Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика военного коммунизма, причины введения и последствия

Поиск

Военный коммунизм - название внутренней политики Советского государства, проводившейся в конце 1917 - 1921 годах во время Гражданской войны. Основной целью было обеспечение городов и Красной Армии оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все нормальные экономические механизмы и отношения были разрушены войной. Решение о прекращении военного коммунизма и переход к НЭП было принято 21 марта 1921 года на X съезде РКП (б).

Огосударствление промышленности

Огосударствление промышленности производилось в форме национализации. Национализация касалась не только крупных, но и средних и мелких предприятий. Осуществить ее единственным актом оказалось невозможным (как невозможно в наши дни сразу осуществить приватизацию). Появилось понятие «красногвардейской атаки на капитал», суть которого заключалась в «переваривании» управленческими органами государства отчужденных у собственников предприятий. Социализация земли и национализация банков, железных дорог, морского и речного транспорта начались еще в конце 1917, в мае 1918 состоялась национализация сахарной промышленности и заводов транспортного машиностроения, в июне 1918 - нефтяной, промышленности и крупных предприятий всех других отраслей. С лета 1919 ускоренными темпами национализировались средние предприятия, а с 29 октября 1920 - все мелкие предприятия. Органы управления не успевали «переваривать» предприятия, вследствие чего они останавливались [3].

Национализация не уничтожила отчуждения рабочей силы от средств производства, но ликвидировала хозяина-собственника. Новый хозяин в лице государственного органа не имел материального интереса, был безликим к абстрактности и неспособным ежедневно заниматься конкретным производством. Появилась объективная потребность в разработке критериев и нормативов, которые можно было бы приложить ко всем управляемых объектов одновременно. Налаживание учета огромной массы натуральных показателей, разработка смет, планов и отчетов, организация пооперационного контроля и проверка всегда завышаемых заявок требовали огромной армии учетчиков и контролеров такого количества честных специалистов не было, и не могло быть.

Централизация

Над огосударствленными предприятиями начал стремительно разветвляться управленческий аппарат в виде главков (главных управлений) Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), центров, трестов и т.д. Вся эта система известна еще и под названием «главкизм». Главные комитеты (Головпраця, Головторф, Головтекстиль, Головшкира, Головодяг, Головпал, Голов-крахмал и другие) стали основой управления важнейшими отраслями экономики. В них сосредоточен весь распределение сырья и полуфабрикатов и продукции. Все промежуточные звенья в управлении отменялись: гл. комитеты непосредственно руководили предприятиями и прямо подчинялись Президиума ВСНХ. Схема управления была направлена ​​на воплощение в жизнь умозрительных схем бестоварных экономики, пыталась осуществить неосуществимое - наладить управление из одного центра всей массой предприятий.

Система распределения и продовольственная программа

Шагом в направлении коренной реорганизации производственных отношений в духе коммунистической доктрины был декрет «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства» от 21 ноября 1918 года. Декрет возлагал на наркомат продовольствия обязанности по заготовке и распределения среди населения всего того, что оно приобретало ранее через торговлю.

Руководствуясь логикой декрета, заготовители начали налагать на крестьян обязательные задания, раскладывая их по дворам, селах, волостях и уездах. В этих условиях стала неизбежной появление продразверстки (в украинском языке существует и российский заменитель: продразверстка). Декрет Совнаркома о хлебной и фуражной раскладку появился 11 января 1919 года. Сначала продроз-верстка охватывала лишь хлеб и фураж, впоследствии распространилась на картофель и мясо, а в 1920 - на все продовольствие.

Раскладка не была налогом, поскольку не привязывалась к объему продукции в определенном процентные. Величина ее определялась двумя факторами: потребностями государства в продовольствии и способностью наркомпроду и его военизированных подразделений изымать продукцию у крестьян. То есть, продразверстка была реквизицией.

В городах была введена система «пайков», которые распределялись по «классовому принципу»: больше - высшим чиновникам аппарата, почти ничего - так называемым «нетрудовых элементов» и членам их семей. Таким образом, сфера торговли сужалась, она все больше превращалась в незаконную, с точки зрения власти, деятельность. Сначала карточная система распространилась на хлеб, сахар, соль, спички, мыло, керосин, впоследствии - на молоко и молокопродукты, табак, обувь и т.п.. Следует указать, что система распределения продовольствия была крайне неэффективной, влечезна работа по учету и раздачи пайков не была, да не могла быть, сделана в полном объеме при отсутствии отлаженной системы и специалистов. Вследствие этого значительная часть, а иногда и большинство, продовольствия просто не распределялось и лежало в городах скаладах, хотя одновременно население страдало от нехватки пищи.

