Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интегративные качества ребенка.

Поиск

ИТОГИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

К концу младшего дошкольного возраста ребенок:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиениче­скими навыками. Физические возможности детей значительно возрос­ли: движения их стали значительно более уверенными и разнообраз­ными. Дети испытывают острую потребность в движении, отличаются высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигатель­ной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непо­слушными, капризными. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста.

Ребенок выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; рассказы­вает о последовательности и необходимости выполнения культурно- гигиенических навыков — одевания на прогулку, приема пищи и пользовании столовыми приборами, пользовании предметами личной гигиены. Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий.

Любознательный, активный. Дошкольник пятого года жизни отли­чается высокой активностью и любознательностью. Задает много во­просов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стре­мится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Ребенок владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем, с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирова­ния. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объ­ектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.

Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Для привлечения и сохранения внимания сверстника ис­пользует средства интонационной речевой выразительности — силу голоса, интонацию, ритм и темп речи. Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, состра­дания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка пере­дает эмоциональные состояния людей и животных. Испытывает ра­дость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок активно проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Речевые контакты становятся более длительными и активными, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя ребенок может договориться со сверстником о совместной игре, подо­брать нужные игрушки, создать игровую обстановку. Стремится к само­выражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.

Ребенок охотно сотрудничает со взрослыми не только в практи­ческих делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за живот­ными, растениями), но и активно стремится к познавательному, ин­теллектуальному общению со взрослыми — задает много вопросов по­искового характера. Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству. В привычной обстановке самостоятель­но выполняет знакомые правила общения со взрослыми, здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элемен­тарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок владеет раз­ными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремит­ся к самовыражению. Поведение ребенка определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, уважать взрослых и прочее). С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (пробле­мы), адекватные возрасту. Ребенок может применять усвоенные зна­ния и способы деятельности для решения несложных задач, постав­ленных взрослым. Доброжелателен в общении со сверстниками в со­вместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения ин­теллектуальных и бытовых задач.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (бли­жайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

Представления о себе. Ребенок знает свое имя (полное и краткое), фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения («умею ри­совать»), знания («знаю, о чем эта сказка»), то, чему научился («стро­ить дом»). Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и прочее).

Представления о семье. Знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о произошедших семейных событи­ях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных.

Представления об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях. Беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспита­теля, прачки.

Представления о государстве. Знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его зада­ния, отвечать, когда спрашивают.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками.

У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходи­мые для осуществления различных видов детской деятельности (см. соответствующие разделы программы по образовательным областям).

 

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ.

СТАРШАЯ ГРУППА.

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА И ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

РЕЖИМ ДНЯ

 

 

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ре­бенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психоло­гические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процес­са: за год ребенок может вырасти на 7—10 см, при этом показатели роста детей подготовительной группы несколько выше, чем у детей шестого года жизни. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развивают­ся двигательные способности. Заметно улучшается координация и ус­тойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении боль­шинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конеч­ностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Воспитатель уделяет особое внимание развитию мелкой моторики. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявля­ются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здо­ровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего не­обходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здо­ровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, дви­жения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В тече­ние шестого года жизни совершенствуются основные нервные процес­сы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом воз­расте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью). Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых.

Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от им­пульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируют­ся социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собствен­ного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека — расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро—день—вечер—ночь; вчера- сегодня—завтра—раньше—позже; ориентируются в последовательнос­ти дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому вре­мени года. Довольно ориентацию в пространстве и на плоскости: слева—направо, вверху—внизу, впереди—сзади, близко—далеко, выше—ниже и т. д.

Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольни­ков постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса и далеких стран и многое другое. Старший до­школьник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить получен­ную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении луны, солнца, звезд и про­чего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, кос­мических путешествиях, звездных войнах.

Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными вида­ми труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхожде­ние ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятель­ность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых яв­лений, используют разные способы проверю!: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памя­ти, возникает намеренное запоминание в целях последующего вос­произведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропор­ций предметов, систематизируются представления детей.

Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивает­ся на 1000—1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных разли­чий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рас­сказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем кото­рых он был. Правильно пользуется многими грамматическими фор­мами и категориями.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т. п. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнения­ми. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возник­новению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом опре­деляется оценкой его воспитателем. Воспитателю важно изучить сис­тему межличностных отношений детей в группе и помочь каждому ребенку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников: найти друзей, объединить детей на основе общности иг­ровых интересов или склонностей к определенной деятельности (ри­сованию, ручному труду, уходу за животными).

Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, за­ботливого отношения к людям, он побуждает ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готов­ность помочь. Он привлекает внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса. Вос­питатель специально создает в группе ситуации гуманистической на­правленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей.

В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются пер­вые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопо­нимание и взаимная симпатия. Дети становятся избирательны во вза­имоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут несколько раз поменяться). Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкаль­ные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.

Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, склады­ваются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого че­ловека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместно­му решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Воспитателю необходимо по­могать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопо­нимания на основе учета интересов партнеров.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабева­ет. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, во­влечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечат­лениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

 

Задачи воспитания и развития детей шестого года жизни

1. Укреплять здоровье, продолжать развивать двигательную и ги­гиеническую культуру детей.

2. Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.

3. Развивать эстетические чувства детей, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать детей к художественной культуре.

4. Развивать познавательную активность, кругозор, познавательную мотивацию, интеллектуальную способность детей.

5. Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.

6. Воспитывать у каждого ребенка любовь к своей семье, чувство собственного достоинства, самоуважение, стремление к активной де­ятельности и творчеству.

