Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов

Поиск

И родителей

ü Ребенок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообразных, стереотипных действиях с игруш­ками. Ролевой репертуар беден.

ü В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения других играющих по изменению сюжета принимает, но затрудняется со­ответственно изменить рисунок своей роли. Часто оставляет общую игру до ее завершения.

ü Знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим. При попытках объяснить не заботится о том, чтобы быть понят­ным партнеру, раздражается, выражает недовольство, если сверст­ник задает вопросы.

ü В играх с готовым содержанием упускает отдельные правила. Воз­можности саморегуляции с позиции игровых правил снижены.

ü Не проявляет настойчивости в решении игровой задачи, если это требует интеллектуальных усилий (развивающие игры, головолом­ки) — отказывается от игры, сразу обращается за подсказкой и помощью или переводит игру в простое манипулирование с игро­вым материалом.

Развитие социальных представлений о мире людей,

Нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками,

Эмоций и самосознания

Ребенок входит в мир социальных отношений.

Познает себя и других

Задачи воспитания и развития детей

1. Воспитывать гуманистическую направленность поведения, раз­вивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжела­тельность, начальные социально-ценностные ориентации.

2. Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, помогать детям осваивать правила поведения в общественных местах и правила уличного движения.

3. Продолжать обогащение опыта сотрудничества, дружеских вза­имоотношений со сверстниками и взаимодействий с взрослыми.

4. Развивать начала социальной активности, желаний на правах стар­ших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам, в подготовке театрализо­ванных представлений для детей и взрослых (педагогов и родителей).

5. Развивать положительное отношение к школе и учителю, инте­рес к школьному обучению и активное стремление к будущей соци ально-личностной позиции школьника.

6. Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувство собственного досто­инства, самоконтроля и ответственность за свои действия и поступки.

7. Формировать представления о мире, о многообразии стран и народов мира, о некоторых расовых и национальных особенностях, нравственных качествах, социальных ролях людей; развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры жизни разных народов.

8. Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране. Воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей, формировать начала гражданствен­ности.

Решение данных задач требует организации содержательной жизни детей, наполненной интересными событиями, совместными делами, играми, возможностями выбора каждым ребенком деятельности по интересам, средств осуществления замысла, партнеров. Объединяю­щим началом образовательного процесса становится перспектива по­ступления в школу и осознание детьми роста самостоятельности, своих успехов и возможностей, что постоянно поддерживается воспи­тателем в контактах с детьми.

Основными методами осуществления задач выступают следующие.

Реальные и условные, проблемные практические и проблемно-игро­вые ситуации, связанные с решением социально и нравственно зна­чимых вопросов.

Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми.

Участие детей в совместных проектах, в том числе с привлечением взрослых (родителей, педагогов), что дает возможность получить опыт разновозрастного взаимодействия.

Сотрудничество детей в деятельности гуманистической и социаль­ной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами).

Совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания.

Этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, о городе, родной стране, мире.

Экскурсии (город, школа), наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями.

Игры-путешествия по родной стране, городу, по странам мира.

Общение с малышами, школьниками, учителем.

Чтение художественной литературы, рассматривание картин, ил­люстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей, школа и т. п.).

Образовательная область «Социализация» тесно интегрируется с большинством других образовательных областей: «Труд», «Безопасное поведение», «Коммуникация», «Художественная литература», «Изо­бразительная и музыкальная деятельность», «Познание», в которых происходит дальнейшее обогащение социально-личностного опыта детей, развиваются социально-ценностные ориентации и представле­ния, формируется готовность к школьному обучению, стремление к новой социальной позиции школьника, происходит развитие детского самосознания.

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Люди (взрослые и дети). Разнообразие социальных и профессио­нальных ролей людей. Человек как исследователь (ученый, астроном, космонавт и другие), как отважный первооткрыватель новых земель (яркие факты из жизни известных мореплавателей, путешественников, полярников), как созидатель (архитектор, скульптор, художник, инже­нер). Нравственные качества людей, их проявления (доброта, справед­ливость, ответственность, уважение, чувство собственного достоин­ства). Жизнь человека как ценность. Заботливое отношение к людям с физическими недостатками.

