Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи курса ИДПУ ч.2. Методы изучения. Периодизация.↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет и задачи курса ИДПУ ч.2. Методы изучения. Периодизация. Предметом курса является изучение процессов формирования, развития государственных образований, юридических норм, правовых систем, существовавших на территории современной Украины в течение XX - XXI вв. ИДПУ можно рассматривать как юр. науку и учебную дисциплину. Как юр. наука ИДПУ ч. 2 исследует: а. Систему юр. знаний, идей, теорий, практических навыков, умений в отношении государства и права типа б. Закономерности и тенденции возникновения, развития и смены исторических типов государства и права в. Конкретные стороны функционирования государства и права в условиях материальной жизни общества разных народов мира. Как учебная дисциплина ИДПУ ч. 2 знакомит читателей с проверенными на практике знаниями о государстве и праве конкретной страны в определенный период развития.
2. Периодизация: 1. 1900 - 1914 (17) г. г.: зарождение идей независимой Украины 2. Февраль 1917 - декабрь 1917: период формирования укр. государственности 3. Январь 1918 - апрель 1918: возникновение УНР 4. Апрель 1918 - декабрь 1918: гетманат 5. Декабрь 1918 - январь 1919 6. 1919 - 1921: установление советской власти 7. 1921-22 - 1929: поиск и формирование Советской системы государственного управления 8. 1929-39 - 1941: установление тоталитарного режима 9. 1939-41 - 1945-47: мировая война 10. 1947 1956: переход тоталитаризма к авторитаризму 11. 1956 -1982: авторитарный режим 12. 1982 -1990: перестройка 13. 1990 - 1991: восстановление идеи независимой Украины 14. 1991 -2011: изменения и дополнения к Конституции Украины
Образование Украинской Центральной Рады: ее состав и деятельность. Официальной датой основания Центрального совета как общественно-политического центра считается 3 марта 1917 года. Председателем был избран выдающегося украинского историка и общественного деятеля М. Грушевского. К руководству Совета входили Винниченко, С. Петлюра, С. Ефремов. Лидеры совета стремились к тому, чтобы добиться от Временного правительства России широкой автономии для Украины. Для подтверждения своих полномочий Центральный совет созвала 5-7 апреля украинский национальный конгресс. На конгресс был созван 900 делегатов от многих губерний и других городов. В состав Совета был избран 150 представителей от всех губерний. Председателем Совета оставался М. Грушевский. Его заместителями стали В. Винниченко, С. Ефремов. Главной целью деятельности Центральной Рады было единения украинского народа, возрождение национальной государственности путем переговоров с Временным правительством. Всеукраинский национальный конгресс, который состоялся 17-21 апреля в Киеве, санкционировал статус Центрального совета, как высшего территориального органа власти в Украине. Конгресс принял решение, согласно которому Центральный совет было развиваться как национальный парламент. Формой работы Центрального совета были пленумы. Одним из первых документов, юридически закреплял статус Центрального совета, был «Приказ украинской Центральной рады» от 5 мая 1917 года. В Приказе говорилось, что работа Центрального совета проводится через ее Общее собрание и Комитет совета. Фактически Комитет осуществлял законодательные функции в период между Общими собраниями. Свои решения Центральная рада принимала в виде универсалов, постановлений, постановлений, резолюций.
И универсал УЦР Продолжая традиции украинского народно-ва звольного движения, Центральная Рада свои обращения к народу оформляет в виде универсалов. За время существований ния Центральной Рады было принято четыре Универсала. И Универсал был провозглашен 10 июня 1917 при за тии II Всеукраинского военного съезда. В нем, в частности, говорилось, что «мы, Украинская Центральная Рада, выдаем этот Универсал ко всему нашему народу и оповещаем: отныне мы сами творить нашу жизнь». В Универсале подчеркивалось, что никто лучше украинского инцив не может знать, какие законы будут для них лучше. Никто лучше украинских крестьян не может знать, как распоряжаться своей землей. Отмечалось, что украинский народ надеялся на помощь Временному правительству, но последний оттолкнул его протянутую руку. В Универсале говорилось, что Центральная Рада выдвинула такие требования к Временному правительству: утвердить при Тем временном правительстве пост комиссара по украинским делам; местные власти в Украине должен возглавлять комиссар, представляющий Временное правительство и утвержден в должности Центральным Советом, доля денег, собираемых в виде налогов с украинского народа, должна залы гордиться в Украине. Все эти требования Временное правительство от бросил. В связи с этим украинский народ вынужден сам позаботиться о своей судьбе. С тех пор каждое село, каждая управа, уездная или земская, должны поддержи вать тесные организационные связи с Центральной Радой.