7. Развивать интерес к жизни своей страны, города, деятельности и отношениям людей в обществе; обогащать социальные и тендерные представления, социально-ценностные ориентации, гуманные и пат­риотические чувства детей.

Примерный режим дня в детском саду для детей старшей группы

 

Время Режимные моменты
7.00-8.20 Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, общение
8.20-8.50 Подготовка к завтраку, завтрак
8.50-9.10 Игры и свободное общение детей
9.10-10.10 Организованная образовательная деятельность: образовательные ситуации (общая длительность, включая перерыв)
10.10-12.30 Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдения, игры, труд, экспериментирова­ние, общение по интересам), возвращение с прогулки
12.30-12.50 Подготовка к обеду, обед
12.50-13.00 Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика перед сном
13.00-15.00 Подготовка ко сну, сон
15.00-15.20 Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры
15.20-15.45 Подготовка к полднику, полдник
15.45-16.35 Игры, досуги, кружки, самостоятельная деятельность и общение по интересам и выбору детей
16.35-18.20 Подготовка к прогулке, прогулка
до 19.00 Уход домой

 

Режим строится в строгом соответствии с санитарно-гигиениче­скими требованиями. Он предусматривает разнообразную совместную развивающую деятельность и общение дошкольников с педагогом, а также самостоятельную деятельность по интересам и выбору детей.

Круглогодично, один раз в неделю, следует организовывать непо­средственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. В теплое время года, при благоприятных метеорологических условиях, деятельность по физическому развитию максимально организуется на открытом воздухе.

Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде образовательных развивающих проблемно-игровых и практи­ческих ситуаций в соответствии с образовательными областями и на­правлениями физического, социально-личностного, познавательно- речевого и художественно-эстетического развития детей. Образова­тельные ситуации носят преимущественно- интегративный, проблемно-поисковый характер, предполагают познавательное обще­ние, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоя­тельность детей в решении задач (социальных, коммуникативных, ху­дожественных, двигательных, экологических, творческих и пр.), личностно-ориентированный подход педагога. Организованная образовательная деятельность в старшей группе проводится в первую половину дня, не более двух образовательных ситуаций ежедневно, продолжительностью каждая до 25 минут, с перерывами по 8—10 минут. Если планируется только одна ситуация, объединяющая в общей теме и едином сюжете несколько образова­тельных областей, в ней необходимо выделить два или три логически завершенных эпизода, сделав между ними перерыв или физкультми­нутки. Например, образовательная ситуация на тему «Путешествие по волшебной стране» логически разбивается на три части: «Встреча с волшебником» (разгадывание загадки волшебника и выбор маршрута), «Преодоление препятствий» (строительство переправы, рисование та­инственных животных, образная имитация), «Получение награды» (совместное составление волшебного пазла).

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в пер­вой половине дня в старшей группе не превышает 45 минут. В сере­дине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятель­ность, проводится физкультминутка.

Во вторую половину дня проводятся досуги, кружки, организуются условия для разнообразных самостоятельных игр, продуктивной дея­тельности по выбору детей и доверительного личностного общения воспитателя с детьми. Непрерывная продолжительность работы с ком­пьютером в форме развивающих игр для детей 5—6 лет не должна превышать 10 минут. После занятий с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз.

Воспитатель также планирует время для знакомства детей с худо­жественной литературой, обсуждения прочитанного, разговора о лю­бимых книгах. Он направляет и развивает читательские интересы детей, развивает активную монологическую и связную речь детей.

На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л], [р]. С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, должны быть организованы дополнительные занятия, которые в зависимости от ха­рактера нарушений проводятся или воспитателем, или (при обширном косноязычии) логопедом. Эти занятия (индивидуальные или с группой из 3—5 человек) организуются не реже 2 раз в неделю и направлены на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, на постановку звуков или их закрепление и введение в речь.

Предметно-развивающая среда в старшей группе обеспечивает воз­можность выбора каждым ребенком деятельности по интересам и по­зволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать ин­дивидуально.

Наполняемость предметной развивающей среды обеспечивает разностороннее развитие детей, накопление опыта игровой, продук­тивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудо­вой, музыкально-художественной и двигательной деятельности. В организации среды предусматривается легкость трансформирова­ния пространства детьми в соответствии с интересами (легкие шир­мочки, заборчики, цветные шнуры). Широко используется поли­функциональный материал, предусматривающий вариативность ис­пользования с учетом разнообразных детских замыслов. Это различные детали крупных напольных строительных наборов, все­возможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, спе­циально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и прочее.

Воспитатель создает условия для вариативной игровой деятельнос­ти, наполняет игровое пространство разнообразными игрушками, предметами-заместителями, полифункциональными материалами для игрового творчества, развивающими познавательными, настольно-печатными играми, головоломками. Учитывается тендерная специфи­ка — предусматриваются материалы, соответствующие интересам де­вочек и мальчиков.

Игровое оборудование размещается так, чтобы рационально ис­пользовать все свободное пространство групповых помещений, а также продумать организацию пространства и размещение игрового оборудования на участке детского сада.

Большое внимание уделяется созданию условий для самостоятель­ной продуктивной деятельности — конструирования, рисования, лепки, аппликации, создания разного рода поделок, макетов из при­родного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии дошкольника. Для развития продук­тивного творчества детей необходимо позаботится о подборе карти­нок, изображений различных поделок и игрушек, вариантов оформле­ния изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для создания разных поделок и т. п. Это дает детям возмож­ность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также продолжить овладение умением самостоятельно работать по образцу или схеме.

Необходимо предусмотреть уголки уединения — тихое место, где ребенок может заняться спокойной деятельностью, отдохнуть от ак­тивного общения.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.2 (0.013 с.)