Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. 1. Проблема личности в психологии / 2ч.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Научное определение понятия “личности”. Интеграция научных дефиниций - путь получения наиболее разносторонней характеристики личности, общего представления о ней. Индивид, личность, индивидуальность, субъект, универсум - понятия, при помощи которых характеризуется человек в целом. Различия в содержании и объеме этих понятий. Три основных исторических периода в изучении личности: философско-литературный, клинический, экспериментальный, их особенности и влияние на современное состояние этой области знаний. Необходимость и сущность экспериментального подхода в изучении психологии личности. Дифференциация направлений в исследовании личности. Классификация современных психологических теорий личности и ее основания. Описательный подход к проблеме личности (Э. Кречмер, В. Шелдон, А. Кэттел, Г. Оллпорт). Бихевиористический подход к данной проблеме (Торндайк, Д. Уотсон). Когнитивный подход (Роттер, Ж. Пиаже). Психодинамические подходы (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг). Гуманистический подход (А. Маслоу, Роджерс). Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский). Новейшие тенденции в теоретической разработке психологических проблем личности. МОДУЛЬ 2 РАЗДЕЛ 4. ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ТЕМА 4.2. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР /2ч. Понятие о темпераменте. История представлений о темпераменте. Три системы взглядов на проблему темперамента (Гуморальные теории - Гиппократ, Галлен, Н. Кант, П. Лесгафт; эндокринологические, конститутационные - Э. Кречмер, У. Шелдон; теория о типах нервной высшей деятельности - И.П. Павлов, Б. Теплов, В.Небылицын.). Проблема психологической характеристики темперамента в теориях В.С. Мерлина и Я. Стреляу. Темперамент и его качественные характеристики. Свойства и типы темпераментов. Теории темпераментов (К. Юнга, Айзенка). Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Сильные и слабые типы деятельности. Подвижные и инертные типы деятельности. Умственные способности, способности к деятельности и темперамент. Индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и проблемы воспитания. Индивидуальный подход и тип темперамента. Понятие о характере. Характер и индивидуальность человека. Подходы к изучению характера. Клинический подход к изучению индивидуального характера в теориях Э. Кречмера и В. Шелдона. Акцентуированная черта как основа классификации характеров в концепции Л. Леонгарда. Типология характеров в работах А.Е. Личко. Социальные типы характеров по Э. Фромму. Природа и проявление характера. Характер и темперамент. Природные и социальные предпосылки характера. Структура характера. Черты характера и отношения личности. Характер как программа типичного поведения человека в типичных обстоятельствах. Выразительные черты характера. Поступок и формирование характера. Место характера в общей структуре личности. ТЕМА 4.3. СПОСОБНОСТИ /2ч. Понятие о способностях. Природные предпосылки способностей. Задатки как органические предпосылки способностей. Способности и наследственность. Способности и их связь с типами нервной высшей деятельности. Количественная и качественная характеристика способностей. Проблема измерения и определения способностей. Возможности компенсации способностей. Структура способностей. Общие и специальные способности (взгляды Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева). Понятие об одаренности и ее диагностике. Творческие способности. Уровни проявления способностей: мастерство, талант, гениальность. Развитие способностей. Зависимость развития способностей от обучения. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Способность и деятельность. РАЗДЕЛ 5. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ТЕМА 5.2. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ / 2 ч. Общая характеристика психологии эмоций. Состояние психологии эмоций. Проблема критерия эмоционального. Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций. Соотношение эмоций к процессам познания. Предметность эмоций. Эмоции и процессы мотивации. Эмоции как внутренний регулятор деятельности. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Основные тенденции в интерпретации эмоций, их характеристика. Учение об аффектах Б. Спинозы. Трехмерная концепция чувств В. Вунда. Представление В. Вунда о слиянии чувств и их влиянии на протекание познавательных процессов. Интеллектуалистическая трактовка эмоций. Представление Ч. Дарвина о выражении эмоций. Теория Джемса-Ланге и ее роль в развитии представлений об эмоциях в позитивистской психологии. Физиологические теории эмоций. Современные зарубежные концепции эмоций. Развитие представлений об эмоциях в отечественной психологии. Интерпретация представлений об эмоциях в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.