Элементарные представления о многообразии стран и народов мира (представители «белой», «черной», «желтой» рас), некоторые особен­ности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия. По­нимание (из рассказов воспитателя, детской литературы, видеоматери­алов), что люди стремятся к миру, выступают против войны, хотят сде­лать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Знание некоторых мелодий, песен, сказок, танцев народов мира. Толерантность по отношению к людям разных национальностей.

Богатство эмоционального мира человека, внешнее выражение разных эмоций, созвучность эмоциональных переживаний с приро­дой, музыкой, поэзией. Отражение эмоционального мира человека в живописи, музыке, литературе.

Взаимосвязь людей в обществе. Некоторые сведения, отдельные яркие факты из истории и культуры общества (как жили первобытные люди, как люди одевались в разные времена, как развивались средства связи между людьми в обществе и другие сведения). Отношение к детям в современном обществе, ожидания взрослых относительно детей — их поведения, знаний, действий, личных качеств, обучения в школе (какими нас хотят видеть взрослые).

Правила и нормы культуры общения со взрослыми и детьми (сверстниками и малышами), отношение к пожилым людям, инвали­дам. Правила поведения в общественных местах, правила уличного движения, правила безопасного поведения.

Некоторые представления о жизни детей в других странах, об играх, любимых занятиях детей разных народов. Понимание того, что везде дети уважают старших, любят своих родителей, опекают малы­шей, оберегают все живое, защищают слабых.

Шестилетки — самые старшие среди детей в детском саду, они показывают другим хороший пример, заботятся о малышах, помогают взрослым, готовятся к школе.

Школа. Представления о школе, школьниках, учителе. Стремление к школьному обучению, к освоению чтения, письма, к новым знани­ям. Знание стихов, песен о школе, школьниках.

Семья. Семейные и родственные связи, профессии близких людей, досуг семьи, взаимные чувства, правила общения в семье, ценности отношений, семейный бюджет, семейные традиции, значимые и па­мятные события, некоторые сведения о родословной семьи.

Родной город. Герб города, улицы, некоторые архитектурные осо­бенности, достопримечательности города, общественные учреждения, их назначение, транспорт, труд и отдых людей, сведения об истории города и выдающихся горожанах, традиции городской жизни.

Родная страна. Государственные символы, столица и крупные го­рода России, ее природа. Президент, некоторые выдающиеся люди России (писатели, поэты, художники, космонавты), общественно-зна­чимые события, стихи, песни, картины о родной стране.

 

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Люди (взрослые и дети). Воспитатель поддерживает интерес детей к жизни людей в обществе: побуждает задавать вопросы о событиях в горо­ де, стране, делиться впечатлениями; различать людей разного возраста и пола, профессий на картине, фото, в скульптуре, в жизни; обобщать

разные изображения людей по возрастному, половому признакам, по профессии. Развивает и обогащает понимание детьми того, что все вокруг создано трудом людей многих профессий, как важно ценить и сохранять все, что создано людьми (техника, книги, музеи и пр.).

Педагог обсуждает с детьми яркие факты из жизни людей разных профессий, рассказывает о том, какие качества нужны людям разных профессий: смелость — военным, космонавтам, летчикам, каскадерам; доброта и внимание к людям — врачам; ловкость — артистам цирка; любовь к животным — ветеринарам и т. п. На наглядных примерах, в процессе обсуждения ситуаций, поступков литературных героев акцен­тирует внимание детей на нравственных качествах, необходимых всем людям (взрослым и детям): доброта, правдивость, справедливость, от­ветственность за слова и действия, готовность прийти на помощь, вежливость, уважение к старикам.

На основе чтения художественной литературы, рассматривания картин, фотографий, обсуждений с воспитателем дети представляют и отражают в речи общий ход возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой, пожилой, старый человек. С помо­щью набора картинок или рисунков воссоздают последовательность возрастного развития человека. Правильно понимают и отвечают на вопросы «Кто старше?», «Кто моложе?», «Кто самый младший?», «Кто самый пожилой?».

Понимают, что все взрослые когда-то были детьми. Вместе рас­сматривают детские фотографии родителей, сравнивают их со своими фотографиями, отмечают сходство и отличие («Мы с мамой похожи», «У меня такие же кудрявые волосы, как у папы в детстве»).

