Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-педагогическая и психологическая служба

Поиск

Социально-педагогическая и психологическая служба

 

 

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение леворуких детей

 

Витебск 2009

 

Печатается по решению педагогического совета УО «Государственный центр внешкольной работы Октябрьского района г.Витебска» 6 января 2009г.

 

 

Левша или правша? Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению леворуких детей / сост. О. В. Аксюта. – Витебск: УО «ГЦВР», - 2009. - с.63

 

В сборнике представлены материалы по психолого-педагогическому сопровождению леворуких учащихся.

Теоретический раздел касается проблем происхождения леворукости, ее связи с межполушарной асимметрией головного мозга и генотипом. Рассматриваются практические вопросы диагностики моторного, зрительного и слухового левшества, трудности жизнедеятельности в праворуком мире, подготовку леворуких детей к школе, подготовка к письму и обучение письму, снятие психического напряжения у леворуких и др.

Все рекомендации для педагогов, родителей опираются на тезис о том, что не надо ломать биологическую природу левшей переучиванием на письмо правой рукой.

Представлен в сборнике обзор методической литературы по проблемам левшества.

К сборнику прилагается СD-диск, содержащий демонстрационный материал.

Сборник будет полезен родителям, педагогам и практическим психологам, которым важно учитывать степень левшества у своих маленьких подопечных. А это, в свою очередь, поможет левшам преодолеть многие трудности, порождаемые необходимостью адаптироваться в праворуком социальном мире.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

I. Введение 4

II. Кто такие левши 5

1. Психологические и психофизиологические особенности

леворуких учащихся 5

2. Виды леворукости 8

3. Цена переучивания 9

4. Двуполушарное обучение 12

III. Психолого-педагогическое сопровождение леворуких 14

1. Как определить левшу? 15

2. Чем помочь левше: советы родителям и педагогам 22

3. Игры и упражнения 31

а) Коррекционно-развивающие игры для левшей 31

б) «двуполушарные» игры 41

4. Профессиональные предпочтения для левшей 47

IV. «Леворукие» успехи кружковцев УО ГЦВР 48

V. Обзор методической литературы по проблеме 50

VI. Используемая литература, интернет-ресурсы 56

VII. Приложения 58

 

«В природе движение идёт справа налево.

Все светила и их спутники описывают круговые пути

с востока на запад. У человека правая рука

развита лучше, нежели левая…

Завитки раковины, за редким исключением,

завернуты справа налево.

И если попадается раковина-левша,

знатоки ценят её на вес золота.»

Жюль Верн.

 

I. Введение

 

Левша - явление редкое и распространенное одновременно. Всюду, где собираются больше тридцати человек, обязательно есть левша.

Некоторые кружки УО «Государственный центр внешкольной работы Октябрьского района г.Витебска» посещают дети дошкольного возраста. Все чаще и чаще к нам в социально-педагогическую и психологическую службу родители приводят детей с подобной жалобой: «Мой малыш пишет (рисует, ест и т.д.) левой рукой. Что делать?» Обычно этот вопрос начинает волновать мам и пап перед поступлением в школу; способ действия левой рукой связывают с различными особенностями или отклонениями в развитии.

В большинстве случаев причины обращения за консультацией выглядят следующим образом.

1. Малыш с детства берет предметы, ест, пишет, рисует левой рукой. Это нормально?

2. Раньше ребенок все делал левой рукой, но его переучили (бабушка, няня, воспитательница в детском саду)! Не вредно ли это для дальнейшего развития?

3. Учитель (воспитатель, психолог) сказал, что мой ребенок левша, и у него могут возникнуть серьезные проблемы в обучении (развитии, поведении). Что делать?

4. Бывают и такие обращения: «В школе (детском саду, поликлинике) мне сказали, что у моего сына (дочери) – скрытое левшество (иногда говорят – парциальное левшество). Как быть?»

Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение от общепринятых норм (не обязательно патологическое) вызывает у них опасения. Порой взрослые стремятся во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты для его же удобства. Чаще других под подобную "перековку" попадают леворукие дети. Но вот стоит ли подвергать их такому "перевоспитанию"?

В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления.

Статистика свидетельствует, что количество левшей на земном шаре, по данным разных авторов, составляет от 2 до 8%, 80-81% правшей, а остальные - амбидекстры, то есть те, кто одинаково владеют обеими руками.

Ничего плохого в преобладании левых конечностей нет. Это никоим образом не является изъяном. Такие дети в интеллектуальном отношении нисколько не отстают от своих ровесников. Как известно, среди левшей много гениальных и талантливых людей: художников, архитекторов, актеров, спортсменов.

Правополушарные люди за лесом

не видят отдельных деревьев,

а левополушарные — за отдельными деревьями

не видят леса.

Б. Белый

II. КТО ТАКИЕ ЛЕВШИ

Психологические и психофизиологические особенности леворуких учащихся.

Виды леворукости

Группу леворуких, несмотря на ее малочисленность, нельзя назвать однородной средой. Существует леворукость различного происхождения (генетически закрепленная леворукость, патологическая леворукость, вынужденная леворукость и т.д.). Необходимо учитывать различные причины леворукости, а также дифференцировать сами понятия «леворукость» и «левшество». Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика. Чтобы обеспечить ребенку- левше успешность в обучении, родителям нужно знать о причинах его леворукости. Они могут быть разными.

 

Тех, кому удобнее работать левой, леворуких, как говорят ученые, можно разделить на 4 группы:

Первая — те, кто получил леворукость по наследству. Таких людей на планете 9–11%. У них ведущее полушарие — правое. Именно это полушарие отвечает у них за речь, чтение, логику. И количество таких левшей на планете не зависит от климата, от расы, не меняется от века к веку.
Вторая группа — так называемые компенсаторные левши. Представьте, что во время родов или тяжелой беременности у ребенка было травмировано левое полушарие мозга, которое отвечает за работу правой руки. Тогда ведущую функцию берет на себя правое полушарие и ведущей рукой становится левая. Такие компенсаторные левши рождаются при поздних беременностях, потому что эти беременности часто протекают сложно и заканчиваются сложными родами; в многодетных семьях, где у матери были частые роды; среди трех-четырех близнецов — то есть в тех случаях, когда условия для развития плода были неблагоприятными. Компенсаторных левшей среди нас сейчас 12–13%. Но их становится все больше в развитых странах, так как там рождается все больше поздних детей.
Третья группа — вынужденно леворукие, получившие в раннем детстве травму руки. Руки, а не мозга! Если ребенок правую руку сломал, обжег, прищемил на ней палец, он начинает эту руку беречь и старается все делать левой. Левая становится более тренированной рукой. Но когда малыш приходит в школу, выясняется, что левой он пишет плохо. Конечно, ведущее полушарие-то у него левое! Вынужденно леворуких — 2–3%.
Четвертая группа — самая малочисленная, меньше полпроцента населения. Это подражательные левши.

 

Можно выделить несколько типов леворукости, имеющей и различные особенности межполушарной ассиметрии:

ü леворукие дети, у которых центр речи в левом полушарии,

ü леворукие дети, у которых центр речи в правом полушарии,

ü леворукие дети, у которых центр речи в обоих полушариях

Есть и другие возможные варианты: ярко выраженные бытовые «левши», но графические амбидекстры, то есть дети одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой; ярко выраженные бытовые «правши», но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой и т.д.

Особо можно выделить, так называемых, переученных «левшей». Специальные исследования показали, что у переученных левшей (даже если в процессе переучивания не было сложностей) на всю жизнь остается более тонкая координация левой руки. Очень часто переученные левши только пишут правой рукой (причем почерк их далек, как правило, от совершенства), а все остальные бытовые и профессиональные действия выполняют все же левой рукой.

Важно учитывать и использовать то, что биологически заложено в ребенке. Заставляя леворукого ребенка работать правой рукой, мы пытаемся изменить не характер предпочтения руки, а переделать его биологическую природу.

