице ПУОРР. Так, код ВР.Б.21, отсылает нас к параграфу 21 группы Б проверочной таблицы "Восприятие речи", который формулируется так: "В ответ на просьбу говорящего дает ему предмет".

Удобство этой системы кодирования вы оцените тогда, когда столкнетесь с перекрестными ссылками. Во всех остальных случаях эти коды не должны вас особенно волновать!

 

Каждый параграф содержит все или часть из приводимых ниже пунктов:

Значение данного умения

Какое место оно занимает в ряду других умений

Как оценить данное умение (приводится перечень необходимых материалов, описывается способ оценки и характеризуется тот уровень овладения умением, который должен быть достигнут)

Как учить (в основном, речь идет о специальных приемах, дополняющих общие указания из главы 3 книги 2).

Как располагаться, что делать, как играть. Такой пункт вы найдете во многих параграфах, посвященных первым навыкам общей моторики. В нем рассказывается о том, как стимулировать моторное развитие малыша в процессе обычного ухода за ним.

Игровое время и участие в повседневных занятиях. В этом пункте рассказывается о том, как помочь ребенку овладеть этим умением в неформальной обстановке. Вполне возможно, что ваш малыш многому сможет научиться именно в естественных условиях.

Закрепление и развитие умения. Сведения, излагаемые в этом пункте, помогут вам сориентироваться в том, что нужно делать, чтобы ребенок научился применять свои новые умения на практике и развивать их дальше.

Не каждая задача требует всей этой информации. Многие занятия строятся так, что отличить "урок" от игры просто невозможно. Часто оказывается ненужным приводить специальные упражнения для закрепления и развития умения, поскольку этому служат последующие параграфы того же раздела. Вы обнаружите также, что некоторые группы представлены не так, как остальные. Например, в книге, посвященной самообслуживанию и социальным навыкам, материал подается следующим образом: сначала мы последовательно показываем, как нужно оценивать каждый навык, а затем, одну за другой, рассматриваем методики обучения. Для каждой группы умений мы выбрали тот порядок изложения материала, который позволил наиболее важную информацию представить максимально ясно. Если в процессе работы над каким-то умением у вас возникнут вопросы, обратитесь к вводным замечаниям, которые всегда помещаются в начале раздела.

Еще раз хочется напомнить о том, что материал, который представлен в каждом из разделов, готовился тщательнейшим образом. При этом всегда имелась виду главная цель - помочь вам заниматься с ребенком. Описания способов оценки каждого умения понадобятся вам в том случае, если вы захотите, чтобы ваши оценки соответствовали стандартам, принятым в Центре Маккуэри. Что касается всего остального, то мы не стремимся ограничить вас, и будем рады, если наша информация послужит вам ориентиром, вспомогательным средством, толчком к рождению ваших собственных идей. Хотя нам трудно было избежать поучительного тона, мы вполне сознаем, что своего ребенка знаете только вы, и только вы можете оценить, насколько эффективны те или иные приемы и наши предложения вообще.

 

 

Словарь терминов

 

В этой главе мы приводим словарь терминов, встречающихся в Маленьких Ступеньках - терминов, которые, может быть, вам не знакомы или будут использоваться в непривычном для вас значении.

Веха в развитии. Это умение, которым к определенному возрасту овладевает большинство детей. Термин "веха в развитии" часто употребляется тогда, когда нужно отметить, что ребенок достиг определенного уровня развития.

Веха Смотри Веха в развитии.

Возраст, соответствующий уровню развития. Этот возраст определяется уровнем развития, которого достиг ребенок. Он не обязательно равен хронологическому возрасту. Он вычисляется с помощью специально разработанного теста путем сопоставления умений ребенка с возрастом, в котором эти умения обычно формируются у среднестатистического ребенка.

Восприятие речи. К этой области развития относится способность реагировать на речь других людей и понимать ее.

Группа умений. Группа умений - это набор тесно связанных между собой умений или навыков, расположенных в той последовательности, в какой они обычно осваиваются естественным образом - так, что каждое последующее умение основывается на предыдущем - как ступеньки. Каждая область развития в Маленьких Ступеньках разбита на группы умений. Обычно дети работают над двумя или более группами умений из каждой области развития одновременно.

Дословесный (или довербальный). Мы используем этот термин тогда, когда говорим о способах общения с детьми, которые еще не умеют говорить. В этом случае используются не слова, а жесты и звуки. Термин "дословесный" предполагает, что словесная стадия - впереди. Однако навыки дословесного общения играют существенную роль и для ребенка, который будет продолжать общаться при помощи знаков.

Задачи. Это те цели, которые мы ставим перед ребенком, рассчитывая, что он достигнет их по прошествии небольшого отрезка времени. Задачи определяют, какие навыки малыш будет осваивать в течение этого отрезка времени. Задача формулируется так, что из этой формулировки мы узнаем, что сможет делать ребенок, когда овладеет соответствующим навыком.

К.И. Эта аббревиатура означает "Коэффициент интеллектуальности". К.И. ребенка определяется на основе специально разработанных тестов путем определения возраста, соответствующего его уровню развития, и соотнесения этого возраста с хронологическим. Средний К.И. равен 100. Если К.И. окажется больше 100, значит возраст, соответствующий уровню развития ребенка, больше хронологического. Если К.И. окажется меньше 100, значит возраст, соответствующий уровню развития ребенка, меньше его хронологического возраста. Упоминание о К.И. вы найдете в главе 1 книги 2.

Концепция; концептуальный. Концепция - это идея, представление. Концептуальные (когнитивные) навыки - навыки, требующие формирования представлений, и действий, основанных на этих представлениях.

Координация движений рук и глаз. Это способность ребенка доставать предметы, которые он видит, и манипулировать ими.

Навыки тонкой моторики. Тонкая моторика - это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц, обычно мышц руки и глаза. К навыкам тонкой моторики относятся: способность тянуться к предмету, хватать его, класть или ставить; способность рисовать, переворачивать страницы и т.д. К этой же области развития мы отнесли и концептуальные навыки, такие, как понимание, что предмет, не находящийся в данный момент в поле зрения, тем не менее, существует (неизменность существования предмета), решение несложных практических задач, способность подбирать предметы или картинки к образцу, сортировать их, а также навыки, подготавливающие ребенка к изучению школьных дисциплин.

Навыки общей моторики. Общая моторика - это двигательная деятельность, которая определяется работой крупных мышц тела. К этой области развития относятся все навыки, позволяющие ребенку держать головку, сидеть, ползать, стоять, ходить, сохранять равновесие, лазить и т.д.

Навыки, подготавливающие ребенка к изучению школьных дисциплин. Здесь речь идет о чтении, операциях с числами и об освоении таких абстрактных понятий, как цвет, размер, форма. В Маленьких Ступеньках эти навыки представлены в разделе "Тонкая моторика".

Неизменность существования предмета. Представление о том, что предметы и люди про



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.227 (0.014 с.)