Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление личности во взрослости

Поиск

 

Психологические характеристики Стадии становления
Юность (18-23 года) Молодость (24-27 лет) Зрелость (28-60 лет)
       
Основные потребности Потребность в социальном и профессиональном самоопределении Потребность в социальном и профессиональном росте и развитии карьеры Потребность в самореализации и самоосуществлении в профессии
Ведущая деятельность Учебно-профессиональная деятельность, нормативно одобряемая профессиональная деятельность и профессиональная подготовка Нормативно одобряемая профессиональная деятельность Нормативно одобряемая индивидуальная и творческая профессиональная деятельность
Кризисы становления Кризис профессиональных экспектаций Кризис профессионального роста Кризис нереализованных профессиональных возможностей
Основные психологические новообразования Социально-профессиональная активность, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности. Система профессиональных знаний, умений и навыков Социально-профессиональная самостоятельность, профессиональный опыт, профессионально важные качества, профессиональная квалификация, профессиональная идентификация, социально-профессиональная рефлексия Профессиональная позиция, сверхнормативная профессиональная активность, ключевые квалификации и компетенции, профессионально обусловленные черты характера, социально-профессиональная самоактуализация, профессиональные деформации личности

 

Старость

Старость - период геронтогенеза. Она начинается с 60 лет и имеет три градации: пожилой возраст — до 75 лет, старческий — до 90 лет и долгожители — после 90 лет. Старость — это борьба со смертью, которая присутствует теперь в стареющем организме и обна­руживается в уходе из жизни сверстников: родствен­ников, друзей, коллег, знакомых. Страх смерти — предельная по своей насыщенности отрицательная эмоция, обусловленная инстинктом сохранения жизни. К 70 годам этот инстинкт еще не угас, человек продолжает испытывать потребность быть живым су­ществом.

Деструктивные изменения в период геронтогене­за зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются мно­гочисленные данные о сохранении высокой жизнеспо­собности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. И. П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» — в 77 лет (всего он прожил 87 лет); Л. Н. Толстой напи­сал в 71 год «Воскресение», в 72 года - «Живой труп», л в 76 лет — «Хаджи Мурат»; актер Малого театра Н. Анненков в 100 лет играл на сцене. Многие вели­кие ученые, музыканты, художники сохраняли ясность ума и способность к творчеству, создавая выдающиеся произведения в глубокой старости. Это Микеланджело Буонарроти, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Джузеппе Верди, И.Ф.Стравинский, Гиппократ, Платон и др.

Да, старость может быть разной, но она обязана быть достойной. Унизительны гигиеническая запу­щенность, беспомощность, опасения одиночества и страх смерти, пессимизм, эгоцентризм, акцентуированное внимание к своему здоровью, мелочность и скупость.

Конечно, жить в старости трудно: сужается сфера общения, нарушается привычный режим дня и ритм жизни, сжимается социальное пространство, снижа­ется уровень материального благосостояния. Силь­ным стрессором является одиночество, непонимание и безразличие со стороны окружающих. Особенно реальным одиночество становится для человека, жи­вущего долго.

Положительную роль в преодолении этих нега­тивных моментов играет множество факторов: при­родная среда, наследственность, здоровье, уровень образования, профессиональная принадлежность, творческий характер деятельности и др. Однако ин­волюционные процессы так или иначе отражаются на профессиональной деятельности, постепенно снижая ее продуктивность. Но при этом общая тру­доспособность может сохраняться еще долго. В от­дельных видах профессий возможна продуктивная деятельность до 70 лет.

Наряду с инволюционными процессами в старо­сти происходят изменения и прогрессивного харак­тера, которые позволяют преодолевать деструкции этого возраста. К ним относятся социальная актив­ность (общественная, бытовая, религиозная), соци­альная любознательность, мудрость, осознание смысла прожитой жизни, новая социально-бытовая идентификация.