 

Цена переучивания

 

Лингвисты установили, что на разных языках слово правый созвучно словам право и правильный, в то время как левый похоже на такие слова, как зловещий и разбитый. На левшей всегда смотрели как на некое отклонение от общепринятых норм: английское left-handed переводится не только, как леворукий, но и как неуклюжий, лицемерный, и как дефектный и лживый. Но справедливо ли это?

Кому из нас не приходилось слышать, как родители поучают своих детей: "Переложи карандаш из левой руки в правую", "Держи ложку правой рукой".

Некоторые родители считают своим долгом исправить «ошибку природы» и помочь «несчастному малышу». Понять родителей можно, ведь левше не так уж просто адаптироваться к праворукому миру, но вот правы ли эти родители?

Цена такой «помощи» нередко бывает излишне высокой – детские неврозы в виде «писчего спазма», тиков, заиканий, ночных страхов, недержания мочи. Добиваясь доминирования правой руки, родители могут нанести ребенку серьезную психическую травму, последствия которой сопровождают человека на протяжении всей жизни.

К чему это приводит? У многих леворуких детей такое насильственное переобучение способствует усилению раздражительности, вспыльчивости, несдержанности; кроме того, ухудшается засыпание, появляются ночные страхи: внезапно среди ночи во сне ребенок вскакивает, кричит, плачет, зовет мать. В отдельных случаях может появиться заикание. В школе такой ребенок отстает от сверстников в выполнении письменных заданий — пишет медленнее, с пропусками букв и слогов, необычайно коряво и с наклоном влево. Отсутствие успехов приводит к тому, что у школьника — левши пропадает желание учиться, о письме он думает с отвращением, по утрам при мысли о необходимости идти в школу у него снижается настроение.

Большинство переобучаемых детей через полгода — год постепенно овладевают навыками писать правой рукой, и острота невротических переживаний постепенно, обычно к 3-му классу, значительно сглаживается, однако эти переживания не проходят бесследно. В письме правой рукой дети-левши никогда не достигают того совершенства, которое было бы свойственно им при письме левой рукой, при этом они совершают ошибки, типичные для переобученных левшей. По мнению некоторых ученых, в характере и поведении таких детей фиксируются некоторые нежелательные перемены. Таким образом, насмешки товарищей по своим последствиям для леворуких детей — меньшее зло, чем их насильственное переобучение.

Родители и педагоги не учитывают того, что изменять нейрофизиологические межцентральные связи мозга, заложенные самой природой, опасно. Многие переобученные левши всю жизнь дублируют те автоматизированные программы, которые лежат в основе письма — сначала эта программа проигрывается в правом, доминантном полушарии мозга, затем переносится в левое полушарие, координирующее движения правой руки, т. е. необходимый навык осуществляется неэкономно, с излишними затратами.

 

Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.

Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют их при переучивании. Во сне такие малыши часто переживают дневные неприятности в преувеличенном виде. Утром они встают вялыми, не отдохнувшими, капризными. Состояние страха усугубляется замечаниями взрослых или насмешками со стороны сверстников над леворукостью. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, могут исчезнуть.

Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к этому «недостатку». Когда родители при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, а взрослые расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. В итоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи. Напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим остаются на долгие годы. Выходит, что старания взрослых облегчить жизнь своему чаду могут попросту исковеркать ее. Бывает у переученных леворуких и невротическое заикание, и невротическое недержание мочи (энурез) и тики - назязчивые непроизвольные движения (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом). Подобные проявления редко вызывают беспокойство взрослых, чаще всего их принимают за кривляние, дурачество. Насмешки и передразнивания сверстников, раздражение воспитателя, замечания родителей делают свое дело. Нарушения закрепляются. Ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Как правило, тики не связаны непосредственно с выполнением каких-либо заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает. Кроме того, у детишек могут проявиться истерические неврозы. Перед уходом в детский сад или накануне какого-нибудь важного, волнующего события у малыша может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: ребенок с громким плачем падает навзничь, беспорядочно колотя по полу руками и ногами. Для крохи это безвыходная ситуация. Образуется тот порочный круг, разорвать который по силам только взрослым.

