Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Семинарское занятие 2. Тема 6. 4. Память / 1ч.
Понятие о памяти. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Память и будущее. Круг явлений памяти. Случаи феноменальной памяти. Память и научение. Внимание и память. Память и личность.
Виды памяти. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения. Образная память. Эйдетические образы. Представления. Моторная память. Эмоциональная память. Словесно-логическая память, ее связь с речью и мышлением. Индивидуально-психологические различия памяти.
Непроизвольная память и произвольная. Экспериментальные методы исследования памяти. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного запоминания в работах А.Н. Леонтьева и П.И. Зинченко.
Основные факторы и закономерности психологии памяти.
Влияние характера материала на память. Роль упражнения. Влияние уровня научения на память. Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций. Эффект Зейгарник. Забывание и реминисценция. Кривая Эббингаузера и ее модификация. Теории забывания. Роль ассоциаций в процессах памяти человека. Виды и законы ассоциаций.
Развитие памяти. Пути улучшения памяти.
Методы исследования памяти человека.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3.ТЕМА 6.5. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ /1ч.
Понятие о мышлении. Отличие мышления от непосредственно-чувственного познания. Мышление и предметно-практическая деятельность. Социальная значимость исследования мышления. Проблема свободы мышления. Проблема нового мышления. Проблема многообразия и единства мышления. Прикладное значение мышления.
Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Логические операции мышления: сравнение, анализ синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение. Определение понятий. Индукция и дедукция. Мышление и эмоции. Аутистическое мышление. классификация людей по типам мышления.
Особенности творческого мышления. Образное мышление и понятийное. Мышление и речь.
Принцип развития в психологии мышления. Развитие мышления в филогенезе. Основные направления исследований мышления животных. Принципиальные различия мышления человека от интеллектуального поведения животных. Развитие мышления в антропогенезе. Зарождение мышления и трудовой деятельности человека. Социальная и культурная обусловленность мышления. Первобытное мышление. Кроскультурные исследования мышления.
Основные стадии развития мышления в онтогенезе. Проблема соотношения исторического и онтогенетического развития мышления.
Мышление и проблема “искусственного интеллекта”. Применение психологических знаний о мышлении в информатике и практике компьютеризации.
Теории мышления в психологии. Ассоциативная теория мышления. Представление о мышлении в бихевиоризме и гештальтпсихологии. Теория Мышления, включающая операции анализа, обобщения, сравнения и классификации (С.Л. Рубинштейн). Мышление как рефлексия, созерцание, решение задач. Деятельностная теория мышления (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов). Психоаналитический подход к мышлению. Мышление как информационный процесс в когнитивной психологии.
Прикладные проблемы психологии мышления.
Методы исследования мышления человека.
Специфика изучения речи в психологии. Основные проблемы и методы психолингвистики. Понятие речевой деятельности и речевого действия.
Виды и функции речи. Устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя. Функции речи: коммуникативная, средство мышления, сигнификативная, номинативная, индикативная.
Соотношение речи и мышления.
Теории порождения и восприятия речи на грамматическом уровне. Стохастическая модель и ее модификация Ч. Осгудом. Модель непосредственных составляющих. Трансформационная модель Н. Хомского. Теории восприятия речи (акустическая, моторная, анализ через синтез).
Методы изучения речи человека.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4.ТЕМА 6.7. ВООБРАЖЕНИЕ / 1ч.
Понятие о воображении. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное - их особенности. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения.
Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-действенного мышления, управление эмоционально-потребностным состоянием, произвольная регуляция познавательных процессов, создание внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии.
Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: конкретный и абстрактный их связь с доминированием у человека правого или левого полушарий мозга. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Использование данного факта при конструировании проектных методик изучения личности типа ТАТ и тест Роршаха.
ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Наименование модулей, разделов и тем курса 1
| Самостоятельная работа
| Модуль1
| ОФО
| ЗФО
| Раздел 1. Введение в психологию.
|
|
| 1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Этапы становления психологии.
|
|
| 1.2. Основные психологические теории и их взаимосвязь
|
|
| 1.3. Методология, принципы и методы психологии.
|
|
| 1.4. Мозг и психика
|
|
| 1.5. Происхождение и развитие психики животных и человека
|
|
| 1.6. Сознание человека
|
|
| Раздел 2. Психологический анализ деятельности.
|
|
| 2.1. Теория деятельности.
|
|
| 2.2. Общение
|
|
| Раздел 3. Психология личности.
|
|
| 3.1. Проблема личности в психологии.
|
|
| 3.2. Структура личности.
|
|
| 3.3. Движущие силы развития личности.
|
|
| Модуль 2
|
|
| Раздел 4. Индивидуально - психол. особенности личности.
|
|
| 4.1. Личность и индивидуальность
|
|
| 4.2. Темперамент и характер
|
|
| 4.3. Способности
|
|
| Раздел 5. Эмоционально - волевая сфера личности.
|
|
| 5.1. Психология мотивации личности.
|
|
| 5.2. Психология эмоций.
|
|
| 5.3. Психология воли и произвольности.
|
|
| Модуль 3
|
|
| Раздел 6. Психология познавательных процессов
|
|
| 6.1. Познание и отражение. Опосредование в познавательной деятельности.
|
|
| 6.2. Ощущение и методы его исследования
|
|
| 6.3. Восприятие и методы его исследования
|
|
| 6.4. Память и методы ее исследования
|
|
| 6.5. Мышление и методы его исследования
|
|
| 6.6. Речь и методы ее исследования
|
|
| 6.7. Воображение и методы его исследования
|
|
| 6.8.Внимание и методы его исследования
|
|
| ИТОГО
|
|
|
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема
| Содержание и литература
| Форма отчетности
| | 1.2. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии – 2 ч.
| Работа с понятиями по предложенной теме
Установить взаимосвязь психологии с другими науками
Познакомиться с отраслями психологии и их функциями
Б.Г.Ананьев. Человек как предмет познания
| Словарь терминов
Конспект схема
Конспект
Аннотация
| 1.3. Методология психологии. Основные психологические теории и направления. Основные психологические школы.– 2ч.
| Работа с понятиями по предложенной теме
Анастази А. Психологическое тестирование. М., 2000.
Л.С. Выготский. Инструментальный метод в психологии.
Познакомиться с основными психологическими теориями
| Словарь терминов
Аннотация
Аннотация
Свободный конспект
| 1.6. Общение - 2ч.
| Работа с понятиями по предложенной теме
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986
Проанализировать способы воздействия на человека в процессе общения: заражение, внушение, подражание.
Познакомиться с социально-психологическими тренингами и проанализировать их влияние на формирование коммуникативных навыков у человека.
| Словарь терминов
Аннотация
Свободный конспект
Письменный отчет в свободной форме.
| 1.7. Общее понятие о личности в психологии – 2ч.
| Работа с понятиями по предложенной теме
Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990
Анализ взглядов на структуру личности отечественных и зарубежных ученых.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
2. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности СПб., - 2005
| Словарь терминов
Конспект
Конспект в свободной форме
| 1.8.Основные психологические теории личности – 2ч.
| Работа с понятиями: индивид, личность, индивидуальность, субъект, универсум
Анциферова Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б.Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы. // Психологический журнал, т.19, №1 - 1998.
Анализ отечественных и зарубежных теорий личности
Литература:
1. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии М., 1982.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
3. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности СПб., - 2005
| Словарь терминов
Конспект
Конспект-схема
| 1.9.Темперамент – 2ч.
| Работа с понятиями по предложенной теме.
Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 - № 11.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
| Словарь терминов
Конспект
Аннотация
| 1.10 Характер – 2ч.
| Работа с понятиями по предложенной теме
Теплов Б. Темперамент и формирование характера. Мироненко. М., 1990
Гуревич Л. Характер и подчерк. Размышления о графологии.
Литература:Популярная психология. Хрестоматия. Сост. В.В. Мироненко М., 1990.