В игровом задании воспитатель предлагает выбрать из многих пред­метов те, что удовлетворяют потребности детей разного возраста и пола (одежда, обувь, игрушки), или по набору предметов сделать заключение о том, детям какого возраста и пола они нужны (соска, коляска, погре­мушка; велосипед, самокат, ленточки, бантики, кукла и прочее).

Педагог вовлекает детей в беседы на темы морали: обсуждает с ними ситуации и поступки, в которых проявляются нравственные качества лю­дей (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, прав­дивый, смелый), помогает раскрывать их смысл с помощью конкретных примеров; используя детскую художественную литературу, помогает свя­зывать моральную оценку с личностью и поступками конкретных литера­турных героев (веселый, как Буратино, злой, как Карабас-Барабас и т. п.).

Воспитатель привлекает внимание детей к многообразию стран и народов мира (представители разных рас), к некоторым особенностям их внешности, национальной одежды, типичным занятиям (см. под­раздел «Родная страна, мир»).

Эмоции людей. Дети учатся различать и называть широкий круг эмо­ций: радость, грусть, любовь, удивление, страх, нежность, печаль, злость, восхищение. Понимают, что окружающие люди могут испыты­вать разные эмоциональные и физические состояния, это проявляется в особенностях мимики, жестов, движениях, интонации и силе голоса.

Умеют по совету воспитателя и самостоятельно выбрать линию по­ведения по отношению к старшим с учетом их эмоционального и фи­зического состояния (если взрослый огорчен проступком — попросить прощения, не повторять таких действий вновь; если взрослый устал после работы — проявить о нем заботу, предложить свою помощь).

Воспитатель обращает внимание детей на связь настроения взрослого и поступков ребенка («Маму обрадовало, что я...», «Папа рассердился, потому что я...», «Бабушка удивилась, потому что я...»), учит замечать, как меняется настроение, мимика лица человека в зависимости от ситуа­ции (мама радуется подарку; огорчается, увидев разбитую вазу).

Побуждает детей находить созвучие своего настроения (или других людей) и природы, музыки, поэзии, живописи: радость человека и весеннее пробуждение природы, грусть и осеннее увядание природы, печаль человека и печальная, грустная музыка. Обсуждает с детьми, какие чувства вызывает в них музыка, природа, те или иные события жизни, литературные произведения. Обращает внимание детей на не­которые образные средства, которые используются в изобразительном искусстве или музыке для передачи настроения человека (цвет, ком­позиция, интонация, темп). Поддерживает желание детей вновь про­слушать полюбившуюся мелодию, посмотреть любимые иллюстрации, видеоматериалы, поделиться с воспитателем своими переживаниями.

Педагог побуждает детей выразительно передавать в театрализован­ных играх, образных импровизациях и театрализованных этюдах раз­ные эмоциональные состояния людей в движении, мимике, словах, интонации, проявлять творчество и изобретательность в передаче об­разов и игровых ролей. Поощряет детей высказываться о своих чувст­вах, рассказывать о событиях, участниками которых они были, и свя­занных с этим переживаниях, отражать эмоции людей в рисунках.

Взаимоотношения и сотрудничество. Воспитатель продолжает раз­вивать у детей чувство «единой семьи», интерес к сверстнику, желание лучше узнать друг друга. Формирует привычку выражать по отноше­ нию к сверстникам доброжелательность, готовность к общению и со­трудничеству.

Вовлекает дошкольников в игровые ситуации, требующие умения самостоятельно описать особенности внешности сверстников или до­гадаться, о ком из детей группы идет речь по рассказу-описанию, по голосу (игры «Фоторобот», «Угадай, о ком идет речь?», «Словесный портрет моего друга», «Диктор радио»), или описать некоторые черты характера, увлечения и умения сверстника (хорошо рисует, придумы­вает истории, веселый и смелый).

Педагог развивает у детей организационные умения: планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замыс­ла, уметь договориться о распределении обязанностей в небольшой подгруппе, распределяя работу по способу общего и совместного труда. Дети учатся самостоятельно объединяться в подгруппы для со­вместной деятельности (игры, труда, экспериментирования с предме­тами и материалами), определять общий замысел, распределять роли, материалы, согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и характер взаимоотношений («играли дружно, и получился красивый дворец»).