В 1985 году произошло большое событие в мире левшей. Эксперимент по переучиванию «левшей на правшей» потерпел неудачу.

К счастью, сегодня педагоги и вос­питатели иначе подходят к обучению левшей. В большинстве школ переучивание таких детей не приветствуется. К ребенку стараются применять особую методику, при этом, не привлекая вни­мания к его леворукости одноклассни­ков, как было раньше. Так, например, левшу сажают с левой стороны парты, чтобы при письме или рисовании он не мешал локтем своему соседу - правше. А тот, соответственно, ему.

 

Двуполушарное обучение

Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная. Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Увы, люди в большинстве своем игнорируют неисчислимые возможности, таящиеся в правой половине мозга. До сих пор еще существует недооценка значения интуиции и интуитивного познания.

Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга, и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь, речь). К началу школьного обучения функции полушарной асимметрии становятся более обозначенными.

Одно из полушарий связано с логическим началом, а другое - с образным, художественным. Путь к гармонии лежит через слияние двух этих начал. Но сложилась парадоксальная ситуация: все школьные учебники апеллируют практически только к логическому мышлению, только к левому полушарию.

Правое полушарие мозга, которое несет в себе колоссальные возможности, используют не более чем на 10%. Хотя так важно и так естественно задействовать в процессе обучения "на равных", параллельно, оба полушария мозга! Так, в современной педагогической науке родилась идея соединить в обучении два подхода: логический и ассоциативно-образный.

Необходимо каждую тему, каждое понятие в подаче материала рассмотреть как бы "в свете двух прожекторов", поместить его в точку пересечения двух лучей - логического и образного, от левого полушария и от правого, то есть выстроить учебный материал таким образом, чтобы он был обращен и к логике, и к образному мышлению. Тогда возникает что-то вроде объемного видения. Это можно условно назвать стереоскопическим эффектом. Процесс и результат обучения при этом качественно меняются. Причем в выигрыше оказываются и "левополушарные" дети. Ведь они тоже обделены школьной системой, которая эксплуатирует то, что они умеют, и почти не помогает им расширить свои возможности и "увидеть" мир правым полушарием мозга.

Американский психолог Пол Торренс первым исследовал большие группы людей, определяя, какой тип мышления у них преобладает - лево- или правополушарный. Набрав большую статистику, он выделил четыре типа мышления:

левополушарный - с преобладанием логики и анализа;

правополушарный - с преобладанием эмоций, интуитивного и образного подхода к проблемам;

смешанный - когда то или иное полушарие "включается" в зависимости от ситуации;

интегрированный - когда оба подхода используются одновременно.

Именно интегрированный тип способствует наиболее гармоничному межполушарному взаимодействию. Когда полушария функционируют правильно, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве. Таким образом, устанавливается гармония целей, и ни одно полушарие не вмешивается в работу своего партнера. Каждое из них поддерживает другое и делает то, что у него лучше всего получается. Иными словами, каждое занимается своим делом и не мешает работать партнеру. Полушария помогают друг другу практически во всех наших действиях.

  Для создания метафор поэт использует правое полушарие, полет фантазии также обеспечивает правое полушарие, однако процесс перевода его чувств в словесную форму или, иными словами, подбор слов осуществляет левое полушарие. Правое полушарие помогает архитектору привести в соответствие пространственные взаимосвязи и эстетический образ, который он стремится создать. Тем не менее, все расчеты и измерения производит левое полушарие. Ученому левое полушарие помогает анализировать рассматриваемую проблему, но правое полушарие часто интуитивно подсказывает такие ходы, с помощью которых разрешаются самые сложные загадки.

Наиболее эффективная творческая работа становится возможной тогда, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

Однако ни в каком случае нельзя забывать, что, хотя при выполнении практически любой работы правое и левое полушария действуют вместе, они обрабатывают информацию по-разному, и степень активизации полушарий зависит от специфики выполняемой задачи.