Составить тест достижений по предложенной теме
| Словарь терминов
Конспект
Конспект
Тест достижений
| 1.12.Психология эмоций – 2ч.
| Работа с понятиями по предложенной теме.
Изард К. Эмоции человека. М.. 1980.
Психология эмоций: Тексты. / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтера. М., 1993.
Познакомиться с классификациями эмоций и чувств
Литература: Ильин Е.П. Эмоции и чувства – СПб.: Питер, 2001
| Словарь терминов
Аннотация
Тезисы
Опорный конспект-схема
| 1.15.Восприятие- 2ч.
| Работа с понятиями по предложенной теме
Хрестоматия по ощущению и восприятию./ Под ред. Ю.В.Гиппенрейтера и М.Б. Михалевской. М., 1975.
Провести сравнительный анализ ощущения и восприятия
Составить тест достижений по предложенной теме
| Словарь терминов
Аннотация
Конспект – схема
Тест достижений
| 1.16. Память – 2ч.
| Работа с понятиями по предложенной теме
А.Р. Лурия. Маленькая книжка о большой памяти.
Зинчеко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
Для дополнительного чтения: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтера и В.Я. Романова. М., 1979.
|
Словарь терминов
Краткий конспект
Аннотация
| 1.17. Мышление - 2ч.
| Работа с понятиями по предложенной теме
Познакомиться с теориями мышления Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.
Для дополнительного чтения: Хрестоматия по общей психологии. 1. Психология мышления /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтера и В.В.Петухова. М., 1981.
2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.
Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М.. 1987.
| Словарь терминов
Конспект-схема
Аннотация
| 1.18. Речь – 2ч.
| Работа с понятиями по предложенной теме
Определить взаимосвязь речи и мышления
Проанализировать роль речи в формировании умственных действий в теории П.Я.Гальперина
Составить тест достижений по предложенной теме
Литература:
1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер Ком, 1999
2.Психология./ Под ред. Петровского А.В. М., 1990.
| Словарь терминов
Конспект-схема
Письменный отчет
Тест достижений
| 1.20. Внимание – 2ч.
| Работа с понятиями по предложенной теме
Составить тест достижений по предложенной теме
Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я.Романова. М., 1976.
Для дополнительного чтения: Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание.// А.Н.Леонтьев и современная психология. М.,1983.
| Словарь терминов
Тест достижений
Аннотация
Свободный конспект
|
ТЕКУЩИЙ И ИТ
ОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В рамках изучения данной дисциплины проводится проверка и оценка знаний студентов в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Проверка и оценка знаний выполняет в учебном процессе следующие функции: ориентирующую, стимулирующую, аттестационную.
При проведении проверки и оценки знаний студентов мы ориентировались на следующие принципы: объективности, дифференцированности, системности, систематичности и конфиденциальности.
При оценивании знаний студентов нами использовались следующие виды проверки: опросы (устные, письменные, свободные, программированные, индивидуальные, фронтальные, персональные, экспертные) коллоквиумы, контрольные работы, тестирования, задания с пропусками, задания с выбором альтернативных ответов, задания практического характера.
При изучении учебной дисциплины успеваемость студента оценивается по модульно-рейтинговой системе. Учитываются следующие показатели: посещение лекционных и практических занятий. Выполнение домашних заданий, выполнение промежуточного контроля, выполнение индивидуальных заданий. Основными формами текущего контроля является выполнение промежуточного контроля успеваемости. За весь курс студент должен выполнить два промежуточных контроля успеваемости, предусмотренных тематическим планом. Промежуточный контроль осуществляется в форме тестирования. По окончании изучения дисциплины подсчитывается максимальное количество набранных студентом баллов за текущую успеваемость и формируется рейтинг студента. Итоговая аттестация осуществляется в форме зачета, который проводится в виде тестирования. Итоговая оценка формируется путем сложения баллов за текущую успеваемость, за результаты письменного теста и за результаты собеседования. При этом перевод рейтинга в традиционную систему оценок проводится по специально разработанной схеме.