6. Генеральный Секретариат Украина: образование, состав, деятельность, и его компетенция. Согласно И универсалом 10 июня 1917 было создано первое украинское правительство - Генеральный секретариат. За IV универсалом Генеральный секретариат был преобразован в Совет Народных Министров. Генеральный секретариат состоял из Генеральных секретарств, которые возглавляли генеральные секретари. Количество генеральных секретарств то уменьшалась, то возрастала. В первый состав Генерального секретариата входило девять человек: В. Винниченко - председатель и генеральный секретарь внутренних дел, П Христюк - генеральный писарь, Х. Барановский - генеральный секретарь финансов, С. Ефремов - генеральный секретарь межнациональных дел, С. Петлюра - генеральный секретарь военных дел, Б. Матрос - генеральный секретарь земельных дел В.Садовський - генеральный секретарь судебных дел, И. Стешенко - генеральный секретарь образования и М. Стасюк - генеральный секретарь пищевых дел. С утверждением Генерального секретариата было положено начало процессу разграничения законодательной и исполнительной властей. 29 июля 1917 Малая рада утвердила Устав Генерального секретариата. Устав определял взаимоотношения между Генеральным секретариатом и Малой советом, порядок деятельности правительства, законодательную процедуру. Генеральный секретариат был подотчетен Малой рады. В августе 1917 года действие устава было заменено на Инструкцию Временного правительства Генеральному секретарству от 4 августа 1917 года. Инструкция ограничивала деятельность украинского правительства территориально. Во времена своего существования Генеральный секретариат провел 30 заседаний, на которых было рассмотрено около 100 вопросов внутренней и внешней политики. Генеральный секретариат подготовил проекты постановлений Пленума Центрального совета о введении украинских прогрессивно подоходного налогообложения в размере 25% однодневного заработка. На заседании Генерального секретариата рассматривались вопросы судоустройства, военного строительства. Особое место занимали вопросы внешней политики. Правительство 15 сентября 1917 принимает постановление, устанавливала штрафы: по одному рублю за каждую минуту опоздания. 12 октября 1917 Генеральный секретариат разработал и утвердил Декларацию, которая расширила его полномочия, ограниченные Инструкции Временного правительства. Свои решения Генеральный секретариат принимал в форме деклараций, постановлений, инструкций. Официальным органом правительства был «Вестник генерального секретариата».
Образование малой совета, причины и общая характеристика деятельности Формирование Малой Рады На первых же организационном собрании 8 апреля 1917 Михаил Грушевский предложил избрать исполнительный комитет под названием Комитет Центральной Украинской Рады (позже получил название Малой Рады) в составе 20 человек. Председателем Комитета был избран Грушевского, его заместителями - Винниченко и Ефремова, товарищем председателя - Ф. Крыжановского, казначеем - В. Коваля, секретарями - В. Бойко и С. Веселовского.
Было также принято решение объединить агитационную и информационную комиссии в организационную, а ее председатель - Дмитрия Антоновича - пригласить в Комитет товарищем председателя.
После 8 апреля в состав Центральной Рады были дополнительно включены: 1) А. Вовченко (солдат железнодорожного батальона); 2) Г. М. дежурить-Журов (Таврия); 3) П. Ф. Погорилко (от харьковского духовенства); 4) В. Чеховский; 5) черноты (от Одессы). Таким образом, сразу же после съезда состав Центральной Рады начал увеличиваться, что впоследствии стало правилом.