Частная торговля запрещалась, были национализированы частные торговые заведения, оптовые склады, торг фирм. На практике этот запрет нарушался и приводило к взлету спекуляции.

Проводилась политика натурализации зарплаты, т.е. предоставление трудящимся продовольствия и предметов широкого потребления бесплатно или по твердым ценам вместо всей или части зарплаты. Такая мера была вызвана параличом денежного обращения, нуллификации денег [4], острой нехваткой товаров широкого потребления и низкой оплатой труда. Тенденция к повышению натур, части оплаты труда росла и в кон. 1920 достигла почти 100%.

15 июля 1920 появился декрет российского Совнаркома «О расчетные операции», действие которого немедленно распространилась на территорию Украины. Провозглашалось, что все учреждения, предприятия и организации, не требующие каких-либо изделий, материалов или продуктов, обязаны для получения их обращаться в соответствующие распределительные советские учреждения. Покупка на свободном рыночные запрещалась. Расчеты между учреждениями и предприятиями могли осуществляться только в безналичной форме.

В декабре 1920 года развернулась непосредственная подготовка к отмене денежного обращения. Был подготовлен проект замены денег «Трод» (трудовыми единицами). Накануне запланированного отмены денег (которое так и не состоялось), 4 декабря 1920 года Ленин подписал «Декрет о бесплатном отпуске продовольственных продуктов и предметов широкого потребления».

Земельный вопрос

Уничтожение рыночных отношений, которое составляло центральный пункт коммунистической доктрины, требовало полной ликвидации частной собственности на средства производства. То есть речь шла не только об экспроприации буржуазии и помещиков, но и о ликвидации мелких собственников, которые использовали в основном семейную труд и обходились без постоянного использования наемной рабочей силы [5]. Десятки миллионов таких собственников (крестьян, кустарей, ремесленников, мелких торговцев) большевики называли «мелкой буржуазией». В принятой весной 1919 года партийной программе подчеркивалось, что РКП (б) рассматривает организацию советских и коллективных хозяйств как единственно возможный путь к повышению производительности земледельческого труда. Фактически же речь шла не об эффективности производства, а о превращении крестьян в таких же работников огосударствленных предприятий, которыми были промышленные рабочие. Поэтому при перераспределении земли власть стремилась как можно больше земель помещичьих имений превратить в совхозы, коммуны, артели и т.д., а не дать землю крестьянам.

В конце 1918 года при непосредственном участии В. Ленина был подготовлен декрет «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию». Его основное содержание определялся одной фразой: «На все виды единоличного землепользования надо смотреть как на преходящие и отживающие». Текст декрета был опубликован только 14 февраля 1919 года, после его апробации на Всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун.

Во второй половине 1920 года стала зримой опасность коллапса производства вследствие огромного недосева. Недосев стал непосредственным результатом продразверстки. Зная, что произведенную продукцию заберут, крестьяне собирались сеять только для собственных нужд.

Чтобы предупредить такую ​​опасность, В. Ленин вносит на VIII Всероссийский съезд Советов законопроект «О мерах по укреплению и развития крестьянского сельского хозяйства». Отказываясь от немедленного введения совхозов и коммун, государство теперь желала дополнить раскладку крестьянской продукции раскладкой засева земли. Считалось, что двойная раскладка позволит предотвратить ожидаемому катастрофическом сокращению посевов.

Съезд утвердил законопроект 23 декабря 1920. Государственными «уроками», которые должны быть доведены до каждого двора, крестьяне возвращались в положение, в котором находились до отмены крепостного права 19 февраля 1861.

Последствия

Политика военного коммунизма сломала хозяйство, именно ее следствием стало резкое сокращение производства зерна. Одновременно с обострением дефицита продуктов питания большие районы Южной России и Украины охватила засуха, следствием чего стал голод 1921-1922 годов, унесший жизни сотен тысяч людей на Украине и еще больше в Поволжье. Но - в отличие от своего будущего поведения - советское правительство не скрывал наличия голода и организовал в стране и за рубежом массовую кампанию помощи голодающим.

