Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Этапы становления психологии / 2ч.

Поиск

Пояснительная записка

Цели учебной дисциплины

Основной целью учебной дисциплины «Общая и экспериментальная психология» является формирование у студента общепрофессиональных, общекультурных и специальных компетенций. Формирование целостного представления о природе психического и стимулирование интереса к ее познанию, развитию рефлексивных способностей, формирование общепрофессиональных и специальных компетенций.

В результате изучения данного курса, специалист должен обладать следующими компетенциями:

ОПК- знать историю и современные тенденции развития мировой психологической науки- 1.1.-1.6.;

ПК- знать историю и современные тенденции развития мировой психологической науки 1.1.-1.6;

СК- владеть системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности, истоках его активности- 1.1.-1.6;

СК -знать о закономерностях усвоения и переработки информации, сознании и самосознании, эмоциональных состояниях, индивидуальных особенностях 4.1.-5.3.;

ПК- владеть знаниями об условиях обеспечивающих личностный рост- 6.1.-6.7.;

ОПК- владеть знаниями о закономерностях общения -6.1.-6.7;

СК- владеть способами личностной рефлексии-6.1.-6.7;

ПК- владеть методами психологического исследования, умениями обработки и анализа материалов-1.1.-1.6.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Курс «Общей и экспериментальной психологии» разработан на основе требований ФГОС ВПО для подготовки студентов по специальности 050706.62 –«Психолого-педагогическое образование» согласно которым выпускник должен владеть следующими знаниями, умениями и компетенциями:

  1. Иметь представления:

- о роли и месте общей психологии в системе психологических наук о человеке;

- о методах научного познания в психологии;

- о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

- о человеке как субъекте психической деятельности, источниках его активности;

- о закономерностях усвоения и переработки информации;

- о механизмах развития личности;

- о роли деятельности и общения;

- об эмоциональных состояниях;

- об индивидуальных и типических особенностях личности.

-об образовании как особой сфере жизнедеятельности человека;

-об основных тенденциях современного образования;

-о концептуальных подходах к решению проблем взаимосвязи обучения и развития;

Знать:

- об истории и современных тенденциях развитии мировой психологической науки;

- о психологии и ее месте в системе наук;

- о природе, механизмах и структуре психического;

- о человеке как субъекте психической деятельности;

- о различных подходах к проблеме личности, ее активности и развитии;

- о генезисе и структуре познавательных процессов;

- об эмоциях, их функциях и способах выражения;

- о воле, структуре волевого действия;

- о влиянии эволюционных, революционных, ситуационных изменениях на психическое развитие человека;

- о роли общения и других видов деятельности в психическом развитии человека;

  1. Владеть навыками и умениями:

-применения полученных знаний при решении практических задач:

- изучения личности и индивидуальности;

- изучения познавательной деятельности личности;

- изучения эмоциональной регуляции;

- изучения эмоционально-волевой сферы личности;

-классифицировать, анализировать, обобщать приобретенные знания;

-устанавливать связи между психологическими знаниями и знаниями других наук (интегрировать психологические знания в целостное мировоззрение);

- применять полученные знания при решении психолого-педагогических задач;

- составлять психологическое заключение об особенностях психического развития;

- актуализации психического и личностного развития личности;

-определять динамику развития познавательных процессов, личностных свойств и качеств;

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

 

Учебная дисциплина «Общая и экспериментальная психология» относится к Б1.Гуманитарному, социальному и экономическому циклу плана ООП. Основная идея курса состоит в том, чтобы представить общую и экспериментальную психологию как науку, предметом которой является целостное психическое развитие человека в онтогенезе.Возрастающий интерес к психологии и психологизация педагогического образования, которые наблюдаются в нашем обществе, приводят к тому, что основы психологии становятся одной из главных дисциплин в психолого-педагогическом образовании, поэтому изучение данного курса является важнейшим базовым звеном в системе компетентностного подхода подготовки специалистов психолого-педагогического образования.