Создание УНР Провозглашение создания Украинской Народной Республики (УНР). В начале ноября 1917 г. власть в Украине перешла в руки Украинской Центральной Рады. 7 (20) ноября 1917 г. УЦР III Универсалом провозгласила создание Украинской Народной Республики в составе федеративной России. Начался третий, последний, этап истории Украинской Центральной Рады (первый - от создания УЦР к Всеукраинскому нацконгресу, второй - от Всеукраинского нацкошресу к власти Временного правительства в Петрограде). В основе его - государственная деятельность, направленная на построение демократических основ власти, полную независимость Украины. УЦР приняла Конституцию УНР, а также ряд законов: введен собственную денежную систему, утвержден герб, гимн УНР, украинском предоставлен статус государственного. Основные положения III Универсала: - Провозглашалось образование Украинской Народной Республики (УНР) в пределах 9 украинских губерний, при этом формально не рвались федеративные связи с Россией; - Введение 8-часового рабочего дня; - Установление государственного контроля над производством; - Отмена помещичьего землевладения; - Земля объявлялась собственностью всего народа без выкупа; - Предоставление национальным меньшинствам «национально-персональной автономии»; - Обеспечение украинского народа демократических прав и свобод: свобода слова, прессы, вероисповедания, собраний, союзов, забастовок, неприкосновенности личности и жилья; - Отмена смертной казни; - Предоставление амнистии политическим заключенным; - Назначение на декабрь 1917 выборов в украинский Учредительного собрания, которые должны быть созваны 9 января 1918 p.; - Начало мирных переговоров УЦР с Германией и ее союзниками. Практическое значение принятия III Универсала. Практическое значение принятия Центральным Советом III Универсала и провозглашения Украинской Народной Республики заключалось в том, что впервые была провозглашена конкретная программа перестройки украинского общества на демократической основе - программа, которая отвечала интересам большинства. Сам факт провозглашения прогрессивных и справедливых политических и социально-экономических реформ показал украинскому народу реальность достижения национальной независимости и построения национальной демократического государства. Этот документ сыграл важную роль и в развитии украинского национального самосознания, и в укреплении демократической направленности украинского национального движения. Кроме того, к практическим результатам можно отнести следующее: - Был нанесен удар по помещикам - социальной опоре монархистов; - Были обеспечены условия для участия в украинской революции представителей российского, еврейского, польского и других народов; - Повысился авторитет украинского национального движения среди населения Украины; Центральная Рада одержала верх над украинскими большевиками, заставив их обращаться за помощью к России. Историческое значение. И Исторические значение принятия украинской Центральной Радой III Универсала и провозглашения Украинской Народной Республики заключалось прежде всего в следующем: - Украинский народ вышел на историческую арену как самостоятельный творец собственной истории, способен на создание своего независимого государства; - Был подорван ранее неприкосновенный принцип «единой и неделимой» России, что способствовало национально-освободительной, антиимперской борьбе других народов; - Отстаивание украинской властью идеалов демократических свобод стояло на пути укрепления тоталитаризма в России; - Большое значение для многонациональных Европы и России имело определение путей справедливого решения проблем национальных меньшинств в УНР; - Исторический опыт украинского государственного строительства стал основой для воспроизводства и укрепления украинской государственности в 1990-е pp.
III Универсал. 7 ноября 1917 Центральная Рада принимает III Универсал, которым провозглашает создание украинской На родном Республики в составе Российской Федерации. Это событие имело историческое значение, поскольку юридически де кларувалося возрождения национального государства. Уни Версале провозгласил следующие основные задачи автономной Украинского государства: 1) конфискация помещичьих, удельного-церковного, монастырского землевладения и передача земли трудовому народу без выкупа. 2) Вс становления 8-часового рабочего дня и государственного конт роля над производством. 3) Немедленный начале мирных переговоров и заключения справедливого мира между воюя ми сторонами. 4) Объявления полной амнистии по поли тических выступления и ликвидация смертной казни как меры наказания. 5) Закрепление за населением всех прав местного само управления. 6) Обеспечение населением всех основ ных прав и свобод: свободы слова, печати, веры, собраний, союзов, забастовок, неприкосновенности личности и жилища, ровно правности всех языков. 7) Признание за всеми народами, которые населяют Украину, «национально-персональной авто мии» и равных прав, и др.. Выборы в Украинское Учредительное Собрание назначения чалися Универсалом на 9 января, а их открытие - на 22 января 1918 Голосование по тексту III Универсала впер ше осуществлялось поименно, что свидетельствовало о важности данного документа. Начинался качественно новый этап строи тельства украинской государственности.