Педагог организовывает ситуации, требующие самостоятельных согласованных действий детей по интересам и выбору: «Концерт по заявкам», «Минута славы» и т. п. (дети по желанию выступают парами, подгруппой, индивидуально и демонстрируют свои достижения). Во­влекает детей в обсуждение общих дел и событий в группе, побуждает высказывать свое мнение, вносить предложения (как лучше украсить нашу группу к празднику, как подготовить выставку поделок, как устроить парад костюмов, как открыть библиотеку).

Воспитатель предлагает детям научить сверстников тому, что они хорошо умеют: делать поделки из бумаги, играть в настольные игры, прыгать через скакалку. Воспитывает элементарную ответственность за свои действия и поступки: если совершил оплошность — разлил воду, насорил — убери, если нечаянно толкнул — извинись, помоги подняться, если пообещал — не забудь выполнить обещание. Обраща­ет внимание детей на негативные последствия для других неосторож­ных действий (толкнул, напугал, бросил камнем, песком), приучает к соблюдению требований безопасности поведения.

Поощряет стремление детей самостоятельно соблюдать установлен­ный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учи­тывать права других детей, соблюдать очередность, проявлять терпение, не вступать в ссоры, не перекладывать свою работу на других детей. Дети учатся использовать разные способы и приемы справедливого рас­пределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, предварительная договоренность). Педагог обсуждает с детьми причины конфликтов, разыгрывает сценки ссоры и- примирения, про­явления дружелюбия и взаимопонимания в общении или совместной деятельности (как вести диалог, какие действия совершать). Проводит этические беседы о дружбе, взаимопомощи, справедливости.

Мы самые старшие среди детей в детском саду. Следует обращать внимание старших дошкольников на то, что маленькие дети, младшие сестры и братья нуждаются в их заботе и внимании. Обсуждать, в чем конкретно может проявляться забота старших дошкольников о малы­шах: в помощи, защите, обучении, умении развлечь, утешить, доста­вить радость.

Воспитатель создает ситуации, побуждающие старших дошкольни­ков активно проявлять дружеское расположение, заботливое отноше­ние к детям младших групп: опекать их, играть с ними, помогать, показывать книжки, картинки, игрушки. Побуждает участвовать в шефстве над малышами. Формирует умение вовлекать малышей в по­движные или хороводные игры типа «Каравай», «Колпачок», «Кару­сель». Показывать простые сюжеты кукольного, пальчикового театра, театра марионеток, готовить для малышей театрализованный концерт: приглашать зрителей, рисовать пригласительные билеты, помогать удобно устроиться для просмотра, провожать в группу после концерта.

Педагог учит ребят приводить в порядок игрушки малышей: мыть, ремонтировать, готовить материал для занятий (нарезать квадратики и кружочки, разложить по конвертам). Обсуждает с ребятами темы раннего детства, сравнивает внешний облик и возможности малышей и шестилеток, рассуждает, чем можно помочь малышам, вспоминает случаи из своего раннего детства («Топ-топ, топает малыш», «Когда мы были совсем маленькими карапузиками»). Дети рассматривают картинки с изображением малышей и фотографии детей группы в младенчестве и раннем детстве.

В игровых ситуациях типа «Чьи это вещи?», «Кому нужны эти предметы?», «Чьи потеряшки?» старшие дошкольники умеют отбирать среди других предметы и игрушки, необходимые малышам. Рассмат­ривают кукол-младенцев, учатся пеленать их, петь колыбельные пе­сенки, рассказывать стихи о малышах, рассматривать картины, на ко­торых отражена любовь матери к маленьким детям. В беседе на тему «Мы растем» ребята обсуждают, какими они были раньше, что изме­нилось (чему мы научились, о чем узнали, что умеем делать, чему нам надо еще научиться, какие добрые дела можно сделать для своей семьи и детского сада).

Воспитатель привлекает детей к участию в жизни детского сада: принять участие в оформлении к новогоднему празднику, поздравлять с днем рождения сотрудников, вместе придумывать, как украсить участок, сделать кормушки для птиц, снежные фигуры. Дети учатся творчески использовать освоенные ручные умения для пользы своей группы и семьи (изготовление простейших пособий для занятий, ат­рибутов и игрушек для игр, подарков и сувениров, деталей костюмов и украшений для праздников).