Предлагаемый курс в большей степени имеет как теоретическую, так и практическую направленность, т.к. отражает современные знания основных отраслей психологии. Задача данного курса ввести студента в изучаемую область, системно изложить наиболее существенные направления и позиции в науке, обрисовать проблемное пространство, в котором он, студент сможет двигаться самостоятельно.

Основная идея предложенного курса состоит в том, чтобы раскрыть психологию как науку, предметом которой является изучение психики и возрастных закономерностей психического развития человека, в процессе обучения и воспитания. Поэтому центральное место при освещении каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности.

В программе курса широко представлены идеи и исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, их учеников и сотрудников. Привлекаются также материалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюллера, Э. Эриксона, А. Маслоу, З. Фрейда и др. Широкое знакомство с отечественными и зарубежными психологическими концепциями позволяет формировать у студентов разносторонние представления о психологической жизни человека и помогает избежать однозначности в ее толковании.

Данная программа построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050706.62 –«Психолого-педагогическое образование».

Дисциплина «Общая и экспериментальная психология» разработана на основе требований ФГОС ВПО и предназначена для подготовки студентов по специальности 050706.62 психолого-педагогическое образование».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы

Дисциплина «Общая и экспериментальная психология» общим объемом 144 часа и изучается в течение двух семестров. В целом состоит из 6 разделов и рассчитана на 72 аудиторных часа, из них 36 часов – лекции, 36 часов – семинарско-практические, лабораторные занятия не предусмотрены. Самостоятельная работа студентов составляет 72 часа.

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, выполнение контрольных работ.

Вся работа студентов делится на две части: аудиторные занятия (лекционные и практические) и самостоятельная работа с литературой.

На аудиторных занятиях идет усвоение студентами проблем по основным темам предлагаемого курса. Здесь используются проблемные лекции, лекции - беседы, лекции дискуссии и др. Сохраняются и информационные лекции. Они представляют студентам тот материал, который имеется в труднодоступной литературе, или вообще отсутствуют материал, лично взаимодействуют с лектором, который представляет им свое отношение, свои взгляды и ценности.

Форма проведения практических занятий достаточно разнообразна – эта работа в подгруппах, самоанализ с использованием анкет и тестов, это тренинги, организационно – деятельностные игры, а также традиционные семинарские занятия, на которых студенты обобщают и уточняют свои знания, учатся анализировать предложенный материал, соотносить понятия, классифицировать их. В ходе этих занятий вырабатываются навыки и умения изучения личности, ее познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение той литературы, которая доступна студентам. Данный материал в минимальной степени включается в аудиторные занятия и помогает углублять знания студентов. В ходе этой работы студенты учатся составлять конспекты, аннотации, выступления (для педагогов, родителей, учащихся), писать рефераты и др.

Дополнительные виды работ: ведение словаря психологических терминов, собеседование по пропущенным, плохо усвоенным или вызывающим интерес темам, самодиагностика личностных и интеллектуальных качеств, анализ и интерпретация результатов психологической диагностики и выработка рекомендаций для саморазвития, анализ психологических ситуаций.

Дисциплина в первом и в третьем семестрах завершается экзаменом, который включает в себя 2 вопроса из разных разделов психологии.

 

Организационно-методический план учебной дисциплины «Общая и экспериментальная психология» (очная форма обучения)

 

Вид учебной работы Всего часов № семестров (по учебному плану)
               
I. Аудиторная:                  
лекции                  
семинары                  
практические занятия                  
лабораторные работы                  
ИТОГО:                  
II. Внеаудиторная:                  
курсовые проекты                  
курсовые работы                  
рефераты                  
расчетно-графические работы                  
контрольные работы                  
домашние контрольные работы +                
самоподготовка:                  
самостоятельное изучение разделов                  
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий                  
подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др.                  
……подготовка к экзамену                  
другие виды внеаудиторной работы                  
ИТОГО: 144                
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) Экзамен зачет +   +            
Общая трудоемкость дисциплины: 144 (4 ЗЕТ)                

 

Структура учебно-методического комплекса дисциплины

«Общая и экспериментальная психология»