IV Универсал. 9 января 1918 Центральная Рада принимает свой ос зование - IV Универсал. Он провозгласил, что «отныне Украинская Народная Республика становится самостоятельной, ни от кого не зависимым, свободным, суверенным государством Украины инского народа». Надо отметить, что Акт провозглашения незалежнос те Украине состоялся в полном соответствии с Декларацией прав народов России, принятой 2 ноября 1917 Украина, как указывалось в IV Универсале, хочет жить в мире и согласии со всеми соседними государствами, но ни одна из них не должна вмешиваться во внутренние дела Украи ны. До созыва парламента - украинский Параметры чих Собрания - властные функции осуществляться Цен трального Радой и ее исполнительным органом - Советом На ных Министров. Совет Народных Министров было поручено продолжать мирные переговоры с государствами Цен трального блока и добиваться заключения справедливого мира. В Универсале заявлялось о необходимости ухва ления Конституции независимой Украинской Народной И республики. Итак, IV Универсал сформировал качественно новый статус украинского государства. Она стала независимой и самостоятельной, что говорило о приобретении важнейшей признаки государственной власти - государственного суверенитета. Универсал призвал население подниматься на бороть бу «о так называемых большевиков и других упадочников, которые грабят и разрушают наш край». IV Универсал завершил сложный и непростой процесс становления украинского государства.
Судебная система УНР. На территории Украины действовали следующие судебные органы: районные мировые суды, съезды мировых судей, окружные суды, которые создавались по одному на несколько уездов. За ними располагались, как апелляционные инстанции, судебные палаты. Высшей судебной инстанцией считался Правительствуючий сенат в Петербурге. Кроме этих судов, в Украине действовали также крестьянские волостные суды, верхние волостные суды и др.. Сразу же после Февральской революции были введены должности административных судей в уездах и особые ад министративни отделы при окружных судах. Создают ся различные временные судебные органы, революционные трибуналы и т.д.. Формально эта судебная система сохранилась в Украине и после прихода к власти Центральной Рады. Центральной Раде предложено было сделать украинскую судебную систему независимой от российской и создать для руководства ею как высшую су дову инстанцию Высший краевой суд, а для проведения реформы судебной системы создать на местах институт судебных комиссаров. Программные цели Центрального Совета по судебной реформе ми нашли отражение в III Универсале: «Суд на Украине должен быть справедлив, согласно духу народа».16 декабря 1917 Центральная Рада утверждает под готовлений Генерального секретарства судебных дел законопроект о создании (до созыва Всеукраин ских Учредительного Собрания) временного Генерального суда. Согласно ст. 1 Закона Генеральный суд состоял из трех департаментов: гражданского, уголовного и ад министративного. Он объявлялся высшей судебной ин станцией в Украине и осуществлял надзор над всеми судо ными учреждениями и деятельностью работников судебных ор ганов. 16 декабря 1917 принимается Закон «О введении апелляционных судов».. 23 декабря 1917 в развитие предыдущего принимается Закон «Об условиях обсуждения и порядок избрания судей Генерального и апелляционных судов», по которому все судьи избирались Центральной Радой на три года большинством в 3/5 голосов. 14 февраля 1918 вводятся должности главных губерн ских военных комендантов, которые получали право создания революционных военных судов для оперативно-ного рассмотрения дел об убийствах, ограблениях, под пали, изнасилования и разбои.
Причины падения УНР 3 марта 1918 Брестский низкий, грабительский мир между Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией - с другой, был подписан. Мирный договор, в частности, предусматривал: прекращение состояния войны, демобилизации русской армии, отторжения от России Прибалтики, Белоруссии и Украины, признание Россией Центральной Рады, вывод российских войск из Карса, Ардагана и Батума, восстановление невыгодного для России торгового договора 1904 и тому подобное. Всего было подписано 6 документов: мирный договор России с государствами Четверного союза (из 13 статей), заключительный протокол и дополнительные договоры с каждым из этих государств. Брестский договор содержал очень тяжелые условия для России, но был своеобразным компромиссом с Германией, вывел Россию из войны, дал ей возможность мирной передышки. Страны Антанты и США еще пытались не допустить ратификации договора, обещая оружие и деньги, если Россия будет воевать. В ноте от 5 марта советское правительство спрашивал правительство США, может ли Россия в случае возобновления военных действий конкретно «рассчитывать на поддержку США, Великобритании и Франции в борьбе против Германии».