Культура поведения. Воспитатель привлекает детей к обсуждению правил поведения в детском саду. Вместе с детьми создает и прини­мает «кодекс наших правил». Поощряет самостоятельность в выпол­нении правил. В практических ситуациях, театрализованных этюдах, в общении с воспитателем дети упражняются в выполнении правил культурного поведения. Учатся ориентироваться в своем поведении не только на контроль и оценку воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил.

Педагог обращает внимание детей на манеры поведения, соблюде­ние требований этикета. Обсуждает с ними вопросы типа «красиво- некрасиво», «так и не так» (как мы ходим, сидим, разговариваем, ведем себя в гостях, за столом и т.п.). В игровых и практических ситуациях мальчики и девочки учатся пользоваться вежливыми обо­ротами речи, проявлять внимание друг к другу (игровые ситуации «Ласковое имя», «Комплименты», «Волшебные слова», «Наш этикет»).

Особое внимание уделяется освоению детьми правил культуры по­ведения в общественных местах (в транспорте, магазине, театре, музее, кафе), правилам уличного движения, безопасного поведения. До­школьников вовлекают в игровые ситуации, имитирующие культуру поведения в общественных местах («Мы пришли в театр», «Мы посе­щаем кафе», «Мы в библиотеке» и т. п.).

Воспитатель анализирует и оценивает с дошкольниками разные ситуации общения детей со взрослыми и сверстниками (в жизни, на картинках, в книгах), выделяет причины и мотивы того или иного поведения детей, положительные или негативные действия, их воз­можные последствия, выражает свое отношение к происходящему, предлагает варианты решения проблемы с позиции правил культурно­го поведения и нравственных норм (добра, справедливости, вежливос­ти, гуманности). Знакомит детей со стихами, пословицами о вежли­вости, доброте, уважении к старшим.

Семья. Педагог стремится воспитывать у детей добрые чувства по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Обо- гащаются представления дошкольников о семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии отца и матери, родословная.

Воспитатель раскрывает детям на конкретных примерах, как под­держиваются родственные связи между людьми (разговор по телефону, переписка, посещение, подарки, помощь, поздравление).

При поддержке воспитателя в новой обстановке и самостоятельно в привычных условиях дети учатся выбирать правильную линию по­ведения по отношению к людям разного возраста; проявлять уважение к старшим: не нарушать их занятия без надобности, предложить свою помощь, проявить заботу, пропустить в дверях, подать оброненную вещь, предложить сесть, уступить место в транспорте.

Следует обратить внимание родителей на то, что в семье необхо­димо обеспечивать ребенку самостоятельность в самообслуживании (заботиться о чистоте тела и одежды, уметь привести одежду и обувь в порядок — почистить, попросить пришить пуговицу или вешалку и пр.), определить постоянные обязанности ребенка в быту — мыть чай­ную посуду, поливать растения, кормить домашних животных.

Воспитатель обсуждает с детьми семейные традиции, события, лю­бимые занятия членов семьи. Постоянно подчеркивает свое уважение к родителям детей, поддерживает у детей чувство гордости, любви к своему дому и семье. Рассказывает ребятам о своем детстве, семье, семейных традициях.

Вместе с детьми педагог создает фотоальбом или фотовыставку «Мама, папа, я — дружная семья», рассматривает семейные фотогра­фии, побуждает детей высказываться о своих впечатлениях, чувствах, мечтах.

Воспитатель и дети оформляют выставку детских рисунков о семье, готовят подарки и поздравительные открытки родителям к праздни­кам. Обсуждают, как лучше оформить открытки, как для этого можно использовать аппликацию, нетрадиционные изобразительные техни­ки, объемные украшения и т. п. В процессе работы рассуждают о том, как важно постараться и сделать открытку красивой, как будут радо­ваться мама и бабушка подарку. Дошкольники знакомятся со стихами, песнями, пословицами о семье, родителях.