Структурный элемент УМКД Составляющие структурного элемента УМКД  
Программный элемент Рабочая программа дисциплины Составитель – канд.психол.наук, доцент Чаркова М.Н. 2011г. (кафедра, библиотека) http://www.edu.khsu.ru
Теоретический элемент Учебник 1. С.Л. Рубинштейн, Основы общей психологии – СПб, 1999г (библиотека)
2. С.Л. Рубинштейн,.Экспериментальная психология –СПб- 2007г.(библиотека)
3. А.Г. Маклаков, Общая психология – СПб, 2005 г. (библиотека)
4. Р.С. Немов, Психология – М, 2004 г. (библиотека)
 
 
   
Учебное пособие 1. М.В. Гамезо, И.А. Домашенко, Атлас по пихологии – М., 2006г. (библиотека)
2. В.Г Крысько, Общая психология в схемах и комментариях к ним – М., 1998г. (библиотека)
3. Б.Б. Айсмонтас. Общая психология. Схемы – М., 2002 г. (библиотека)
4. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии – М., 2003 г. (библиотека)
  5. Сапогова Е.Е. Психология развития.- М.: Аспект Пресс,2001.
Курс лекций 1.Общая психология (курс лекций)/ Е.И. Рогов – М, 1995 г. (библиотека)
2. Введение в общую психологию. Курс лекций – М., 2000 г. (библиотека)
Конспекты лекций Составитель Чаркова М.Н. 2010 г. (электронный вариант) (кафедра)
Практический элемент Практикум 1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ А.А. Крылова, С.А. Маничева – СПб, 2000г. (библиотека)
  2.Практикум по общей экспериментальной психологии / М.Н.Чаркова ХГУ им. Н.Ф.Катанова 2011 (библиотека)
Сборник упражнений 1. Ф.С. Таратунский, Н.Ф. Таратунская, Задачи и упражнения по общей психологии – Минск, 1988 г. (библиотека)
Сборник планов семинарских занятий 1. Составитель М.Н.Чаркова – 2010 г (Библиотека, кафедра)
Сборник планов лабораторных занятий 1. Составитель М.Н.Чаркова – 2010 г. (Библиотека, кафедра)
Сборник контрольных заданий 1.Б.Б. Айсмонтас Общая психология. Тесты – М., 2002 (библиотека) 2. Итоговые тесты по дисциплине \ М.Н.Чаркова 2010 г. (кафедра)
Справочник Психологический словарь/ В.В. Давыдова,П.И. Зинченко и др – М., 1999г (библиотека)
Хрестоматия 1. Популярная психология. Хрестоматия/ В.В. Мироненко – М., 1990 г. (библиотека)
2. Хрестоматия по ощущению и восприятию/ Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевская – М., 1979 г. (библиотека)
3. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова – М., 1981г. (библиотека)
4. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова – М., 1981г. (библиотека)
Методико-технологический элемент Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Основы общей психологии. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы/ С.Т. Дмитриева – Абакан, 2003 г. (Библиотека, кафедра)
Методические рекомендации по выполнению дипломных работ Квалификационные работы по психологии / М.Н.Чаркова, Абакан, 2011 (кафедра)
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине Составитель– М.Н.Чаркова 2010 г. (кафедра)
Мультимедийное сопровождение дисциплины Составитель– М.Н.Чаркова 2010 г. (кафедра)
   

Тематический план учебной дисциплины (ОФО)

ТЕМЫ Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
лекции практические лабораторные
Модуль 1          
Раздел 1. Введение в психологию.          
1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Этапы становления психологии.          
1.2.Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии          
1.3. Методология, принципы и методы психологии.          
1.4. Мозг и психика          
1.5. Происхождение и развитие психики животных и человека          
1.6. Сознание человека          
Раздел 2. Психологический анализ деятельности.          
2.1. Деятельность. Виды деятельности.          
2.2. Общение          
Раздел 3. Психология личности.          
3.1. Проблема личности в психологии.          
3.2. Структура личности.          
3.3. Движущие силы развития личности.          
Модуль 2          
Раздел 4. Индивидуально - психол. особенности личности.          
4.1. Личность и индивидуальность          
4.2. Темперамент и характер          
4.3. Способности          
Раздел 5. Эмоционально - волевая сфера личности.          
5.1. Психология мотивации личности.          
5.2. Психология эмоций.          
5.3. Психология воли.          
Модуль 3          
Раздел 6. Психология познавательных процессов          
6.1. Познание и отражение. Опосредование в познавательной деятельности.          
6.2. Ощущение и методы его исследования          
6.3. Восприятие и методы его исследования          
6.4. Память и методы ее исследования          
6.5. Мышление и методы его исследования          
6.6. Речь и методы ее исследования          
6.7. Воображение и методы его исследования          
6.8.Внимание и методы его исследования          
Всего          
             