24 «Грамота ко всему украинскому народу» от 29 апреля 1918 года, ее содержание и характеристика. Грамота ко всему украинскому народу - первый официальный документ украинского государства. Обращение программного характера гетмана Павла Скоропадского. Обнародованные 29 апреля 1918 года, в день свержения ним Центральной Рады. Провозглашал установление единоличной власти гетмана. «Грамота ко всему украинскому народу» сообщала украинское население о свержении Центральной рады и правительства Украинской Народной Республики, а также провозглашала установление диктатуры гетмана Павла Скоропадского к времени избрания всеукраинского парламента - Сейма. В «Грамоте» подчеркивалось, что после заключения Брестского договора и освобождения Украины войсками Центральных государств, правительство Украинской Народной Республики не смог обеспечить выполнение международных договоренностей, а также оказался не способным установить политический и социально-экономический порядок в стране. В связи с этим Павел Скоропадский принимал на себя временно всю полноту власти и объявлял себя гетманом всей Украины. «Грамота» предусматривала следующие шаги: Центральная и местные советы распускались, а министры и их заместители, представляли предыдущее украинское правительство, освобождались от должностей. Другие чиновники должны были выполнять свои функции. Все постановления и распоряжения Центральной Рады, Временного правительства России отменялись. Частная собственность провозглашалась основой культуры и цивилизации. Устанавливалась полная свобода купли-продажи земли. В крупных землевладельцев предполагалось отчуждение участков земли по их настоящей стоимости в пользу земледельцев. Открывался пространство торговли, частному предпринимательству и инициативе. Обещалось возобновить политический, хозяйственный и общественный порядок, обеспечить основные права граждан, в частности, пролетариата, и выбрать на основе нового избирательного закона украинский Сейм. В конце «Грамоты» гетман призвал все население страны, независимо от национальности и вероисповедания, помогать ему развивать Украинское Государство.
25.законы о временном государственном устройстве... Форма правления, которая была введена по П. Скоропадского можно считать переходную к президентской республике. Вызывает ют возражения выводы тех авторов, которые считают, что произошел возврат к монархии. В заявлении Совета Министров Украинского государства от 10 мая 1918 подчеркивалось: "Гетман не думает стать самодержцем. Название Гетьман это воплощение в исторической национально-украинских форме идеи независимости и свободной Украине". Поскольку парламентская республика Центральной Рады показала полную несостоятельность, вызывает понимание поиск П. Скоропадсь кем такой формы правления, которая помогла бы государству выйти из тяжелого кризиса. Сначала для наведения порядка нужна была диктатура, а уже потом "ни диктатура высшего класса, ни диктатура пролетариата, арншомирна участие всех классов общества в политической жизни края" (II. Скоропадский). Идея кратковременной сильной власти нашла отражение в "Зако нах о временном государственном устройстве Украины "от 29 апреля 1918 года. Вместо названия государства "Украинская Народная Республика" было | <иаиовлено новую - "Украинское государство". Гетман был высшим органом власти. Ему принадлежала вся полнота иамшодавчои и исполнительной власти. Гетман выступал также как "наиболее ишщий керовничий всех отношений украинского государства с зарубежными иержавамы" и "верховный воевода украинской армии и флота". Помимо этого он осуществлял помилування.