Оценка знаний студентов проводится по пятибалльной системе.
Оценка «5» -
| студент правильно и полно ответил на все вопросы, что свидетельствует о том, что он свободно владеет понятийным аппаратом дисциплины, имеет достаточно развитую культуру мышления, умеет сравнивать изучаемые теоретические положения с их практическим проявлением, качественно аргументирует ответ; знает содержание методики и умеет воплотить его на практике.
| Оценка «4» -
| студент достаточно хорошо владеет понятийным аппаратом дисциплины, ответы в большей степени носят репродуктивный характер с формулирование выводов; умеет связывать теорию с практикой: студент знает основные положения методики, перенос их на практику не вызывает затруднений.
| Оценка «3» -
| студент обнаруживает знание и понимание основных положений дисциплины, допускает неточности в определении понятий, недостаточно ориентируется в содержании методики, отсутствует аргументация ответа, только репродуктивное изложение материала, затрудняется в соотнесении теории с практикой.
| Оценка «2» -
| студент имеет отрывочные бессистемные знания, не умеет формулировать выводы, не ориентируется в основных положениях изучаемой дисциплины, не осознает необходимость знания содержания методики в педагогической деятельности, как своего ведущего вида деятельности в дальнейшем.
|
модульно-рейтинговая карта дисциплины \
«Общая и экспериментальная ПСИХОЛОГИЯ»
Наименование модуля, виды работы и формы контроля
| Рейтинг – баллы
| минимум
| максимум
| Входной модуль № 0
|
|
| Изучение документов, описывающих процесс обучения по дисциплине (рабочая программа, методические рекомендации и т.п.), знакомство с электронными учебными изданиями по дисциплине в электронном читальном зале библиотеки ХГУ им. Н.Ф. Катанова
|
|
| Входное тестирование
|
|
| Базовый модуль №1 Введение в психологию. Психология личности.
|
|
| Конспекты лекций 1.1.-1.6.
|
|
| Сборник понятий к лекциям 1.1.-1.6.
|
|
| Тестирование
|
|
| Семинары 1.1.-1.6.
|
|
| Практические работы (выполнение, оформление, собеседование)
|
|
| Модульный контроль № 1
|
|
| Базовый модуль № 2 Индивидуально-психологические особенности личности
|
|
| Конспекты лекций 4.1.-5.3.
|
|
| Сборник понятий к лекциям 4.1.-5.3.
|
|
| Тестирование
|
|
| Семинары 4.1.-5.3.
|
|
| Практические работы (выполнение, оформление, собеседование)
|
|
| Модульный контроль № 2
|
|
| Подготовка и защита реферата по предложенной теме
|
|
| Базовый модуль № 3 Психология познания
|
|
| Конспекты лекций 6.1.-6.7.
|
|
| Сборник понятий к лекциям 6.1.-6.7.
|
|
| Тестирование
|
|
| Семинары 6.1.-6.7.
|
|
| Практические работы (выполнение, оформление, собеседование)
|
|
| Модульный контроль № 3
|
|
| Итоговый модуль (зачет/экзамен)
|
|
| Дисциплинарный рейтинг
|
|
| РЕЙТИНГ- КАРТА СТУДЕНТА
по изучению дисциплины «Общая и экспериментальная ПСИХОЛОГИЯ»
Наименование модуля, виды работы и формы контроля
| Рейтинг – баллы
| Сроки сдачи освоенных элементов модуля
| Рейтинг – баллы, набранные студентом
| Подпись препода-вателя
| мини-мум
| макси-мум
| Входной модуль № 0
|
|
|
|
|
| Базовый модуль №1 Введение в психологию. Психология личности.
|
|
|
|
|
| Конспекты лекций 1.1.-1.6.
|
|
|
|
|
| Сборник понятий к лекциям 1.1.-1.6.
|
|
|
|
|
| Собеседование по лекциям 1.1.-1.6.
|
|
|
|
|
| Семинары 1.1.-1.6.
