Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие субъекта в концепции Ж. Пиаже.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Субъект - это организм, наделенный функциональной активностью приспособления. Она наследственно закреплена и присуща любому живому существу. С помощью этой активности происходит структурирование окружения. Основные функции - адаптации, ассимиляции (окружающий мир в контексте существующей схемы) и аккомодации (вид адаптации, при которой ребенок развивает новые схемы) - как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания, от опыта. Схема действия - это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Согласно Пиаже, формула S→R недостаточна для характеристики поведения, так как нет одностороннего воздействия объекта на субъект, а есть взаимодействие между ними. Правильно писать эту формулу так: S↔R. Несколько основных положений теории Пиаже: Взаимоотношения целого и части. Целое качественно отличается от части. Изолированных элементов не существует. В общей структуре отношения целого и части уравновешены. Состояние равновесия может переходить от менее устойчивого к более устойчивому. Интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию, т.е. к установлению логических структур (логика не врождена изначально, а постепенно развивается). Идея трансформации. Для того, чтобы познать объекты, субъект должен действовать с ними, трансформировать их. Познание постоянно связано с действиями или операциями. Источник знания лежит не в объектах и не в субъектах, а во взаимодействиях между ними. Идея конструкции - вторая центральная идея теории Пиаже. Объективное знание всегда подчинено определенным структурам действия. Эти структуры - результат конструкции: они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку субъект должен научиться координировать свои действия.
Умственное развитие ребенка Пиаже рассматривает как спонтанный, относительно независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Влияние среды сводится к задержке или стимуляции процесса умственного развития. Источник развития находится внутри субъекта. Основное внимание в своей теории развития интеллекта Пиаже уделяет проблемам развития логического мышления ребенка. Логика не врождена, она постепенно развивается. Развитие детского интеллекта рассматривается с точки зрения отношений между субъектом и объектами. Форма детского познания важнее, чем его содержание: внешнее воздействие преломляется в уме ребенка в зависимости от интеллектуальных структур, господствующих у ребенка в данный момент его развития. 47. Операция - структурная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операции, при помощи которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения общественно выработанными способами действий. Операция в концепции Ж.Пиаже - интериоризованные действия, обратимые и скоординированные в связные структуры, за счет которых возможен процесс мышления. Основным законом развития операторных структур является закон саморегуляции. Ж.Пиаже описал генезис операций при формировании у ребенка понятий движения, скорости, числа, времени и пространства. Конкретные операции - понятие, обозначающее логические операции, осуществляющиеся на основе внешних, наглядных данных и свойственные детям в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Ранее сформированные мыслительные действия на уровне конкретных операций приобретают свойство подвижного равновесия, когда оказывается возможным действие обращения, т. е. мысленное воспроизведение ряда практических действий в обратном порядке, вплоть до достижения начального положения. На этой стадии интеллектуального развития понятийное отображение окружающей среды приобретает черты стабильности, что оказывается возможным за счет создания познавательных структур, которые были названы группировками (г руппировка - структура логики. Эта структура рассматривается связующим звеном между логическими и психологическими структурами. В формально-логическом плане группировка - это закрытая, обратимая система, в которой все операции подчиняются пяти формальным критериям: 1. Комбинативность: A + В = С; 2. Обратимость: С - В = А; 3. Ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С); 4 Общая операция идентичности: А - А = 0; 5. Тавтология, или специальная идентичность: A+ А = А. Формами группировки являются такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия. В психологическом плане группировка - это состояние равновесия мысли. Весть процесс интеллектуального развития, по Пиаже, описывается последовательностью группировок, возможность выполнения каждой из которых обусловливается освоением предыдущей. Но собственно интеллектуальное развитие начинается не сразу, а после прохождения доперцептивного и перцептивного уровней, как результат последовательной децентрации, предполагающей освобождение объектов от восприятия и собственного действия с ними. Возможность истинной группировки появляется лишь на уровне конкретных операций. Ж.