Факторы, детерминирующие становление личности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, детерминирующие становление личности



Фактор Нормативное развитие Отклоняющееся развитие
Природная среда Благоприятные географическое местожительство и климатические условия Неблагоприятные географическое местожительство и климатические условия
Биологический фактор Нормальная наследственность, фиксированный пол, хорошее здоровье Отягощенная или обогащенная наследственность, недостаточная дифференциация пола, задержка психического развития, акцентуации характера, сексуальные расстройства
Социальный фактор Достаточный уровень экономического благосостояния семьи, стимулирование развития личности и повышение уровня ее образованности, психологически комфортные семейные отношения, дифференцированное общее и вариативное профессиональное образование Низкий уровень экономического благосостояния семьи, неполная или социально неблагополучная семья, слабодифференцированное обучение в школе, отсутствие профессионального образования, игнорирование уровня профессионализма, отсутствие системы аттестации, социально-этническое неравенство
Активность личности Активная позиция, сверхнормативная профессиональная активность, непрерывное образование, самоорганизация, самообразование, саморазвитие и самоактуализация Депрессивная пассивность, социальная инертность, лень, равнодушие, социальная дезадаптивность
Случайные события и обстоятельства Чувствительность к благоприятному стечению обстоятельств и случайных знаковых событий Неблагоприятная судьба, иррациональные тенденции в развитии, бессознательное влечение к разрушению своего Я

На разных стадиях становления личности влияние этих факторов неоднозначно. В дошкольном возрасте и в старости большую роль играют биологические факто­ры и природная среда, в школьные годы — социальные факторы: система образования и семья, в период взрослости — социально-экономические условия, собствен­ная активность личности и случайные обстоятельства. Конечно, в индивидуальной жизни человека значение этих факторов также неоднозначно. Неповторимое сочетание данных факторов определяет траектории и сценарии становления личности в онтогенезе.

Важное значение в становлении личности имеют потребности как источники активности. Общепри­нятой классификации потребностей нет. Одну из основательных попыток классификации потребно­стей предпринял американский психолог А. Маслоу[30]. Он выделил пять базовых уровней потребностей и произвел прикидочную оценку степени их удовлет­ворения, ориентируясь на американский образ жиз­ни. Приведем эти потребности.

1. Физиологические потребности: в пище, отдыхе, движении, жилье, сексе, защите от стихийных бедствий, сил природы и др. Любая из них, по мне­нию А. Маслоу, может стать главенствующей. В среднем данные потребности удовлетворяются на 85 %.

2. Потребности в безопасности: защищенности, защите от насилия и угроз, в стабильности. Степень удовлетворения — около 70 %.

3. Потребности в общении, привязанности и люб­ви, присоединении и принятии. Отчетливо проявляются лишь при удовлетворении потребностей первых
двух уровней. Удовлетворяются в среднем на 50 %.

4. Потребности в уважении, самоуважении, т.е. в хорошей репутации, признании компетентности, профессиональном престиже, добром имени, достаточном уровне образования. В среднем удовлетворя­ются на 40 %.

5. Потребности в самоактуализации, в реализа­ции своего потенциала, в творчестве. Степень удовлетворения этих потребностей всего лишь около 10 %.

А.Маслоу утверждал, что если человеку не удается удовлетворить потребности более высоких уровней, то он стремится как можно полнее «отвести душу» на удовлетворении простейших потребностей. Удовлетворение потребностей, находящихся внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных на более высоких уровнях,

и их участие в мотивации.

Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности в безопасности; физиологические потребности и потребности в безопасности и защите должны быть удовлетворе­ны до некоторой степени, прежде чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности в при­надлежности и любви. По А.Маслоу, такое иерархи­ческое расположение основных потребностей явля­ется главным принципом, лежащим в основе органи­зации мотивации человека.

А. Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что творческие личности могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные труд­ности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них.

Можно допустить, что на разных стадиях станов­ления личности значение потребностей как источни­ков активности меняется. Очевидно, что в младенче­стве решающее значение имеют физиологические потребности и потребность в принадлежности (эмо­ционально-телесном контакте), в дошкольном воз­расте — потребность в общении и присоединении, в юности — потребность в самоуважении, в зрелом воз­расте - потребность в самоактуализации. Сказанное не означает, что другие потребности утрачивают свою актуальность. Нет, конечно. Но не они опреде­ляют основной вектор становления личности.

