Демократизация суспыльного и государственной жизни в СССР в годы «перестройки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демократизация суспыльного и государственной жизни в СССР в годы «перестройки»



Постепенно в республиках происходила либерализация общественно-политической жизни.

С 1986 г. на волю выпускали диссидентов, которые были изолированы от общества. С тюрем, концлагерей и ссылки в Украину вернулся более 300 политзаключенных. Среди них Чорновил, М.Горынь, позже Л.Лукьяненко. Из Уголовного кодекса УССР были изъяты статьи, по которым судили людей за их идейные убеждения или даже за критическое слово в адрес партийно-государственной власти.

Новым явлением общественной жизни в условиях «перестройки» стала провозглашенная сверху «гласность», которая постепенно переросла в свободу слова.

Власть была отменить цензуру на средства массовой информации. Этого требовали демократические силы, в республиках появилось немалое количество внецензурного изданий, газет, журналов. Прекратилось «глушения» зарубежных радиостанций.

Благодаря «гласности» люди стали получать беспристрастную информацию и делать собственные выводы о событиях общественной жизни; обществе назревало размежевание политических сил.

Демократические силы требовали от властей восстановления начатой ​​в хрущевскую «оттепель» реабилитации репрессированных лиц и незаслуженно забытых имен.

В Украине со второй половины 1988 г. началась реабилитация тех, кто был безосновательно осужден в 30-40-х и начале 50 лет. Для координации этой работы была создана специальная республиканская комиссия.

Уже на начало августа 1989 г. было реабилитировано более 59 тыс. человек, которые несправедливо пострадали от репрессий тоталитарного режима.

Однако работа в этом направлении проводилась непоследовательно. Оставались нерассмотренными в судебном порядке дела еще 370 тыс. человек. Властные структуры не реагировали на требования общественности реабилитировать людей, которые преследовались властями и были осуждены и 60-80-х годах.

В июне 1988 г. в центральном руководстве возникла идея активизировать народное представительство и использовать его в укреплении партийной власти.

Замысел состоял в постепенной передаче власти от партийного аппарата в государственные органы. Было решено совместить должности секретарей партийных комитетов с введенными должностями председателей Советов (областей, городов, районов). Планировалось пропустить местных партийных руководителей через выборы, обеспечив единство партийной и государственной власти.

Но партаппарат, который сначала согласился с таким решением, вскоре побоялся, что избиратели могут не поддержать партийную номенклатуру на тайных выборах, и поэтому добился отмены этого нововведения.

Тогда было объявлено о выборах делегатов Съезда народных депутатов СССР и предложен новый избирательный закон.

Впервые в советские времена этот закон содержал элементы альтернативности, предусматривая выборы депутата из нескольких кандидатов. Но, вместе с тем, отдавал треть мест представителям партийной номенклатуры, а также общественных организаций, находившихся под влиянием Коммунистической партии. Вследствие этого значительная часть депутатов так и не избиралась избирателями, а фактически предназначалась партийным аппаратом.

В марте - мае 1989 г. состоялись выборы делегатов Съезда народных депутатов СССР Это были первые свободные выборы в советское время. В состав депутатов наряду с коммунистической номенклатурой были представителями де демократического сил.

В мае того же года начал свою работу Первый съезд народных депутатов СССР. Депутатский корпус Украины с учетом представителей общественных организаций составлял 321 человек, из них около 50 были сторонниками демократических реформ. Избиратели частично использовали имеющиеся возможности, чтобы выразить недоверие кандидатам консервативного партаппарата, в частности выразили недоверие председателю Киевского горисполкома, командующим Черноморским флотом и Южной группой войск. Тогда же на выборах проиграли первые секретари четырех обкомов Компартии Украины: Ворошиловградского, Закарпатской, Львовской, Черниговского, а также первый секретарь Киевского горкома партии.

Горбачев, инициатор всех «перестроечных» процессов, тоже стал восприниматься неоднозначно. «С кем ты Михаил Сергеевич?» - Таким был лозунг транспарантов на многочисленных в те годы митингах.

Летом 1989 г. на арену политической борьбы вышел рабочее движение.

В условиях социальной напряженности особенно активно заявили о себе шахтеры. их забастовка - первый открытый за много десятилетий охватил важнейшие угледобывающие регионы Союза: Воркуту и ​​Кузбасс, на Украину - Донбасс и Львовско-Волынский угольный бассейн.

Шахтеры выразили недоверие забюрократизированным профсоюзам. Правительство вынуждено было признать справедливыми экономические требования стра ков и принял меры для их удовлетворения. После возобновления работы шахт забастовочные комитеты Донбасса не распускались, они стали одной из форм общественно-политической активности рабочих.

Забастовка шахтеров показал, что рабочее движение политизируется, он перестал доверять профсоюзным лидерам, которые представляли официальную партийную номенклатуру.

Перестроечные процессы в Украине в целом совпадали с общесоюзными общественными преобразованиями.

Украинская официальная власть неуклонно придерживалась политики центрального руководства. Сам Горбачев, как и его предшественники, хорошо осознавал значение Украины для Союза и до последних дней своего лидерства пристально следил за ситуацией в республике, пытаясь любой ценой удержать ее в составе СССР.

Став Генеральным секретарем, он уже в июне 1985 г. прибыл в республику, демонстрируя в выступлениях и разговорах свою приверженность идеям сохранения целостности СССР.

Изменения, которые происходили в Украине, существенно отставали от соответствующих процессов в других республиках, особенно Прибалтийских. В то время как у них проводились изменения в составе высшего партийного руководства, первым секретарем ЦК Компартии Украины вплоть до осени 1989 г. оставался В. Щербицкий, имевший репутацию консерватора.

Окружение Щербицкого отдавало предпочтение командно-административным методам руководства, соблюдалось централизма и строгой регламентации всех сфер жизни общества. Проблемы развития государственности Украины, по мнению В. Щербицкого, вообще не существовало. Украинский народ, утверждал он, удовлетворившись социалистической государственностью, достиг подлинного национального возрождения.

Ничего не изменилось в политике Компартии Украины и за наследника Щербицкого В.Ивашко, который изначально продемонстрировал полную преемственность политического курса предшественника.

Занимая на протяжении десятилетий монопольное положение в украинском обществе, почти трехмиллионной Компартия Украины не была подготовлена ​​к деятельности в условиях конкуренции, которую начали создавать ей демократические силы, в частности, Народный Рух, Украинский Хельсинский Союз, Ассоциация «Зеленый мир» и другие.

Руководящая партийная элита не желала прислушиваться к голосу критически мыслящих коммунистов, которые в условиях «перестройки» предлагали, чтобы Компартия Украины вышла из состава КПСС, провозгласила свою самостоятельность и проводила политику в интересах украинского народа. Руководство Компартии Украины отклонило такие предложения и продолжало идти традиционным курсом, который формировался в Москве и не учитывал национальные особенности и назревшие потребности республики.

Первые шаги демократизации политической системы не внесли существенных изменений в правовое положение союзных республик. Поэтому в конце 80-х годов требования демократических сил обеспечить реальную самостоятельность республик активизировались.

В ноябре 1988 г. государственный суверенитет провозгласила Эстония. О государственном суверенитете также заявили Литва, Латвия, Азербайджан, Молдова. 12 июня 1990 была принята Декларация о государственном суверенитете России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.26.137 (0.005 с.)