В. Симонова. Основные проблемы психологии эмоций. Условия возникновения эмоционального процесса. Данные Экспериментальных исследований и теоретические представления о возникновении эмоций. Обусловленность эмоций потребностями и ситуацией. Функции эмоций. Зависимость решения этого вопроса от принятого критерия эмоционального. Освещение вопросов о функциях эмоций в различных концепциях. Функции оценки, мотивации, активации, следообразования, защиты, эвристическая. Экспериментальные исследования влияния эмоций на познавательные процессы. Динамика эмоций и закономерности протекания эмоционального процесса. Проблема эмоционального целеобразования. Эмоциональные формы поведения. Разновидности эмоциональных явлений. Возможные основания классификаций эмоций. Эмоциональный тон ощущений, его приспособительное значение. Аффекты, их биологическое значение. Отличительные признаки аффекта. Ситуативные эмоции как регулятор деятельности. Эмоции успеха-неуспеха. Проблема устойчивых эмоциональных отношений человека - чувств. Эмоциональные состояния, их экспериментальное изучение. Выражение эмоций. Данные исследований выражения эмоций в поведении и физиологических функциях человека. Объективные показатели эмоций, их надежность. МОДУЛЬ 3 РАЗДЕЛ 6. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ТЕМА 6. 2. ОЩУЩЕНИЕ /2ч. Представление об ощущениях. Происхождение ощущений. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека. Физические характеристики Среды, порождающие ощущения. Многообразие ощущений и отражение множества значимых для человека свойств Среды его обитания. Основные свойства ощущений: качества, интенсивность, протяженность. Метод аналитической интроспекции как условие, необходимое для выделения чистых ощущений как самостоятельной формы отражения действительности. Классификация ощущений. Проксимальный и дистальный стимулы. Количественная характеристика ощущений. Понятие чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Психометрическая кривая. Методы измерения порогов, их операциональные определения. Закон Бугера-Вебера. Постулат Фехнера. Вывод закона Фехнера. Адаптация и сенсибилизация органов чувств. Методы изучения ощущений. ТЕМА 6.3. ВОСПРИЯТИЕ / 2ч. Общая характеристика двух основных подходов к изучению восприятия: объективно – и субъективно-ориентированный подход. Проблема врожденного и приобретенного в развитии восприятия, две точки зрения: нативизм и эмпиризм. Основные экспериментальные ситуации исследования данной проблемы. Роль двигательной активности в развитии восприятия. Природа перцептивных действий. Исследование конфигуративных аспектов перцептивного образа. Восприятие формы. Законы перцептивной организации. Феноменальные характеристики фигуры и фона. Восприятие третьего измерения. Признаки удаленности и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие движения. Основные признаки восприятия реального движения. Две системы восприятия движения. Эфферентная т афферентная теория восприятия стабильности воспринимаемого мира при движении наблюдателя. Понятие о константности восприятия. Виды константности (величина, форма, цвет, скорость, глубина). Основные подходы к объяснению константности. Исследование предметности восприятия в условиях оптических искажений. Виды оптических искажений. Кроскультурные исследования восприятия. Особенности восприятия двухмерных изображений в отдельных культурах. Психофизические и психофизиологические методы исследования восприятия. ТЕМА 6.4. ПАМЯТЬ / 2ч. Понятие о памяти. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Память и будущее. Круг явлений памяти. Случаи феноменальной памяти. Память и научение. Внимание и память. Память и личность. Виды памяти. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения. Образная память. Эйдетические образы. Представления. Моторная память. Эмоциональная память. Словесно-логическая память, ее связь с речью и мышлением. Индивидуально-психологические различия памяти. Непроизвольная память и произвольная. Экспериментальные методы исследования памяти. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного запоминания в работах А.Н. Леонтьева и П.И. Зинченко. Основные факторы и закономерности психологии памяти. Влияние характера материала на память. Роль упражнения. Влияние уровня научения на память. Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций. Эффект Зейгарник. Забывание и реминисценция. Кривая Эббингаузера и ее модификация. Теории забывания. Роль ассоциаций в процессах памяти человека. Виды и законы ассоциаций. Развитие памяти. Пути улучшения памяти. Методы исследования памяти человека. ТЕМА 6.5. МЫШЛЕНИЕ /2ч. Понятие о мышлении. Отличие мышления от непосредственно-чувственного познания. Мышление и предметно-практическая деятельность. Социальная значимость исследования мышления. Проблема свободы мышления. Проблема нового мышления. Проблема многообразия и единства мышления. Прикладное значение мышления. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Логические операции мышления: сравнение, анализ синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение. Определение понятий. Индукция и дедукция. Мышление и эмоции. Аутистическое мышление. классификация людей по типам мышления. Особенности творческого мышления. Образное мышление и понятийное. Мышление и речь. Принцип развития в психологии мышления. Развитие мышления в филогенезе. Основные направления исследований мышления животных. Принципиальные различия мышления человека от интеллектуального поведения животных. Развитие мышления в антропогенезе. Зарождение мышления и трудовой деятельности человека. Социальная и культурная обусловленность мышления. Первобытное мышление. Кроскультурные исследования мышления. Основные стадии развития мышления в онтогенезе. Проблема соотношения исторического и онтогенетического развития мышления. Мышление и проблема “искусственного интеллекта”. Применение психологических знаний о мышлении в информатике и практике компьютеризации. Теории мышления в психологии. Ассоциативная теория мышления. Представление о мышлении в бихевиоризме и гештальтпсихологии. Теория Мышления, включающая операции анализа, обобщения, сравнения и классификации (С.Л. Рубинштейн). Мышление как рефлексия, созерцание, решение задач. Деятельностная теория мышления (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов). Психоаналитический подход к мышлению. Мышление как информационный процесс в когнитивной психологии. Прикладные проблемы психологии мышления. Методы исследования мышления человека. ТЕМА 6.6. РЕЧЬ / 2ч. Специфика изучения речи в психологии. Основные проблемы и методы психолингвистики. Понятие речевой деятельности и речевого действия. Виды и функции речи. Устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя. Функции речи: коммуникативная, средство мышления, сигнификативная, номинативная, индикативная. Соотношение речи и мышления. Теории порождения и восприятия речи на грамматическом уровне. Стохастическая модель и ее модификация Ч. Осгудом. Модель непосредственных составляющих. Трансформационная модель Н. Хомского. Теории восприятия речи (акустическая, моторная, анализ через синтез). Методы изучения речи человека. ТЕМА 6.7. ВООБРАЖЕНИЕ / 2ч. Понятие о воображении. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное - их особенности. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-действенного мышления, управление эмоционально-потребностным состоянием, произвольная регуляция познавательных процессов, создание внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии. Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: конкретный и абстрактный их связь с доминированием у человека правого или левого полушарий мозга. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Использование данного факта при конструировании проектных методик изучения личности типа ТАТ и тест Роршаха. ТЕМА 6.8. ВНИМАНИЕ / 2ч. Общие представления о внимании. Многозначность определения внимания. Особенности внимания по сравнению с другими психическими процессами и явлениями. Дискуссия о психическом статусе внимания и его природе. Виды внимания. Непроизвольное внимание. Факторы, обуславливающие непроизвольное внимание. Процессы предвнимания. Произвольное внимание. Особенности, условия возникновения и поддержания произвольного внимания, психологические механизмы произвольного внимания. Усилие при произвольном внимании. Послепроизвольное внимание. Условия его возникновения. Важность практического, педагогического значения послепроизвольного внимания. Основные свойства внимания. Объем внимания. Зависимость объема внимания от структуры материала, характера действия с объектами, индивидуальных особенностей. Концентрация и устойчивость, колебания внимания. Факторы влияющие на отвлечения. Переключение и распределение внимания. Роль переключаемости и распределения внимания в трудовой деятельности. Внимание и сознание. Ясность и отчетливость содержания сознания - основная феноменальная характеристика внимания. Избирательность - один из важных аспектов внимания. Механизмы перцептивной селекции. Внимание как фильтр поступающей информации. Использование различных объективных методов исследования внимания. Внимание и деятельность. Структура деятельности и внимание. Внимание как действие контроля (П.Я.Гальперин). Развитие внимания. Стадии развития внимания. Факторы, их определяющие. Пути развития высших форм внимания. Учет и оценка различных свойств внимания применительно к различным видам деятельности человека. Обучение и внимание. Рассеянность и способы ее преодоления. Планомерное поэтапное формирование внимательности школьников.Методы исследования внимания. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ Семинарские занятия ЗАНЯТИЕ 1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.152 (0.011 с.) |