Продуктивным психологическим новообразова­нием в пожилом возрасте может и должно стать саногенное мышление, которое способствует оздоровле­нию психики, снятию внутренней напряженности, устранению тягостных воспоминаний, застарелых обид, комплексов и многого другого деструктивного и инфернального. Особенности саногенного мышления заключаются в том, что оно тесно связано с вооб­ражением, нацелено на решение внутренних проб­лем человека, выполняет защитную функцию, на­правляется осознанной целью преодолеть неприят­ные, травмирующие психику переживания[46].

Саногенное мышление предполагает интроспек­цию, или размышление, направленное внутрь самого себя, и осуществляется на фоне глубокого внутренне­го покоя. В процессе этой внутренней работы над оби­дами, допущенными ошибками, неудачами человек снимает их травмирующее воздействие на психику.

Отсутствие или низкий уровень развития сано­генного мышления приводит к тому, что деструктив­ные переживания непроизвольно возникают в сво­бодное от дел время, перед сном. Погружаясь в это тягостное состояние, человек начинает переживать различные отрицательные эмоции, испытывая ирра­циональную удовлетворенность. Появляется потреб­ность в переживаниях астенических эмоций. Вслед­ствие этого консервируется отрицательный жизнен­ный опыт: обиженный становится обидчивым, агрес­сивный - еще более агрессивным, ревнивый превра­щается в патологического ревнивца, а в результате возникает глубокое чувство неполноценности. Но это уже особенности патогенного мышления, для ко­торого характерна тенденция лелеять и сохранять в себе деструктивные образования: обиду, ревность, страх, стыд, зависть, неудачи и многие другие астени­ческие эмоции. Преодоление этих тягостных эмоци­ональных состояний требует собственных усилий че­ловека, знания элементарных основ психогигиены, а чаще всего помощи психотерапевта

Многие психические и физические недомогания связаны с деструктивными изменениями сенсорной и опорно-двигательной систем, являющихся осно­вой человеческого опыта, с сенсорно-моторной ам­незией. Снижение физической активности приводит к утрате способности действовать. Следует также иметь в виду, что предметно-манипулятивные дейст­вия являются условием обогащения психики в ран­нем детстве. В старости сенсомоторные действия ста­новятся способом поддержания, сохранения психи­ческих функций. И те пожилые люди, которые заня­ты активным физическим трудом: садоводством, хо­зяйственно-бытовой деятельностью, — имеют боль­ше шансов сохранить свое психическое здоровье, чем те, которые «заслуженно» отдыхают от социально значимых видов труда. Т. Ханна разработал програм­му соматических упражнений, позволяющих справи­ться с негативными последствиями сенсорно-мотор­ной амнезии, т. е. потери памяти на ощущения, вос­приятия и движения, которая позволяет не стареть[47].

У этого возраста есть свои преимущества. Пожи­лые люди открывают для себя новые радости жизни: общение с людьми своего возраста, внуками, воз­можность путешествовать, посещать театры, выстав­ки, отдыхать в домах отдыха и санаториях, занимать­ся любимым делом (садоводством, рыбалкой, сбором грибов и т. п.).

В пожилом возрасте переживается очередной кризис, обусловленный необходимостью подведения итогов жизни. Неизбежность ухода из жизни побуж­дает пожилого человека найти личностный смысл своей индивидуальной жизни, последний раз само­определиться. И если он приходит к мысли, что оста­вил после себя много доброго и социально значимо­го, то возникает особое эмоциональное состояние умиротворенности и, как следствие, спокойное ожи­дание и даже желание смерти. В случае, если появляются сомнения относительно того, нравственно ли прожита жизнь, возникает чувство вины и раскаяния. В заключение следует сказать, что старость итожит жизнь человека: достойная жизнь, как правило, залог полноценной, эмоционально благоприятной старости. В табл. 15 приведена обобщенная психологическая характеристика старости.

 

Таблица15

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.169 (0.007 с.)