Закон имел силу только после утверждения его гетманом. Как ииже говорилось, сильная власть должна была действовать "до избрания Сей му". О необходимости избрания Государственного Сейма в будущем речь шла в "Грамоте ко всему украинскому народу". Обострение политической ситуации в стране поставило гетмана пе ред проблемой обеспечения руководства государством в случае неперед-виденных обстоятельств. В связи с этим 1 августа 1918 принимается И иимчасовий закон о верховное управление государством на случай и МЭРТ, тяжелой болезни и пребывания за пределами светлейшего мама гетмана всей Украины ". При этих обстоятельствах власть переходила к Коллегии Верховного правителей государства, состоящая из трех человек: "одного правителя заранее определяет сам господин Гетьман, одного иибирае Государственный Сенат и одного выбирает Совет Министров". Коле-е по возглавлял Председатель, которого назначал сам Гетьман. Решение Коллегии принимались большинством голосов. УСТАНОВКА ВЛАСТИ ДИРЕКТОРИИ В августе 1918 г. ВМЕСТО УКРАИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО Союза, созданного в мае 1918 г. оппозиционные гетманата УКРАИНСКИЙ социалистические партии, было образовано УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ (УНС). В его состав вошли: УКРАИНСКИЙ эсеры, УКРАИНСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ, УКРАИНСКИЙ социалистов-федералистов, ряд мелких ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. На переговорах с представителями гетманата РУКОВОДИТЕЛИ УНС ПОСТАВИЛИ следующие требования: проведение аграрной реформы с целью ликвидации крупного землевладения и обеспечения землей трудового крестьянства; установление демократических свобод; ПОДГОТОВКА демократического избирательного закона. 14 НОЯБРЯ 1918 г. Павел Скоропадский издал грамоту о федерации УКРАИНА С РОССИЕЙ (он имел в виду РОССИЮ БЕЗ ВЛАСТИ БОЛЬШЕВИКОВ). Отречение от государственной самостоятельности гетман рассчитывал КАК НЕ НА ПОМОЩЬ, ТО ХОТЯ БЫ НА благосклонность со стороны дипломатов Антанты. П. Скоропадский назначил НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА. В котором преобладали политики пророссийской ориентации. ЭТИ СОБЫТИЯ ускорило начало антигетманского восстания. Ночью на 14 НОЯБРЯ 1918 Г. В КИЕВЕ СОСТОЯЛОСЬ ТАЙНОЕ ЗАСЕДАНИЕ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СОЮЗА, где рассматривался вопрос о вооруженном выступлении против режима П. Скоропадского. ПРИСУТСТВОВАЛИ отклонили идею немедленного возобновления УКРАИНСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАДЫ. На этом заседании был избран временный верховный орган УКРАИНСКИЙ Народной Республики - Директория в составе Владимира ВИННИЧЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ), Симон Петлюра, Ф. Швец, А. МАКАРЕНКО И П. АНДРИЕВСКОГО. Директория создавалась с конкретной целью - ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ гетманского режима. После осуществления этой ЦЕЛИ И предполагалось по-новому определить формы государственной организации УНP. . ПОБЕДА антигетманского восстания. 15-ЛЙСТОЛАДА Директория переехала в Белую Церковь, ВБЛИЗИ которой дислоцировались отряды сечевых стрелков. В этот же день было распространено обращение ДИРЕКТОРИИ К ГРАЖДАН УКРАИНЫ, призывающее к антигетманского восстания. ОТ СВОЕГО ИМЕНИ С. Петлюра ОБРАТИЛСЯ К НАРОДУ С Универсала, где ПРИЗВАЛ ПОДДЕРЖАТЬ восстание против гетманского режима. Эти призывы нашли поддержку, и вскоре петлюровских отрядов разрослись в крупные повстанческой армии. 16 НОЯБРЯ 1918 г. отряды сечевых стрелков ЗАНЯЛИ Белую Церковь и Фастов и ВЫСТУПИЛИ в направлении Киева. УЖЕ В ПЕРВОМ БОЮ, который состоялся 18 ноября 1918 г. под Мотовиловка (30 км от Киева), ПОВСТАНЦЫ нанесли поражение гетманских войск в составе полка Сердюк и офицерских жен. На сторону Директории перешли ЭЛИТНЫЕ, но немногочисленные ГЕТМАНСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ - ЗАПОРОЖСКАЯ И СИРОЖУПАННА ДИВИЗИИ. 14 ДЕКАБРЯ 1918г. Войска Директории после двухдневного ОБЩЕГО ШТУРМА овладели Киевом. В этот же день П. Скоропадский подписал грамоту о отречение от власти и под охраной немецкой ВОЙСК уехал в Германию.