Катастрофическое положение в экономике привело к резкому росту недовольства большевиками, вылившееся в военные мятежи, большие забастовки и крестьянские восстания, в 1921 году охватили Россию и Украину. Хотя Красная армия и ЧК беспощадно подавляли эти восстания, Ленин был вынужден признать провал политики военного коммунизма и необходимость пойти на уступки, особенно крестьянам.

В работе «О продовольственном налоге» (апрель 1921 года) Ленин охарактеризовал свою предыдущую политику, которую многие в большевистской партии требовал продолжить, в недвусмысленных выражениях: «Такая политика была бы глупостью и самоубийством той партии, которая попыталась бы ее. Глупостью, ибо эта политика экономически невозможна, самоубийством, потому что партии, которые пробуют подобную политику, испытывают неминуемого краха»

 

И универсал УЦР

Продолжая традиции украинского народно-ва звольного движения, Центральная Рада свои обращения к народу оформляет в виде универсалов. За время существований ния Центральной Рады было принято четыре Универсала. И Универсал был провозглашен 10 июня 1917 при за тии II Всеукраинского военного съезда. В нем, в частности, говорилось, что «мы, Украинская Центральная Рада, выдаем этот Универсал ко всему нашему народу и оповещаем: отныне мы сами творить нашу жизнь». В Универсале подчеркивалось, что никто лучше украинского инцив не может знать, какие законы будут для них лучше. Никто лучше украинских крестьян не может знать, как распоряжаться своей землей. Отмечалось, что украинский народ надеялся на помощь Временному правительству, но последний оттолкнул его протянутую руку. В Универсале говорилось, что Центральная Рада выдвинула такие требования к Временному правительству: утвердить при Тем временном правительстве пост комиссара по украинским делам; местные власти в Украине должен возглавлять комиссар, представляющий Временное правительство и утвержден в должности Центральным Советом, доля денег, собираемых в виде налогов с украинского народа, должна залы гордиться в Украине. Все эти требования Временное правительство от бросил. В связи с этим украинский народ вынужден сам позаботиться о своей судьбе. С тех пор каждое село, каждая управа, уездная или земская, должны поддержи вать тесные организационные связи с Центральной Радой.

 

6. Генеральный Секретариат Украина: образование, состав, деятельность, и его компетенция.

Согласно И универсалом 10 июня 1917 было создано первое украинское правительство - Генеральный секретариат. За IV универсалом Генеральный секретариат был преобразован в Совет Народных Министров. Генеральный секретариат состоял из Генеральных секретарств, которые возглавляли генеральные секретари. Количество генеральных секретарств то уменьшалась, то возрастала. В первый состав Генерального секретариата входило девять человек: В. Винниченко - председатель и генеральный секретарь внутренних дел, П Христюк - генеральный писарь, Х. Барановский - генеральный секретарь финансов, С. Ефремов - генеральный секретарь межнациональных дел, С. Петлюра - генеральный секретарь военных дел, Б. Матрос - генеральный секретарь земельных дел В.Садовський - генеральный секретарь судебных дел, И. Стешенко - генеральный секретарь образования и М. Стасюк - генеральный секретарь пищевых дел. С утверждением Генерального секретариата было положено начало процессу разграничения законодательной и исполнительной властей. 29 июля 1917 Малая рада утвердила Устав Генерального секретариата. Устав определял взаимоотношения между Генеральным секретариатом и Малой советом, порядок деятельности правительства, законодательную процедуру. Генеральный секретариат был подотчетен Малой рады. В августе 1917 года действие устава было заменено на Инструкцию Временного правительства Генеральному секретарству от 4 августа 1917 года. Инструкция ограничивала деятельность украинского правительства территориально. Во времена своего существования Генеральный секретариат провел 30 заседаний, на которых было рассмотрено около 100 вопросов внутренней и внешней политики. Генеральный секретариат подготовил проекты постановлений Пленума Центрального совета о введении украинских прогрессивно подоходного налогообложения в размере 25% однодневного заработка. На заседании Генерального секретариата рассматривались вопросы судоустройства, военного строительства. Особое место занимали вопросы внешней политики. Правительство 15 сентября 1917 принимает постановление, устанавливала штрафы: по одному рублю за каждую минуту опоздания. 12 октября 1917 Генеральный секретариат разработал и утвердил Декларацию, которая расширила его полномочия, ограниченные Инструкции Временного правительства. Свои решения Генеральный секретариат принимал в форме деклараций, постановлений, инструкций. Официальным органом правительства был «Вестник генерального секретариата».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.76 (0.012 с.)