У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно полушарие (левое). Более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности - не полностью выполняет свои функции, потому что оно забито более сильным. Кроме того, слабое полушарие очень вяло участвует в действиях, требующих двойного контроля. Так что от распространенного сегодня традиционного подхода страдает не только небольшое количество переученных левшей, но и основная масса населения - правши.

Давайте на секунду отвлечемся: попробуйте ударить мяч левой рукой, напишите что-нибудь или нарисуйте человечка. Получается? Не очень ловко, но получается. Но ведь левую руку никто не учил всем этим непростым движениям, значит она "под шумок" незаметно выучилась сама, пока мы обучали правую. Но можно учить и "наоборот": если всем навыкам мы начнем учить и левую руку, это создаст существенные резервы для еще более совершенной работы правой руки.

Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, ДВУРУКИМ. Его нужно учить на "двурукость". Обучение должно быть построено таким образом, чтобы более слабый мозг был активным помощником сильного, а не его пассивным придатком. Развивая эту тему взаимной помощи мозговых полушарий, удобно привести пример коридора, по обеим стенам которого повешены зеркала. При активности обоих полушарий происходит многократное отражение и усиление их деятельности (как зеркала в коридоре много раз повторно отражают объект и его отражения друг в друге).

Интересно, что в очень многих методиках уже давно используют принципы двуполушарного обучения:

Ø Методики ТРИЗ

Ø Приемы эйдетики

Ø основы психотренинга

Ø педагогика Монтессори

Преимущества гармоничной работы полушарий мозга огромны. Это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека.

В разделе «Двуполушарные игры» (стр.41) можно найти игры и упражнения, в которых использованы принципы двуполушарного обучения. Мы рекомендуем педагогам, руководителям кружков использовать их на занятиях с детьми.

 

Опросники

Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод ее количественной оценки с помощью опросников, содержащих от 5-ти до 20-ти вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Обычно в опросниках спрашивается о тех двигательных навыках человека, которые формируются у него под влиянием среды.

Опросники для определения рукости содержат стандартный набор вопросов: какой рукой человек пишет легче и красивее, какой рукой бросает мяч, зажигает спичку, режет ножом, ножницами, роет лопатой землю, раздает карты, вдевает нитку в иголку, забивает гвоздь, отвинчивает крышку, держит зубную щетку, веник, расческу и т. д.

Однако, любой опросник — это самооценка, а специальные исследования доказали, что она не всегда совпадает с объективной оценкой рукости. Особенно сложно использовать опросники при работе с детьми. Поэтому предпочтение отдается проведению диагностики в ходе непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна, чаще используется, выполняет движения более ловко и точно.

Традиционные тесты

Существуют специальные батареи тестов (по 20 и более заданий) и их сокращенные варианты.

Есть и отдельные тесты, традиционно используемые для определения леворукости. Одним из хорошо известных является переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. Несмотря на большую популярность, тест мало информативен.

Второй столь же известный — «поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.

Третий — аплодирование. У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.

Очень интересны и информативны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование (круга, квадрата, треугольника). Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Учитывая, что скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей, можно использовать разные виды заданий на определение скорости и силы правой и левой руки.

Силу ведущей и неведущей руки можно измерить ручным динамометром. Эту процедуру необходимо проводить три раза и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая неведущую на 2 кг.

Советы Ф. Кречмера

Определение рукости у детей лучше проводить при оценке выполнения различных действий.

По мнению немецкого исследователя Ф. Кречмера, для определения рукости нужно посмотреть, как ребенок выполняет следующие действия: поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-молнию, зажигает спички, вынимает пробку из ванны и т. д. Предпочитаемая рука может быть определена при рисовании правой и левой рукой узоров и кругов. Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку и при этом движения выполняются легко и точно, то он — левша.

Однако использовать описываемые Ф. Кречмером задания не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где — ребенок, как дается инструкция.