Школа. Расширяются представления детей о школе и ее роли в жизни людей, о том, что школа открывает человеку окно в удивитель­ный мир знаний, что все люди разных профессий (врачи, писатели, создатели космических кораблей) учились в школе. Развивается инте­рес детей к школьным годам родителей, желание общаться в семье на школьную тему. Воспитатель предлагает детям расспросить родителей о том, как они учились, какие события из школьных лет им запомни­лись, в каких делах они принимали участие, когда учились в школе. У ребят развивается стремление стать школьником, гордость и уваже­ние к успехам родителей, желание быть похожими на них.

Педагог рассматривает с детьми картинки и фотографии на школь­ную тему, рассказывает, как учатся дети разных национальностей, в разных странах (Африка, Индия, Китай, Россия). Рассуждает о том, что люди стремятся к знаниям, преодолевают трудности, почему надо учиться и почему грамотный человек всегда «сильнее» неграмотного. Рассказывает детям о своих школьных годах.

Дети расширяют свои представления о содержании школьной жизни, об учителе и его роли в жизни человека, о качествах, необхо­димых школьнику.

Воспитатель организовывает экскурсии в школу, общение со школьниками, рисование на тему «школа», вовлекает детей в игры на школьные темы. Совместно с детьми оформляет в группе уголок школьника. Знакомит детей с песнями, стихами, рассказами, сказками о школе и школьниках.

Город. Воспитатель продолжает обогащать социальные представле­ния детей о жизни города, о профессиях горожан, работе обществен­ных учреждений. Уточняет знание детьми своего адреса, правил пове­дения в городе. Проводит экскурсии и прогулки по городу. Дошколь­ники рассматривают самые красивые дома, улицы, парки, узнают, какие есть магазины, кафе, как работают поликлиники, библиотеки, музеи, кинотеатры, где и как в городе можно провести свободное время, куда и как можно обратиться за помощью, как вызвать мили­цию, скорую помощь, пожарных. Дети знакомятся с гербом города.

Педагог вовлекает ребят в игру «Правила уличного движения», в игру-путешествие по городу, вместе они создают карту города, отра­жают на ней достопримечательности, названия главных улиц, объек­тов архитектуры. Дети узнают от воспитателя сведения об истории города, о выдающихся людях.

Следует привлекать старших дошкольников к участию в тради­циях и праздниках города: приветствовать ветеранов войны в дни памятных дат, совместно с родителями приносить цветы к памят­никам, участвовать в праздничных мероприятиях в детском саду и семье, включаться в созидательную деятельность по обустройству города (совместно с родителями высаживать цветы, деревья, ухажи­вать за ними).

Педагог стремится развивать в детях чувство любви к родному городу, желание беречь его красоту, проявлять заботу (участвовать в уходе за цветами на участке детского сада, в городских праздниках). Создает вместе с детьми макет «волшебного города», побуждает ребят отражать впечатления о городе в рисунках, в рассказах о будущем родного города «О каком городе я мечтаю», «Если бы я был волшеб­ником, какой город бы я построил», придумывать пожелания родному городу и людям, живущим в нем.

Родная страна, мир. Воспитатель продолжает обогащать представ­ления детей о России: это великая страна, в ней живут люди разных национальностей, есть много больших и малых городов, деревень. Природа России разнообразна и красива, много лесов, рек, озер, в земле залегает много полезных ископаемых. Люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой. Дети знакомятся с российской символикой — государственным флагом, гербом, гимном. Знают, что Москва — столица России, узнают на картинках или видео ее достопримечательности — Кремль, Красную площадь, Третьяков­скую галерею. Знают, что во главе страны стоит президент, знают имя действующего президента России. Воспитатель рассказывает детям о великих событиях в истории России: дела и победы Петра I, полет первого космонавта Ю. Гагарина в космос, День Победы и т. п. До­школьники узнают имена выдающихся людей России: художников, писателей, полководцев, космонавтов. Знакомятся с песнями, стихами о России, ее природе, людях. Все это призвано вызывать у детей чувство гордости своей страной, родным городом.