Тематический план учебной дисциплины (ЗФО)

 

ТЕМЫ Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
лекции практические лабораторные
Модуль 1          
Раздел 1. Введение в психологию.          
1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Этапы становления психологии.          
1.2.Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии          
1.3. Методология, принципы и методы психологии.          
1.4. Мозг и психика          
1.5. Происхождение и развитие психики животных и человека          
1.6. Сознание человека          
Раздел 2. Психологический анализ деятельности.          
2.1. Деятельность. Виды деятельности.          
2.2. Общение          
Раздел 3. Психология личности.          
3.1. Проблема личности в психологии.          
3.2. Структура личности.          
3.3. Движущие силы развития личности.          
Модуль 2          
Раздел 4. Индивидуально - психол. особенности личности.          
4.1. Личность и индивидуальность          
4.2. Темперамент и характер          
4.3. Способности          
Раздел 5. Эмоционально - волевая сфера личности.          
5.1. Психология мотивации личности.          
5.2. Психология эмоций.          
5.3. Психология воли.          
Модуль 3          
Раздел 6. Психология познавательных процессов          
6.1. Познание и отражение. Опосредование в познавательной деятельности.          
6.2. Ощущение и методы его исследования          
6.3. Восприятие и методы его исследования          
6.4. Память и методы ее исследования          
6.5. Мышление и методы его исследования          
6.6. Речь и методы ее исследования          
6.7. Воображение и методы его исследования          
6.8.Внимание и методы его исследования          
Всего          
             

Содержание теоретических разделов дисциплины

«Общая и экспериментальная психология»

Модуль1

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ (6 часов)

ТЕМА 2.2. ОБЩЕНИЕ / 2ч.

Понятие об общении. Необходимость для человека повседневного общения с другими людьми для интеллектуального и нравственного развития. Особая роль раннего онтогенетического общения для последующего психического развития индивида. Категория общения в психологии и ее многоплановость. Многоплановый характер общения - коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения.

Общение как обмен информацией. Модель межличностного общения. Знаковые системы и их роль в передаче информации. Виды знаков: речевые, знаки символы. Знаки естественных языков, искусственные языки и их знаки. Невербальная коммуникация: кинетическая, проксемическая, паралингвистическая, визуальная.

Общение как межличностное взаимодействие. Интерактивная сторона общения и ее проявление в деятельности. Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция, их характеристики. Межличностный конфликт, его истоки, пути предотвращения и коррекция. Теория конфликта Э. Берна. Роль и ролевые ожидания в процессе общения

Общение как понимание людьми друг друга. Психологические механизмы восприятия человека человеком: идентификация, эмпатия, рефлексия. Установки и их роль в восприятии человека. Три формы установок: эффект ореола, эффект новизны, эффект стереотипизации.

Способы воздействия в процессе общения. Заражение. Внушение. Подражание.

Социально-психологические тренинги и их роль в формировании коммуникативных навыков.

МОДУЛЬ 2

ТЕМА 4.3. СПОСОБНОСТИ /2ч.

Понятие о способностях. Природные предпосылки способностей. Задатки как органические предпосылки способностей. Способности и наследственность. Способности и их связь с типами нервной высшей деятельности. Количественная и качественная характеристика способностей. Проблема измерения и определения способностей. Возможности компенсации способностей. Структура способностей. Общие и специальные способности (взгляды Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева). Понятие об одаренности и ее диагностике. Творческие способности. Уровни проявления способностей: мастерство, талант, гениальность.