Непросто использовать рекомендацию проводить исследования рукости в процессе соревнования, чтобы дети не догадались о цели заданий. Среди заданий предлагаются следующие: вытереть классную доску, вырезать ножницами фигуру, узор, поднять предмет (мяч) с пола, сложить фишки в коробку. Во всех случаях важно соблюдать условия тестирования, о которых мы расскажем подробно.

Задания М. Озьяс

При проведении обследования детей особое внимание уделяется выполнению графических заданий и бытовых действий. По мнению французской исследовательницы М. Озьяс, в том случае, когда определение рукости вызывает какие-либо проблемы, необходимо проводить полное обследование, включающее 20 заданий, в иных случаях можно применить сокращенный вариант.

Задания (полный набор)

1. Завинтить крышки на бутылках.
2. Зажечь спички.
3. Разрезать бумагу ножницами.
4. Наколоть, нанизать (стержень или иголку необходимо вставлять в небольшое отверстие пуговиц, бусин, геометрических фигур).
5. Почистить обувь щеткой.
6. Намотать нитку на катушку.
7. Перелить воду из одного сосуда в другой.
8. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
9. Отвинтить гайку (рукой, ключом).
10. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.
11. Разложить (раздать) карточки (карты).
12. Проколоть дырочки (5–6 ударов).
13. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
14. Продеть нитку в иголку.
15. Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
16. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
17. Достать бусинку ложкой из стакана.
18. Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
19. Закрыть, открыть молнию на сумке.
20. Взять стакан и сделать несколько глотков воды.

 

В тех случаях, когда выбирается рука для письма, М. Озьяс советует обратить внимание на следующие задания: зажигание спичек, накалывание бусин, пуговиц, переливание воды, прокалывание дырочек, раскладывание карточек, стирание ластиком рисунка, отряхивание, капание из пипетки, доставание бусинки из стакана, звонок в колокольчик (всего 10 заданий).

В сокращенной батарее тестов нет графических заданий, это в основном бытовые действия, требующие точности, ловкости, точной координации движений. И самое главное — все действия непривычны,ненатренированы, что, по мнению автора, позволяет получить точную картину превосходства одной руки над другой.

Как найти ведущий глаз

Тесты на определение ведущего глаза более разнообразны.

1. Самый простой из них — подзорная труба. Считается, что для разглядывания в подзорную трубу используется ведущий глаз. Можно свернуть в трубочку лист бумаги, проклеить место соединения и попросить ребенка посмотреть в «подзорную трубу». Напоминаем, трубу, как и любые другие предметы, используемые для определения левшества, следует положить перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.

2. Проба Розенбаха. Можно поставить ребенка лицом к окну на расстоянии 3–4 м, дать ему в вытянутую руку карандаш и попросить, держа карандаш вертикально, совместить его с вертикальной линией рамы. При закрывании ведущего глаза карандаш резко смещается. Если ведущий глаз правый, то при его закрывании карандаш смещается вправо, если ведущий глаз левый, карандаш смещается влево. При закрывании неведущего глаза карандаш остается на месте.

3. Проба Литинского. При выполнении этой пробы взгляд сначала фиксируется на кончике указательного пальца, а затем палец приближается на 2–3 см к переносице. Ведущий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации и удерживает ее, а неведущий совершает горизонтальные движения отведения и приведения.

Способы определения ведущего уха

1. «Часы». Ребенку предлагают наклониться и послушать, как тикают часики, лежащие перед ним на столе. Он будет слушать тиканье ведущим ухом. По условию ребенок не должен брать часы в руки.

2. «Телефон». Тест аналогичен предыдущему, только изменился атрибут – вместо часов телефонная трубка.

 

Часто взрослые — и педагоги, и родители — придерживаются такой позиции: «Какую руку чаще использует, такой пусть и пишет». Но одно дело выполнять привычные бытовые действия, другое — письмо. Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (то есть могут быть «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство», характеризующее преимущественное владение левой или правой рукой в бытовых действиях (то есть могут быть «бытовые левши» и «бытовые правши»).