Пиаже выделил восемь элементарных группировок логики классов и отношений, сформированность которых необходима для достижения ребенком этого уровня: классификации, сериации, замещения, установления симметрии, представляющие группировки аддиктивного порядка, которым соответствуют четыре группировки мультипликативного порядка, в которых речь идет одновременно о нескольких системах классов или отношений. На уровне формальных операций ребенок может выполнять шестнадцать видов группировок, независимых от их содержания, но не имеющих полностью комбинаторного характера. На основании комбинаторной системы осуществляются группировки более высокого порядка, составляющих систему пропозициональных операций). В 7-10 лет ребенок овладевает простыми операциями, такими как классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие, а в 9-12 лет происходит овладение системой координат, проективными понятиями. Также формируются понятия числа, времени, движения, геометрические понятия. На основе осуществления конкретных операций ребенок приобретает возможность предвидеть результаты своих действий. Это делает его достаточно независимым от эмпирической данности конкретной деятельности. Вместе с тем, на этой стадии мыслительные операции еще не являются вполне завершенными: они не формализованы окончательно и еще зависят от конкретного содержания, в связи с чем в различных предметных областях они развиваются неравномерно. В частности, дети овладевают принципом сохранения массы в 7-8 лет, принципом сохранения веса - к 9-10 годам, а принципом сохранения объема - лишь в 11-12 лет. Кроме того конкретные операции на этом этапе еще не объединены в единое целое. 48.Формальные операции — согласно взглядам Ж. Пиаже, характеризуют стадию интеллектуального развития, которую ребенок достигает в подростковом возрасте — от 11 — 12 до 14 — 15 лет. Ф. о. строятся на основе конкретных операций. Это операции над операциями, или операции второго порядка. Благодаря им ребенок становится способным рассуждать, опираясь на собственные гипотезы. Он формулирует гипотезы, выводит на их основе определенные следствия, а затем проводит наблюдения для того, чтобы определить, согласуются ли его идеи с действительностью. Такой способ рассуждения называется гипотетико-дедуктивным. На уровне Ф. о. происходит разделение формы и содержания знания. Именно благодаря этому подросток способен рассуждать правильно по отношению к высказываниям, в истинности которых у него нет уверенности. Рассуждая, подросток становится способным заменить конкретные предложения и отношения между ними символами, которые обычно используются в логике, и т.о. оценить правильность рассуждения независимо от содержания посылок. Благодаря отделению формы от содержания у подростка формируется способность к комбинаторике. Он составляет разнообразные комбинации объектов и их отношений, и, как следствие этой способности, расширяется представление ребенка о мире. Он может рассматривать его как одно из проявлений возможного Подросток составляет комбинации не только объектов, но и высказываний, предложений, что порождает новую логику — логику предложений или пропозициональную логику. Пропозициональные операции — это установление отношений между предложениями для определения их истинности или ложности. Такая логика позволяет исключать ложные гипотезы и конструировать сложные объяснения наблюдаемых явлений. Еще одну особенность формального мышления составляет выработка новой фундаментальной структуры мышления (группы INRC) и реципрокности (взаимности). На уровне конкретных операций эти формы обратимости действуют каждая в своей области: инверсия в классификации, реципрокность в сериации. На уровне формальных операций осуществляется синтез инверсий и реципрокностей в новую систему операций INRC, где I — операция идентичности, N — операция отрицания, R — операция реципрокности, С — отрицание реципрокности, или операция коррелятивности. Многие процессы в реальном мире могут быть описаны с помощью этих операций (напр., гидравлический пресс, относительное движение и др.). На уровне формальных операций подросток способен открывать законы и систематически исследовать факторы, определяющие то или иное событие. Так у него формируется экспериментальное мышление. С развитием интеллекта в подростковом возрасте Пиаже связывает рождение личности. По его мнению, личность появляется в тот момент, когда строится программа жизни. Построение этой программы, считает Пиаже, требует развития гипотетико-дедуктивного мышления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.117 (0.007 с.) |