Развитие способностей. Зависимость развития способностей от обучения. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Способность и деятельность.

МОДУЛЬ 3

ТЕМА 6. 2. ОЩУЩЕНИЕ /2ч.

Представление об ощущениях. Происхождение ощущений. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека. Физические характеристики Среды, порождающие ощущения. Многообразие ощущений и отражение множества значимых для человека свойств Среды его обитания. Основные свойства ощущений: качества, интенсивность, протяженность. Метод аналитической интроспекции как условие, необходимое для выделения чистых ощущений как самостоятельной формы отражения действительности. Классификация ощущений. Проксимальный и дистальный стимулы.

Количественная характеристика ощущений. Понятие чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Психометрическая кривая. Методы измерения порогов, их операциональные определения. Закон Бугера-Вебера. Постулат Фехнера. Вывод закона Фехнера. Адаптация и сенсибилизация органов чувств. Методы изучения ощущений.

ТЕМА 6.3. ВОСПРИЯТИЕ / 2ч.

Общая характеристика двух основных подходов к изучению восприятия: объективно – и субъективно-ориентированный подход. Проблема врожденного и приобретенного в развитии восприятия, две точки зрения: нативизм и эмпиризм. Основные экспериментальные ситуации исследования данной проблемы. Роль двигательной активности в развитии восприятия. Природа перцептивных действий. Исследование конфигуративных аспектов перцептивного образа. Восприятие формы. Законы перцептивной организации. Феноменальные характеристики фигуры и фона.

Восприятие третьего измерения. Признаки удаленности и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие движения. Основные признаки восприятия реального движения. Две системы восприятия движения. Эфферентная т афферентная теория восприятия стабильности воспринимаемого мира при движении наблюдателя.

Понятие о константности восприятия. Виды константности (величина, форма, цвет, скорость, глубина). Основные подходы к объяснению константности.

Исследование предметности восприятия в условиях оптических искажений. Виды оптических искажений. Кроскультурные исследования восприятия. Особенности восприятия двухмерных изображений в отдельных культурах.

Психофизические и психофизиологические методы исследования восприятия.

ТЕМА 6.4. ПАМЯТЬ / 2ч.

Понятие о памяти. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Память и будущее. Круг явлений памяти. Случаи феноменальной памяти. Память и научение. Внимание и память. Память и личность.

Виды памяти. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения. Образная память. Эйдетические образы. Представления. Моторная память. Эмоциональная память. Словесно-логическая память, ее связь с речью и мышлением. Индивидуально-психологические различия памяти.

Непроизвольная память и произвольная. Экспериментальные методы исследования памяти. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного запоминания в работах А.Н. Леонтьева и П.И. Зинченко.

Основные факторы и закономерности психологии памяти.

Влияние характера материала на память. Роль упражнения. Влияние уровня научения на память. Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций. Эффект Зейгарник. Забывание и реминисценция. Кривая Эббингаузера и ее модификация. Теории забывания. Роль ассоциаций в процессах памяти человека. Виды и законы ассоциаций.

Развитие памяти. Пути улучшения памяти.

Методы исследования памяти человека.

ТЕМА 6.5. МЫШЛЕНИЕ /2ч.

Понятие о мышлении. Отличие мышления от непосредственно-чувственного познания. Мышление и предметно-практическая деятельность. Социальная значимость исследования мышления. Проблема свободы мышления. Проблема нового мышления. Проблема многообразия и единства мышления. Прикладное значение мышления.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Логические операции мышления: сравнение, анализ синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение. Определение понятий. Индукция и дедукция. Мышление и эмоции. Аутистическое мышление. классификация людей по типам мышления.

Особенности творческого мышления. Образное мышление и понятийное. Мышление и речь.

Принцип развития в психологии мышления. Развитие мышления в филогенезе. Основные направления исследований мышления животных. Принципиальные различия мышления человека от интеллектуального поведения животных. Развитие мышления в антропогенезе. Зарождение мышления и трудовой деятельности человека. Социальная и культурная обусловленность мышления. Первобытное мышление. Кроскультурные исследования мышления.