Обогащаются представления дошкольников о многообразии на­родов мира (представители «белой», «черной» и «желтой» рас), о некоторых особенностях их внешности, национальной одежды, ти­пичных занятиях. Воспитатель знакомит детей с музыкой, сказками, танцами народов мира. Идя навстречу детским интересам, с помо­щью картинок, видеоматериалов, театрализации осуществляет игро­вые воображаемые путешествия по разным странам, рассматривает сувениры, фотографии, принесенные детьми, побывавшими за гра­ницей.

Составляется красочное панно-коллаж «Наш удивительный и пре­красный мир», на котором каждый ребенок помещает вырезки из журналов, полюбившуюся картинку, свой рисунок или фото. Ребята рассматривают глобус.

На конкретных примерах педагог показывает детям, что люди стре­мятся к миру, выступают против войны, хотят видеть свою страну богатой и красивой, охраняют природу, чтят своих предков и выдаю­щихся людей, посещают памятные места.

Воспитатель и дети обсуждают, как живут их сверстники в разных странах, в какие игры играют, как можно выразить всем детям на земле свои дружеские чувства, как можно помочь голодающим или бедным детям (собрать посылку, передать и послать свои игрушки, сделать игрушки-самоделки и т. п.). Педагог вовлекает детей в акции миролюбия и охраны всего живого на земле через гуманные действия, театрализацию, рисун1Ш, аппликацию («Дружат дети всей земли», «Со­храним все живое на земле», «Пусть летят наши птицы мира», «Наши пожелания детям всей земли»).

Представление ребенка о себе. Я расту. Что я знаю о себе. До­школьники знают свое имя, отчество, фамилию, пол, национальность, возраст, дату рождения, место жительства, адрес, номер телефона, имя, отчество, профессии родителей, ближайших родственников, зна­менательные и памятные события в семье.

Умеют описать особенности своей внешности, некоторые черты характера, высказаться о своих склонностях и интересах («мне нра­вится...», «меня очень интересует...», «я хотел бы узнать о...»). Отме­чают черты сходства с родителями.

Знают особенности своего организма, которые необходимо учиты­вать в повседневной жизни («Мне нельзя есть апельсины, у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).

Дошкольники интересуются событиями детства и жизни своих ро­дителей и близких, проявляют интерес к своей родословной. Гордятся своей семьей, своими близкими, умеют выразить им свою любовь, готовность помочь.

Рассказывают о своем детстве, сравнивают свои возможности и умения в настоящем времени и в раннем детстве, ощущают свое взросление и самостоятельность, высказываются о своих достиже­ниях («Я научился...», «Я умею...», «Раньше не получалось, а те­перь...»). Умеют осмыслить и словесно выразить свои переживания, настроения, чувства («Я мечтаю о...», «Меня волнует...», «Я жду, когда...»).

Проявляют интерес к жизни людей, к событиям в стране и мире, к некоторым фактам истории. Выражают избирательный интерес к каким-то сторонам действительности и видам практической деятель­ности. Стараются быть настойчивыми в поиске ответа на возникшие вопросы (экспериментировать, пытаться найти аналоги с известным, просить объяснения у старших).

Владеют элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий или своей работы с образцом. Учатся находить ошибки и исправлять их, быть настойчивыми в том, чтобы научиться новому, преодолевать неуверенность. Рассказывают о своих друзьях, об их лич­ностных особенностях, о совместных играх, увлечениях, планах. Вы­ражают некоторую критичность по отношению к своим результатам, стремятся преодолеть свои недостатки, переживают отрицательные чувства в случае совершения неправильного поступка.

Задумываются о своем будущем: «Что будет в школе? Кем я буду, когда стану взрослым?» Имеют представление о школе, жизни школь­ников; стремятся к школьному обучению. Знают о школьных годах родителей, старших братьев и сестер. Проявляют стремление к овла­дению грамотой и самостоятельному чтению. Радуются предстоящему началу школьного обучения.

Проявляют чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление не повторять действия или поступки, которые вызывают отрицательное отношение окружающих, испытывают чувство удовле­творения от хорошо и красиво выполненной работы. По-доброму от­носятся к людям, ко всему живому. Мечтают о благородных поступ­ках, воображают себя в роли защитника слабых, в роли носителя добра и справедливости («Я добрый волшебник», «Я изобрету новое лекар­ство и спасу всех людей от болезней»).

Итоги освоения содержания образовательной области



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.17 (0.016 с.)