Образования ЗУНР. Официальная передача власти в Галичине полякам была назначена на 1 ноября 1918 г. Украинские нациоцально-патриотические силы решили опередить поляков. Военный комитет, который был создан еще в сентябре принимает решение занять до утра все важнейшие стратегические объекты Львова - почту, банки, телеграф и т.п.. В ноябре украинские взяли власть во всей (Восточной Галиции. Ее установки проходило бескровно, без жертв, как среди военных, так и среди мирного на селення.У воззвании от 1 листпттяпя 1918г. Украинские Нацио нальную Рада провозгласила создание национальной дер дарства, ее название и территорию определил Закон от 13 ноября 1918 «Государство... называется Западноукраинская Народная Республика», она представляет собой прежние австрийских коронных краев Галичины с Лодомерии и Буковины и с украинскими частями бывших венг ских столиц (комитатов). Закон утверждал государств ну самостоятельность ЗУНР.
Судебная система ЗУНР Прпцивникам судебных органов предлагалось принести присягу на верность украинскому народу и государству. Те, кто скомпрометировал себя антиукраинской деятельностью и убеждениями, были звильнени.У феврале 1919 г. Государственный секретариат судебных дел получил поручение провести судебную реформу. Вся территория ЗУНР была разделена на 12 судебных округов и 130 судебных уездов. Соответственно, предстояло выбрать окружные и уездные суды. Предоставлялась гарантирована мож ность выбрать своих судей национальным меньшинствам: поляки должны были выбрать 25 судей, евреи - 17.У феврале 1919 г. принимается ряд законов, направленных ванных на совершенствование деятельности судебных органив.Закон «сокращении подготовительной судебной службы» сократил срок стажировки судей с трех до двух ро ков. Закон «О временном прекращении деятельности суда присяжных» прекратил выборы присяжных в связи с условиями военного времени. Были приняты также законы о переходе судопроизводства на украинском языке, о введен ния демократических принципов судопроизводства. Законом от 11 февраля для рассмотрения уголовных дел в уездах создавались временные трибуналы. В их состав входили председатель и два члена. Согласно закону от 15 лю того создавались две высшие судебные инстанции: Высший суд и Высший государственный суд. К их избрания функции второй и третьей судебной инстанции выполняли Отдельный судебный сенат второй инстанции и Отдельный судебный сенат третьей инстанции. Они были созданы 8 марта 1919 при окружном суде в Станиславе. Местные органы власти Местные власти и управления. 1 ноября 1918 украинские - Национальный Совет провозгласил ликвидацию на всей территории государства старых органов местной власти и управления и призвала народ к созданию новых, украинский. В течение месяца выборы в местные органы владТГупьравл1нШиройшлы на всей территории ЗУНР. Такими органами стали: в селах и городах - общественные и городские комиссары; в уездах-уездные комисдрди. Во всех адмТй1сТ: РТИ № НТ5 "-терит6рТа1иьних единицах были створениьгприбичш совета.", Которые выполняли функции до Радча органа. Уездного комиссара назначал государственный секретарь внутренних дел, а сельских, городских комиссаров и "приближенным" ради избирало население. По закону "О администрацию Западноукраинской Народной Республики" от и6щшшадаЛ9ИЦ> глазу уездный коми сар был высшим представителем власти в уезде. Он утверждал об ране кандидатуры сельских и городских комиссаров. Ему предстояло пра но роспуска "приближенным" советов и назначении новых выборов к ним. Кроме цого уездные комиссары должны были: 1) оберегать интересщк-раинской государственности и противодействовать любым попыткам нанести ей вред, 2) орйймапппзиЖивид служащих уездных служб, 3) при-кцщцзишення в случае отказа австрийских служащих от ис нения своих обязанностей; 4) утверждать распоряжение уездных Властей, 5) давать разрешение на ношение оружия гражданскому населению, 6) идийснюваты надзор за делопроизводством всех государственных органов и служ бовых лиц в уезде. Закон регламентировал также порядок выборов, структуру и функции "приближенным" национальных рад.Таким образом, в короткий срок было сформировано достаточно четкую (др. гема центральных и местных органов власти и управления. Следует согласиться с А. Субтельным в том, что "чрезвычайно быстрое и эф-Ювне создание административного аппарата представляло собой достиже ния, что его могли повторить редко какие из новых восточноевропейских псржав, не говоря уже о правительствах Восточной Украины ". УНР