Основные стадии развития мышления в онтогенезе. Проблема соотношения исторического и онтогенетического развития мышления.

Мышление и проблема “искусственного интеллекта”. Применение психологических знаний о мышлении в информатике и практике компьютеризации.

Теории мышления в психологии. Ассоциативная теория мышления. Представление о мышлении в бихевиоризме и гештальтпсихологии. Теория Мышления, включающая операции анализа, обобщения, сравнения и классификации (С.Л. Рубинштейн). Мышление как рефлексия, созерцание, решение задач. Деятельностная теория мышления (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов). Психоаналитический подход к мышлению. Мышление как информационный процесс в когнитивной психологии.

Прикладные проблемы психологии мышления.

Методы исследования мышления человека.

ТЕМА 6.6. РЕЧЬ / 2ч.

Специфика изучения речи в психологии. Основные проблемы и методы психолингвистики. Понятие речевой деятельности и речевого действия.

Виды и функции речи. Устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя. Функции речи: коммуникативная, средство мышления, сигнификативная, номинативная, индикативная.

Соотношение речи и мышления.

Теории порождения и восприятия речи на грамматическом уровне. Стохастическая модель и ее модификация Ч. Осгудом. Модель непосредственных составляющих. Трансформационная модель Н. Хомского. Теории восприятия речи (акустическая, моторная, анализ через синтез).

Методы изучения речи человека.

ТЕМА 6.7. ВООБРАЖЕНИЕ / 2ч.

Понятие о воображении. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное - их особенности. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения.

Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-действенного мышления, управление эмоционально-потребностным состоянием, произвольная регуляция познавательных процессов, создание внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии.

Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: конкретный и абстрактный их связь с доминированием у человека правого или левого полушарий мозга. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Использование данного факта при конструировании проектных методик изучения личности типа ТАТ и тест Роршаха.

ТЕМА 6.8. ВНИМАНИЕ / 2ч.

Общие представления о внимании. Многозначность определения внимания. Особенности внимания по сравнению с другими психическими процессами и явлениями. Дискуссия о психическом статусе внимания и его природе.

Виды внимания. Непроизвольное внимание. Факторы, обуславливающие непроизвольное внимание. Процессы предвнимания.

Произвольное внимание. Особенности, условия возникновения и поддержания произвольного внимания, психологические механизмы произвольного внимания. Усилие при произвольном внимании. Послепроизвольное внимание. Условия его возникновения. Важность практического, педагогического значения послепроизвольного внимания.

Основные свойства внимания. Объем внимания. Зависимость объема внимания от структуры материала, характера действия с объектами, индивидуальных особенностей. Концентрация и устойчивость, колебания внимания. Факторы влияющие на отвлечения. Переключение и распределение внимания. Роль переключаемости и распределения внимания в трудовой деятельности.

Внимание и сознание. Ясность и отчетливость содержания сознания - основная феноменальная характеристика внимания. Избирательность - один из важных аспектов внимания. Механизмы перцептивной селекции. Внимание как фильтр поступающей информации. Использование различных объективных методов исследования внимания.

Внимание и деятельность. Структура деятельности и внимание. Внимание как действие контроля (П.Я.Гальперин).

Развитие внимания. Стадии развития внимания. Факторы, их определяющие. Пути развития высших форм внимания. Учет и оценка различных свойств внимания применительно к различным видам деятельности человека. Обучение и внимание. Рассеянность и способы ее преодоления. Планомерное поэтапное формирование внимательности школьников.Методы исследования внимания.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ

Семинарские занятия

ЗАНЯТИЕ 1.

Лекции

Модуль1

МОДУЛЬ 2

МОДУЛЬ 3

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ

Семинарские занятия

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Наименование модулей, разделов и тем курса 1 Самостоятельная работа
Модуль1 ОФО ЗФО
Раздел 1. Введение в психологию.    
1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Этапы становления психологии.    
1.2. Основные психологические теории и их взаимосвязь    
1.3. Методол


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.2 (0.017 с.)