Есть дети — амбидекстры (одинаково хорошо владеющие и правой и левой рукой) и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Здесь нужен индивидуальный подход. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты:

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, то есть дети, одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой.

Как правило, эти дети — левши, но их переучивали с раннего детства дома или в детском саду, при рисовании поощряли работу правой рукой. Такие дети легче обучаются письму, если они пишут левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково хорошо правой и левой.

На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки или нарушение ее моторных функций. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Эти примеры показывают, как важно вовремя и правильно определить ведущую руку. От взрослых требуются внимание и терпение. Во всех случаях нужно с пониманием отнестись к желанию ребенка работать той или иной рукой.

2. Чем помочь левше: советы педагогам, родителям
Искусство адаптации левши за тысячелетнюю истории дискриминации освоили превосходно - на оценку "отлично", поэтому нам не всегда очевидно, сколько проблем левшам доставляет этот неправый мир для правых. Все же, правшам стоило бы присмотреться к левшам и их проблемам, а также поучиться их выходу из постоянно возникающих кризисов.

Рекомендации родителям: готовим к школе

Согласно статистике на школьный класс приходится один-два леворуких ребенка. И, несмотря на то, что левая рука такого малыша действует ничуть не хуже, чем правая у его одноклассников, а иногда и лучше, ребенок может испытывать дискомфорт. И дискомфорт этот связан не только с тем, что он чем-то отличается от сверстников, что само по себе весьма болезненно переживается в этом возрасте, но и с тем, что тетрадь у такого школьника будет лежать не как у всех остальных детей, он будет иначе держать ручку. Поэтому у ребенка могут возникнуть дополнительные сложности в обучении письму.

Но, как правило, проблемы психологического плана, связанные с леворукостью у ребенка возникают по вине значимых взрослых – родителей, родственников, воспитателей, учителей. В ваших силах сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя в чем-то «неправильным». Не заостряйте внимания на этой особенности ребенка и не позволяйте делать это другим. Не сравнивайте своего ребенка с праворукими одноклассниками, ориентируясь именно на этот аспект.

Расскажите ребенку о великих ученых, художниках, спортсменах, артистах левшах. Благо леворуких гениев предостаточно: Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Джуди Гарланд, Джордж Бернс, Льюис Кэрролл, Альберт Эйнштейн, Пол Маккартни, Ринго Старр, Юлий Цезарь, Мерилин Монро, Владимир Путин, Том Круз, Рафаель Надаль, Елена Исинбаева – лишь немногие из них. И, конечно, малышам-левшам будет очень интересно послушать про искусника Левшу, о котором миру поведал Лесков (тоже кстати левша).

Особенности организации познавательной сферы ребенка-левши могут выразиться следующим образом:

1. дети плохо справляются с рисованием геометрических изображений, их последовательностей, с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.

2. дети часто искажают форму и пропорции фигур при их графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; смешение при письме близких по конфигурации букв (т-п, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за) и т.п.

3. Для леворуких детей характерна особая стратегия обработки материала, «раскладывание по полочкам» и на основании такого анализа строится целостный образ предмета. Отсюда возникает медлительность.

4. Проблемы внимания, трудности в переключении.

Не стоит пугаться такого значительного перечня возможных сложностей. У каждого ребенка свой набор сложностей, и праворукие дети от них, к сожалению тоже не застрахованы. Надеюсь, что ни одна из перечисленных проблем не возникнет вашего ребенка, но подстраховаться не помешает.

Кроме того, одна из наиболее важных особенностей леворуких детей – повышенная эмоциональность, тревожность, обидчивость. Часто им характерны повышенная утомляемость в следствие специфики работы полушарий головного мозга.

Зная о возможных сложностях, стоит попытаться свести к минимуму риск их появления. Поэтому подготовку к школе стоит начать заранее. Педагоги и психологи разработали множество упражнений и игр, которые помогут ле



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.34 (0.025 с.)