Конституция УССР 1919. III Всеукраинский съезд Советов открылся 6 марта 1919 г. в Харькове. На съезде были заслушаны военное, продовольственное и земельный вопрос, а также принята Кон ституция УСРР.Спочатку проект Конституции УССР был обсужден на III съезде КП (б) У, который состоялся в начале марта 1,919 г. Съезд признал необходимым принять для УССР Конституцию РСФСР, допуская ее изменения в зависимости от местных умов.Прийнята на III Всеукраинском съезде Советов Консти ституцию УССР становится юридической основой государственного бупив-ипитва в советской Украине. Текст Конституции УССР Оуттево отличался от Конституции РСФСР как за обся ние, так и за змистом.Конституция УССР состояла из четырех разделов: I. Общие положения; II - Конструкция советской ИЦ; III - Декларация прав и обязанностей трудящегося и ■ и и м луатованого народа Украины; IV - О гербе и пра пор УССР. Второй раздел подразделялся на подразделы: А. - Организация центральной власти и Б. - Организация советской власти на мисцях.У Декларации определялась социальная основа новой государственности - диктатура пролетариата и ее политическая основа - система Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Конечно, провозглашение диктатуры туры пролетариата было фикцией, фактически объявлю лась диктатура большевистской партии., Высоким оргадожлады Конституция объявила | Всеукраинськ.ийп "ИЗ Раа в период между съездами -] Все \ траТнькйы ~ пеньггьниьй" вИКонавчйй_Комите? который создавался зьиздомивидг £ ОВИдав перегг ним. ВУЦИК формировал правительство - [Совет Народных Комисаривдяка стекла далась из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты. В организации и деятельности высших органов власти и управления не было разделения на ветви власти. Даже РНК имела право издавать законы.
Образование Рядянской судебной системы. Ликвидация судебной системы, правоохранительных органов, остатков структур государственного аппарата царского ре му, Временного правительства, Центральной Рады, Гетманата и Директории была составной частью большевистской программы. Юридическим оформлением советского судебного бу стройки в Украину было постановление Народного секрета риату Украины «О введении народного суда» от 4 января 1918 р.Народни суды уездов и городов были главным звеном судебной системы. По постановлению создавались участковые, уездные и городские народные суды. Постановления и решения на родного суда были окончательными и не подлежали апелляции ному и кассационном оскарженню.Постанова от 4 января 1918 предусматривала создание революционных трибуналов. 23 января 1918 принимается Положение о революционных трибуналах, в котором были регламентированы вопросы их организации и процессуальной формы дияльности.У первый год своего существования советская власть захватит лювалася идеей перераспределения компетенции между государств ми и общественными органами в пользу последних. Не обошло это и судебную систему. Постановлением Народного секретариата от 20 января 1918 г. с подсудности народно го суда изымался целый ряд дел. Так, жилые вопро ния передавались на рассмотрение жилых камер при место вых советах, земельные вопросы подлежали рассмотрению в крестьян ских земельных комитетах, дела, связанные с социаль ним страхованием, рассматривались в страховых органах, примирительных камерах, трудовые споры должны были раз вьязуватися в отделах работы местных рад.19 февраля 1919 СНК УССР принял Декрет о суде, которым отменялись все суды, организованные перед Нимы режимами. Среди юридических актов, которые формировали судебную систему, следует назвать Временное положение о народных судах и революционные трибуналы УССР от 20 яростно го 1919 г., Декрет СНК УССР «Об утверждении Верхов ного кассационного суда» от 16 апреля 1919г. Инструкцию НКЮ УССР «О судоустройстве» от 12 мая 1919 г. В системе судов, которые создавались советской вла дой, центральное место принадлежало революционным трибу налам, которые создавались по одному на губернию. Чи-, сельний состав трибунала устанавливал губисполком, но он не мог быть меньше 15. Дела рассматривались в составе 5, а с марта 1920 г. - в составе 3 членов трибу нала. Члены трибунала избирались губисполкомами сроком на 6 месяцев. Предварительное следствие осуществляли особые народные следователи. Для выполнения функций зови нувачення и защиты создавались коллегии обвинителей и коллегии правозащитников. К компетенции трибуналов относились дела о контрреволюционные преступления, государственную измену
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.165 (0.022 с.) |