Среди существующих теорий психологического развития можно выделить две, по-разному трактую­щие источники становления личности.

Первая рассматривает становление личности как вполне самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние закономерности, в принци­пе не зависящие от воспитания и обучения человека. Признавая ускоряющее влияние обучения и воспитания на развитие личности, сторонники данной кон­цепции считают, что изменить внутреннюю последо­вательность и психологические особенности стадий этого процесса нельзя. Характеризуя данную кон­цепцию, Л.С.Выготский писал, что обучение и раз­витие мыслятся как два независимых друг от друга процесса. Развитие ребенка представляется как про­цесс, подчиненный природным законам и протекаю­щий по типу созревания, а обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, кото­рые возникают в процессе развития.

Вторая концепция, развиваемая научной школой Л.С.Выготского, исходит из того, что в основе пси­хического развития лежит специфический процесс присвоения индивидом достижений предшествую­щих поколений, в результате чего происходит вос­произведение в человеке исторически сформировав­шихся способностей и функций. С этой точки зрения весь процесс становления личности имеет конкрет­но-исторический характер. Каждому типу общества присущ вполне определенный тип развития лично­сти, стихийно или целенаправленно определяемый сложившейся в данном обществе системой воспита­ния и народного образования. Л.С.Выготский под­черкивал, что обучение призвано опережать разви­тие, вести его за собой, только тогда оно будет эффективным. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно личности в процессе самостоятель­ной деятельности (зона актуального развития), но и то, что она может сделать в сотрудничестве с педагогами (зона ближайшего развития). Завершая рассмотрение вопроса о факторах становления личности, следует подчеркнуть, что решающее значение имеют социальные условия (обучение ивоспитание); важная роль отводится собствен­ной активности личности, самовоспитанию; биологические факторы выполняют функции предпосы­лок, возможностей психического развития

Движущими силами становления личности являют­ся противоречия двоякого рода: между личностью и внешними условиями жизнедеятельности и обуслов­ленные внутриличностными образованиями. Основ­ным диалектическим противоречием выступает про­тиворечие между сложившимися свойствами лично­сти и объективными требованиями ведущей деятель­ности. Для каждой стадии становления личности ха­рактерны свои специфические противоречия. Сня­тие их приводит к переходу личности на следующую стадию становления. Детерминация становления личности различными психологическими школами трактуется по-разному. Социально-психологиче­ские теории рассматривают развитие как результат социальной селекции и социализации. Большое значение придается случайности. Психодинамиче­ские теории в качестве детерминант развития рассмат­ривают инстинктивные побуждения и эмоционально окрашенный опыт, приобретенный в раннем детст­ве. Важную роль играет реальная ситуация, которую наблюдает личность в детстве и ранней юности. Представители психологии развития факторами ста­новления считают психическое развитие ребенка, до­школьное и школьное образование.

Исследование закономерностей становления личности в отечественной психологии привело к определению детерминации этого процесса, объек­тивных и субъективных факторов. Активным, произ­водящим началом признаются социальные условия, а следствием отражения этих условий — изменения в субъектах.

Положение о первичности социальной детерми­нации развития личности не означает полного игно­рирования биологических особенностей человека. В отечественной психологии признается влияние биологической сущности человека на личностное развитие. Особо подчеркивается ее воздействие на темп и уровень развития.

В какой мере биологическое развитие определяет становление личности? На этот вопрос отечествен­ные психологи отвечают по-разному. Одни придают наследственности в детерминации психических свойств большее значение, другие - меньшее. А.В.Брушлинский, специально проанализировав­ший проблему предпосылок психического развития личности, пришел к выводу, что на ранних стадиях онтогенеза биологическое выступает в качестве внут­ренних условий развития. По мере становления лич­ности усиливается влияние внешних (социальных) факторов. При этом внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия[31].

Профессиональное становление специалиста в основном обусловлено внешними воздействиями. Однако его нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, т. к. они всегда преломляются в жизненном опыте человека, индиви-дуальных психических особенностях, психическом складе. В этом смысле внешнее влияние опосредуется внутренними условиями, к которым и относится своеобразие психики личности, ее социальный и профессиональный опыт.

В процессе становления профессионала, увеличения масштаба личности субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами. Другими словами, человек может сам сознательно изменять свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, но и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением, экономическими условиями жизнедеятельности.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.204.31 (0.01 с.)