|
|
|
|
|
| Практические работы 1,2 (выполнение, оформление, собеседование)
|
|
|
|
|
| Модульный контроль № 1
|
|
|
|
|
| Базовый модуль № 2 Индивидуально-психологические особенности личности.
|
|
|
|
|
| Конспекты лекций 4.1.-5.3.
|
|
|
|
|
| Сборник понятий к лекциям 4.1.-5.3.
|
|
|
|
|
| Собеседование по лекциям4.1.-5.3.
|
|
|
|
|
| Семинары 4.1.-5.3.
|
|
|
|
|
| Практические работы (выполнение, оформление, собеседование)
|
|
|
|
|
| Модульный контроль № 2
|
|
|
|
|
| Подготовка и защита реферата по предложенной теме
|
|
|
|
|
| Базовый модуль № 3 Познавательные процессы
|
|
|
|
|
| Конспекты лекций 6.1.-6.7.
|
|
|
|
|
| Сборник понятий к лекциям 6.1.-6.7.
|
|
|
|
|
| Собеседование по лекциям 6.1.-6.7.
|
|
|
|
|
| Семинары 6.1.-6.7.
|
|
|
|
|
| Практические работы 1-4 (выполнение, оформление, собеседование)
|
|
|
|
|
| Модульный контроль № 3
|
|
|
|
|
| Итоговый модуль (экзамен)
|
|
|
|
|
| Дисциплинарный рейтинг
|
|
|
|
|
| Дисциплинарный рейтинг:
| Академическая
оценка:
| Дата:
| Подпись:
| Шкала перевода дисциплинарного рейтинга в академические оценки
| Дисциплинарный рейтинг
| Академическая оценка
| 60 - 72%
| 3 (удовлетворительно)
| 73 - 86%
| 4 (хорошо)
| 87 - 100%
| 5 (отлично)
| | | | | | | |
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ «ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 1 семестр
- Предмет психологии и его становление.
- Психология и ее место в системе наук.
- Основные отрасли психологии и задачи психологической практики.
- Материалистическое и идеалистическое направление изучения психики в истории психологии.
- Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии.
- История развития методов исследования в психологии.
- Методологические принципы исследования и необходимость их учета.
- Интроспекция как метод исследования психики. Его ограниченность.
- Группы методов исследования. (Б.Г.Ананьев).
- Основные методы исследования и их характеристика.
- Вспомогательные методы исследования и их роль в изучении психики человека.
- Особенности обработки результатов исследования в психологии.
- Строение нервной системы.
- Функциональные блоки мозга по А.Р.Лурия.
- Физиологические механизмы деятельности головного мозга.
- Модели взаимосвязи физиологических и психологических процессов (П.К.Анохин, Е.Н.Соколов.)
- Зарождение и эволюция психики.
- Гипотеза А.Н.Леонтьева о возникновении чувствительности.
- Стадии и уровни психического отражения (по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри).
- Особенности развития психики человека и животных.
- Проблема сознания в психологии и философии.
- Конкретно-психологические характеристики сознания.
- Становление сознания в процессе присвоения общественно-исторического опыта.
- 24 Структура сознания (А.В.Петровский).
- Структура сознательных образов: чувственная ткань, значение, личностный смысл (А.Н.Леонтьев, В.П.Зинченко).
- Сознание и бессознательное.
- Общее понятие о деятельности и деятельностном подходе в психологии.
- Принципиальные отличия деятельности человека от поведения животных.
- Понятие о человеке как субъекте деятельности.
- Основные характеристики деятельности человека.
- Строение деятельности человека. Характеристика этапов.
- Уровни исполнения деятельности. Привычки.
- Характеристика действий как процессов, направленных на достижение конкретных целей.
- Механизм обратной афферентации по П.К.Анохину.
- Основные виды деятельности человека и их характеристика.
- Понятие о ведущем виде деятельности, его отличительные особенности.
- Значение общения в жизни человека и его категории в психологии.
- Общение как обмен информацией.
- Общение как коммуникация.
- Общение как взаимопонимание.
- Современные представления о личности в описательной, бихевиористической, когнитивной, психодинамической, гуманистической психологии.
- Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности.
- Направленность личности.
- Структурный аспект анализа личности в зарубежной и отечественной психологии.
- Самосознание как осознание самости. Образ “Я”. Самооценка и ее виды. Уровень притязаний.
- Периодизация личностного развития в зарубежной и отечественной психологии.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ «ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Семестр
- Предмет психологии и его изменения в ходе исторического развития.
- Структура психологии и место психологии в системе наук о человеке.
- Методы исследования в психологии и их характеристика.
- Строение нервной системы.
- Функциональные блоки головного мозга (А.Р. Лурия).
- Стадии и уровни психического отражения (А.Н.Леонтьев, К.Э.Фабри).
- Психологические характеристики сознания, его структура и особенности становления.
- Сознание и бессознательное.
- Категория деятельности в психологии. Основные характеристики деятельности. Понятие об интериоризации.
- Основные виды деятельности человека и их характеристика.
- Общение и его роль в психическом развитии. Категории общения в психологии.
- Стороны общения и их характеристика.
- Современные представления о личности в описательной, бихевиористической, когнитивной, психодинамической, гуманистической психологии.
- Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности.
- Направленность личности.
- Структурный аспект анализа личности в зарубежной и отечественной психологии.
- Самосознание как осознание самости. Образ “Я”. Самооценка и ее виды. Уровень притязаний.
- Периодизация личностного развития в зарубежной и отечественной психологии.
- Методы экспериментального исследования личности.
- Человек как индивид: возрастные и половые свойства.
- Общее понятие о темпераменте.Три системы взглядов на проблему темперамента.
- Типы темпераментов и их психологическая характеристика.
- Характер, его структура и проявления.
- Типология характеров в концепции Э.Фромма.
- Понятие об акцентуации характеров. Типы акцентуаций в концепции К.Леонгарда и А.Е. Личко.
- Конститутационные особенности человека и их отражение в теориях Т.К.Кречмера и У.Шелдона.
- Понятие о способностях и их природные предпосылки.
- Виды способностей их структура и характеристика. Уровни проявления способностей.
- Проблема одаренности в зарубежной и отечественной психологии.
- Понятие о мотивах и мотивации. Их роль в поведении человека.
- Психологические теории мотивации.
- Проблема эмоций в психологии: когнитивные, мотивационные, физиологические, эволюционистские подходы.
- Функции эмоций и их характеристика.
- Формы протекания эмоциональных состояний.
- Виды чувств и их характеристика.
- Понятие о воле и ее функции. Теории воли
- Структура волевого акта. Волевые качества и их развитие.
- Психологические механизмы волевого поведения. Изменение смысла действия (по В.А.Иванникову).
- Понятие об ощущениях и их роли в жизни человека. Рефлекторная природа ощущений.
- Классификация ощущений. Общие свойства ощущений.
- Чувствительность. Пороги чувствительности. Изменение чувствительности (адаптация, сенсибилизация).
- Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
- Классификация восприятий. Роль моторных компонентов в восприятии
- Восприятие пространства.
- Восприятие времени.
- Восприятие движения.
- Память и ее значение в жизни человека. Виды памяти и их характеристика.
- Основные процессы памяти и их характеристика.
- Теории и законы памяти.
- Мышление как обобщенное и опосредованное познание действительности, его отличие от других познавательных процессов.
- Виды мышления и их характеристика.
- Операции и формы мышления.
- Факторы формирования интеллекта. Измерение интеллекта.
- Теории мышления в психологии (Ж Пиаже, А.Н Леонтьев, П.Я. Гальперин,)
- Виды речи и их назначение. Речь как средство общения и мышления.
- Теории усвоения языка. Соотношение речи и мышления.
- Понятие о воображении. Его виды и их характеристика.
- Функции воображения. Связь воображения с другими познавательными процессами.
- Проблема внимания в психологии (П.Я.Гальперин, Т.Рибо, Л.Н.Узнадзе). Виды внимания.
- Основные свойства и функции внимания.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|